Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов'

Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESS / РЕГИОН / REGION / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / CREDITING OF SMALL BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковкин Дмитрий Евгеньевич, Дохолян Самвел Бахшиевич

Статья посвящена анализу основных проблем и особенностей развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на региональном уровне в условиях макроэкономической нестабильности. Выявлены факторы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в регионах России (на примере Москвы), наиболее значимыми из которых являются недоступность финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов для бизнеса. Предложены ключевые направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти в целях совершенствования механизмов кредитования предпринимательского сектора как условия восстановления устойчивого экономического роста российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF FINANCIAL SUPPORT OF ENTITIES OF SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF RUSSIAN REGIONS

The manuscript is devoted to the analysis of main problems and typical features of development of small and medium sized business in the Russian Federation on the regional level in the conditions of macroeconomic instability. Factors were found that constrain the development of entrepreneurial activity in the regions of Russia (based on an example of Moscow); and the most important of these is the inaccessibility of financing and high cost of credit resources for business. The key focus areas of financial support of entities of small and medium business in Russia by the governmental authorities have been suggested in order to improve the mechanisms of crediting of the business sector as a condition of restoring the sustainable economic growth in the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов»

МОРКОВКИН Д.Е., ДОХОЛЯН С.Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКИ Х РЕГИОНОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу основных проблем и особенностей развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на региональном уровне в условиях макроэкономической нестабильности. Выявлены факторы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в регионах России (на примере Москвы), наиболее значимыми из которых являются недоступность финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов для бизнеса. Предложены ключевые направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти в целях совершенствования механизмов кредитования предпринимательского сектора как условия восстановления устойчивого экономического роста российских регионов.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регион, финансовая поддержка, кредитование малого бизнеса, экономический рост, устойчивое развитие, региональная экономика, государственно-частное партнерство.

MORKOVKIN D.E.,DOKHOLYAN S.B.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF FINANCIAL SUPPORT OF ENTITIES OF SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF RUSSIAN REGIONS

Abstract. The manuscript is devoted to the analysis of main problems and typical features of development of small and medium sized business in the Russian Federation on the regional level in the conditions of macroeconomic instability. Factors were found that constrain the development of entrepreneurial activity in the regions of Russia (based on an example of Moscow); and the most important of these is the inaccessibility of financing and high cost of credit resources for business. The key focus areas of financial support of entities of small and medium business in Russia by the governmental authorities have been suggested in order to improve the mechanisms of crediting of the business sector as a condition of restoring the sustainable economic growth in the Russian regions. Keywords: small and medium sized business, a region, financial support, crediting of small business, economic growth, sustainable development, regional economy, state-private partnership

Одним из возможных направлений восстановления экономического роста в условиях макроэкономической нестабильности на федеральном и региональном уровнях является развитие малого и среднего предпринимательства. В кризис малый бизнес функционирует эффективнее, чем крупные предприятия; он адаптируется к новым условиям, становясь основным драйвером роста. Поддержка предпринимательского сектора отвечает современной концепции ориентации на внутренние источники развития и человеческий капитал. В данном вопросе следует выделить наиболее важные меры, посредством которых государство имеет возможность развивать предпринимательскую деятельность в регионах России.

Российские регионы имеют право самостоятельно решать вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса с учетом местных особенностей и условий, а также принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов [5, с. 39]. При этом ключевая роль в финансировании субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в целях инновационного развития реального сектора российской экономики наряду с другими институтами развития отводится Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [12, с. 41]. Фонд является некоммерческой организацией, представительства которой работают в 61 регионе РФ, предоставляя предпосевное и посевное финансирование инновационным проектам, а также гранты субъектам малого инновационного предпринимательства для создания и патентования результатов их интеллектуальной деятельности.

Малые предприятия традиционно испытывают трудности с оформлением кредитов, в особенности из-за невозможности предоставить в полной мере соответствующие гарантии. Валютный кризис и возросшие банковские риски отнюдь не способствовали улучшению данной ситуации.

Однако в то время, как крупные корпорации в более существенной степени зависят от внешнеэкономической ситуации, малые компании имеют большие возможности к адаптации. Тогда как кредитные организации из-за увеличения рисков снижают темпы кредитования реального сектора и уходят на валютный рынок, гораздо перспективнее представляется стимулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) как потенциального источника формирования устойчивого регионального экономического роста.

Как видно на рисунке 1, на фоне роста общего объема выданных кредитов уменьшалась как доля, так и общий объем кредитов, выданных субъектам МСП. Это свидетельствует о существенной диспропорции, которая только увеличилась в результате кризиса.

Рис. 1. Объем и доля кредитов, предоставленных кредитными организациями субъектам МСП и индивидуальным предпринимателям в РФ [6]

Основной проблемой для развития данного направления кредитования являются повышенные риски, связанные предоставлением кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса и микропредприятиям. Для решения данной проблемы и облегчения процесса получения долгосрочного финансирования МСП в июне 2014 года было создано Агентство кредитных гарантий (АКГ). Гарантии и развитие кредитования малого бизнеса являются более эффективными мерами по сравнению с целевым финансированием. Они обеспечивает, во-первых, большую независимость предпринимателей в выборе направлений использования средств, а во-вторых, гарантируют их целевое и экономически обоснованное использование, контролируемое рыночными механизмами.

В соответствии с отчетом Счетной палаты за первое полугодие существования АКГ объем гарантий составил 1,4 млрд руб. [9]. Учитывая, что за второе полугодие 2014 года объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, составил 4,1 трлн руб. [6], АКГ участвовало в обеспечении всего 0,03 % от общего объема выданных кредитов. При этом планируется, что к 2017 году объем кредитов достигнет 400 млрд руб. [4]. На базе данного агентства предполагается формирование Национальной гарантийной системы. Стимулирование кредитования МСП посредством государственных гарантий и целевых программ кредитования должно способствовать восстановлению общих темпов кредитования. Возвратность, гарантируемая государством, имеет целый ряд положительных явлений для банковской системы и экономики

в целом. Уверенность банков в возврате средств стимулирует их использовать средства для кредитования реального сектора, а не для более рискованных валютных операций; гарантии государства повышают качество кредитных портфелей. Так как гарантии не являются прямым вливанием средств в банковскую систему, это не способствует инфляционному давлению, а также препятствует использованию данных средств для спекуляции.

В 2014 году в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры наблюдалось ограничение доступности долгосрочных финансовых ресурсов и рост процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам. В результате организации стараются погасить ранее взятые кредиты (общий объем выданных организациям кредитов превышает их общую задолженность). Основные проблемы и особенности финансирования развития предпринимательской деятельности наиболее четко проявляются на региональном уровне. Сложившуюся картину в данной сфере охарактеризуем на примере субъектов предпринимательства города Москвы.

Общий объем задолженности по кредитам предприятий Москвы составил 9,5 трлн руб. (предприятий России — 25,0 трлн руб.) при снижении темпов роста: +12,1 % против +15,2 % в январе-сентябре 2013 года (рис. 2).

трлн руб. ^

10

8,5 i 9,5

■ 7,3 ■

6,1

январь-оентябрь январь-сентябрь январь-сентябрь январь-сентябрь

2011 г 2012 г 2013- 2014 г.

■ Задолженность по кредитам, ^^Теип роста к аналогичному периоду илрд руб. предыдущего года, %

Рис. 2. Задолженность по кредитам юридических лиц и предпринимателей в Москве [11, 22]

Просроченная задолженность по кредитам предприятий города Москвы составила 311,6 млрд руб. при росте на 9,4 % (рис. 3).

Рис. 3. Просроченная задолженность по кредитам юридических лиц и предпринимателей в Москве [11, 22]

Всего за январь-сентябрь 2014 года юридическим лицам и предпринимателям было выдано кредитов на сумму 12,0 трлн руб. Прирост по сравнению с аналогичным периодом предыду-

щего года составил 11,9 %. Более четверти всех выданных кредитов пришлось на сектор торговли (рис. 4-5).

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Транспорт и связь Строительство

Обрабатывающие производства Другие виды деятельности

Рис. 4. Структура выданных юридическим лицам кредитов за январь-сентябрь 2014 года в Москве [11, 22]

Для дальнейшего развития данного направления необходимо более тесное взаимодействие между представителями МСП и государством в сфере принятия решений. Например, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в рамках антикризисного плана предлагает меры по решению наиболее острых проблем предпринимателей, такие как увеличение фондирования банков, работающих с субъектами МСП, с 50 до 300 млрд руб., распространение деятельности АКГ на торговую сферу и др. [16]. Однако механизм рассмотрения таких предложений не выработан, и разнонаправленные усилия государства и общественности не достигают своей цели.

январь-сентябрь 2013 г. январь-сентябрь 201 ^ "

Рис. 5. Структура выданных предприятиям кредитов по отраслям [11, 22]

В то же время отсутствие благоприятного климата для развития МСП ведет к его повышенной рискованности и, соответственно, нивелирует любое увеличение программ кредитования. Вместе с тем следует отметить, что если малым предпринимателям удается получить кредит, то ставки по нему превышают среднерыночные.

Рис. 6. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам в РФ, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в рублях, процент годовых и доля просроченной задолженности, % [6]

Как видно из рисунка 6, ставки по рублевым кредитам для субъектов МСП на протяжении года оставались выше среднерыночного уровня. Но при этом задолженность по таким кредитам в среднем в 2 раза выше, чем в целом по рублевым кредитам юридическим лицам. Ставки отражают риски кредитных организаций и объективные трудности малого бизнеса в России на региональном уровне управления. Дополнительные объемы государственных гарантий не решают проблему неустойчивого положения малого бизнеса. Пока финансовое положение субъектов МСП не станет более надежным и устойчивым на местах, ставки по кредитам малому бизнесу будут оставаться высокими. Здесь необходим комплексный подход: снижение налоговой нагрузки, уменьшение проверок и бюрократического давления на бизнес, создание эффективной правовой поддержки. Данные меры должны способствовать укреплению финансовой устойчивости и самостоятельности малого бизнеса.

Если сравнить степень обеспеченности субъектов МСП кредитными ресурсами в России и развитых странах, можно выделить существенные различия в стоимости и доступности кредита. Принимая во внимание разницу в абсолютных величинах и пропорциях экономических систем, можно определить примерный целевой уровень для российской экономики.

Рис. 7. Объем и средние ставки по кредитам малому и среднему предпринимательству

в США, млн долл. США, % годовых [23]

Как видно из рисунка 7, средневзвешенные ставки по кредитам в США колеблются на уровне 3-5 %. Несмотря на разницу экономических условий и особенности проводимой денежно-кредитной политики в России и США, можно сделать вывод, что для эффективного развития малого и среднего предпринимательства ставки по кредитам для МСП не должны превышать уровень в 5-6 %.

Таким образом, в числе основных проблем и факторов развития предпринимательства на уровне управления региональной экономикой, необходимо выделить следующие:

1. Недоступность финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов для субъектов МСП.

С учетом текущей макроэкономической ситуации на первый план для малых и средних компаний выходят проблемы, связанные с недостатком долгосрочных инвестиционных средств как на федеральном так и на региональном уровне управления экономикой, высокой стоимостью финансовых ресурсов, жесткими требованиями к заемщикам. По результатам опроса, проведенного в январе 2015 года информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), около 52 % респондентов включили недоступность финансовых ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в число наиболее существенных проблем [10]. Следует подчеркнуть, что наличие проблемы во многом является следствием общей ситуации на финансовых рынках. Кредитные организации ограничены в своих возможностях, в том числе из-за действующих ограничений для коммерческих банков по рискам со стороны Банка России и высокого уровня ключевой ставки.

2. Высокая налоговая нагрузка на предпринимательский сектор.

В кризисных условиях в экономике обострилась ситуация с восприятием предпринимателями существующего уровня налоговой нагрузки. Около 55 % респондентов (общий размер выборки — более 17 тысяч человек) отметили налоговую нагрузку как основное препятствие для развития бизнеса [10]. Действительно, девальвация, рост процентных ставок и проблемы с ликвидностью негативно повлияли на себестоимость продукции и уровень рентабельности на малых и средних предприятиях в российских регионах. Уплата налогов и иных обязательных платежей по действующим ставкам и соответственное изъятие этих средств из оборота с учетом ограниченного доступа к внешнему финансированию и непрерывного сокращения совокупного спроса на продукцию субъектов МСП на региональных рынках еще больше сужают возможности для обеспечения устойчивого функционирования бизнеса.

3. Нестабильное состояние нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях.

В период 2013-2014 годов принят ряд регуляторных решений, вводящих дополнительные требования и повышающих финансовую нагрузку на малые и средние компании. Речь идет в первую очередь об изменениях в налоговой сфере (введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество для предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) и в сфере обязательных страховых платежей (увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, ежегодно на федеральном уровне принимается более 22 тысяч нормативных правовых актов. Среди них колоссальное количество документов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности. На региональном уровне приходится констатировать подобную ситуацию. Так, например, в Москве деятельность субъектов МСП регламентируют более 600 нормативных и подзаконных актов.

Таким образом, разработка нормативно-правовых актов стала способом решения основных проблем общественной жизни — принятие федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации или ведомственного нормативного правового акта, а зачастую и просто плана реализации тех или иных мер позиционируется в качестве определенного результата. Такой объем регулирования приводит к «загромождению» законодательства, появлению слабо проработанных, противоречащих и несбалансированных решений и, как результат, создает крайне негативные последствия для государства и субъектов экономической деятельности.

Проблема нестабильности законодательства в совокупности с неопределенностью экономической ситуации заставляют предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, ухо-

дить в теневой сектор и никак не являются благоприятным фактором повышения инвестиционной активности в региональной экономике.

Свидетельством последствий регулярного преодоления различных шоков, связанных с государственным регулированием, выступает отмечаемое в рамках указанного исследования снижение значений индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), которое во втором полугодии 2014 года характеризовалось отрицательной направленностью и составило -9 % (для сравнения: соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий наблюдалось на отметке -4 %).

4. Проблемы сбыта продукции на региональных рынках.

Сложности с поиском потребителей продукции традиционно входят в число факторов, ограничивающих развитие малого и среднего предпринимательства. Согласно результатам проводимых Росстатом ежеквартальных обследований малых предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в среднем около 50 % малых предприятий регулярно сталкиваются с проблемой «недостаточного спроса на внутреннем рынке». При этом в IV квартале 2014 года с учетом изменившейся экономической ситуации проблема спроса на продукцию малых и средних предприятий обострилась. Около 59 % опрошенных малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, охарактеризовали проблему со спросом на продукцию как наиболее значимый фактор, сдерживающий развитие внутреннего производства.

5. Высокие издержки, которые несет малый и средний бизнес в связи с необходимостью прохождения административных процедур и нарушениями прав предпринимателей со стороны регулирующих органов. Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, в первую очередь в рамках Национальной предпринимательской инициативы, следует констатировать, что для некоторых видов деятельности проблема высоких издержек, связанных с прохождением процедур государственного регулирования, сохраняется. По данным исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ», треть компаний считает административные барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается. О наличии проблемы также свидетельствуют данные доклада уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2014 года. Так, по мнению 36 % респондентов, опрошенных в рамках подготовки указанного доклада (размер выборки — 2041 компания), сложность административных процедур очень сильно сдерживает развитие их бизнеса.

Предлагаются следующие ключевые направления финансовой поддержки субъектов МСП как стратегического условия для восстановления устойчивого экономического роста регионов России:

1) формирование механизма предоставления из федерального и региональных бюджетов субъектам МСП, осуществляющим промышленные виды деятельности и реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности. Для реализации мер по обеспечению доступности кредитных ресурсов и низких процентных ставок по кредитам для субъектов предпринимательской деятельности предлагается сформировать перечень стратегических отраслей, кредитование предприятий которых будет рефинансироваться на льготных условиях [20, с. 54];

2) развитие института проектного финансирования, обеспечивающего для субъектов МСП высокотехнологичных секторов экономики комфортные правила кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала [21];

3) совершенствование нормативно-правовой среды функционирования субъектов МСП в целях предоставления российским товаропроизводителям приоритетного права насыщения внутреннего рынка;

4) расширение программ и конкурсов государственных институтов развития, в том числе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, направленных на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных им-

портозамещающих проектов, повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках и развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов инновационной деятельности;

5) развитие института государственных гарантий, в том числе на региональном уровне, так как только государство обладает достаточными ресурсами для удешевления и увеличения срока кредита. Например, в США существует так называемое Управление по делам малого бизнеса, занимающееся предоставлением кредитов по льготной ставке через коммерческие банки и представляющее интересы МСП в органах власти, обеспечивающее их долю в государственных закупках и осуществляющее иную помощь и поддержку. В России для аналогичных целей существует «МСП Банк»; отдельные вопросы, связанные с поддержкой МСП, решаются в Министерстве экономического развития РФ; для предоставления гарантий было создано АКГ. Однако не существует специального государственного органа, который полностью охватывал бы всё многообразие проблем развития малого и среднего предпринимательства. Создание такого органа совместно с расширением существующих программ являлось бы важной мерой поддержки российского малого и среднего предпринимательства;

6) активизация использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях поддержки субъектов МСП на региональной уровне как катализатора устойчивого развития экономики [13].

В связи со вступлением в силу с 1 января 2016 года федерального закона «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ, в целях развития ГЧП в российских регионах предлагается в краткосрочной перспективе создание определенных специализированных институтов управления (регулирования), возможно, в форме региональных центров государственно-частного партнерства, объединяющих представителей региональной (муниципальной) администрации и регионального бизнеса.

Практическую часть данной работы, по нашему мнению, целесообразно возложить на региональные администрации совместно с представителями регионального бизнеса, а деятельность по научно-методическому обоснованию создания этих региональных центров и методологическому обеспечению их функционирования — на соответствующие структурные подразделения академической науки: Институт экономики, Институт проблем рынка, Институт системного анализа Российской академии наук.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/(дата обращения: 15.09.2015).

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2015/07/17/g4p-dok.html (дата обращения 15.09.2015).

3. Аверин А. В. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской агломерации /А. В. Аверин, А. А. Рязанов //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 1-1. — С. 24-31.

4. Агентство кредитных гарантий — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.acgrf.ru/about/strategia/(дата обращения: 20.09.2015).

5. Алексеев А. Н. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки / А. Н. Алексеев, Д. Батулкин, А. Козырев // Транспортное дело России. — 2015. — № 1. — С. 39-41.

6. Банк России — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr.ru/statistics/? PrtId=sors (дата обращения: 15.09.2015).

7. Барт Т. В. Принцип равновесия сил в экономической теории регулирования / Т. В. Барт, Т. В. Алексашина, С. В. Дохолян // Транспортное дело России. — 2013. — № 2. — С. 45-47.

8. Дохолян С. В. Факторы развития региональной системы с позиции обеспечения устойчивого развития / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 4 (38). — С. 105-108.

9. Газета «Известия» — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://izvestia.ru/ news/582270 (дата обращения: 20.09.2015).

10. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 20.09.2015).

11. Министерство экономического развития Российской Федерации — официальный

сайт [Электронныйресурс]. — URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 20.09.2015).

12. Морковкин Д. Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики / Д. Е. Морковкин // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 6 (90). — С. 39-49.

13. Морковкин Д. Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства / Д. Е. Морковкин // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2015. — № 1. — С. 27-35.

14. Морковкин Д. Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий / Д. Е. Морковкин // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2014. — № 1. — С. 4-10.

15. Незамайкин В. Н. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне / В. Н. Незамайкин, Н. Л. Демченко // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 1. — С. 50-53.

16. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://opora.ru/projects/antikrizisnye-mery-dlya-malogo-biznesa (дата обращения: 20.09.2015).

17. Сорокин Д. Е. Роль предпринимателя-новатора в индустриализации / Д. Е. Сорокин // Экономическое возрождение России. — 2015. — № 2 (44). — С. 32-33.

18. Цветков В. А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса /В. А. Цветков //Вестник Финансового университета. — 2015. — № 3 (87). — С. 73-78.

19. Шманёв С. В. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий / С. В. Шманёв, Е. С. Шманёва // Транспортное дело России. — 2011. — № 11. — С. 59-62.

20. Шумаев В. А. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне /В. А. Шумаев, Д. Е. Морковкин, В. В. Ранюк //Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 7 (129). — С. 49-54.

21. Шумаев В. А. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности /В. А. Шумаев, Д. Е. Морковкин, В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова //Механизация строительства. — 2015. — № 3 (849). — С. 53-59.

22. Федеральная служба государственной статистики РФ — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.09.2015).

23. Федеральный резервный банк Сент-Луис — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://research.stlouisfed.org/fred2/series/EEBXSSNQ (дата обращения: 15.09.2015).

References:

1. Federal law of 29 July 2007 № 209-FZ On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (date accessed: 15.09.2015).

2. Federal law of 13 July 2015 № 209-FZ Public-private and municipal-private partnership in the Russian Federation and introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2015/07/17/g4p-dok.html (date accessed: 15.09.2015).

3. Averin A. V. Improvement of mechanisms of the state support of subjects of small and average business of the Moscow agglomeration / A.V. Averin, A.A. Ryazanov // Izvestiya of the Tula state University. Economic and legal science. 2015. No. 1-1. P. 24-31.

4. The Agency of credit guarantees — official website [Electronic resource]. URL: http://www.acgrf.ru/about/ strategia/ (date accessed: 20.09.2015).

5. Alexeev A.N. Small and medium business in the conditions of innovate economy: main difficulties and directions of support/A.N. Alexeev, D. Batulkin, A. Kozyrev // Transport business in Russia. 2015. No. 1. P. 39-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The Bank of Russia/ official website [Electronic resource]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors (date accessed: 15.09.2015).

7. Bart T. V. The principle of the balance of power in the economic theory of regulation / T.V. Bart, T. V. Ale-ksashina, S.V. Doholyan // Transport business in Russia. 2013. No. 2. P. 45-47.

8. Doholyan S. V. Assessment of factors of development of the regional system, carried out from positions of providing the sustainable development / S. V. Doholyan, V.Z. Petrosyants, A.M. Sadykova //Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 4 (38). P. 105-108.

9. The newspaper "Izvestia" — official website [Electronic resource]. URL: http://izvestia.ru/news/582270 (date accessed: 20.09.2015).

10. Information Agency RosBusinessConsulting, official website [Electronic resource]. URL: http://www.rbc.ru (date accessed: 20.09.2015).

11. Ministry of Economic Development of the Russian Federation, official website [Electronic resource]. URL: http://economy.gov.ru (date accessed: 20.09.2015).

12. Morkovkin D.E. Problems and priorities of financing of innovative development of the real sector of the Russian economy / D.E. Morkovkin // Journal of Financial University. 2015. No. 6 (90). P. 39-49.

13. Morkovkin D.E. Innovative development of economy based on the use public-private partnerships / D.E. Morkovkin //RGGUBulletin. Series: Economics. Management. Law. 2015. No. 1. P. 27-35.

14. Morkovkin D.E. Socio-economic aspects of sustainable economic development of regions / D.E. Morkovkin // Bulletin of the Moscow Vitte University. Series 1: Economics and management. 2014. No. 1. P. 4-10.

15. Nezamaikin V.N. Modern technologies of small business support at the municipal level / V. N. Nezamaikin, N. L. Demchenko // Regional economy: theory and practice. 2007. No. 1. P. 50-53.

16. All-Russian public organization of small and medium entrepreneurship OPORA of Russia, official web-

site [Electronic resource]. URL: http://opora.ru/projects/antikrizisnye-mery-dlya-malogo-biznesa (date accessed: 20.09.2015).

17. Sorokin D.E. The role of entrepreneur innovator in re-industrialization / D.E. Sorokin // Economic Revival of Russia. 2015. No. 2 (44). P. 32-33.

18. Tsvetkov V.A. On Measures to Support the Population and the Real Sector of the Russian Economy in the off Crisis / V.A. Tsvetkov // Journal of Financial University. 2015. No. 3 (87). P. 73-78.

19. Shmanev S. V. Management of investment streams of the is innovate-focused small enterprises / S.V. Shma-nev, E.S. Shmaneva // Transport business in Russia. 2011. No. 11. P. 59-62.

20. Shumaev V.A. Development of mechanisms of the state regional support / V.A. Shumaev, D.E. Morkovkin, V.V. Ranyuk // Vestnik of Samara State University of Economics. 2015. No. 7 (129). P. 49-54.

21. Shumaev, V.A. Organizational and economic aspects of management of innovative development of industry / V.A. Shumaev, D.E. Morkovkin, V.N. Nezamaykin, I.L. Yurzinova //Mechanization of Construction. 2015. 3 (849). P. 53-59.

22. Federal state statistics service of the Russian Federation — official website [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (date accessed: 20.09.2015).

23. Federal reserve Bank of St. Louis — official website [Electronic resource]. URL: https:// research.stlouisfed.org/fred2/series/EEBXSSNQ (date accessed: 15.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.