УДК 33 doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.160.166
JEL: P28, M2, O2, O5
возможности использования международного опыта микрокредитования малых и средних промышленных предприятий
Илья Николаевич клюкин 1
1 ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 113054, г. Москва, Стремянный пер., дом 36
1 Кандидат экономических наук, доцент E-mail: ilyaklyukin@yandex.ru
Поступила в редакцию: 18.08.2016 Одобрена: 29.08.2016
Аннотация. Цель исследования. Повышение уровня обеспеченности финансовыми ресурсами малых и средних предприятий промышленного сектора ставят среди важнейших задач экономического развития как ведущие развитые страны мира, так и развивающиеся страны. В связи с вышесказанным, целью настоящей статьи является исследование микрокредитования как эффективного механизма стимулирования развития малых и средних промышленных предприятий и анализ возможности использования зарубежного опыта по совершенствованию процесса микрокредитования для стимулирования их развития. Методология исследования. Исследование проводилось на материале публикаций, посвященных различным аспектам микрокредитования промышленных предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе международного опыта микрокредитования малых и средних промышленных предприятий.
В статье проведен анализ функционирования различных моделей и технологий микрокредитования, раскрыты возможности взаимодействия коммерческих банков и микрофинансовых организаций (МФО) в рамках конкретных страновых моделей микрокредитования, а также сформулированы ближайшие задачи и направления деятельности государственных и регуляторных органов Российской Федерации, направленные на усовершенствование финансирования малых и средних промышленных предприятий. Озвученные в работе выводы позволяют говорить о том, что фонды поддержки малых и средних промышленных предприятий должны более активно способствовать привлечению частных инвестиций в реализации производственных и инновационных проектов их развития. В этом случае, активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых и средних промышленных предприятий, объединение и оптимизация различных источников финансовых ресурсов создаст благоприятные условия для расширения их доступа к финансово-кредитным ресурсам, а совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки повысит их ответственность за использование предоставленных средств и будет способствовать их развитию. При этом, основным направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление государством гарантий возврата кредитов.
Статья адресована специалистам в сфере финансово-кредитных отношений, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также всем, кто проявляет интерес к данной тематике.
ключевые слова: микрокредитование, микрофинансирование, малые и средние промышленные предприятия, микрофинансовая организация, модель микрокредитования.
Для ссылки: Клюкин И. Н. Возможности использования международного опыта микрокредитования малых и средних промышленных предприятий //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 160-166. бок10.18184/2079-4665.2016.7.3.160.166
Развитие малых и средних промышленных предприятий (далее МСПП) является основой становления рыночной экономики, условием, необходимым для политической и экономической стабильности страны. Их развитие ускоряет экономический рост страны, способствует пополнению бюджета, увеличивает количество занятых работников и др. По сравнению с зарубежными странами вклад МСПП в национальную экономику России незначителен, что связано с неэффективным функционированием производства, ограниченностью финансовых ресурсов и другими препятствиями их развития.
Главным финансовым источником развития МСПП, по-прежнему является прибыль от собственной
деятельности. Отсутствие свободных финансовых средств снижает конкурентоспособность МСПП.
Следует отметить, что проблеме развития МСПП уделяется определенное внимание правительства, местных органов власти. Органы государственной власти используют как прямые (предоставление субсидий, дотаций, льготные кредиты, гарантии и т.д.), так и косвенные формы финансовой поддержки МСПП (льготные режимы налогообложения, ускоренная амортизация и т.д.). Целевое бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с определенными программами государственной поддержки малого предпринимательства [1].
с
РАЗВИТИЕ
Потребность предприятия в финансовых ресурсах - объективное явление в условиях развития экономики, поскольку возрастает необходимость пополнения оборотных средств предприятий, обновления и модернизации основных фондов, использование новейших технологий и материалов, поиска новых рынков сбыта. В рыночной экономике для предпринимательских структур важна не только мобилизация финансовых ресурсов, но и их эффективное использование, что обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия.
Среди всех, наиболее доступных механизмов поддержки МСПП наиболее значимым, на наш взгляд, является микрокредитование. Оно направлено на нужды МСПП, которые не имеют достаточного доступа к услугам банков, других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками. Отметим, что граница между микрокредитованием и другими формами кредитования производится в зависимости от размера кредита, от величины самого предприятия, определяется объемом реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Сегодня многие страны имеют собственные модели и технологии микрокредитования (модифицированные, апробированные и адаптированные к национальным особенностям), каждая из которых имеет свои цели, принципы функционирования, требования и т.п. Существуют также общепризнанные модели, используемые всеми странами: индивидуальное микрокредитование через кредитные союзы, кредитные кооперативы, сети коммерческих банков второго уровня, микрофинасовые организации (МФО).
Пути интеграции микрокредитной системы в общую финансовую систему страны разнообразны, однако основными составляющими их являются:
а) рост масштабов деятельности микрофинансовых институтов и слияния неэффективных небанковских финансово-кредитных учреждений;
б) использование коммерческих источников финансирования, доступ к депозитным, клиринговым и расчетным центрам;
в) расширение использования микрофинансовых операций самими коммерческими банками;
г) внедрение новых микрокредитных технологий и инноваций.
Микрокредитование МСПП сегодня является неотъемлемой составляющей успешно функционирующей национальной финансовой системы, а предоставление данных услуг субъектам малого бизнеса имеет свою специфику для каждого из них.
Банки считают микрокредитование нерентабельным направлением деятельности в связи со зна-
чительными операционными затратами, поэтому изучение международного опыта организации микрофинансовых услуг другими субъектами финансового рынка, имеющего многолетнюю историю, а главное - положительные тенденции развития, является важным.
Микрокредитование получило широкое распространение в мире с середины 80-х годов XX века, причина чего заключается в исключительной эффективности новых технологии предоставления кредитов для малого и среднего бизнеса. Так, деятельность «Grameen bank» (основан в 1976 г.) и созданного им фонда «Grameen» (основан в 1997 г.), имеющих всемирную сеть и сотрудничающих с 52 партнерами в 22 странах, базируется на концепции микрокредитования, согласно которой «полученная в кредит денежная сумма будет использована на создание товара на продажу, часть дохода от которой, в свою очередь, будет использовано на погашение кредита». Сегодня «Grameen bank» обслуживает 6 100 000 заемщиков, предоставил более 4 млн. кредитов на общую сумму около 5 млрд. долл. США, размеры кредитов составляют от 100 до 10 тыс. долл. США, а их возвратность составляет 97%. Банк «Bancosol» в Боливии, который начинал свою деятельность как неправительственная организация, которая предоставляла микрокредиты МСБ и впоследствии успешно трансформировалась в коммерческий банк - является примером того, как микрокредитования не только обеспечивает заемным капиталом МСБ, но и способствует накоплению банковских ресурсов [2].
В развитых странах микрокредитование через предоставление небольших краткосрочных кредитов с нестандартной формой обеспечения способствует развитию МСПП, решает ряд задач (создание новых рабочих мест, рост производительности труда). При этом оно осуществляется как неправительственными организациями, так и специализированными государственными, полугосударственными и негосударственными учреждениями.
«Американская» модель микрокредитования базируется на взаимодействии государственных органов (Администрация Малого Бизнеса, АМБ, англ. - SBA) и организаций-посредников. Микрозаймы должны иметь целевой характер: на оборотный капитал, закупку оргтехники и оборудования (капитал займа не может расходоваться на приобретение недвижимого имущества и на авансовые платежи по нему) и предоставляются в размере до 35 тыс. долл. через сеть местных кредиторов-посредников с максимальным сроком возврата в 6 лет. При этом каждая ссуда сопровождается грантом на техническую помощь, а условия получения займа могут варьироваться в зависимости от: раз-
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 160-166
мера ссуды, процентных ставок (в зависимости от посредника), планируемого использования капитала, требований посредника и потребностей заемщика.
Кроме того, АМБ является институтом, обеспечивающим государственные контракты МСПП (согласно Закону о малом бизнесе 23% государственных заказов должно выполняться представителями малого и среднего бизнеса), услуги адвокатуры (защита интересов предпринимателей в суде), осуществление программ микрокредитования через сеть кредиторов-посредников и некоммерческих организаций, которые формируют специальные микрокредитные фонды автоматически возобновляемых кредитов помогают ими управлять [3].
После согласования заявления на участие в Программе, АМБ предоставляет заем кредитору-посреднику (практически все программы микрокредитования осуществляются в США некоммерческими организациями) в размере 750 тыс. долл. со сроком возврата до 10 лет (при условии, что весь объем займа будет использован именно на займы для МСБ), а проценты по микрокредитам варьируются в зависимости от типа программы кредитования - от 7 до 11% годовых [4].
В Германии микрокредитом считается сумма в 25 тыс. евро. Основными клиентами подобных программ являются мелкие бизнесмены, владельцы небольших семейных компаний, а процедура предоставления микрокредита, например, в «Berlin Investitionsbank» и других подобных банках, проще и выгоднее, чем получение аналогичных сумм в чисто коммерческих банках. Так, по данным немецкого исследовательского института «DIW», в обычном банке подобные кредиты предоставляются под 20% годовых, а в банках, работающих по программе стимулирования МСБ - под 4-6%, поскольку они уменьшают свои риски на 2/3 за счет средств государства [5].
Основными программами развития МСПП в Германии являются «Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса» и «Стимулирование сбережений для открытия собственного дела», в рамках которых МСПП предоставляются кредиты на льготных условиях (процентная ставка - 5-8% годовых, возможность продления сроков кредитования до 15 лет) через региональные банки со специализированными фондами. Немецкий Микрофинансовый Институт (DMI) и Микрофинансовый инвестиционный фонд работают с МСПП через сеть бизнес-инкубаторов и некоммерческих посредников, оперирующих ресурсами государства и направляют их в региональные банки на осуществление программ микрокредитования [6].
«Японская» модель финансирования программ микрокредитования МСПП базируется на особенностях рынка труда страны, где около 70% трудоспособного населения занято в сфере малого предпринимательства (по формам собственности преобладают индивидуальные и семейные предприятия). Она функционирует на основе государственных и частных специализированных организаций: Японской Государственной корпорации (финансирование МСПП путем льготных долгосрочных кредитов для увеличения основного и оборотного капитала предприятий, работающих в отраслях, которые определены правительством как приоритетные), Народной корпорации по финансированию (долгосрочные микрокредиты без имущественного обеспечения), Государственной корпорации страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (гарантии погашения займов). Региональные коммерческие банки половину собственных кредитов предоставляют малому и среднему бизнесу, а банки взаимопомощи и кооперативные учреждения - 100% [7].
Интересной особенностью финансово-кредитной поддержки МСПП в Японии является стимулирование их коммерческой деятельности в условиях объединения в кооперативы, благодаря чему МСПП имеют возможность получить землю, льготные кредиты для развития новейших технологий, разработки инноваций в сфере транспортной инфраструктуры.
Среди стран ЦВЕ наиболее эффективными считаются модели микрокредитования МСПП Польши и Венгрии. В то время, как «Grameen Bank» достиг значительного успеха в странах Азии, фонд «Фундуш Микро» в Польше является наиболее успешной МФО в Восточной Европе, которая сочетает услуги кредитования со сберегательными услугами, обучением и консультированием. «Фун-душ Микро» - это негосударственная организация, работающая в сфере микрофинансирования, которая на сегодняшний день имеет более 30 филиалов, действующих во всех регионах страны, и обслуживает около 34 тыс. микропредприятий с численностью работающих до 5 человек (портфель кредитов на сумму около 170 млн долл.). Принципы кредитования Фонда построены на индивидуальной, групповой и ротационной моделях: кредит предоставляется сроком на 3 месяца; средний размер кредита составляет 1,5 тыс. долл. США; эффективная процентная ставка - 35%; уровень возвратности по займам - 98%.
В Венгрии действует Венгерский фонд поддержки предпринимательства (HFEP, основан в 1990 г.) для обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный портфель программы микрокредитования которого составляет 9 млн. долл.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 3, pp. 160-166
США. 20 филиалов, действующих на всей территории Венгрии, имеют целевую группу клиентов - малые и микропредприятия со следующими характеристиками: штат не больше 10 человек; предприятия функционируют на рынке не более 2 лет; общий объем годовых продаж не превышает 60 тыс. долл. США.
Боливия является страной с особенно интересной, исключительно «боливийской моделью» относительно зрелого микрофинансового рынка с высокой концентрацией специализированных банков и других небанковских депозитных организаций микрофинансового сектора Уникальность этой модели, в отличие от других стран, заключается в том, что она не имеет отдельного специального законодательства, регулирующего деятельность МФО (кредитные негосударственные организации вообще практически не регулируются и находятся за пределами концептуальной основы финансовых институтов), а все субъекты финансового рынка страны регулируются одним Законом - «О банковских и финансовых учреждениях». Орган надзора финансовой системы Боливии (ASFI) регулирует деятельность банков, частных финансовых фондов (ЧФФ), сберегательных и жилищно-кре-дитных обществ, кредитных союзов и других частных финансовых компаний и институтов.
Законодательство содержит определение ЧФФ как общества с ограниченной ответственностью, основная цель деятельности которого заключается в предоставлении финансовых средств малым и микропредприятиям, чья деятельность осуществляется в городской и сельской местности. Требования к минимальному размеру капитала - для ЧФФ специальные права заимствования (SDR) - 916 тыс. долл. США (для банков SDR - 8 млн. долл. США); коэффициент достаточности капитала для банков и ЧФФ - 10%; верхний предел процентной ставки отсутствует; максимальная сумма кредита лицензированного ЧФФ < 20% от собственного капитала, за исключением кредитов, по которым необходимо получить специальное разрешение ASFI.
Деятельность ЧФФ ограничивается следующими сферами: а) осуществление операций факторинга; б) получение векселей или других документов инкассируется так же, как и осуществления операций инкассо, платежей и денежных переводов со счета на счет; в) осуществление электронных переводов и выпуск платежных поручений к оплате внутри страны и за рубежом; г) инвестирование средств в капитал компаний, осуществляющих деятельность в сфере страхования и секьюритизации; д) администрирования инвестиционных средств для инвестирования на счета третьих лиц. Именно благодаря ЧФФ (наделены юридическими правами по привлечению депозитов от населения,
предоставлению кредитов, расчетных операциях и продаже/покупке иностранной валюты для осуществления собственных операций) микрофинансирование превратилось в мощный финансовый сектор Боливии [8].
Кредитные кооперативы (САС) в Боливии имеют широкие «кредитные полномочия» по оказанию некоторых видов финансово-посреднических и связанных с ними услуг в зависимости от их категории: САС категории 1 или 2 имеют право размещать депозиты, предоставлять кредиты; САС категории 3 - выполнять аналогичные операции, за исключением финансового лизинга; САС категории 4 - осуществлять финансовые услуги в местной и иностранной валюте, за исключением дорожных чеков и кредитных карточек, форвардные и фьючерсные сделки по купле-продаже иностранной валюты, предоставление кредитов под залог имущества, подтверждение и получения денег по аккредитивам. Необходимым условием является проверка на профессиональную пригодность САС и добросовестность акционеров. Пруденциальные нормы для САС включают требования по достаточности капитала, формированию резервов на покрытие убытков по кредитам и ограничению по кредитам (на одного заемщика, связанным сторонам и т.д.) [9].
Модели микрокредитования в странах с переходной экономикой существенно отличаются от аналогичных в развитых странах: они не столь масштабные и их главной целью является поддержка предпринимательских инициатив экономически активных категорий населения, развитие локальных рынков и, в долгосрочной перспективе, формирование «среднего класса».
К основным факторам, определяющим позиции той или иной МФО на рынке, относятся: 1) готовность сотрудничать с МСПП в основном на начальном этапе его развития; 2) способность определять пакет услуг, который включает в себя не только финансирование, но и консультации в сфере финансового и управленческого учета, 3) понимание региональной и отраслевой специфики МСПП и разработка адекватной системы оценки рисков, 4) наличие достаточно подготовленного персонала для обслуживания и привлечения клиентов; 5) существенное влияние на развитие микрофинансовой инфраструктуры для МСПП государственных программ поддержки малого предпринимательства в сфере его микрокредитования.
Диапазон типов МФО, предоставляющих услуги в данном сегменте рынка, также сегодня значительно расширился и включает коммерческие банки, кредитные союзы, кооперативы и другие небанковские и неправительственные финансовые организации (общественные - некоммерческие или
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 160-166
смешанного типа). Количество новых компаний, вошедших в коммерческий микрофинансовый сектор и имеющих целью трансформироваться в коммерческие предприятия и регулируемые депозитные микрокредитные организации, также возросло (эта тенденция связана с растущим спросом на предоставление комплексных микрофинансовых услуг МФО).
В результате законодатели и представители органов регулирования начали осознавать, что микрокредитование необходимо рассматривать в масштабе всей национальной финансовой системы, а пруденциальная и непруденциальная формы регулирования и надзора должны быть синхронизированы с дальнейшим развитием данного сектора [10].
Каждая страна при разработке национальной модели и политики в сфере микрокредитования применяет «многоуровневый» подход, заключающийся в создании концептуальной основы системы регулирования микрокредитования как отдельного направления деятельности. То есть, определяются конкретные типы институтов, законодательные или регуляторные «окна», которые различаются по: 1) разрешенным видам деятельности (в основном, размещение депозитов по сравнению с предоставлением кредитов), 2) правовому статусом (коммерческие по сравнению с некоммерческими) и 3) подходом к регулированию и надзору (полное пруденциальное регулирования или только лицензирование по сравнению с отсутствием регулирования).
Подводя итоги, можно утверждать, что задача первого уровня для государственных и регулятор-ных органов Российской Федерации в ближайшее время - сбалансировать функционирование финансового сектора на основе инклюзивного финансирования, а поскольку данный сектор сравнительно молодой, - использовать опыт других стран как с точки зрения выбора и формирования модели микрофинансирования, так и относительно совершенствования законодательства. Согласно задачами второго уровня необходимо: а) четко структурировать риски, связанные с микрофинансированием, в частности, микрокредитованием для субъектов МСПП; б) изменить систему распределения ресурсов микрокредитования; в) ввести целевое финансирование развития инфраструктуры финансового рынка; г) разработать нормативно-правовую базу для участников рынка микрокредитования (по видам деятельности и институциональным формам).
Также требует внимания проблема определения системы показателей, согласно которым кредитные учреждения принимают решение о предоставлении кредитов. Решая, выдать кредит МСПП, банк всегда оценивает его финансовое состояние с точки зрения риска невозврата средств. Однако
максимальный лимит кредитования одного заемщика большинством банков не устанавливается.
Российским банкам необходимо усовершенствовать методику, процедуру управления процессом выдачи и сопровождения кредитов МСПП, повысить квалификацию персонала, способного решать эти задачи. Вполне естественно, что относительно высокий уровень процентных ставок по кредитам не устраивает МСПП, особенно те, которые только начали свою деятельность.
На наш взгляд, один из стимулов их успешного функционирования и развития - это удешевление кредитов. Для этого существуют различные механизмы. Во-первых, за счет того, что часть процентной ставки по кредитам может компенсировать государство. Но, стоит отметить, что такая схема требует большого объема бюджетных средств, и вследствие этого должен использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать. Во-вторых, посредством создания кредит-но-гарантийных учреждений, кредитных союзов и страховых компаний, содействия созданию кредитных кооперативов, союзов взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов. Это позволит МСПП получать дешевые микрокредиты и консультационные услуги.
Для стимулирования развития МСПП целесообразно обеспечить удешевление лизинговых платежей. Их кредитование должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств. Кредитные ресурсы для МСПП должны быть доступными, краткосрочными, беззалоговыми. Порядок выдачи микрокредитов должен быть максимально упрощенным.
Отметим, что большое значение для МСПП имеет разработка новых банковских продуктов на основе активных операций кредитных организаций. Важную роль в расширении доступа МСПП к финансовым ресурсам должно играть льготное кредитование через негосударственные органы содействия развитию предпринимательства, использование государственных кредитных линий, внедрение порядка кредитования МСПП коммерческими банками под гарантии бюджетных средств.
Ряд проектов, направленных на поддержку МСПП, может финансироваться из местного бюджета. Необходимо ориентировать органы государственной поддержки МСПП на взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, другими структурами их поддержки.
Анализ ситуации в сфере кредитования МСПП позволяет сделать следующие предложения по улучшению доступа МСПП к кредитным ресурсам:
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 3, pp. 160-166
процедура формирования кредитной документации в кредитных учреждениях должна быть максимально упрощена (конечно, не в ущерб самим кредитным учреждениям); кредитные учреждения должны предоставлять предпринимателям полный перечень документов, необходимых для получения кредита и методологические рекомендации для их подготовки и оценки.
На этом этапе предприниматели должны получить качественную информацию о перспективах получения кредита. Для эффективного решения программы микрокредитования нужно увеличить объем средств, выделяемых государством на поддержку МСПП. Источником формирования гарантийного фонда могут быть средства регионального бюджета на соответствующий финансовый год, предусмотренные на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Требует решения проблема создания действующего мотивационного механизма привлечения инвестиций в сферу МСПП, функционирующих на инновационной основе.
Таким образом, основным направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление государством гарантий возврата кредитов.
Фонды поддержки предпринимательства должны более активно способствовать привлечению частных инвестиций в реализации производственных и инновационных проектов развития МСПП. На наш взгляд, активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки МСПП, объединение и оптимизация различных источников финансовых ресурсов создаст благоприятные условия для расширения доступа МСПП к финансово-кредитным ресурсам, а совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки повысит
ответственность МСПП за использование предоставленных средств и будет способствовать их
развитию.
Список литературы
1. Клюкин И.Н. Особенности привлечения инвестиций в малые предприятия // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 1.2 (15). С. 213-224.
2. Килгоур Д. От неформальной экономики к малому предпринимательству: роль микрокредита. http://corruption. rsuh.ru/ mаgаzine/2/n2-10.shtml
3. Обзор деятельности АМБ. U.S. Smаll Business Administration. http://www.infousа.ru/economy/sbа.pdf
4. Власов И.П. Кредитование малого и среднего бизнеса: перспективы развития // Финансы и кредит. 2012. № 3 (339). С. 32-37.
5. Заболоцкая В.В. Микрокредитование как инструмент финансового обеспечения малого бизнеса // Вектор науки
ТГУ. 2011. № 1 (15). С. 217-221.
6. Кизим А.А., Филичкина Т.Б. Маркетинг и логистика в контексте развития предприятий малого бизнеса// Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №1 (44). С. 21-26.
7. Утамурадов А.Н. Финансовая поддержка малого бизнеса // Финансы и кредит. 2011. № 13 (349). С. 41-46.
8. MIX аnd CGAP. Lotin AmenM аnd the Cаribbeаn 2009 Mio^^nce Anаlysis аnd Bench^^^ng Report. Wаshington, DC: MIX. http://www.themix. org/sites/defаult/ files/2009%20LAC
9. Reguhtory Framework for Microfinаnce Operations in Bolivra. Lo Poz: ASOFIN. http:// www.microfinаncegаtewаy.org/gm/ document
10. Lаuer K. Transforming NGO Mfis: Criti^l Ownership Issues to Consider. Occosionol Pаper 13. Wаshington, DC: CGAP. http://www.cgаp. org/gm/document-1.9.4213/ OP13.pdf
11. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I. Ju., Frygin A.V. , Kucuri G.N. (2015) International Practice of Generation of the National Budget Income on the Basis of the Generally Accepted Financial Reporting Standards (IFRS) // Asian Social Science. Vol. 11, № 8. P. 119-126.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
research
the possibility of using international experience in micro-credit for small and medium-sized industrial enterprises
Ilya Klyukin
Abstract
Purpose of the study. Increasing the availability of funding for small and medium-sized enterprises of the industrial sector put among the most important tasks of economic development as the leading developed countries, and developing countries. In connection with the above, the purpose of this article is to study the micro-credit as an efficient mechanism to stimulate the development of small and medium-sized industrial enterprises and analyzing the possibility of using foreign experience in improving the process of micro-credit to stimulate their development. Research Methodology. The study was conducted on the material of publications on various aspects of the microcredit industry small and medium businesses, including international experience in micro-credit for small and medium-sized industrial enterprises.
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2O16. Т. 7. № 3. С. ^^бб
The article analyzes the functioning of the various models and micro-technologies, disclosed interoperability of commercial banks and microfinance institutions (MFIs) in the framework of country-specific microcredit models, and formulated the immediate tasks and activities of the government and regulatory authorities of the Russian Federation aimed at improving the financing of small and medium-sized industrial enterprises.
Sounding the findings suggest that the funds to support small and medium-sized industrial enterprises should be more actively attract private investment in the implementation ofindustrial and innovative development of their projects. In this case, the intensification offinancial-credit and investment support to small and medium-sized industrial enterprises, integration and optimization of the different sources of financial resources create favorable conditions for their access to financial and credit resources, and improvement of financial and credit support mechanisms will enhance their responsibility for use granted resources and contribute to their development. At the same time, the main focus of the use of public resources should not be the selection of direct investments, and insurance and the provision of state guarantees for loan repayment. The article is addressed to specialists in the field of financial and credit relations, persons engaged in entrepreneurial activities, as well as everyone who is interested in this subject.
Keywords: microcredit, microfinance, small and medium industrial enterprises, MFI, microcredit model.
correspondence: Klyukin Ilya Nikolayevich, Plekhanov Russian University of Economics (36, Stremyanny, Moscow, 113054), ilyaklyukin@ yandex.ru
Reference: Klyukin I. N. The possibility of using international experience in micro-credit for small and medium-sized industrial enterprises. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 3, pp. 160-166. doi:10.18184/2079-4665.2016.7.3.160.166
References
1. Klyukin I.N. Osobennosti privlechenija investicij v malye predprijatija [Features of attraction of investm ents into small enterprises]. Economy and management control systems, 2015, no. 1.2 (15), pp. 213-224. (In Russ.)
2. Kilgour D. Ot neformal'noj jekonomiki k malomu predprinimatel'stvu: rol' mikrokredita [From informal economy to small business: the role of microcredit] [electronic resource] access mode: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-10. shtml free. (In Russ.)
3. Obzor dejatel'nosti AMB [Review of the SBA] activity. U.S. Small Business Administration [electronic resource] access mode: http: //www. infousa.ru/economy/sba.pdf free. (In Russ.)
4. Vlasov I.P. Kreditovanie malogo i srednego biznesa: perspektivy razvitija [Lending to small and medium-sized enterprises: prospects]. The Finance and the credit, 2012, no. 3 (339), pp. 32-37. (In Russ.)
5. Zabolotskaya V.V. Mikrokreditovanie kak instrument finansovogo obespechenija malogo biznesa [Micro-credit as an instrument of financial support of small business]. Vector Science TSU, 2011, no. 1 (15), pp 217-221. (In Russ.)
6. Kizim A.A. Filichkina T.B. Marketing i logistika v kontekste razvitija predprijatij malogo biznesa
[Marketing and Logistics in the context of the development of small businesses]. Science and Education; agriculture and the economy; entrepreneurship; law and governance, 2014, no. 1 (44), pp. 21-26. (In Russ.)
7. Utamuradov A.N. Finansovaja podderzhka malogo biznesa [Financial support for small business]. Finances and Credit, 2011, no. 13 (349), pp. 41-46. (In Russ.)
8. MIX and CGAP. Latin America and the Caribbean 2009 Microfinance Analysis and Benchmarking Report. Washington, DC: MIX [electronic resource] access mode: http: //www.themix. org/ sites/default /files/2009% 20LAC free. (In Eng.)
9. Regulatory Framework for Microfinance Operations in Bolivia. Of La Paz: ASOFIN [electronic resource] access mode: http: // www.microfinancegateway. org/gm/document free. (In Eng.)
10. Lauer K. Transforming NGO Mfis: Critical Ownership Issues to Consider. Occasional Paper 13. Washington, DC: CGAP [electronic resource] access mode: http: //www.cgap. org / gm / document-1.9.4213 / OP13.pdf free. (In Eng.)
11. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I. Ju., Frygin A.V. , Kucuri G.N. (2015) International Practice of Generation of the National Budget Income on the Basis of the Generally Accepted Financial Reporting Standards (IFRS). Asian Social Science, vol. 11, no. 8, pp. 119-126. (In Eng.)