Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Харитонова Валерия Павловна

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации, к применению технологий цифрового образования. Рассмотрены возможности дисциплины «Технологии цифрового образования». Дисциплина ведется для всех будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Будущие учителя знакомятся с возможностями интеграции в учебном процессе современных педагогических и цифровых технологий, получают навыки формирования предметной цифровой образовательной среды. Студенты знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий. Особое внимание уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Анализируются образовательные ресурсы Интернета, рассматриваются цифровые образовательные платформы. Изучаются цифровые инструменты для организации дистанционного и смешанного обучения, реализации компетентностного подхода, для сетевой проектной деятельности, организации оценивания. На практических занятиях обучающиеся создают каталоги цифровых образовательных ресурсов, подбирают кейсы использования сквозных цифровых технологий. Дальнейшее освоение технологий цифрового образования будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Харитонова Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATION TECHNOLOGIES

The article discusses the features of preparing future teachers for work in the conditions of digital transformation, for the use of digital education technologies. The possibilities of the discipline "Technologies of digital education" are considered. The discipline is conducted for all future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Future teachers get acquainted with the possibilities of integrating modern pedagogical and digital technologies in the educational process, receive skills in the formation of a subject digital educational environment. Students get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies. Particular attention is paid to the use of artificial intelligence technology, virtual and augmented reality in education. The educational resources of the Internet are analyzed, digital educational platforms are considered. Digital tools are being studied for organizing distance and blended learning, implementing a competency-based approach, for network project activities, and organizing assessment. In practical classes, students create catalogs of digital educational resources, select cases of using end-to-end digital technologies. Further development of digital education technologies by future teachers should be carried out within the framework of subject-methodological modules.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Харитонова Валерия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации, к применению технологий цифрового образования. Рассмотрены возможности дисциплины «Технологии цифрового образования». Дисциплина ведется для всех будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Будущие учителя знакомятся с возможностями интеграции в учебном процессе современных педагогических и цифровых технологий, получают навыки формирования предметной цифровой образовательной среды. Студенты знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий. Особое внимание уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Анализируются образовательные ресурсы Интернета, рассматриваются цифровые образовательные платформы. Изучаются цифровые инструменты для организации дистанционного и смешанного обучения, реализации компетентностного подхода, для сетевой проектной деятельности, организации оценивания. На практических занятиях обучающиеся создают каталоги цифровых образовательных ресурсов, подбирают кейсы использования сквозных цифровых технологий. Дальнейшее освоение технологий цифрового образования будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, технологии цифрового образования, сквозные цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты.

Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for work in the conditions of digital transformation, for the use of digital education technologies. The possibilities of the discipline "Technologies of digital education" are considered. The discipline is conducted for all future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Future teachers get acquainted with the possibilities of integrating modern pedagogical and digital technologies in the educational process, receive skills in the formation of a subject digital educational environment. Students get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies. Particular attention is paid to the use of artificial intelligence technology, virtual and augmented reality in education. The educational resources of the Internet are analyzed, digital educational platforms are considered. Digital tools are being studied for organizing distance and blended learning, implementing a competency-based approach, for network project activities, and organizing assessment. In practical classes, students create catalogs of digital educational resources, select cases of using end-to-end digital technologies. Further development of digital education technologies by future teachers should be carried out within the framework of subject-methodological modules.

Key words: digital transformation of education, digital education technologies, end-to-end digital technologies, digital educational resources, digital tools.

Введение. Сегодня перед педагогическим образованием стоят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации; включения в образовательные программы цифрового контента, сквозных цифровых технологий. Цифровой трансформации педагогического образования посвящена статья [1]. Автор подчеркивает, что сегодня педагог все время находится в догоняющий позиции, а надо, чтобы вступал в научные и методические коллаборации с коллегами по всему миру; выступал в роли агрегатора, собирающего и выбирающего лучшие ресурсы для своих учеников. С 2022 г. во всех педагогических вузах России введено «Ядро высшего педагогического образования». Один из модулей Ядра - «коммуникативно-цифровой». Для подготовки будущих учителей к цифровой трансформации образования служит дисциплина, входящая в данный модуль, - «Технологии цифрового образования». Задачами дисциплины являются: формирование представлений о дидактических возможностях и особенностях использования цифровых технологий в образовании; приобретение обучающимися навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических и цифровых технологий, навыков формирования предметной цифровой образовательной среды с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе современных цифровых инструментов, в т.ч. технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности; формирование представлений о проектировании цифровых образовательных ресурсов.

Цель статьи - продемонстрировать возможности дисциплины «Технологии цифрового образования» для освоения будущими учителями различных цифророжденных педагогических технологий и подготовки обучающихся к применению различных перспективных цифровых технологий в рамках предметных цифровых образовательных сред.

В 2022 г. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина согласно договору с АНО ВО «Университет Иннополис» актуализирует несколько образовательных программ с целью формирования профессиональных компетенций по применению сквозных цифровых технологий, востребованных в сфере образования. Актуализация дисциплины «Технологии цифрового образования» включает подготовку обучающихся к применению таких сквозных цифровых технологий, как новые коммуникационные интернет-технологии, технологии искусственного интеллекта, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Изложение основного материала статьи. Первый раздел дисциплины «Технологии цифрового образования» называется «Место и роль цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога». Здесь рассматриваются понятия цифровой трансформации образования, цифровой образовательной среды, цифровой грамотности педагогов и обучающихся. В разработанном учебном пособии, в электронно-методическом комплексе в среде дистанционного обучения университета выполнен анализ педагогических технологий в системе цифровой образовательной среды. Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и др.), которые предполагают использование цифровых инструментов как вспомогательного педагогического средства и цифророжденные педагогические технологии, своим возникновением обязанные процессу цифровизации («перевернутое» обучение, мобильные технологии, дистанционное обучение и т.д.).

Обучающиеся знакомятся с возможностями синхронного и асинхронного дистанционного обучения, различными моделями смешанного обучения.

Сегодня многие современные технологии (сквозные цифровые технологии) обладают дидактическим потенциалом и поэтому могут быть использованы в образовательном процессе с целью повышения его педагогической результативности и социально-экономической эффективности. «Сквозными» технологии называются, потому что находят отражение в любой индустрии, в любой области деятельности, в т.ч. в образовании. В Распоряжении Минпросвещения России [10] представлены варианты использования в образовании таких сквозных цифровых технологий, как блокчейн, искусственный интеллект, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание в дисциплине «Технологии цифрового образования» уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта [11], виртуальной и дополненной реальности [8].

По теме «Место и роль цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога» обучающимся предлагается построить ментальную карту «Цифророжденные педагогические технологии» с помощью одного из online сервисов построения карт памяти.

Во втором разделе «Аппаратное и программное обеспечение для организации учебного процесса» рассмотрены различные цифровые инструменты для использования на уроках и во внеурочной деятельности. Отдельное внимание уделено искусственному интеллекту, приложениям виртуальной и дополненной реальности в образовании. На одном из практических занятий обучающиеся создают совместный каталог примеров кейсов применения технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе школы. Для этого они анализируют кейсы на сайтах разработчиков и баз кейсов, таких как «ICT.Moscow. База знаний VR/AR», «VR-проекты Varwin», «Решения компании Modum Lab», «Проекты компании AR Prodaction» и др. Пример каталога, подготовленного с помощью совместной Яндекс презентации: https://clck.ru/32WXpz. Представлены примеры VR-приложений для дисциплин естественно-научного цикла (физики, химии, географии), гуманитарного цикла (истории, литературы, английского языка), математики и ОБЖ.

Лабораторные занятия по освоению технологий AR/VR студентами Мининского университета проходят в лаборатории виртуальной и дополненной реальности межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций. Обучающиеся знакомятся с примерами образовательных VR-приложений отечественных разработчиков.

В шлемах виртуальной реальности будущие учителя осваивают образовательный VR-контент по своему профилю. Например, студенты направления подготовки «Информатика и Технология» собирают системный блок и материнскую плату в приложении «PC Virtual LAB», выполняют различные задания по «приготовлению блюд» в виртуальной кухне Cooking Simulator VR. Также обучающиеся совместно собирают примеры кейсов применения технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе школы.

Третий раздел дисциплины «Сетевые технологии в образовательном процессе» посвящен дидактическим возможностям Интернет-сервисов. Рассматриваются инструменты для создания контента, инструменты для совместной деятельности обучающихся, возможности сервисов Веб 2.0 в образовании. Обсуждаются возможности новых коммуникационных Интернет-технологий в образовании. Анализируются образовательные ресурсы Интернета, рассматриваются цифровые образовательные платформы, платформы для создания МООК. Отдельное внимание уделяется цифровым инструментам для организации дистанционного [4] и смешанного обучения [5], реализации компетентностного подхода [6, 12], для сетевой проектной деятельности [3], для организации оценивания [7].

Лабораторные работы студенты выполняют на университетском вики-сайте [2]. На своей визитке они размещают ссылки на выполненные задания. В первой лабораторной работе студенты подбирают цифровые ресурсы и online-сервисы для предметной цифровой образовательной среды: цифровые образовательные платформы, системы управления обучением, электронные формы учебников, инструменты для создания и публикации контента, инструменты для коммуникации и обратной связи, инструменты для сотрудничества, инструменты планирования учебной деятельности, образовательные сайты и порталы и т.п. Необходимо выполнить классификацию ресурсов, представить аннотации.

Во второй лабораторной работе студенты сначала создают интерактивный рабочий лист (ИРЛ) при помощи Google-рисунков, Google или Яндекс-документов, Google или Яндекс-таблиц. Затем ИРЛ создается при помощи Google или Яндекс-формы, обязательно включая образовательное видео и вопросы к нему. Третий ИРЛ обучающиеся создают при помощи сервиса https://app.wizer.me. Необходимо предусмотреть использование тестовых вопросов и заданий 2-3 видов. Также студенты анализируют учебные и внеучебные проекты. Результаты анализа размещают на совместной online доске. Пример доски, созданной обучающимися направления подготовки «Информатика и Технология»: https://clck.ru/32eY6t. Использован сервис https://miro.com. Студенты выделяли три наиболее ярких момента проекта, формулировали два вопроса разработчикам, высказывали одно предложение.

В четвертом разделе «Проектирование цифрового образовательного ресурса» рассмотрены варианты разработки ЦОР для организации дистанционного и смешанного обучения, в т.ч. с использованием возможностей СДО Moodle. Обсуждаются вопросы проектирования, анализа и экспертизы ЦОР. Научиться анализировать цифровые образовательные ресурсы, средства и сервисы, оценивать их педагогический потенциал - одна из составляющих профессиональной компетентности современного учителя.

В данном разделе студенты выполняют проектное задание: создают 2-3 цифровых образовательных ресурсов с использованием Интернет-сервисов для своей предметной области. Это могут быть online тесты и анкеты, кластеры, ментальные карты, ленты времени, инфографика, инструкции на online досках и т.п. Также они готовят педагогический сценарий урока с использованием технологий искусственного интеллекта, VR/AR-приложений.

Выводы. В глоссарии, представленном на сайте межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» (https://didactica.yspu.org) указано, что цифровая образовательная среда представляет собой комплекс условий и возможностей для обучения, развития, социализации, воспитания человека. То, в какой степени будет востребован и использован педагогический потенциал этой среды, зависит от собственной субъектной активности и учебной самостоятельности обучающегося. К использованию этого педагогического потенциала будущие бакалавры педагогического образования готовятся в дисциплине «Технологии цифрового образования». Рассмотрено содержание дисциплины, ее возможности в освоении обучающимися как цифророжденных педагогических технологий, так и сквозных цифровых технологий. Дальнейшее освоение технологий цифрового образования будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

Литература:

1. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования / Е.И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №1 (112). - С. 8-14

2. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52

3. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52

4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. — № 71-1. -С. 193-196

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, К.Р. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении / К.Р. Круподерова, А.С. Румянцева // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1 (67). - C. 351-359

7. Круподерова, К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов / К.Р. Круподерова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. - Нижний Новгород: НГПУ, 2015. - C. 107-110

8. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

9. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - C. 5.

10. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 09.11.2022).

11. Степанова, Э.В. Искусственный интеллект в высшем образовании / Э.В. Степанова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2021. -Издательство Красноярский государственный аграрный университет. - С. 153-155

12. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

Педагогика

УДК 372.8

студентка биолого-химического факультета Крутелёва Анна Сергеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В современных условиях в сфере образования необходимо особое внимание уделять практическим методам подготовки к будущей профессии. В развитии необходимых навыков школьников рекомендуют применять цифровые ресурсы. С этой целью школе создаётся цифровая образовательная среда. ЦОС направлена на объединение всех участников учебного процесса посредством информационных систем. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя цифровые ресурсы. В качестве примера приводятся такие ресурсы как: «Банк заданий по функциональной грамотности», Платформа Microsoft Teams, Онлайн-доски. Авторы дают характеристику и знакомят с особенностями использования рекомендованных цифровых ресурсов. Так, предоставляемый Институтом стратегии развития образования «Банк заданий по функциональной грамотности» предлагает учащимся шесть направлений со всеми видами заданий, которые постоянно обновляются. Платформа Microsoft Teams представляет возможность - работать в онлайн-формате в виде видеоконференций. Онлайн-доски представлены следующие: MIRO, Conceptboard, Padlet. В выводах указывается, что для подготовки обучающихся к предстоящим решениям проблемных ситуаций, возникающих как в процессе решения заданий проверочных работ, так и в жизни в целом, целесообразно использовать проанализированные цифровые ресурсы.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, функциональная грамотность, практические методам подготовки.

Annotation. In modern conditions in the field of education, special attention should be paid to practical methods of preparation for the future profession. It is recommended to use digital resources in developing the necessary skills of schoolchildren. For this purpose, a digital educational environment is being created for the school. The DSP is aimed at uniting all participants in the educational process through information systems. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven digital resources. As an example, such resources as: "Functional Literacy Task Bank", Microsoft Teams Platform, Online whiteboards are given. The authors describe and introduce the features of using the recommended digital resources. Thus, the Bank of Tasks on Functional Literacy provided by the Institute of Educational Development Strategy offers students six directions with all types of tasks that are constantly updated. The Microsoft Teams platform provides an opportunity to work in an online format in the form of video conferences. Online boards are presented as follows: MIRO, Conceptboard, Padlet. The conclusions indicate that it is advisable to use the analyzed digital resources to prepare students for the upcoming solutions to problematic situations that arise both in the process of solving tasks of verification works and in life in general.

Key words: digital resources, functional literacy, practical training methods.

Введение. В настоящее время к современному образованию предъявляются требования по формированию гармонично развитой, социально активной, творческой, конкурентоспособной личности, от которой требуется не только много знать, но и использовать знания как жизненный инструмент; не только выполнять команды, но и генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, уметь критически мыслить, владеть коммуникативными способностями, использовать свой потенциал для самореализации, соответственно относится к жизни, уверенно отвечать на вызов нового тысячелетия [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.