Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна

Задача иммерсивных технологий - стереть грани между реальным и вымышленными мирами. К иммерсивным технологиям относятся технологии виртуальной и дополненной реальностей. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к применению данных технологий. Возможности освоения технологий рассмотрены на примере дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Эта дисциплина ведется для обучающихся направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Дисциплина посвящена применению в образовании одной из сквозных цифровых технологий - технологии виртуальной и дополненной реальности. Для освоения дисциплины «Иммерсивные технологии обучения» используются возможности технопарка универсальных педагогических компетенций. Магистранты знакомятся с иммерсивным подходом в образовании, проводится обзор систем виртуальной и дополненной реальности, обсуждаются принципы проектирования образовательных VR/AR приложений. Рассматривается история иммерсивного подхода. Обсуждается применение элементов технологий AR и VR на уроках и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей, в профессиональном образовании. Для дисциплины разработан массовый открытый онлайн курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR THE USE OF IMMERSIVE LEARNING TECHNOLOGIES

Immersive technologies are understood as technologies involving human interaction with space and information in environments of varying degrees of virtuality created by means of electronic devices. The article discusses the features of preparing future masters of pedagogical education for the use of these technologies. The possibilities of mastering technologies are considered on the example of the discipline "Immersive learning technologies". This discipline is conducted for students of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The discipline is devoted to the use in education of one of the end-to-end digital technologies - the technology of virtual and augmented reality. To master the discipline "Immersive Learning Technologies", the possibilities of the technopark of universal pedagogical competencies are used. Undergraduates get acquainted with the immersive approach in education, review virtual and augmented reality systems, and discuss the design principles of educational VR/AR applications. The history of the immersive approach is considered. The application of elements of AR and VR technologies in the classroom and in extracurricular activities, in the additional education of children, in professional education is discussed. A massive open online course has been developed for the discipline.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

На заключительном этапе конкурса финалисты демонстрируют управленческие и коммуникативные компетенции в рамках панельной дискуссии «Разговор с образовательными политиками». В ходе испытания конкурсанты отвечают на вопросы экспертов в сфере образования - представителей законодательной и исполнительной власти, высших учебных заведений, профессиональных сообществ и общественных организаций.

Дискуссионные вопросы финала конкурса направлены на обсуждение современных проблем в области географического образования: повышение престижа учительской профессии, личностное самоопределение школьников и роль учителя географии в их профессиональной ориентации, система профессиональной подготовки учителей географии, направления краеведческой работы в своем регионе, обновление современных учебников по географии, воспитательный потенциал географии, популяризация профессии педагога и др.

На этом этапе коммуникативные компетенции раскрываются в личностно-ориентированном отношении учителей в различных ситуациях профессиональной деятельности. Критериями оценки выступают: свободное владение материалом, личная позиция по обсуждаемому вопросу и ее аргументация, грамотность в формулировках, выводах, культура публичного выступления [8].

Управленческие компетенции конкурсантов проявляются в оценке современного состояния и выработке путей развития географического образования в стране и своем регионе. Оценка управленческих компетенций основана на следующих критериях: владение нормативно-правовыми основами в области образования, способность к стратегическому и тактическому управлению, умение проектировать траекторию персонифицированного личностно-профессионального развития.

Панельная дискуссия определяет победителя конкурса - лучшего учителя географии.

Конкурс профессионального мастерства не только выявляет лучшего учителя географии, но и выступает площадкой для реализации горизонтального обучения педагогов в формате Р2Р. Вне конкурсной программы финалисты проводят серию обучающих мастер-классов для учителей географии Нижегородской области и других регионов России, направленных на развитие профессиональных компетенций в соответствии со своей методической идеей. Таким образом, исходя из уровневой структуры персонифицированного развития педагогов, выход участников в финал может рассматриваться как достижение уровня мастера-эксперта, готового выстраивать свою индивидуальную траекторию профессионального роста до уровня «акме». Это наивысший уровень профессионализма учителя, который готов к наставничеству, менторингу, проведению обучающих тренингов для взрослых [2].

Выводы. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным средством персонифицированного развития учителей поскольку побуждают к построению индивидуальных треков профессионального роста. Оформление методической идеи и ее демонстрация в реальном педагогическом процесс является результатом осмысления и обобщения своего профессионального опыта, а организация мастер-классов для коллег выводит конкурсантов на качественно новый уровень.

Литература:

1. Дубровская, В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов / В.А. Дубровская // Вестник ТГПУ. - 2007. - Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА. - С. 35-40

2. Игнатьева, Г.А., Сдобняков В.В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 7.

3. Игнатьева, Г.А. Технология самоопределяемого обучения как новый формат дополнительного профессионального образования педагогов / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №4. - С. 162-183

4. Камерилова, Г.С. Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства / Г.С. Камерилова, И.В. Прохорова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 1.

5. Кривдина, И.Ю. Первый Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии» в Нижнем Новгороде / И.Ю. Кривдина, Н.В. Мартилова // География и экология в школе XXI века. - 2020. - № 10. - С. 44-47

6. Слободчиков, В.И. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования / В.И. Слободчиков, Г.А. Игнатьева // Нижегородское образование. - 2020. - №1. - С. 4-10

7. Соловьева, Ю.А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации / Ю.А. Соловьева, Е.А. Нагрелли //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. -№ 2(49). - С. 20-28

8. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография / Г.С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ, 2012. - 116 с.

9. Тулупова, О.В. Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности «Специалист - Профессионал - Эксперт» / О.В. Тулупова // Методист. - 2011. - №10. - С. 6-11

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Задача иммерсивных технологий - стереть грани между реальным и вымышленными мирами. К иммерсивным технологиям относятся технологии виртуальной и дополненной реальностей. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к применению данных технологий. Возможности освоения технологий рассмотрены на примере дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Эта дисциплина ведется для обучающихся направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Дисциплина посвящена применению в образовании одной из сквозных цифровых технологий - технологии виртуальной и дополненной реальности. Для освоения дисциплины

«Иммерсивные технологии обучения» используются возможности технопарка универсальных педагогических компетенций. Магистранты знакомятся с иммерсивным подходом в образовании, проводится обзор систем виртуальной и дополненной реальности, обсуждаются принципы проектирования образовательных VR/AR приложений. Рассматривается история иммерсивного подхода. Обсуждается применение элементов технологий AR и VR на уроках и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей, в профессиональном образовании. Для дисциплины разработан массовый открытый онлайн курс.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность.

Annotation. Immersive technologies are understood as technologies involving human interaction with space and information in environments of varying degrees of virtuality created by means of electronic devices. The article discusses the features of preparing future masters of pedagogical education for the use of these technologies. The possibilities of mastering technologies are considered on the example of the discipline "Immersive learning technologies". This discipline is conducted for students of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The discipline is devoted to the use in education of one of the end-to-end digital technologies - the technology of virtual and augmented reality. To master the discipline "Immersive Learning Technologies", the possibilities of the technopark of universal pedagogical competencies are used. Undergraduates get acquainted with the immersive approach in education, review virtual and augmented reality systems, and discuss the design principles of educational VR/AR applications. The history of the immersive approach is considered. The application of elements of AR and VR technologies in the classroom and in extracurricular activities, in the additional education of children, in professional education is discussed. A massive open online course has been developed for the discipline.

Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, immersive technologies, virtual reality, augmented reality.

Введение. В настоящее время происходит реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Одним из федеральных проектов, входящих в национальную программу, является федеральный проект «Цифровые технологии», в рамках которого были разработаны дорожные карты по «сквозным» цифровым технологиям.

Сегодня необходимость применения сквозных цифровых технологий в образовании закреплена на уровне Распоряжения Минпросвещения России от 18.05.2020 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [13]. Поэтому освоение будущими магистрами педагогического образования сквозных цифровых технологий является актуальной педагогической задачей. Одной из сквозных цифровых технологий, которая имеет множество преимуществ использования в образовательном процессе, является технология виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей.

Понятие AR/VR технологий тесно связано с понятием искусственных сред обучения и иммерсивностью. Задача иммерсивных технологий - стереть грани между реальным и вымышленными мирами [7].

Возможности освоения иммерсивных технологий будущими магистрами рассмотрим на примере подготовки магистрантов направления «Педагогическое образование», профиль «Цифровая педагогика» в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. В статье [9] представлен опыт проектирования цифровой образовательной среды будущими магистрами данного направления подготовки. Сегодня эта среда должна быть обогащена цифровыми инструментами AR/VR технологии. Разработана программа дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Ее целью является создание условий для формирования у обучающихся навыков применения в образовательном процессе технологий виртуальной и дополнительной реальности. Задачи дисциплины: создать условия для формирования представлений об образовательных возможностях виртуальной и дополнительной реальности; способствовать формированию у обучающихся умений находить и анализировать цифровые образовательные ресурсы с иммерсивным контентом, интегрировать их в учебный процесс; сформировать у обучающихся навыки разработки несложных приложений виртуальной и дополненной реальности; создать условия для формирования умений разработки педагогических сценариев уроков и внеурочных мероприятий с использованием цифровых образовательных ресурсов с иммерсивным контентом. Для дисциплины разработан открытый онлайн курс.

Изложение основного материала статьи. Проблема цифровой трансформации образования рассматривается в статьях [4, 14]. Одной из задач цифровой трансформации является применение в образовании сквозных цифровых технологий, в т.ч. технологий виртуальной и дополненной реальностей. Преимуществами иммерсивных технологий являются: интерактивность, наглядность, фокусировка, вовлечение, облегчение понимания. VR/AR технологии уже сегодня активно используются в медицине, в строительстве и архитектуре, ритейле, добывающей промышленности.

Сегодня иммерсивные технологии начинают активно использоваться и в образовании. Вариантов применения иммерсивных технологий в образовании множество. В статье [1] С.Г. Григорьев и др. называют: образование для лиц с ОВЗ, обучение навыкам, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии и уроки. Ю.С. Хукаленко в [16] рассматривает возможности виртуальной реальности при изучении иностранных языков, приводится классификация контента. Подробно описан диалоговый тренажер VARVARA для изучения английского языка школьниками. Виртуальные мастерские как иммерсивная технология профессионального образования представлены в статье М.В. Зиннатовой [3]. Исследованием влияния средств виртуальной реальности на формирование личности занимаются В.В. Селиванов и Л.Н. Селиванова [15]. Б.А. Караев называет в [6] иммерсивные технологии частью новой образовательной реальности. Возможные препятствия применения иммерсивных технологий рассматривает в статье [2] А.В. Иванова.

Сегодня освоить образовательные возможности виртуальной и дополнительной реальности должны все будущие учителя [11], но особенно это актуально для будущих магистров, которым предстоит решать в образовательных организациях различного уровня задачи цифровой трансформации. Для них в Мининском университете разработана программа дисциплины «Иммерсивные технологии обучения».

Обучающиеся осваивают программное обеспечение для разработки приложений виртуальной реальности и обработки фото и видео в формате 360 градусов; знакомятся с различными VR конструкторами, принципами педагогического дизайна для виртуальной реальности; изучают программное обеспечение для разработки приложений дополненной реальности EV Toolbox; рассматривают применение AR и VR на уроках и во внеурочной деятельности. Проводится обзор программ для детских технопарков «Кванториум», центров цифрового образования детей «IT-куб». Обсуждаются вопросы использования AR/VR в профориентационной работе, в проектной деятельности. Рассматривается использование виртуальной и дополненной реальности в среднем и высшем профессиональном образовании, в педагогическом образовании. Обсуждаются психолого-педагогические основы применения AR/VR в обучении, принципы проектирования образовательных приложений.

Практические занятия по курсу проходят в лаборатории дополненной и виртуальной реальности технопарка универсальных педагогических компетенций. Такие технопарки сегодня создаются во всех педагогических вузах страны. Приведем примеры некоторых заданий для практических работ.

Обучающиеся выполняют SWOT-анализ применения технологий дополненной и виртуальной реальности в образовании. Также в этом задании необходимо указать не менее четырех научных статей, где обсуждаются преимущества и проблемы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в образование. Пример выполнения задания: https://disk.yandex.ru/i/brSeU5n0OHZiWQ.

Пример другого задания - создание каталога примеров использования технологий дополненной и виртуальной реальности в различных областях. Надо найти 2-3 примера и разместить информацию о них на слайдах в совместной презентации. На слайде следует кратко описать пример, желательно с изображениями, указать ссылку на источник, подписать свою фамилию. Примеры можно взять, например, из открытой базы знаний готовых VR/AR-решений московских разработчиков https://ict.moscow/projects/vrar или с сайта кейсов цифровой трансформации регионов https://data-economy.ru/regions. Пример совместной Яндекс-презентации с кейсами: https://clck.ru/32JmYe.

Магистранты знакомятся с примерами образовательных VR-приложений, например, с разработками центра НТИ Дальневосточного федерального университета такими как, «Химическая лаборатория MEL Chemistry VR», VR-комплекс «Виртуальная физическая лаборатория», диалоговый тренажер по английскому языку VARVARA, «Стереометрия в виртуальной реальности VR SPACE».

Также магистранты разрабатывают педагогический сценарий (технологическую карту) урока или сценарий внеурочного мероприятия с использованием AR/VR контента. Требуется указать предмет, класс, тему урока, цель урока, задачи, формируемые универсальные учебные действия, этапы урока. Следует указать используемое AR/VR приложение, способ его встраивания в урок; описать действия обучающихся. Т.к. количество одновременно используемых шлемов виртуальной реальности не может быть большим, можно организовать урок по модели «ротация станций», выделив отдельную зону виртуальной реальности для работы со специальным оборудованием. Пример оформления педагогического сценария урока по модели «ротация станций» предлагается найти в учебном пособии [5].

Одно из занятий посвящено созданию несложного VR-приложения в конструкторе Varwin Education. Это отечественный конструктор VR приложений. 3D-редактор миров в конструкторе позволяет наполнять сцены объектами, создавая интерьеры, интерактивные элементы, лабиринты и игровые локации. Когда сцена наполнена объектами, визуальный редактор логики на основе языка Blockly поможет создать сценарии происходящего в приложении. Для создания дополненной реальности используется AR-конструктор EV Toolbox.

В конце курса магистранты пишут эссе ««Зачем школьникам виртуальная реальность?». Важным является обеспечение возможности освоения дисциплины «Иммерсивные технологии обучения» с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [8, 12]. Для этого разработан массовый открытый онлайн курс. По каждой теме предлагаются три видео лекции по 10-15 минут (всего 43 видеоролика), презентации, различные дополнительные материалы, 10 тестовых вопроса. В конце курса - итоговое тестирование.

Выводы. В условиях цифровой трансформации образования роль подготовки будущих магистров педагогического образования к организации обучения школьников в цифровой образовательной среде с использованием сквозных цифровых технологий значительно возрастает. Создать условия для приобретения магистрантами навыков отбора иммерсивного контента, его грамотного встраивания в урок, подготовки собственных AR/VR приложений, получения навыков организации проектной деятельности обучающихся в области виртуальной и дополненной реальности, формирования готовности организовывать дополнительное образование детей в области AR/VR - одна из основных задач дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Освоение других сквозных цифровых технологий магистрантами Мининского университета осуществляется в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» [10, 17].

Литература:

1. Григорьев, С.Г. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности / С.Г. Григорьев, М.А. Родионов, О.А. Кочеткова // Информатика и образование. - 2021. - № 10. - С. 43-56

2. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // СРРМ. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107

3. Зиннатова, М.В. Виртуальные мастерские: иммерсивная технология профессионального образования будущего / М.В. Зинатова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - №2 (45). - С. 92-98

4. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования / Е.И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №1 (112). - С. 8-14

5. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

6. Караев, Б.А. Иммерсивные технологии как часть новой образовательной реальности и их применение в общеобразовательной школе / Б.А. Караев, В.О. Прокопцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №4-2. - С. 71-74

7. Корнилов, Ю.В. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании / Ю.В. Корнилов, А.А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68(2). - С. 171-174

8. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196

9. Круподерова, Е.П. Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 63-3. - С. 60-63

10. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности магистрантов в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 181-184

11. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

12. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева., Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - С. 11.

13. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 10.10.2022).

14. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16

15. Селиванов, В. В. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Вып. 2 (14). - С. 1-21

16. Хукаленко, Ю.С. Обучение иностранным языкам (на примере английского) с помощью технологии виртуальной реальности: обзор основных разработок / Ю.С. Хукаленко // Известия Восточного института. - 2021. - №2 (50). -С. 118-126

17. Gruzdeva, M.L. Information technologies to support the study of disciplines / M.L. Gruzdeva, O.V. Golubeva., M.V. Mukhina, Z.V. Chaikina, O.T. Cherney // В сборнике: Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing. - 2021. - С. 1163-1171

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Кузнецова Елена Дмитриевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Искакова Галия Сейтжановна

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В

МЕРОПРИЯТИЯХ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект формирования мотивационной сферы обучающихся посредством участия в мероприятиях. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные компоненты составляющие основу мотивационной сферы обучающихся. Это раскрывается с позиции мотивации студенческой молодежи к учебной, внеучебной деятельности (участия в мероприятиях вузовского масштаба) высших учебных заведениях. Изучается проблемы саморазвития и самоопределения личности как создания себя и собственную учебную деятельность через активизацию своих внутренних резервов. Исследование затрагивает с позиций данного подхода различные характеристики любознательности как системного качества личности, как мотив деятельности или внутренней мотивации для поиска и структурирования получаемых знаний. Результаты педагогических исследований, проводимых в Новосибирском государственном педагогическом университете, показали 25% студентов способны самореализоваться через творчество, 50% не имеют представления о самообразовании, 50% не обладают любознательностью, 80% не имеют представления о скептицизме. Рассматриваются вопросы об акцентуации характера обучающихся как одним из залогов успешности обучения, и способом повышения учебной мотивации. В работе затрагиваются вопросы использования инновационных технологий в рамках вузовского образования. При использовании инновационных технологий в организации мероприятий, участия студентов не только активно, но при этом совершенствуют физические качества, успешно развивают нравственные качества, воспитывают творческие способности и самостоятельность. Раскрываются организационные аспекты участия обучающихся в структуре общих мероприятий во внеучебное время. Авторская позиция заключается в том, что из многообразных аспектов раскрытия данного вопроса, основой остается формирование мотивационной сферы обучающихся, как показатель их участия в мероприятиях общего и масштабного характера. Перед преподавателем встает задача объяснить обучающимся-студентам, будущим специалистам значимости у них формирования мотивационной сферы в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: формирование, мотивация, мотивационная сфера, саморазвитие, самоопределение личности, любознательность, акцентуация, инновационные технологии.

Annotation. The article presents the theoretical and practical aspect of the formation of the motivational sphere of students through participation in events. The literary sources are analyzed, on the basis of which the main components that form the basis of the motivational sphere of students are revealed. This is revealed from the perspective of the motivation of students to study, extracurricular activities (participation in university-scale events) in higher educational institutions. The problems of self-development and self-determination of the individual as the creation of himself and his own educational activity through the activation of his internal reserves are studied. From the standpoint of this approach, the study touches upon various characteristics of curiosity as a systemic quality of personality, as a motive for activity or internal motivation for searching and structuring the knowledge obtained. The results of pedagogical research conducted at Novosibirsk State Pedagogical University showed that 25% of students are able to self-actualize through creativity, 50% have no idea about self-education, 50% do not have curiosity, 80% have no idea about skepticism. The questions about the accentuation of the character of students as one of the keys to the success of learning, and a way to increase educational motivation are considered. The paper deals with the use of innovative technologies in the framework of higher education. When using innovative technologies in organizing events, students not only actively participate, but at the same time improve physical qualities, successfully develop moral qualities, foster creativity and independence. Organizational aspects of students' participation in the structure of general events during extracurricular time are revealed. The author's position is that of the various aspects of the disclosure of this issue, the basis remains the formation of the motivational sphere of students, as an indicator of their participation in general and large-scale events. The teacher is faced with the task of explaining to students-students, future specialists the importance of forming a motivational sphere in their educational and future professional activities.

Key words: formation, motivation, motivational sphere, self-development, self-determination of personality, curiosity, accentuation, innovative technologies.

Введение. В настоящее время остро встает проблема формирования мотивационной сферы обучающихся. Это раскрывается и с позиции мотивации студенческой молодежи к учебной, внеучебной деятельности (участия в мероприятиях вузовского масштаба) высших учебных заведениях. Не маловажный вопрос поднимается педагогами, психологами исследовательской деятельности, а также преподавателей вузовской системы [12].

Важнейшей составляющей современного педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучаемого'. В этой связи особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, саморазвитию и самовоспитанию индивида. В результате разработки учеными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.