Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Иванова Снежана Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к актуализации образовательной программы магистратуры направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Актуальность проблемы определяется недостаточностью представления в основных образовательных программах содержания, отражающего основные тренды в области цифровой трансформации. Рассмотрены особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к решению проблем цифровой трансформации образования. Комплексное решение проблемы актуализации магистерских программ включает актуализацию содержания программ модулей, дисциплин, практик; развитие технологической инфраструктуры университета; развитие цифровых компетенций преподавателей. Важным является применение инновационных педагогических технологий; использование современных образовательных платформ, ресурсов и сервисов. Возможности актуализации программ рассмотрены на примере программы дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Дисциплина посвящена применению в образовании одной из сквозных цифровых технологий - технологии виртуальной и дополненной реальности. Магистранты знакомятся с иммерсивным подходом в образовании, проводится обзор систем виртуальной и дополненной реальности, обсуждаются принципы проектирования образовательных VR/AR приложений. Рассматривается история иммерсивного подхода. Магистранты знакомятся с программным обеспечением для разработки приложений виртуальной и дополненной реальности. Обсуждается применение элементов технологий AR и VR на уроках и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей, в среднем профессиональном образовании. В ходе освоения дисциплины рассматривается большое количество различных кейсов использования VR/AR приложений. Для освоения дисциплины «Иммерсивные технологии обучения» используются возможности технопарка универсальных педагогических компетенций. Актуализация образовательных программ предусматривает также введение новых разделов по искусственному интеллекту, большим данным, робототехнике и другим сквозным технологиям в различные дисциплины. Необходимо включение в содержание дисциплин вопросов цифровой дидактики, использования цифровых образовательных ресурсов и сервисов, вопросов информационной безопасности.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность.
Annotation. The article discusses approaches to updating the educational program of the master's program in the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The relevance of the problem is determined by the lack of presentation in the main educational programs of content that reflects the main trends in the field of digital transformation. The features of preparing future masters of pedagogical education for solving the problems of digital transformation of education are considered. A comprehensive solution to the problem of updating master's programs includes updating the content of the programs of modules, disciplines, practices; development of technological infrastructure of the university; development of digital competencies of teachers. It is important to use innovative pedagogical technologies; use of modern educational platforms, resources and services. The possibilities of updating programs are considered on the example of the program of the discipline "Immersive learning technologies". The discipline is devoted to the use in education of one of the end-to-end digital technologies - the technology of virtual and augmented reality. Undergraduates get acquainted with the immersive approach in education, review virtual and augmented reality systems, and discuss the design principles of educational VR/AR applications. The history of the immersive approach is considered. Undergraduates get acquainted with the software for developing applications of virtual and augmented reality. The application of elements of AR and VR technologies in the classroom and in extracurricular activities, in the additional education of children, in secondary vocational education is discussed. In the course of mastering the discipline, a large number of different cases of using VR / AR applications are considered. To master the discipline "Immersive Learning Technologies", the possibilities of the technopark of universal pedagogical competencies are used. The actualization of educational programs also provides for the introduction of new sections on artificial intelligence, big data, robotics and other end-to-end technologies in various disciplines. It is necessary to include in the content of disciplines the issues of digital didactics, the use of digital educational resources and services, information security issues.
Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, immersive technologies, virtual reality, augmented reality.
Введение. Сегодня во многих странах происходит формирование информационного общества. Суммарные знания человечества увеличиваются в геометрической прогрессии. В информационном обществе важным является не только повсеместное применение технологических новшеств, но и развитие личности. В информационном обществе наиболее востребованы люди творческие, мобильные, открытые инновациям.
Необходимость изменений, вызываемых современными цифровыми технологиями, стала общепринятой. Информационные технологии уже не раз меняли деятельность человечества к лучшему. На каждом витке развития они давали возможность работать быстрее, лучше, эффективней. Каждый раз они давали человечеству возможность качественного прорыва, создания вещей, без которых трудно представить себе жизнь сегодня.
Сегодня происходит цифровая трансформация образования, под которой понимается системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде [16].
Современное состояние цифровой экономики требует подготовки специалистов в разных предметных областях, обладающих цифровыми компетенциями. Формируемые профессиональные компетенции выпускников образовательных организаций зачастую не отвечают запросам динамично меняющейся действительности реального сектора цифровой
экономики. Это объясняется быстрым обновлением цифровых технологий и опаздывающим включением этих технологий в учебный процесс.
Для подготовки будущих педагогов к цифровой трансформации образования требуется актуализация основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Актуальность данной проблемы определяется недостаточностью представления в основных образовательных программах содержания, отражающего основные тренды в области цифровой трансформации.
Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к решению проблем цифровой трансформации образования, к организации учебного процесса в рамках современной цифровой образовательной среды.
Изложение основного материала статьи. С каждым годом уровень компьютеризации различных отраслей экономики возрастает. Весь мир охвачен идеей цифровой трансформации. В аналитическом докладе [15] под цифровой трансформацией понимается глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для исполнения процессов, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик и/или появлению принципиально новых качеств и свойств. Основу цифровой трансформации в различных секторах экономики составляют «сквозные» цифровые технологии. Они называются «сквозными», потому что находят отражение в любой индустрии, в любой области деятельности, в любой функции организации. Это технологии: искусственного интеллекта [10]; технологии «больших данных» [9]; блокчейн; технологии интернета вещей; беспроводной связи; облачные технологии; технологии виртуальной и дополненной реальностей [2].
Одно из центральных мест в становлении цифровой экономики занимает трансформация образования. Цифровой трансформации образования посвящены исследования [4, 12]. Авторы публикаций считают цифровую трансформацию образования неизбежным этапом обновления школы. Сегодня необходимость применения сквозных цифровых технологий в образовании закреплена на уровне Распоряжения Минпросвещения России [13].
Рассмотрим возможности актуализации основной образовательной программы магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» [17]. Целью такой актуализации является формирование у магистрантов системного мышления в области цифровой трансформации образования, необходимых компетенций по использованию информационных и сквозных цифровых технологий, подготовка к организации учебного процесса в рамках цифровой образовательной среды.
Актуализация образовательной программы предполагает, прежде всего актуализацию рабочих программ существующих модулей и дисциплин, внедрение в учебный процесс новых дисциплин, связанных с применением в образовании сквозных цифровых технологий, установлением причинно-следственных связей между процессами диффузии цифровых технологий в образовательный процесс и происходящими изменениями в контексте достижения качественных сдвигов в результате цифровой трансформации в образовании в ответ на вызовы цифровой среды.
Например, в образовательные программы магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование», реализуемые в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина вводится дисциплина «Иммерсивные технологии обучения». Дисциплина посвящена применению в образовании одной из сквозных цифровых технологий -технологии виртуальной и дополненной реальности. Магистранты знакомятся с иммерсивным подходом в образовании, проводится обзор систем виртуальной и дополненной реальности, обсуждаются принципы проектирования образовательных VR/AR приложений.
Технология виртуальной и дополненной реальности - технология, способная существенно обогатить образовательный процесс, визуализируя и достраивая необходимые элементы, выступая в качестве конструктора и материала для творчества, проявления креативности. Подобные технологии позволяют сделать учебный процесс наглядным, интерактивным, интересным, благодаря чему повышается мотивация обучающихся и вовлеченность, тем самым оказывая положительное влияние на академические результаты [13].
Разработчики ставят задачу создать у пользователя ощущение присутствия в вымышленном мире. Можем осмотреться вокруг, повернув голову, и даже переместиться в пространстве при помощи дополнительных средств для взаимодействия с виртуальной реальностью.
Модели в виртуальной реальности позволяют обучающимся, не переживая за возможность совершить ошибку, формировать такие умения, которых в реальных условиях достичь сложно из-за дороговизны необходимого оборудования или требований его модернизации, опасности для себя и других людей и пр.).
Дисциплина «Иммерсивные технологии обучения» включает три раздела. В разделе «Иммерсивные технологии в цифровой трансформации образования» иммерсивные технологии рассматриваются в контексте реализации цифровой экономики в России, обсуждаются особенности иммерсивного подхода в образовании, рассматриваются преимущества и риски использования, выявляются компоненты иммерсивной среды. Отдельное внимание уделяется психологическим вопросам использования виртуальной реальности в образовании.
Раздел «Подходы к созданию иммерсивного контента» включает историю иммерсивного подхода, обзор систем виртуальной и дополненной реальности, знакомство с программным обеспечением для разработки приложений виртуальной и дополненной реальности. Магистранты сравнивают различные аппаратные средства для погружения в виртуальную реальность.
В разделе «Моделирование образовательных ситуаций в иммерсивной среде» обсуждается применение элементов технологий AR и VR на уроках и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей, в среднем профессиональном образовании.
На практических занятиях магистранты анализируют цифровые образовательные ресурсы с иммерсивным контентом; проектируют приложения виртуальной и дополненной реальности; выбирают инструментальные средства разработки и создания приложений виртуальной и дополненной реальности; разрабатывают несложные приложения, педагогические сценарии уроков и внеурочных мероприятий с использованием цифровых образовательных ресурсов с иммерсивным контентом. В ходе освоения дисциплины рассматривается большое количество различных кейсов использования VR/AR приложений.
Для освоения дисциплины «Иммерсивные технологии обучения» используются возможности технопарка универсальных педагогических компетенций. Такие технопарки сегодня создаются во всех педагогических вузах страны. Такой технопарк открыт в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в декабре 2021 г. Одна из лабораторий технопарка предназначена для освоения технологий дополненной и виртуальной реальности.
Важным является и обеспечение возможности освоения курса с использованием дистанционным образовательных технологий [5]. Для этого разрабатывается массовый открытый online курс по дисциплине. Его цель - получение обучающимися представления об иммерсивном подходе в образовании, теоретических знаний и практических навыков в области разработки приложений с иммерсивным контентом, знакомство с возможностями использования виртуальной и дополненной реальности в образовательной деятельности.
Кроме рассмотренного курса актуализация образовательных программ 44.04.01 «Педагогическое образование» предусматривает введение новых разделов по искусственному интеллекту, большим данным, робототехнике и другим сквозным технологиям в такие дисциплины, как «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Проектирование цифровой образовательной среды», «Методология и методы научных исследований» и др.
И, конечно, при подготовке будущих магистров педагогического образования к решению проблем цифровой трансформации образования необходимо включение в содержание дисциплин вопросов цифровой дидактики [14], использования цифровых образовательных ресурсов и сервисов [1], компонентов цифровых образовательных сред [3], вопросов информационной безопасности и информационной культуры [8], организации проектной и исследовательской деятельности в сети Интернет [6, 7], командной работы [11].
Выводы. Комплексное решение проблемы актуализации магистерских программ, обеспечивающих подготовку педагогических кадров к решению задач цифровой трансформации образования, включает актуализацию содержания программ модулей, дисциплин, практик; развитие технологической инфраструктуры университета; развитие цифровых компетенций преподавателей; применение инновационных педагогических технологий; использование современных образовательных платформ, ресурсов и сервисов.
Возможности актуализации программ рассмотрены на примере программы дисциплины «Иммерсивные технологии обучения».
Литература:
1. Брыксина, О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе / О.Ф. Брыксина, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. № 4 (25). - С. 6.
2. Григорьев, С.Г. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности / С.Г. Григорьев, М.А. Родионов, О.А. Кочеткова // Информатика и образование. - 2021. - № 10. - С. 43-56.
3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.
4. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. - 2021. - № 1 (49). - С. 3-10.
5. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова //Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.
6. Круподерова, Е.П. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // В мире научных открытий. - 2015. - № 11-1. - C. 604-608.
7. Круподерова, К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов / К.Р. Круподерова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). - 2014. - С. 54-57.
8. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.
9. Лапидус, Л.В. BIG DATA, Sharing Economy, интернет вещей, роботизация: взгляд в будущее российского бизнеса / Л.В. Лапидус. // В сборнике «Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции». Материалы III Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых: доклады и выступления. М. МГУ имени М.В. Ломоносова. - 2017. - С. 98-110.
10. Околелов, О.П. Искусственный интеллект и инновационные педагогические средства в образовании: монография. / О.П. Околелов. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 181 с.
11. Перевощикова, Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8, №1. - С. 3.
12. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. - 2021. - №3. - С. 14-17.
13. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 15.03.2022).
14. Соловова, Н.В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие / Н.В. Соловова, Д.С. Дмитриев, Н.В. Суханкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 128 с.
15. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. -184 с.
16. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 21 февраля 2018 г., № 126. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/mag_44.04.01.pdf (дата обращения: 15.03.2022).