Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь -март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00524.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 658
Левченко Ксения Александровна
Магистрант
ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск ka. levchenko 16z37@omgau.org
Епанчинцев Виталий Юрьевич
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск vu.epanchintsev@omgau.org
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассмотрены виды государственной поддержки малого бизнеса. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, субсидия, программы поддержки, гранты, гарантийные фонды, кредитование, микрофинансирование и налоговое регулирование.
Актуальность исследования данной статьи связана с тем, что в России развитию малого и среднего предпринимательства (далее МСП) придается большое значение. Поддержка МСП со стороны государства рассматривается как одно из направлений экономической реформы, способствующее формированию дополнительных рабочих мест (снижение уровня безработицы), увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, развитию инновационных технологий, росту конкуренции, наполнению потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг.
Под понятием «государственной поддержки предпринимательства» понимают целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств, а также инвестирование в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет такие функции как выработка государственной политики, нормативное правовое регулирование в области развития МСП в России является Министерством экономического развития Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. от 28.12.2013 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6].
Достаточно низкой остается доля малых предприятий в ВВП. В странах с развитой экономикой (Франция, Япония, США и Германия) доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет около 50-60 %. В России же, по оценкам Минэкономразвития, данный показатель равен 20-25 %.
В долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.запланирован рост доли МСП в ВВП к 2020 г. до 60-70 % [1].
В целях осуществления государственной политики в сферестановления предпринимательства в РФ предусматриваются следующие формы государственной поддержки:
- финансовая - меры по предоставлению финансовой помощипредпринимателям;
- имущественная - предоставление МСП имущества, принадлежащего государству, на правах пользования (земельные участки, производственные помещения);
- информационно-консультационная - создание информационных систем, а также бесплатные консультационные услуги государства по ведению бизнеса (работа с предпринимателями на семинарах, тренингах, курсах);
- инфраструктурная - меры по предоставлению инфраструктурной помощи МСП в целях формирования комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, а также создание бизнес-инкубаторов, центров предпринимателей, многоцелевых фондов, агентств поддержки МСП, инновационных центров;
- организационная - поддержка в участии в выставочных мероприятиях и ярмарках.
Также для МСП характерны следующие особенности: упрощенные правила ведения
бухгалтерской отчетности, составления статистической отчетности; упрощенная система налогового учета для МСП; особенности участия малых предпринимателей в государственных закупках.
Необходимо отметить, что в законодательстве Омской области присутствует понятие государственно-частного партнерства. Целью государственно-частного партнерства является обеспечение привлечения и эффективного использования материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для развития экономики и социальной сферы Омской области в части создания, а также развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, реализация инновационных проектов, повышения уровня жизни населения.
Задачами государственно-частного партнерства являются:
- привлечение частного капитала в государственный сектор;
- повышение эффективности управления собственностью Омской области;
- эффективное использование бюджетных средств [2].
Более подробно рассмотрим основные финансовые инструменты, которые применяются в России:
- предоставление грантов субъектам малого бизнеса;
- создание гарантийных фондов;
- кредитование субъектовмалого предпринимательства;
- микрофинансирование субъектов малого бизнеса;
-налоговое регулирование и оптимизация налогообложения малого предпринимательства.
Финансовая поддержка заключается в предоставлении денежных ресурсов на открытие и развитие малого бизнеса (компенсации, субсидии, гранты, льготные кредиты). Например, предоставление субсидийкомпаниям, которые занимаются инновационной деятельностью; субсидирование процентной ставки по выдаваемым кредитам МСП; софинансирование затрат на покупку оборудования.
Однако объем государственной поддержки имеет тенденцию к снижению. Так, в 2014 г. на поддержку малого бизнеса было предоставлено около 20 млрд. рублей, а уже в 2015 г. -
17 миллиардов рублей. В 2016 г. из бюджета РФ на поддержку МСП было выделено более 11 миллиардов рублей, при этом изначально был запланирована финансовая помощь в размере 15 миллиардов рублей. К сожалению, в 2017 г. отрицательная тенденция сохраняется. Данная тенденция связана с замедлением роста экономики, снижением доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении [3].
Рассматривая поддержку малых предприятий в форме грантов, следует отметить, что начинающие индивидуальные предприниматели и малые предприятия, действующие не более двух лет, могут получить гранты в размере до 500 тыс. руб. Так, государство готово возместить часть затрат на открытие дела. Предоставленные средства предприниматели могут направитьна приобретение оборудования, сырья, выплаты аренды, но не для уплаты заработной платы сотрудникам. Таким образом, затраты должны иметь целевой характер. Для получения финансовой поддержки необходимо:
- пройти краткосрочное обучение;
- представить бизнес-проект, который оценивают региональные (муниципальные) комиссии с участием представителей некоммерческих объединений предпринимателей [6].
Региональные гарантийные фонды также являются инструментом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, поскольку выдача государственных гарантий по кредитам МСП является наиболее известной мерой государственной поддержки по всему миру. Гарантийные фонды предоставляют гарантии компаниям сегмента малого бизнеса. Поручительства фондов распределяются на кредитные договора, договора лизинга, договора о предоставлении банковской гарантии.
Гарантийные фонды действуют только на территории того субъекта, где они созданы. Кроме того, финансирование поступает из федерального и регионального бюджета. Все гарантийные фонды в России находятся под руководством Минэкономразвития. Размер, предоставляемой гарантии, должен составлять не более 70 % от обеспечения по кредиту. Гарантийный фонд может получить вознаграждение в объеме не более 3 % от размера поручительства (от 1 до 3%). Размер вознаграждения может зависеть от той отрасли, к которой относится субъект малого бизнеса [5].
Особое внимание традиционно уделяется кредитованию малого бизнеса. В Российской Федерации действует программа стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5»). Она заключается в предоставлении крупными банками с государственным участием (АО «Россельхозбанк», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк) льготных кредитов субъектам МСП.Величина процентной ставки для предпринимателя поданной программе составляет до 9,6% для среднего бизнеса и до 10,6% для малого бизнеса. По данной программе могут выдавать кредиты 32 банка. В планах у государства в 2017 г. предоставить кредиты предпринимателям в рамках данной программы в размере 50 млрд. рублей [7].
В отношении микрофинансирования у представителей малого бизнеса нередко возникают вопросы. Тем не менее, получателями данного вида поддержки являются региональные микрофинансовые организации, одним из учредителей которых является субъект РФ. Они предоставляют, в свою очередь, государственные микрозаймы МСП, не имеющим возможности воспользоваться банковскими продуктами из-за небольшого размера кредита или отсутствия кредитной истории. Субсидии микрофинансовым организациям выделяются для формирования либо пополнения фондов, которые предназначены для предоставления займов МСП. При этом максимальная сумма займа МСП в РФ не превышает 1 млн. руб. (согласно статистическим данным средний микрозайм - 453 тыс. руб.), срок займа - 12 месяцев. За осуществление программ микрофинансирования ответственны следующие организации: микрофинансовые институты, фонды поддержки
предпринимательства, сельскохозяйственные кредитные кооперативы.
Деятельность микрофинансовых организаций в части финансовой поддержки субъектов малого бизнеса регулирует Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступил в силу в 2011 г. [2].
Также законодательством предусмотрено применение специальных налоговых режимов в области налогообложения для субъектов малого предпринимательства:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- патентная система налогообложения.
Плательщики, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты следующих налогов:
- если плательщики юридические лица: НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций;
- если плательщиком является индивидуальный предприниматель: НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц.
Кроме государственных мер поддержки предпринимательства, предприятиям малого и среднего бизнеса рекомендуется принимать решения о консолидации нескольких предприятий. Автономное предприятие имеет собственную стратегию и тактику бизнеса, консолидированная же компания корректирует рыночную стратегию уже в силу того, что меняет масштаб бизнеса. Консолидация может стать более целенаправленной и результативной, если рассматривать ее как некоторый проект, предполагающий комплекс организационно и экономически обособленных мероприятий [4].
В заключение нужно сказать, что малое предпринимательство является основным звеном национальной экономики для многих развитых стран, поэтому для развития МСП нужна стабильно действующая система государственной поддержки. Внедрение эффективных финансовых инструментов и механизмов стимулирования МСП будет содействовать не только повышению роли МСП в российской экономике, но и также переходу к инновационной модели развития общества в нашей стране.
Ссылки на источники:
1. Распоряжение Правительства РФ:О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р). URL: http://base.garant.ru
2. Баетова Д.Р. / Бюджет и государственно-частное партнерство: теоретический и правовой аспекты/В сборнике: Экономические проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного производства и сельских территорий материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича: В 2 частях. Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. 2012. С. 82-86.
3. Баетова Д.Р. / Теоретические аспекты бюджетного риска/Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 85-89.
4. Гончаренко Л.Н., Елкина В.Н./ Консолидация территориального бизнес-сообщества: проектный подход/ Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 212-218.
5. Позднышев А.А., Богатикова О.В. / Оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России/Общество: политика, экономика, право. 2014. № 2. С. 36-43.
6. Федорова Л.П., Рыбаков А.Н. / Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний/Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 54-63.
7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ URL http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/
Kseniya Levchenko
Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Vitaliy Epanchintsev
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
State Support of Small and Medium Entrepreneurship in the Russian Federation
Abstract. This article focuses on research of support measures and regulation of small business in the Russian Federation. The article discusses the kind of government support for small businesses. The characteristic of a number of the actions directed on support of small and medium business is given.
Keywords: small business, medium business, government support, subsidy,support programs,grants, guarantees funds, loans, microfinance and tax regulation.