УДК 332.1; 331.5
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А. А. Голдина, Е. А. Фатеева
FINANCING THE PRIORITY DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS
A. A. Goldina, E. A. Fateeva
Аннотация. Актуальность и цели. Малый и средний бизнес является важным элементом, способствующим гармоничному развитию экономики страны. Именно малое предпринимательство является проводником эффективных инноваций в массовое производство, в связи с этим одной из главных проблем является вовлечение предпринимателей в процесс коммерциализации научных разработок и создания отвечающих современным требованиям товаров и услуг. Однако развитие малого и среднего бизнеса невозможно без активной поддержки со стороны государства. Цель статьи - обобщение и анализ мероприятий государственной поддержки инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством изучения материалов законодательных актов РФ, а также статистических данных о финансировании и развитии малого и среднего бизнеса. В качестве методов исследования в работе используются анализ документов, библиографический метод, контент-анализ. Результаты. В работе дана оценка использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства в России. Выявлены особенности и проблемы функционирования и развития инновационной составляющей бизнеса как на федеральном, так и региональном уровне. Выводы. Развитие малого и среднего бизнеса -одно из наиболее важных условий социально-экономического роста страны. В связи с этим поддержка малого предпринимательства, как законодательная, так и финансовая, является приоритетной задачей государства. Смешанное финансирование будет способствовать приоритетному развитию малого предпринимательства и повышению конкурентоспособности экономики страны.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, финансирование малого бизнеса, инновационная активность.
Abstract. Background. Small and medium business is an important element contributing to the harmonious development of the economy. It is small business guide effective innovations into mass production. That's why it is important to ensure more active participation of entrepreneurs in the commercialization of scientific research, technological and management innovation, the establishment of modern goods and services. However, the development of small and medium-sized business is not possible without the active support of the state. The goal of the study is to estimate the effectiveness of state support measures of innovation-active small and medium businesses. Materials and methods. The implementation of objectives of the study was achieved through the study material of legislation of the Russian Federation, as well as statistics on the financing and development of small and medium-sized businesses. Methodology includes the analysis of documents, bibliographic method, content analysis. Results. In the article under study the authors examine the efficiency of budgetary funds allocated for the support of small and medium-sized businesses in Russia. The main attention is paid to consideration of features and problems of function-
ing and development of an innovative component of business at both the federal and regional levels. Conclusions. Development of small and medium business is one of the most important conditions of social and economic growth of the country. Thereby the support of a small entrepreneurship, both legislative, and financial, is a priority task of the state. Creating favorable conditions for t business will promote development of a small entrepreneur-ship and increase the competitiveness of national economy.
Key words: small and medium businesses, government support, small business financing, innovation activity.
Введение
В настоящее время мировая промышленность проходит очередной этап своего развития, переживая четвертую технологическую революцию, получившую название «Индустрия 4.0». Данный процесс, несомненно, потребует новых походов, методов и технологий для организации производственной деятельности.
На наш взгляд, наиболее гибким механизмом, способным быстро реагировать на происходящие изменения, является малый и средний бизнес, наличие и рост которого отражает уровень конкурентоспособности в различных сферах экономической деятельности, в регионе, в экономике в целом.
По данным Федеральной налоговой службы России, на 01.08.2016 г. в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 5 523 765 субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей - 2 900 085, юридических лиц - 2 335 579. Наибольшую долю в общем количестве имеют микропредприятия - 5 235 664 (94,8 %), далее следуют малые - 267 749 (4,8 %) и средние - 20 352 (0,4 %).
В условиях введения санкций в отношении экономики России и возникших проблем импортозамещения материалов, товаров, оборудования, низкой покупательной способности населения снизились темпы экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства в большинстве сфер экономической деятельности.
Поэтому всесторонняя и стабильная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства и, в частности, финансирование приоритетного развития малого и среднего бизнеса с инновационной направленностью в сложившихся условиях актуальна как никогда.
К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие определенным условиям.
Наиболее значимыми критериями являются следующие (табл.1).
Кроме приведенных в табл. 1 критериев, утвержденных Правительством РФ, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены целевые параметры (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р в ред. от 08.08.2009), в частности, рост уровня занятости трудоспособного населения к 2020 г. в малом бизнесе до 60-70 % и достижение доли малого предпринимательства в ВВП страны 15-17 %.
Критерии отнесения экономических субъектов к МСП, 2016 г. [1]
Категория субъектов МСП Занятость на предприятии Доход предприятия Критерий независимости происхождения
Микропредприятие < 15 человек < 120 млн руб. Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не более 25 %, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав: - активов акционерных инвестиционных фондов; - имущества закрытых паевых инвестиционных фондов; - общего имущества инвестиционных товариществ. Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами МСП, не превышает 49 % каждая
Малое предприятие 16-100 человек < 800 млн руб.
Среднее предприятие 101-250 человек < 2 млрд руб.
Для выполнения указанных задач необходима стратегическая системная поддержка со стороны государства, в частности, в виде предоставления субсидий в целях развития малого и среднего предпринимательства, в первую очередь на региональном уровне.
Оценка эффективности мероприятий по финансированию развития МСП
Возможность стабильного финансирования за счет интеграции различных инструментов является основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий. Если крупные предприятия используют дополнительное финансирование в основном для развития и расширения своей деятельности, то для малых предприятий вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов является перманентным. Существенной проблемой для малого и среднего бизнеса является недостаток оборотных средств, что обусловливает высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования.
В настоящее время в России источниками финансирования предприятий малого и среднего бизнеса являются:
- самофинансирование;
- инвестиционные ресурсы;
- заемные финансовые ресурсы.
Рис. 1. Источники финансирования предприятий малого и среднего бизнеса [2]
Каждая из этих групп включает в себя те или иные источники или инструменты привлечения денежных средств (рис. 1), которые различаются по субъекту и объекту финансирования, целевому назначению финансовых ресурсов, основным условиям их использования (сумма, срок, плата за пользование).
При этом зачастую используется смешанное финансирование, предполагающее объединение средств, привлекаемых из различных источников. Данный механизм, с одной стороны, способствует снижению рисков и развитию тех сфер деятельности, которые на начальном этапе характеризуются большой степенью неопределенности. С другой стороны, такая схема финансирования является гарантом успешности проекта в долгосрочной перспективе: как только бюджетные средства становятся доступными для малого бизнеса и демонстрируют его жизнеспособность, открываются возможности для использования других источников.
Тем не менее рост малого и среднего предпринимательства в России все еще характеризуется как недостаточный. Анализ динамики развития малого бизнеса, приведенный в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., показал, что сегодня малое и среднее предпринимательство в России представлено в первую очередь микробизнесом (95,5 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). При этом сосредоточение субъектов малого бизне-
са происходит в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Существенной проблемой является низкий уровень производительности труда. Так, по оценке Министерства экономического развития, на малых предприятиях в России он ниже уровня развитых стран (США, Япония, страны Европейского союза) в 2-3 раза [3].
Можно констатировать, что активность в области инвестиционной деятельности и инновационного развития остается низкой. Между тем именно инновационная составляющая занимает особое место в стратегическом развитии экономики России до 2030 г., которая формируется в основном малым и средним предпринимательством и в зависимости от целей и задач конкретного региона.
По данным Росстата, основными сферами, в которых отмечается наибольшая инновационная активность малых предприятий, являются добывающие и обрабатывающие производства (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели инновационной деятельности малых предприятий
в 2011-2013 гг. [4]
Сфера деятельности Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных предприятий, % Объем инновационных товаров, работ и услуг, млн руб. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %
2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г.
Добыча полезных ископаемых 3,37 3,10 507,7 676,6 0,99 1,12
Обрабатывающие производства 5,37 5,10 15645,1 26269,2 1,58 2,24
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,06 2,20 236,9 180,7 0,36 0,24
В 2013 г. отмечалось сокращение доли субъектов малого бизнеса, осуществляющих технологические инновации. Однако при этом возрос объем инновационных товаров как в абсолютном, так и в относительном выражении. Исключением является сфера производства и распределения электроэнергии, газа, воды. Здесь отмечалось существенное уменьшение удельного веса инновационно-активных предприятий, что приводит к падению объема инновационных товаров (более чем на 56 млн руб.).
Следует отметить, что наибольший вклад в инновационное развитие вносят предприятия сферы обрабатывающих производств, среди которых лидером является сфера экономической деятельности - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (табл. 3).
Показатели инновационной деятельности малых предприятий в сфере обрабатывающих производств в 2011-2013 гг. [4]
Сфера деятельности Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе Объем инновационных товаров, работ и услуг, млн руб. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных
обследованных товаров, выполненных работ, услуг, %
предприятий, %
2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г.
Производство пищевых
продуктов, включая 4,78 4,40 1496,1 2437,7 0,73 1,04
напитки, и табака
Текстильное и швейное производство 3,32 3,10 274,0 365,0 0,68 0,86
Производство кожи,
изделий из кожи 2,64 1,40 8,2 0,0 0,15 -
и производство обуви
Обработка древесины и производство изделий 3,42 2,50 751,6 248,9 2,16 0,58
из дерева
Целлюлозно-бумажное
производство; издательская и полиграфическая 5,37 3,60 387,0 551,3 0,66 0,86
деятельность
Производство кокса и нефтепродуктов 6,56 3,30 - 103,2 - 1,75
Химическое производство 13,01 10,70 1276,7 2477,3 2,49 3,68
Производство резиновых и пластмассовых изделий 6,43 4,90 1356,8 1608,0 1,93 1,75
Производство прочих
неметаллических 3,57 3,20 1140,2 1623,0 1,34 1,46
минеральных продуктов
Металлургическое
производство и производство готовых 4,31 4,80 829,4 2001,8 0,77 1,38
металлических изделий
Производство машин и оборудования 4,37 5,60 1829,1 3452,7 1,73 2,76
Производство электрооборудования, электронного 13,51 12,60 5511,7 9982,0 5,98 8,79
и оптического
оборудования
Производство
транспортных средств и оборудования 6,72 5,30 313,6 664,4 0,89 1,72
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в этой области является максимальным в общем объеме отгруженной продукции, при этом прирост объема инновационных продуктов за период 2011-2013 гг. составил 81 %. Также значительную долю в общем числе обследованных инновационно-активных субъектов малого бизнеса имеют предприятия химического производства. В 2013 г. их удельный вес составлял 10,7 %, а доля инновационной продукции - 3,68 %.
Инновационная деятельность, как и любая другая, сопряжена с определенными затратами, которые связаны как с проведением исследований новых продуктов и разработкой методов их производства, так и с необходимостью приобретения оборудования, технологий, программных средств для обеспечения выпуска инновационного продукта.
В настоящее время в России существуют различные формы и механизмы финансирования инновационной деятельности. Однако недостаточное внимание к инновационным процессам со стороны государства существенно тормозит инновационные преобразования. Объемы финансирования, выделяемые на подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства» в рамках Госпрограммы Комитета Госдумы «Экономическое развитие и инновационная экономика», относительно невелики (в 2015 г. - 18,5 млрд руб.), а число направлений и регионов, между которыми эти суммы планируется распределять, значительно. Все это приводит к снижению эффективности программных действий. Поэтому, как показывает практика, основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятий, а их, как правило, не хватает на покрытие затрачиваемых средств.
Структура основных затрат малых предприятий на технологические инновации в сферах деятельности добывающих и обрабатывающих производств, а также производства и распределения электроэнергии, газа, воды приведена в табл. 4.
Рассматривая состав затрат на технологические инновации, отмечаем сокращение их общей суммы в сферах добывающей промышленности (на 58,7 %) и производства и распределения электроэнергии, газа, воды (45,1 %), что произошло в основном за счет снижения доли расходов на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства. Однако за тот же период происходит существенный рост затрат малых предприятий на технологические инновации в сфере обработки (на 50 %), что вызвано в первую очередь существенным увеличением удельного веса расходов на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, подготовку производства для выпуска новых продуктов, приобретение программных средств.
Следует отметить, что в структуре затрат малых предприятий на технологические инновации по всем анализируемым сферам деятельности преобладают расходы на приобретение машин и оборудования.
В целях упрощения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к необходимому им оборудованию, а также создания условий для развития инновационной составляющей в регионах создаются бизнес-инкубаторы, предоставляющие малым предприятиям материальные, информационные, консультационные и другие необходимые услуги.
Затраты на технологические инновации малых предприятий по видам деятельности в 2011-2013 гг. (%) [4]
Вид затрат Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г.
Исследование и разработка
новых продуктов, услуг
и методов их производства (передачи), новых 29,0 3,6 28,3 31,3 14,8 0,0
производственных
процессов
Производственное
проектирование, дизайн и другие разработки
(не связанные с научными
исследованиями и разработками) новых 0,3 1,8 8,8 5,5 2,0 10,4
продуктов, услуг и методов
их производства (передачи),
новых производственных
процессов
Приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими 28,0 82,4 40,0 41,6 58,9 73,7
инновациями
Приобретение новых технологий 3,5 2,2 1,3 1,1 0,5 4,4
Из них права на патенты,
лицензии на использование
изобретений, 3,5 - 1,0 0,7 0,2 0,1
промышленных образцов,
полезных моделей
Приобретение программных средств 0,0 4,8 0,7 1,6 2,6 0,7
Другие виды подготовки
производства для выпуска новых продуктов, внедрения 38,8 0,2 2,1 5,1 1,0 0,1
новых услуг или методов их
производства (передачи)
Обучение и подготовка
персонала, связанные 0,0 0,1 0,3 0,4 0,2 0,2
с инновациями
Маркетинговые исследования 0,0 - 0,9 0,5 - -
Прочие затраты на технологические 0,4 4,9 17,4 12,8 20,0 10,4
инновации
Всего затрат на технологические 504,8 208,1 8798,9 13206,1 175,6 96,4
инновации, млн руб.
В табл. 5 приведены данные по бизнес-инкубаторам, созданным в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития России.
Таблица 5
Показатели деятельности бизнес-инкубаторов в 2013-2014 гг. [4]
Показатель 2013 г. 2014 г. Изменение
Количество бизнес-инкубаторов, единиц 133 139 +6
Общая площадь бизнес-инкубаторов, м2 280922,1 303983,1 +23061
Количество субъектов малого предпринимательства -резидентов бизнес-инкубатора, единиц 2140 2319 +179
Общее количество работников субъектов малого предпринимательства -резидентов бизнес-инкубатора, человек 10624 10178 -446
Все исследуемые показатели, за исключением последнего, выросли по состоянию на 01.01.2015 г. по сравнению с данными на 01.01.2014 г.: количество бизнес-инкубаторов увеличилось на шесть единиц, общая площадь бизнес-инкубаторов - на 23 061 м2, количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора - на 179 единиц, при этом отмечено сокращение общего количества работников на 446 чел.
Однако, несмотря на усиление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны федеральных и региональных властей, следует отметить, что отдельные шаги, предпринятые в сфере экономической и социальной политики в последние годы, не учитывали интересы малых предприятий: отмена льготы по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора в городах федерального значения, влекущие сокращение количества таких объектов, и ряд других.
Система административно-правового регулирования в отдельных сферах экономической деятельности остается недружественной по отношению к небольшим организациям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки данные обстоятельства не позволяют малым предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность бизнеса и таким образом обеспечить переход компании из микробизнеса в малый или средний бизнес [5].
Выводы исследования
За последние годы в нашей стране принят большой комплекс мер, направленных на создание организационной и правовой основы деятельности малых и средних предприятий. В частности, в рамках Федеральной программы в поддержку малого и среднего бизнеса, действующей до 2020 г., включены налоговые, административные и финансовые льготы: налоговые каникулы, упрощенное налогообложение, система грантов или субсидий на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, предо-
ставление кредитов на льготных условиях. Данные возможности обеспечат благоприятные условия для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства и повысят его роль в социально-экономическом развитии регионов и России в целом.
Однако существует проблема низкой инновационной активности субъектов малого бизнеса. Меры государственной поддержки, в частности целевое финансирование из бюджетов различных уровней, дают свой результат: происходит постепенное, но стабильное увеличение доли инновационно направленных предприятий в сегменте малого бизнеса, растет объем инновационных продуктов.
Проведенные исследования показали, что в целях дальнейшего совершенствования механизма финансирования приоритетного развития инновационно-активных предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса следует предпринять конкретные шаги, направленные на увеличение доли собственных оборотных средств МСП, в частности:
- определить виды экономической деятельности в сфере «Обрабатывающие производства», осуществляемые субъектами малого и среднего предпринимательства, для льготного (субсидированного) кредитования, учитывая специфику российских регионов;
- использовать модель многоканального или смешанного финансирования, которая предполагает как бюджетное финансирование, так и долговое или кредитное финансирование (т.е. привлечение кредитов банков-партнеров). Многоканальное финансирование позволит значительно снизить предпринимательские риски МСП, а кроме того, обеспечит возможность увеличить собственный капитал до уровня, необходимого для дальнейшего развития;
- продолжить разработку мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования, в целях формирования благоприятных условий для ведения субъектами МСП предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической.
Таким образом, в условиях распространения четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0) только использование эффективных механизмов финансирования приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса позволит создать благоприятные условия для дальнейшего их роста, повышая тем самым вклад МСП в решение социальных и экономических задач как на уровне регионов, так и в целом по России.
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196415/
2. Абрамян, Г. А. Структура источников финансирования российских малых и средних предприятий в современных условиях / Г. А. Абрамян. - URL: http ://nauchforum. ru/node/9884
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной
картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»). - URL: http ://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_199462/
4. Малое и среднее предпринимательство в России - 2015 г. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm
5. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. -URL: http://smb.gov.ru/ measuresupport/programs/celved/
Голдина Анна Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Goldina Anna Alexandrovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University
Фатеева Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Fateeva Elena Alexandrovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University
УДК 332.1; 331.5 Голдина, А. А.
Финансирование приоритетного развития субъектов малого и среднего предпринимательства / А. А. Голдина, Е. А. Фатеева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 3 (19). - С. 32-42.