УДК 330.33
Е. А. Боркова, В. А. Подкатилина, П. Е. Завьялова
Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы
Малое и среднее предпринимательство является важной составляющей экономической деятельности, от его развития и поддержки зависят повышение конкурентоспособности отрасли, увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, обеспечение социальной зашиты и благосостояние населения. Основная проблема состоит в том, что несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в национальной экономике, предприятия все же сталкиваются со многими трудностями и барьерами.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы: на основе научного абстрагирования проведен анализ основных показателей динамики состояния малого и среднего бизнеса в России; использован метод сопоставления данных; посредством графической интерпретации данных и метода их группировки описаны динамика и структура основных показателей, характеризующих значимость малого и среднего бизнеса в национальной экономике.
Выявлено, что в России прослеживалась положительная динамика развития малого и среднего бизнеса, однако в 2019 году заметны ухудшения, так как налоговая нагрузка на эти предприятия до сих пор высока, также неблагоприятное влияние оказывают административные барьеры. К сожалению, деятельность российских малых и средних предприятий не нацелена на внедрение различных инноваций в отличие от развитых стран, также они вовлечены в теневую экономику, это приводит к тому, что данные, относящиеся к сфере экономики, являются недостоверными. Всему этому способствует нелегальная занятость, процветание бюрократии, несоблюдение трудового законодательства.
На основании проведенного анализа основных статистических показателей, характеризующих деятельность малого и среднего бизнеса в России, сформулированы выводы о современных тенденциях развития малого и среднего бизнеса, выявлены перспективные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Перспектива развития доли малого и среднего предпринимательства, согласно нацпроекту, к 2024 году должна возрасти до трети, что благотворно повлияет на экономический рынок России, позволит выйти ему на более качественный уровень.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, МСП, Россия, теневая экономика, инновации, стартапы
E. A. Borkova, V. A. Podkatilina, P. E. Zavvjalova
Dynamics of development of small and medium business: problems and prospects
Small and medium-sized business is an important component of economic activity, its development and support depend on increasing the competitiveness of the industry, increasing tax revenues to the state budget, providing social protection and welfare of the population. The main problem is that despite the positive dynamics of the development of small and medium-sized enterprises in the national economy, enterprises still face many difficulties and barriers.
In the course of the research general scientific methods were used: on the basis of scientific abstraction the analysis of the main indicators of the dynamics of small and medium-sized businesses in Russia was carried out; the method of data comparison was used; the dynamics and structure of the main indicators characterizing the importance of small and medium-sized businesses in the national economy were described by means of graphical interpretation of data and the method of their grouping.
It was revealed that in Russia there was a positive dynamics of development of small and medium-sized businesses, but in 2019 there were noticeable deterioration, as the tax burden on these enterprises is still high, and the adverse impact of administrative barriers. By the way, the activities of Russian small and medium-sized enterprises are not aimed at the introduction of various innovations in contrast to the developed countries, they are also involved in the shadow economy, this leads to the fact that the data related to the economy are unreliable. All this is facilitated by illegal employment, prosperity of the bureaucracy, non-compliance with labor legislation.
Based on the analysis of the main statistical indicators characterizing the activities of small and medium-sized businesses in Russia, the conclusions about the current trends in the development of small and medium-sized businesses, identified promising areas of state support for small and medium-sized businesses. The prospect of development of small and medium-sized businesses, according to the national project, by 2024 should increase to a third, which will have a beneficial effect on the economic market of Russia, will allow it to reach a more qualitative level.
Keywords: small and medium businesses, SMEs, Russia, shadow economy, innovations, startups
Введение
Результаты и обсуждение
ак известно, в странах с высоким уровнем развития доля малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в ВПП составляет около половины, исходя из обшей занятости населения. Они практически заполняют все сектора экономики. [1] В России же по последним данным, на МСП приходится чуть более 28% всех рабочих мест в экономике [2]. В нашей стране сушествуют особенные критерии, по которым судят, что относится к МСП, а что нет. Возможно, это одна из причин, которая способствует тому, что Россия настолько отстает от других развивающихся стран. Правда, последние пять лет в стране используются критерии Европейского Союза, но судить о таком большом разрыве России от развитых стран, исходя только из этих критериев, нельзя.
Основные параметры, на основе которых выявляется принадлежность к малым или средним предприятиям:
1. соответствующий размер дохода, который имеет определенные рамки;
2. определенная численность сотрудников;
3. доля участия других компаний [3].
Все дело в структуре российской экономики, в которой преобладают крупные предприятия. По данным Всемирного Банка Россия занимает 55-ое место по уровню ВВП на душу населения, где 19% ВВП приходится на торговлю, 16% на налоги и финансовую деятельность, 14% на добывающую отрасль [4].
Для сравнения, В США МСП производят около 50% ВВП, обеспечивая таким образом занятость около половины трудоспособного населения, они являются генераторами инновационной деятельности, динамично реагируют на изменение структуры потребления [5].
В России необходимо изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу отрасли инноваций и производства товаров, повышение его конкурентоспособности. Это возможно тогда, когда крупное производство не будет противопоставляться мелкому, а будет происходить принцип кооперации крупных и мелких предприятий, они будут взаимно дополнять друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках [6].
Важным этапом исследования является определение уровня инновационной деятельности в России. По сравнению с мировой практикой масштабы малого инновационного предпринимательства в России невелики. Что является большой ошибкой, ведь можно выделить следующие характеристики организаций малого и среднего бизнеса: мобильность, немногочисленный персонал, возможность идти на риск, высокая производительность труда и малые издержки производства.
Реализация инновационной деятельности должна осуществляться исходя из потенциала МСП. Ведь малые и средние предприятия способны осуществить данную деятельность гораздо лучше, чем крупный бизнес. Должны быть созданы условия и меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.
Мировой опыт подтверждает, что инновационный бизнес в основном присущ субъектам малого предпринимательства, которые могут более эффективно использовать достижения научно-технического прогресса.
При анализе экономики России было выявлено, что к инновационной деятельности можно отнести не более 2% малого бизнеса [7]. В стране уделяется мало внимания социально-важным аспектам. Так как Россия славится своими природными ресурсами, субъекты экономической деятельности делают упор на количество, а не на качество, что по своей сути никак не может привести к инновационной деятельности. Основным мотивом деятельности МСП является собственная выгода, использование имеющихся технологий, а не создание новых, неспособность к риску, идеи, так и остаются идеями, а не воплощаются. Также растет неграмотность в научной сфере, так как в России не уделяется должного внимания образованию [8].
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что среднее и малое предпринимательство должно быть приоритетным в стране, ведь оно имеет значение, как для политической, так и для экономической стабильности страны.
Чтобы добиться увеличения инновационной деятельности в стране, следует увеличить финансирование государственной поддержки. Малый и средний бизнес играет важную роль для снижения социально-экономической напряженности в стране, также способствует появлению новых рабочих мест, что приводит к снижению такого важного социально-эконо-
мического явления как безработица. Еще одним важным шагом является борьба с монополией [9]. Также необходимо выявить мотивы, побуждающие к данной деятельности, обеспечить условия для продвижения МСП.
Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную страну. Малое предпринимательство служит основным источником нововведений, генератором новых решений.
Также необходимо выявить основные проблемы, влияющие на организацию МСП России. Одним из отличий российской экономики является участие МСП в теневых процессах, которые снижают эффективность производства, увеличивают расходы и формируют коррупционные отношения. Это значит, что теневая экономика может стать угрозой безопасности России, однако из ежегодной оценки Росфинмониторинга следует, что ее объем снижается, так по сравнению с 28% в 2016 и с 20,5% в 2017 годах, в 2018 году он равнялся, по предварительной оценке, около 20% ВВП [10].
МСП оперативно адаптируется к потребностям рынка, поэтому главная роль в теневом обороте принадлежит крупному бизнесу, который принимает привилегированное положение благодаря коррупции. Проблемами российского малого бизнеса также являются: высокие арендные ставки, налоги, ограниченность средств на развитие инвестиционных проектов, общий рост конкуренции и повышение цен на сырье и тарифы [11].
Как известно, любая экономика нуждается в системе правил деловых операций. Однако существуют незаконные административные барьеры, которые под давлением чиновничества, создают условия для процветания коррупции, монополизма и перераспределения доходов [12]. Так, на заседании Президиума Госсовета было подчеркнуто, что медленный рост малого бизнеса зависит от чрезмерного административного давления [13].
Поэтому были представлены меры по противодействию таким барьерам, организующие поддержку и развитие МСП, к которым относятся: облегчение доступа МСП к ресурсам и к инфраструктуре; государственная поддержка; снижение налогов. Также необходимо четкое регламентирование контроля малого бизнеса, которое относится к представителям внутренних органов, так как именно на них поступали жалобы и обвинения во взяточничестве [14].
Положение МСП на современном
рынке в России
В аналитических материалах ОАО «Российская венчурная компания» и рейтингового агентства «Эксперт РА» определение «стар-тап» определяется как малое предприятие, выпускающее новые виды товаров и услуг [15]. Следует заметить, что частыми причинами его провала являются недоработанные разработки вследствие неточного анализа сфер инновационного развития и нужд клиента. [16] Помимо этого, одной из проблем является выбор поиска источников финансирования. Например, создатели новых товаров и услуг стремятся использовать венчурный капитал, однако не все инвесторы готовы вкладываться в новейшие сферы, так как это характеризуется высокими рисками [17]. Для осуществления комплексной оценки перспективных российских стартапов в 2012 г. была создана система «Russian Startup Rating» (RSR). Таким образом, стоит отметить важность включения МСП в экономические процессы страны, так как они способны предоставить инновационные технологии, продукцию и услуги.
В первую очередь стоит отметить Корпорацию МСП*, которая была создана указом Президента РФ от 05.06.2015 N287 «О мерах по дальнейшему развитию МСП». К ее основными задачам, в первую очередь, относится оказание поддержки субъектам МСП. Помимо этого, Корпорация МСП занимается привлечением денежных средств как российских, так и иностранных организаций для поддержки МСП, организацией сопровождения инвестиционных проектов МСП, а также обеспечивает информационную связь как с органами государственной власти, так и с иными органами и организациями с целью поддержки МСП. И, конечно же, данная организация занимается подготовкой предложений о модернизации мер поддержки МСП.
Помимо этого, с 2016 г. Корпорация МСП осуществляла реализацию мероприятий Приоритетного проекта**, главной целью которого являлось обеспечение поддержки и занятости 1,2 млн человек у ИП и МСП. К числу таких мероприятий отнесли обеспечение доступа ИП и
* Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»
** Приоритетный проект "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержден на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.2016 №10
МСП к закупкам крупнейших заказчиков, реализацию поддержки ИП и МСП в сфере образования, а также кредитно-гарантийной поддержки.
Объем кредитов МСП в 201 7г. повысился на 15% по сравнению с 2016г. на фоне снижения процентных ставок. Так, из исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», посвященного кредитованию МСП, следует, что банки выдали МСП 6 трлн руб. кредитов, а также выросло число поданных и одобренных заявок на кредиты МСП [10].
Однако счетной палатой была выявлена неэффективность мер господдержки МСП.
В рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на развитие МСП было направлено 120 млрд. руб. Отмечено, что показатели программы на 2017г. были выполнены за счет снижения плановых значений по сравнению с 2014г. Также выявлено неравенство региональных субсидий на развитие МСП. В 2014-2016гг. более 20% средств, назначенных на поддержку МСП, были направлены только в 5 регионов. В 2017г. около 40% субсидий пришлось на 11 регионов, получивших около 200 млн руб., причем не все реализовали плановые задачи [7].
35% 32,50%
25* 21,60%
13% 19,90%
20% 0%
2D14 2D15 2D15 2D17 2D24"
* согласно нацпроекту "МСП и псддержка ИП инициэтиеы"
Источник: Росстат, Счетная палата, Минэкономразвития
Рисунок 1 Вклад МСП в экономику РФ
Данное наблюдение необходимо экономическому блоку правительства для модернизации доли МСП в экономике. Поэтому в принятом указе N204 от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» были составлены задачи в сфере развития и поддержки МСП. В их число входят увеличение численности занятых в сфере МСП, включая ИП, до 25 млн. человек и увеличение доли МСП в ВВП с 22,9% (2019 год) до 32,5%. Также доля экспорта малых предпринимателей в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8,6% до 10%. Помимо этого, ежегодный объем закупок для субъектов МСП должен вырасти с 3 трлн рублей в 2019 до 5 трлн руб. в 2024 г. Для реализации данных задач правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники; улучшить условия внедрения предпринимательской деятельности; создать цифровые платформы, ориентированные на поддержку
производственной деятельности МСП; расширить доступ к льготному финансированию, в том числе увеличить объем льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, и т.д. Также создан нацпроект "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработанный для достижения целей, которые поставлены в майском указе [18].
Программа льготного кредитования МСП также была перезапущена в рамках соответствующего нацпроекта [19]. Предпринимателям предложат займы по ставке до 8,5% годовых вместо 9,6-10,6%. Предполагают, что в 2019г. банки выдадут льготных кредитов на 1 трлн руб., в целом до 2024г. — на 10 трлн руб. Из отчета Центрального банка Российской Федерации «О развитии банковского сектора РФ в 2018 году и в январе 2019 года» следует, что госпрограммы льготного кредитования оказывают влияние на размер ставок по займам МСП на открытом рынке. За 2018г. средневзвешенные ставки для МСП снизились: по кредитам на
срок менее года — с 12,5% до 10,9% годовых, свыше года — с 11,3% до 10,1% годовых. Отмечают, что портфель кредитов МСП за 2018г. в номинальном выражении вырос на 1,1%. В 2018г. банки выдали МСП 6,8 трлн руб. кредитов — на 11,4% больше, чем годом ранее. В
57 субъектах РФ зафиксировано падение численности компаний МСП, что свидетельствует о проблемах в секторе МСП. Положительные темпы годового роста обеспечены только увеличением числа микропредприятий, которые составляют большую часть МСП [20].
Таблица 1
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателем
Всего Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее
РФ, по состоянию на 10.02.2017 5 925 282 2590 944 239 136 20 534 3045 845 28 422 401
РФ, по состоянию на 10.02.2018 6 059 254 2581 906 238 397 19 867 3190 873 27 859 352
РФ, по состоянию на 10.02.2019 6 058 279 2483 073 222 755 18 455 3306 406 27 272 318
Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - Федеральная налоговая служба. Сайт: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Заключение
Подводя итоги данного исследования, следует заметить, что несмотря на общую положительную динамику МСП в 2018 г., структура в 2019г. ухудшилась, на данный момент рост зафиксирован только в численности ИП в категории микропредприятий. Важно то, что МСП создают рабочие места и обеспечивают значительную часть населения доходами, определяя социально-экономическое положение страны. Однако пока еще налоговая нагрузка на МСП высока, текущая политика в процессе стимулирования развития бизнеса. Административные барьеры оказывают влияние на МСП больше, чем на крупный бизнес, что стимулирует его уход в «тень».
Таким образом, мы пришли к выводу, что одной из важнейших задач является расши-
рение финансовой поддержки МСП, однако организация российской системы поддержки МСП и увеличение объемов денежных средств, выделенных на их развитие пока еще не способны полностью компенсировать недочеты в экономической системе страны. Необходимо принять современные подходы к решению данных задач, в первую очередь важно улучшение общего делового климата и экономических институтов, а также модернизация системы инвестиций, вследствие чего осуществляется формирование сети фондов прямых инвестиций в МСП и их инновационные разработки. Только при осуществлении контроля и качественной государственной поддержки реально достичь эффективного развития МСП, что в результате улучшит экономическое положение как внутри страны, так и на мировом рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селищева Т.А. Проблемы устойчивого развития экономики в странах евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. 2018. No. 2 (66). С. 15-21.
2. Доля малого и среднего бизнеса в экономике. Статистический сборник. М., Росстат, 2018, С. 494.
3. Единый реестр малых и средних предприятий // [Электронный ресурс]. URL: http://ppt.ru/malie-predpriyatia (дата обращения 05.04.19).
4. Плотников В.А., Лисина Е.А. Оценка уровня региональной дифференциации в российской федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. No. 2 (36). С. 5-15.
5. Селищева Т.А., Титенко Н.Ю. Обеспечение экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций в регион // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. No. 4 (112). С. 85-90.
6. Миропольский Д.Ю. Евразийская политическая экономия и инновационное развитие ЕАЭС // Проблемы
современной экономики. 2017. No. 4 (64). С. 22-24.
7. Кыштымова E., Парушина Н., Литнева Н., Полянин А., Плотников В. Ценность компании и трансформация ее оценки под влиянием информатизации // материалы 32-й Mеждународной конференции Ассоциации управления деловой информацией IBIMA 2018-Vision 2020: Устойчивое экономическое развитие и применение инновационного менеджмента от региональной экспансии к глобальному росту.
8. Селищева Т.А. Российская экономика в условиях евразийской интеграции // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. No. 3. С. 54-60.
9. Боркова EA, Гильманов Д. В. Социально-экономические аспекты инновационного развития Ленинградской области. В двух частях. Санкт-Петербург, 2017. Том Часть II. 183 с.
10. Mитропольский Д. И., Селищева.А., Дятлов С. А., Ломакин И. Б., Боркова E. А. структура региональных цепочек поставок и централизация экономики России // Exceling Tech. Том. 7,. 6, December 2018. P. 684 - 692
11. Росфинмониторинг зафиксировал снижение объема скрытой экономики // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/02/22/5 (дата обращения: 03.04.19)
12. Плотников В. В., Кузнецова В. перспективы использования цифровой технологии "блокчейн" // Matec 2018 Web of Conferences
13. Плотников В. А., Никитин Ю.А., Волкова А. А. Инвестиционный потенциал как фактор структурных преобразований регионального хозяйственного комплекса // Экономика и управление. 2019. N 2 (160). С. 38-48.
14. Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» // [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/24949 (дата обращения: 05.04.19)
15. Барсукова M^., Боркова E^., Ватлина Л.В. Управление экономической устойчивостью в условиях инновационного развития // Известия СПбГЭУ. 2019. No.2 (116). С. 54-58.
16. Казанцева А.Н., Плотников В.А. Развитие системы внутреннего контроля в современных компаниях: теоретические подходы и предложения по совершенствованию // Управленческое консультирование. 2018. No. 10 (118). С. 99-108.
17. Тихомиров Д. В., Плотников В. минимизация рисков в проектном финансировании: подходы к финансовому моделированию и структурированию // MATEC Web of Conferences
18. Mиропольский Д.Ю. Eвразийская политическая экономия и инновационное развитие EАЭС // Проблемы современной экономики. 2017. No. 4 (64). С. 22-24.
19. Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://russiaindustrialpark.ru/sites/default/files/proekt_koncepcii_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_leningradskoi_oblasti_na_period_do_2025_goda.pdf (дата обращения: 11.04.2019)
20. Mороз Н.А., Плотников В.А. Дифференциация российского экономического пространства как фактора обеспечения экономической безопасности // Экономика и управление. 2018. No. 1 (147). С. 70-78.
21. Боркова E. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в России. Санкт-Петербург, 2015. 110 с.; С. 78-86.
REFERENCES
1. Selishcheva T. A. Problems of sustainable economic development in the countries of the Eurasian economic Union. Problems of modern economy. 2018. No. 2 (66). P. 15-21. (in Russ.)
2. The share of small and medium-sized businesses in the economy. Statistical collection. Moscow, Rosstat Publ., 2018, P. 494. (in Russ.)
3. Unified register of small and medium-sized enterprises. Available at: http://ppt.ru/malie-predpriyatia (accessed 5 April 2019).
4. Plotnikov V. A., Lisina E. A. Assessment of the level of regional differentiation in the Russian Federation. Theory and practice of service: Economics, social sphere, technologies. 2018. No. 2 (36). P. 5-15. (in Russ.)
5. Selishcheva T. A., Titenko N. Yu. Ensuring economic security of attracting foreign investments to the region Izvestia of St. Petersburg state University of Economics. 2018. No. 4 (112). P. 85-90. (in Russ.)
6. Miropolsky D. Yu. Eurasian political economy and innovative development of the EAEU. Problems of modern economy. 2017. No. 4 (64). P. 22-24. (in Russ.)
7. Kyshtymova E., Parushina N., Litneva N., Polyanin A., Plotnikov V. the Value of the company and the transformation of its assessment under the influence of Informatization // Proceedings of the 32 nd International conference of the business information management Association IBIMA 2018-Vision 2020: Sustainable economic development and the application of innovative management from regional expansion to global growth. (in Russ.)
8. Selishcheva T. A. Russian economy in the conditions of Eurasian integration. Economics and management: problems, solutions. 2018. Vol.3. No. 3. P. 54-60. (in Russ.)
9. Borkov E. A., Gilmanov D. V. Socio-economic aspects of innovative development of the Leningrad region. In two parts / Saint-Petersburg, 2017. Part II. 183 p. (in Russ.)
10. Mitropolsky And D. I., Selishcheva.A., Dyatlov S. A., Lomakin I. B., Borkova E. A. structure of regional supply chains and centralization of the Russian economy. Exceling Tech. 2018. Vol. 7. P. 684-692. (in Russ.)
11. Rosfinmonitoring recorded a decrease in the volume of the hidden economy. Available at: https://www.rbc. ru/newspaper/2019/02/22/5 (accessed 3 April 2019)
12. Plotnikov V. V., Kuznetsova V. prospects of use of digital technology, "the blockchain" // 2018 Matec Web of Conferences (in Russ.)
13. 12 Plotnikov VA, Nikitin Yu. a., Volkova AA Investment potential as a factor of structural transformations of the regional economic complex. Economics and management. 2019. N 2 (160). P. 38-48. (in Russ.)
14. Opening remarks at the meeting of the Presidium of the State Council "On overcoming administrative barriers to the development of small business and tax policy measures aimed at stimulating its growth". Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24949 (accessed 5 April 2019) (in Russ.)
15. Barsukova M. A., Borkov E. A. Vatlina L. V. Management of economic stability in the conditions of innovative development. Proceedings of St. Petersburg state economic University. 2019. No. 2 (116). P. 54-58. (in Russ.)
16. Kazantseva A. N., Plotnikov V. A. Development of internal control system in modern companies: theoretical approaches and suggestions for improvement. Management consulting. 2018. No. 10 (118). P. 99-108. (in Russ.)
17. Tikhomirov D. V., Plotnikov V. Risk minimization in project financing: approaches to financial modeling and structuring // MATEC Web of Conferences (in Russ.)
18. Miropolsky D. Yu. Eurasian political economy and innovative development of the EAEU. Problems of modern economy. 2017. No. 4 (64). P. 22-24. (in Russ.)
19. The concept of social and economic development of the Leningrad region for the period up to 2025. Available at: https://russiaindustrialpark.ru/sites/default/files/proekt_koncepcii_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_ leningradskoi_oblasti_na_period_do_2025_goda.pdf (accessed 11 April 2019)
20. Moroz N. A. Plotnikov V. A. Differentiation of the Russian economic space as a factor of economic security, Economics and management. 2018. No. 1 (147). (in Russ.)
21. Borkov E. A. Institutional aspects of small business organization in Russia. Saint-Petersburg, 2015. 110 p. pp. 78-86 (in Russ.)
Информация об авторах Боркова Елена Аркадьевна
(Россия, Санкт-Петербург) Доцент, кандидат экономических наук доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: e.borkova@mail.ru
Подкатилина Валерия Александровна
(Россия, Санкт-Петербург) Соискатель кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: v.podkatilina@gmail.com
Завьялова Полина Евгеньевна
(Россия, Санкт-Петербург) Соискатель кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: zavyalova_p@mail.ru
Information about the authors
Elena A. Borkova
(Saint Petersburg, Russia)
Associate Professor, PhD in Economic Sciences Assistant Professor of the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought Saint-Petersburg State University of Economics E-mail: e.borkova@mail.ru
Valeria A. Podkatilina
(Saint Petersburg, Russia) Applicant to the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought
Saint-Petersburg State University of Economics E-mail: v.podkatilina@gmail.com
Polina E. Zavyalova
(Saint Petersburg, Russia) Applicant to the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought
Saint-Petersburg State University of Economics E-mail: zavyalova_p@mail.ru