УДК 339:63 + 349.42
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Феоктистов, канд. юрид. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет
Т. Н. Чуворкина, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
Важная роль в развитии экономики России принадлежит субъектам малого и среднего предпринимательства. Они характеризуются высокой динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и рабочих мест. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства обусловливает социальное, производственное, инфраструктурное развитие регионов, поэтому этот сектор экономики является одним из приоритетов государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. За последние годы активно совершенствуется нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью создания благоприятных условий для их развития.
Органы власти активно взаимодействуют с бизнес-сообществом при определении основных направлений государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. В 2015-2016 годах государством реализованы многие предложения бизнес-сообщества, в частности введение налоговых и надзорных каникул, экономической амнистии и т. д. Однако существует много проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в стране. Одной из них является правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование, предпринимательская деятельность, субъекты, нормативно-правовое обеспечение.
Важным элементом экономического развития государства является эффективно функционирующая система малых и средних предприятий. Этот сектор зарекомендовал себя как стабильный источник налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, повышения доходов населения и снижения социальной напряженности в стране.
В РФ 95 % коммерческих организаций составляют субъекты малого и среднего бизнеса. По данным ФНС России, в едином государственном реестре на 1 августа 2015 г. было зарегистрировано 3,5млн. индивидуальных предпринимателей и 139,6тыс. фермерских хозяйств [1]. По наблюдениям Росстата, в 2015году в РФ фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн. малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн. [2]. При этом по информации Статкомитета СНГ, на малых и средних предприятиях России работает около 25 % общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20...21 %. Влияние этого сектора на эконо-
мику в зарубежных странах значительно выше, поэтому потенциал развития малого и среднего предпринимательства в России характеризуется высоким уровнем. Малый и средний бизнес является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики страны, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется в изменяющихся рыночных условиях, способен к быстрым структурным и техническим изменениям, восприимчив к внедрению инноваций.
В соответствии с положениями современной российской правовой системы малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-
правовой формой предпринимательской деятельности. К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие предусмотренным в законодательстве критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.
Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 129
Законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства [3].
Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать критериям, определенным в статье 4Закона N 209-ФЗ: иметь определенную структуру уставного капитала; не превышать предельного значения средней численности работников; иметь определенные показатели финансовых результатов. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только два критерия.
Первый критерий является основанием обеспечения независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса, в соответствии с его содержанием суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 %, а также суммарная доля участия иностранных юридических лиц, либо принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 49 %.
Последнее ограничение не распространяется на определенные юридические лица, в частности на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, получившие статус
участника проекта «Сколково» и учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. N 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Второй критерий определяет количество работников субъекта МСП. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- до 15 человек для микропредприятий.
Средняя численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий учитывает размер выручки или балансовую стоимость активов хозяйствующего субъекта. Предельные значения балансовой стоимости активов не установлены, поэтому используются значения выручки, за предшествующий календарный год она не должна превышать значения, установленные постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015г. N702 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия - 120млн. руб.; малые предприятия - 800млн. руб.; средние предприятия - 2млрд. руб.
Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП - микропредприятию, малому или среднему предпринимательству. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критериями. Категория субъекта МСП изменяется в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Правовое обеспечение деятельности субъектов МСП включает Федеральный закон от 24 июля 2007г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере (на данный момент последние изменения внесены в него Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ). В законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.
ГК РФ регулирует деятельность индивидуальных предпринимателей, НК РФ устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП.
Федеральный закон от 5 апреля 2013г. N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Федеральный закон от 26 июля 2006г. Ж35-Ф3 «О защите конкуренции» закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. Ш02-ФЗ «О бухгалтерском учете» допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Законодательство регламентирует отдельные аспекты деятельности субъектов МСП посредством различных постановлений Правительства РФ, других законодательных и нормативных актов, в том числе субъектов РФ и нормативных актов органов местного самоуправления.
В целях создания благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса, стимулирования предпринимательской инициативы населения в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по поддержке этого сектора экономики.
Инфраструктура поддержки субъектов МСП создана на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основными
формами поддержки являются: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников указанных субъектов и организаций, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Особое внимание уделяется поддержке субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства. Оказание такой поддержки субъектам МСП осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления [4].
Перечень видов поддержки не является исчерпывающим. В соответствии с п. 3 ст.16 Закона N 209-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, законодательная и нормативная база, регулирующая деятельность малых предприятий, в основном сформирована и корректируется в соответствии с меняющимися экономическими условиями.
В рамках реализации мероприятий антикризисного плана в 2015 г. были приняты федеральные законы, изменяющие правовой статус и правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 29.06.2015 N 156-ФЗ); «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящеегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 29.06.2015 N 158-ФЗ); «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 13.07.2015 N246^); «О внесении изменений в статью 12 части первой и
Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 131
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 13.07.2015 N232-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона ^09-ФЗ изменены критерии отнесения субъектов к малым и средним предприятиям в части требований к структуре их уставного капитала. Так, с 25 до 49 % увеличен критерий суммарной доли участия иностранных физических лиц и доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
На иностранные организации распространено исключение из общего правила по ограничению суммарной доли участия, которое ранее применялось только к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства (деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п.). Кроме того, специально оговорено, что указанное ограничение не распространяется на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №44-ФЗ.
Данные изменения в законодательстве призваны стимулировать привлечение инвестиций и расширение масштабов инновационной деятельности.
В настоящее время на территории страны инициирован ряд крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, сформирована инфраструктура поддержки инновационных субъектов малого бизнеса, а также система институтов развития, включая ОАО «Российская венчурная компания», «ОАО «Роснано», инновационный центр «Сколково» [5].
В рамках изменений по указанным критериям увеличен с двух до трех лет период, в течение которого допускается отступать от предельных значений без изменения категории субъекта малого предпринимательства. Кроме того, вдвое увеличены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2015 году по инициативе Президента РФ в закон была введена специальная статья 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Согласно данной статье на предприятии с надежной репутацией (если за три года не было существенных нареканий) отменяются плановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в течение трех лет.
Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки. Статья 26.1 вводит запрет на проведение только плановых проверок, а действие норм статьи ограничено трехлетним периодом. После 1 января 2019 г. плановые проверки всех субъектов малого предпринимательства будут проводиться по общим правилам.
На основании Закона N 209-ФЗ, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2015 N 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» создана «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - корпорация) на базе АО «Небанковская депозитно-кредит-ная организация». В 2016 году корпорации будет переподчинен МСП Банк [6]. Целью корпорации является расширение и координация поддержки субъектов МСП. Она наделена рядом полномочий для поддержки МСП: по объединению финансово-кредитных ресурсов; организации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ и услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечению информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами МСП и соответствуют приоритетным направлениям ее деятельности.
Создание корпорации не означает отмены ранее действовавших механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства, органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно могут оказывать все формы поддержки малых и средних предпринимателей.
Изменениями, внесенными в ст.14 Закона N 209-ФЗ, скорректированы условия, при которых финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства не может быть оказана: если субъекты малого предпринимательства осуществляют про-
изводство и реализацию подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых; если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами соответствующего уровня (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), а не только документы, определенные соответствующими программами поддержки;
В соответствии с п.6 ст.16 Закона ^09-ФЗ установлена обязанность субъектов малого и среднего предпринимательства (получателей государственной поддержки) представлять один раз в год информацию о результатах использования полученной поддержки в оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства.
Изменения ст.18 Закона ^09-ФЗ связаны с правилами оказания имущественной поддержки субъектам малого бизнеса: оказание имущественной поддержки может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными подпрограммами (а не только программами); органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны до 1 ноября текущего года дополнять утвержденные перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в Интернете на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства); органы государственной и муниципальной власти обязаны перед утверждением указанных перечней и изменений к ним представлять проекты в корпорацию; увеличен срок рассрочки оплаты арендуемого имущества с трех до пяти лет в том случае, если законом субъекта РФ такой срок не установлен.
Срок выкупа субъектами малого и среднего бизнеса арендуемого регионального и муниципального недвижимого имущества продлен до 1 июля 2018 года. Изменения вступили в силу 30.06.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в
государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Расширены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223^ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В НК РФ Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части налогообложения субъектов малого предпринимательства, использующих упрощенную систему или специальный налоговый режим. Обязательным условием вступления в силу изменений является принятие соответствующих законов субъектами РФ.
В соответствии с изменениями в ст.346.20 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков (если налогоплательщиком выбран объект налогообложения доходы). При этом на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть установлена на уровне 0 %.
Если налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, в 2017-2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 3 %, до изменения допускалось 10 %).
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации и внереализационные доходы не превысили 45 млн. руб. (подлежит индексации на коэффициент-дефлятор) По данному предельному значению все субъекты малого предпринимательства могут использовать упрощенную систему или специальный налоговый режим, однако п.2 ст.346.12 НК РФ определен перечень субъектов, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения.
Изменениями, внесенными в ст.346.31 НК РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать (нор-
Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 133
мативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Кроме рассмотренных нововведений в Федеральный закон N 209-ФЗ изменения, связанные с развитием и поддержкой малого бизнеса, внесены и в другие законы: в Федеральный закон от 06.10.1999 Ж84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; в Федеральный закон от 26.07.2006 Ш35-ФЗ «О защите конкуренции» и другие.
В целях совершенствования правового регулирования деятельности МСП, на наш взгляд, необходимо:
- создать упрощенную форму легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан, что приведет к стимулированию открытия новых предприятий;
- повысить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества не менее чем в два раза; провести инвентаризацию неналоговых платежей с целью исключения
избыточной и неэффективной их части для оптимизации налоговой нагрузки на МСП;
- исключить из перечня оснований для проведения проверок жалобы потребителей с указанием недостоверных личных данных, что приведет к снижению административной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов;
- ввести ограничения на разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих новые обязанности, запреты и ограничения, без предварительной оценки их эффективности и возможных затрат, что снизит регуляторную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности и повысит качество нормотворчества.
Таким образом, основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды. Стоит отметить, что последние два года (2014 - 2015 гг.) -одни из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных актов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Практически все наиболее глобальные инициативы бизнес-сообщества (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) были государством поддержаны и реализованы. Это позволяет говорить о прогрессе в отношениях власти с бизнес-сообществом, который позволит обеспечить положительную динамику развития этого важного сектора экономики.
Литература
1. http://www. vedomosti. ги/есопотю8/пешэ/2015/08/14/604930-1:п8-2агед181п1^а1а^-го88и.
2. http://www. д1«. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ente гр^е/геЮгт/.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Вайпан, В. А.Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства/ В. А. Вайпан// Право и экономика, N12, декабрь 2015г., с.4-19.
5. Кадыкова, О. Ф. Роль субъектов малого агробизнеса в развитии муниципального образования/ О. ФКадыкова, Т. Н. Чуворкина// Нива Поволжья. - 2015. - № 2(31). - С.136 -140.
6. Петрова, Н. А. Новые критерии для субъектов малого бизнеса/ Н. А. Петрова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, N8, август 2015 г.
7. Чуворкина, Т. Н. Малый бизнес как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона/ Т. Н. Чуворкина // Продовольственная политика и безопасность: ООО Издательство «Креативная экономика».- 2014. -Том 1,№ 1. - С. 41-52.
8. Чуворкина, Т. Н. Основные факторы внешней и внутренней среды малого бизнеса Пензенской области / Т. Н. Чуворкина //Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей Всероссийской науч.-практ. конф./ МНИЦ ПГСХА Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С.142-146.
9. Шатова, А. В. Современное состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России / А. В. Шатова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА.- Пенза: РИО ПГСХА, 2015.- С. 12-16.
10. Шатова А. В. Эффективность государственного управления развитием малого предпринимательства Пензенской области / А. В. Шатова, И. С. Санду // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей II Всероссийской науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 3-7.
11. Шатова, А. В. Диагностика масштабов бизнеса субъектов малого предпринимательства / А. В. Шатова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей II Всероссийской науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 113-117.
UDK 339:63 + 349.42
LEGAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION
A. V. Feoktistov, candidate of law sciences, associate professor FSBEE HE Penza State University T. N. Chuvorkina, candidate of economic sciences, associate professor FSBEE HE Penza State Agricultural Academy
The article deals with the important role of small and medium-sized businesses in the development of Russia's economy. They are characterized by high dynamics, flexibility, innovation activity, the ability to quickly create new industries and jobs. Their activities contribute to the social, industrial, infrastruc-tural development of the regions, so this sector is one of the priorities of the state support at the federal and regional levels.
In recent years, legal regulatory support activities of small and medium enterprises are actively improving in order to create favorable conditions for their development.
The authorities actively cooperate with the business community in the determination of the main directions of state regulation of small and medium-sized businesses. In the years 2015-2016 the government implemented many of the suggestions of the business community, in particular the introduction of tax holidays and oversight, the economic amnesty, etc. However, there are quite a number of problems hampering the development of small and medium entrepreneurship in the country. One of them is the legal regulation of activity of small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized businesses, government regulation of business, regulatory support activities of small and medium-sized businesses.
References:
1. http://www. vedomosti. ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii.
2. http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ente rprise/reform/.
3. Federal law of 24 July 2007 № 209-FZ "About development of small and medium entrepreneur-ship in the Russian Federation"
4. Vaypan, V. A. The basics of legal regulation of activity of subjects of small and medium enterprises/ V. A. Vaypan // Pravo I ekonomika, № 12, December, 2015, P. 4-19.
5. Kadykova, O. F. The role of subjects of small agribusiness in the development of the municipality education / O.F. Kadykova, T.N. Chuvorkina // Niva Povolzhya. - 2015. - № 2(31). - P. 136 -140.
6. Petrova, N. A. New criteria for subjects of small business / N. A. Petrova // Simplified tax system: accounting and taxation, № 8, August 2015.
7. Chuvorkina, T.N. Small business as a strategic resource for the economic security of the region / T. N. Chuvorkina // Food and security policy: OOO Publishing house "Kreativnaya ekonomika".- 2014. -Volume 1, № 1. - P. 41-52.
8. Chuvorkina, T.N. The main factors of external and internal environment of small business in Penza region / T. N. Chuvorkina // Regional problems of development of small agribusiness: a collection of articles of All-Russian scientific.-pract. conf. / MNITs PSAA Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 142-146.
9. Shatova, A. V. Present state and prospects of development of small and medium business in Russia / A. V. Shatova // Regional problems of development of small agribusiness: a collection of articles of International scientific-practical conference / MNITs PSAA. - Penza: EPD PSAA, 2015. -P. 12-16.
10. Shatova, A.V., Effectiveness of state management of development of small entrepreneurship of the Penza region / A. V. Shatova, I. S. Sandu // Regional problems of development of small agribusiness: collected papers of II All-Russian scientific.-pract. conf. - Penza: EPD PSAA, 2014. - P. 3-7.
11. Shatov, A. V. Diagnostics of development of subjects of small business / A. V. Shatova // Regional problems of development of small agribusiness: collected papers of II All-Russian scientific.-pract. conf. - Penza: EPD PSAA, 2014. - P. 113-117.
Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 135