УДК 334 ББК 65.291.212 В 55
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ
(Рецензирована)
Вишняков Игорь Петрович,
аспирант кафедры государственных, муниципальных финансов и финансового инжиниринга Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 240-30-30, е-mail: hsb@sfedu.ru
Аннотация. В статье рассмотрена проблема поддержки среднего и малого предпринимательства в Южном Федеральном округе и в Ростовской области. Тема актуальна, т.к. именно на малых и средних предприятиях держится экономика развитых стран.
Развитие микрокредитования в и рынка финансовых требует обоснования и практических вопросов, связаны с рычагов взаимодействия государственного и секторов экономики, нормативно-правовой базы и регулирования.
Особое внимание уделено проблеме микрокредитования малых предприятий, с описанием региональных программ поддержки и анализом конкретных сумм субсидий и микрокредитов, условий их выдачи и т.д.. Рассмотрена специфика организаций как организаций рода, их роли и воздействия на процессы в России, которое выражается в спроса на кредиты для предприятий среднего и малого и усилении перетока за счет кредитов предприятиям реального сектора экономики, а участия в банковской системы, для обеспечения гибкости финансовой и функционирования дифференцированной банковских в РФ.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, микрофинансирование, микрофинансовые организации, субсидии, программа поддержки, инвестиции, займы, Южный федеральный округ, государственная поддержка
PRIORITY DIRECTIONS OF REALIZATION OF THE INSTRUMENTS FOR FINANCING SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS: REGIONAL COMPARISON
(Reviewed)
Vishnyakov Igor Petrovich,
postgraduate student of the Department of state, municipal finance and financial engineering, Higher school of business, Southern Federal University, Rostov-on-don. Ph: (863) 240-30-30, e-mail: hsb@sfedu.ru
Summary. The article considers the problem of supporting small and medium businesses in the southern Federal district and Rostov region. The topic is relevant, because on small and medium enterprises hold the economy of the developed countries.
The development of the microcredit sector in Russia and market development of financial services requires the
theoretical study and practical resolution of issues that are associated with the organization levers of the financial interaction between the public and private sectors of the economy, the development of the legal base and state regulation.
Special attention is paid to the problem of microcrediting of small businesses, with a description of regional programs of support and analysis specific amounts of subsidies and microcredit, the conditions of issuance, etc.. The specifics of microfinance organizations and credit organizations of a special kind, their special role and positive impact on the economic processes in Russia, which is reflected in the demand for loans to enterprises medium and small businesses and strengthening the flow of capital through the provision of loans to enterprises of the real sector of the economy, and participation in the transformation of the banking system, to ensure the flexibility of the financial system and the functioning of the differentiated structure of the banking organizations in Russia.
Keywords: small enterprise, medium enterprise, microfinance, microfinance institutions, subsidies, support program, investments, loans, South Federal district, state support.
Как известно, малое и среднее предпринимательство - это основа экономик большинства индустриально развитых стран (ИРС), в которых на долю малого и среднего бизнеса в ВВП приходится не менее 50%. В России этот показатель значительно ниже - около 21% ВВП, из которых половина приходится на торговлю. По другому критерию -обеспеченности рабочими местами экономически занятого населения за счет сектора МСП ЕС и США опережают российскую экономику, что составляет, соответственно - 67%; 50%; 27% [1]. Именно на развитии малого и среднего бизнеса, на выявлении перспективных траекторий и стратегий его развития, необходимо концентрировать внимание. В данном направлении важно сформировать эффективные общие и специальные инструменты, которые способствовали бы обеспечению обозначенной стратегической задачи развития волатильной экономики, поскольку именно малый и средний бизнес, способен наиболее быстро не только адаптироваться к текущей ситуации, но и вырабатывать свои бизнес-технологии, дающие наилучший результат.
За 2014 - 2015гг. отечественная экономика вступила в новый этап развития, состоявший в снижении темпов экономического роста, повышении инфляции, заметном спаде инвестиционной активности, резком сокращении импорта, изменении потребительских настроений и т.п. [2] Последовавшее с середины 2012 г. замедление экономического роста первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне, и стабилизацией цен на нефть. До этого времени расширение инвестиций в нефтедобычу и другие сырьевые отрасли во многом ориентировалось на ожидания возрастающей динамики мировых цен на нефть и продолжение улучшения мировой конъюнктуры. В сложившихся условиях особое значение приобретают инструменты обеспе-
чения финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса, реализуемые в регионах.
Малый и средний бизнес - сегмент экономики, доказавший свою жизнеспособность в условиях рыночных отношений, оказывающий позитивное влияние на занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Именно он, являясь одним из ключевых секторов донской экономики, объединяет наиболее мобильную, адаптивную и восприимчивую к изменениям часть экономического сообщества и может способствовать росту экономики, повышению ее инвестиционной привлекательности, улучшению качества бизнес-среды.
По итогам 2014 года зафиксировано замедление экономических параметров деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и в Ростовской области, где зарегистрировано свыше 54,7 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, из которых 48,5 тыс. единиц - микропредприятия. В сравнении с другими регионами Южного федерального округа (ЮФО) Ростовская область занимает лидирующие позиции по количеству малых и средних предприятий. Вместе с тем по итогам 2014 года количество субъектов предпринимательства уменьшилось на 2,8% к 2013 году, что ниже запланированного на 5,2% [3].
Начиная со второй половины 2011 года, предприятиям Ростовской области удалось преодолеть спад инвестиционной деятельности, темпы освоения инвестиций имели устойчивую положительную динамику роста. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Ростовской области реализовы-валась в рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и средне-
го предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы по следующим направлениям [3]:
предоставление кредитов субъектам МСП банковскими учреждениями;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам;
предоставление субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам (займам), привлеченным субъектами МСП, по договорам, заключенным в 2010, 2011 годах, а также кредитными потребительскими кооперативами для предоставления займов своим членам -субъектам МСП;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам на реализацию инвестиционных проектов;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части лизинговых платежей, в том числе первоначального взноса;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов;
предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части стоимости присоединения к сетям: электрическим, газораспределительным, водопровода и канализации;
предоставление субсидий субъектам МСП на развитие центров времяпрепровождения детей;
предоставление займов субъектам МСП микрофинансовыми организациями (кредитными кооперативами, Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства, фондами поддержки малого и среднего предпринимательства и фондами местного развития)
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны- импортера;
предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-яр-марочных мероприятиях;
привлечение субъектов МСП к участию в конкурсах (торгах) на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд;
предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ростовской области для реализации муниципальных программ развития субъектов МСП.
Основными источниками инвестирования у малых и средних предприятий в Ростовской области по-прежнему выступают кредиты банков и заемные средства других организаций. В 2014 году 30 банков - участников Программы предоставили 19 505 кредитов субъектам МСП на общую сумму 135 263 224,8 тыс. рублей, что на 18% больше аналогичного показателя 2012 г. [2, 182]
В 2014 году 5 банков - участников Программы разработали и внедрили новые кредитные продукты для малого и среднего бизнеса. В течение года совершенствовались действующие кредитные продукты банков для предпринимателей.
Для участия в торгах на размещение заказов, в том числе для государственных и муниципальных нужд в 2014 году, субъектам МСП банками предоставлялись банковские гарантии.
В рамках организации консультационной поддержки субъектов МСП по вопросам кредитования и микрофинансирования подавляющим большинством банков в течение года проводились семинары, «круглые столы», конференции. В 11 банках организованы и действуют телефоны «горячей линии».
Для субъектов МСП организованы консультационные площадки в центрах обслуживания малого бизнеса, действующие на базе как самих банков, так и большинства их филиалов. В рамках работы консультационных площадок для субъектов МСП проводятся консультации по вопросам привлечения финансовых ресурсов, предоставления финансовой поддержки, правовые консультации, консультации по ведению бухгалтерского учета и налогообложения субъектов МСП.
В течение отчетного года Юго-Западным банком Сбербанка России, ЗАО КБ «Росэнергобанк», ОАО Банк «Возрождение», ОАО «БИНБАНК», ОАО «Инвестиционный торговый банк» предоставлялись кредитные ресурсы микрофинансовым организациям.
В целях облегчения доступа к финансовым ресурсам, а также содействия модернизации производства субъектов МСП предоставляются субсидии на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам.
На предоставление субсидий в 2014 году направлено более 8,5 млн. рублей. По итогам реализации мероприятия в 2014 году оказана поддержка 29 субъектам МСП.
Помимо банковского кредитования в Ростовской области уделяется большое внимание развитию микрофинансовой деятельности, что способствует общему улучшению социально-экономической обстановки в предпринимательской сфере, а также облегчает доступ субъектов малого и
среднего предпринимательства к привлечению заемных ресурсов. В Ростовской области действуют 15 микрофинансовых организаций, учредителями которых являются исполнительные органы власти и органы местного самоуправления Ростовской области, а именно: НП «РРАПП», два агентства поддержки предпринимательства в Белокалитвинском и Куйбышевском районах, четыре фонда местного развития в городах Гуково и Зверево, Тацинском и Красносулинском районах; 8 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в городах: Азов, Донецк, Таганрог, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Шахты, Октябрьском и Боковском районах [4].
Капитализация микрофинансовых организаций составляет 543,8 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2014 г. зарегистрировано 726 действующих договоров займа на общую сумму 470,6 млн. рублей, из них 580 договоров заключено в 2013 году на общую сумму 355,6 млн. рублей [6].
В целях увеличения объемов предоставляемых заемных ресурсов субъектам МСП из средств областного бюджета муниципальным фондам поддержки предпринимательства Октябрьского района и городов Донецк, Новошахтинск, Таганрог, Ростов-на-дону, Шахты, а также НП «Агентству поддержки малого и среднего бизнеса г. Белая Ка-литва и Белокалитвинского района перечислены имущественные взносы на общую сумму 126,4 млн. рублей. Из средств местных бюджетов на эти цели было направлено 14,6 млн. рублей.
НП «РРАПП» является одной из наиболее крупных микрофинансовых организаций на территории Ростовской области, объем капитализации которой составляет 748, 9 млн. рублей. В 2013 году на развитие программы микрофинансирования НП «РРАПП» предоставлен имущественный взнос в размере 409,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 327,9 млн. рублей. В отчетном году НП «РРАПП» выдано 740 займов субъектам МСП на сумму 488,1 млн. рублей [6]. В целях построения комплексной системы микрофинансирования в Ростовской области на базе НП «РРАПП» создано представительство Российского Микрофинансового Центра в Ростовской области.
В целях консультационной поддержки мин-сельхозпромом области систематически проводятся консультации, размещается информация в средствах массовой информации, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для обеспечения кредитными ресурсами физических лиц и владельцев личных подсобных хозяйств на территории Ростовской области осуществляют свою деятельность 50 кредитных коопе-
ративов (зарегистрировано 72), из которых 43 являются сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами. Общая численность пайщиков составляет около 12,5 тыс. человек. Общая сумма активов кредитной кооперации в 2014 г. составила более 1,9 млрд. рублей. Число несельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов - восемь (действуют семь). Данные организации объединяют около 8,5 тыс. членов [3].
В целях расширения доступа к финансовым ресурсам субъектам МСП, которые не обладают достаточным залоговым обеспечением для получения кредита, в 2009 году создана некоммерческая организация «Гарантийный фонд Ростовской области» (далее - Гарантийный фонд). Капитализация Гарантийного фонда в 2014 г. составила 1 144,3 млн. рублей, лимит поручительств - 2 403,0 млн. рублей. Гарантийный фонд сотрудничает с 24 банками. По итогам 2014 г. Гарантийным фондом предоставлено 194 поручительства на общую сумму 1 125,7 млн. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов в банковских учреждениях на общую сумму 2 460,6 млн. рублей [3].
Лизинговыми компаниями и банками, предоставляющими услуги лизинга, - участниками Программы за 2014 г. предоставлено свыше 1500 единиц основных средств в лизинг субъектам МСП на общую сумму 2 162,2 млн. рублей. На предоставление субсидий в целях возмещения части лизинговых платежей в 2014 г. направлено около 42,0 млн. рублей из федерального бюджета. По итогам реализации мероприятия в 2014 г. оказана поддержка 94 субъектам МСП [3].
Органы исполнительной власти Ростовской области, а также органы местного самоуправления привлекают предприятия малого бизнеса для размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В разрезе основных форм поддержки распределение средств выглядит следующим образом: развитие системы микрофинансирования - 126,2 млн. рублей; предоставление субсидий начинающим предпринимателям - 120 млн. рублей. В 2014 г. в бюджетах муниципальных образований на реализацию мероприятий программ было предусмотрено 103,5 млн. рублей, фактическое освоение составило 102,6 млн. рублей, или 99,2 %. Всего на местном уровне поддержку получили 782 субъекта МСП [5].
Перечисленные и многие другие направления реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства безусловно важны с точки зрения достижения одной из главных целей - обеспечение его финансовой устойчивости, позволяющей не только развиваться самому бизне-
су, но и получать ощутимый эффект от внедряемых инструментов поддержки.
Доказательством этому могут служить критерии оценки эффективности данных программных мероприятий, которая производится как с позиции обоснованности осуществления бюджетных расходов и соответствующей отдачи в бюджеты, так и уровень охвата данной программой целевой аудитории - малого и среднего бизнеса.
Критерий результативности бюджетных расходов на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности» и определяется по формуле:
КРБР. =_ОНП. / ОБР.
(1)
где КРБР. - коэффициент, определяющий результативность бюджетных расходов в ьтом году;
ОНП. - объем налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет Ростовской области от субъектов МСП, получивших финансовую поддержку в ьтом году;
ОБР. - объем бюджетных расходов в ьтом году на финансовую поддержку субъектов МСП.
По итогам 2014 г. коэффициент результативности бюджетных расходов КРБР составил 6,34. Таким образом, на каждый рубль бюджетных средств, направленных на субсидирование, в бюджет вернулось более 6 рублей в виде налоговых поступлений получателей субсидий.
Критерий охвата субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области государственной поддержкой» позволяет оценить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой, оказываемой в рамках Программы, и определяется по формуле:
КСМСП = К'Ф + Ки + К'ИНФ + Кк + Кп + К'О, (2)
где КСМСП - количество получателей государственной поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'ф - количество получателей финансовой поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'И - количество получателей имущественной поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'ИНФ - количество получателей информационной поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'К - количество получателей консультационной поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'П - количество получателей поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации в рамках реализации Программы в отчетном году;
К'О - количество получателей организационной поддержки в рамках реализации Программы в отчетном году.
КСМСП в 2015 году составил 125 223 единицы и превысил данные 2014 года на 27 257 единиц.
В условиях общего ухудшения макроэкономической обстановки достижение сильного мультипликативного эффекта в развитии МСП возможно при многократном увеличении инвестиций в экономику страны с помощью активного кредитования малых и средних компаний. Направление кредитования МСП является перспективным и может стать магистральным направлением модернизации банковской системы России. Однако в сложившихся условиях этого невозможного достичь без комплексной программы государственной поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса, которая будет подкреплена должной политической волей и взаимным стремлением к развитию всех участников рынка.
Можно выделить главные направления государственной поддержки МСП в целом и системы его кредитования в частности:
Создание условий для освоения субъектами МСП новых рыночных ниш и укрепления позиций на уже занятых;
Упрощение и снижение налогообложения в интересах представителей малого и среднего предпринимательства;
Обеспечение доступа к кредитным ресурсам (преимущественно длинным кредитам) малого и среднего бизнеса1.
В условиях поддержки российского производства и предпринимательства, как никогда актуальной ввиду первостепенности политики импорто-замещения, необходимо принять комплекс мер на государственном уровне, который позволит повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса. Основываясь на утвержденном Правительством РФ «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», можно вы-
1 Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland. ru/Donland/Pages/View.aspx?itemId=126053&mid=128713& pageid=124053
делить ряд предложений для достижения поставленных целей в сфере развития МСП:
увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для микропредприятий - с 60 до 120 млн. руб.; для малых предприятий - с 400 до 800 млн. руб., для средних предприятий - с 1 до 2 млрд. руб. Это позволит расширить участие быстрорастущих малых и средних предприятий в государственных и муниципальных программах поддержки;
расширение мер поддержки малых инновационных предприятий посредством предоставления грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективы коммерциализации;
расширение возможностей доступа МСП к закупкам, осуществляемым в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» с целью увеличения спроса на продукцию малого и среднего бизнеса2.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий // Актуальные вопросы экономики управления. -2014. - №3 (061).
2. Воронцова Л.В., Евсеев Г.В. Микрофинансирование как инструмент финансово-кредитной системы: опыт, проблемы и перспективы развития в России. // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - №1(21). - С. 179-186.
3. Крюков С.П. Миссия МСП Банка - финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства // Деньги и кредит. - 2014. - №4.
4. Григорьян С.А. Проблемы и перспективы микрофинансирования в России. // Вестник научных конференций. - 2016. - № 3-4(7) . - С.31-34.
5. Зотова А.И., Савенко О.Л., Савенко М.Н. Особенности финансирования малого и среднего предпринимательства в турбулентной экономике // Экономика и социум. - 2015. - №1 (14).
6. Александрова Л.С., Захарова О.В., Шакер И.Е. Развитие микрокредитования в России. // Экономика. Бизнес. Банки. - 2012. - №7. - С. 4 - 19.
2 План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году от 28.01.2015. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/16639/