Научная статья на тему 'Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран'

Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2172
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК / FOREIGN MARKET / КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS CRITERIA / ЭКСПОРТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / EXPORT OF SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузубов Алексей Алексеевич, Каба Вероника Олеговна, Чжан Цзе

Применяемые различными странами к России санкции привели, с одной стороны, к ограничениям деятельности на многих рынках, но, с другой стороны, открыли новые возможности и направления внешнеэкономической деятельности, а также расширили возможности открытия и развития производств для российского бизнеса на внутреннем рынке. В результате многие малые и средние предприятия, в т. ч., инновационные и высокотехнологичные, стали рассматривать новые рынки в качестве серьезной стратегической альтернативы развития. Этому способствует и программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности. Поддержка внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в России, а также содействие в повышении конкурентоспособности российских инновационных продуктов и технологий, развитие взаимодействия малых и средних предприятий с крупными российскими и зарубежными предприятиями, интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, привлечение инвестиций, улучшение базовой инфраструктуры все это является приоритетами государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемой Минэкономразвития России. Тем не менее, на данный момент деятельность, направленная на развитие экспорта малых и средних предприятий в России, требует активного наращивания экспортного потенциала на уровне субъектов Российской Федерации, усиления координации всех заинтересованных лиц в развитии экспорта и стимулировании экспортной деятельности предприятий с максимальным использованием тех инструментов и возможностей, которые предоставляются специализированными учреждениями развития и инфраструктурными организациями. Для этих целей представляется интересным опыт зарубежных стран в государственной поддержке внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий. Статья ставит своей целью выделить классификационные критерии субъектов малого предпринимательства в РФ и зарубежных странах, определить место малых и средних предприятий России во внешнеэкономической деятельности, а также провести анализ государственной поддержи малых и средних предприятий в развитии внешнеэкономической деятельности в России и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF GOVERNMENT SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA AND IN THE ECONOMICALLY DEVELOPED COUNTRIES

The sanctions applied by various countries to Russia led, on the one hand, to restrictions on activities in many markets, but, on the other hand, they opened up new opportunities and directions for foreign economic activity, and also expanded the opportunities for opening and developing industries for Russian business on the domestic market. As a result, many small and medium-sized enterprises, including innovative and high-tech enterprises, began to view new markets as a serious strategic alternative to development. This is facilitated by the program of state support of small and medium business in the sphere of foreign trade. Support for foreign economic activities of small and medium-sized enterprises in Russia, as well as assistance in improving the competitiveness of Russian innovative products and technologies, developing the interaction of small and medium-sized enterprises with large Russian and foreign enterprises, integrating into global value chains, attracting investments, improving basic infrastructure all this is the priority of the state program to support small and medium-sized businesses, implemented by the Russian Ministry of Economic Development and. Nevertheless, at the moment, the activities aimed at the development of exports of small and medium-sized enterprises in Russia require an active build-up of export potential at the level of the constituent entities of the Russian Federation, strengthening coordination of all stakeholders in the development of exports and stimulating the export activities of enterprises with the maximum use of those instruments and opportunities provided by specialized development agencies and infrastructure organizations. For these purposes, the experience of foreign countries in state support of foreign trade in small and medium-sized enterprises is interesting. The purpose of the article is to highlight the classification criteria for small business entities in the Russian Federation and foreign countries, to determine the place of SMEs in foreign economic activity, and to analyze the state support of SMEs in the development of foreign trade in Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран»

УДК 339.9.012.23

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ-РАЗВИТЫХ СТРАН

© 2018

Кузубов Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики» Каба Вероника Олеговна, студент Чжан Цзе, студент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, е-mail: [email protected])

Аннотация. Применяемые различными странами к России санкции привели, с одной стороны, к ограничениям деятельности на многих рынках, но, с другой стороны, открыли новые возможности и направления внешнеэкономической деятельности, а также расширили возможности открытия и развития производств для российского бизнеса на внутреннем рынке. В результате многие малые и средние предприятия, в т. ч., инновационные и высокотехнологичные, стали рассматривать новые рынки в качестве серьезной стратегической альтернативы развития. Этому способствует и программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности. Поддержка внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в России, а также содействие в повышении конкурентоспособности российских инновационных продуктов и технологий, развитие взаимодействия малых и средних предприятий с крупными российскими и зарубежными предприятиями, интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, привлечение инвестиций, улучшение базовой инфраструктуры - все это является приоритетами государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемой Минэкономразвития России. Тем не менее, на данный момент деятельность, направленная на развитие экспорта малых и средних предприятий в России, требует активного наращивания экспортного потенциала на уровне субъектов Российской Федерации, усиления координации всех заинтересованных лиц в развитии экспорта и стимулировании экспортной деятельности предприятий с максимальным использованием тех инструментов и возможностей, которые предоставляются специализированными учреждениями развития и инфраструктурными организациями. Для этих целей представляется интересным опыт зарубежных стран в государственной поддержке внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий. Статья ставит своей целью выделить классификационные критерии субъектов малого предпринимательства в РФ и зарубежных странах, определить место малых и средних предприятий России во внешнеэкономической деятельности, а также провести анализ государственной поддержи малых и средних предприятий в развитии внешнеэкономической деятельности в России и зарубежных странах.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, предпринимательство, бизнес, малые и средние предприятия, зарубежный рынок, критерии малого бизнеса, экспорт малых предприятий.

THE MAIN ASPECTS OF GOVERNMENT SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA AND IN THE ECONOMICALLY DEVELOPED COUNTRIES

© 2018

Kuzubov Alexey Alexeyevich, candidate of economic sciences, associate professor of "Economy" Kaba Veronika Olegovna, student Zhang Jie, student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail:. [email protected])

Abstract. The sanctions applied by various countries to Russia led, on the one hand, to restrictions on activities in many markets, but, on the other hand, they opened up new opportunities and directions for foreign economic activity, and also expanded the opportunities for opening and developing industries for Russian business on the domestic market. As a result, many small and medium-sized enterprises, including innovative and high-tech enterprises, began to view new markets as a serious strategic alternative to development. This is facilitated by the program of state support of small and medium business in the sphere of foreign trade. Support for foreign economic activities of small and medium-sized enterprises in Russia, as well as assistance in improving the competitiveness of Russian innovative products and technologies, developing the interaction of small and medium-sized enterprises with large Russian and foreign enterprises, integrating into global value chains, attracting investments, improving basic infrastructure - all this is the priority of the state program to support small and medium-sized businesses, implemented by the Russian Ministry of Economic Development and. Nevertheless, at the moment, the activities aimed at the development of exports of small and medium-sized enterprises in Russia require an active build-up of export potential at the level of the constituent entities of the Russian Federation, strengthening coordination of all stakeholders in the development of exports and stimulating the export activities of enterprises with the maximum use of those instruments and opportunities provided by specialized development agencies and infrastructure organizations. For these purposes, the experience of foreign countries in state support of foreign trade in small and medium-sized enterprises is interesting. The purpose of the article is to highlight the classification criteria for small business entities in the Russian Federation and foreign countries, to determine the place of SMEs in foreign economic activity, and to analyze the state support of SMEs in the development of foreign trade in Russia and foreign countries.

Keywords: foreign economic activity, entrepreneurship, business, small and medium enterprises, foreign market, small business criteria, export of small enterprises

В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Н.М. Ветровой [1], М. Крепковой [2], В.А. Абчуком [3] и др.), все актуальнее становится проблема государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий при выходе на внешний рынок.

Малый и средний бизнес в своем развитии является гарантией долгосрочного экономического роста страны.

Малый и средний бизнес являются одним из приоритетных секторов экономики, которые имеют фундаментальное значение для экономической и политической стабильности в регионе. В связи с тем, что малые предприятия имеют небольшие показатели основных направлений по сравнению с крупным бизнесом, то они имеют большую мобильность на рынке.

В России в соответствии со статьей 4 Федерального

закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: до ста человек включительно -для малых предприятий; микро предприятия - до пятнадцати человек.

Основный признак малого предприятия проявляется в численности работающих. Различные страны для конкретных хозяйственных ситуаций предусматривают численность работников на законодательном уровне.

В.А. Абчук и Л.В. Бабаева так же определяют малое предпринимательство как предприятие любой формы собственности и организационно-правовой формы, где среднее количество работников варьируется в зависимости от отрасли. Следовательно, данные ученые основным критерием отнесения к малым предприятиям видят только «количество персонала, работающего на предприятии» А.Н. Алисов и С.Е. Грищенко считают, что малым предпринимательством является деятельность предпринимателя-собственника, направленная на получение прибыли и удовлетворения спроса на данный товар или услугу, которая осуществляется на инновационной, рисковой основе с наиболее эффективным использованием социально-экономических условий и ресурсов. Предприниматель при этом несет полную экономическую ответственность за свою деятельность [5]. Следует отметить, что данное определение малого предпринимательства не разграничивает понятия юридических и физических лиц.

Такого же мнения придерживается С.В. Мочерный, который считает, что малое предприятие - предприятие с небольшим объёмом деятельности и производства, с незначительным количеством работников, которому присущи производственные, торговые и научные риски, самостоятельность и ответственность за результаты хозяйствования с целью получения прибыли [6]. При этом ученый определяет малое предпринимательство как новаторскую, коммерческую и организаторскую деятельность, направленную на поиск и развитие новых видов, методов производства, с целью получения прибыли и социального эффекта и с этим следует согласиться.

К характерным чертам малого предпринимательства также относят: ориентацию на коммерческий успех, инновационный и рисковый характер деятельности, свободу и самостоятельность хозяйственной деятельности, имущественную ответственность за результаты своей деятельности и постоянный характер деятельности [7].

Отметим, что особенностью развития малого предпринимательства в России, по сравнению с экономически развитыми странами, является то, что он в значительной степени привязан к соответствующей территории - ориентирован на региональные экономические интересы. Это принципиально отличает малое предпринимательство в нашей стране от малого предпринимательства западной модели развития, где оно в целом характеризуется корпоративными чертами, то есть привязано к крупным экономическим структурам.

Поэтому при уточнении понятия «малое предпринимательство» необходимо сделать акцент на исследовании малого предпринимательства сквозь призму воспроизводственного процесса и механизма управления региональной экономикой. Такой подход позволяет определить функциональные особенности малого предпринимательства в экономической системе региона.

В мировой практике существуют различные подходы к ранжированию предприятий на категории: микропредприятия, малые, средние, крупные предприятия. В 68

Российской Федерации Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.06.2007 с учетом всех изменяющих и корректирующих его документов, в том числе и Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» на данный момент установлены количественные ограничения, позволяющие классифицировать предприятия на четыре категории, представлено в таблице 1 [8].

Таблица 1 - Классификация предприятий по количественным критериям

Показатель MuXpOSf еДПрЖЯтЯ Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия

Размер выругай без учета НДС 120 млн руб. 800 млн руб. 2000 млн руб. 2000 млн руб.

Численность работников До 15 чел. До 100 чел 101—250 чел Свыше 250 чел.

* Составлено по Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702

Как видно, основными критериями отнесения предприятия к малому является среднее число сотрудников за предыдущий календарный период и поступления от продажи товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. В качестве второго критерия можно выступать балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) также за предыдущий календарный год.

Критерии отнесения бизнеса к малым и средним предприятиям в США представлено в таблице 2 [9].

Таблица 2 - Характеристика малых и средних предприятий в США

Категория предприятия Количество занятых Годовая выручка

Средние От 50 (прямые продажи) до 1550 (производство бензина) От 0,75 млн долл. США (производство зерна) до 550 млн долл. США (банки и кредитные союзы)

Малые

Микро

* Составлено по Ю.С. Пиньковецкой Развитие малого и среднего предпринимательства в России, Евросоюзе и США

Классификация предприятий Японии в отраслевом разрезе отражена в таблице 3 [10].

Таблица 3 - Характеристика малых и средних предприятий в Японии

Отрасли Уставной капитал, не более Численность работающих, не более

Добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт, строительство 0,1 млрд. иен 300 человек

Оптовая торговля 0,03 млрд. иен 100 человек

Розничная торговля 0,01 млрд. иен 50 человек

* Составлено по N. Yoshino, G. Wignaraja. Asian Development Bank Institute. SMEs Internationalization and Finance in Asia. 18 February 2015

Критерии отнесения предприятия к сектору МСБ в развивающихся странах показано в таблице 4 [11].

Таблица 4 - Критерии отнесения предприятия к сектору МСБ в развивающихся странах

Страна Пороговые значения отнесения к малому и среднему бизнесу

Индия Производственный сектор включает инвестиции в основные средства не превышающие 100 млн рупий (1,8 млн долл.), в сфере услуг - 50 млн рупий (920 тыс. долл.)

Китай Исходя из отрасли, от 100 до 3 тыс. сотрудников, оборот от 10 млн юаней (1,6 млн долл. США) до 300 млн юаней (48 млн долл. США)

* Составлено автором

Следует обратить внимание на тот факт, что в РФ Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

и средняя численность работников, и размер выручки субъектов предпринимательской деятельности определяются вне зависимости от отраслевой принадлежности рассматриваемого предприятия. В Японии, Китае и Индии основным является отраслевой критерий.

По результатам исследования предлагаем следующее уточнение понятия малое предпринимательство - это независимая, целенаправленная, инициативная, инновационная, быстро адаптируемая, систематическая деятельность хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц), осуществляемая в соответствии с критериями установленными законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, в условиях социально-экономической среды, осуществляемая в личных и общественных целях, за счет производства и реализации товаров или услуг на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Экономика России имеет некоторые особенности относительно форм участия малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности.

Наиболее доступная форма внешнеэкономической деятельности исходя из способов финансирования для целей приобретения оборудования и развития малого предпринимательства, проявляется в лизинге [12].

Особенные принципы организации внешнеэкономической деятельности российского малого и среднего бизнеса являются [13]:

- преобладание партнерского сотрудничества на целевых внешних рынках;

- стремление к рынкам, не охваченным крупным бизнесом;

- малые и средние предприятия при выходе на внешние рынки полагаются на специальные знания о выбранной сфере предпринимательства и потребностях целевой аудитории потребителей;

- необходимость продвижения крупных предприятий в области НИОКР и их реализация.

Из всего сказанного следует, что малые и средние предприятия составляют очень важный сектор для российской экономики. Малый бизнес реализует важные экономические и социальные задачи для страны. В настоящее время правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия для поддержки и развития малого бизнеса, в частности, принимаются новые программы в интересах малого бизнеса, в некоторые законы вносятся поправки.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций, как экономических, так и социальных:

1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, которые всегда выгодны для потребителей. Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому развитые страны проводят политику поддержки малого бизнеса, главная цель которой - сбалансировать интересы государства и бизнеса, обеспечить оптимальные условия для предпринимательства, повысить конкурентоспособность малого бизнеса.

2. Он реагирует быстро и гибко на рыночную ситуацию и запросы клиентов. Примерный срок жизни МП составляет около 6 лет. Но число новых предприятий превышает количество закрытых. Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и изменяют конечные продукты, следуя спросу, осваивая новые продукты.

Малые предприятия Японии могут завершить опытное производство в течение недели, а на крупных предприятиях для этого потребуется гораздо больше времени. Они специализируются на производстве конечных продуктов, ориентированных главным образом на местные рынки, в том числе, на производстве скоропортящихся, ювелирных изделий, одежде, обуви и т. д. [14].

3. Децентрализация жилья создает рабочие места, независимо от экономического развития территорий.

4. Малый бизнес осуществляет значительную часть отчислений в бюджеты всех уровней.

5. Малый бизнес поддерживает творчество, ремесла, ремесла и традиции многих народов.

6. Высокие «инновации», т. е. открытие инноваций и / или их реализация. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства реализуются инновации, что способствует научно-техническому прогрессу.

Согласно числу малых предприятий в мире, США имеют наибольшее их количество, затем следуют Италия, Великобритания, Германия, Франция. Например, более 20 миллионов компаний работают в Соединенных Штатах. В странах Европейского союза насчитывается 23 миллиона фирм (из которых 4 миллиона - небольшие и средние). Примерно 5 миллионов фирм находятся в европейских государствах, которые не являются членами Европейского союза - Канады, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), Ближнего Востока и Африки, представлено на рисунке 1 [15].

Рисунок 1 - Количество МП и ИП в разных странах (составлено автором)

В настоящее время развитые страны, такие как Япония, США, страны ЕС, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, пытаются создать и поддерживать экономический климат, который позволяет малым предприятиям расти и развиваться. Большое внимание уделяется малым предприятиям, поскольку его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели, как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие чрезвычайно важные экономические величины очень велики [16].

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается как мощное экономическое и социальное противодействие нищете и терроризму. В развивающихся странах малый бизнес считается решающим фактором, который может уменьшить серьезность социальных проблем, таких как нищета и безработица (Индия, Албания, Бразилия). [17]

Цели поддержки малого бизнеса - найти оптимальный баланс между интересами общества, бизнеса и государства [18-25]. Важная задача такой политики - дать ей инвестиционную направленность. Инвестиции распределяются неравномерно по секторам экономики в зависимости от целей государственной политики.

Малые и средние предприятия при выходе на зарубежные рынки очень часто сталкиваются с проблемами, решение которых зависит только от государства. Например, африканские страны практически не имеют возможности получения достоверной информации о своем рынке и деловых партнерах, также у них отсутствует консультаций с сотрудниками в посольствах или консульств, обладающих данными о «специфике» страны проникновения и возможностях для ведения бизнеса в стране.

Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на высокую стоимость поддержки МСП, эти страны ак-

28

В И Ш МП

тивно продолжают оказывать поддержку, поскольку МСП смягчают рыночные противоречия и развивают экономический потенциал страны, что в дальнейшем приводит к созданию новых рабочих мест, конкуренции и сглаживанию циклических колебаний в экономике. Необходимость государственной поддержки экспортоо-риентированных предприятий в развитых странах часто объясняется использованием «сложных» методов защиты отечественных производителей, проблема которых уже решена на политическом уровне. В результате, государственное регулирование внешнеэкономических связей становится особенно актуальным.

Если смотреть на развивающиеся страны, то в них наравне с малым бизнесом сталкиваются с проблемами конкурентоспособности продукции и крупный бизнес.

Основными задачами наднационального регулирования малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе являются: устранение административных барьеров; создать ЕАП для торговли в рамках Европейского Союза путем объединения правовых рамок для малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательских инициатив и стимулирования их роста и расширения занятости в этом секторе. [26]

В странах Европейского Союза поддержкой предпринимательства занимается крупнейшая ассоциация ЕВАК Данная платформа предоставляет доступ к ресурсным центрам, представляет интересы инвесторов на внешнем рынке и предоставляет новые возможности для ведения бизнеса [27].

Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в США заслуживает особого внимания, поскольку это не только страна гигантских корпораций, но и страна малых предприятий. В США государственная стратегия развития предпринимательства определяется Законом о малом бизнесе как комплексная поддержка со стороны всех правительственных организаций сектора МП в сотрудничестве с Управлением малого бизнеса ^ВА) [28].

В странах, где нет торговых миссий, из штабов Государственного департамента в посольствах создаются так называемые секции торговли, а ответственный с одним или несколькими помощниками назначается по торговым и экономическим вопросам. Центры развития экспорта являются частью Департамента торговли Управления международной торговли Министерства торговли. Вместе с соответствующей торговой миссией или секцией торговли посольства США этот центр может предоставлять следующие услуги:

- бесплатно предоставлять некоторые рыночные исследования;

- готовит «профиль зарубежной компании»;

- услуга по организации встреч.

Также в США поддержку предпринимательству оказывает Эксимбанк США, который играет очень важную роль, поддерживая внешнеторговые операции отечественных компаний с государственными и негосударственными структурами других стран.

В Японии правительственная поддержка ориентированных на экспорт МСП осуществляется агентством JETRO. В настоящее время JETRO фокусирует свою деятельность на привлечении прямых инвестиций в страну и помогает малым и средним предприятиям максимизировать свой экспортный потенциал. С этой целью он готовит обзоры зарубежных рынков, распространяет информацию о рынке для МСП, оказывает консультационные услуги, формирует торговые представительства за рубежом и т. д. Другим органом, поддерживающим ориентированные на экспорт МСП в Японии, является N8X1. Эта компания обеспечивает страхование экспортной деятельности этих японских МСП и организаций, связанных с сельским хозяйством, лесным хозяйством и рыболовством. Он охватывает убытки, понесенные в связи с невозможностью взимания дебиторской задолженности [29]._

70

Другим подобным учреждением является Японский банк международного сотрудничества JBIC, который предоставляет двухэтапные кредиты (TSL) для внутренних финансовых учреждений для поддержки внешнеэкономической деятельности японских предприятий, которые сталкиваются с финансовыми трудностями.

Одними из основных субъектов поддержки экспорта в Китае являются Экспортно-импортный банк Китая (EIBC) и Банк Китая (БК). Данные банки занимаются кредитованием экспортно-импортных операций, а также кредитованием иностранных покупателей китайской продукции.

Одним из крупнейших органов поддержки экспортно-ориентированных предприятий является Корпорация страхования экспорта и кредита Sinosure, которая является государственной страховой компанией с независимым статусом юридического лица, созданным для содействия внешней торговле и экономическому сотрудничеству Китая. [30]

Существует также Китайская ассоциация малых и средних предприятий (CASME). К компетенции ассоциации также относится помощь МСП при выходе на международные рынки. Она имеет представительства за рубежом, консультирует МСП по специфике получения иностранного финансирования, сотрудничает с посольствами и палатами других стран и предоставляет финансирование для иностранных компаний для приобретения товаров китайских производителей и предоставляет посреднические услуги для страхования.

В Индии поддержкой предпринимательства занимается индийская корпорация по гарантированию экспортных кредитов (ECGC), которая занимается предоставлением различных видов страхового покрытия для рисков от неполучения экспортных поступлений. Она страхует риск неплатежа, гарантирует выплату экспортных поступлений в случае, если она не прибывает, оказывает консультационную и информационную поддержку, помогает в восстановлении проблемных долгов [31].

Таким образом, экономика Европейских стран основана на экономическую деятельность МСП и поэтому выходя на внешний рынок малые и средние предприятия получают государственную поддержку на высоком уровне. То же самое можно сказать и про США и Японию, страны, которые являются эталонами и могут стать примером для России.

Система государственной поддержки внешнеэкономической деятельности МСП среди развивающихся стран наиболее развита в России и в Китае.

Рассмотрев роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом, следует отметить, что эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь немало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветрова Н.М. Малое предпринимательство: особенности современных подходов регулирования деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2015.Том 1 (67). № 1. С. 48-55.

2. Крепкова М. Стратегическое предпринимательство в условиях кризиса: влияние концепции на результативность деятельности фирм малого и среднего бизнеса // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2017. № 2. С. 103-111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Абчук В.А. Курс предпринимательства / В.А. Абчук. СПб.: Альфа, 2015. 544 с._

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006

5. Алисов А.Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография. М.: МАКС Пресс, 2013. 175 с.

6. Мочерный С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. М.: Приориздат, 2014. 224 с.

7. Тодосийчук А. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства: опыт, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. 2013. № 7. С. 3-7

8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант плюс

9. Пиньковецкая Ю.С. Развитие малого и среднего предпринимательства в России, Евросоюзе и США // Россия и современный мир. 2013. № 2. С.127-137

10. N. Yoshino, G. Wignaraja. Asian Development Bank Institute. SMEs Internationalization and Finance in Asia. 18 February 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/np /seminars/eng/2015/ jica2015/pdf/1-B1.pdf (дата обращения: 24.04.2018)

11. Хаблак В.В. Чжуан С. Государственная политика по развитию малого бизнеса в Китае // Вестник Дальрыбвтуза. 2015. № 6. С. 84-87

12. Малышев Е.А., Беляев Д.А. Развитие и поддержка малого предпринимательства в Забайкальском крае // Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПР0М-2016): тр. межд. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2016. 612 с

13. Лановая О.Г. Сущность малого предпринимательства и его институциональные основы в современной России // Социальная политика и социология. 2013. № 1. С. 155-164

14. Бессонов И.С. Функционирование малого бизнеса в России и развитых странах мира // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 6. С. 9-13

15. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит. 2014. № 14. С. 58-61

16. Лола И.С. Международный опыт статистического измерения делового климата малого бизнеса // Вопросы статистики. 2015. № 3. С. 71-80

17. Кузубов А.А., Максимова В.С. Взаимодействие финансово-кредитного механизма субъектов хозяйствования на принципах маркетинга // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016.№ 3 (26). С. 46-50.

18. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.

19. Шайдуллова А.И., Быкова Н.Н. Роль малого бизнеса в экономике России // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 93-96.

20. Майданевич Ю.П., Бедрик К.А. Малый бизнес: понятие и преимущества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 177-180.

21. Великая Е.Г., Чурко В.В. Эффективность управления затратами на предприятии малого бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 16-20.

22. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 101-104.

23. Коростелёва Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса //

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 42-44.

24. Авдонина С.Г., Грудина С.И., Подгорная А.И. Роль государства в формировании интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 83-90.

25. Манова М.В. Состояние малого и среднего бизнеса в регионе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 56-58.

26. Мягков В.Ю. Особенности предпринимательской практики и деловой этики в странах континентальной Европы // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2014. № 2. С. 154-167

27. Солодкина Н.А. Программа «Конкурентоспособность малых и средних предприятий» (COSME), как основа поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС. Новая Наука: От идеи к результату. 2015. № 2. С. 56-58

28. Лебедева Л. США: государство и малый бизнес // Человек и труд. 2017. № 3. С. 13-16

29. Кузубов А.А. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий как объекта стратегического управления // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2016. № 1 (77). С.71-86

30. Хаблак В.В., Чжуан С. Государственная политика по развитию малого бизнеса в Китае // Вестник Дальрыбвтуза. 2015. № 6. С. 84-87

31. Мягков В.Ю. Деловая этика, черты предпринимательского поведения и особенности практики ведения бизнеса в Индии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2015. № 1. С. 118-126

Статья поступила в редакцию 06.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.