Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Гордеева Елена Андреевна, Пичужкина Дарья Юрьевна

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к созданию и использованию технологии дополненной и виртуальной реальности. Возможности освоения технологии AR/VR рассмотрены на примере дисциплины «Современные информационные технологии». Эта дисциплина ведется для всех направлений подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Цель дисциплины - создать условия для овладения современными способами и средствами работы с информацией, формирования коммуникативных и цифровых компетенций обучающихся. Один из разделов программы связан с освоением технологии AR/VR. Будущие учителя знакомятся с базовыми понятиями технологии виртуальной и дополненной реальности; изучают историю AR и VR, сферы применения технологий. Обучающиеся рассматривают технические средства и программное обеспечение для создания и работы с AR/VR технологией. Анализируются примеры использования AR/VR технологии на уроках. Лабораторные работы выполняются с использованием технологии зонального обучения. В «иммерсивной зоне» студенты знакомятся с имеющимся VR-контентом. «Зона 360 градусов» предназначена для освоения оборудования для панорамной съемки объектов. В «зоне программирования» обучающиеся создают несложное VR-приложение в среде Varwin Education. Будущим учителям информатики предлагается курс «VR/AR-разработка». Студенты разрабатывают приложения виртуальной и дополненной реальности. Также будущие учителя информатики разрабатывают педагогический сценарий урока. Технология виртуальной и дополненной реальности позволяет сделать учебный процесс наглядным, интерактивным, интересным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Гордеева Елена Андреевна, Пичужкина Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE USE OF AUGMENTED AND VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES

The article discusses the features of preparing future teachers for the creation and use of augmented and virtual reality technologies. The possibilities of mastering AR / VR technology are considered on the example of the discipline "Modern information technologies". This discipline is conducted for all areas of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the discipline is to create conditions for mastering modern ways and means of working with information, the formation of communicative and digital competencies of students. One of the sections of the program is related to the development of AR / VR technology. Future teachers get acquainted with the basic concepts of virtual and augmented reality technology; study the history of AR and VR, the scope of technology. Students consider technical tools and software for creating and working with AR / VR technology. Examples of the use of AR / VR technology in the classroom are analyzed. Laboratory work is performed using zone learning technology. In the "immersive zone" students get acquainted with the available VR content. "Zone 360 degrees" is intended for the development of equipment for panoramic shooting of objects. In the "programming zone", students create a simple VR application in the Varwin Education environment. Future teachers of informatics are offered the course "VR / AR-development". Students develop virtual and augmented reality applications. Also, future computer science teachers develop a pedagogical scenario for the lesson. The technology of virtual and augmented reality makes the learning process visual, interactive and interesting.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

высказываниями и обращениями редко побуждают, стимулируют обучающихся к решению различного рода задач с учетом их действительных потребностей, интересов с опорой на их личный опыт, создавая ситуации успеха.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство педагогов реализуют модель взаимодействия со старшеклассниками, построенную на субъект-объектных отношениях, пошаговом инструктировании на всех этапах совместной деятельности, формальным сотрудничестве с обучающимися. К основным особенностям взаимодействия педагогов со старшеклассниками, снижающими его эффективность, можно отнести: трудности варьирования позиций взрослого и ребенка, перевода их в личностно-равноправные, преобразования учебной задачи в личностно-значимую для учащегося, недостаточный учет потребностей и интересов старшеклассников с умственной отсталостью, ограниченное позитивное стимулирование их активности, редкое побуждение к самоанализу деятельности.

Соответственно, реализуемая модель взаимодействия педагогов обладает ограниченным личностно-развивающим потенциалом, не способствует развитию самостоятельности, навыков сотрудничества, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью. В конечном итоге, затрудняет формирование различных социальных (жизненных) компетенций, снижая возможности успешной социальной адаптации обучающихся.

Выводы. Сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных позволил сделать выводы о взаимосвязи между параметрами взаимодействия педагога со старшеклассниками с умственной отсталостью, необходимости оптимизации моделей взаимодействия, ставшими традиционными в педагогической практике.

В качестве основных проблем оптимизации взаимодействия педагогов со старшеклассниками с умственной отсталостью, требующих решения, можно выделить следующие: определение оптимальных сочетаний моделей, стратегий и форм взаимодействия, обеспечивающих благоприятные условия для достижения личностных результатов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; готовность педагогов к качественным изменениям сложившихся моделей взаимодействия с обучающимися в своей профессиональной деятельности.

Эффективность достижения личностных результатов образования обучающихся с умственной отсталостью повышается при условии постепенного изменения «традиционной» модели педагогического взаимодействия (то есть характера отношений и позиций субъектов, стратегии взаимодействия), перехода к личностно развивающему, конструктивному взаимодействию, которое обеспечивает становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Следует отметить, что разработка вопросов, связанных с оптимизацией взаимодействия педагогов с обучающимися с умственной отсталостью требует достаточно глубокой проработки и проведения дополнительных исследований.

Литература:

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

2. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков. -М., 2015. - 288 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц; под ред. Я.Л. Коломинского. - СПб.: Речь, 2007. - 239 с.

4. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е.В. Коротаева. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. - 192 с. - (Библиотека журнала «Директор школы».)

5. Омарова, П.О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии / П.О. Омарова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 9. - С. 238-248.

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / [Н.Н. Михайлова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 282 с.

7. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - М.: Просвещение, 2022. - 368 с.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Гордеева Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Пичужкина Дарья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И

ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к созданию и использованию технологии дополненной и виртуальной реальности. Возможности освоения технологии AR/VR рассмотрены на примере дисциплины «Современные информационные технологии». Эта дисциплина ведется для всех направлений подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Цель дисциплины -создать условия для овладения современными способами и средствами работы с информацией, формирования коммуникативных и цифровых компетенций обучающихся. Один из разделов программы связан с освоением технологии AR/VR. Будущие учителя знакомятся с базовыми понятиями технологии виртуальной и дополненной реальности; изучают историю AR и VR, сферы применения технологий. Обучающиеся рассматривают технические средства и программное обеспечение для создания и работы с AR/VR технологией. Анализируются примеры использования AR/VR технологии на уроках. Лабораторные работы выполняются с использованием технологии зонального обучения. В «иммерсивной зоне» студенты знакомятся с имеющимся VR-контентом. «Зона 360 градусов» предназначена для освоения оборудования для панорамной съемки объектов. В «зоне программирования» обучающиеся создают несложное VR-приложение в среде Varwin Education. Будущим учителям информатики предлагается курс «VR/AR-разработка». Студенты разрабатывают приложения виртуальной и дополненной реальности. Также будущие учителя информатики разрабатывают педагогический

сценарий урока. Технология виртуальной и дополненной реальности позволяет сделать учебный процесс наглядным, интерактивным, интересным.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность.

Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for the creation and use of augmented and virtual reality technologies. The possibilities of mastering AR / VR technology are considered on the example of the discipline "Modern information technologies". This discipline is conducted for all areas of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the discipline is to create conditions for mastering modern ways and means of working with information, the formation of communicative and digital competencies of students. One of the sections of the program is related to the development of AR / VR technology. Future teachers get acquainted with the basic concepts of virtual and augmented reality technology; study the history of AR and VR, the scope of technology. Students consider technical tools and software for creating and working with AR / VR technology. Examples of the use of AR / VR technology in the classroom are analyzed. Laboratory work is performed using zone learning technology. In the "immersive zone" students get acquainted with the available VR content. "Zone 360 degrees" is intended for the development of equipment for panoramic shooting of objects. In the "programming zone", students create a simple VR application in the Varwin Education environment. Future teachers of informatics are offered the course "VR / AR-development". Students develop virtual and augmented reality applications. Also, future computer science teachers develop a pedagogical scenario for the lesson. The technology of virtual and augmented reality makes the learning process visual, interactive and interesting.

Key words: digital transformation of education, immersive technologies, virtual reality, augmented reality.

Введение. Сегодня происходит цифровая трансформация образования, под которой понимается системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде. Цифровой трансформации образования посвящены исследования [6, 14]. Авторы публикаций считают цифровую трансформацию образования неизбежным этапом обновления школы. Сегодня необходимость применения в школе перспективных цифровых технологий закреплена на уровне Распоряжения Минпросвещения России [12]. Одной из перспективных цифровых технологий является технология дополненной и виртуальной реальности.

Под виртуальной реальностью (VR) понимается совокупность технологий, с помощью которых можно создать искусственный мир, физически несуществующий, но ощущаемый органами чувств в реальном времени в соответствии с законами физики. Дополненная реальность (AR) - это среда, в реальном времени дополняющая физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств - планшетов, смартфонов и т.д. и программной части.

В рамках мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика России» разработаны дорожные карты по всем сквозным технологиям. В паспорте дорожной карты (https://www.tadviser.ru/images/7/74/VR_AR.pdf) виртуальной и дополненной реальности подчеркнуто, что эти технологии -ключ к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях. Оператором разработки карты выступает Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). В блоге центра НТИ ДВФУ (https://vrnti.ru/blog) представлено большое количество статей, посвященных вопросам разработки VR/AR контента, описание конкретных продуктов. Хорошо зарекомендовали себя VR-комплекс «Виртуальная физическая лаборатория», MEL Chemistry VR - виртуальная химическая лаборатория, программа «VR-ОБЖ» и др.

С данными VR-приложениями, образовательными возможностями технологии VR/AR, способами встраивания VR-контента в урок сегодня необходимо знакомить всех будущих учителей. Например, в образовательные программы бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемые в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина вводится дисциплина «Современные информационные технологии», где технологиям VR/AR уделяется большое внимание. А для будущих учителей информатики предлагается курс «VR/AR-разработка».

Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих бакалавров педагогического образования к созданию и использованию технологии дополненной и виртуальной реальности.

Изложение основного материала статьи. Основу цифровой трансформации экономики составляют «сквозные» цифровые технологии. Они называются «сквозными», потому что находят отражение в любой индустрии, в любой области деятельности, в любой функции организации. Одной из сквозных цифровых технологий является технология дополненной и виртуальной реальности. О перспективности данной технологии говорит тот факт, что объем мирового рынка гарнитур для виртуальной и дополненной реальности в 2021 году достиг 11,2 млн штук, увеличившись на 92,1% в сравнении с показателем годичной давности. Такие данные аналитики IDC (международная исследовательская и консалтинговая компания International Data Corporation) обнародовали 21 марта 2022 года.

Виртуальная и дополненная реальность тесно связана с понятием искусственных сред обучения и иммерсивностью. Идея иммерсивности не является новой для отечественной педагогики. Однако сегодня погружение рассматривается не столько как метод обучения, сколько как образовательное пространство, создание которого становится возможным благодаря цифровым технологиям. Цель обучения в иммерсивной среде состоит в создании условий для получения практического опыта и его переноса в профессиональную деятельность.

Направлений использования виртуальной и дополненной реальности в образовании много. Например, в статье [3] С.Г. Григорьев и др. называют: образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение навыкам, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии и уроки. А.С. Королева в [7] рассматривает виртуальную реальность как современную образовательную технологию изучения иностранных языков. Статья [4] М.В. Зиннатовой посвящена виртуальным мастерским, как иммерсивной технологии профессионального образования будущего. Автором определена сущность виртуальных мастерских, их базовые характеристики, предложена структура виртуальных мастерских, рассмотрены ограничения и проблемы разработки, сформулированы воспитательные и развивающие эффекты данной технологии. Возможности использования симулятора «Управляй классом» для студентов педагогического вуза описаны в статье [1]. Применение симулятора ориентировано на включение студента в обучающие интеракции с содержимым среды и формирование конструктивного опыта.

С 2022 г. во всех педагогических вузах России вводится Ядро высшего педагогического образования. Его цель -обеспечить единые подходы к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям ее реализации в любом вузе страны. Один из модулей Ядра - коммуникативно-цифровой. В его состав включены «Речевые практики», «Иностранный язык», «Технологии цифрового образования», учебная практика. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, учитывая задачи цифровой трансформации образования, принято решение усилить данный модуль дисциплиной «Современные информационные технологии». При этом будет

использован накопленный в течение нескольких лет опыт преподавания в университете всем студентам первого курса дисциплины «Информатика и информационные технологии» [10].

Цель дисциплины - создать условия для овладения современными способами и средствами работы с информацией, формирования коммуникативных и цифровых компетенций обучающихся. Один из разделов программы связан с освоением дополненной и виртуальной реальности. Будущие учителя знакомятся с базовыми понятиями технологии виртуальной и дополненной реальности; изучают историю AR и VR, сферы применения технологий, технические средства и программное обеспечение для создания и работы с AR/VR технологией; рассматривают примеры использования AR/VR технологии в пространстве цифрового образования.

Виды VR-приложений: виртуальная история, виртуальный музей, интерактивная визуализация, лабораторная работа, симуляция, серьезная игра, виртуальная песочница. «Виртуальная история» представляет собой видео 360. Может использоваться для изучения непривычной среды, занятия позиции другого, разбора традиционных практик или переноса практик. «Виртуальный музей» - это трехмерная смоделированная среда с набором «экспонатов» и их звуковым, текстовым, видео или анимационным сопровождением. «Интерактивная визуализация» - трехмерное изображение реальной или смоделированной научной информации. «Лабораторная работа» - простой тренажер в формате линейного выполнения действий в трехмерной среде или в формате видео 360. «Симуляция» - разветвленный тренажер для отработки реальных действий в виртуальной среде. «Серьезная игра» - игра в смоделированном выдуманном мире, позволяющая получать знания и отрабатывать навыки. «Виртуальная песочница» - открытый мир, построенный вокруг какой-то темы или набора принципов. Можно использовать для изучения действия законов и принципов, опытного выявления закономерностей, постановки виртуальных экспериментов.

Существует несколько вариантов применения образовательного VR контента в системе образования. Он может быть встроен в программы дисциплин, может быть использован как элемент дополнительного образования, а может представлять собой отдельные завершенные курсы.

Лабораторные работы по теме «Дополненная и виртуальная реальность» в дисциплине «Современные информационные технологии» выполняются с использованием технологии зонального обучения. В «иммерсивной зоне» студенты с использованием оборудования лаборатории виртуальной реальности технопарка универсальных педагогических компетенций Мининского университета знакомятся с имеющимся VR-контентом. Результаты работы в зоне заносятся в отчет по лабораторной работе. Требуется записать понятия иммерсивности, виртуальной реальности, перечислить использованное оборудование с его характеристиками, описать просмотренный VR-контент. «Зона 360 градусов» предназначена для освоения оборудования для панорамной съемки объектов. Студенты создают галерею фото, просматривают их на компьютере. Знакомятся с образовательным видео контентом в формате 360 градусов. Результаты работы в зоне заносятся в отчет по лабораторной работе. Требуется записать описание использованного оборудования, описать просмотренный VR-контент. В «зоне программирования» обучающиеся создают несложное VR-приложение в среде Varwin Education с помощью языка визуального программирования Blockly. Результаты работы в зоне заносятся в отчет по лабораторной работе. Требуется привести текст программы и скриншоты основных сцен VR-приложения.

В ходе изучения дисциплины «Технологии цифрового образования» кроме AR/VR инструментов будущие учителя осваивают и другие цифровые инструменты, полезные для построения предметной информационно-образовательной среды [2, 5], формирования информационной культуры обучающихся [11], организации проектной деятельности [9].

Будущим учителям информатики предлагается курс «VR/AR-разработка». В разделе «Основы технологий виртуальной и дополненной реальности» рассматриваются базовые понятия и сферы применения технологий, обучающиеся знакомятся с такими техническими средствами, как шлемы и очки виртуальной реальности, анализируются тенденции развития рынка AR/VR. Второй раздел курса посвящен разработке приложений виртуальной реальности в среде Varwin с помощью языка Blockly. Также будущие учителя информатики разрабатывают педагогический сценарий урока. Третий раздел курса посвящен разработке приложений дополненной реальности для урока информатики. Обсуждается, как следует обучать школьников разработке дополненной реальности. Важным является обеспечение возможности освоения курса с использованием дистанционным образовательных технологий [8]. Для этого разрабатывается массовый открытый online курс по дисциплине.

Выводы. Технология виртуальной и дополненной реальности - технология, способная существенно обогатить образовательный процесс, визуализируя и достраивая необходимые элементы, выступая в качестве конструктора и материала для творчества, проявления креативности. Подобные технологии позволяют сделать учебный процесс наглядным, интерактивным, интересным, благодаря чему повышается мотивация обучающихся и вовлеченность, тем самым оказывая положительное влияние на академические результаты [13].

Возможности освоения технологии виртуальной и дополненной реальности будущими учителями рассмотрены на примере программ дисциплин «Современные информационные технологии» и «VR/AR-разработка». Данные дисциплины способствуют формированию у обучающихся умений использовать современные цифровые инструменты для решения образовательных и прикладных задач, взаимодействия в цифровой среде; подготовке будущих педагогических кадров к решению задач цифровой трансформации образования.

Литература:

1. Бажина, П.С. Концептуальная модель симулятора «Управляй классом» для студентов педагогического вуза / П.С. Бажина, О.П. Жигалова // МНКО. - 2018. - №3 (70). - С. 242-244.

2. Брыксина, О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе / О.Ф. Брыксина, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. -№ 4 (25). - С. 6.

3. Григорьев, С.Г. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности / С.Г. Григорьев, М.А. Родионов, О.А. Кочеткова // Информатика и образование. - 2021. - № 10. - С. 43-56.

4. Зиннатова, М.В. Виртуальные мастерские: иммерсивная технология профессионального образования будущего / М.В. Зиннатова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - №2 (45). - С. 92-98.

5. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

6. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. - 2021. - № 1 (49). - С. 3-10.

7. Королева, А.С. Виртуальная реальность как современная образовательная технология изучения иностранных языков / А.С. Королева // В сборнике: Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы. - Прага. - 2021. - С. 83-88.

8. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

9. Круподерова, К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов / К.Р. Круподерова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). - 2014. - С. 54-57.

10. Круподерова, К.Р. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» / К.Р. Круподерова, О.А. Бочко, А.В. Бардин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 120-127.

11. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

12. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 10.04.2022).

13. Смолин, А.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемкин, А.В. Меженин, В.А. Богатырев. - С-Пб: Университет ИТМО. - 2018. - 59 с.

14. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Локтикова Мария Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Несмотря на то, что проектному методу более ста лет его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. В статье выполнен анализ различных цифровых инструментов для организации проектной деятельности студентов и школьников. Рассмотрены инструменты в проектах преподавателей и студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и в проектах школьников Нижегородской области. Проекты проводятся на вики-сайте университета. Достоинства вики: простата освоения; возможность одновременной работы над разными частями; получение отзывов на страницах обсуждений. Приведены примеры информационных продуктов студентов из проекта «На пути к информационному обществу». Также рассмотрены проекты, разработанные студентами в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Студенты Мининского университета выступают разработчиками сетевых проектов для школьников. Примеры проектов: «Выходи в Интернет» и «В Нижний Новгород - это значит домой!». Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью сервисов Веб 2.0. Интересным примером проектной деятельности являются образовательные веб-квесты. Приведены примеры некоторых веб-квестов в виде Google-сайтов. Использование рассмотренных цифровых инструментов в проектах способствует развитию критического мышления обучающихся, формирует умения работы с информацией, развивает умения совместной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровые инструменты, сетевые сервисы, проект, веб-квест.

Annotation: Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The article analyzes various digital tools for organizing project activities of students and schoolchildren. The tools in the projects of teachers and students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and in the projects of schoolchildren of the Nizhny Novgorod region are considered. Projects are hosted on the university's wiki. Advantages of the wiki: ease of development; possibility of simultaneous work on different parts; get feedback on the talk pages. Examples of students' information products from the project "On the Way to the Information Society" are given. The projects developed by students within the discipline "Information technologies in professional activity" are also considered. Minin University students act as developers of network projects for schoolchildren. Examples of projects: "Go online" and "To Nizhny Novgorod means home!". Some information products developed by schoolchildren with the help of Web 2.0 services are demonstrated. An interesting example of project activity is educational web quests. Examples of some web quests in the form of Google sites are given. The use of the considered digital tools in projects contributes to the development of critical thinking of students, forms the skills of working with information, and develops the skills of joint activities.

Key words: project activities, digital tools, network services, project, web quest.

Введение. Последние десятилетия 20 века можно считать фактическим началом глобального информационного века. Суммарные знания человечества увеличиваются в геометрической прогрессии. В информационном обществе важным является не только повсеместное применение технологических новшеств, но и развитие личности. В информационном обществе наиболее востребованы люди творческие, мобильные, открытые инновациям, быстро адаптирующиеся к происходящим изменениям, легко осваивающие новые технологические инструменты. Перечисленные качества могут быть сформированы через проектную деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.