https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006proekt_osnovnykh_napravlenii_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotarifnoi_po litiki_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov#_3.4 (дата обращения 12.12.2019)
Sources:
1. Changes to the Single Customs Tariff from September 1 and 2, 2017 [Electronic resource] - URL: https://www.alta.ru/tnved/2017_09_changes/ (accessed November 17, 2019)
2. Changes to the import tariff from September 1, 2016 and September 2, 2016 Electronic resource] - URL: https: //www.alta.ru/tnved/2016_09_01_changes/ (accessed November 17, 2019)
3. Changes to the import tariff from September 1, 2018 and September 2, 2018 [Electronic resource] - URLhttps: //www.alta.ru/tnved/2018_09_changes/ / (accessed November 17, 2019)
4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource] - URL: http://www.customs.ru (accessed November 20, 2019)
5. Current problems of customs regulation of customs regulation of foreign economic activity in Russia in the context of the development of integration processes [Electronic resource] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-problemy-tamozhennogo-regulirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-v- rossii-v-kontekste-razvitiya-integratsionnyh (accessed 11/20/2019)
6. Problems and shortcomings of the system of customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union and industrialized countries [Electronic resource] - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/33442 (accessed November 20, 2019)
7. Draft guidelines of budgetary, tax and customs tariff policy for 2019 and the planning period of2020 and 2021's [electronic resource] - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006proekt_osnovnykh_napravlenii_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotarifnoi_po litiki_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov# _3.4 (circulation date 12/12/2019)
М.К. Гонежук - аспирант кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар,
M.K. Gonezhuk - post-graduate student of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar, E-mail: [email protected].
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ И МЕСТА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ROLE AND PLACES OF SMALL BUSINESS IN THE REGION
Аннотация. В данной статье автором дана оценка состояния развития малого предпринимательства в России и Республике Адыгея по основным макроэкономическим показателям: деловой активности, уровню занятости, доле в ВВР, обороту, объемам инвестиций в основной капитал. Проведен анализ основных тенденций и причин изменения деловой активности субъектов малого предпринимательства, а также оценка условий ведения бизнеса и уровня государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России по результатам различных опросов. Рассмотрены отраслевые характеристики ряда показателей сектора малого предпринимательства, отмечена концентрация бизнеса в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. На этой основе сделан вывод, что по ряду показателей сектор малого предпринимательства превышает общероссийские значения и вносит определенный вклад в экономику региона.
Annotation. In this article, the author assesses the state of development of small business in Russia and the Republic of Adygea according to the main macroeconomic indicators: business activity, level of employment, share in VVR, turnover, volume of investments in fixed assets. The analysis of the main trends and reasons for changes in the business activity of small businesses, as well as an assessment of the conditions for doing business and the level of state support for small and medium-sized businesses in Russia based on the results of various surveys. The industry characteristics of a number of indicators of the small business sector are considered, the concentration of business in trade, construction and manufacturing is noted. On this basis, it was concluded that for a number of indicators, the small business sector exceeds all-Russian values and makes a certain contribution to the region's economy.
Ключевые слова: малое предпринимательство, уровень занятости, оборот.
Keywords: small business, employment rate, turnover.
Вклад сектора малого и среднего предпринимательства в итоговые макроэкономические показатели как в России, так и в регионах уже долгое время остается довольно низким, по крайней мере, он не удовлетворяет современным потребностям.
Прежде всего следует отметить незначительный вклад сектора малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве и промышленности. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сфере услуг, где их вклад превышает среднее значение по сектору малого и среднего предпринимательства [1].
Вместе с тем, в структуре данного сектора наблюдается тенденция увеличения доли индивидуальных предпринимателей и сокращения доли юридических лиц.
Это обусловлено тем, что для индивидуальных предпринимателей в последние годы введены ряд льгот: упрощенная система отчетности, налоговые льготы, возможность применения патентной системы налогообложения, распространение действия системы страхования вкладов на счета (вклады) индивидуальных предпринимателей.
В то же время наблюдается негативная тенденция увеличения числа индивидуальных предпринимателей, которые регистрировались, но свою деятельность фактически не осуществляют. В ряде случаев это связанно с оформлением сотрудников некоторых компаний в качестве индивидуальных предпринимателей с целью сокращения налоговых и социальных платежей.
В структуре оборота продукции и услуг малого и среднего предпринимательства, а также структуре инвестиций в основной капитал наблюдается тенденция увеличения доли микропредприятий.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России и в Республике Адыгея в 2014-2018 гг. характеризовалась следующими особенностями.
В 2014-2016 гг., отмечался рост значений показателей развития малого и среднего предпринимательства, на что в том числе повлияли расширение критериев отнесения физических и юридических лиц к малому и среднему предпринимательства, а также восстановление экономики после спада в 2014 г.
С 2017 г. по отдельным показателям наблюдались тенденции замедления роста и даже снижения значений некоторых показателей субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Это подтверждается как статистическими данными, так и результатами опросов предпринимателей (таблица).
Сравнительная таблица показателей малого и среднего предпринимательства, их доля в экономике
Российской Федерации и Республики Адыгея
2016 2018 Темп 2018 к 2016, в %
№ п/п Наименование показателя Российская Федерация Республика Адыгея Российская Федерация Республика Адыгея
Значение % Значение % Значение % Значение % Российская Федерация Республика Адыгея
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Количество субъектов МСП, тыс. единиц, в т.ч.: 5 866 100 16,5 100 6 041 100 17,1 100 103 104
1.1. - средних - малых - микро 20 269 5 577 0,3 4,6 95,1 0,04 0,4 16,1 0,2 2,7 97,1 19 251 5 771 0,3 4,2 95,5 0,04 0,5 16,6 0,2 2,7 97,1 95 93 104 100 125 103
1.2. по организационно-правовой форме: - ЮЛ - ИП 2 817 3 049 48 52 3,8 12,7 23 77 2 715 3 326 45 55 3,7 13,4 22 78 96 109 97 106
2. Занятых у субъектов МСП (включая ИП) тыс. человек, в т.ч.: 18 905 100 45,8 100 19 199 100 47,6 100 102 104
2.1. - средних - малых - микро 1 959 7 462 9 484 10.4 39.5 50,1 4,5 14,8 26,5 9,8 32,3 57,9 1 812 6 566 10 821 9,4 34 56,6 5,4 13,6 28,6 11,328,6 60,1 92 88 114 120 92 108
2.2. по организационно-правовой форме: - ЮЛ - ИП 13 440 5 465 71 29 26,3 19,5 57 43 13 445 5 754 70 30 27,0 20,6 57 43 100 105 103 106
2.3. Количество занятых на одном субъекте МСП, человек: - среднем - малом - микро 96 27,68 1,16 129,2 33,4 1,66 96,38 26,07 1,3 142,3 29,3 1,72 100 94 112 110 88 104
3. Доля занятых в секторе МСП от общего числа занятых в экономике, % 25,5 30,3 26,7 31,4 105 104
4. Доля МСП в ВВП / ВРП, % 21,6 - 21,9 - н/д - н/д -
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5. Оборот продукции и услуг МСП, млрд. рублей, в т.ч.: 58 007 100 110,9 100 74 943 100 138,7 100 129 125
5.1. - средних - малых - микро - ИП 6 761 18 738 20 139 12 369 12 32 35 21 19,6 28,2 20,6 42,5 18 25 19 38 6 622 29 426 23 888 15 007 9 39 32 20 21,9 40,5 27,8 48,5 16 29 20 35 98 157 118 121 112 144 135 114
6. Доля оборота МСП в обороте организации по полному кругу, % 35,5 35 33,1 42,5
7. Объем инвестиций субъектов МСП в основной капитал, млрд. рублей, в т.ч.: 1 248,3 6,5 1 057,4 2,8
7.1. - средних - малых - микро - ИП 391,5 439,5 417,3 н/д 1,6 1,9 3,0 н/д н/д 514 543,4 н/д н/д 1,5 1,3 н/д
Исходя из данных таблицы 1 следует выделить общероссийскою тенденцию основных организационно -правовых форм ведения бизнеса в разрезе категорий МСП: субъекты среднего бизнеса осуществляют деятельность в форме юридических лиц (98% от общего числа субъектов среднего бизнеса); субъекты малого бизнеса - в форме юридических лиц (88% от общего числа субъектов малого бизнеса); субъекты микробизнеса -в форме индивидуальных предпринимателей (60% от общего числа субъектов микро бизнеса) [2, 3, 4, 5, 6].
В Республике Адыгея по состоянию на 01.01.2019 согласно данным единого реестра МСП зарегистрировано 17,1 тыс. субъектов МСП, из которых 16,6 тыс. микропредприятий (97% от общего числа субъектов МСП), 0,5 тыс. малых субъектов МСП (2,7% от общего числа субъектов МСП) и 0,04 субъектов среднего предпринимательства (0,2% от общего числа субъектов МСП).
Сравнительный анализ данных Росстата и единого реестра МСП о количестве и динамике субъектов МСП Республики Адыгея позволяет сделать следующие выводы:
- рост числа субъектов МСП в 2016-2018 гг. на 4% происходил, в том числе за счет ИП и юридических лиц, фактически не осуществлявших деятельность, а также перехода с одной организационно-правовой формы (юридическое лицо) в другую (индивидуальный предприниматель);
- сокращение количества МСП по данным единого реестра МСП в 2019 г. (по состоянию на 10.10.2019 г.) относительно уровня 2018 г. на 5,4% во многом связано с сокращением количества МСП на 7,6%.
Можно назвать три причины данной динамики:
во - первых, исключением из реестра МСП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не предоставивших в установленные сроки соответствующую отчетность;
во-вторых, исключением из единого реестра МСП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были включены в единый реестр МСП, но перестали соответствовать критериям отнесения к сектору МСП на протяжении последних трех лет [7];
в- третьих, из единого реестра МСП были исключены компании, которые стали крупным бизнесом.
Следует отметить, что в Республике Адыгея основной формой ведения предпринимательской деятельности является индивидуальное предпринимательство (78% от общего числа субъектов МСП) (по Российской Федерации - 55%).
Субъектов малого предпринимательства в регионе 405 единиц, что ниже уровня 2016 года на 37 субъектов, из которых 36 юридических лиц и 1 индивидуальный предприниматель (442 единицы на 01.01.2017).
Причинами снижения числа малых субъектов предпринимательства можно назвать государственную политику преференций для индивидуальных предпринимателей, изложенную выше.
Одним из основных показателей деятельности сектора малого и среднего предпринимательства остается уровень занятости в данном секторе.
Как видно из таблицы, общероссийская статистика сохраняется и на региональном уровне: незначительные изменения данного показателя с 2016 по 2018 годы с темпом роста 104% (по Российской Федерации - 102%).
Доля МСП в численности занятого населения в Республике Адыгея также существенно не менялась и находилась в интервале от 30,3% до 31,4% за рассматриваемый период, что выше значения показателя по России (25,5%-26,7% от числа занятых в экономике страны).
Вместе с тем, уровень занятости на субъектах МСП различных категорий сильно отличается.
Из таблицы видно, что средняя численность работников на одном субъекте МСП региона значительно выше значений по стране и в основном аккумулируются на субъектах среднего предпринимательства (по Республике Адыгея - 142 человека на одном предприятии, по Российской Федерации - 96 человек).
С 2016 по 2018 год число занятых на субъектах малого предпринимательства сократилось на 12% с ростом в пользу занятости на субъектах среднего и микробизнеса (+10%).
Для обоснования стратегии развития малого бизнеса важна отраслевая структура распределения занятых в этом секторе.
Отраслевая структура по числу занятых в малом бизнесе на 01.01.2019 приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Отраслевая структура занятых в малом бизнесе на 2019 [2]
Как видно, основными сферами деятельности субъектов малого бизнеса региона являются: обрабатывающее производство (20%), торговля (16%), строительство (13%), услуги (9%), сельское хозяйство (8%).
Другим ключевым макропоказателем уровня развития МСП является его доля во внутреннем валовом продукте.
Доля МСП в ВВП России остается невысокой (менее одной четверти), при этом в 2012-2017 гг. наблюдалось ее постепенное увеличение (в среднем на 0,3 п.п. в год), на что в т.ч. повлияло расширение критериев отнесения юридических и физических лиц к сектору МСП в 2015 г. [6].
На рисунке 2 приведены динамика доли МСП в ВВП России и ВРП Республики Адыгея. Сведения о ВВП за 2017 г. - оценка Росстата, сведения о ВРП по Республике Адыгея за 2016-2017 гг. Росстатом не формировались.
Доля МСП в ВРП Республики Адыгея (расчет показателя за 2016-2017 гг. не производился)
Доля МСП в ВВП России
Рисунок 2 - Динамика доли МСП в ВВП России и ВРП Республики Адыгея [1]
Вклад МСП в ВРП Республики Адыгея выше, чем в ВВП России.
Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Адыгея (рисунок 2) свидетельствует о существенной роли данного сектора в экономики региона. При этом вклад субъектов малого предпринимательства в ВРП нельзя переоценить: 2014 г. -32,4%, 2015 г. - 31,5%.
В состав основных показателей, характеризующих уровень развития МСП, входит оборот продукции и услуг МСП, рассчитываемый как сумма оборота средних, малых (включая микро-) предприятий и объема выручки ИП.
Общероссийская статистика показателя подтверждает рост оборота субъектов МСП в 2013-2018 гг. в среднем на 9,3% в год. Сектор МСП за рассматриваемый период обеспечивал около трети совокупного оборота организаций России (без бюджетных и финансовых организаций), при этом в 2018 г. наблюдалось снижение значения показателя за счет опережающего роста оборота продукции и услуг у организаций, не являющихся субъектами МСП.
Оборот продукции и услуг субъектов МСП Республики Адыгея за 2013-2018 гг. приведен на рисунке 3. 160
140
120
100
80
60
40
20
0
2013 2014 2015 2016 2017 2018
138,7
■Оборот МСП, млрд. рублей
Оборот малого предпринимательства, млрд. рублей
Рисунок 3 - Динамика оборота продукции и услуг субъектов МСП в Республике Адыгея
На рисунке 3 видно, что оборот в абсолютном выражении за 2013-2018 гг. рос ежегодно (с 57,5 млрд. рублей до 138,7 млрд. рублей), при этом доля оборота МСП в обороте организаций по полному кругу составляет более 40%.
Субъекты МСП Республики Адыгея показали долю оборота продукции и услуг выше российского уровня, что показано на рисунке 4.
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Доля оборота МСП России ■ Доля оборота МСП Республики Адыгея
Рисунок 4 - Доля оборота МСП России и Республики Адыгея в обороте организаций по полному кругу
Как видно на рисунке 4 доля оборота субъектов МСП региона с 2015 года демонстрирует положительный рост, превышающий общероссийскую статистику.
В то же время в 2014-2018 гг. в регионе наблюдается тенденция увеличения в обороте доли индивидуальных предпринимателей на фоне сокращения долей малых и средних предприятий.
Приведем сравнение структуры оборота субъектов МСП Республики Адыгея за 2014 и 2018 годы на рисунке 5.
120,00%
100,00%
80,00%%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
20,00% 16,00%
27,00% 35,00%
32,00% 29,00%
21,00% 20,00%
Средние предприятия ИП
Малые
Микропредприятия
2014
2018
Рисунок 5 - Структура оборота продукции и услуг всех категорий субъектов МСП Республики Адыгея
за 2014 год в сравнении с 2018 годом
Отраслевая структура оборота малого бизнеса как России, так Республики Адыгея за 2018 год свидетельствует о концентрации бизнеса в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности (84% от оборота сектора МСП).
При этом, следует отметить крайне низкий уровень присутствия сектора малого предпринимательства в социальной сфере региона: менее 2%, в т.ч. в сфере здравоохранения - 0,6%, социальных услуг -1,3%, культуре, спорт и досуг -0,5%, образовании - 0,1%.
Данная отраслевая структура практически сохраняется на протяжении 2014-2018 гг. и приведена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Отраслевая структура оборота малых предприятий Республики Адыгея на 01.01.2019 г.
Важное место при определении роли малого бизнеса в экономике региона занимает инвестиционная активность этих предприятий, так как от этого зависят его перспективы и конкурентоспособность.
Инвестиционная активность субъектов МСП в настоящее время ниже среднего уровня инвестиционной активности компаний в российской экономике.
Доля инвестиций в сумме валовой добавленной стоимости, создаваемой МСП (включая ИП), составила в 2015 г. 9,1%, что более чем в 2 раза ниже среднего уровня по экономике Российской Федерации за аналогичный период (20,0%). Соответственно, вклад МСП в суммарное значение объема инвестиций в основной капитал по России составил только 8,5%.
Провести полный анализ об объеме инвестиций в основной капитал всеми категориями МСП не представляется возможным ввиду доступности данных об их объемах со стороны средних предприятий -последние данные Росстата за 2016г., со стороны индивидуальных предпринимателей - за 2015 год.
В этой связи рассмотрена динамика объема инвестиций малых и микро предприятий.
По анализу общероссийской статистики объем инвестиций в основной капитал в 2014-2018 гг. сформирован преимущественно за счет микропредприятий (с 35,6% до 51,4%), доля которых в структуре инвестиций стала выше доли малых предприятий. Этому способствовал тот факт, что в сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал малых предприятий сократился в 2018 г. и стал ниже уровня 2014 г., что привело к замедлению темпов прирост совокупного объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Субъекты малого бизнеса Республики Адыгея демонстрируют отличную от российской статистики структуру и динамику объема инвестиций. Наглядно динамика приведена на рисунке 7.
46%
54%
Объем инвестиций субъектов микробизнеса, млрд.рублей
Объем инвестиций субъектов малого предпринимательства, млрд. рублей
2014
2016
2018
6
5
4
3
2
1
0
Рисунок 7 - Динамика и структура инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса и микропредприятий Республики Адыгея
На рисунке 7 видно, что в 2014-2018 гг. наблюдался как рост инвестиций в основной капитал малых субъектов предпринимательства, так и увеличение их доли (с 21% до 54%). Инвестиции микропредприятий в данной структуре сокращались.
Об уровне и динамике деловой активности субъектов МСП можно судить, основываясь на результатах опросов бизнес-сообщества.
Так, значительная часть субъектов МСП России, согласно различным опросам, оценивает условия ведения бизнеса в 2019 г. как неблагоприятные. При этом доля предпринимателей в 2019 г., которые наблюдают ухудшение условий ведения бизнеса, больше, чем доля предпринимателей, придерживающихся обратной точки зрения. Наряду с этим большинство субъектов МСП оценивают усилия по поддержке предпринимателей как недостаточные. В то же время, % предпринимателей не планируют отказываться от собственного дела [8].
По итогам опроса предпринимателей, проведенного ВЦИОМ в 2019 г., доля руководителей предприятия, оценивающих условия для ведения бизнеса в стране как неблагоприятные составило 71%, а по итогам опроса, проведенного ФОМ, -61% и 43% среди всех опрошенных в рамках исследования жителей России [9].
Ухудшение экономической ситуации отмечают 32% опрошенных (включая жителей России), среди предпринимателей - 61%.
Более половины (51%) опрошенных предпринимателей считают, что в ближайшие 5 лет условия ведения бизнеса будут ухудшаться [8].
Что касается поддержки бизнеса со стороны государства, по данным ВЦИОМ только 15% предпринимателей считают, что государство принимает активные меры по поддержке и развитию бизнеса. По показателю оценки возможностей для создания бизнеса в 2018 г. Россия занимала 45-е место из 49 стран -участниц проекта GEM [10].
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что сектор малого предпринимательства региона по ряду показателей вносит определенный вклад экономику региона и превышает общероссийские значения основных показателей деятельности малого предпринимательства.
Так, по итогам 2018 года:
- доля занятых в малом бизнесе от общего числе занятых в экономике республики составляет 8,9%, а в РФ - 8,7%;
- уровень занятости на одном субъекте малого предпринимательства в регионе превышает среднероссийское значение показателя: 29,3 человек - в Республике Адыгея; 26,07 человек -по России;
- доля оборота малого предпринимательства в обороте по всему кругу предприятий - 19%, а в РФ - 15%.
Источники:
1. Отчет АО «Корпорация МСП о результатах исследования о состоянии и развитии МСП в Российской Федерации, итогах реализации мер по его поддержке, разработке оценочного прогноза его развития. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=10&*=oHEiFHznoHt4f3BXffeTLvMDE9d7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdV hFUFJySlJYbFVGb2V3cnVPbnp00Xh4dEt6NlJ5SmE4TUZFLWFPUnpuYW9sLXVZbEtzemxXMDZ0bWZSWjkxa0ZvVkJ1ZXh
PNVZRbGx4VlR6aWJjd2xGYVNkY0x0eFpGV2dkMD№aFBLLVFJTzU5Q0Y4cV96QWItMU9BbkVsc0JfUmtQeTNRMUTOb 3JuaWdrRGc9PT9zaWduPXFfd0xmXQ5XOWlNOFBkbVp1SGdmanRXdmFQR1VsZmE5aWdCMUMxcV9fOVE9IiwidGlQbGUiO iLQntGC0YfQtdGCINC%2BINGA0LXQt9GD0LvRjNGC0LDRgtCw0YUg0LjRgdGB0LvQtdC00L7QstCw0L3QuNGPINC%2BI NGB0L7RgdGC0L7Rj9C90LjQuCDQuCDRgNCw0LfQstC40YLQuNC4INCc0KHQnyDQsiDQoNC%2B0YHRgdC40LnRgdC60L 7QuS4uLi5kb2N4Iiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1 aWQiOiIwIiwidHMiOjE1NzQ1 OTc 1 MjA5MjEsInl1 IjoiNjQwMDE5NDUx MTUzMzY0MTUxMiJ9 (дата обращения: 24.11.2019)
2. Данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 08.11.2019)
3. О методике расчета показателя «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП». [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.gks.ru/council_meetings/document/68632 (дата обращения: 08.11.2019)
4. Проект доклада - отчет о состоянии малого и среднего предпринимательства в России к заседанию рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство». 2019 г. (материалы внутриведомственного использования)
5. Сведения о размещенных и привлеченных средствах (ретроспективная информация до 01.02.2019) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/retro/ (дата обращения: 01.11.2019)
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/12154854/paragraph/25850/highlight/209-%D1%84%D0%B7:1 (дата обращения: 24.11.2019)
7. Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-14/8720@ «Об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71574508/ (дата обращения: 01.11.2019)
8. Бизнес в России: взгляд изнутри. ВЦИОМ. 11.07.2019 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801 (дата обращения: 01.11.2019)
9. Условия для предпринимателей в России. ФОМ. 08.08.2019 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fom.ru/Ekonomika/14237 (дата обращения: 01.11.2019)
10. Глобальный мониторинг предпринимательства 2018/2019. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/files/folder_17/otchet_fin_rgb.pdf (дата обращения: 01.11.2019)
Sources:
1. Report of SME Corporation JSC on the results of a study on the status and development of SMEs in the Russian Federation, the results of measures to support it, and the development of an estimated forecast for its development. [Electronic resource]: Access mode:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=10&*=oHEiFHznoHt4f3BXffeTLvMDE9d7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdV hFUFJySlJYbFVGb2V3cnVPbnp00Xh4dEt6NlJ5SmE4TUZFLWFPUnpuYW9sLXVZbEtzemxXMDZ0bWZSWjkxa0ZvVkJ1ZXh PNVZRbGx4VlR6aWJjd2xGYVNkY0xOeFpGV2dkMDNBaFBLLVFJTzU5Q0Y4cV96QWItMU9BbkVsc0JfUmtQeTNRMUU3b 3JuaWdrRGc9PT9zaWduPXFfd0xmX05X0WlN0FBkbVp1SGdmanRXdmF0R1VsZmE5aWdCMUMxcV9f0VE9IiwidGl0bGUi0 iLQntGC0YfQtdGCINC%2BINGA0LXQt9GD0LvRjNGC0LDRgtCw0YUg0LjRgdGB0LvQtdC00L7QstCw0L3QuNGPINC%2BI NGB0L7RgdGC0L7Rj9C90LjQuCDQuCDRgNCw0LfQstC40YLQuNC4INCc0KHQnyDQsiDQoNC%2B0YHRgdC40LnRgdC60L 7QuS4uLi5kb2N4Iiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1 aWQiOiIwIiwidHMiOjE1NzQ1 OTc 1 MjA5MjEsInl1 IjoiNjQwMDE5NDUx MTUzMzY0MTUxMiJ (Date of treatment: 11.24.2019)
2. Data from a single register of small and medium-sized enterprises. [Electronic resource]: Access mode: https://ofd.nalog.ru/index.html (Date of treatment: 08.11.2019)
3. On the methodology for calculating the indicator "The share of small and medium-sized enterprises in GDP." [Electronic resource]: Access mode: https://www.gks.ru/council_meetings/document/68632 (Date of treatment: 08.11.2019)
4. The draft report is a report on the state of small and medium-sized enterprises in Russia for the meeting of the working group of the State Council of the Russian Federation in the direction "Small and medium-sized enterprises". 2019 (materials for internal use)
5. Information on placed and attracted funds (retrospective information until 02/01/2019) [Electronic resource]: Access mode: http://www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/retro/ (Date of treatment: 01.11.2019)
6. On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ (current version) [Electronic resource]: Access mode: http://ivo.garant.ru/#/document/12154854/paragraph/25850/highlight/209-%D1%84%D0%B7:1 (Date of treatment: 24.11.2019)
7. Letter of the Federal Tax Service of May 10, 2017 No. ГД-4-14 / 8720 @ "On changing the category of a small or medium-sized business in the formation of the Unified Register of Small and Medium-Sized Enterprises" [Electronic resource]: Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71574508/ ( Date of treatment: 01.11.2019)
8. Business in Russia: an inside look. VTsIOM. 07/11/2019 g. [Electronic resource]: Access mode: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801 ( Date of treatment: 01.11.2019)
9. Conditions for entrepreneurs in Russia. POF. 08/08/2019 g. [Electronic resource]: Access mode: https://fom.ru/Ekonomika/14237 ( Date of treatment: 01.11.2019)
10. Global monitoring of entrepreneurship 2018/2019. [Electronic resource]: Access mode: https://gsom.spbu.ru/files/folder_17/otchet_fin_rgb.pdf (Date of treatment: 01.11.2019)