Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье обоснована необходимость актуализации программ модулей и дисциплин для развития цифровой компетентности будущих магистров педагогического образования. Представлен вариант актуализации программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». В содержание добавлены варианты использования сквозных цифровых технологий в школе, представлены практические задания на работу с цифровыми инструментами и ресурсами, примеры проектных заданий. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCE OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article substantiates the need to update the programs of modules and disciplines for the development of digital competence of future masters of pedagogical education. A variant of updating the program of the discipline "Information technology in professional activity" is presented. The content includes options for using end-to-end digital technologies at school, presents practical tasks for working with digital tools and resources, examples of project assignments. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Распоряжение Правительства РФ № 3273-р от 31 декабря 2019 г. «Принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».

3. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21 июля 2021 г.

4. Косянова О.М, Кулаева Г.М. Стратегии развития читательской грамотности на основе составных текстов на уроках русского языка в 5-9 классах // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе: коллективная монография, второй выпуск, науч. ред. Г.М. Кулаева; отв. ред. П.А. Якимов. - Оренбург, 2021. - С. 6-20

5. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. - М.: Моск. акционер. изд. о-во, 1927. - 173 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснована необходимость актуализации программ модулей и дисциплин для развития цифровой компетентности будущих магистров педагогического образования. Представлен вариант актуализации программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». В содержание добавлены варианты использования сквозных цифровых технологий в школе, представлены практические задания на работу с цифровыми инструментами и ресурсами, примеры проектных заданий. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая компетентность, цифровая образовательная среда, сквозные цифровые технологии.

Annotation. The article substantiates the need to update the programs of modules and disciplines for the development of digital competence of future masters of pedagogical education. A variant of updating the program of the discipline "Information technology in professional activity" is presented. The content includes options for using end-to-end digital technologies at school, presents practical tasks for working with digital tools and resources, examples of project assignments. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered.

Keywords: digital transformation, digital competence, digital educational environment, end-to-end digital technologies.

Введение. Сегодня в нашей стране, как и во многих странах мира, происходит цифровая трансформация образования. Под цифровой трансформацией образования понимается системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде [12]. По мнению Б.Е. Стариченко [11] результатом цифровой трансформации следует считать повышение индивидуальных качественных показателей образовательного процесса, а цифровая образовательная среда, т. е. инфраструктура, образовательный контент и программное обеспечение, построенное, в том числе, на искусственном интеллекте, виртуальной реальности и больших данных, являются условиями достижения этих результатов. Формирование цифровой образовательной среды (ЦОС) является одним из ключевых условий подготовки кадров для цифровой экономики.

Формирование ЦОС невозможно без развития цифровой компетентности педагогов. В глоссарии Национального центра цифровой экономики МГУ им. М.В. Ломоносова под цифровой компетентностью понимается готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах деятельности. Для педагогов это означает готовность использовать возможности цифровых технологий для организации учебной и внеучебной работы обучающихся, их совместной деятельности, оценивания, развития цифровых навыков учеников.

Развитие цифровой компетентности будущих магистров педагогического образования, подготовки их к управлению процессами цифровой трансформации в образовательных организациях различного уровня, требует актуализации содержания программ модулей, дисциплин, практик; использования инновационных педагогических технологий, цифровых платформ, современных ИКТ-инструментов и сервисов; развития цифровых компетенций профессорского-преподавательского состава; формирования технологически насыщенной среды вуза. Подготовка будущих магистров педагогического образования к работе в условиях цифровой трансформации является одной из основных задач дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» [6].

Цель статьи - обосновать необходимость обновления содержания подготовки будущих магистров педагогического образования, в частности актуализации программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Изложение основного материала статьи. Одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года определена цифровая трансформация наиболее значимых отраслей экономики и социальной сферы. В становлении цифровой экономики важное место отводится трансформации как общего, так и высшего образования. Н.Ю. Игнатова в монографии «Образование в цифровую эпоху» [2] подчеркивает, что с появлением понятий «цифровые технологии», признанием значимости перемен, которые претерпевает высшее образование, на первый план выходят не просто особенности цифровых технологий в аудитории, а те ценности и установки, которыми обладают педагоги и студенты в цифровую эпоху.

Сегодня приняты различные нормативные документы, нацеливающие образовательные организации на решение задач цифровой трансформации. Это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», национальный проект «Образование», федеральный проект «Цифровая образовательная среда», стратегия «Цифровая трансформация образования». Цифровой трансформации педагогического образования посвящена статья [3].

Обеспечение потребности рынка труда в ускоренной подготовке педагогических кадров, владеющих ключевыми компетенциями цифровой экономики, сегодня становится одной из задач любой магистерской программы. Решение этой задачи должно быть комплексным, что требует как актуализации содержания магистерских программ, так и использования современных педагогических технологий, развития цифровых компетенций НПР и магистрантов.

Изменение содержания должно быть направлено, прежде всего, на овладение магистрантами сквозными цифровыми технологиями такими как, блокчейн, управление большими данными, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, Интернет вещей. Освоение этих технологий возможно в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». При этом следует использовать возможности создаваемых сегодня в педагогических университетах страны в рамках проекта «Учитель будущего» технопарков универсальных педагогических компетенций. Такой технопарк создается и в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Технопарк - это современное, технологически насыщенное образовательное пространство университета для педагогического проектирования, приобретения студентами опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организации исследовательской работы, формирования цифровых компетенций.

Авторы учебного пособия «Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов» [1] отмечают, что сегодня многие современные цифровые технологии обладают дидактическим потенциалом и поэтому могут быть использованы в образовательном процессе с целью повышения его педагогической результативности и социально-экономической эффективности. Поэтому так важно для будущих магистров педагогического образования освоить сквозные цифровые технологии, определить их место в школе, колледже, вузе.

Одной из наиболее быстро развивающихся технологий в образовании является искусственный интеллект. Искусственным интеллектом называется способность компьютера выполнять функции, которые ранее были доступны только человеку. В Распоряжении Минпросвещения России «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [10] отмечается, что искусственный интеллект в образовании может использоваться для симуляции поведения учителя, идентификации и аутентификации в цифровых системах учения и обучения, в обработке естественного языка, в речевых технологиях, рекомендательных системах, компьютерном зрении.

Важным для магистратов является и освоение технологий виртуальной и дополненной реальностей. Сегодня виртуальная реальность - быстро развивающаяся цифровая технология. Работу пользователя с виртуальной реальностью стали называть погружением [13]. Модели в виртуальной реальности позволяют обучающимся, не переживая за возможность совершить ошибку, формировать такие умения, которых в реальных условиях достичь сложно. Технологии виртуальной реальности делают обучение более наглядным, активным, полнее вовлекают обучающихся в учебный процесс.

В документе [10] даны рекомендации по внедрению в школы и других сквозных технологий. Все это требует скорейшего освоения данных технологий преподавателями педагогических вузов и внедрения в магистерские программы.

Кроме сквозных технологий в курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности» следует рассмотреть такие темы как цифровая образовательная среда, цифровая грамотность обучающихся, цифровые образовательные ресурсы и сервисы, цифророжденные педагогические технологии.

Цифровую трансформацию образования исследователи связывают с построением цифровой образовательной среды организации. Исследователи подчеркивают, что задачами цифровой образовательной среды являются поддержка процесса обучения электронными методическими и дидактическими материалами, обеспечение современными средствами сбора и обработки информации, эффективным способами представления учебного контента и взаимодействия участников образовательного процесса. На практических занятиях магистранты анализируют нормативную базу в области цифровой трансформации образования, требования ФГОС к цифровой среде, визуализируют эти требования с помощью техники «диаграмма Исикавы».

Одно из заданий курса посвящено созданию аннотированного каталога цифровых образовательных ресурсов по различным предметам. Пример выполнения задания с ресурсами по математике: https://clck.ru/RosBX.

Быстро растущие технологические инновации в образовании обусловливают смену парадигмы от традиционного преподавания к использованию современных педагогических технологий. Но как показывают различные исследования, одна из серьезных проблем, тормозящих цифровизацию образования, это излишняя приверженность традиционным технологиям. В то же время, современные цифровые технологии открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы, позволяющие сделать обучение более эффективным, обогатить его, облегчить процессы персонализации обучения.

В курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистранты знакомятся с такими цифророжденными образовательными технологиями как мобильное обучение, BYOD, «перевернутое обучение», «ротация станций». Магистрантам предлагается познакомиться с данными моделями обучения, построить ментальную карту «Инновационные модели обучения в цифровой образовательной среде» с помощью одного из online сервисов построения ментальных карт. При этом ментальная карта должна удовлетворять следующим требованиям: содержание должно соответствовать выбранной модели; должны быть представлены преимущества, риски, сложности реализации; должны быть представлены ссылки на публикации, видео открытых уроков, мастер-классы и т.п.; количество дочерних узлов должно быть не меньше 10; использованы изображения, видео, ссылки; сопровождающий текст должен быть емким и лаконичным; использован соответствующий дизайн. Примеры выполнения задания:

- модель «перевернутый класс» https://clck.ru/Roq7M;

- модель «1 ученик : 1 компьютер» https://clck.ru/RoqBb;

- модель BYOD https://clck.ru/Roq64.

Цифровые компетенции магистрантов формируются и при освоении ими различных Интернет-сервисов для организации творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся, для построения предметных сред учителя [4]. Особое внимание уделяется организации сетевой проектной деятельности [7, 8]. Магистранты разрабатывают портфолио учебных проектов по математике, литературе, иностранному языку, химии и другим предметам, наполняя их материалами, созданными с помощью таких цифровых инструментов, как вики, Google-сервисы, online ментальные карты и ленты времени, интерактивные доски и т.п. Примеры представления идей проектов с использованием современных Интернет-сервисов магистрантами различных профилей подготовки:

- для начальной школы, посвященный М.В. Ломоносову «Гений русской науки» https://clck.ru/ZAVtJ;

- по биологии (10 класс, «Влияние качества питьевой воды на здоровье человека) https://clck.ru/ZAVgG;

-по русскому языку (6 класс, «Мир фразеологии») https://clck.ru/ZAVPw;

- по психологии (3, 4 курсы вуза «Психическое здоровье студентов») https://clck.ru/ZAVdb.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина обучение по магистерским программам осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий. Важным является

комбинирование синхронных [9] и асинхронных способов взаимодействия, применение различных цифровых ресурсов и инструментов для представления контента [5]. Для этого используются система управления обучением Moodle, программное обеспечение для проведения видеоконференций Zoom и Microsoft Teams, вики-сайт университета, облачные технологии и сервисы Веб 2.0.

Выводы. Сегодня перед педагогическим образованием стоят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации. При этом следует констатировать факт недостаточной представленности в основных образовательных программах высшего образования соответствующего содержания, прежде всего, сквозных цифровых технологий и методики их применения в различных дисциплинах. Для развития цифровой компетентности будущих магистров педагогического образования, их готовности к формированию цифровых образовательных сред предлагается актуализировать содержание программ модулей, дисциплин, практик, в частности рассмотрен вариант актуализации содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Кроме актуализации содержания данной дисциплины можно рекомендовать добавление в дисциплины, направленные на формирование универсальных компетенций, таких тем, как особенности цифрового поколения, цифровая этика технологий, цифровой гражданин, цифровой след ученика и учителя; в дисциплины, направленные на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, методики использования сквозных цифровых технологий в учебном и внеучебном процессе, в организации оценивания, учебно-исследовательской, проектной деятельности; в качестве НИР, магистерских диссертаций можно рекомендовать разработку виртуальных экскурсий, виртуальных ассистентов преподавателей, цифровых дидактических материалов, программ внедрения сквозных цифровых технологий в учебный процесс.

Литература:

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 222 с.

2. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. - Нижний Тагил НТИ (филиал) УрФУ. - 2017. - 128 с.

3. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. -2020. - №1 (112). - С. 8-14.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. -С. 144-147.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 193-196.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 60-63.

7. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3 (3). - С. 9.

8. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 (2). - C. 24.

9. Поначугин А.В. Выбор веб-сервиса для проведения потоковых лекций у студентов инженерных специальностей // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36).

10. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс] -URL: https://clck.ru/Z8T6c.

11. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 4. - С. 16-26.

12. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. - М., 2018. - 168 с.

13. Уваров А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. - 2018. - №4. - С. 108-116.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Беляев Кирилл Владиславович

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ИГРОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается проблема игровых компьютерных технологий с точки зрения возможности использования их потенциала как средства обучения. Проводится контент-анализ научно-поисковой системы РИНЦ для анализа и выявления научных работ по рассматриваемой проблеме. Анализируются подходы разных исследователей к проблеме использования компьютерных игр в учебном процессе. систематизируется специфика компьютерных игр, их классификация и обучающие возможности. Делаются выводы об обучающем потенциале компьютерных игр.

Ключевые слова: компьютерная игра, средства обучения, классификация компьютерных игр, контент-анализ, обучающий потенциал компьютерных игр.

Annotation. The article deals with the problem of gaming computer technologies from the point of view of the possibility of using their potential as a teaching tool. Content is being carried out - an analysis of the RSCI scientific search system for the analysis and identification of scientific papers on the problem under consideration. The approaches of different researchers to the problem of using computer games in the educational process are analyzed. the specificity of computer games, their classification and learning opportunities are systematized. Conclusions are made about the educational potential of computer games.

Keywords: computer game, teaching aids, classification of computer games, content analysis, educational potential of computer games.

Введение. В современном мире игровая индустрия занимает далеко не последнее место, причем в обществе не прекращаются дебаты о пользе и вреде компьютерных игр, особенно с учетом того, что ВОЗ включило понятие «игровое расстройство» в международную классификацию болезней. Однако, ошибочно считать, что видеоигры негативно влияют на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.