5. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм" // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГА РФ. - С. 162-167
6. Мансурова Е.Ф, Штиглуз Л.Б. Проблема обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении чтению на втором иностранном языке / Е.Ф. Мансурова, Л.Б. Штиглуз // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2: в 2 ч. Ч. 2: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С. 270-275.
7. Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 [дата обращения 7.11.2021].
8. Сибгатуллина А.А. Реализация сопоставительного подхода при обучении немецкому языку как второму иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №3-1 (69). - С. 201-205.
9. Смокотин, В.М. Поиск путей к многоязычию и поликультурности в рамках концепции «Европейское Взаимопонимание» (Eurocomprehension) / В.М. Смокотин // Вестник томского государственного университета, 2011. -С. 74-77.
10. Штиглуз Л.Б. О необходимости обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении немецкому языку как второму иностранному // Безукладников К.Э., Штиглуз Л.Б., Мансурова Е.Ф. - Пермь: 2016. - № 12. - С. 108-114.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Цифровая трансформация образования требует создания в вузе специально организованной цифровой образовательной среды. В статье обоснована роль цифровой среды образовательной программы в подготовке будущих бакалавров педагогического образования, определены компоненты такой цифровой среды на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная программа, современные педагогические технологии.
Annotation. The digital transformation of education requires the creation of a specially organized digital educational environment at the university. The article substantiates the role of the digital environment of the educational program in the preparation of future bachelors of pedagogical education, identifies the components of such a digital environment on the example of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered.
Keywords: digital educational environment, educational program, modern pedagogical technologies.
Введение. Образование является основным двигателем инновационного развития общества, поэтому педагогическое образование обретает все большую роль. Сегодня существует большое количество мнений о необходимости изменений в педагогическом образовании через его цифровую трансформацию [7, 16]. Существенная роль в этом процессе принадлежит цифровым образовательным средам педагогических вузов [12], основных профессиональных образовательных программ [3], предметных модулей [9], дисциплин [8].
В статье [14] представлена цифровая среда управления основными профессиональными образовательными программами (ОПОП) в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, включающая такие компоненты, как «Кабинет руководителя ОПОП»; информационные системы «Учебные планы», «Нагрузка», «Научные результаты», «Рабочие программы»; «Портфолио обучающегося»; «Результаты обучения»; электронные учебно-методические комплексы дисциплин на базе системы управления обучением Moodle.
Уверены, что перечисленные компоненты в составе цифровой образовательной среды ОПОП должны быть дополнены цифровыми инструментами для обеспечения синхронного и асинхронного взаимодействия при использовании дистанционных образовательных технологий, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет-сервисами для организации индивидуальной и совместной творческой, проектной, научно-исследовательской, внеаудиторной деятельности. В цифровой образовательной среде вуза должны быть созданы условия для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей [5].
Цель статьи - обосновать роль цифровой образовательной среды ОПОП в подготовке будущих бакалавров педагогического образования, рассмотреть компоненты такой цифровой среды на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в НГПУ им. К. Минина.
Изложение основного материала статьи. Проблемы цифровой трансформации образования ставят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред, включения в образовательные программы цифрового контента и средовых решений, используемых в современной цифровой школе.
Цифровую трансформацию образования исследователи связывают с построением цифровой образовательной среды организации. Исследователи подчеркивают, что задачами цифровой образовательной среды являются поддержка процесса обучения электронными методическими и дидактическими материалами, обеспечение современными средствами сбора и
обработки информации, эффективным способами представления учебного контента и взаимодействия участников образовательного процесса.
Следует подчеркнуть уникальность цифровой образовательной среды педагогического вуза. Это связано с тем, что одной из важных задач педагогического вуза является подготовка учителя, готового к организации деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы.
В Мининском университете такая подготовка начинается уже на первом курсе в рамках модуля «Информационные технологии». Задачи модуля: создать условия для формирования у обучающихся научных представлений о роли информации в современном мире; способствовать овладению различными информационными процессами; обеспечить условия построения собственной информационной среды студента, включающей ресурсы различного типа (тексты, таблицы, базы данных, цифровые образовательные ресурсы); сформировать навыки поиска информации в Интернете, этичного и безопасного использования сети. Одна из важных задач модуля - создать условия для знакомства обучающихся с возможностями ИКТ для сопровождения образовательного процесса. Сегодня в ФГОС педагогических направлений добавлена общепрофессиональная компетенция ОПК-9: способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их при решении задач профессиональной деятельности. Для достижения компетенции ОПК-9 предлагаемый в модуле теоретический материал, задания для практических и самостоятельных работ должны отвечать специфике педагогического вуза.
Для решения задач модуля «Информационные технологии», формирования необходимых компетенций большое значение имеет цифровая образовательная среда модуля [9]. Компонентами такой среды являются лицензионное программное обеспечение; электронные учебно-методические комплексы, представленные в среде электронного обучения Moodle университета; материалы, размещенные на вики-сайте университета; цифровые инструменты для подготовки заданий для индивидуальной и совместной работы обучающихся.
Для формирования ОПК-9 педагогически целесообразным является и введение отдельного предмета «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» [4]. Содержание дисциплины представлено тремя разделами: «ИКТ-компетентность как вызов информационного общества», «Дидактический потенциал средств и сервисов ИКТ», «Реализация деятельностного подхода с использованием ИКТ». Будущие бакалавры педагогического образования выполняют анализ требований к предметной цифровой образовательной среде, определяют место сквозных технологий в образовательном процессе школы, выявляют плюсы и риски инновационных технологий применения ИКТ на уроках, оценивают учебные и внеучебные Интернет-проекты, разрабатывают интерактивные рабочие листы и оценочные средства с помощью современных цифровых инструментов. Одна из важных задач дисциплины - создание предметных каталогов цифровых образовательных ресурсов. При этом необходимо выполнить классификацию ЦОР, представить аннотации. Подходы к классификации ЦОР представлены в статье [13]. Пример выполнения задания: https://clck.ru/RosBX.
Приведем примеры некоторых информационных продуктов, разработанных студентами Мининского университета в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»:
- ментальная карта «Искусственный интеллект в образовании» https://clck.ru/Yfmdq;
- ментальная карта «Технологии цифровой коммуникации» https://clck.ru/YfnpR;
- интерактивный рабочий лист на основе Google-формы «Закон Ома для участка цепи» https://clck.ru/LxoEe;
- интерактивный рабочий лист на основе Google-рисунка «Агрегатные состояния вещества» https://clck.ru/RLnvr;
- совместная онлайн интерактивная доска с анализом Интернет-проектов https://clck.ru/YfnHN (сервис https://padlet.com).
Следует подчеркнуть большую роль в подготовке будущих учителей к формированию своих предметных цифровых образовательных сред изучаемых методических дисциплин, с помощью которых у обучающихся формируется готовность решать профессиональные задачи с использованием современных цифровых технологий, участвовать в решении задач цифровой трансформации школы.
При организации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды ОПОП большое значение имеют используемые педагогические технологии. Среди педагогических технологий исследователи выделяют [1]: доцифровые педагогические технологии, при использовании которых цифровые инструменты являются вспомогательным педагогическим средством; цифророжденные педагогические технологии, своим возникновением обязанные процессу цифровизации и основанные на использовании цифровых средств (смешанное обучение [10], «перевернутое» обучение [15], Bring Your Own Device - «принеси свое устройство» [6], дистанционное обучение [2] и т.д.)
Цифровые инструменты, обеспечивающие использование перечисленных технологий: системы управления обучением типа LMS Moodle, сайты и блоги преподавателей, облачные технологии и сервисы Веб 2.0, инструменты для организации дистанционного обучения при синхронной и асинхронной коммуникации студентов и преподавателей, цифровые платформы открытого образования.
Что касается доцифровых педагогических технологий, то применение цифровых инструментов и сервисов, делает их использование более эффективным. Примером может служить организация проектной деятельности в цифровой образовательной среде вуза [11]. В цифровой образовательной среде ОПОП будущие педагоги учатся управлять своими временными и другими ресурсами, оптимально их распределять; проявлять инициативность и самостоятельность; работать с различными источниками информации, проверять их достоверность и надежность; соблюдать авторское право и правила безопасного и этичного поведения в сети; использовать методики и цифровые инструменты тайм-менеджмента, созданные для управления проектами. Учебно-исследовательская деятельность будущих бакалавров с применением современных цифровых инструментов может быть организована как через проведение учебных проектов в рамках дисциплин, так и через внеаудиторную проектную деятельность. При этом будущие учителя могут сами выступать разработчиками проектов, которые в дальнейшем провести со школьниками в рамках педагогических практик. Студенты Мининского университета не раз выступали разработчиками региональных Интернет-проектов для школьников. При этом они самостоятельно разрабатывали задания, размещали портфолио проекта в Интернете, проводили рекламную кампанию, организовывали работу жюри, подводили итоги.
Перспективными технологиями, которые сегодня должны найти применение как в высшем, так и общем образовании, являются: управление большими данными, искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника. И поэтому сегодня цифровые среды педагогических вузов дополняются технопарками и педагогическими кванториумами.
Выводы. В условиях цифровой трансформации образования роль цифровой образовательной среды вуза и образовательных программ значительно возрастает. В ходе совместного формирования таких сред преподавателями и студентами педагогических направлений будущие учителя получают необходимые навыки для участия в решении задач цифровой трансформации школ, готовятся к построению своих будущих предметных цифровых образовательных сред.
При создании информационных продуктов (педагогических сценариев цифровых уроков, интерактивных рабочих листов, собственных цифровых образовательных ресурсов, проектных заданий) будущие бакалавры осваивают современные
цифровые инструменты, такие как, образовательные платформы, вики, различные online конструкторы уроков и заданий, Интернет-сервисы для индивидуальной и совместной деятельности.
Литература:
1. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 72 с.
2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Направления подготовки будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности // Образование и наука. - 2015. - №1 (3). - С. 87-105.
3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. -2016. - № 4 (17). - C. 14.
4. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. - 2016. -№ 1-1 (13). - С. 18.
5. Брыксина О.Ф., Круподерова К.Р. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. - № 4 (25). - С. 6.
6. Гураков А.В., Кручинин В.В., Морозова Ю.В., Шульц Д.С. Технологии электронного обучения: учебное пособие. -Томск: ТУСУР. - 2016. - 68 с.
7. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. -2020. - №1 (112). - С. 8-14.
8. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. -С. 144-147.
9. Круподерова Е.П., Севиян Д.А. Формирование информационно-образовательной среды модуля // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - C. 118-124.
10. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64- 1. -С. 179-182.
11. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 (2). - C. 24.
12. Мащенко М.В. Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей // Наука и перспективы. - 2017. - №2. - URL: nip.esrae.ru/14-113.
13. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - C. 5.
14. Самерханова Э.К., Балакин М.А. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 2. - С. 4.
15. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // КПЖ. - 2018. - №2 (127). - С. 74-78.
16. Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - №3 (73). - С. 22-39.
Педагогика
УДК 338.2
кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Лелекова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье обосновывается актуальность управления развитием педагогического кадрового потенциала сотрудников образовательных учреждений. Раскрывается сущность понятия «кадрового потенциала» в целом и «педагогического кадрового потенциала» в частности. Выделены основные элементы кадрового потенциала предприятия. Рассмотрены основные ошибки, совершаемые руководителями при работе с кадровым потенциалом предприятия. С целью управления развитием педагогического кадрового потенциала предложены традиционные и инновационные технологии кадрового менеджмента, способствующие профессиональному и личностному росту педагогов.
Ключевые слова: кадровый потенциал, педагогический кадровый потенциал, методы управления развитием кадрового потенциала.
Annotation. The article substantiates the relevance of the management of the development of pedagogical personnel potential of employees of educational institutions. The essence of the concept of "human potential" in general and "pedagogical human potential" in particular is revealed. The main elements of the personnel potential of the enterprise are highlighted. The main mistakes made by managers when working with the personnel potential of the enterprise are considered. In order to manage the development of pedagogical personnel potential, traditional and innovative technologies of personnel management are proposed that contribute to the professional and personal growth of teachers.
Keywords: personnel potential, pedagogical personnel potential, methods of managing the development of personnel potential.