Научная статья на тему 'Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития'

Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1286
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / STATE AND MUNICIPAL PROGRAMS / SUPPORT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Равнянский Андрей Константинович, Таланцев Владимир Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом. Оценивается вклад МСП в решение социальноэкономических задач. Формулируются проблемы развития данного сектора экономики, обозначены меры и способы государственной поддержки малого предпринимательства при реализации государственной политики опережающего развития территорий. Обосновывается необходимость корректировки государственной политики поддержки малого инновационного предпринимательства и представлены методы по данному направлению. Проанализированы государственные подходы по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства. Выделены их сильные и слабые стороны. Также обозначены основные проблемы, с которыми сталкивается сектор малого предпринимательства и представлены пути их решения, которые основываются на активном включении в процесс бизнес-интеграции и кооперации усилий государственного вмешательства как на федеральном, так и на региональном уровне. В качестве инструментария по улучшению институциональной среды сектора малого и среднего предпринимательства предложены механизмы венчурного финансирования, с описанием его проблем в нашей стране на современном этапе и механизмы по предоставлению льгот в большем объеме, чем имеющийся, при этом льготы относятся не только к налоговой сфере, но и к различным финансовым и нефинансовым сферам деятельности МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Равнянский Андрей Константинович, Таланцев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small innovative entrepreneurship in Russia at the present stage: the problems and ways of development

The article deals with topical issues of development of small and medium-sized businesses in Russia and abroad. Analyzed contribution of SMEs to the solution of socio-economic problems. Formulated the problem of development of this sector, designated measures and methods of state support of small business in the implementation of the state policy priority development territories. Proved the necessity to adjust state policy of support of small innovative business and presented methods in this area. Analyzed governmental ways of regulating the activities of small and medium-sized businesses. Highlighted their strengths and weaknesses. Also identified the main problems faced by the small business sector, and presented their solutions, which are based on the active inclusion in the process of business integration and cooperation of state intervention efforts at both the federal and regional level. As a tool to improve the institutional environment of small and medium-sized enterprises proposed venture financing mechanisms, with a description of its problems in our country at the present stage and the mechanisms for the provision of benefits to a greater value than is available, while the benefits are not only in the tax area, but and to various financial and non-financial areas of SMEs.

Текст научной работы на тему «Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/134EVN616.pdf

Статья опубликована 31.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Равнянский А.К., Таланцев В.И. Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/134EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.1

Равнянский Андрей Константинович

ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный университет», Россия, Владивосток1 Магистрант 1 курса кафедры «Государственного и муниципального управления»

E-mail: andreyravn.69@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=769264

Таланцев Владимир Иванович

ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный университет», Россия, Владивосток Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления»

Кандидат экономических наук E-mail: talantsev.vi@dvfu.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=782169

Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом. Оценивается вклад МСП в решение социально-экономических задач. Формулируются проблемы развития данного сектора экономики, обозначены меры и способы государственной поддержки малого предпринимательства при реализации государственной политики опережающего развития территорий. Обосновывается необходимость корректировки государственной политики поддержки малого инновационного предпринимательства и представлены методы по данному направлению. Проанализированы государственные подходы по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства. Выделены их сильные и слабые стороны. Также обозначены основные проблемы, с которыми сталкивается сектор малого предпринимательства и представлены пути их решения, которые основываются на активном включении в процесс бизнес-интеграции и кооперации усилий государственного вмешательства как на федеральном, так и на региональном уровне. В качестве инструментария по улучшению институциональной среды сектора малого и среднего предпринимательства предложены механизмы венчурного финансирования, с описанием его проблем в нашей стране на современном этапе и механизмы по предоставлению льгот в большем объеме, чем имеющийся, при этом льготы относятся не только к налоговой сфере, но и к различным финансовым и нефинансовым сферам деятельности МСП.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; малые инновационные предприятия; государственные и муниципальные программы; инструменты поддержки

1 690922, ОПС Русский-2 1

В современном мире одной из ключевых тенденций роста экономики выступает стимулирование развития малого и среднего предпринимательства (МСП), повышение роли МСП в реальном экономическом секторе как основы инновационного регионального развития. Предприятия малого бизнеса с инновационной составляющей, образующие кластеры в регионах, функционируют как точки роста, так как осуществляют деятельность в условиях серьезной конкуренции с большими предприятиями. Данные условия также характеризуются и наличием возможности непрерывного сопоставления деятельности собственного предприятия и конкурентов на рынке [2].

По официальным данным в России осуществляют деятельность свыше миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, при этом их процент в ВВП всего порядка 10-12%, в то время как в Америке эта доля составляет около 51-53%, в Японии - 53-56%, в Германии - 50-51%. В России малые предприятия трудоустраивают около 16% трудоспособного населения, при этом в Америке этот показатель - 55%, Японии - 80%, Германии - 69%. Порядка 93% предприятий обрабатывающей промышленности и большую часть в сфере услуг в странах ОЭСР составляют именно МСП. В странах с высоко развитой экономикой сектор малого и среднего бизнеса не только определяет, какими темпами развивается экономика, но образует около 45-55% ВНП, в ряде отраслей и до 85% [3].

При этом эффективность менеджмента в сегменте МСП остается на низком уровне, о чем свидетельствует рентабельность продаж данного сектора. [7] В настоящее время в стране функционирует свыше миллиона малых предприятий (рост составляет около 50 тыс. в год); с каждым годом растет количество занятых в данном секторе (18 млн. человек трудятся в сегменте МСП, что на 700 тысяч рабочих мест больше, если сопоставить с прошлым годом, темпы роста рабочих мест больше чем в остальных отраслях); увеличение инвестиций в основной капитал составляет около 32%.

Сектор МСП способствует высокому экономическому росту путем более полного и рационального использования региональных ресурсов, не имеющих стратегического предназначения и поэтому не интересных для крупного бизнеса; формирования дополнительных рабочих мест в секторе переработки ресурсов и реализации конечной продукции; созданию реальной конкуренции, прежде всего в производственной сфере; роста потенциала к экспорту и развитию приграничной торговли; включения в процесс производства нефункционирующих, слабо освоенных мощностей; высокой мобильности и низкой бизнес-капиталоемкостностью.

Развитые страны уже давно используют разработанные системы по формированию условий, наиболее благоприятных для коммерческой деятельности малых предприятий: эффективное и грамотное стимулирующее воздействие на экономику с целью улучшения конкурентной среды и снижения угрозы проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, помощь при вложении инвестиций в МСП, льготное кредитование и финансирование, защита частной предпринимательской собственности. В совокупности такие меры позволяют получить прибыль на вложенный капитал для МСП в большем размере, чем у предприятий крупного бизнеса.

Выделяют два подхода к регулированию деятельности МСП: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный подразумевает формирование условий для социально-экономического развития МСП, что находит отражение при составлении региональных и гос. программ, направленных на поддержку данного экономического сектора. Горизонтальный ориентирован на защиту интересов МСБ в областях, смежных с сектором малого и среднего предпринимательства [1].

Согласно Закону РФ от 24.07. 2007 г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» программы поддержки МСП действуют на трех уровнях:

1. Федеральные программы по развитию субъектов МСП, имеющие силу нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющие мероприятия по реализации задач государственной политики по поддержке и развитию МСП с выделением приоритетов для отдельных категорий МСП. В таких программах обозначены объемы и источники финансирования запланированных мероприятий.

2. Региональные программы по развитию субъектов МСП в форме актов органов государственной власти субъектов РФ. Такие программы ориентированы на решение актуальных задач регионального значения, комплексное развитие территории, развитие конкуренции на региональных рынках.

3. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, разрабатываемые и утверждаемые актами органов местного самоуправления. Они в основном направлены на поддержку бизнеса в сферах, отнесенных к вопросам местного значения. 2

При современном этапе в секторе МСП существует ряд определенных проблем, имеющих различный характер:

1. условно-объективный: глобальная экономическая нестабильность, низкий объем собственных ресурсов, низкая степень проработки нормативно-правовой базы; низкая предпринимательская коммуникация, отсутствие общеодобряемой позиции по отношению к степени и способам вмешательства государства в процессы регулирования МСП, нехватка обратной связи от МСП государственным органам, низкий уровень доступа к инновациям из-за их высокой стоимости, большой риск осуществления инновационной деятельности на территории России, длительные или вовсе неопределенные сроки окупаемости технологий с инновационной составляющей в МСБ;

2. Субъективный: финансовая гос. поддержка на низкой уровне, разнородная позиция органов гос. власти разного уровня к МСП, недостаточность квалифицированного менеджерского состава, асимметрия в предоставлении информации для разных размеров бизнеса, формальный подход к разработке программ развития этого бизнеса, нежелание региональных и федеральных чиновников вникать в текущие проблемы хозяйствования МСП, низкий уровень политики инноваций на всех уровнях власти.

Формирование комфортной среды для развития МСП возможно при активной гос. поддержке при учете таких индикаторов, как:

• усиление роли МСП в общественной социально-экономической жизни;

• формирование необходимых условий с целью повышения инвестиционной привлекательности в сектор МСБ и стимулирование деловой активности;

• повышение доли влияния МСБ в общественное и экономическое развитие, а также бюджетную обеспеченность территорий;

• падение безработицы и рост занятости в следствие увеличения количества рабочих мест;

2 Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016) консультант плюс. Электронный ресурс. [Электронные данные]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/.

• рыночная диверсификация и рост торговой активности;

• «социализация» экономики;

• поддержка местного производителя и рост уровня бытового обслуживания;

• гарантия равноправия при осуществлении предпринимательских проектов;

• локализация трудностей малого бизнеса [2].

По нашему мнению, ключевыми проблемами сектора МСП на сегодня являются потребность в доступных и дешевых заемных ресурсах, и гарантии обеспечения предпринимательских прав. При этом структурная перестройка сектора МСП, а также его рост возможны лишь при должном и комплексном государственном участии. Для развития данного сектора и его отраслевой модернизации необходим выход из ситуации квалифицированно-кадровой недостаточности в данном секторе. Рост инновационной составляющей осуществим только при условии создания функциональной финансово-экономической стимуляции МСП.

Для регионального роста сектора МСП потребуется обеспечение его ресурсами, причем на уровне всего сектора, а не отдельных направлений деятельности, формирование функционирующей системы по сдержкам и противовесам с целью уменьшения негативного влияния административного ресурса, устранению барьеров выхода на рынок.

При этом важным, видится, комплексное решение таких задача, как:

1. Рост регионального сектора малого бизнеса с параллельной отраслевой реструктуризацией, улучшение государственной региональной политики в отношении малого инновационного предпринимательства; формирование системы государственной стимуляции отраслевой перестройки МСП региона.

2. Формирование механизма поддержки МСП в долгосрочной перспективе в контексте региональной инновационной системы в качестве составляющих кластерного развития, функционирования ОЭЗ, улучшение текущего законодательства в таких сферах, как оборот интеллектуальной собственности, осуществление инновационной деятельности [4].

В целях устойчивого регионального развития необходимо формирование кооперационного сотрудничества для МИПов (малых инновационных предприятий) по концепции тройной спирали (образование, власть, бизнес); стимулирование формирования функциональной системы по обеспечению МСП ресурсами (в том числе кадрами и информационными), развитие механизма венчурного финансирования и повышение инвестиционной привлекательности МСП; создание необходимой инфраструктуры для развития экспортоориентированного производства, а также связей в научной сфере межрегионального и международного характера. [8]

Государственная поддержка сектору МСП может осуществляться двумя способами:

1. Прямая поддержка. Подразумевает субсидирование МСП по приоритетным сферам, а также организаций, которые занимаются его обслуживанием. В ЕС уже давно существует подобная практика. Средства поступают из регионального, местного бюджета или специальных фондов, предоставляются при этом безвозмездно или под очень низкий процент с большой рассрочкой с целью образования начального капитала, инвестирования в основные активы или оборот, также возможны варианты и долевого участия в деятельности малых предприятий. Также существует и механизм субвенций, выдаваемых для выхода на международный рынок, и для осуществления разработок, кадрового обучения и оплаты различного рода услуг по продвижению товара. Налогообложение по упрощенной системе дает возможность для предприятий заменить различные виды имеющихся налогов на выплату 15%

разницы между доходами и всеми расходами или же 6% от совокупной выручки. По итогу налоговое бремя падает в два с лишним раза.

При этом данные льготы относятся лишь к мелкому предпринимательству, а не к среднему или даже малому. Перспективным является снижение стоимости закупаемого оборудования, возможность расходовать инвестиционный кредит на свое усмотрение в рамках деятельности предприятия, например, на отсрочку выплаты по налогам, совместно с местными властями осуществлять льготирование при формировании новых рабочих мест в сферах деятельности, являющихся приоритетом для региона [6]. Важно отметить, что предоставление льгот должно осуществляться не при регистрации, но при начале хозяйствования, являясь при этом элементом полноценной функциональной системы поддержки МСП.

2. Косвенная поддержка МСП. Данный вид подразумевает неотъемлемое резервирование государственного и муниципального заказа для малых предприятий. Согласно статистике Минэкономразвития, с заявками обращается более 100 тыс. предпринимателей, половина из которых на муниципальном уровне, при этом чуть менее 10% данных заказов реально получает малый бизнес, в частности, из-за высокого уровня конкуренции в данных заказах. Крупным предприятиям совсем не очевидна кооперационная выгода при работе с МСП. Важно создать условиях, при которых аутсорсинг станет основным вектором по экономии затрат государственных и муниципальных предприятий, а также крупного частного бизнеса по реализации, как минимум, второстепенных и обслуживающих функций3.

Хотелось бы особо выделить инструмент венчурного финансирования, который покрывает в странах с развитой экономикой до 90% затрат МСП по созданию и внедрению нововведений и инноваций. При параллельном залоге на интеллектуальную собственность и страховании коммерческих рисков венчурный капитал активизирует развитие малых и средних инновационных предприятий, а также помогает бороться с «утечкой» человеческого капитала. Одной из главных проблем в России является слабая развитость нормативно-правовой базы в данной области. Для исправления ситуации и внедрения успешного опыта других стран возможен анализ не только стран - индустриальных гигантов, но и небольших, таких как Норвегия, Израиль и Финляндия4. Опыт других стран дает возможность обозначить основные характеристики поддержки МСП в России:

• комплексно-институциональный тип поддержки, который включает обеспечение кадрами, информацией, финансами;

• кооперация органов власти различных уровней, различных фондов и общественных организаций;

• изменение налоговой системы с учётом региональных особенностей, в частности, с учетом национальных приоритетных областей предпринимательств, социального статуса самих предпринимателей, льготирование для людей пенсионного возраста, молодежи и женщин с детьми и для территорий депрессивного развития социальной и экономической сред;

• технопарки, промышленные зоны и ТОРы - как интеграционные площадки для бизнеса всех уровней;

3 Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. - М., 2010.

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - М., 2008.

• реализация органами власти всех уровней помощи МСП путем формирования локальных корпораций развития, создания информационно-коммуникационной и образовательной инфраструктуры, которая будет осуществлять помощь МСП с льготными условиями [11];

• выделение фиксированных квот МСП в рамках распределении гос. заказа по приоритетным направлениям;

• создание малых инновационных предприятий на базе ВУЗов, научных центров и крупных корпораций с реализацией успешного опыта венчурного финансирования;

• улучшение сферы ресурсно-финансового содействия МСП не только с в сфере льготирования или субсидирования для некоторых фирм или отраслей, но путем налогового льготирования и кредитования по сниженным ставкам.

Совокупный мультипликативный эффект в расширении возможностей МСП возможен лишь при наличии совместных усилий всех уровней власти и организаций из различных сфер путем формирования благоприятной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, куда входит осуществление обучающей деятельности, информационного сопровождения, помощь в реализации межрегиональных и международных контактов, улучшение института венчурного финансирования, предоставлению приоритета МИПам и более широкого введения МСП в сектор государственных заказов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байрамов В.Д. РОССИЯ: путь к социальному хаосу или модернизации? / Монография / В.Д. Байрамов. Москва, 2012. - 249 с.

2. Богуславский И.В., Синельникова Е.А. Инвестиции в инновации: перспективы венчурного капитала / В сборнике: Инновации, экология и ресурсоберегающие технологии материалы XI международного научно-технического форума, 2014. -С. 879-884.

3. Головач Л.Г. Регулирование инновационных процессов в регионе / Л.Г. Головач, Г А. Краюхин [и др.]. СПб.: СПбГИЭА, 1997.

4. Давыдов А.Е. Разработка и внедрение региональных инструментов регулирования малого предпринимательства: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук по спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.

- Казань: Акад. управления "ТИСБИ", 2008. - 213 с.

5. Дегтева Л.В. Социальная ориентация экономики как необходимое условие устойчивого экономического роста // Социально-гуманитарные знания. - 2016. -Т. 1. - С. 285-292.

6. Друкер П. Бизнес инновации: пер. с англ. К.С. Головинского. - М.: ИД «Вильямс», 2014.

7. Егоров П.А., Руднев В.Н. Этика. - Москва, 2014. Сер. Высшее образование: Бакалавриат, 2013. - 186 с.

8. Закуреев А.Р. Формирование стратегии развития малых организационных форм в промышленности: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук по спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством. - Владикавказ: СевероКавказский горно-металлург. ин-т, 2007. - 174 с.

9. Тринка Л.И., Молчан А.С., Углова И.А. Деловая среда регионального предпринимательства: условия формирования и факторы развития: монография.

- Краснодар: Центр печати, 2012. - 148 с.

Ravnyanskiy Andrey Konstantinovich

Far Eastern federal university, Russia, Vladivostok E-mail: andreyravn.69@mail.ru

Talancev Vladimir Ivanovich

Far Eastern federal university, Russia, Vladivostok E-mail: talantsev.vi@dvfu.ru

Small innovative entrepreneurship in Russia at the present stage: the problems and ways of development

Abstract. The article deals with topical issues of development of small and medium-sized businesses in Russia and abroad. Analyzed contribution of SMEs to the solution of socio-economic problems. Formulated the problem of development of this sector, designated measures and methods of state support of small business in the implementation of the state policy priority development territories. Proved the necessity to adjust state policy of support of small innovative business and presented methods in this area. Analyzed governmental ways of regulating the activities of small and medium-sized businesses. Highlighted their strengths and weaknesses. Also identified the main problems faced by the small business sector, and presented their solutions, which are based on the active inclusion in the process of business integration and cooperation of state intervention efforts at both the federal and regional level. As a tool to improve the institutional environment of small and medium-sized enterprises proposed venture financing mechanisms, with a description of its problems in our country at the present stage and the mechanisms for the provision of benefits to a greater value than is available, while the benefits are not only in the tax area, but and to various financial and non-financial areas of SMEs.

Keywords: small and medium enterprises; small innovative enterprises; state and municipal programs; support tools

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.