с
модернизация
УДК 336 DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.51-59
JEL: G18, H25, L26, L38, M21
Механизмы финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства в мировой экономике
Али Лвар мортаза 1
1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
цель: Целью статьи является проведение анализа существующих в мире программ и технологий в сфере финансового стимулирования и кредитной поддержки предпринимательства, а также обоснования качественно нового методического инструментарий в исследуемой области для его адаптации в отечественной практике. Тема статьи актуальна, так как посвящена описанию источников финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства, которые являются в настоящее время локомотивом развития современной экономики. В статье делается обзор финансовых ресурсов и видов источников финансирования организаций и предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в крупных европейских странах. А также проводится описание современных методов создания инновационного климата для развития МСП, поддержки инновационных идей и внутреннего предпринимательства. А также описывается направление и формы финансирования малого и среднего предпринимательства (МСП) в европейских странах, учитывая особенности развития и функционирования МСП. Анализируется возможность использования зарубежной практики в РФ. Представленная тема исследования особенно актуальна в связи с повышением роли источников финансирования на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). В современных экономических условиях есть необходимость решения проблем финансового обеспечения малого и среднего предпринимательства (МСП), привлечения новых источников финансирования, а также развития банковского кредитования. Процессы рыночной трансформации малого и среднего предпринимательства приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в системе обеспечения экономической безопасности страны.
методология проведения работы: Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области обеспечения экономической безопасности, публикации в области обеспечения экономической и финансовой безопасности, открытые аналитические материалы в области развития финансового стимулирования и кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства.
результаты работы: Для улучшения финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательств необходимо изучать и использовать зарубежные программы в данной сфере, автором выявлены и обоснованы актуальные направления развития.
выводы: Практическая значимость работы заключается в ориентации государств, выводах и рекомендациях, направленных на широкое использование, поиск и адаптацию источников финансирования малых и средних предприятий, которые могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти Российской Федерации в своей текущей деятельности. ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП); финансирование; кредитование; гарантии; секьюритизация
Для цитирования: Мортаза А. Я. Механизмы финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства в мировой экономике // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 51-59. 001: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.51-59
© Мортаза А. Я., 2017
The Mechanisms of Financial Incentives and credit support of small Business in the Global Economy
Ali Yawar Mortaza 1
1 Daghestan State University, Makhachkala, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract
Purpose: the aim of the article is to analyze the existing programs and technologies in the field of financial incentives and credit support of business, as well as justification of qualitatively new methodological tools in the study area for its adaptation in domestic practice. Subject of the article is relevant because it is devoted to description of sources of financial incentives and credit support to small businesses, which are
currently the engine of the modern economy. In the first part of the article, an overview of the financial resources and types of funding sources of organizations and small- and medium-sized enterprises (SME) in major developed European countries is provided. Also a description is provided of modern methods of creation of an innovative climate, support innovative ideas and internal business. The second part of the article describes the direction, forms of financing small and medium enterprises (SME) in the major developed European countries, taking into account the peculiarities of the development and functioning. The possibility of using foreign experience in Russia is analyzed. The presented research topic is particularly relevant in connection to an increase in the role of sources of financing for small and medium-sized enterprises (SME). In current economic environment exists the need to address problem of financial support of small and medium-sized enterprises (SME), attraction of new sources of funding, as well as the development of bank credit loans. Processes of market transformation of small and medium-sized businesses have acquired a special importance in relation to the defining role of these enterprises in the system of provision of the economic security of the country.
Methods: the methodological bases of this article are the economic and statistical analysis methods, regulatory documents in the field of economic security, publications in the field of economic and financial security, public analyzes in the field of development of financial incentives and credit support to small and medium-sized businesses.
Results: to improve the financial incentives and credit support to small enterprises it is necessary to study and use foreign programs in this area, in view of this author has identified and justified current trends of development.
Conclusions and Relevance: the practical significance of the work lies in the orientation of the states, conclusions and recommendations aimed at the widespread usage, search and adaptation of sources of financing of small and medium-sized enterprises, which can be used by the legislative and executive authorities of the Russian Federation, in their current activities. Keywords: small and medium enterprises (SME); financing; loans; guarantees; securitization
For citation: Mortaza A. Ya. The Mechanisms of Financial Incentives and Credit Support of Small Business in the Global Economy. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(1):51-59. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.51-59
Введение
С момента перехода к рыночным отношениям (90-е годы прошлого века) и до настоящего времени российская система финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства прошла несколько этапов реформирования, которые привели к созданию новой институциональной платформы в этой социально значимой сфере [1-3]. Принято разделять три основных направления финансовой и кредитной помощи предпринимателям: предоставление государствен-ных гарантий по кредитам, реализация программ дешевого фондирования по сниженной процентной ставке и софинансирование или прямое софинан-сирование кредитов для малого и среднего бизнеса. В рамках непрямой финансовой поддержки стоит выделить разработку программ для привлечения ресурсов с фондового рынка и в рамках венчурного инвестирования.
Обзор литературы и исследований. В российской и зарубежной научной литературе можно встретить достаточное множество интерпретаций понятия «Механизм финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства», однако основного базового понятия, раскрывающего все аспекты данной сферы, пока не существует [4-6]. Российские авторы и исследователи преимущественно акцентируют внимание на правовых аспектах и государственном регулировании данной сферы. Напротив, с точки зрения зарубежных учёных, среда малого предпринимательства и процессы, протекающие внутри и вне ее, рассматриваются в контексте самоорганизации и развития норм взаимоотношений акторов, что обуславливает закономерные и предсказуемые изменения в среде финансирования поддержки
малого предпринимательства. Вопросы развития механизмов финансирования с различных методических позиций раскрыты в трудах российских и зарубежных учёных [6-8]. И уже можно говорить, что в первом десятилетии этого века было создано несколько фундаментальных трудов в данном направлении, которые повлияли на становление социально-экономических и общественно-политических процессов. В этих трудах механизмам финансирования отводилась особая и весьма часто доминирующая роль становления экономики переходного периода.
Как показало эволюционное развитие научной экономической мысли, наличие доминирующих структур в механизмах финансирования предпринимательства не всегда является гарантией оптимального развития. Поэтому с современной точки зрения для формирования качественной институциональной среды важно, чтобы акторы той или иной сферы осуществляли партнерское взаимодействие, ориентированное на обеспечение устойчивого социально и экологически ответственного развития.
Материалы и методы
Данная работа представляет собой сокращённую версию, излагающую результаты научно-исследовательской работы, проведённые автором в направлении исследования механизма финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства в мировой экономике. В работе использованы методы: контент-анализа, позволившие агрегировать существующие подходы к пониманию сущности и задач механизмов финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства; экономико-стати-
стического анализа, направленные на обобщение закономерностей, характеризующих тенденции функционирования и развития механизмов финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства; научного синтеза, направленного на выработку практикоориенти-рованных решений по развития механизмов финансового стимулирования и кредитной поддержки малого предпринимательства с учётом их роли в обеспечении инновационно-ориентированного развития экономики.
Результаты исследования
Принимая во внимание выше сказанное, перейдем к рассмотрению существующих механизмов финансового и кредитного стимулирования, а также поддержки предпринимательства. Проведем краткий обзор состояния сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в крупных развитых европейских странах мира и обоснуем количественные и качественные особенности его развития 1.
По состоянию на начало 2015 года в 28 странах ЕС было зарегистрировано боле 21,6 млн МСП, на которых было занято 89,6 млн человек. Совокупная валовая добавленная стоимость МСП в Европе - 3,9 трлн евро. МСП в Европе обеспечивают рабочими местами около 67% занятого населения и производят 58% валовой добавленной стоимости. За последние 5 лет МСП было обеспечено 85% вновь созданных рабочих мест в ЕС, а 52% европейских МСП осуществляли международную бизнес-активность в 2014 году. Также в 2014 году 33% европейских МСП осуществляли экспорт продукции и услуг в другие страны. Наибольшую долю в экспорте МСП занимают технологии и оборудование, а также продукция промышленного производства, а 39% МСП в ЕС импортировали продукцию/услуги из других стран. Наибольшую долю в импорте МСП также занимают технологии, оборудование и продукция промышленного производства. Малый и средний бизнес в Европе отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики.
За последние три года 33% малых и средних предприятий в ЕС экспортировали свою продукцию и услуги за рубеж. 30% от общего числа МСП осуществляли экспорт в другие страны Союза и 20%
- за его пределы. Наиболее быстрорастущий сегмент экспорта - Есоттегсе (электронная коммерция), а наиболее востребованный сегмент В2В 2, а 39% малых и средних предприятий в ЕС импортировали продукцию/услуги из других стран. 36% от общего числа МСП импортировали из других стран Союза и 19% - из стран, не являющихся членами ЕС.
В структуре экспорта и импорта продукции МСП наибольший удельный вес занимают технологическое оборудование и продукция промышленного производства. В 2015 году Банки Еврозоны предлагали более привлекательные условия по новым кредитам для МСП, снижая размер процентной ставки по кредитам и увеличивая размер выдаваемых займов/кредитных линий. Вместе с тем наблюдалось ужесточение требований к обеспечению и увеличение комиссий за обслуживание кредита.
В результате проводимой Европейским центральным банком политики «дешевых денег» ставка рефинансирования снизилась с 4% в 2008 году до 0,05% в 2015 году. Для сравнения в табл. 1 приведены данные о размере ставки рефинансирования в крупнейших странах мира по состоянию на 2015 год.
Средняя ставка по кредитам для МСП в указанных странах ЕС составила в 2013 году около 4% годовых. Для сравнения - в 2008 году значение показателя составляло 5,6% годовых. В США ставка по кредитам МСП составила в 2013 году 3,5% годовых, против 5,2% годовых в 2008 году. В Китае несколько выше - 7,9% годовых. Данные о размерах ставки по кредиту МСП в некоторых странах мира за период 2007-2013гг. приведены в табл. 2.
В целом можно отметить, что накопленный мировой опыт кредитной и финансовой поддержки МСП, стимулирует к развитию предпринимательской деятельности, что обеспечивает устойчивый рост таких компаний в рамках национальной экономики.
В табл. 3 представлены структурированные основные государственные меры финансовой и кредитной поддержки МСП в разрезе мировых стран, что позволяет выделить страны лидеры в рамках их последующей адаптации к условиям российской практики предпринимательства.
Исходя из указанных мер поддержки, наиболее распространенной является гарантийная под-
1 Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // МСП Банк, декабрь 2015 [https://www.mspbank.ru/ userfiles/2015EU.pdf]
2 Прим. автора. От англ. - Business to business. В западных странах под термином «В2В» часто понимается любая деятельность одних компаний по обеспечению других производственных компаний сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием, а также товарами, предназначенными для производства других товаров (средствами производства), товарами для профессионального использования и т.д. Такая сфера деятельности ориентирована на получение выгоды (прибыли) от оказания услуг или продажи товаров, где «объектами» являются услуги или товары, а «субъектами» - организации, взаимодействующие в рыночном поле.
Таблица 1
Данные о размере ставки рефинансирования в крупнейших странах мира по состоянию на 2015 год
Table 1
Data on the size of the refinancing rate in the largest countries of the world as of 2015
Страна Ставка рефинансирования
ЕС 0,05%
Швейцария -0,75%
Япония 0%
Германия 0,05%
США 0,25-0,5%
Канада 0,5%
Великобритания 0,5%
Австралия 2%
Китай 4,35%
Индия 6,75%
Турция 7,5%
Бразилия 14,25%
Источник: Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт //МСП Банк, декабрь 2015 [https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf]
держка МСП со стороны государства. Следует учитывать, что гарантии по кредитам МСП и прямое кредитование предприятий, представляют собой основные меры государственной поддержки, реализуемые в большинстве стран Европы, Америки и Азии. При этом, гарантии по кредитам МСП являются наиболее приоритетным и распространенным видом финансовой поддержки, поскольку
не требуют прямого участия государства в финансировании предпринимательской деятельности.
В рамках рассматриваемой тематики по обеспечению финансовой и кредитной поддержки предпринимательства, необходимо поднять еще одну немаловажную тему обеспечения секьюртизации кредитов МСП.
Отметим, что секьюритизация представляет собой финансирование определенных активов при помощи выпуска ценных бумаг. Предметом се-кьюртизации могут выступать ипотечные займы, автокредиты, лизинговые активы и т.д. Сущность секьюритизации состоит в возможности преумножения активов путем размещения пула кредитов в долговые ценные бумаги, обеспеченные этими активами т.е. правами требования долга.
В практике стран ЕС используются единые стандарты секьюритизации, удовлетворяющие единым требованиям Европейского Центрального банка, которые устанавливают: стандартную форму типового договора уступки права требования из кредитного или из иного договора); критерии оценки заемщиков/ контрагентов; сроки и условия договоров для передачи в пул; порядок и условия замены актива.
Очевидно, что создание единых стандартов - неотъемлемое условие для более высокого доверия со стороны инвесторов. Единые стандарты способствуют повышению качества финансового инструмента, создавая дополнительные гарантии контроля качества активов, находящихся в залоге.
В европейской практике и в США, кредиты МСП обеспеченные гарантиями государства являются предметом секьюртизации, что в конечном счете,
Таблица 2
Динамика ставки по кредиту МСП в некоторых странах мира за период 2007-2013 гг.
Table 2
The dynamics of interest rates on loans to SMEs in certain countries of the world for the years 2007-2013
Ставки по кредитам МСП в разрезе стран 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Франция 5,1% 5,41% 2,86% 2,48% 3,12% 2,44% 2,16%
Греция 6,83% 6,18% 4,7% 6,34% 7,26% 6,46% 6,06%
Ирландия 6,23% 6,67% 3,98% 3,88% 4,68% 4,34% 4,3%
Италия 6,3% 6,3% 3,6% 3,7% 5% 5,6% 5,4%
Словакия 5,5% 4,6% 3% 3,2% 3,2% 3,8% 3,6%
Швеция 4,9% 5,7% 2,4% 2,6% 4,2% 4% 3,26%
Великобритания - 4,54% 3,47% 3,49% 3,52% 3,71% 3,59%
США 8% 5,2% 3,8% 4,1% 3,9% 3,8% 3,5%
Китай - - - - 7,3% 7,5% 7,39-8,39%
Прим. автора: По кредитам на сумму 100 000-1,000,000 долларов США Источник: Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // МСП Банк, декабрь 2015 [https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf]
Таблица 3
Основные государственные меры финансовой и кредитной поддержки МСП в разрезе мировых стран
Table 3
Key government measures of financial and credit support for SMEs in the context of world countries
Перечень мер Страны
Гарантии по кредитам МСП Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Колумбия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, Сербия, Словацкая Республика, Словения, Испания, Швейцария, Таиланд, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты
Специальные условиям по гарантиям и кредитам для старт-апов Австрия, Канада, Чешская Республика, Дания, Эстония, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Сербия, Соединенное Королевство
Товарные кредиты, государственные экспортные гарантии Австрия, Бельгия, Канада, Колумбия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия, Греция, Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания, Швеция
Прямое кредитование МСП Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Израиль, Япония, Корея, Норвегия, Португалия, Сербия, Словацкая Республика, Словения, Испания, Швеция, Турция, Соединенное Королевство
Субсидирование процентной ставки по кредитам МСП Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Соединенное Королевство
Венчурное финансирование, участие в капитале, финансирование при участии бизнес-ангелов Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Израиль, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Турция, Соединенное Королевство
Специализированные банки для поддержки МСП Чехия, Франция, Португалия, Россия, Соединенное Королевство
Консалтинговые услуги Колумбия, Чехия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция
Налоговые отсрочки и льготы Бельгия, Финляндия, Италия, Новая Зеландия, Норвегия, Испания, Швеция, Турция
Посредничество в кредитовании Бельгия, Франция, Ирландия, Новая Зеландия, Испания
Стимулирование банков к кредитованию МСП, отрицательные ставки для банков по депозитам в ЦБ Ирландия, Дания
позволяет развивать рынок долгового финансирования и обеспечивает рост объемов такой финансовой и кредитной поддержки.
Например, в США кредиты, обеспеченные гарантией SBA, играют ведущую роль в секьюритизации кредитов МСП. SBA 1 - представляет собой государственный орган регулирующий работу МСП в США. Его создание в 1953 году было обусловлено необходимостью поддержки предпринимательства с тем, чтобы обеспечить реализацию «справедливой доли» государственных контрактов с участием МСП и продажи излишков имущества. Основная цель SBA, заключается в предоставлении долгосрочных кредитов и займов для МСП в рамках расширенной программы кредитной и финансовой поддержки для вновь созданных компаний и компаний, не имеющих возможность получить банковский кредит.
Необходимо учитывать, что комплексная система финансирования МСП в странах ЕС предусматривает реализацию следующих основных видов под-
держки: гранты на исследования, инновационные разработки и внедрение «зеленых» технологий; гарантии финансовым посредникам, осуществляющим финансирование инфраструктурных проектов и кредитование МСП; долговое финансирование МСП, в том числе на льготных условиях: венчурное финансирование МСП в том числе для предприятий с высоким потенциалом роста; инструменты разделения рисков финансовых посредников в целях увеличения кредитного плеча.
Основные программы, реализуемые для поддержки предпринимательства в странах ЕС включают следующие: программа повышения конкурентоспособности предприятий (The Programme for the Competitiveness of Enterprises and SMEs, COSME) направлена на повышение доступности заемного финансирования для МСП, нацеленных на активный рост, которые находятся на стадии расширения бизнеса или выхода на новые рынки. Программа включает в себя такие инструменты, как гарантийные фонды и фонды прямых инвестиций; вторая программа Горизонт 2020 направлена на поддержку МСП
1 https://www.sba.gov/about-sba/what-we-do/history [Официальный сайт SBA]
и компании со средней рыночной капитализацией, которые вкладываются в НИОКР и производят инновационную продукцию. В рамках данной программы таким компаниям предоставляется доступ к прямому и венчурному финансированию, а также предоставляется гарантийная поддержка; третья программа Креативная Европа - новая программа, нацеленная на поддержку предприятий, занятых в сфере творчества и культуры. Программа включает в себя механизм предоставления гарантий для занятых в этих сегментах субъектов МСП.
В рамках исследования зарубежного опыта финансовой и кредитной поддержки МСП, с нашей точки зрения, необходимо остановиться на нескольких основных аспектах: первый - это возможности для расширения доступа к дешевому финансированию: второй - возможности государства и финансовых институтов для финансирования и софинансирова-ния кредитов; и третий - возможности предоставления государственных гарантий по кредитам.
Анализ отечественной практики кредитования МСП показывает, что проблема поиска дешевого финансирования остается центральной в виду кризисного состояния отечественной экономики и санкционного давления. Вместе с тем, полагаем, что зарубежный опыт кредитования МСП, позволяет говорить об использовании механизма целевого фондирования коммерческих банков со стороны регулятора для цели снижения стоимости кредитов.
На рис. 1 показаны структурированные основные программы финансирования МСП в странах ЕС в рамках используемых основных инструментов на период до 2020 года 1. Например, программа Funding for Lending Scheme (FLS), реализуемая в Великобритании совместно Банком Англии и Казначейством с июля 2012 года. Данная инициатива позволяет коммерческим банкам получать фондирование в Банке Англии под ставку существенно ниже рыночной, стимулируя таким образом увеличение рынка корпоративного кредитования [8].
Исследование возможностей государства по финансированию и софинансированию кредитов МСП в зарубежной практике также позволило выделить ряд крупных кредитных программ, реализуемых с использованием определенных инструментов. Такие программы, как, например, KfW-Unternehmerkredit (Германия) или Innovatiekrediet (Нидерланды), чаще всего спроектированы для
поддержки довольно узкой группы компаний (например, только инновационного бизнеса или только старт-апов). Еще одна категория программ данного направления способствует диверси-фикации источников финансирования и предлагает более сложные инструменты, например, Contrat de Développement Participatif (мезонинное финансирование под управлением банка Oséo, Франция).
Выводы
На основании проведенного исследования выявлено, что в мировой практике существуют разнообразные по значимости и эффективности механизмы финансовой и нефинансовой поддержки МСП, среди которых можно выделить ряд эффективных программ. Рассмотрим каждую отдельно.
Первая связана с использованием схем прямого целевого фондирования банков для кредитования МСП с использованием розничного и портфельного механизма гарантий. Подобная схема функционирует в Великобритании с 2012 года, ее действие было продлено до января 2015 года.
Вторая основывается на использование потенциала движимого и нематериального имущества МСП в качестве залога. Следует отметить, что еще в 2005 году Китай приступил к реформе механизма залога некоторых видов имущества с целью расширения возможностей кредитования. До реформы использование в качестве обеспечения движимого имущества, в частности нематериальных активов, таких как дебиторская задолженность, являлось ключевым ограничением кредитования МСП. Его финансирование в основном проводилось под залог недвижимости, которой, как правило, МСП не владеют. Реформа предусматривала 3 этапа: дальнейшее развитие института права собственности на такое имущество, создание электронного реестра для его учета и обучение банков-кредиторов. В результате, в течение трех лет работы новой системы (2008-2011) банки предоставили МСП займов на сумму более 1,5 триллиона долларов США для более 100 000 заемщиков под залог дебиторской задолженности.
Третья связана с созданием общенационального реестра залога движимого имущества МСП. Подобный опыт был реализован в Мексике и позволил добиться впечатляющих результатов. В результате, число выданных кредитов увеличилось в четыре раза, примерно до 23 000 сделок, к июню 2011 года. Это
1 Прим. автора. Основные программы были структурированы исходя из следующих источников: European Commission, Internationalisation of Small and Medium-sized Enterprises (June 2015)
European Commission, Annual Report on European SMEs 2013/2014 Partial and Fragile Recovery OECD (2015), Financing SMEs and Entrepreneurs 2015: An OECD Scoreboard, OECD Publishing, Paris.
SME Financing: EU Programmesand EFSI Roger Havenith Head of Unit Financing of competitiveness, innovation and employment policies European Commission (May 2015).
Рис. 1. Основные программы финансирования МСП в странах ЕС в рамках используемых основных инструментов на период до 2020 года Fig. 1. Main SME financing programs in the EU as part of the basic tools used in the period until 2020
составило сумму более 70 млрд долларов США, причем более 90% приходилось на малые и средние компании. Реформа обеспечила и кумулятивный эффект - экономию для заемщиков в объеме 1,3 млрд долларов США на регистрационных сборах.
Кроме того, научный интерес также представляет созданная Европейским Центральным банком (ЕЦБ) совместно с представителями финансового рынка первая централизованная база данных, осуществляющая сбор детальной информации по сделкам
с ценным бумагами с залоговым обеспечением (The European Data Warehouse) 1. Создание единой базы после кризиса 2007-2009 гг. стало необходимым условием поддержания стабильности на рынке се-кьюритизации в Европе. Единая база начала свою работу в декабре 2011 года, с того момента ЕЦБ последовательно внедрял требования о представлении информации по сделкам с залоговым обеспечением на поэлементной основе. Раскрытие информации по сделкам секьюритизации позволило повысить прозрачность рынка секьюритизации, увеличило
1 The European Data Warehouse [https://eurodw.eu/]
возможности проверки портфелей сделок для целей рефинансирования ЕЦБ 1.
Актуальным можно признать процесс создания специализированных бюро кредитных историй и баз данных для векселей МСП. Положительный опыт в реализации подобного проекта продемонстрировала французская компания FIBEN, которая создала корпоративное хранилище данных, управляемое Банком Франции для содействия осуществлению денежно-кредитной политики и проверки подлинности векселей. Кредитные учреждения имеют доступ к базе данных, которая содержит информацию, необходимую для анализа кредитного риска и является хорошим инструментом для принятия кредитных решений и мониторинга компаний. С ее использованием компании также могут получить доступ к рефинансированию через банки. По состоянию на ноябрь 2009 года общая сумма кредитов МСП во Франции составляла 262,4 млрд долларов США. Во время кризиса, в период с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года, в то время как объем кредитов, предоставленных частному сектору, в целом снизился, кредитование МСП выросло более чем на 1,9%.
Большой вклад имеет программа отмены ограничительных барьеров для регистрации и текущей деятельности предпринимателей и компаний МСП. В качестве примера можно привести опыт ЮАР. В большинстве развитых и развивающихся стран в законодательстве о ПОД/ФТ содержится требование о подтверждении места пребывания юридического лица при открытии счета. В ряде развивающихся экономик, включая ЮАР, большинство предпринимателей не находятся по адресу места пребывания, поскольку их работа носит мобильный характер. В 2002 году Резервный банк ЮАР признал требование законодательства в части представления подтверждения места проживания препятствием для клиентов с низким уровнем дохода и отменил его, в результате чего более шести миллионов таких клиентов открыли банковские счета.
Одной из эффективных программ является программ по предоставлению средств МСП через финансирование цепочек поставок. Впервые подобная практика была реализована в Мексиканском банке Развития - NAFIN, предоставляющим МСП on-line услуги факторинга. В 2001 году NAFIN разработал программу финансирования «цепочек поставок» между крупными корпоративными покупателями и мелкими поставщиками. Программа позволяла МСП получать финансирование от NAFIN за счет передачи прав требования к крупным закупщикам. В результате, к середине 2009 года в программе участвовало 455 крупных компа-
ний-покупателей (51% сектора), более чем 80 000 МСП и 20 факторов, включая банки. Объем дополнительного финансирования составил более 60 млрд долларов США.
Среди актуальной программы в свете перехода к зеленой экономики можно выделить направление по созданию новой экосистемы для МСП, включающей развитие финансово-конъюнктурных центров, торгово-финансовых домов, а также ассоциации экспортеров. Существенный вклад в развитие новой экосистемы для МСП может внести создание новых форм внешнеэкономического партнерства государства и бизнеса. В развитых странах мира система поддержки МСП предполагает деятельность не только представителей власти, но отраслевых экспертов, юристов, медиа (например, представители фармацевтической отрасли США отслеживают затрагивающие отрасль дискуссии и предложения на всех крупных форумах АТЭС). Кроме того, в качестве примера организации торгово-финансовых представительств и конъюнктурно-финансовых центров может выступить модель торгпредств в США, которые функционирует через экономические отделы посольств. Функция анализа рынка при минимальном штате персонала там реализуется за счет местных экспертов, сеть которых более постоянна, чем меняющийся состав работников посольства. Также примером успешного функционирования ассоциации экспортеров считается Ассоциация экспортеров в Южной Корее, созданная при разработке программы экспортной экономики в сегменте МСП, объединяющая крупнейших игроков, ориентированных на экспорт, и уполномоченная ставить задачи органам власти. При создании такой ассоциации учитываются особенности деятельности крупных, средних и малых компаний, а также их отраслевая специфика.
Необходимо отметить также создание отраслевых технологических «хабов», которые помогают компаниям МСП находить новых партнеров и адаптировать выпускаемую продукцию к международным стандартам. Подобная практика с успехом реализуется в Китае, Южной Корее и ряде других стран, активно развивающих механизм отраслевых технологических «хабов» для МСП.
Полагаем, что адаптация данных программ в отечественной практике развития предпринимательства, позволила бы существенно нарастить объемы кредитования МСП и вывести сектор на новый уровень развития, что будет способствовать созданию смежной инфраструктуры и отраслей в рамках формирования новой экосистемы предпринимательства в экономике РФ.
1 Бугакова П. Ключевые вопросы регулирования рынка залоговых облигаций [https://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/Inf_ note_apr_0116.pdf]
Список литературы
1. Акаев А.А. Среднесрочная импортозамещающая модернизация - пусковой механизм стратегии формирования инновационной экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 2(14). С. 4-25. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_20296836_65031564.pdf (дата обращения: 25.10.2016).
2. Комков Н.И. Перспективы и условия восстановления потенциала воспроизводственного цикла // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 1(17). С. 36-45. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_22506036_23986642.pdf (дата обращения: 25.10.2016).
3. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Предпринимая новое. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономики страны // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 83-90. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=492104&sel id=11169551 (дата обращения: 05.11.2016).
4. Папченкова М, Кувшинова О. Борьба за риск // Ведомости. 2013. № 183(3445). С. 4.
5. Семенова Н.М. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в кредитной сфере: Российская и международная практика // Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика. 2015. № 2. С. 179-186.
6. Федорова И.Ю. Финансовый менеджмент: проблемы становления и направления развития в бюджетном секторе экономики России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1(66-1). С. 250-253. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=25460326 (дата обращения: 28.11.2016).
7. ФедороваИ.Ю., ФроловаА.В. Особенности программно-целевого финансирования объектов инфраструктуры в России // Финансовый бизнес. 2014. № 4. С. 40-45.
8. Stiglitz J., Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American Economic Review. 1981, vol. 71(3). pp. 393-410. URL: http://www.nber.org/ papers/w2164.pdf
Поступила в редакцию: 21.11.2016; одобрена: 15.01.2017; опубликована онлайн: 31.03.2017
Об авторе:
мортаза Али явар, аспирант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а), [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
References
1. Akaev A.A. Medium-term import substitution modernization as a trigger for the Russian innovation economy formation strategy. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Development). 2013; 2(14):4-25. (In Russ.)
2. Komkov N.I. Prospects and conditions for the restoration potential of the reproductive cycle. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovations. Development). 2014; 1(17):36-45. (In Russ.)
3. Lyasnikov N.V., Dudin M.N. Taking new. Modern Russian business. The role of small and medium enterprises in the country's economy. Kreativnaja jekonomika = Creative Economy. 2008; 5:83-90. (In Russ.)
4. Papchenkova M., Kuvshinov O. The struggle for risk. Vedomosti = Vedomosti. 2013; 183(3445):4. (In Russ.)
5. Semenova N.M. Gosudarstvennaja podderzhka malogo i srednego biznesa v kreditnoj sfere: Rossijskaja
i mezhdunarodnaja praktika [State support of small and medium-sized businesses in the credit sector: Russian and international practice]. Sodejstvie razvitiju malogo i srednego predprinimatel'stva: zarubezhnyj opyt i rossijskaja praktika = Promotion of Small and Medium Enterprises: foreign experience and the Russian practice. 2015; 2:179-186. (In Russ.)
6. Fedorova I.Y. Financial management: problems of formation and directions of development in the public sector of the Russian economy. Jekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship. 2015; 1-1(66-1):250— 253. (In Russ.)
7. Fedorova I.Y., Frolov A.V. Features of the program-targeted financing of infrastructure objects in Russia. Financial Business = Financial Business. 2014; 4:40—45. (In Russ.)
8. Stiglitz J., Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information. American Economic Review. 1981; 71(3):393—410. URL: http://www.nber.org/papers/ w2164.pdf
Submitted 21.11.2016; revised 15.01.2017; published online 31.03.2017
About the author:
Ali Ya. Mortaza, Post-graduate student, Dagestan State University (1, Batiraya street, Makhachkala, 367008), Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The author have read and approved the final manuscript.