Научная статья на тему 'Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области'

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / STATE SUPPORT / MEASURES OF STATE SUPPORT / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапец Олеся Алексеевна, Грищук Владимир Андреевич

Статья посвящена анализу развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области на основе анализа текущего состояния. Рассмотрены вопросы о создании инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства региона, о развитии субъектов рынка, об экономическом потенциале региона, а также определена эффективность применяемых государственных механизмов управления. Определены основные ограничения в стратегии развития малого и среднего предпринимательства на этапе развития экономики. Проанализированы результаты по оказанию финансовой поддержки предпринимателям Челябинской области. Приведены результаты деятельности Фонда развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Small and Medium Entrepreneurship Development of Chelyabinsk Region

The Article is devoted to the analysis of the development of small and medium-sized enterprises of the Chelyabinsk region on the basis of the analysis of the current state. The issues of creating infrastructure to support small and medium-sized businesses in the region, the development of market entities, the economic potential of the region, as well as the effectiveness of the state management mechanisms. The main limitations in the strategy of development of small and medium-sized businesses at the stage of economic development. The results of providing financial support to entrepreneurs of the Chelyabinsk region are analyzed. The results of the Fund for the development of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области»

УДК 332.1 ББК 65.05

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О. А. Остапец, В. А. Грищук

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья посвящена анализу развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области на основе анализа текущего состояния. Рассмотрены вопросы о создании инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства региона, о развитии субъектов рынка, об экономическом потенциале региона, а также определена эффективность применяемых государственных механизмов управления. Определены основные ограничения в стратегии развития малого и среднего предпринимательства на этапе развития экономики. Проанализированы результаты по оказанию финансовой поддержки предпринимателям Челябинской области. Приведены результаты деятельности Фонда развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, меры государственной поддержки, стратегия развития предпринимательства.

STRATEGY OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT OF CHELYABINSK REGION

O.A. Ostapets, V.A. Grishchuk

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia

The Article is devoted to the analysis of the development of small and medium-sized enterprises of the Chelyabinsk region on the basis of the analysis of the current state. The issues of creating infrastructure to support small and medium-sized businesses in the region, the development of market entities, the economic potential of the region, as well as the effectiveness of the state management mechanisms. The main limitations in the strategy of development of small and medium-sized businesses at the stage of economic development. The results of providing financial support to entrepreneurs of the Chelyabinsk region are analyzed. The results of the Fund for the development of small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium-sized enterprises, state support, measures of state support, strategy of development of entrepreneurship.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Челябинской области. Важным условием создания новых предприятий и развития действующих организаций является эффективное проведение государственной политики по поддержки малого и среднего предпринимательства. Результатом оценки государственной политики по поддержанию благоприятной среды для развития предпринимательства может свидетельствовать насыщение товаром и услуг на рынке, а также количество занятых лиц на предприятиях [9]. Как заметил Л. И. Абалкин, принятие и осуществление данной стратегии «создают нравственную поддержку проводимой властью политики, выражают доверие ей» [1. С. 85].

Данное цитирование уместно по отношению к развитию стратегии малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес — не только сектор экономики, но и массовое социальное явление и социально-политическая стабильность общества [5; 7]. Основным преимуществом малого и среднего предпринимательства является способность к быстрой адаптации изменяющейся конъюнктуры рынка [8].

Основная цель стратегии развития региона — создание гибкой и конкурентоспособной экономики, которая может гарантировать насыщение рынка товарами должного качества, стабильную занятость населения, повышение качества жизни, рост доли среднего класса, а также скорость технологического обновления производства [4; 6].

Федеральный закон 28 июля 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического развития в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления. Индикативные планы в экономической стратегии, как отмечал Р. С. Гринберг, — это прежде всего «не приказы, а побудительные мотивы в реализации желаемых целей» [3. С. 19].

К основным задачам стратегии развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области можно отнести:

— повышение качества государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;

— высокую доступность услуг Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства;

— стимулирование развития предпринимательской деятельности;

— информирование предпринимателей Челябинской области о видах государственной поддержки;

— совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

— интеграцию функций поддержки малого и среднего предпринимательства;

— укрепление кадрового потенциала.

Учитывая вклад малого и среднего предпринимательства в экономику как всей страны, так и нашего региона, правительство региона огромное внимание уделяет вопросам развития бизнеса.

В 2017 г. была «перезагружена» система поддержки бизнеса — произошел переход от невозвратных к возвратным мерам поддержки. От безвозмездных субсидий — к льготным займам, поручительствам, образовательным и консультационным услугам. Это было следствием ряда причин:

— отсутствие единой площадки оказания услуг предпринимателям;

— снижение объемов финансирования из федерального бюджета;

— изменение приоритетов федеральной программы.

В 2017 г. основными направлениями реализации подпрограммы поддержки и развития предпринимательства (государственной программы Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016—2019 годы») стали:

— поддержка предпринимательства в моно-

территориях;

— развитие объектов инфраструктуры поддержки бизнеса.

На эти цели из областного бюджета было направлено 97,1 млн р., что позволило привлечь на условиях софинансирования из федерального бюджета 178,8 млн р.1

На поддержку предпринимателей в монотерриториях направлено 56,7 млн р. в том числе 39,7 млн р. из федерального бюджета. В результате оказана поддержка 83 субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) при плане в 57 субъектов.

Остальное финансирование (80,1 млн р. — областной бюджет и 139,1 млн р. — федеральный бюджет) было направлено на развитие институтов поддержки бизнеса.

Средства были направлены:

— на создание региональной микрофинансовой организации (31,9 млн р. — областной бюджет, 74,4 млн р. — федеральный бюджет). До 25.12.2017 микрозаймы не предоставлялись в связи с включением Микрофинансовой организации в реестр Центрального банка РФ;

— развитие Фонда МСП (19,8 млн р. — областной бюджет, 41,4 млн р. — федеральный бюджет). В 2017 г. было заключено 111 договоров поручительства на сумму более 560 млн р., что позволило предпринимателям привлечь кредитов на суму более 1 млрд р.;

— развитие инжинирингового Центра (6,3 млн р. — областной бюджет, 8,2 млн р. — федеральный бюджет). В 2017 г. предоставлено 67 основных услуг (инжиниринг, разработка бизнес-планов, маркетинговые услуги, патентные услуги, обучения) 65 субъектам малого и среднего предпринимательства. К реализации проектов развития 17 производственных субъектов малого и среднего предпринимательства привлечено 15 малых инжиниринговых компаний, планируется создать не менее 145 новых рабочих мест;

— развитие Центра поддержки предпринимательства (4,5 млн р. — областной бюджет). Оказано 1573 письменных и устных консультаций, на единый портал поступило 813 обращений и более 1900 на телефон горячей линии. В 2017 г. Центр поддержки предпринимательства организовал и про-

1 Отчет о реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016—2019 годы» за 2017 год. URL: http://mineconom74.ru/sites/default/files/ field_downloads/978/otchetgosprogrammamer2017.pdf.

вел 101 мероприятие, которые посетили почти три тысячи человек. Так же внедрены и реализованы программы обучения АО «Корпорация МСП», «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства» (за 2017 год обучено 378 человек);

— развитие Многофункционального центра для бизнеса (3 млн р. — областной бюджет, 7 млн р. — федеральный бюджет). Со дня открытия (29 мая 2017 г.) МФЦ для бизнеса в него обратились около 1700 предпринимателей;

— развитие регионального бизнес-инкубатора (11,1 млн р. из областного бюджета). В 2017 г. в бизнес-инкубаторе размещено 56 СМП, оказаны почти 2,9 тыс. единиц консультационных услуг по финансовой поддержке, по вопросам налогового законодательства и трудового права, бухгалтерского учета и отчетности, участия в выставочных мероприятиях, стартапах, аренды имущества, ликвидации предприятий, регистрации товарных знаков, интеллектуальной собственности. Объем налоговых отчислений — 46 млн р., создано 125 новых рабочих мест, среднесписочная численность работников компаний-резидентов — 187 человек;

— развитие Центра поддержки экспорта (3,5 млн р. — областной бюджет, 8,1 млн р. — федеральный бюджет). Поддержкой воспользовались 212 СМСП, при содействии Центра поддержки экспорта заключено 18 экспортных контрактов;

— развитие действующего регионального бизнес-инкубатора. Предоставление субъектам малого предпринимательства (СМП) нежилые помещения, технику и мебель в аренду на 3 года, а также все необходимые услуги по ведению и сопровождению бизнеса (юридические, консультационные, бухгалтерские, аудиторские услуги).

К началу 2018 г. в бизнес-инкубаторе размещено 56 СМП, в том числе 17 объектов инновационной деятельности, 20 субъектов молодежного предпринимательства, 13 субъектов женского предпринимательства, 6 субъектов социального предпринимательства.

Можно отметить следующие результат работы бизнес-инкубатора. Проведенные 28 образовательных мероприятий, 28 консультационных услуг, 100 публикаций в СМИ дали результат в 383 млн р. Выручка от резидентов — 34 млн р. в виде налоговых отчислений от их деятельности.

В целях внедрения в Челябинской области комплексного подхода к реализации мер поддержки предпринимательства был разработан

Паспорт проекта «Развитие сервисной модели поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2018— 2020 годы».

Паспорт проекта был рассмотрен на заседаниях общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства (07.11.2017), Регионального проектного офиса (22.11.2017), а также успешно защищен перед экспертной комиссией на VII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», состоявшейся в регионе 23—24.11.2017 г.1

В рамках стратегии роста доли малого и среднего предпринимательства в области должны значительно увеличиться к 2018 г. (рис. 1) и численность занятых в малом и среднем бизнесе (рис. 2).

Чтобы добиться поставленной цели министерство экономического развития Челябинской области активно поддерживает систему развития предпринимательства, основанную на удобных и понятных сервисах по принципу «бизнес-ситуаций».

В мае 2017 г. под руководством губернатора Челябинской области был запущен проект «Территория бизнеса». Это уникальная площадка, которая объединила в себе все институты поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области (рис. 3).

Для удобства пользования услугами «Территории бизнеса» разработаны следующие «кейс-ситуации»:

— открывай (возможность открыть бизнес легко и без ошибок);

— развивай (инструментарий развития действующего бизнеса);

— сопровождай (сопровождение бизнеса по принципу «одного окна»);

— производи (приоритетная поддержка для производственных компаний);

— инвестируй (инвестируй в развитие своего бизнеса);

— экспортируй (поддержка экспорто-ориен-тированного бизнеса).

Проект структурирован по ключевым направлениям:

— консультационно-образовательная поддержка через МФЦ для бизнеса и центры поддержки предпринимательства и экспортеров;

1 Развитие малого и среднего бизнеса обсудят на Всероссийской конференции в Челябинске // Инвестиционный портал Челябинской области. URL: http:// ru.investregion74.ru/events-details?id=135.

48

47,2

46

44

42

40

38

36

44,38

40,62

2016 год

2017 год I Количество субъектов МСП (ед.)

2018 год

Рис. 1. Динамика роста количества субъектов МСП за 2016—2019 гг.

30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

27%

25%

22,26%

2016 год 2017 год 2018 год

Рис. 2. Численность занятых в малом и среднем бизнесе

— финансовая поддержка бизнеса через реги-ональн ыйгаран тийныйфонд имикрофи-нансовую организацию;

— имущественыаи поддержка чегелрегио-нальный бизнес-инкубатор и муниципаль-иыеиинттыпррцинкфбтщмвания;

— инжиниринговые услуги производствен-иымнртдприяоиямиметопрмятия «дора-щиванию» поставщиков через центр инжиниринга [8]-

В Челябинске МФЦ для граждан и для пред-прин омаФеурПкариынаигностяичаыття:опыт последнего высоко оценило Минэкономразвития

РФ и намерено продвигать в стране как наиболее удачную модель государственного сервиса для предпринимателей. В МФЦ «Территория бизнеса» оказывается более 300 услуг (для сравнения: в обычных центрах — 196)1. Динамика количества услуг, оказанных МСП, по годам отображено на рис. 4. За последние три года оказано около 54 000 услуг — это 37 % от 145 000 СМП2.

1 Экономика УРФО // Рос. газ. 2018. № 65 (7528). 28 марта. С. 18.

2 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. URL: http://chelstat.gks.ru.

Фонд ррущитин Цинтр Фонд ррущитин Агинтятщк

пыгмышфин- пйддиыжжи мрфйгй и яриднигг инщиятирийннйгй

нгяти эжяпйытм пыидпыиниммтиффятщм ррущитин

Цинтр поддиржки Цинтр

прид^инима- мижыйфиымн-

тиффятщр яиыйщмнин

Центр пыидкятрщфиыин гмымытий

МФЦ ДфН биуниям

Рис. 3. Структура проекта «Территория бизнеса»

Цинтр жфмятиынйгк рмущитин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ригикнрффный

Цинтр инжиниринга

25000

20000

15000

10000

5000

20000

2000

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

^^^Динамика количества услуг, оказанных МСП, по годам

2020 год

Рис.4. Динамика количества услуг, оказанных МСП, по годам

На отчетно-выборной конференции челябинского отделения «Опора России» губернатор Челябинской области поставил задачу — войти в двадцатку лидеров по инвестиционному клима-ту.Председатель челябинской «ОпорыРоссии» уверен, что уже в 2018 г. малый и средний бизнес в регионе покажет серььоныр экономичеокьй рост. Руководитель общественной организации милого и сркучеон щэедпртниматепьсыва оеме-тил, что Саммит ШОС откроет для бизнеса второе дыхание. Будет состаоллн иейдтр инвелтеци-онных проектов, которые будут реализованы в жизнь. Чклябиксош! «Дтора...еыапустино длжре-гиональный форум «Малый и средний производ-етвенныРИизнед — б»нрщэе коонодиои атрдны», организовала форумы женского предпринима-тек^^А сдеуелатратуциочнымиоызутоыание

Дня предпринимателя, подписала 15 соглашений с различными ведомствами и институтами. Только за 2017 г. достигнуто взаимодействие с управлением федеральной службы по надзору в сфере природ опдльзоедниято Челябоаенойобл асти, с агентством инвестиционного развития города Четл^иска, т Гливнымкодыроиьаым^ртьлени-ем Челябинской области, с управлением Роспо-ире^адзорапо .олд^отко й облао-н.

Для оценки эффективности реализации в 1.11г. госода^твенной прюераммы Чклу.инской

1 На Южном Урале бизнес выбрал курс развития до 2022 года // Правительство Челябинской обла-cти:лфиц.-aйт. UчL:htЫp://praжniоа4.шйnoсоsй/па-yuzhnom-urale-biznes-vybral-kurs-razvitiya-do-2022-

0

области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016—2019 годы» проанализируем результаты ее подпрограмм. В 2017 г. реализация Программы осуществлялась в рамках 5 подпрограмм:

1. Подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016—2019 годы». Фактический объем финансирования из областного и федерального бюджетов — 264,11 млн р.1 Реализация осуществлялась по 3 направлениям:

а) государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на муниципальном уровне;

б) развитие объектов инфраструктуры для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

в) информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

2. Подпрограмма «Развитие промышленности Челябинской области на 2016—2019 годы». Фактический объем финансирования подпрограммы из областного бюджета — 47,28 млн р. (100,0 % от плана).

3. Подпрограмма «Стимулирование развития экономики Челябинской области на 2016—2019 годы». Фактический объем финансирования из областного и федерального бюджетов — 257, млн р. (99,4 % от плана).

4. Подпрограмма «Диверсификация экономики моногородов Челябинской области на 2017— 2019 годы».

5. Ведомственная целевая программа «Совершенствование государственного стратегического управления» на 2017—2019 годы.

В ближайшее время планируется открывать МФЦ для бизнеса по Челябинской области в городах Златоуст и Усть-Катав.

1 Отчет о реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016—2019 годы» за 2017 год...

С момента открытия МФЦ для бизнеса в Челябинске им была показана высокая эффективность (оказано около 12 000 услуг с мая 2017 г.) [8].

Доля бизнеса в структуре ВРП Челябинской области превышает 30 %, тогда как по России эта цифра достигает лишь 21 %. Об этом 23 ноября 2017 г. в ходе VII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» заявил заместитель министра экономического развития РФ2.

Также продолжается работа по расширению доступа субъектов МСП к закупкам, снижению налоговой нагрузки и надзорного давления и увеличению количества объектов государственного и муниципального имущества, которым может воспользоваться бизнес.

Для самых молодых бизнесменов в 2018 г. будет запущен Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), нацеленный на поддержку детей и молодежи в профессиональной реализации. Не менее 60 % работы оборудования ЦМИТа будет приходиться на детей и молодежь. Остальное время оборудованием могут пользоваться малые и средние инновационные предприятия для моделирования и создания прототипов и образцов своих изобретений. Сервисная модель должна быть направлена на максимальное упрощение взаимодействия бизнеса и власти, а также формирование удобных точек входа оказания услуг [2].

Таким образом, стратегия развития МСП в Челябинской области должна не только быть документом, отражающим современные перспективы и проблемы этого сектора региональной экономики, но и содержать в себе механизмы постоянной актуализации, гибкой ориентации этого направления государственной политики на потенциальные точки наиболее активного роста малого и среднего бизнеса, на новые перспективные ниши его вклада в формирование инновационного облика региональной экономики в целом.

2 Новости Челябинска и области // Агентство новостей «Доступ». URL: https://dostup1.ru/economics/ Dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-VRP-Chelyabinskoy-oblasti-prevyshaet-30_102099.html.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин, Л. И. Стратегия социально-экономического развития России / Л. И. Абалкин // Труды вольного экономического общества. Юбилейное издание. — Москва : ВЭО России, 2015. — С. 79—93.

2. Бухтиярова, Т. И. Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики / Т. И. Бухтиярова, А. В. Дубынина // Социум и власть. — 2014. — № 5(49). — С. 74—79.

3. Гринберг, Р. С. Мировоззренческие тупики экономической политики / Р. С. Гринберг // Рос. экон. журн. Спец. вып. «250 лет ВЭО России». — 2015. — С. 109—114.

4. Грищук, В. А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования / В. А. Грищук //Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию образования Новоси-

бирской обл., г. Новосибирск, 26—27 сент. 2017 : в 3 ч. Ч. 1 / под науч. ред. Е. А. Белой. — Новосибирск : Изд-во Сиб. ин-та упр., 2017. — С. 122—131.

5. Грищук, В. А. Муниципальная служба и предпринимательство / В. А. Грищук // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 1(356). — Управление. Вып. 10. — С. 8—11.

6. Козырева, П. М. Малое предпринимательство в России: повседневные проблемы и трудности развития / П. М. Козырева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — № 1. — С. 43—58

7. Плехун, А. В. Среднее предпринимательство в условиях государственного регулирования рыночной экономики / А. В. Плехун // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2014. — № 3. — С. 112—121.

8. Сергеев, А. П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А. П. Сергеев. — Москва : Кнорус, 2013. — 440 с.

9. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства : учебник и практикум / Е. Ф. Чеберко. — Люберцы : Юрайт, 2016. — 420 с.

10. Эксперт-Урал. — 2018. — № 14—15. — 9—15 апр. — С. 24. — URL: http://expert.ru/ural/2018/14/territoriya-dlya-biznesa/ (дата обращения: 05.06.2018).

11. Hoefsloot, A. M., Successful examples of participatory region planning at the meso-level / A. M. Hoefsloot, L. M. Berg. New York, 1992. 131 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Остапец Олеся Алексеевна — магистрант Челябинского государственного университета. jiesya1995@mail.ru

Грищук Владимир Андреевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. vova_303@mail.ru

REFERENCES

1. Abalkin L.I. Strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategy of social and economic development of Russia]. Trudy vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva. Yubilejnoe izdanie [Works of the Free Economic Society. Anniversary Edition]. Moscow, VEO of Russia Publ., 2015. Pp. 79—93. (In Russ.).

2. Buhtiyarova T.I., Dubynina A.V. Organizacionno-ehkonomicheskij mekhanizm realizacii innovacionnyh celej razvitiya ehkonomiki [The organizational and economic mechanism for the implementation of innovative economic development goals]. Socium i vlast' [Socium and power], 2014, no. 5 (49), pp. 74—79. (In Russ.).

3. Grinberg R.S. Mirovozzrencheskie tupiki ehkonomicheskoj politiki [World outlook dead ends of economic policy] Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal. Spetsial'nyi vypusk «250 let VEHO Rossii» [Russian economic journal. Special issue. «250 years of VEO of Russia»], 2015, pp.109—114. (In Russ.).

4. Grishchuk V.A. Metody razrabotki programm strategicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Methods for the development of programs for the strategic development of the municipality]. Sovershenstvovanie mekhanizmov vzaimodejstviya regional'noj vlasti, organov mestnogo samoupravleniya i naseleniya [Perfection of mechanisms of interaction between regional authorities, local self-government bodies and the population]. Novosibirsk, Siberian Institute of Management Publ., 2017, pp. 122—131. (In Russ.).

5. Grishchuk V.A. Municipal'naya sluzhba i predprinimatel'stvo [Municipal service and entrepreneurship]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Upravlenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Management], 2015, no. 1 (356), iss. 10, pp. 8—11. (In Russ.).

6. Kozyreva P.M. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: povsednevnye problemy i trudnosti razvitiya [Small business in Russia: everyday problems and development challenges]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2015, no. 1, pp. 43—58. (In Russ.).

7. Plehun A.V. Srednee predprinimatel'stvo v usloviyah gosudarstvennogo regulirovaniya rynochnoj ehkonomiki [Average Entrepreneurship in Conditions of State Regulation of Market Economy]. EHTAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: Economic theory, Analysis, Practice], 2014, no. 3, pp. 112—121. (In Russ.).

8. Sergeev A.P. Osnovy biznesa (predprinimatel'stva) (dlya bakalavrov) [Basics of business (entrepreneurship) (for bachelors)]. Moscow, Knorus Publ., 2013. 440 p. (In Russ.).

9. Cheberko Ye.F. Osnovy predprinimatel'skoj deyatel'nosti. Istoriya predprinimatel'stva [Fundamentals of entrepreneurial activity. History of Entrepreneurship]. Lyubercy, Yurajt Publ., 2016, 420 p. (In Russ.).

10. Ekspert-Ural [Expert-Ura], 2018, no. 14—15, April 9—15, p. 24. Available at: http://expert.ru/ural/2018/14/terri-toriya-dlya-biznesa, accessed 5.06.2018. (In Russ.).

11. Hoefsloot A.M., Berg L.M. Successful examples of participatory region planning at the meso-level. New York, 1992. 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.