ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.47026/2499-9636-2021-3-1-9
УДК [334.7.012.64+334.7.012.63](470.344) ББК У290.31(2Рос.Чув)
Н.З. ЗОТИКОВ
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, оборот малых предприятий, валовой региональный продукт, доходы бюджета, инвестиции в малый бизнес.
Роль малого бизнеса в экономике страны, регионов определяется двумя показателями: 1) численностью субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общей численности хозяйствующих субъектов; 2) вкладом субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП (ВРП), производство продукции (работ, услуг).
Сфера малого и среднего предпринимательства прежде всего ориентирована на нужды своего региона. С учетом имеющейся глубокой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития вопросы функционирования сектора малого и среднего предпринимательства в субъектах становятся особенно актуальными.
В статье на основании официальных данных Росстата, рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», нормативных региональных актов исследована роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Чувашской Республики. В статье использованы данные сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные по Чувашской Республике приведены в сравнении со среднероссийскими показателями, данными регионов Приволжского федерального округа. Исследованием установлено, что Чувашская Республика намного отстает от других регионов округа и страны по показателям, характеризующим развитие малого и среднего предпринимательства.
Введение. Чувашская Республика - Чувашия (далее - ЧР) является одним из регионов Приволжского федерального округа (ПФО). ПФО занимает 6,1% территории России - это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. В его состав входит 14 регионов: 6 республик (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская). Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.
Особенностью округа является наличие значительного производственного потенциала. Здесь сосредоточена четверть всего промышленного производства России, 85% российского автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса. Отличительной характеристикой структуры валового регионального
продукта (ВРП) ПФО является высокая доля обрабатывающих отраслей -24,5% (по России - 19,3%), а также добычи полезных ископаемых - 13,7% (по России - 10,5%).
В оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектов РФ лидерами являются 5 регионов округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области), имеющие высокие показатели социально-экономического развития.
Чувашская Республика - это регион России с большим инновационным потенциалом и серьезными конкурентными преимуществами.
Республика расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины на правом берегу р. Волга, между притоками рек Сура и Свияга. Республика граничит с 5 регионами ПФО (на западе с Нижегородской областью, севере - с Республикой Марий Эл, востоке - с Республикой Татарстан, юге -с Ульяновской областью, юго-западе - с Республикой Мордовия).
Площадь территории республики составляет 183 тыс. кв. м, население -1223,4 тыс. человек. В состав республики входят 21 муниципальный район, 291 городское и сельское поселение.
Чувашская Республика в ПФО занимает: 2-е место - по объему производства молока на 100 га; 3-е место - по производству картофеля; 3-е место -по объему производства мяса.
В то же время по ряду показателей экономического развития и качества жизни ЧР оказалась в конце рейтинга российских регионов1. Так, по показателю «численность населения с доходами ниже прожиточного минимума» в 2018 г. республика находилась на 71-м месте в России и 12-м месте в ПФО, по показателю «среднедушевые денежные доходы» - 54-м месте в России и 10-м месте в ПФО, по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» - 79-м месте в России и 13-м месте в ПФО. По сводному показателю качества жизни республика опустилась с 32-е места в 2012 г. на 44-е место в 2019 г. Республика по уровню экономического развития среди субъектов РФ находится между «середняками» и аутсайдерами.
По вышеуказанным обстоятельствам Чувашская Республика включена в список 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития.
Исследование трудового, производственного потенциала показывает, что субъекты МСП по территории страны размещены крайне неравномерно (табл. 1).
По данным Реестра МСП, на 10 июля 2018 г. размещены в ЦФО из 6 269 150 ед. МСП 1 963 274 ед. (31,3%), на 10 июля 2021 г. - из 5 622 914 ед. -1 756 270 ед. (31,2%). Второе место занимает ПФО: на 10 июля 2018 г. -1 113 889 ед. (17,8%), на 10 июля 2021 г. - 996 893 ед. (17,7%).
В Республике Татарстан размещены 15,0% всех МСП округа (1-е место), на территории Чувашской Республики - 4,1-4,2% (11-е место) из 14 регионов, входящих в состав ПФО.
1 О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года: Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102 [Электронный ресурс] // Государственный Совет Чувашской Республики: офиц. сайт. URL: http://gs.cap.ru/doc/laws/2020/11/13/laws-102.
Таблица 1
Размещение субъектов МСП по регионам РФ (по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.07.18 и 10.07.21)
Терри-тория Дата Всего Субъекты МПС
юридические лица ИП
всего из них всего из них микро
микро | МП | средние
Количество юридических лиц и ИП по Реестру МСП
РФ 10.07.18 6 269 150 2 952 893 2 697 966 235 350 15 977 3 316 257 3 288 686
10.07.21 5 622 914 2 256 423 2 051 901 187 142 17 380 3 366 491 3 338 360
% 89,7 76,4 76,0 79,5 108,8 101,5 101,5
ПФО 10.07.18 1 113 889 502 378 455 891 43 085 3402 611 511 605 137
доля в РФ, % 17,8 17,0 16,9 18,3 21,3 18,4 18,4
10.07.21 996 893 401 419 364 001 34 311 3087 595 474 589 284
доля в РФ, % 17,7 17,8 17,7 18,3 17,8 17,7 17,6
% 89,5 79,9 79,8 79,6 90,7 97,4 97,4
ЧР 10.07.18 47 476 16 970 15 244 1 595 131 30 506 30 277
доля в ПФО, % 4,3 3,4 3,3 3,7 3,8 5,0 5,0
10.07.21 42 446 13 339 11 810 1 395 134 29 107 28 858
доля в ПФО, % 4,2 3,3 3,2 4,1 4,3 4,9 4,9
% 89,4 78,6 77,5 87,5 102,3 95,4 95,3
Количество работников на предприятиях, человек
РФ 10.07.18 13 588 236 5 398 738 6 258 071 1 931 427
10.07.21 14 623 221 7 041 886 5 813 281 1 768 054
% 107,6 130,4 92,9 91,5
Количество работников на одном предприятии, человек
РФ 10.07.18 5 2 27 121
10.07.21 6 3 31 102
Источник. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Из данных табл. 1 следует, что на 10 июля 2021 г. по сравнению с данными на 10 июля 2018 г. (за 3 прошедших года):
- количество субъектов МСП уменьшилось по РФ на 10,3%, в ПФО -на 10,5%, ЧР - 10,6%, в том числе юридических лиц - соответственно 23,6; 20,1 и 21,4%;
- доля юридических лиц в составе МСП за указанный период уменьшилась по РФ с 47,1 до 40,1%, ПФО - с 45,1 до 40,3%, ЧР - с 35,7 до 31,4%; в том числе доля микропредприятий - соответственно с 91,4 до 90,9%, ПФО - без изменения (90,7%), ЧР - с 89,8 до 88,5%;
- доля малых предприятий в РФ увеличилась с 8,0 до 8,3%, в ПФО уменьшилась с 8,6 до 8,5%, ЧР - увеличилась с 9,4 до 10,4%; средних предприятий -увеличилась соответственно с 0,5 до 0,8%; с 0,7 до 0,8% и с 0,8 до 1,0%;
- доля ИП в общей численности МСП за указанный период увеличилась в РФ с 52,9 до 59,9%; ПФО - с 54,9 до 59,7%, ЧР - с 64,3 до 68,6%, в то же время численность ИП уменьшилась в ПФО на 2,6%, ЧР - на 4,6%; при этом более 99,0% в РФ, ПФО и ЧР ИП осуществляют деятельность на микропредприятиях;
- доля ЧР в ПФО по всем субъектам РФ уменьшилась с 4,3 до 4,2%, по юридическим лицам - с 3,4 до 3,3%, ИП - с 5,0 до 4,9%;
- количество работников в РФ за указанный период увеличилось на 7,6%, в том числе на микропредприятиях - на 30,4%, уменьшилось на малых предприятиях на 7,1% и на средних предприятиях на 8,5%;
- количество работников на одном предприятии увеличилось всего с 5 до 6 человек, в том числе на микропредприятиях - с 2 до 3 человек, малых предприятиях - с 27 до 31 человек, уменьшилось на средних предприятиях со 121 до 102 человек.
Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и органами власти различных уровней в вопросах развития малого бизнеса, регулирует Закон ЧР № 51 от 19 октября 2009 г.1
Далее рассмотрим итоги деятельности МСП ПФО и ЧР за 2017 и 2019 г. (табл. 2).
Таблица 2
Показатели деятельности субъектов МСП в ПФО и ЧР за 2017 и 2019 гг.
Показатели ПФО ЧР Показатели ЧР к показателям ПФО, %
2017 2019 % 2017 2019 % 2017 2019
Численность населения, тыс. человек 29 543 29 288 99,1 1 231 1 218 98,9 4,2 4,2
Среднегодовая численность занятых 13 854,8 13 434,6 97,0 528,0 501,5 95,0 3,8 3,7
В том числе в МСП 2 483,6 2 362,4 95,1 80,8 74,6 92,3 3,2 3,2
из них в торговле, ремонте транспортных средств 672,2 610,8 90,9 15,7 14,6 93,0 2,3 2,4
то же, % 27,1 25,8 95,2 19,4 19,6 101,0 71,6 -
Число предприятий, ед. 746 116 671 191 90,0 24 603 22 051 89,6 3,3 3,3
Оборот малых предприятий, млрд руб. 6 682,4 7 751,6 116,0 179,0 200,2 111,8 2,7 2,6
В том числе в торговле, ремонте 3 622,4 3 972,8 109,7 83,5 84,4 101,1 2,3 2,1
то же, % 54,2 51,2 94,5 46,6 42,2 90,6 86,0 -
Доходы бюджета, млрд руб. 1 556,31 1 882,4 120,9 51,5 66,68 129,5 3,3 3,5
на душу населения, тыс. руб. 52,68 64,27 122,0 41,76 61,38 147,0 79,3 95,5
Объем производства товаров и услуг, млрд руб. 14 898,2 17 479,4 117,3 323,5 388,5 120,1 2,2 2,2
на душу населения, тыс. руб. 504,3 596,8 118,3 262,4 318,3 121,3 52,0 53,3
ВРП, млрд руб. 11 822,6 14 097,8 119,2 296,5 339,8 114,6 2,5 2,4
на душу населения, тыс. руб. 399,6 480,4 120,2 240,4 278,4 115,8 60,2 58,0
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 2 428,8 2 690,3 110,8 52,4 63,6 121,4 2,2 2,4
на душу населения, руб. 82 084 91 687 111,7 42 453 52 123 122,8 51,7 56,8
Рейтинг
Баллы 47,48 38,027 36,985
Место 2 58 53
Источники. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2020: стат. сб. [5]; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. стат. сб. [6]; Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2017 и 2019 годов [7, 8].
1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике: Закон Чуваш-
ской Республики от 19.10.2009 г. N° 51 (в ред. от 21.10.2020 г. N° 85) [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/895223636.
Как следует из приведенных в табл. 2 данных, в 2019 г. по сравнению с 2017 г.:
- численность населения уменьшилась по ПФО на 0,9%, ЧР - на 1,1%, при этом доля населения ЧР в ПФО осталась неизменной (4,2%);
- среднегодовая численность занятых в экономике ЧР в 2019 г. составила 501,5 тыс. человек, доля среднесписочной численности населения работников предприятий МСП, включая ИП, в общей численности занятого населения составляет 20%; численность занятых по ПФО уменьшилась на 3,0%, в ЧР -на 5,0%, доля численности занятых в Чувашской Республике от числа занятых в ПФО уменьшилась с 3,8 до 3,7%; в том числе количество занятых в МСП -в ПФО на 4,9%, в ЧР - на 7,7%, из них доля занятых в торговле и ремонту транспортных средств по ПФО уменьшилась с 27,1 до 25,8% от всех занятых, в ЧР - увеличилась с 19,4 до 19,6%; в ЧР занятые в МСП составляют 3,2% от всей численности занятых в ПФО. Кроме того, 80,6 тыс. жителей республики заняты за ее пределами. Чувашия находится на 4-м месте в России по численности жителей, работающих за пределами своего региона проживания, после Московской и Ленинградской областей и Республики Башкортостан1. «В последнее время видна тенденция оттока рабочей силы из провинциальных регионов в крупные экономические центры страны. Поддержка со стороны государства малого предпринимательства может решить и эту проблему, за счет создания дополнительных рабочих мест, что приведет к улучшению социальной обстановки в регионе» [3];
- число предприятий уменьшилось в ПФО на 10,0%, в ЧР - на 10,4%, доля ЧР в ПФО по количеству предприятий осталась неизменной (3,3%);
- оборот малых предприятий в ПФО увеличился на 16,0%, в том числе в торговле и ремонте транспортных средств на 9,7%, в ЧР - на 11,8% и 1,1% соответственно; доля ЧР в ПФО по величине оборота малых предприятий составляет 2,7% в 2017 г. и 2,6% в 2019 г.;
- доходы бюджета увеличились в ПФО на 20,9%, в ЧР - на 29,5%, доля доходов бюджета ЧР в величине доходов бюджета по ПФО увеличилась с 3,3 до 3,5% доходов бюджета ПФО;
- доходы бюджета на душу населения в ПФО увеличились на 22,0% с 52,68 до 64,27 тыс. руб., в ЧР - на 47% с 41,76 до 61,38 тыс. руб., или 79,3% до 95,5% величины показателя по ПФО;
- объем производства товаров и услуг увеличился в ПФО на 17,3%, в ЧР -на 20,1%, доля ЧР в ПФО составляет 2,2%;
- объем производства товаров и услуг на душу населения увеличился в ПФО на 18,3%, в ЧР - на 21,3%, при этом показатель по ЧР составляет 52,052,3% показателя по округу;
- ВРП увеличился в ПФО на 19,2%, в ЧР - на 14,6%, доля ВРП ЧР в ВРП по ПФО уменьшилась с 2,5 до 2,4%. ВРП в сумме 297,8 млрд руб. в 2018 г.
1 О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года: Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102.
обеспечили: обрабатывающие производства - 27,9%, оптовая и розничная торговля - 13,8%, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство - 8,3% и др. Выпуском продукции в республике занимаются 2800 предприятий, которые обеспечивают 30% общего объема ВРП, 50% налоговых поступлений в бюджет, 27% занятости населения, 40% общего оборота всех организаций республики;
- ВРП на душу населения увеличился в ПФО на 20,2%, в ЧР - на 15,8% (в 2019 г. - 278,4 тыс. руб.), доля этого показателя в ЧР уменьшилась с 60,2% до 58,0%. ВРП в расчете на душу населения в 2018 г. составлял 242,6 тыс. руб. (что в 2,4 раза ниже среднероссийского уровня, по величине показателя республика занимает 71-е место среди субъектов РФ). Стратегией социально-экономического развития ЧР предусмотрено увеличить ВРП на душу населения: в 2025 г. - 427,0 тыс. руб. 2030 г. - 610,5 тыс. руб., 2035 г. - 877,8 тыс. руб.1;
- с увеличением инвестиций в основной капитал в ПФО на 10,8%, в ЧР -на 21,4%, их доля в ЧР увеличилась с 2,2 до 2,4%. Из 63,6 млрд руб. инвестиций 40 млрд руб. приходится на долю организаций, не относящихся к МСП. Предусматривается увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2025 г. До 96,6 млрд. руб., 2030 г. - 156,3 млрд руб., 2035 г. - 237,9 млрд руб.2;
- инвестиции в основной капитал на душу населения увеличились в ПФО на 11,7%, в ЧР - на 22,8%, в связи с чем значение показателя по ЧР увеличилось с 51,7 до 56,8% показателя по округу.
Приведенные данные свидетельствуют о низкой доле ЧР в показателях по ПФО: по таким показателям, как оборот малых предприятий, доходы бюджета, объем производства товаров, ВРП, значения показателя по ЧР не превышают 2-3% от значений показателей по округу.
Выводы. Исследованием установлено, что в развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике остаются актуальными следующие вопросы:
1) дефицит региональных и местных бюджетов и отсутствие у них возможности направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства (консолидированный бюджет ЧР в 2019 г. исполнен по доходам в сумме 66 684,9 млн руб., в том числе собственные доходы - 39 217,3 млн руб., безвозмездные поступления - 27 467,6 млн руб.);
2) рост неформальной занятости в сфере МСП (снялись с учета в 2018 г. 6672 ИП, в 2019 г. - 6516 ИП);
3) неравномерное размещение субъектов МСП (в муниципальных районах зарегистрировано 26,1% субъектов МСП, в городах - 73,9%);
4) проблемы сбыта продукции МСП;
5) отсутствие кооперации малых, средних и крупных компаний. «При взаимодействии экономического потенциала малого бизнеса с крупным бизнесом открываются большие возможности для последнего, и чем больше предпринимательский ресурс у малого бизнеса, тем мобильней крупный бизнес» [2];
1 О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года: Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102.
2 Там же.
6) незначительная доля МСП в производственных видах деятельности.
На решение указанных задач направлена реализация следующих принятых в республике нормативных документов:
1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике до 2030 года, принятая в целях реализации Указа Главы ЧР от 8 июля 2015 г. № 95 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике»1. Стратегией поставлена задача по увеличению к 2030 г. оборота МСП в действующих ценах в 2,2 раза, доли среднесписочной численности работников МСП в общей численности занятого населения до 20,3%.
Ожидаемые результаты к 2035 г.2:
- рост количества субъектов МСП (включая ИП) до 40 ед. на 1000 человек населения;
- увеличение доли среднесписочной численности работников на предприятиях МСП в общей численности занятого населения до 20,8%;
- увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП в 2 раза;
- увеличение доли производственной сферы в обороте МСП (без учета ИП) до 30%;
- доведение к 2024 г. количества самозанятых граждан, применяющих налог на профессиональный доход, до 16,9 тыс. человек (нарастающим итогом).
2. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» [4], срок реализации которого предусмотрен с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. с бюджетным финансированием в сумме 2169,6 млн руб. Национальный проект основан на 5 федеральных проектах: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, акселеризация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации, популяризация предпринимательства.
Национальным проектом МСП, разработанным в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», поставлена задача по достижению следующих показателей:
Показатели 2021 2022 2023 2024
Численность занятых в сфере МСП, включая ИП, млн человек 21,6 22,9 24,0 25,0
Доля МСП в ВВП, % 25,0 27,5 30,0 32,5
1 О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 14.10.2016 г. № 425 (в ред. от 25.06.2020 № 350) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/441766707.
2 О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года: Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102.
Литература
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html. (дата обращения: 23.09.2021).
2. Ефремов Л.Г., Денисов С.Г., Петрова Г.Д. Региональный аспект малого бизнеса // Вестник Чувашского университета. 2011 № 4. С. 399-402.
3. Маркосян Л.С. Роль малого бизнеса в экономике региона // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. тр. науч.-практ. и учеб. конф. СПб.: Издательство: Санкт-Петербургский политех. ун-та Петра Великого, 2019. С. 299-301.
4. Национальные проекты России «Малое и среднее предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: https://np.cap.ru/Projects/Item/business (дата обращения: 23.09.2021).
5. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2020: стат. сб. / Росстат. М., 2020. 766 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с.
7. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2017 года [Электронный ресурс] // РИА Рейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html (дата обращения: 23.09.2021).
8. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2019 года [Электронный ресурс] // РИА Рейтинг. URL: https://ria.ru/20200601/1572067019.html (дата обращения: 23.09.2021).
ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123)._
Nikolay Z. ZOTIKOV
THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE ECONOMY OF THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: small and medium-sized businesses, the Unified Register of SMEs, the number of people employed in SMEs, the turnover of small enterprises, gross regional product, budget revenues, investments in small businesses
The role of small business in the economy of the country and regions is determined by two indicators: 1) the number of small and medium-sized businesses (SMEs), including individual entrepreneurs, in the total number of economic entities; 2) the contribution of SMEs to GDP (GRP) and production (work, services).
The SME sector is primarily focused on the needs of its region. Taking into account the existing deep differentiation of regions in terms of the level of socio - economic development of regions, the issues of the development of the small and medium - sized business sector in the constituent entities become especially relevant.
The article explores the role of small and medium-sized businesses in the economy of the Chuvash Republic based on the official data of Rosstat, the Rating Agency Russia Today, and regional normative acts. The article uses data of continuous statistical observation of the activities of SMEs. The data for the Chuvash Republic are presented in comparison with the average Russian indicators for the regions of the Volga Federal District (VFD). The study found that the Chuvash Republic lags far behind other regions of the district and the country in terms of indicators characterizing the development of SMEs.
References
1. Edinyi reestr sub"ektov malogo i srednegopredprinimatel'stva [Unified register of small and medium-sized businesses]. Available at: https://rmsp.nalog.ru/index.html (Accessed 23 September 2021).
2. Efremov L.G., Denisov S.G., Petrova G.D. Regional'nyi aspekt malogo biznesa [Regional aspect of small business]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2011, no. 4, pp. 399-402.
3. Markosyan L.S. Rol' malogo biznesa v ekonomike regiona [The role of small business in the regional economy]. In: Fundamental'nye ipri-kladnye issledovaniya v oblasti upravleniya, ekonomiki i torgovli: sb. tr. nauch.-prakt. i ucheb. konf. [Proc. of Sci. Conf. «Fundamental and applied research in the field of management, economics and trade»]. St. Petersburg, 2019, pp. 299-301.
4. Natsional'nye proekty Rossii «Maloe i srednee predprinimatel'stvo» [National projects of Russia "Small and medium business"]. Available at: https://np.cap.ru/Projects/Item/business (Accessed 23 September 2021).
5. Regiony Rossii. Osnovnye kharakteristiki sub"ektov RF. 2020: stat. sb. [Regions of Russia. The main characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2020: statistical collection]. Moscow, 2020, 766 p.
6. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2020: stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2020: statistical collection]. Moscow, 2020, 1242 p.
7. Reiting sotsial'no-ekonomicheskogopolozheniya sub"ektovRF. Itogi 2017goda [Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation. Results of 2017]. Available at https://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html (Accessed 23 September 2021).
8. Reiting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub"ektov RF. Itogi 2019 goda [Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation. Results of 2019]. Available at: https://ria.ru/20200601/1572067019.html (Accessed 23 September 2021).
NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123)._
Формат цитирования: Зотиков Н.З. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Чувашской Республики [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2021. - № 3. - С. 1-9. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/3/1. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-3-1-9.