Научная статья на тему 'ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1921
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНОСТЬ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Наталья Юрьевна, Уварина Наталья Викторовна

В статье рассмотрены специфика и перспективные векторы использования иммерсивных технологий в профессиональной образовании. Иммерсивность понимается автором как особый метод обучения, основанный на погружении в искусственно смоделированную реальность, включающий элементы релаксации, внушения и игры. Выделено два типа иммерсивных технологий - VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность). Иммерсивный подход в профессиональном образовании определен как комплекс приемов и способов организации взаимодействия участников образовательного процесса в условиях виртуальной обучающей среды, обеспечивающей интерактивность обучения за счет сенсорного мультивекторного воздействия на обучающихся. Выделены преимущества использования иммерсивных средств в профессиональном образовании: деятельность в среде, максимально приближенной к реальной профессиональной обстановке будущего специалиста, усиление сенсорных возможностей обучающегося, повышение мотивации к учебе. Среди перспективных отраслей имплементации виртуальной и дополненной реальности отмечены: технические специальности, специальности химико-биологического профиля, транспортная сфера, медицина, армия. Определены следующие барьеры при внедрении иммерсивных технологий: необходимость особой подготовки педагогических кадров, возможность расхождения фактического уровня объективной компетентности и субъективной оценки возможностей обучающимся, повышение психологических, физических, соматических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the specifics and perspective vectors of using immersive technologies in professional education. Immersiveness is understood by the author as a special teaching method based on immersion in an artificially simulated reality, including elements of relaxation, suggestion and gamification. Two types of immersive technologies have been identified - VR (virtual reality) and AR (augmented reality). An immersive approach in professional education is defined as a set of techniques and methods for organizing the interaction between the participants in the educational process in a virtual learning environment that provides interactive learning through sensory multivector impact on students. The advantages of using immersive tools in professional education are defined as follows: activities in an environment as close as possible to the real professional environment of the future specialist, strengthening the sensory capabilities of a student, increasing motivation for learning. The following promising sectors for the implementation of virtual and augmented reality are noted: technical specialties, specialties of a chemical and biological profile, the transport sector, the medical sphere, and the army. The following barriers to the introduction of immersive technologies have been identified: the need for special training of educators, the possibility of a discrepancy between the actual level of objective competence and the subjective assessment of the capabilities of students, and the increase in psychological, physical, and somatic risks.

Текст научной работы на тему «ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании

Корнеева Наталья Юрьевна,

к.п.н., доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: korneevanyu@cspu.ru

Уварина Наталья Викторовна,

д.п.н., профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: unv@cspu.ru

В статье рассмотрены специфика и перспективные векторы использования иммерсивных технологий в профессиональной образовании. Иммерсивность понимается автором как особый метод обучения, основанный на погружении в искусственно смоделированную реальность, включающий элементы релаксации, внушения и игры. Выделено два типа иммерсивных технологий - VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность). Иммерсивный подход в профессиональном образовании определен как комплекс приемов и способов организации взаимодействия участников образовательного процесса в условиях виртуальной обучающей среды, обеспечивающей интерактивность обучения за счет сенсорного мультивектор-ного воздействия на обучающихся. Выделены преимущества использования иммерсивных средств в профессиональном образовании: деятельность в среде, максимально приближенной к реальной профессиональной обстановке будущего специалиста, усиление сенсорных возможностей обучающегося, повышение мотивации к учебе. Среди перспективных отраслей имплементации виртуальной и дополненной реальности отмечены: технические специальности, специальности химико-биологического профиля, транспортная сфера, медицина, армия. Определены следующие барьеры при внедрении им-мерсивных технологий: необходимость особой подготовки педагогических кадров, возможность расхождения фактического уровня объективной компетентности и субъективной оценки возможностей обучающимся, повышение психологических, физических, соматических рисков.

Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, виртуальная мастерская, виртуальный тренажер, профессиональное образование.

Иммерсивные технологии - один из ключевых рычагов изменения образовательных методик и контента в школах и университетах множества стран мира [16, с. 83]. Само по себе слово «иммерсивный» имеет английскую этимологию и в англоязычных словарях определяется как «обеспечивающий, вовлекающий или характеризующийся глубоким поглощением или погружением во что-либо (например, в деятельность, в реальную или искусственную среду)» [20]. В контексте педагогической науки иммерсивность трактуется как особый метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры, основанный на погружении в искусственно смоделированную реальность. Согласимся с А.И. Соснило и Н.Н. Резвановым: иммерсивные обучающие средства отличаются от стандартных, прежде всего, тем, что в традиционной педагогической парадигме усвоение нового знания происходит посредством информирования и убеждения, тогда как иммерсивность предполагает обучение посредством информирования и внушения [16, с. 84]. Иммерсивные технологии, таким образом, реализуют моделирование полного или частичного погружения в заданную среду, альтернативного пространства, меняя при этом каналы взаимодействие с пользователем.

В мире разработано несколько уровней (концепций) иммерсивных технологий. Наиболее частотная и цитируемая как в педагогических трудах, так и в целом в науке, является совокупность технологий VR (Virtual Reality) - полностью смоделированная реальность; в новейших разработках VR может включать в себя не только визуализацию в трехмерном пространстве и обзор на 360 градусов, но и транслирование аудиальных, тактильных ощущений и запахов. VR, как его определяют Н.Д. Громов и Д.А. Сапрыкин, представляет собой смоделированное пространство, доступ к которому обеспечивается посредством иммер-сивных устройств - в первую очередь, шлемов, перчаток и наушников. Современные виртуальные среды максимально приближаются к реальным, что, в свою очередь, формирует ощущение подлинности происходящего [5, с. 4].

AR (Augmented Reality) - дополненная реальность (досл. «наполненная», «усиленная», «приумноженная», «добавленная»), где «реальная реальность» дополняется виртуальными моделируемыми элементами. AR - визуальное совмещение изначально независимых сред - реальной и виртуальной; наложение запрограммированных интерактивных виртуальных объектов на реальное изображение [5, с. 4].

Н.Д. Громов и Д.А. Сапрыкин предлагают расширить данный перечень такими терминологи-

ей о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ческими категориями, как XR (Extended Reality' - «расширенная реальность» - термин, объединяющий технологии AR и VR, и MR (Mixed Reality) - «смешанная реальность» - редкоупотреби-мый термин, введенный корпорацией Windows при запуске проекта Mixed Reality, сущность которого заключается в использовании существующих технологий VR с добавлением AR и использованием оптического прибора Hololens [5, с. 3]. Обилие искусственных реальностей и их смешение, в свою очередь, вызвало потребность во введении термина, который бы означал ту среду, которая не обогащена средствами симуляции происходящего. В данной связи в научной периодике был введен термин RR (Real Reality, досл. «реальная реальность»), удачно переведенный Ю.В. Корниловым и А.А. Поповым как «действительная реальность» [11, с. 173].

Изначально все вышеописанные технологии в абсолютном большинстве случаев имели место в игровой индустрии, но впоследствии сфера их применения существенно расширилась: иммер-сивность стала свойственна таким сферам, как медицина, промышленность, реклама, армия и др. Данный тезис приводит к выводу о том, что и в обучении различным видам профессиональной деятельности также целесообразно применять им-мерсивный инструментарий.

Имплементация средств виртуальной реальности в сфере профессионального образования вполне «бесшовно» встраивается в конструктивистский подход к обучению, согласно которому обучающийся не просто использует заготовленные ему средства и среды обучения, а выстраивает представления о среде, в которой ему предстоит действовать, и о задачах, которые ему предстоит решить, непосредственно в процессе обучения [4, с. 91].

Иммерсивный подход в профессиональном образовании можно дефинировать следующим образом: комплекс приемов и способов организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях виртуальной обучающей среды, обеспечивающей интерактивность обучения за счет сенсорного мультивектор-ного воздействия на обучающихся с целью всестороннего практикоориентированного профессионального развития. Данное понятие требует определение сопряженной категории - «иммер-сивная обучающая среда». Под иммерсивной обучающей средой Г.С. Котов предлагает понимать «конструкт, отличающийся системным характером и свойством самоорганизации, реализуемый как динамический процесс воздействия на обучающегося с привлечением разнообразных элементов моделируемого <...> окружения» [12, с. 180].

Среди преимуществ использования иммерсив-5 ных технологий в профессиональном образовании о Д.В. Воробьев и А.А. Сироткина называют то, что й обучение в виртуальном мире позволяет действо° вать в рамках типового сценария, который возни-si кает в профессиональной деятельности специа-

листа, что позволяет подготовить его к непосредственному выполнению должностных обязанностей [4, с. 92]; мы, в свою очередь, также укажем, что иммерсивные обучающие площадки позволяют дополнить сценарные визуализации нестандартными, форс-мажорными ситуациями, «встроив» их в привычный сценарий, что еще больше сближает виртуальную профессиональную среду с реальной. Ключевой функцией иммерсивных технологий в профессиональном образовании, таким образом, становится моделирование маршрутов и сценариев для обучающегося и вместе с обучающимся [2, с. 2758].

Высказанное приводит к выводу о трансформации роли преподавателя в новой образовательной среде. Преподаватель утрачивает функцию лектора, и обретает функцию гида, модератора, посредника между обучающимися и виртуальными средами. По мнению С.Ф. Сергеева, обучающий в таком контексте является, скорее, «наблюдателем и активным участником коммуникации, использующим свой опыт и авторитет для ориентации ученика в зоне учебных смыслов, изменения наблюдаемых параметров среды обучения» [14, с. 19].

Еще одним преимуществом иммерсивности в профессиональном образовании является усиление сенсорных возможностей обучающегося. Речь идет об оказании комплексного воздействия на органы чувств, что, безусловно, возводит на новый уровень качество усваиваемости и фиксации новой информации в сознании обучающегося. Опора исключительно на визуальную модальность была характерна для иммерсивных технологий прошлого поколения, сегодня же иммер-сивный подход предполагает воздействие на все каналы рецепции при восприятии учебного материала [10, с. 176].

Иммерсивная обучающая среда в профессиональном образовании обладает рядом важнейших свойств. Во-первых, выделим ее конструиру-емость: иммерсивная среда позволяет отражать и прогнозировать элементы объективной профессиональной реальности будущего специалиста. Во-вторых, иммерсивная среда характеризуется целостностью: она способна представить многокомпонентное содержание профессиональной деятельности в ее единстве. В-третьих, иммерсив-ная обучающая среда обладает высокой степенью мотивогенности, формируя познавательные интересы личности и мотивы достижения профессиональной успешности [15, с. 181]. А. Китсон с соавт. указывают, что повышение уровня мотивации обеспечивается таким свойством иммерсивных технологий, как геймификация: погружение в систему пользователи рассматривают как игру, за счет чего в обучающихся проявляются любознательность и творческий подход [19].

Профессиональное обучение в иммерсив-ной среде, безусловно, строится на основе фундаментальных и непреложных принципов, выработанных педагогической наукой. Тем не ме-

нее, такая среда модифицирует все основные компоненты обучения. Образовательный компонент трансформируется за счет использования иммерсивных образовательных технологий. Социально-психологический компонент обучения также подвержен модификациям: социальные отношения, возникающие между обучаемым и обучающимся, заменяются на отношения между средой и обучающимся. Кардинально изменяется и пространственно-предметный компонент обучения: аудитории, лаборатории, мастерские зачастую оказываются ненужными, будучи замененными виртуальными аналогами, но при этом требуется оснащение помещений образовательных учреждений специальными техническими средствами, позволяющими производить погружение в моделируемую реальность [8, с. 91].

Рассмотрим конкретные примеры применения иммерсивных технологий в профессиональном образовании. Прежде всего, следует отметить, что иммерсивность потенциально может быть использована на любом этапе обучения, включая дошкольный и школьный. Российские и зарубежные исследователи указывают на положительный опыт имплементации методов иммерсивности при проведении музейных экскурсий, экспедиций, подводных туров, путешествий в открытый космос, им-мерсивных спектаклей и шоу.

На уровне специального и высшего профессионального образования иммерсивные технологии имеют место в ряде специальностей по химико-биологическим направлениям: в искусственной среде можно реализовать сложные химические и биологические опыты, которые провести в реальной учебной аудитории затруднительно [1, с. 155] - к примеру, по причине, хронологических рамок учебного занятия, дороговизны реагентов, отсутствия исходного сырья, биоматериала или оборудования для требуемой манипуляции. Все эти проблемы решаются внедрением иммерсивных технологий, причем современные варианты виртуальной реализации учебных экспериментов выглядят вполне естественно и правдоподобно.

Будущие архитекторы, дизайнеры, инженеры посредством технологий виртуальной и дополненной реальности получают возможность создавать сложные объекты и формы, в том числе и те, которых не существует в мире реальном. В целом, обучающиеся могут создавать и визуализировать массивы абстрактных данных и многомерные модели в рамках любой технической специальности.

Инструментарий на базе дополненной реальности актуален в обучении по специальностям, связанным с геологическими исследованиями и разведкой (литология, гравитационная разведка полезных ископаемых, геофизические методы исследования скважин и многие другие). Дополненная реальность позволяет рассматривать и изучать топологию и поверхность суши, дна водоемов, недр в удобной визуализированной трехмерной форме, что, в свою очередь, позволяет выпол-

нять анализ геологической обстановки и прогнозировать ее изменения [13, с. 96].

Совокупность средств и площадок, организованных в виртуальном пространстве, именуются виртуальными мастерскими. Виртуальные мастерские являются перспективной технологией в системе среднего профессионального образования. Подобные мастерские позволяют выполнять профессиональные действия в виртуальной среде. Такая возможность является крайне актуальной для обучающихся на первых курсах специальных профессиональных заведений, ведь выполнение множества сложных задач в «реальной реальности» обучающимся без достаточных навыков может быть опасным и затруднительным.

К сожалению, практика виртуальных мастерских практически не освоена системой профессионального образования России; М.В. Зиннатова справедливо указывает на то, что «данная технология подменяется видеокурсами, виртуальными стендами, онлайн-обучением, дистанционным обучением, серией образовательных вебинаров» [8, с. 93]. Тем не менее, имплементация технологии виртуальной мастерской позволяет гораздо более эффективно моделировать образовательный процесс, погружая обучающегося в симуляцию профессиональной среды и позволяя ему действовать в ее рамках, вместо того, чтобы быть пассивным реципиентом информации, поступающей от преподавателя.

Категорией, смежной с категорией «виртуальная мастерская», является понятие «VR-тренажер/ VR-симулятор». VR-тренажеры представляют собой программные продукты, создающие иллюзию нахождения пользователя в реальном времени в виртуальном мире посредством визуализации и тактильных ощущений пользователя [9, с. 68]; подобные тренажеры применяют в обучении управления системами, организмами, механизмами и транспортными средствами. Тренажеры нашли широкое применение в профессиональном образовании по специальностям, связанным с транспортом. Приведем примеры апробированных и внедренных в образовательную практику систем. Симуляции проверок и испытаний пневматических тормозов грузовых вагонов осуществляются на базе тренажера VR Training-Air Brake Test for Railroad; моделирование процессов осмотра и технического обслуживания вагонов реализуется на тренажере Truck Inspection Teaching System; широкий функционал для будущих специалистов в области транспортных систем имеет система Railroad Operations in VR, виртуальное депо в котором представляет собой vR-мастерскую. При обучении диспетчеров используются продукты серии EVE-Interactive 3-D & VR learning на базе среды EVE (Engaging Virtual Education) [9, с. 69]. Разработано множество тренажеров и симуляторов для реализации профессиональной подготовки пилотов, медицинского персонала.

Отметим, что в медицинской сфере включение в обучение тренажеров крайне актуально - они

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

позволяют запустить процессы самостоятельного клинического мышления [7, с. 98]. В профессиональном медицинском образовании иммер-сивность можт быть обеспечена использованием интерактивных манекенов-имитаторов пациента, а роль виртуальной мастерской в данном случае играет виртуальная клиника. Виртуальная клиника - электронная модель учреждения здравоохранения, где обучающийся получает возможность наблюдать и принимать участие в выполнении функций, организации логистики и иных процессов при помощи симулятора [18, с. 150].

Медицинские иммерсивные симуляторы крайне актуальны при отработке моторных навыков медицинского персонала, особенно в ситуациях, когда специалист должен безошибочно выполнить действие следуя заданному алгоритму. Возможность внештатных ситуаций в таких тренажеров также встраивается, так как в медицине вероятность таковых, как очевидно, высока. В качестве примера приведем продукт AccuVein, выполненный для младшего медицинского персонала на основе дополненной реальности: система представляет собой портативный сканер, отображающий расположение вен в теле пациентов, что, в свою очередь, сокращает количество случаев неправильного исполнения процедуры внутривенной инъекции[21]. М.В. Бакин упоминает также так называемые эм-патические симуляции [3, с. 19], которые способны симулировать социальные взаимодействия и анализировать эмоциональный фон виртуального собеседника, что, по нашему мнению, также важно для медицинского работника.

Иммерсивные технологии в профессиональном обучении оказываются не просто желательными, а необходимыми, когда речь идет о профессиях, сопряженных с риском для жизни или имущества. По этой причине погружение в виртуальную среду посредством тренажеров оказывается необходимым этапом в подготовке военнослужащих. Обучающиеся в оборонной отрасли используют широкий спектр специальных военных тренажеров (самолетных, вертолетных, инженерных, космических, глубоководных и проч.) [6, с. 260]. По той же причине симулятор - необходимый образовательный инструмент в обучении судоводителей, операторов атомных станций, бурильных установок, паровых турбин.

Несмотря на колоссальное поле возможностей применения иммерсивных технологий в профессиональном образовании, существует ряд ограничений и барьеров, которые затрудняют массовую имплементацию иммерсивного инструментария в текущие образовательные практики. Во-первых, отметим неготовность значительной доли педагогов реализовывать подобные инновационные подходы. Переход части процесса профессионально-5 го образования в виртуальный мир приводит к не-§ обходимости особой подготовки педагогических й кадров [12, с. 181]. По мнению И.А. Плеховой, «им° мерсивные системы потребуют появления целой ав россыпи специалистов <...>, которые будут пони-

мать не только структуру знания, но и основы экспозиции, монтажа, построения виртуального мира» [13, с. 96].

М.В. Зиннатова говорит о «ловушке виртуальной компетентности» - ситуации расхождения фактического уровня объективной компетентности педагога и его оценки собственных возможностей [8, с. 92]. В такую ловушку могут попасть и сами обучающиеся: при обучении через погружение у них может сформироваться ложное представление о собственном профессионализме на основании успехов деятельности в виртуальной среде. Безусловно, даже новейшие иммерсивные средства не способны в полной мере копировать реальную профессиональную среду и учесть все факторы практической деятельности специалиста.

Кроме того, исследователи все чаще заявляют о том, что погружение в виртуальную реальность сопряжено с повышением психологических, физических, соматических рисков для обучающихся. В некоторых случаях подобный образовательный инструментарий способен даже спровоцировать нарушение нормального психического развития студента [8, с. 96]. Киберболезни - малоизученный феномен, несмотря на их массовое распространение во всех сферах жизнедеятельности, включая образование [17, с. 78]. П.П. Хороших с соавт. указывают, что эффект от пребывания в виртуальной реальности зачастую схож с проявлениями морской болезни и проявляется в нарушении зрительной рецепции и работы вестибулярного аппарата. Рассогласование сигналов зрительной и вестибулярной систем расценивается организмом как филогенетическое отравление. В данной связи ученые активно разрабатывают концепцию по-стуральной неустойчивости - подобная неустойчивость проявляется в нарушении координации и равновесия из-за погружения в искусственную среду.

Тем не менее, эти и другие недостатки применения иммерсивных средств обучения не могут считаться достаточным основанием для отказа от их внедрения. Возникают новые средства иммерсив-ности, появляются новые способы их применения в профессиональном образовании - и это, на наш взгляд, представляет собой неотвратимую тенденцию модернизации педагогической парадигмы.

Литература

1. Азевич, А.И. Модели использования иммер-сивных технологий обучения в деятельности учителя информатики / А.И. Азевич // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2021. - № 2. - С. 152-161

2. Андрюхина, Л.М. Технологии телеприсутствия - новая креативная платформа развития образования / Л.М. Андрюхина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-12. -С. 2754-2759.

3. Бакин, М.В. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образова-

ния / М.В. Бакин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 10 (100) Часть 2. - С. 16-19.

4. Воробьев, Д.В. Виртуальная реальность как категория социальной философии, или что такое виртуальная реальность? / Д.В. Воробьев, А.А. Сироткина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - № 4 (12). - С. 8994.

5. Громов, Н.Д. Существующие технологии им-мерсивной реальности на современном рынке / Н.Д. Громов, Д.А. Сапрыкин // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2021. - № 4.—. 11 с

6. Дудырев, Ф.Ф. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты / Ф.Ф. Дудырев, О.В. Максименкова // Вопросы образования. -

2020. - № 3. - С. 255-276.

7. Жигалова, О.П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект / О.П. Жигалова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). - С. 9099.

8. Зиннатова, М.В. Виртуальные мастерские: им-мерсивная технология профессионального образования будущего / М.В. Зиннатова // Профессиональное образование и рынок труда. -

2021. - № 2. - С. 89-99.

9. Карелина, М.В. Методические аспекты применения тренажеров с иммерсивной технологией при обучении в университете транспорта / М.В. Карелина, С.П. Вакуленко, П.А. Егоров, О.В. Мерецков // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 64-80.

10. Корнилов, Ю.В. Иммерсивный подход в образовании / Ю.В. Корнилов // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - № 1 (26). - С. 174-178.

11. Корнилов, Ю. В. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании / Ю.В. Корнилов, А.А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 171-174.

12. Котов, Г.С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и проблемы реализации / Г.С. Котов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. -С.179-181.

13. Плехова, И.А. Необходимость подготовки будущих учителей географии к использованию иммерсивных технологий в школьном образовании / И.А. Плехова // Педагогическое искусство. - 2019. - № 1. - С. 95-97.

14. Сергеев, С.Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования / С.Ф. Сергеев // Человеко-машинные системы. - 2010. - № 2(8). - С. 15-20.

15. Сергеев, С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды / С.Ф. Сергеев. - М.: Народное образование, 2008. - 434 с.

16. Соснило, А.И. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе / А.И. Соснило, Н.Н. Резванов // Экономика и экологический менеджмент. - 2021. - № 4. - С. 83-91.

17. Хороших, П.П. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект / П.П. Хороших, А.А. Сергиевич, Т.А. Баталова // Психология и Психотехника. - 2021. - № 1. -С. 78-88.

18. Швиренко, И.Р. Медицинские тренажеры: применение в клинической и педагогической практике / И.Р. Швиренко, И.В. Зубенко, И.В. Терещенко, Е.С. Поважная, И.В. Пеклун, Н.Д. Мирошниченко // Вестник физиотерапии и курортологии. - 2018. -№ 3. - С. 149-153.

19. Kitson, A. Immersive Interactive Technologies for Positive Change: A Scoping Review and Design Considerations / A. Kitson, P. Mirjana, R. Bernhard // Frontiers in Psychology. - 2018. - #9. - Pp. 56-59.

20. Словарь Merriam-Webster. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/immersive. - Дата доступа: 27.06.2022

21. AccuVein® Vein Vein Visualization: The Future of Healthcare is Here. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ac-cuvein.com/why-accuvein/ar/. - Дата доступа: 27.06.2022.

IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

Korneeva N. Yu., Uvarina N.V.

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

The article is devoted to the specifics and perspective vectors of using immersive technologies in professional education. Immer-siveness is understood by the author as a special teaching method based on immersion in an artificially simulated reality, including elements of relaxation, suggestion and gamification. Two types of immersive technologies have been identified - VR (virtual reality) and AR (augmented reality). An immersive approach in professional education is defined as a set of techniques and methods for organizing the interaction between the participants in the educational process in a virtual learning environment that provides interactive learning through sensory multivector impact on students. The advantages of using immersive tools in professional education are defined as follows: activities in an environment as close as possible to the real professional environment of the future specialist, strengthening the sensory capabilities of a student, increasing motivation for learning. The following promising sectors for the implementation of virtual and augmented reality are noted: technical specialties, specialties of a chemical and biological profile, the transport sector, the medical sphere, and the army. The following barriers to the introduction of immersive technologies have been identified: the need for special training of educators, the possibility of a discrepancy between the actual level of objective competence and the subjective assessment of the capabilities of students, and the increase in psychological, physical, and somatic risks.

Keywords: immersivity, immersive technologies, virtual reality, augmented reality, virtual workshop, virtual simulator, professional education.

References

1. Azevich, A. I. Models of using immersive learning technologies in the activities of an informatics teacher / A.I. Azevich // Bulletin of RUDN University. Series: Informatization of education. - 2021. -No. 2. - P. 152-161

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

12. Kotov, G.S. Immersive approach in education: opportunities and problems of implementation / G.S. Kotov // Problems of modern pedagogical education. - 2021. - No. 73-1. - P. 179-181.

13. Plekhova, I.A. The need to prepare future teachers of geography for the use of immersive technologies in school education / I.A. Plekhova // Pedagogical art. - 2019. - No. 1. - S. 95-97.

14. Sergeev, S.F. Virtual simulators: problems of theory and design methodology / S.F. Sergeev // Man-machine systems. - 2010. -No. 2(8). - S. 15-20.

15. Sergeev, S.F. Educational and professional immersive environments / S.F. Sergeev. - M.: People's education, 2008. - 434 p.

16. Sosnilo, A.I. The use of immersive technologies in the educational process / A.I. Sosnilo, N.N. Rezvanov // Economics and environmental management. - 2021. - No. 4. - P. 83-91.

17. Khoroshikh, P.P. Immersive educational environments: psychophysiological aspect / P.P. Khoroshikh, A.A. Sergievich, T.A. Batalova // Psychology and Psychotechnics. - 2021. -No. 1. - P. 78-88.

18. Shvirenko, I.R. Medical simulators: application in clinical and pedagogical practice / I.R. Shvirenko, I.V. Zubenko, I.V. Teresh-chenko, E.S. Povazhnaya, I.V. Peklun, N.D. Miroshnichen-ko // Bulletin of physiotherapy and balneology. - 2018. -№ 3. -P. 149-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kitson, A. Immersive Interactive Technologies for Positive Change: A Scoping Review and Design Considerations / A. Kit-son, P. Mirjana, R. Bernhard // Frontiers in Psychology. - 2018. -#9. - P.p. 56-59.

20. Merriam-Webster Dictionary. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.merriam-webster.com/dictionary/im-mersive. - Access date: 06/27/2022

21. AccuVein® Vein Vein Visualization: The Future of Healthcare is Here. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www. accuvein.com/why-accuvein/ar/. - Access date: 06/27/2022.

68-2. - S. 171-174.

o

u

CM

CM

CM

CO

z

22

2. Andryukhina, L.M. Telepresence technologies - a new creative platform for the development of education / L.M. Andryukhina // Fundamental research. - 2013. - No. 10-12. - S. 2754-2759.

3. Bakin, M.V. Immersive technologies in the development of social empathy and education / M.V. Bakin // International Research Journal. - 2020. - No. 10 (100) Part 2. - P. 16-19.

4. Vorobyov, DV Virtual reality as a category of social philosophy, or what is virtual reality? / D.V. Vorobyov, A.A. Sirotkina // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2008. - No. 4 (12). - S. 89-94.

5. Gromov, N.D. Existing technologies of immersive reality in the modern market / N.D. Gromov, D.A. Saprykin // International journal of applied sciences and technologies "Integral". -2021. - No. 4. - 11 s.

6. Dudyrev, F.F. Simulators and trainers in vocational education: pedagogical and technological aspects / F.F. Dudyrev, O.V. Maksimenkova // Educational Issues. - 2020. - No. 3. -S. 255-276.

7. Zhigalova, O.P. Training simulators in the system of vocational education: pedagogical aspect / O.P. Zhigalova // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2021. - No. 1 (34). - S. 90-99.

8. Zinnatova, M.V. Virtual workshops: immersive technology of vocational education of the future / M.V. Zinnatova // Vocational education and labor market. - 2021. - No. 2. - P. 89-99.

9. Karelina, M. V., Vakulenko S.P., Egorov P.A., Meretsk-ov O.V. Methodological aspects of the use of simulators with immersive technology in training at the University of Transport // Domestic and foreign pedagogy. - 2021. - No. 6. - P. 64-80.

10. Kornilov, Yu.V. Immersive approach in education / Yu.V. Ko-rnilov // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2019. - No. 1 (26). -P. 174-178.

11. Kornilov, Yu.V. On the issue of terminology and classification of immersive technologies in education / Yu.V. Kornilov, A.A. Popov // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - No.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.