- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: дистанционное консультирование, доступная среда, методические рекомендации в форме электронного документа;
- для лиц с нервно-психическими нарушениями рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Результативный компонент модели включает в себя ожидаемый результат, достигаемый в процессе сопровождения детей раннего возраста группы риска и их родителей-инвалидов: во-первых, профилактику отклонений в развитии, компенсацию нарушений и его социализацию; во-вторых, повышение компетентности родителей-инвалидов в воспитании детей раннего возраста, их развитие как активных субъектов в ранней помощи.
Выводы. Для подтверждения эффективности разработанной модели психолого-педагогического сопровождения семьи с родителем с инвалидностью, воспитывающей ребенка раннего возраста, были повторно использованы методики: «Ранняя диагностика познавательного развития» Е.А. Стребелевой и «Методика сформированности родительской компетентности».
В результатах экспериментальной группы на контрольном этапе отмечается положительная динамика: ребенок № 8 со средним уровнем показал высокий уровень, у 3 детей с низким уровнем (№ 4, 7, 9) результат улучшился до среднего уровня.
Родители экспериментальной группы качественно повысили родительскую компетентность в области воспитания детей раннего возраста: стали эффективно воздействовать в повседневной жизни на развитие своих детей.
Таким образом, родители с инвалидностью, воспитывающие детей раннего возраста, могут быть активными субъектам ранней помощи на основе предлагаемой модели, в которой раскрыты направления работы с детьми раннего возраста группы риска и с их родителями-инвалидами с учетом особенности психического развития детей раннего возраста и уровня родительской компетентности.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» - URL: https://docs.cntd.ru/document/420374012 (дата обращения 5.09.2021)
2. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисс. канд. пед. наук / Виктория Владимировна Селина. - Великий Новгород, 2009. - 25 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-detei-rannego-vozrasta-v-doshkolnom-obrazo/read (дата обращения: 15.09.2021)
3. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучение детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева // Альманах института коррекционной педагогики PAO. - 2001 - № 4 -URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/metodicheskie-rekomendacii-k-psihologo-pedagogicheskomu (дата обращения: 22.10.2021)
4. Ткачёва, В.В. Семьяребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностикаи консультирование / В.В. Ткачева. - Москва: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
5. Югова, О.В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.В. Югова // Специальное образование. - 2017. - № 1 (45). - С. 53-67
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрантка Гордеева Елена Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПОДГОТОВКА КОНТЕНТА ДЛЯ МООК ПО ПРИМЕНЕНИЮ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Одним из основных направлений развития онлайн-образования в вузе является использование массовых открытых онлайн-курсов. Представлены подходы к разработке МООК по сквозным цифровым технологиям. Рассмотрены МООК «Современные информационные технологии», «VR/AR разработка». Дисциплины ведутся для будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Будущие учителя знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий, осваивают технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. МООК «Современные информационные технологии» размещен на портале открытого образования университета. Продемонстрированы возможности СДО Moodle для подготовки контента курса в виде лекций, лабораторных работ, самостоятельных работ, тестов. Курс «VR/AR разработка» размещается на платформе университета «Иннополис». Рассмотренные онлайн-курсы осваиваются студентами в смешанном формате. Студенты в МООК изучают лекционный материал, проходят тесты, используют материалы для самостоятельной работы. Лабораторные работы проходят в аудитории с участием преподавателя-тьютора.
Ключевые слова: онлайн-образование, массовый открытый онлайн-курс, сквозные цифровые технологии, контент, виртуальная реальность, дополненная реальность.
Annotation. One of the main directions of the development of online education at the university is the use of massive open online courses. The approaches to the development of MOOCs on the end-to-end digital technologies are presented. The MOOCs "Modern information technologies", "VR/AR development" were considered. Disciplines are conducted for future bachelors of the direction of preparation "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Future teachers get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies, master the technologies of artificial intelligence, virtual and augmented reality. MOOC "Modern information technologies" is placed on the university's open education portal. The possibilities of the Moodle LMS for the preparation of course content in the form of lectures, laboratory work, independent work, tests are demonstrated. The VR/AR development course is hosted on the Innopolis University platform. The considered online courses are mastered by students in a mixed format. Students in MOOCs study lecture material, pass tests, use materials for independent work. Laboratory work takes place in the classroom with the participation of a teacher-tutor.
Key words: online-education, massive open online course, end-to-end digital technologies, content, virtual reality, augmented reality.
Введение. Система обучения с применением дистанционных образовательных технологий, базирующаяся на использовании современных цифровых инструментов для доставки учебного контента обучающимся независимо от их местоположения, сегодня становится неотъемлемой частью образовательного пространства. Одним из основных ресурсов дистанционного обучения являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК).
Многие исследователи отмечают особую значимость МООК в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов [9], отмечают при этом рост мотивации студентов. Способы интеграции в учебный процесс вуза обсуждаются в [1, 4, 7]. Готовность преподавателей вузов к разработке открытых онлайн-курсов обсуждается в статье [10]. МООК для подготовки будущих учителей, для повышения квалификации педагогических работников обсуждаются в [2, 3, 8].
В Распоряжении Минпросвещения России [11] поставлена задача применения в образовании перспективных цифровых технологий, прежде всего, сквозных цифровых технологий. Сегодня уже имеются убедительные примеры использования в образовательном процессе технологии распределенных реестров [13], искусственного интеллекта [12], виртуальной и дополненной реальностей [6]. Знакомство будущих учителей с данными технологиями с помощью МООК является актуальной педагогической задачей.
Цель статьи - рассмотреть возможности массовых открытых онлайн-курсов для представления контента, раскрывающего способы применения различных перспективных цифровых технологий, в т.ч. сквозных цифровых технологий, на разных уровнях образования и в дополнительном образовании.
Изложение основного материала статьи. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина с 2022 года на первом курсе у всех будущих бакалавров педагогического образования введена дисциплина «Современные информационные технологии». При определении ее содержания был использован имеющийся опыт преподавания в университете дисциплины «Информатика и информационные технологии» [5].
Был выполнен анализ МООК по сквозным цифровым технологиям на различных отечественных платформах. Выяснилось, что сегодня на некоторых платформах открытого образования стали появляться курсы, посвященные использованию отдельных сквозных цифровых технологий в образовании. Например, на платформе https://stepik.org размещен МООК «Применение VR-технологий в школьном образовании» от Дальневосточного федерального университета (https://stepik.org/course/102254). Также на платформе https://stepik.org размещен МООК «Дополненная реальность в школе: создание AR проекта в EV Toolbox» от компании EligoVision (https://stepik.org/course/116559). МООК, знакомящих будущих учителей, с возможностями применения в образовании различных сквозных цифровых технологий обнаружить не удалось.
Поскольку онлайн-курс «Современные информационные технологии» размещается на портале открытого образования Мининского университета, то для его разработки использованы возможности СДО Moodle, такие как «Лекция», «Страница», «Тест», «Форум». В каждой теме представлен теоретический материал с помощью инструмента Moodle «Лекция», в который встроены короткие видеолекции продолжительностью до 10 минут, текст, изображения, инфографика; задания к лабораторным работам, представленные с помощью инструмента Moodle «Страница», некоторые из которых содержат скринкасты с объяснениями использования тех или иных цифровых инструментов; задания для самостоятельной работы, также представленные с помощью инструмента Moodle «Страница».
В разделе «Сквозные цифровые технологии» представлены темы «Роль сквозных цифровых технологий в построении цифровой экономики России», «Технологии искусственного интеллекта», «Технологии виртуальной и дополненной реальности». Например, лекционный материал темы «Роль сквозных цифровых технологий в построении цифровой экономики России» содержит такие вопросы, как: Национальный проект «Цифровая экономика», Понятие «сквозных» цифровых технологий, Примеры использования СЦТ в разных предметных областях, Возможности использования сквозных цифровых технологий в образовании. Целью лабораторной работы по теме «Роль сквозных цифровых технологий в построении цифровой экономики России» является знакомство с отечественными кейсами применения сквозных цифровых технологий, их анализ. Обучающимся необходимо воспользоваться указанными источниками, выбрать один из предлагаемых отечественных кейсов применения сквозных цифровых технологий, выполнить SWOT-анализ предлагаемого решения. Источники для выбора кейсов: Кейсы цифровой трансформации регионов (https://clck.ru/fqyfa), ICT.Moscow, раздел «Базы знаний» (https://ict.moscow). В рамках самостоятельной работы по теме обучающимся предлагается проанализировать основные перспективные технологии, рекомендуемые для интеграции в деятельность образовательных организаций, выбрать одну из технологий, познакомиться с ней подробнее, найти примеры использования в образовании. Технологию предлагается представить с помощью ментальной карты, отразив ее сущность, преимущества, риски применения, привести примеры использования.
В теме «Технологии искусственного интеллекта» самостоятельная работа заключается в подборе примеров отечественных проектов по применению искусственного интеллекта и описании социально-значимых проблем, которые можно было бы решить с помощью искусственного интеллекта.
Содержание темы «Технологии виртуальной и дополненной реальности» направлено на то, чтобы убедить будущих учителей, что VR/AR-технологии - ключ к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях.
Рассмотрим еще один массовый открытый онлайн-курс, разработанный в Мининском университете, предназначенный для освоения технологий виртуальной и дополненной реальности «VR/AR-разработка». Курс разработан в соответствии с договором с АНО ВО «Университет Иннополис» на актуализацию образовательных программ с целью формирования профессиональных компетенций по применению сквозных цифровых технологий, востребованных в сфере образования и размещается на платформе Иннополиса.
Новое поколение требует нового подхода в обучении. VR/AR - именно та форма обучения, которая заинтересует обучающихся. Известно, что студенты запоминают 10% прочитанного, 20% услышанного и 90% информации из ситуаций, имитирующих реальный опыт. Этим обоснована востребованность и необходимость внедрения в образовательный процесс технологий виртуальной и дополненной реальности. И будущие учителя должны обязательно овладеть этими технологиями. Также следует иметь в виду то, что сегодня технологии виртуальной и дополненной реальности школьники осваивают в детских центрах ИТ-творчества «IT-cube», детских технопарках «Кванториум», других центрах дополнительного образования детей в области ИТ, в рамках профориентационных проб в проекте «Билет в будущее». Оборудование для разработки виртуальной и дополненной реальности получают все школы-участницы проекта «Точки роста». Задачи развития движения WorldSkills в России также предполагают освоение технологий VR/AR. И будущие учителя, прежде всего учителя, информатики должны быть готовы разрабатывать со школьниками приложения виртуальной и дополненной реальности.
Участники курса познакомятся с понятиями виртуальной и дополненной реальностей, узнают, какое оборудование и какое программное обеспечение необходимо для разработки VR/AR приложений. Обсуждаются принципы педагогического дизайна. Участники курса смогут создать свои первые VR/AR приложения и разработать сценарии уроков с их применением. Цель МООК - получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, выявление образовательных возможностей VR/AR. Курс рассчитан на 7 недель. Недельная учебная нагрузка составляет 10-11 час.
В состав МООК входят видеолекции, опросы по каждой теме. После завершения данного курса студенты смогут: проектировать и создавать приложения виртуальной и дополненной реальности; импортировать 3D-модели в среду разработки VR/AR; разрабатывать приложения виртуальной реальности в среде Varwin; разрабатывать приложения дополненной реальности; разрабатывать педагогические сценарии уроков с использованием разработанных приложений.
При подготовке контента курса отдельное внимание было уделено подбору примеров использования VR/AR технологий на разных уровнях образования и в дополнительном образовании. Для этого в курс включены такие уроки: Разработка детьми виртуальных и дополненных миров в «IT-кубах»; Хакатоны, конкурсы в области AR/VR; Обзор программ дополнительного образования в области AR/VR; Организация профессиональных проб по направлению «Виртуальная и дополненная реальность»; Разработка виртуальной и дополненной реальности в рамках движения WorldSkills.
В публикациях представлены разные модели электронного обучения с применением МООК. Онлайн-курс «Современные информационные технологии» будет осваиваться студентами Мининского университета в смешанном формате. Преподаватель будет выполнять роль тьютора. Студенты будут в МООК изучать лекционный материал, проходить тесты, использовать материалы для самостоятельной работы. Лабораторные работы будут проходить в аудитории с участием преподавателя-тьютора. В дальнейшем МООК «Современные информационные технологии» может быть предложен для прохождения студентами других вузов в формате «Исключительно МООК».
Что касается МООК «VR/AR разработка», то студентами Мининского университета он также будет использоваться в формате смешанного обучения. Студентами других вузов он будет изучаться на платформе АНО ВО «Университет Иннополис» в формате «Исключительно МООК».
Выводы. Непрерывное образование имеет для педагогов особое значение, так как педагогика относится к тем областям, где изменения происходят достаточно динамично. Перспективной формой непрерывного образования сегодня становятся массовые открытые онлайн-курсы. В условиях цифровой трансформации образования наиболее востребованными становятся МООК для освоения перспективных цифровых технологий, прежде всего, сквозных цифровых технологий.
Использование массовых открытых онлайн-курсов в сочетании с аудиторной работой, а также внешняя мотивация студентов на успешное завершение курсов позволяет эффективно использовать их в процессе обучения в вузе. Несомненно, что МООК и дальше будут активно использоваться вузами, т.к. имеют достаточно весомые преимущества перед традиционными методами обучения. Они могут повлиять на стремление обучающихся к постоянному саморазвитию и получению знаний, способствуют воплощению модели «обучение в течение всей жизни».
Литература:
1. Белоглазов, А.А. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества преподавания в сфере информационных технологий / А.А. Белоглазов, Л.Б. Белоглазова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2018. - №2. - С. 206-212
2. Гущина, О.М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / О.М. Гущина, О.П. Михеева // Образование и наука. - 2017. - №7. - С. 119-133
3. Кожурина, А.В. Об опыте использования открытых онлайн-курсов в подготовке будущих учителей информатики / А.В. Кожурина // Электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Сургут, Издательство: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет». - 2021. - С. 52-53
4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196
5. Круподерова, К.Р. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» / К.Р. Круподерова, О.А. Бочко, А.В. Бардин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 120-127
6. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238
7. Лебедева, М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М.Б. Лебедева // Человек и общество. - 2015. - № 1 (42). - С. 105-108
8. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Н.А. Белоусова, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 6.
9. Миронов, А.В. Роль МООК в развитии самостоятельной работы студентов / А.В. Миронов // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): материалы конференции. - М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. - 2019. - С. 223-225
10. Прохорова, М.П. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов / М.П. Прохорова, О.И. Ваганова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №5 (62). - С.90-103
11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 04.10.2022).
12. Степанова, Э.В. Искусственный интеллект в высшем образовании / Э.В. Степанова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2021. -Издательство Красноярский государственный аграрный университет. - С. 153-155
13. Шаронин, Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Соврем. проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 04.10.2022).