Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна

Цифровая трансформация образования требует опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; освоения современных педагогических технологий; формирования готовности к использованию цифровых инструментов и ресурсов. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии. Особое внимание уделено подготовке будущих учителей к применению дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения. Представлен опыт подготовки будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде школы на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Студенты знакомятся с такими технологиями, как «1 ученик: 1 компьютер», перевернутое обучение, ротация станций и др. Анализируются различные цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, возможности облачных технологий и сервисов Веб 2.0. Также студенты изучают сквозные технологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника. Для этого используются возможности педагогических технопарков и кванториумов. Важно выяснить и особенности использования традиционных педагогических технологий в цифровой образовательной среде. Применение цифровых инструментов и сервисов, сделает применение этих технологий более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Студенты готовятся к организации сетевой проектной деятельности. Преподаватели, готовящие студентов к будущей педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среде, сами должны демонстрировать навыки грамотного использования современных педагогических и цифровых технологий. Для этого каждый преподаватель формирует свою развивающую предметную цифровую образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The digital transformation of education requires advanced training of future teachers to work in digital educational environments; mastering modern pedagogical technologies; formation of readiness for the use of digital tools and resources. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered. Particular attention is paid to the preparation of future teachers for the use of distance learning technologies, blended learning. The experience of preparing future teachers for organizing training in the digital educational environment of the school on the example of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University is presented. Students get acquainted with such technologies as "one-to-one", flipped learning, station rotation, etc. Various digital educational resources, electronic textbooks, cloud technologies and Web 2.0 services are analyzed. Students also study end-to-end technologies such as blockchain, artificial intelligence, virtual reality, and robotics. For this, the possibilities of pedagogical technoparks and quantoriums are used. It is also important to find out the features of using traditional pedagogical technologies in the digital educational environment. The use of digital tools and services will make the use of these technologies more efficient. Future teachers are convinced of this by the example of organizing project activities in the digital educational environment of the school. Today, the instrumental basis of project activities is the means and services of information and communication technologies and, above all, network technologies. Students prepare for the organization of network project activities. Teachers who prepare students for future teaching activities in a digital educational environment must themselves demonstrate the skills of competent use of modern pedagogical and digital technologies. To do this, each teacher forms his own developing subject digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2019. - Вып. 4. - С. 61-70.

9. Сергеева, С.В. Основные направления педагогического сопровождения студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Гуманитарные науки. Педагогика. - 2018. - № 3. -С. 137-144.

10. Хорев, И.М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема / И.М. Хорев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2021. - № 12. - С. 140-148

11. Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации. - М.: Просвещение, 2015. - 277 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Цифровая трансформация образования требует опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; освоения современных педагогических технологий; формирования готовности к использованию цифровых инструментов и ресурсов. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии. Особое внимание уделено подготовке будущих учителей к применению дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения. Представлен опыт подготовки будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде школы на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Студенты знакомятся с такими технологиями, как «1 ученик: 1 компьютер», перевернутое обучение, ротация станций и др. Анализируются различные цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, возможности облачных технологий и сервисов Веб 2.0. Также студенты изучают сквозные технологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника. Для этого используются возможности педагогических технопарков и кванториумов. Важно выяснить и особенности использования традиционных педагогических технологий в цифровой образовательной среде. Применение цифровых инструментов и сервисов, сделает применение этих технологий более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Студенты готовятся к организации сетевой проектной деятельности. Преподаватели, готовящие студентов к будущей педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среде, сами должны демонстрировать навыки грамотного использования современных педагогических и цифровых технологий. Для этого каждый преподаватель формирует свою развивающую предметную цифровую образовательную среду.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, современные педагогические технологии, дистанционное обучение, смешанное обучение.

Annotation. The digital transformation of education requires advanced training of future teachers to work in digital educational environments; mastering modern pedagogical technologies; formation of readiness for the use of digital tools and resources. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered. Particular attention is paid to the preparation of future teachers for the use of distance learning technologies, blended learning. The experience of preparing future teachers for organizing training in the digital educational environment of the school on the example of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University is presented. Students get acquainted with such technologies as "one-to-one", flipped learning, station rotation, etc. Various digital educational resources, electronic textbooks, cloud technologies and Web 2.0 services are analyzed. Students also study end-to-end technologies such as blockchain, artificial intelligence, virtual reality, and robotics. For this, the possibilities of pedagogical technoparks and quantoriums are used. It is also important to find out the features of using traditional pedagogical technologies in the digital educational environment. The use of digital tools and services will make the use of these technologies more efficient. Future teachers are convinced of this by the example of organizing project activities in the digital educational environment of the school. Today, the instrumental basis of project activities is the means and services of information and communication technologies and, above all, network technologies. Students prepare for the organization of network project activities. Teachers who prepare students for future teaching activities in a digital educational environment must themselves demonstrate the skills of competent use of modern pedagogical and digital technologies. To do this, each teacher forms his own developing subject digital educational environment.

Key words: digital educational environment, modern pedagogical technologies, distance learning, blended learning.

Введение. Цифровая эпоха требует пересмотра традиционного преподавания и учения. Быстро растущие технологические инновации в образовании обусловливают смену парадигмы от традиционного преподавания к использованию современных педагогических технологий. Современные цифровые технологии открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы, позволяющие сделать обучение более эффективным, обогатить его, облегчить процессы персонализации обучения, поддержать обучающихся с ограниченными возможностями.

Анализ публикаций по проблеме цифровизации образования [4, 11, 12] показал, что авторы выделяют информационно-коммуникационные технологии универсального назначения; педагогические технологии, основанные на использовании цифровых инструментов; цифровые технологии, обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и профессиональных компетенций. Считаем, что список технологий обучения в цифровой образовательной среде должен быть дополнен сквозными технологиями, на освоение которых сегодня нацеливают различные нормативные документы. Это технологии Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники, больших данных.

Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и др.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного

педагогического средства и цифророжденные педагогические технологии («перевернутое» обучение, мобильные технологии, дистанционное обучение и т.д.).

Подготовить будущего учителя к использованию данных технологий в цифровой образовательной среде школы -важная задача педагогического образования. При этом студенты должны овладеть необходимыми цифровыми образовательными ресурсами, в т.ч., размещенными на отечественных образовательных платформах; научиться подбирать необходимые цифровые инструменты для использования различных педагогических технологий; овладеть современными цифровыми оценочными средствами; быть готовыми к организации учебного процесса в дистанционном формате; получить навыки организации в цифровой образовательной среде учебной и внеучебной проектной и учебно-исследовательской деятельности. При этом решение данной задачи должно осуществляться в рамках соответствующей цифровой образовательной среды вуза [8].

Изложение основного материала статьи. Одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года определена цифровая трансформация наиболее значимых отраслей экономики и социальной сферы. Важное место в становлении цифровой экономики отводится трансформации образования. Тенденции цифровой трансформации системы общего образования стали практически безальтернативными.

Министерство просвещения РФ поставило задачу внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. В связи с этим перед педагогическим образованием стоят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; включения в образовательные программы цифрового контента и средовых решений, используемых в современной цифровой школе; формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования.

Особого внимания заслуживает проблема знакомства будущих учителей с современными педагогическими технологиями, интеграция которых с цифровыми технологиями педагогически целесообразна. Эта проблема может решаться в рамках методических дисциплин или отдельной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

Проведем анализ некоторых так называемых цифророжденных педагогических технологий, которые сегодня начинают активно применяться в школах, и с которыми будущие учителя должны познакомиться в первую очередь.

Для реализации системно-деятельностного подхода в образовании в рамках предметной цифровой образовательной среды эффективным является использование технологии: «1 ученик: 1 компьютер». «1 ученик: 1 компьютер» - это модель, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов [14]. При использовании образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» создаются реальные условия для повышения мотивации, побуждающие обучающихся к активизации познавательной деятельности. Такими условиями могут быть: совместная продуктивная деятельность, использование ресурсов сети Интернет, создание социально значимого продукта, публичная презентация, само и взаимооценивание и т.п.

Компонентами предметной цифровой образовательной среды при использовании данной модели могут быть: контент в локальной сети школы, цифровые образовательные ресурсы, сайт педагога, сервис Google Classroom, цифровые инструменты для организации совместной деятельности, цифровые инструменты для творческой и проектной деятельности, инструменты для организации оценивания и рефлексии.

При освоении цифророжденных педагогических технологий будущие бакалавры педагогического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина представляют их достоинства, сложности использования, цифровые инструменты для реализации с помощью различных средств визуализации (ментальных карт, инфографики, SWOT-анализа и пр.). Пример визуализации модели «1 ученик : 1 компьютер» - https://clck.ru/RoqBb. Использован сервис создания online ментальных карт https://www.mindmeister.com.

Одним из наиболее актуальных и полемистических вопросов в сфере образования сегодня является дистанционное обучение. Многое для понимания трудностей организации дистанционного обучения дал период карантинных мероприятий в период борьбы с пандемией коронавируса в 2020 г., когда повсеместно был осуществлен вынужденный переход на обязательное дистанционное обучение. Перед каждой образовательной организацией, перед каждым преподавателем возникла задача - в срочном порядке освоить форматы и возможности дистанционного обучения. К решению данной задачи не все преподаватели оказались готовы. Поэтому необходимость освоения будущими учителями дистанционных форматов обучения не вызывает сомнения.

Студенты осваивают различные способы представления контента при использовании дистанционных образовательных технологий для организации синхронной и асинхронной коммуникации с обучающимися [5]. Будущие учителя разрабатывают задания на использование элементов СДО Moodle; проектируют применение отечественных цифровых платформ, облачных хранилищ и сервисов Веб 2.0; создают интерактивные рабочие листы и оценочные материалы для организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся; подбирают цифровые ресурсы, выполняют их анализ и оценку.

Применение только дистанционных технологий, несмотря на все более широкое распространение, не всегда имеет достаточно высокую эффективность: обучающимся может не хватить мотивации и навыков самоорганизации, чтобы качественно освоить программу и дойти до конца курса. Поэтому наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения. Студенты осваивают различные модели смешанного обучения (перевернутое обучение, ротация станций, автономная группа и др.), проводят их SWOT-анализ. Пример SWOT-анализа модели «перевернутый класс» - https://clck.ru/amQY7. Использован сервис https://miro.com.

Что касается инструментального обеспечения реализации смешанного обучения то это могут быть цифровые образовательные ресурсы; электронные учебники; материалы, размещенные на отечественных цифровых платформах; системы управления обучением; облачные технологии; сервисы Веб 2.0 и другие цифровые инструменты [3].

Примеры организации образовательного процесса с использованием электронной формы учебников представлены в методическом пособии [9], педагогические сценарии уроков по различным предметам с использованием разных моделей смешанного обучения и разных цифровых инструментов - в пособии [13]. Будущие учителя проектируют аналогичные уроки по своим предметам.

Авторы учебного пособия «Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов» [1] отмечают, что сегодня многие современные цифровые технологии обладают дидактическим потенциалом и поэтому могут быть использованы в образовательном процессе с целью повышения его педагогической результативности и социально-экономической эффективности.

В Распоряжении Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» указано, что сегодня в образовательном процессе школы должны использоваться такие технологии как блокчейн, технологии больших данных, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, робототехника. Для освоения данных технологий в педагогических вузах страны создаются педагогические технопарки и кванториумы. Такой технопарк универсальных педагогических компетенций недавно открылся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Здесь открыто одиннадцать лабораторий, три центра прототипирования, три современных лектория, четыре терминал-класса. На площадке технопарка будут развиваться направления, связанные с робототехническими системами, соревновательной робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью, искусственным интеллектом, компьютерной графикой и автоматизированным проектированием.

Пример представления студентами возможностей применения искусственного интеллекта в образовании с помощью ментальной карты - https://clck.ru/Yfmdq.

Что касается доцифровых педагогических технологий, то применение цифровых инструментов и сервисов, сделает их использование более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Развитие Интернет создало условия переноса проектной деятельности в сеть. В монографиях [6, 7], в пособии [10] подробно представлены дидактические возможности различных цифровых инструментов в организации сетевой проектной деятельности, особенности подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности школьников. Студенты анализируют различные учебные и внеучебные проекты, разработанные учителями и студентами университета, проектируют собственные исследовательские проекты с будущими учениками. Например, https://clck.ru/ak7gU.

В ходе освоения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» будущие учителя убеждаются, что качество учебного процесса может быть повышено за счет педагогически продуманного формирования цифровой образовательной среды организации, дисциплины, проекта и т.п.

Выводы. В условиях цифровой трансформации образования роль подготовки будущих учителей к организации обучения школьников в цифровой образовательной среде значительно возрастает. Создать условия для приобретения студентами навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий - одна из основных задач дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

В ходе освоения дисциплины будущие учителя получают необходимые навыки для участия в решении задач цифровой трансформации школ, готовятся к построению своих будущих предметных цифровых образовательных сред. При этом, преподаватели, ведущие данную дисциплину сами должны демонстрировать навыки грамотного использования современных педагогических технологий в цифровой образовательной среде, применения необходимых цифровых ресурсов и сервисов для формирования универсальных и профессиональных компетенций студентов [2].

Литература:

1. Блинов, В.И. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учебное пособие для вузов /

B.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев И.С. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 222 с.

2. Брыксина, О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе / О.Ф. Брыксина, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. № 4 (25). - С. 6.

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

4. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. - 2021. - № 1 (49). - С. 3-10.

5. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова Е.П., К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -

C. 193-196.

6. Круподерова, Е.П. Проектирование цифровой образовательной среды для подготовки будущих педагогов: монография / Е.П. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. -124 с.

7. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

8. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева., Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

9. Организация образовательного процесса с использованием электронной формы учебников: методическое пособие. / Е.Г. Калинкина Е.Г., Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2016. - 120 с.

10. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НИРО, 2019. - 188 с.

11. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16.

12. Соловова, Н.В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие / Н.В. Соловова, Д.С. Дмитриев, Н.В. Суханкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 128 с.

13. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании / Е.Г. Калинкина Е.Г., Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова Е.П. [и др.]. - Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

14. Ярмахов, Б.Б. «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе / Б.Б. Ярмахов. -М., 2012. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.