Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАНИЕ / МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Вертинская Анна Сергеевна

В статье рассмотрены подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в области программирования у будущих бакалавров направления подготовки «Информатика и Технология» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минин. Рассмотрены возможности учебных дисциплин, практик, подготовки к сдаче комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности, внеуадиторной деятельности. Приведены примеры заданий, оценочных средств, проектов по программированию, мероприятий в рамках учебного события «Дни российской информатики». Кроме предметной подготовки в области алгоритмизации и программирования для будущего учителя информатики крайне важна методическая подготовка к преподаванию данной темы будущим ученикам. При изучении алгоритмизации и программирования важным является возможность применения электронного обучения. Электронные учебно-методические комплексы должны содержать качественный теоретический материал; большое количество примеров программ; рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине; различные оценочные средства. Приведены примеры некоторых дополнительных материалов. При оценивании компетенций используется критериальный подход. Представлены некоторые оценочные средства. Рассмотрены задачи курсового проекта в рамках комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности. Представлены критерии его оценивания. Приведены примеры тем курсовых проектов. Рассмотрены цели и задачи модуля профессиональной подготовки «Программирование». Обосновано содержание дисциплин модуля. Формирование компетенций будущих учителей информатики в области программирования осуществляется и во внеаудиторной деятельности. Это продемонстрировано на примере хакатона по программированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Вертинская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TEACHING COMPUTER SCIENCE

The article discusses approaches to the formation of general professional competencies in the field of programming for future bachelors in the field of training "Computer Science and Technology" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The possibilities of educational disciplines, practices, preparation for passing a comprehensive exam of readiness for professional activity, extracurricular activities are considered. Examples of assignments, evaluation tools, programming projects, events in the framework of the training event "Days of Russian Informatics" are given. In addition to subject training in the field of algorithmization and programming, methodological preparation for teaching this topic to future students is extremely important for a future computer science teacher. When studying algorithmization and programming, the possibility of using e-learning is important. Electronic educational and methodological complexes should contain high-quality theoretical material; a large number of sample programs; recommendations on the organization of independent work on the discipline; various evaluation tools. Examples of some additional materials are given. When evaluating competencies, a criteria-based approach is used. Some evaluation tools are presented. The tasks of the course project within the framework of a comprehensive exam of readiness for professional activity are considered. The criteria for its evaluation are presented. Examples of topics of course projects are given. The goals and objectives of the module of professional training "Programming" are considered. The content of the disciplines of the module is substantiated. The formation of competencies of future computer science teachers in the field of programming is also carried out in extracurricular activities. This is demonstrated by the example of a programming hackathon.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

хранение и передача. Для прохождения веб-квеста участники могут выбрать роль «теоретика» или «практика». Участники выполняют различные задания, подготовленные с помощью сервиса https://learningapps.org, строят ментальные карты и ленты времени. Эти задания направлены на формирование познавательных УУД. Пример задания на коммуникативное УУД - работа с совместной онлайн презентацией.

Выводы. Мы проанализировали возможности предметной цифровой образовательной среде обучения информатике для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Анализ роли и места рассмотренных цифровых инструментов в развитии универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики показал, что их использование способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность; способствует развитию критического мышления; формирует навыки структурирования и систематизации информации; развивает умения совместной деятельности, умения самооценки и рефлексии. Рассмотренные в статье цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты для создания интерактивных заданий, облачные сервисы, сервисы визуализации имеют дидактический потенциал и для достижения предметных результатов по информатике.

Литература:

1. Барсук, Н.С. Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью веб-квест технологии / Н.С. Барсук, М.М. Маркосян // Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2021. - С. 21-24.

2. Груздева, М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

4. Круподерова, Е.П. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. -C. 176-179.

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов / К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2019. - С. 148-151.

9. Ольховая, К.Э. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики / К. Э. Ольховая. // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 371-374.

10. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НИРО, 2019. - 188 с.

11. Ромадина, О.Г. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1. - С. 69-73.

12. Ручка, О.Н. Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода / О.Н. Ручка // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №5. - С. 121-123.

13. Тупицына, М. В. Разработка учебных заданий по информатике и ИКТ, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся средней школы / М.В. Тупицына, А.И. Газейкина // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики п информационных технологий. - 2015. - № 1. - С. 222-228.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г., № 287. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения: 10.02.2022).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вертинская Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в области программирования у будущих бакалавров направления подготовки «Информатика и Технология» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минин. Рассмотрены возможности учебных дисциплин, практик, подготовки к сдаче комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности, внеуадиторной деятельности. Приведены примеры заданий, оценочных средств, проектов по программированию, мероприятий в рамках учебного события «Дни российской информатики». Кроме предметной подготовки в области алгоритмизации и программирования для будущего учителя информатики крайне важна методическая подготовка к преподаванию данной темы будущим ученикам. При изучении алгоритмизации и программирования важным является возможность применения

электронного обучения. Электронные учебно-методические комплексы должны содержать качественный теоретический материал; большое количество примеров программ; рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине; различные оценочные средства. Приведены примеры некоторых дополнительных материалов. При оценивании компетенций используется критериальный подход. Представлены некоторые оценочные средства. Рассмотрены задачи курсового проекта в рамках комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности. Представлены критерии его оценивания. Приведены примеры тем курсовых проектов. Рассмотрены цели и задачи модуля профессиональной подготовки «Программирование». Обосновано содержание дисциплин модуля. Формирование компетенций будущих учителей информатики в области программирования осуществляется и во внеаудиторной деятельности. Это продемонстрировано на примере хакатона по программированию.

Ключевые слова: программирование, модуль, компетенции, электронная информационно-образовательная среда, оценочное средство.

Annotation. The article discusses approaches to the formation of general professional competencies in the field of programming for future bachelors in the field of training "Computer Science and Technology" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The possibilities of educational disciplines, practices, preparation for passing a comprehensive exam of readiness for professional activity, extracurricular activities are considered. Examples of assignments, evaluation tools, programming projects, events in the framework of the training event "Days of Russian Informatics" are given. In addition to subject training in the field of algorithmization and programming, methodological preparation for teaching this topic to future students is extremely important for a future computer science teacher. When studying algorithmization and programming, the possibility of using e-learning is important. Electronic educational and methodological complexes should contain high-quality theoretical material; a large number of sample programs; recommendations on the organization of independent work on the discipline; various evaluation tools. Examples of some additional materials are given. When evaluating competencies, a criteria-based approach is used. Some evaluation tools are presented. The tasks of the course project within the framework of a comprehensive exam of readiness for professional activity are considered. The criteria for its evaluation are presented. Examples of topics of course projects are given. The goals and objectives of the module of professional training "Programming" are considered. The content of the disciplines of the module is substantiated. The formation of competencies of future computer science teachers in the field of programming is also carried out in extracurricular activities. This is demonstrated by the example of a programming hackathon.

Key words: programming, module, competencies, electronic information and educational environment, assessment tool.

Введение. Начиная с 90-х годов прошлого столетия и по наше время, зарубежные и отечественные исследователи активно обсуждают необходимость компетентностного подхода в современном образовании. Компетентностный подход призван гармонично сочетать знания, умения и компетенции. В формировании компетенций важную роль играют содержание образования, используемые педагогические технологии, способы организации самостоятельной деятельности обучающихся, образовательная среда вуза, в т.ч. предметная цифровая образовательная среда [3] и др.

Например, в монографии [8] обсуждаются вопросы реализации компетентностного подхода при обучении будущих педагогов с помощью сетевой проектной деятельности, а публикация [12] посвящена формированию надпрофессиональных компетенций современного учителя. Статьи [1, 6, 14] посвящены возможностям формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей информатики в процессе освоения программирования. Авторы отмечают, что будущий учитель информатики должен знать различные типы данных, технологии программирования, владеть несколькими языками программирования, уметь грамотно составлять тесты для отладки программ.

В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина реализуется модульная организация образовательного процесса [4, 5]. Начальный опыт программирования студенты получают на первом курсе в рамках дисциплины «Информатика», входящей в универсальный модуль «Информационные технологии» [9]. Формируются общепрофессиональные компетенции ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний) и ОПК-9 (способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их при решении задач профессиональной деятельности) [16]. В модуль «Математические основы информатики» включена дисциплина: «Основы алгоритмизации и программирования» и еще одна дисциплина на выбор. Сегодня студенты выбрали «Визуальное программирование». Модуль профессиональной подготовки «Программирование» содержит дисциплины, связанные с объектно-ориентированным программированием, изучением различных технологий программирования, а также с Интернет-программированием.

Кроме предметной подготовки в области алгоритмизации и программирования для будущего учителя информатики крайне важна методическая подготовка к преподаванию данной темы будущим ученикам. Например, авторы публикации [2] рассматривают методические особенности использования компьютерных игр при формировании готовности будущего учителя информатики к обучению школьников алгоритмизации и программированию. А в статье [15] обсуждается формирование методических умений при организации внеклассной работы с обучающимися при обучении алгоритмизации и программированию.

Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих учителей информатики в области алгоритмизации и программирования, обосновать требования к образовательным результатам студентов, обсудить возможные оценочные средства для выявления уровня сформированности общепрофессиональных компетенций.

Изложение основного материала статьи. В модуле «Математические основы информатики» будущие учителя информатики изучают дисциплину «Основы алгоритмизации и программирования». Цель дисциплины - освоение студентами языка С++ и на его основе овладения основными приемами и методами алгоритмизации и программирования. Задачи дисциплины: способствовать приобретению навыков работы в современных интегрированных системах программирования; обеспечить формирование навыков разработки и отладки программ на языке С++; создать условия для приобретения навыков грамотного тестирования программного обеспечения. Обучающиеся готовятся к выполнению трудовых действий «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», «Формирование навыков, связанных с ИКТ» [13].

Кроме традиционных лабораторных работ при изучении программирования студенты формируют портфолио базовых алгоритмов. Данная работа формирует такие необходимые будущему программисту качества, как творческое и критическое мышление, внимательность и аккуратность, умения составлять инструкции пользователю. Кроме базовых разветвляющихся и циклических алгоритмов портфолио содержит алгоритмы работы с целыми числами; поиска чисел Фибоначчи; вычисления констант я, ф, е; алгоритмы шифрования; работы со случайными числами.

Для сегодняшней системы образования важным является возможность применения дистанционных образовательных технологий [7, 11]. Электронные учебно-методические комплексы для сопровождения изучения алгоритмизации и программирования должны содержать качественный теоретический материал; большое количество примеров программ; рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине; различные оценочные средства. Следует

подготовить различный дополнительный материал для более глубокого освоения темы: ссылки на полезные ресурсы, примеры решения олимпиадных задач, видео с объяснениями решения задач.

Например, для лучшего понимания алгоритмов сортировки обучающимся предлагается посмотреть, как они реализованы в танцах в видеороликах с youtube-канала AlgoRythmics, на котором публикуются видео с решением различных алгоритмических задач в танцах. Самостоятельно познакомившись с 3-4 методами сортировки, обучающиеся выполняют исследовательское задание. Выполняют программирование этих методов, отлаживают программы. При этом выполняют сравнительный анализ методов.

Для оценивания сформированности компетенций при обучении программированию должны быть определены критерии и показатели оценки достижения образовательных результатов, уровни достижения компетенций, разработаны фонды оценочных средств. При оценивании используется критериальный подход [10]. Например, при оценивании портфолио алгоритмов учитывается в баллах степень полноты выполнения работы (количество представленных алгоритмов) и качество оформления работы.

Компетенция ОПК-9 формируется и в дисциплине «Визуальное программирование». Задачи данной дисциплины: способствовать приобретению навыков работы в современных интегрированных системах программирования; обеспечить формирование навыков работы с наборами объектов, свойств, методов; способствовать приобретению навыков работы с меню и многооконным интерфейсом.

Формирование компетенций в области программирования продолжается при подготовке к сдаче комплексного экзамена готовности (КЭГ) к профессиональной деятельности в конце второго курса. Одна из трех частей КЭГ - проект по программированию на языке Delphi. Обучающиеся должны выполнить все этапы проектирования: постановку задачи, составление модели, выбор метода решения, разработку алгоритма, программирование, разработку интерфейса, отладку, анализ результатов. При этом должна быть представлена пояснительная записка с описанием всех этапов. Примеры некоторых тем проектов: Моделирование экологических процессов, Моделирование физических процессов, Разработка алгоритмических машин Поста и Тьюринга, Аппроксимация функций методом наименьших квадратов, Интерполяция функций, Разложения в ряд Фурье и т.п.

Изучение программирования продолжается на третьем курсе в модуле профессиональной подготовки «Программирование». Одна из дисциплин модуля - «Объектно-ориентированное программирование». Обучающиеся осваивают принципы ООП; структуры данных: списки, стеки, очереди, деревья, графы; библиотеки классов языка С++. В дисциплине «Технологии программирования» будущие учителя информатики осваивают инструментальные средства разработки программного обеспечения, разрабатывают требования к ПО, его тестированию и оценке качества. В дисциплине «Интернет-программирование» обучающиеся изучают языки HTML, JavaScript, PHP. Формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-8 в этих дисциплинах оценивается с помощью тестирования, контрольных работ, решения кейсов и контекстных задач.

Формирование компетенций будущих учителей информатики в области программирования осуществляется и во внеаудиторной деятельности. Ежегодно в Мининском университете в декабре проводятся «Дни российской информатики». Одно из событий этих дней - хакатон по программированию, где участники проектируют «умные кабинеты», «умные дороги», «умный город» и т.п. Работа осуществляется в командах, т.к. сегодня конкурентноспособные программные продукты создаются только группами разработчиков. Участникам нужно подобрать необходимые датчики и исполнительные механизмы, составить схему их размещения, разработать алгоритмы работы оборудования. Преподаватели - разработчики заданий для хакатонов предоставляют участникам обширный дополнительный материал. Например, примеры решений для создания «умных городов» в разных странах и России. Участникам надо предложить решение для Нижнего Новгорода.

При выполнении курсовых проектов по методике преподавания информатики многие студенты выбирают темы, связанные с изучением программирования как на уроках, так и во внеурочной деятельности через элективные курсы, кружковую работу, проектную деятельность. И, конечно, формирование компетенций будущих учителей информатики в области программирования происходит в рамках учебных и педагогических практик.

Выводы. Мы рассмотрели подходы к обучению программированию будущих учителей информатики в НГПУ имени К. Минина. Рассмотрели возможности модулей, учебных дисциплин, комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности, внеаудиторной работы, педагогических практик. Сформированные общепрофессиональные компетенции в области программирования будущие учителя информатики демонстрируют через курсовой проект по методике преподавания информатики, выпускную квалификационную работу. Несомненно, тема алгоритмизации и программирования крайне важна при формировании общепрофессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях цифрового образования.

Литература:

1. Баранова, Е.В. Развитие алгоритмической компетенции студентов при подготовке учителей информатики в условиях цифрового образования / Е.В. Баранова, И.В. Симонова // Перспективы науки. - 2019. - № 8 (119). - С. 113-122.

2. Данильчук, Е.В. Методические особенности формирования готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр в обучении алгоритмизации и программированию / Е.В. Данильчук, Н.Ю. Куликова, И.В. Гермашев // Известия ВГПУ. - 2018. - №5 (128). - С. 42-49.

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

4. Каштанова, С.Н. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания / С.Н. Каштанова, Н.В. Белинова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 11.

5. Круподерова, Е.П. Формирование информационно-образовательной среды модуля / Е.П. Круподерова, Д.А. Севиян // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - C. 118-124.

6. Круподерова, Е.П. Обучение языкам и технологиям программирования как компонент предметной подготовки будущих учителей информатики / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 151-154.

7. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

9. Круподерова, К.Р. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» / К.Р. Круподерова, О.А. Бочко, А.В. Бардин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 120-127.

10. Круподерова, К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов / К.Р. Круподерова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. - Нижний Новгород: НГПУ, 2015. - C. 107-110.

11. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева., Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

12. Пеша, А.В. Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века / А.В. Пеша, Е.В. Евпалова // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 3. - С. 29-46.

13. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.02.2022).

14. Садулаева, Б.С. Объектно-ориентированное программирование в обучении будущих бакалавров информатики / Б.С. Садулаева // Инновационная наука. - 2015. - № 10. - С. 165-167.

15. Смирнова, М.О. Формирование методических умений будущих учителей информатики при организации внеклассной работы по обучению алгоритмизации и программированию в школе / М.О. Смирнова, А.П. Смирнов, Е.А. Фаворская // МНКО. - 2019. - №3 (76). - С. 256-258.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 125. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160007 (дата обращения: 15.02.2022).

Педагогика

УДК 372. 811.1

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Алла Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент Лаптева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

О ПЕРСПЕКТИВАХ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: УРОКИ ПАНДЕМИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможности перевода ряда дисциплин, связанных с изучением иностранного языка, в дистанционный формат на этапе обучения в магистратуре. Проведен анализ опыта обучения иностранному языку студентов дистанционно, в также форм и методов, успешно зарекомендовавших себя в период пандемии. Дан анализ отношения студентов к качеству приобретаемых знаний по иностранному языку в вузе в период дистанционного обучения, а также трудностей, возникших при переходе в онлайн среду, влияния онлайн обучения на навыки самоорганизации и самостоятельной работы. Проведен анализ по основным аспектам обучения иностранному языку в магистратуре. Показаны возможности использования замещающих форм и методов обучения при переходе от обучения с веб-поддержкой (до 30% дистанционно) к смешанному формату обучения (до 80% дистанционно) с учетом сохранения качества приобретаемых знаний. Определены условия и перспективы использования дистанционных технологий в обучении иностранному языку студентов-магистров в пост-пандемийном образовательном пространстве.

Ключевые слова: языковая подготовка в магистратуре, дистанционное обучение в магистратуре, обучение в период пандемии, пост-пандемийное образование, обучение иностранному языку, смешанное обучение, обучение с веб-поддержкой, электронное обучение.

Annotation. The article studies the possibilities of transferring some of the disciplines related to the foreign languages study to online format for master's degree students at University. It gives the analysis of online teaching experience as well as successful forms and techniques that proved their efficiency during the pandemic. It also considers the students' attitude to the quality of acquired knowledge in a foreign language at a university during the period of distance learning, as well as the difficulties of transition to an online environment, the impact of online learning on self-organization and independent study skills. It shows the possibilities of using some substitution forms and techniques of foreign language teaching in the transition from web-facilitated learning (up to 30% of distant learning) to blended learning (up to 80 % of distant learning), taking into account the preservation of the quality of the acquired knowledge. The article also determines the specific conditions for foreign language teaching of master's degree students in online classes as well as the prospect of using online technologies in the post-pandemic educational environment.

Key words: foreign language for master's degree students, distant learning for master's degree students, teaching during the pandemic, post-pandemic education, foreign language teaching, blended learning, web-facilitated learning, e-learning.

Введение. В настоящее время весь мир, и система образования в частности, по-прежнему остаются в условиях периодически возникающих вспышек пандемии Covid-19, обусловленных появлением новых штаммов. Все это сохраняет обстановку определенной напряженности и необходимости постоянной готовности к быстрому переходу как предприятий, так и образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Однако сегодня мы говорим уже не об авральной ситуации, которая наблюдалась весной 2020 года, а о более четко построенной и организованной системе. Другими словами, удаленное образование сегодня становится некой нормой и его формы активно используются как временное решение в ситуациях невозможности проведения очных занятий, связанных не только с карантином, но и по другим объективным причинам. Уже всерьез рассматривается вопрос о возможности перевода ряда дисциплин, например, на этапе обучения в магистратуре, на удаленный формат на постоянной основе в тех случаях, когда это оправдано методикой организации и предъявления учебного материала и не оказывает существенного влияния на качество приобретаемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.