Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Бойко Анастасия Владимировна, Вертинская Анна Сергеевна

Технология виртуальной и дополненной реальности - одна из «сквозных» цифровых технологий, освоение которой предусмотрено в федеральном проекте «Цифровые технологии». В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к применению данной технологии. Возможности освоения технологии AR/VR рассмотрены на примере дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования». Эти дисциплины ведутся для всех направлений подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. AR/VR студенты осваивают на базе технопарка универсальных педагогических компетенций. Будущие учителя знакомятся с терминологическим аппаратом в области AR и VR; рассматривают технические средства и программное обеспечение, сферы применения технологий. Будущим учителям информатики предлагается курс «VR/AR-разработка». Студенты разрабатывают приложения виртуальной и дополненной реальности. Для дисциплин разработаны массовые открытые онлайн курсы. В МООК представлены видеолекции, текстовые материалы, задания для самостоятельной работы с акцентом на будущую профессиональную деятельность студентов. Дальнейшее освоение технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Бойко Анастасия Владимировна, Вертинская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR THE USE OF VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY TECHNOLOGIES

The article discusses the features of preparing future teachers for the creation and use of augmented and virtual reality technologies. The possibilities of mastering AR / VR technology are considered on the example of the discipline "Modern information technologies". This discipline is conducted for all areas of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the discipline is to create conditions for mastering modern ways and means of working with information, the formation of communicative and digital competencies of students. One of the sections of the program is related to the development of AR / VR technology. Future teachers get acquainted with the basic concepts of virtual and augmented reality technology; study the history of AR and VR, the scope of technology. Students consider technical tools and software for creating and working with AR / VR technology. Examples of the use of AR / VR technology in the classroom are analyzed. Laboratory work is performed using zone learning technology. In the "immersive zone" students get acquainted with the available VR content. "Zone 360 degrees" is intended for the development of equipment for panoramic shooting of objects. In the "programming zone", students create a simple VR application in the Varwin Education environment. Future teachers of informatics are offered the course "VR / AR-development". Students develop virtual and augmented reality applications. Also, future computer science teachers develop a pedagogical scenario for the lesson. The technology of virtual and augmented reality makes the learning process visual, interactive and interesting.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Опираясь на материалы входного и итогового тестирования, мы провели анализ успеваемости учеников - объектов опытно-практической работы. Данные говорят о том, что 7 обучающихся из 12 показали положительное развитие умений монологической речи; уровень успеваемости четырех обучающихся остался неизменным, а успеваемость одного пятиклассника снизилась.

Принимая во внимание наблюдение за пятиклассниками в процессе реализации метода сторителлинг, а также результаты рефлексии и тестирования, мы разработали методические рекомендации для педагогов по применению метода сторителлинг на уроке иностранного языка в школе: проектирование урока по методу сторителлинг может и должно опираться на этапы работы с письменным или аудиотекстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый; формирование текстового каркаса должно осуществляться на основе заранее определенного лексико-грамматического материала, планируемого к усвоению; педагогу необходимо продумать сюжетную линию историю, но не весь рассказ - это задача урока иностранного языка по методу сторителлинга; необходимо заранее продумать и использовать вставки-уточнения, например, do you remember..?, do you know the word...?, when.... is used?, do you understand this sentence?; во время рассказа нужно следить, чтобы школьники были вовлечены в повествование, чтобы сторителлинг не превратился в пассивное слушание: для этого рекомендуется включать в историю вопросительные и восклицательные предложения; если метод сторителлинга используется педагогом систематически, необходимо обеспечить его реализацию в различных типах уроков: на введение нового материала, его закрепление, отработку или на контроль усвоения; педагогу следует добавлять в систему упражнений элементы творчества (подбор иллюстраций, музыки, создание театра и т.п.) для создания более глубокого эмоционального воздействия на обучающихся.

Выводы. Мы пришли к выводу о том, что разработанная система упражнений, направленная на обучение устной монологической речи с использованием метода сторителлинг, подтверждает свою эффективность и может быть использована в качестве методического руководства к формированию компонентов иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся на уроке английского языка.

Литература:

1. Багрецова, Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты / Н.В. Багрецова // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 2. - С. 25-38.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - 8-е изд., испр. и доп. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Москва: Академия, 2015. - 363 с.

3. Королева, Е.В. Обучение иноязычному аудированию с применением дистанционных образовательных технологий / Е.В. Королева, В.С. Игнатьева // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2021. -С. 172-175.

4. Королева, Е.В. Веб-квесты как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 184-186.

5. Королева Е.В. Применение когнитивных стратегий при обучении аудированию на уроках по иностранному языку / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 138-141.

6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращеия 12.09.2022).

7. Мусина, Н.И. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / Н.И. Мусина, Т.Г. Мухина, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 (дата обращения 12.09.2022).

8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: учебное пособие / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 239 с.

9. Blaine, R. Fluency through TPR storytelling: Achieving real language acquisition in school / R. Blaine, C. Seely. -Berkeley, СА, 2014. - 195 p.

10. Shin, J.K. Teaching young learners of English: From Theory to Practice / J.K. Shin, J. Crandall. - Boston. MA: Heinle Cengage learning, 2014. - 390 p.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вертинская Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. Технология виртуальной и дополненной реальности - одна из «сквозных» цифровых технологий, освоение которой предусмотрено в федеральном проекте «Цифровые технологии». В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к применению данной технологии. Возможности освоения технологии АЯ/УЯ рассмотрены на примере дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования». Эти дисциплины ведутся для всех направлений подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. АЯ/УЯ студенты осваивают на базе технопарка универсальных педагогических компетенций. Будущие учителя знакомятся с терминологическим аппаратом в области АЯ и УЯ; рассматривают технические средства и программное обеспечение, сферы применения технологий. Будущим учителям информатики предлагается курс «УЯ/АЯ-разработка». Студенты разрабатывают приложения виртуальной и дополненной реальности. Для дисциплин разработаны массовые открытые онлайн курсы. В МООК представлены видеолекции, текстовые материалы,

задания для самостоятельной работы с акцентом на будущую профессиональную деятельность студентов. Дальнейшее освоение технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, иммерсивные технологии обучения, виртуальная реальность, дополненная реальность.

Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for the creation and use of augmented and virtual reality technologies. The possibilities of mastering AR / VR technology are considered on the example of the discipline "Modern information technologies". This discipline is conducted for all areas of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the discipline is to create conditions for mastering modern ways and means of working with information, the formation of communicative and digital competencies of students. One of the sections of the program is related to the development of AR / VR technology. Future teachers get acquainted with the basic concepts of virtual and augmented reality technology; study the history of AR and VR, the scope of technology. Students consider technical tools and software for creating and working with AR / VR technology. Examples of the use of AR / VR technology in the classroom are analyzed. Laboratory work is performed using zone learning technology. In the "immersive zone" students get acquainted with the available VR content. "Zone 360 degrees" is intended for the development of equipment for panoramic shooting of objects. In the "programming zone", students create a simple VR application in the Varwin Education environment. Future teachers of informatics are offered the course "VR / AR-development". Students develop virtual and augmented reality applications. Also, future computer science teachers develop a pedagogical scenario for the lesson. The technology of virtual and augmented reality makes the learning process visual, interactive and interesting.

Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, immersive learning technologies, virtual reality, augmented reality.

Введение. Одним из федеральных проектов, входящих в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», является федеральный проект «Цифровые технологии», в рамках которого были разработаны дорожные карты по «сквозным» цифровым технологиям. К «сквозным» технологиям относятся: искусственный интеллект; системы распределенного реестра; технологии «больших данных»; технологии виртуальной и дополненной реальностей и др. Перечисленные технологии сегодня начинают активно использоваться в разных отраслях, в т.ч. и в образовании, где происходят процессы цифровой трансформации [3, 5, 10].

Одними из сквозных технологий являются технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Считается, что основное назначение данных технологий - компьютерные игры. Но это не только игра, которая понравится школьникам, и даже не только инструмент для мотивации, VR и AR - это незаменимый инструмент в руках учителя для организации контекстного обучения; среда для активного получения обучающимися эмпирического опыта, инструмент для развития навыков решения проблем. Освоение данных технологий крайне необходимо всем будущим педагогам, призванным решать задачи цифровой трансформации образования.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина выполняется апробация актуализированных образовательных программ бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование», в т.ч. дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования», где технологиям VR/AR уделяется большое внимание. А для будущих учителей информатики предлагается дисциплина «VR/AR-разработка». Для дисциплин разработаны массовые открытые онлайн курсы. Цель МООК - получение будущими учителями теоретических знаний и практических навыков в области разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, выявление образовательных возможностей VR/AR.

Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих бакалавров педагогического образования к применению технологий дополненной и виртуальной реальности, обосновать использование для этого МООК.

Изложение основного материала статьи. В федеральном проекте «Цифровые технологии» названы девять «сквозных» цифровых технологий, применение которых позволит создать в стране глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы. Эти технологии можно разбить на группы:

- технологии, позволяющие собирать данные: Интернет вещей, Big Data;

- технологии, позволяющие передавать и хранить данные: 5G, квантовые технологии, блокчейн;

- технологии, позволяющие анализировать, принимать решения: искусственный интеллект, нейротехнологии;

- технологии для обработки информации: VR и AR, компоненты робототехники и сенсорика.

В Распоряжении Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [9] рассматриваются возможности применения в образовании таких сквозных цифровых технологий таких как, искусственный интеллект, BigData, технологии виртуальной и дополненной реальности и др. Поэтому сегодня стоит задача знакомства будущих педагогов со сквозными цифровыми технологиями.

Под виртуальной реальностью понимается совокупность технологий, с помощью которых можно создать искусственный мир, физически несуществующий, но ощущаемый органами чувств в реальном времени в соответствии с законами физики. Технологии дополненной реальности позволяют дополнять части физического мира необходимой компьютерной информацией.

Новое поколение требует нового подхода в обучении. Известно, что студенты запоминают 10% прочитанного, 20% услышанного и 90% информации из ситуаций, имитирующих реальный опыт. Этим обоснована востребованность и необходимость внедрения в образовательный процесс технологий виртуальной и дополненной реальности. И будущие учителя должны обязательно овладеть этими технологиями. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности подробно обсуждаются в статье [2].

В НГПУ им. К. Минина с этими технологиями будущие бакалавры педагогического образования знакомятся уже на первом курсе в рамках дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования», которые входят в коммуникативно-цифровой модуль.

В дисциплине «Современные информационные технологии» обучающиеся осваивают основной терминологический аппарат в области AR и VR, знакомятся с оборудованием для работы с данными технологиями; рассматривают примеры использования технологий в различных отраслях. Лабораторные работы выполняются с использованием технологии смены рабочих зон.

В «иммерсивной зоне» обучающиеся просматривают VR-контент для своей предметной области. Они пользуются каталогом VR-приложений в области естественно-научного образования (https://clck.ru/egV8W), каталогом примеров VR-приложений по математике (https://clck.ru/egW8A), в области гуманитарного образования (https://clck.ru/egbxt).

«Зона 360 градусов» предназначена для знакомства с оборудованием для панорамной съемки объектов. Необходимо создать галерею фото, просмотреть их на компьютере, познакомиться с образовательным видео контентом в формате 360

градусов. Примеры образовательного видео контента в формате 360 градусов: Объемная история (https://vrt.one/portfolio/oi) - бесплатный образовательный проект об эпохальных событиях и людях в истории России; образовательные экскурсии VR 360 (https://clck.ru/h9py7) - познавательные видео в формате 360 по истории, архитектуре, промышленности, культуре, экологии, политической и духовной жизни Москвы.

В «зоне программирования» обучающиеся создают несложное VR-приложение в среде Varwin Education с помощью языка визуального программирования Blockly. При создании приложения обучающиеся используют документацию по Varwin Education «Инструкции по выполнению кейсовых заданий в рамках программы курса «Разработка VR-приложений средствами XRMS Varwin».

Изучение дисциплины «Современные информационные технологии» осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий на портале открытого образования Мининского университета. Система обучения с применением дистанционных образовательных технологий, базирующаяся на использовании современных цифровых инструментов для доставки учебного контента обучающимся независимо от их местоположения, становится неотъемлемой, конкурентоспособной частью образовательного пространства [4]. Одним из основных ресурсов дистанционного обучения являются массовые открытые онлайн курсы.

Выполнен анализ МООК по информатике и информационным технологиям для студентов вузов на различных отечественных платформах. Выяснялся вопрос наличия тем, связанных со сквозными цифровыми технологиями. Проведенный анализ показал, что в МООК по информатике и информационным технологиям разработчики чаще всего включают классические темы информатики, часто повторяя школьный курс информатики. Ни в одном курсе не удалось найти тем, связанных со сквозными цифровыми технологиями. Но следует заметить, что сегодня на некоторых платформах открытого образования стали появляться самостоятельные курсы, посвященные сквозным цифровым технологиям. Например, МООК «Применение VR-технологий в школьном образовании» от Дальневосточного федерального университета размещен на платформе https://stepik.org (https://stepik.org/course/102254). Курс включает в себя краткую историческую справку о VR, описание необходимого для VR оборудования, конкретные примеры VR-приложений для школьных предметов, методические вопросы их применения и планирования урока с применением VR-технических средств обучения. МООК «Дополненная реальность в школе: создание AR проекта в EV Toolbox» от компании EligoVision размещен на платформе https://stepik.org (https://stepik.org/course/116559). В курсе участники знакомятся с конструктором проектов дополненной и виртуальной реальности EV Toolbox. Авторы рассказывают, что такое метка дополненной реальности, что такое объекты и ресурсы проекта. В рамках этого курса участники с нуля разрабатывают тематическую открытку дополненной реальности, которая «оживает» на экране смартфона.

В МООК «Современные информационные технологии» Мининского университета представлены видеолекции, текстовые материалы, задания для самостоятельной работы с акцентом на будущую профессиональную деятельность студентов.

Цель дисциплины «Технологии цифрового образования»: получение обучающимися навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических и цифровых технологий, формирование представлений о проектировании цифровых образовательных ресурсов, в т.ч. с использованием технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Обучающиеся знакомятся с понятием иммерсивной образовательной среды, рассматривают преимущества и проблемы применения иммерсивных технологий в образовании, психолого-педагогические основы применения AR/VR в обучении.

Одно из практических заданий - построение ментальной карты «Цифророжденные педагогические технологии» с помощью онлайн сервисов построения ментальных карт. Обязательное требование - показать возможность интеграции выбранной педагогической технологии с технологией искусственного интеллекта и технологией виртуальной и дополненной реальности. Кроме AR/VR инструментов в дисциплине «Технологии цифрового образования» будущие учителя осваивают и другие цифровые инструменты, полезные для формирования сетевого образовательного пространства [6], развития информационной культуры обучающихся [7], их ИКТ-компетентности [11], организации проектной деятельности [1]. В ходе освоения дисциплины обучающиеся разрабатывают цифровые образовательные ресурсы. Вопрос проектирования и разработки ЦОР студентами обсуждается в статье [8].

Будущие учителя информатики на третьем курсе изучают дисциплину «VR/AR-разработка». Сегодня технологии виртуальной и дополненной реальности школьники осваивают в детских центрах ИТ-творчества «IT-cube», детских технопарках «Кванториум», других центрах дополнительного образования детей в области ИТ, в рамках профориентационных проб в проекте «Билет в будущее». Оборудование для разработки виртуальной и дополненной реальности получают все школы-участницы проекта «Точки роста». И будущие учителя информатики должны быть готовы разрабатывать со школьниками приложения виртуальной и дополненной реальности. Поэтому в рамках договора с АНО ВО «Университет Иннополис» Мининский университет разработал МООК «VR/AR разработка». Курс предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование», будущих учителей-информатики и педагогов дополнительного образования. Участники курса познакомятся с понятиями виртуальной и дополненной реальностей, узнают, какое оборудование и какое программное обеспечение необходимо для разработки VR/AR приложений. Обсуждаются принципы педагогического дизайна. Участники курса смогут создать свои первые VR/AR приложения и разработать сценарии уроков с их применением. В курсе представлено 40 видеолекций по 10-15 минут, опросы по каждой теме.

Выводы. Сегодня реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее основная цель заключается в формировании экосистемы цифровой экономики. Важное место в становлении цифровой экономики отводится трансформации образования. В условиях цифровой трансформации образования современный педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и осваивать информационные ресурсы в профессиональной деятельности. Поэтому важным является актуализация образовательных программ подготовки будущих учителей, направленная на освоение перспективных цифровых технологий, прежде всего, сквозных цифровых технологий. Одной из таких технологий является технология виртуальной и дополненной реальности. На базе технопарка универсальных педагогических компетенций НГПУ им. К. Минина эти технологии осваивают все будущие бакалавры педагогического образования в рамках рассмотренных дисциплин. Дальнейшее освоение технологий должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

Литература:

1. Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 1(21). - С. 223-228.

2. Григорьев, С.Г. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности / С.Г. Григорьев, М.А. Родионов, О.А. Кочеткова // Информатика и образование. - 2021. - № 10. - С. 43-56.

3. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. - 2021. - № 1 (49). - С. 3-10.

4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

5. Круподерова, Е.П. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 227-230.

6. Круподерова, К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов / К.Р. Круподерова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). - 2014. - С. 54-57.

7. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

8. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2 (27). - C. 5.

9. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 10.04.2022).

10. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. -М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

11. Samerkhanova, E.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - Т. 9. - №7S. - С. 1381.

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Заева Алёна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-КВЕСТОВ

Аннотация. Для организации воспитательной работы в вузе большое значение имеет внеаудиторная деятельность обучающихся. Эффективным средством ее проведения является сетевая проектная деятельность. Сетевая проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, критического мышления, коммуникативных навыков обучающихся. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности студентов через разработку ими веб-квестов для школьников. Приведены примеры некоторых веб-квестов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии». Рассмотрены этапы веб-квестов, задания, используемые цифровые инструменты. Наиболее часто используются сервисы совместного редактирования документов, инструменты для создания интерактивных упражнений, инфографика, облака слов, онлайн интерактивные доски, ленты времени и др. Разработка студентами представленных веб-квестов продемонстрировала эффективность данной формы проектной деятельности. В ходе работы над веб-квестами для школьников у студентов развиваются навыки структурирования и систематизации информации, творческого мышления; формируются умения разбивать задачу на этапы, грамотно формулировать задания. Студенты учатся разрабатывать критерии выполнения заданий, подбирать достоверные источники, их проверять.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, проект, веб-квест, цифровые инструменты, сетевые сервисы.

Annotation. For the organization of educational work at the university, extracurricular activities of students are of great importance. An effective means of its implementation is a network project activity. Network project activities contribute to the development of independence, cognitive activity, critical thinking, communication skills of students. The article discusses the features of the organization of project activities of students through the development of web quests for schoolchildren. Examples of some web quests developed by future bachelors of the direction of training "Information systems and technologies" are given. The stages of web quests, tasks, digital tools used are considered. The most commonly used services are collaborative editing of documents, tools for creating interactive exercises, infographics, word clouds, online interactive whiteboards, timelines, etc. The development of the presented web quests by students has demonstrated the effectiveness of this form of project activity. In the course of working on web quests for schoolchildren, students develop the skills of structuring and systematizing information, creative thinking; skills are formed to break the task into stages, correctly formulate tasks. Students learn to develop criteria for completing tasks, select reliable sources, and check them.

Key words: extracurricular activities, project, web quest, digital instruments, network services.

Введение. С 1 сентября 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», укрепляющий роль воспитания в системе образования. Для организации воспитательной работы в вузе большое значение имеет внеаудиторная деятельность обучающихся [1, 10].

Большое значение внеаудиторная деятельность имеет для сопровождения студентов первого курса [11], их адаптации и поддержки мотивации. Внеаудиторная деятельность может быть организована в цифровой среде основной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.