Научная статья на тему 'Финансовые инструменты региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства'

Финансовые инструменты региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / региональная политика / финансовая поддержка предпринимательства. / small and medium-sized entrepreneurship / regional policy / financial support of the state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова Ольга Васильевна, Нестеренко Ирина Юрьевна, Жилина Татьяна Алексеевна

В статье проанализированы результаты реализации региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области (по данным реестров получателей государственной финансовой поддержки малых и средних предприятий области за 2011–2016 годы). Сделаны выводы о целесообразности расширения практики использования возвратных видов предоставления финансовой поддержки в форме поручительств по банковским кредитам и банковским гарантиям, льготных инвестиционных кредитов, микрозаймов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артемова Ольга Васильевна, Нестеренко Ирина Юрьевна, Жилина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTRUMENTS OF REGIONAL POLICY OF SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP

The article analyzes the results of realizing regional programs of supporting small and medium-sized entrepreneurship in Chelyabinsk region according to the data of the register of receivers of the state financial supporting small and medium enterprises of the region in the period of 2011-2016. The authors make a conclusion about the necessity to broaden the practice of financial supporting in the form of warrantee of financial loan and bank guarantees, preferential investment credit, and microloans.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства»

УДК 332

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Артемова Ольга Васильевна,

Уральский социально-экономический институт

(филиал) Академии труда и социальных отношений, директор,

доктор экономических нау к, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: rect@ursei.ac.ru

Нестеренко Ирина Юр ьевна,

Уральский социально-экономический институт

(филиал) Академии труда и социальных отношений, заместитель директора, кандидат экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: nesterenko-chel@mail.ru

Жилина Татьяна Алексеевна,

Уральский социально-экономический институт

(филиал) Академии труда и социальных отношений, доцент кафедры экон омики, кандидат экономических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: zhilina2004@mail.ru

Аннотация

В статье проанал изированы результаты реализации региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области (по данным рее стров получателей государственной финансовой поддержки малых и средних предпр иятий области за 2011-2016 годы). Сделаны выводы

о целесообразности расширения практики использования воз вратных видов предоставления финансово й поддержки в форме поручительст в по банковским кр едитам и банковским гарантиям, льготных инвестиционных кредитов, микрозаймов.

Ключевые понятия: малое и среднее предпринимательство, региональная политика, финансовая поддержка __предпринимательства.

Значимой составляющей региональной экономической политики является политика поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) территории. Развитие МСП ведет к более полному испо льзова-нию ресурсов, прежде всего трудовых, способствует д иверсификации э кономики территории. Региональная политика поддержки МСП включает меры финансовой, имущественной, административной, образовательной и консультационной поддержки [2; 3; 7]. В статье, по данным реестров получателей государственной финансовой поддержки за 2011-2016 годы, размещенных на сайте Министерства экономического развития Челябинской области, проанализированы объемы и структура финансовых мер поддержки, т.к. данная форма поддержки является наиболее востребованной со стороны субъектов МСП, и объемы финансовой поддержки зан имают наибольшую долю в общем объеме финансирования программ подде ржки МСП.

В Челябинской области, по оценке 2015 г., зарегистрировано 114 тыс. о ргани-заций и предприятий всех фо рм собственности. Более трети оборота организаций области с оставляет о борот п редприятий малого и среднего бизнеса 1. Основные показатели государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Челябинской области представлены в таблице 1.

За период 2011-2015 гг. по всем субъектам малого и среднего бизнеса (с учетом сельхозпредприятий) наблюдается среднегодовой рост числа предприятий, получивших господдержку, в 1,7 раза. Следует отметить, что данная т енденция о буслов-лена преимущественно ростом численности получателей поддержки - предприятий сельскохозяйственного профиля - в 3,6 раза. Доля сельхозпредприятий в числе субъектов-получателей поддержки в 2013-2015 гг. составляла 94-96%. Без учета сельхозпредприятий, число получателей ф инансовой п оддержки за п ериод 2011-2016 гг. ежегодно снижалось - с 340 до 96 единиц, т.е. бол ее чем в 3 раза.

Объемы предоставляемой финансовой поддержки значительно менялись по годам: они достиг ли своего максимума в 2013 г. - 1889,6 млн рублей, и уже к 2015 г. снизились на 40% - до 1125,9 млн рубл ей. До 95% всей финансовой поддержки за

1 Отчет о реализации в 2015 году государственной программы «Комплексная поддержка и раз витие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы». Министерство экономического развития Челябинской области. [Электронный ресурс].URL:http://econom-chelreg.ru/ ргодггеа1ттдр?аг^с1е=3971 (дата обращения 26.03.2017) .

Показатели предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего пред принимательства

Челябинской области в 2011-2016 гг.

2011* 2012 2013 2014 2015 2016

Число субъектов, получивших финансовую поддержку, всего, единиц 340 1039 3273 3350 2772 Н.Д.

в т.ч. средние предприятия 18 180 390 364 232 Н.Д.

малые предприятия 103 329 635 685 496 Н.Д.

микропредприятия 219 530 2248 2301 2044 н.Д.

Число субъектов, получивших финансовую поддержку (без учета с/х предприятий), всего, единиц 340 302 194 134 106 96

Сумма предоставленной финансовой поддержки, всего, млн руб. 111,4 409,1 1889,6 1326,5 1125,9 н.Д.

в т.ч. средние предприятия 9,5 134,6 1010,0 556,5 293,1 н.Д.

малые предприятия 39,3 79,9 480,7 413,4 415,2 н.Д.

микропредприятия 62,6 194,6 398,9 356,6 417,6 н.Д.

Сумма предоставления финансовой поддержки (без с/х предприятий), всего, млн руб. 111,4 104,8 92,0 71,4 129,7 95,3

Средняя сумма финансовой поддержки одному субъекту МСП, тыс. руб. 327,6 393,7 577,3 396,0 406,2 н.Д.

в т.ч. средние предприятия 526,1 747,5 2589,7 1528,8 1263,1 н.Д.

малые предприятия 381,7 242,8 757,0 603,4 837,2 н.Д.

микропредприятия 285,9 367,2 177,4 155,0 204,3 н.Д.

Средняя сумма финансовой поддержки одному СМСП (без учета с/х предприятий), тыс. руб. 327,6 347,0 474,2 532,8 1223,6 992,7

в т.ч. средние предприятия 526,1 605,0 732,3 1006,1 1660,8 1098,9

малые предприятия 381,7 347,4 484,1 644,0 1369,5 1136,5

микропредприятия 285,9 336,8 411,9 210,6 884,0 688,5

*в 2011 г. в реестре получателей поддержки не отражались субсидии сельхозпроизводителям

Источник: авторские расчеты на основе данных р еестров субъектов малого и ср еднего бизнеса - получателей подде ржки в Челябинской области Министерства экономического развития Челябинской области. [Электронный ресурс]. иРЯ_:Ь йр://сЬе1Ы2пе5.ги/ро1исЬа1:еН-росИеггЫа/ (дата обращения 26.03.2017 г.).

анализируемый период предоставлялось сельхозпредприятиям. Суммы предоставляемой финансовой поддержки (без учета целевой помощи сельхозпредприят иям) в 2011-2016 гг. составляла 71,4-129,7 млн рублей ежегодно.

Средняя сумма субсидий на один субъект МСП по всем предприятиям составляла за анализируемый период от 327,6 до 577,3 тыс. руб. в год. По малым и средним предприятиям (без учета целевых субсидий сельхозпредприятиям) величина субсидий была выше - от 327 ,6 тыс. руб. до 1223,6 тыс. руб. в год.

Динамика объемов и структуры финансовой поддержки по видам субсидий в 2011-2016 гг. представл ена в таблице 2.

Анализ видов субсидий показывает, что за период 2011-2016 гг. существенно сокращается число предметов субсидирования. В 2011-2013 гг. п редоставлялось 12-15 видов субсидий. Одними из наиболее значимых по числу получателей и суммам субсидий были субсидии на реализацию предпринимательских проектов субъектами женского и молодежного предпринимательства, в сфере народных художественных промыслов и ремесленной деятельности, в сфере внутреннего, въездного туризма. Суммы финансовой помощи по некото рым видам субсид ий были незначительными, в пределах от 11 до 60 тыс. рублей на одно предприятие-получатель. К таким видам относили сь субсидии на образовател ьные услуги, аренду помещений и оборудования, земельных участков, возмещение затрат, связанных с реализацией программ энергосбережения, разработку и продвижение сайта в сети Интернет, получение патентов, компенсацию затрат по присоединению к объектам электроснабжения.

В 2014 г. предоставлялось 9 видов субсидий, в 2015-2016 гг. - только 5 видов. Наиболее з начимыми по числ у получателей и суммам финансовой помощи последние два года были субсидии на опл ату части лизинговых платежей, модернизацию производства и оплату пр оцентов по кредитам. Доля этих видов субсидий в общих объемах субсидирования составляла 95-99%, а средний размер субсидий на один субъект МСП - получателя поддержки в 2016 году: на оплату лизинговых пл ате-жей - 1320 тыс. руб., модернизацию производства - 1680 тыс. руб., оплату процентов по кредитам - 789,5 тыс. рублей.

В 2017 г. в Челябинской области финансовая поддержка субъектов малого и сред-

него предпринимательства осуществляется на возмещение затрат по следующим направлениям субсидирования:

- на уплату процентов по кредитам (3/4 ключевой ставки Банка России, действовавшей на дату уплаты процентов по кредитам, но не более 70% от произведенных затрат на уплату процентов по кредиту; размер кредита более 1,5 млн рублей; цель кредита - строительство (реконструкция) для собственных нужд производственных зданий,строений, сооружений и(или) приобретение оборудования, включая затраты на м онтаж о борудования, в ц елях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товар ов (работ, услуг));

- на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) (50% от произведенных в 2015-2016 годах затрат, связанных с приобретением оборудования, непосредственно участвующего в производственном пр оцессе);

- на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга (3/4 части от произведенных затрат по уплате авансового платежа (первого взноса) при заключении договора лизинга);

- на участие в международных и межрегиональных в ыставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях ( 80% от произведенных в 2015-2016 годах затрат по участию в международных и межрегиональных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях);

- на реализацию предпринимательских проектов субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторах (50% от произведенных в 2 015-2016 го дах з атрат по ре ализации предпринимательских проектов);

- субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехно-логических работ, повышение уровня экологической безопасно сти се льскохозяйствен-ного производства, повышение плодородия и качества почв, на поддержку в отрасли растениеводства, в то м числе элитного семеноводства, несвязанная поддержка, на приобретение в ысокотехнологичного о борудования д ля т епличного овощеводства, на модернизацию объектов АПК, на приобретение минеральных удобрений и др.).

В р еестрах су бъектов М СП - п олучате-лей государственной финансовой поддержки Челябинской области за 2011-2016 гг. не приведены данные по возвратным фор -

Виды финансовой поддержки субъектов М СП Челябинской области за 2011-2016 гг .*

Вид финансового субсидирования 2011 2012 2013 2014 2015 2016

единиц сумма, тыс.руб единиц сумма, тыс.руб. единиц сумма, тыс.руб единиц сумма, тыс. руб. единиц сумма, тыс. руб. единиц сумма, тыс.руб.

Субсидии на оплату части лизингового платежа 65 38486,0 36 20000,0 45 25000,0 42 30 350,2 35 43000 25 33000

Субсидии на компенсацию затрат по участию в выставочно-конгрессионных мероприятиях 20 1658,7 16 1084,0 8 500,0 21 1 099,3 0 0 19 3987,1

Субсидии на реализацию предпринимательских проектов 134 24647,0 121 26290,0 33 6500,0 21 3 530,4 6 1028,8 8 1303,2

Субсидии на аренду помещения и оборудования, земельных участков 3 111,1 12 484,0 11 1016,0 5 460,2 0 0 0 0

Субсидии на модернизацию производства 35 26438,5 49 42078,5 43 27639,0 19 18 000,0 45 60000 25 42000

Субсидии по договорам аутсорсинга 8 937,9 4 350,0 0 0 0 0 0 0 0 0

Субсидии на возмещение затрат с реализацией программ энергосбережения 0 0 1 38,6 0 0 0 0 0 0 0 0

Субсидии на оплату процентов по кредитам 30 9524,0 30 9658,4 19 15211,0 18 15882,2 20 25700 19 15000

Субсидии по сертификации продукции и регистрации товарных знаков 9 1454,0 5 300,0 3 701,0 0 0 0 0 0 0

Субсидии на получение патентов Б 282,0 6 354,4 7 143,0 3 142,9 0 0 0 0

Субсидии на компенсацию затрат по присоединению к объектам электроснабжения 4 196,0 2 200,0 0 0 0 0 0 0 0 0

Субсидии по оплате вознаграждения по договорам поручительства 3 399,0 3 303,0 1 200,0 1 22,3 0 0 0 0

Субсидии на разработку сайта в сети Интернет 7 268,0 4 113,0 0 0 0 0 0 0 0 0

Субсидии на образовательные услуги 3 38,0 6 169,0 1 11,0 0 0 0 0 0 0

Гранты МИП 14 6961,0 7 3500,0 20 10000,0 4 1789,0 0 0 0 0

Субсидии на разработку бизнес- планов инновационных проектов 0 0 0 0 3 5095,0 0 0 0 0 0 0

Итого 340 111400,5 302 104922,9 194 92016,0 135 71276,4 106 129728,8 96 95290,3

* не включены целевые субсидии сельхозпроизводителям

Источник: авторские расчеты на основе данных реестров субъектов малого и среднего бизнеса - получателей поддержки в Челябинской области

Министерства экон омического развития Челябинс кой области. [ Электронный ресурс]. URL: http://chelbiznes.ru/poluchateli-podderzhki/ (дата обращения 26.03.2017 г.).

мам финансовой помощи (поручительства, льготные инвестиционные кредиты, гарантии, микроза ймы). Но данные формы фи -нансовой помощи малым и средним предприятиям реализовывались - с 2009 года в области функционировал Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области. В 2015 г. данным Фондом заключено 248 договоров пор учи-тельств на сумму более 880 млн рублей, что п озволило п редприятиям п ривлечь кредитов на 1,8 млрд рублей. В рамках реализации соглашения между Фондом и акционерным обществом «Небанковская де-позитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий » в течение года было предоставлено 80 гарантий субъектам МСП на - общую сумму 336,8 млн рублей, объем кредитов составил 774,8 млн рублей2. С учетом возвратных форм финансовой помощи, общая численность субъектов МСП - получателей поддержки в Челябинской области в 2015 го ду состав ила 3100 предпри ятий и сумма финансовой помощи - 2342,7 млн рублей. При этом сумма финансовой помощи в форме поручительств и гарантий превысила сумму прям ой ф инансовой помощи в форме субсидий и составила 51,9% от общей суммы финансов ой поддержки.

В 2017 году в рамках государственной поддержки субъекто в МСП предполагается предоставление сл едующих возвратных форм поддержки:

- поручительств по кредитам, банковским гарантиям и лизингу. Максимальная сумма ответственности поручителя составляет 25 млн рублей. Размер ставки вознаграждения за предоставленную гарантию составляет 0,5-2,0% годовых;

- микрозаймы для субъектов МСП сроком до 1 года: для покрытия кассовых разрывов и потребностей в оборотных средствах, для приобретения объектов основных средств в сумме до 1 млн руб., на финансирование обеспечительных платежей при участии в те ндерах.

Проведенный анали здинамики и структуры финансовой помощи субъектам МСП Челябинской области за период 20112016 гг. позволяет выделить следующие основные тенденции и харак теристики.

1. Основной объем субсидий (до 95% по отдельным годам) получают сельхозпредприятия области.

2. Ежегодно происходит уменьшение сумм н евозвратной ф инансовой п одде-ржки субъектам МСП области (без учета целевых субсидий сельхозпроизводителям), за и сключением 2 015 го да, к огда сумма финансовой поддержки возросла.

3. За 5 лет число получателей финансовой поддержки (без учета цел евых субсидий сельхозпроизводителям) уменьшилось в 3,5 раза - с 340 до 96, а число сельхозпредприятий-получателей п оддержки увеличилось в 3,6 раза - с 737 в 2012 году до 2666 в 2 015 году.

4. Средняя сумма субсидий на один субъект МСП (без учета целевых субсидий сельхозпроизводителям) выросла за рассматриваемый период в 3 раза - с 327,6 тыс. руб. в 2011 году до 992,7 тыс. руб. в 2016 году. Средняя сумма целевых субсидий сельхозпроизводителям уменьшилась с 412,9 тыс. руб. в 2012 году до 373,7 тыс. руб. в 2015 году.

5. Существенно сократи лось количество видов субсидирования - с 15 наименований в 2011-2013 гг. до 5 наименований в 2015-2016 гг. Наиболее значимыми видам субсидий по предметам субсидирования

в настоящее время являются су бсидии на оплату лизинговых платежей, возмещение затрат в связи с модернизацией производства (приобретение основных средств), оплату процентов по кр едитам - их доля составляет 95-99% от общего объема субсидий (без учета цел евых субсидий сельхозпроизводителям).

6. В отчетной документации Министерства эк ономического р азвития Челябинской области в настоящее время не представлена систематизированная информация об объемах возвратных форм финансовой поддержки субъектам МСП. Но материалы Отчета о реализации в 2015 году государственной программы «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Че ля-бинской области на 2015-2017 годы» св и-детельствуют, что данный вид финансовой поддержки в области предоставляется, и он составляет значительную долю в общих объемах финансовой помощи (51,9% по итогам 2015 г.).

Уменьшение видов предоставляемых субсидий и увеличение сум м субсидий на одного субъекта МСП свидетельствует о

2 Отчет о реализации в 2015 году государственной программы «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы». Министерство экономического развития Челябинской области. [Электронный ресурс].URL:http://econom-chelreg.ru/progrrealmingp?article =3971 (дата обращения 26.03.2017).

положительной тенденции, т.к. позволяет сконцентрировать ресурсы и предоставить реальную помощь субъектам предпринимательства [4, с 10 0; 5, с 4]. Но уменьшение общей суммы субсидий и чи сла получателей поддержки означает сужение круга МСП - получателей поддержки. По итогам 2014 г. лишь 7,9% малых и средних предприятий Челябинской области являлись получателями финансовой поддержки. Если до 95% из н их - это получатели целевой поддержки сельхозпроизводителей, то получатели других видов субси дий составляют менее 1% от общего числа МСП области. Предоставление финансовой помощи такой малой доле предприятий вряд ли может оказать существенное влияние на развитие малого и среднего бизнеса территории.

Практика реализации форм поддержки МСП регионов России показывает рост значимости возвратных инструментов финансовой помощи в форме ми крозай-мов, по ручительств по кредитам, л изин-гу, банковским гарантиям. В частности, данные формы активно используются в соседнем с Челябинской областью регионе - С вердловской области [6, с. 60-62]. Данные св идетельствуют, что Свер дловс-кая область демонстрирует более высокие показатели развития малого и среднего бизнеса (см. табл. 3). И абсолютные (число МСП), и относительные (число МСП на 1 тысячу жителей) показатели развития МСП Свердлов ской области в 2014 и

2016 гг. были выше, чем в Челябинской области.

В н астоящее в ремя р еализацией ф и-нансовой поддержки начинающих и де йс-твующих предпринимателей Свердловской

области занимается Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). СОФПП - некоммерческая организация, региональный институт развития, созданный правительством Свердловской области для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса. Дан ным фондом предоставляются возвратные и невозвратные виды финансовой поддержки субъектам МСП (см. табл. 4).

Анализ динам ики показателей финансовой поддержки субъектов МСП Свердловской области свидетел ьствует об увеличении доли возвратных форм финансовой поддержки. В 2 016 г оду б олее 8 8% в сей финансовой поддержки предоставлялось в возвратно й форме. Из них наибол ее п о-пулярными являются поручительства по банковским кредитам и банковским гарантиям - их объе мы составили 72,2% от общей суммы возвратных форм поддержки в 2016 году. При этом предоставление поручительств в 2016 году на сумму 1153,6 млн. рублей п озволило привлечь заемных ресурсов на сумму 2953 млн рублей, т.е. в 2,5 раза больше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование именно возвратных форм финансовой поддержки имеет ряд преимуществ по сравнению с невозвратными формами:

- привлечение для поддержки МСП не только государственных средств, но и средств коммерческих организаций. Это значительно расширяет реально привлекаемые для поддержки М СП ресурсы. При

этом, как правило, объемы привлекаемых средств МСП пр евышают объемы поручительств и гарантий;

- возможность многократного использования средств, выделяемых на финансо-

Таблица 3

Показатели количества МСП Свердловской и Челяб инской областей

Показатели Челябинская область Свердловская область

2014 г. 2016 г. 2014 г. 2016 г.

Число малых и средних пр едприятий, единиц 42260 71405 82281 108649

в т.ч. средние предприятия 409 363 438 542

малые предприятия 4597 3142 6565 4601

микропредприятия 37254 67900 75278 103506

Численность населения области, тыс. чел. 3490,1 3500,7 4320,6 4330,0

Число МСП на 1 тысячу жителей 12,1 20,4 19,0 25,1

Источник: Росстат

Источник: составлено по отчетам СОФПП за 2014-2016 гг.[Электронный ресурс]. URL: http://www.sofp.ru /about/ documenty /otchetyi/ ( дата обращения 27.04.20l7)

Таблица 4

Финансовая поддержка субъектов МСП Свердловской области в 2014-201 6 гг.

Виды финансовой поддержки 2014 2015 2016

единиц сумма, млн руб. единиц сумма, млн руб. единиц сумма, млн руб.

возвратные формы

Поручительства по банковским кредитам и гар антиям 219 387,4 211 612,0 346 1153,6

Льготные инвестиционные кредиты 17 79,5 29 145,4 33 141,7

Микрозаймы 49 38,1 180 125,4 235 301,4

Итого 285 (36%) 505,0 (47%) 420 (57%) 882,8 (70,1%) 614 (67%) 1596,7 (88,2%)

невозвратные формы

Субсидии на модернизаци ю 99 447,0 78 304,3 108 153,6

Субсидии на авансовый платеж по лизингу 23 30,0 - - - -

Гранты начинающим предпринимателям 304 90,0 246 72,5 200 59,5

Компенсации резидентам бизнес-инкубаторов 84 2,6 - - - -

Итого 510 (64%) 569,6 (53%) 324 (43%) 376,8 (29,9%) 308 (33%) 213,1 (11,8%)

Всего 795 (100%) 1074,6 (100%) 744 (100%) 1259,6 (100%) 922 (100%) 1809,8 (100%)

вую поддержку. После возврата кр едитов или окончания сроков предоставления поручительств, гарантий финансовые ресурсы могут предоставляться другим предприятиям. Следовательно, существенно расширяется число возможных получателей поддержки без увеличения выделяемых на это сумм;

- повышается ответственность получателей финансовой поддержки, их заинтересованность в эфф ективном использовании предоставленных инструментов поддержки. Получение поддержки в форме кредитов, поручительст в не снимает с получателей ответственности за возврат кредитов.

Приоритетность и выбор инструментов финансовой поддержки следует определять из эффекта для регионал ьной экономики [1, с. 44]. В Челябинской области для расширения числа получателей финансовой поддержки в условиях ограниченности бюджетных

средств целесообразно расширять использование возвратных инструментов финансовой помощи в форме микрозаймов, поручительств по кредитам, лизингу, банковским гарантиям.Реализация этих форм финансовой поддержки на региональном уровне предполагает, прежде все го, создание соответствующей и нфраструктуры - учрежденных региональными органами власти некоммерческих организаций, оказывающих финансовую поддержку МСП.

1. Александрин Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методические аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4(235). С. 42-50.

2. Артемова О.В., Маскайкина Е.В., Нестерен-ко И.Ю., Савченко А.Н., Стародубова Н.Н. Малый

и средний бизнес как фактор развития российской экономики: монография. Челябинск, 201 4. 156 с.

3. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования / под ред. А.С. Новоселова. Новосибирск, 20 13. 296 с.

4. Коротина Н.Ю., Блинов А.О., Бухтиярова Т.И. Механизм финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса / / Социум и власть. 2016. №5 (61). С. 96-101.

5. Лазаренко А.Л., Думнова Н.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Реги ональная экономика: теория и практика. 2009. № 24 (11 7). С. 2-5.

6. Нестеренко И.Ю., Ж илина Т.А. Реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего пр едпринимательства в Свердловской области // Региональная э кономика: теория и практика. 2016. № 5 (2016). С. 57-72.

7. Такмашева И.В., Бог омолова Л .Л. Развитие государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография. Ханты-Мансийск, 2016. 289 с.

References

1. AleksandrinYu.N. (2012) Regionalnaya eko-nomika: teoriya i praktika, no. 4 (235), pp. 42-50 [in Rus].

2. Artemova O.V., Maskaykina E.V., Nesteren-ko I.Yu., Savchenko A.N., St arodubova N.N. (2014) Malyiy i sredniy biznes kak factor razvitiya rossiyskoy ekonomiki: monografiya.Chelyabinsk,156 p. [in Ru s].

3. Basareva V.G. (2013) Malyiy biznes Rossii: teoreticheskie osnovyi issledovaniya, modelirovanie, kontseptsiya gosudarstvennogo regulirovaniya. Novosibirsk, 29 6 p. [in Rus].

4. Korotina N.Yu., Blinov A.O., Buhtiyarova T.I. (2016) Sotsium i vlast, no. 5(61), pp. 96-101 [in Rus].

5. Lazarenko A.L., Dumnova N.A. (2009) Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, no. 24 (117), pp. 2-5 [in Rus].

6. Nesterenko I.Yu., Zhilina T.A. (2016) Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, no. 5, pp. 57-72 [in Rus].

7. Takmasheva I.V., Bogomolova L.L. (2016) Razvitie gosudarstvennoy podderzhki malogo biznesa severnyih regionov: monografiya. Hantyi-Mansiysk, 289 p. [in Rus].

UDC 332

FINANCIAL INSTRUMENTS OF REGIONAL POLICY OF SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP

Artemova Olga Vasilyevna,

Ural Social Economic Institu te (branch) of the Academy of Labor and Social Relations, Director,

Doctor of Eco nomics, Professor, Chelyabinsk, Russia. E-mail: rect@ursei.ac.ru

Nesterenko Irina Yuryevna,

Ural Social Economic Institu te (branch) of the Academy of Labor and Social Relations, Deputy Director,

Cand. Sc. (Economics), Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: nesterenko-chel@mail.ru

Zhilina Tatyana Alekseevna,

Ural Social Economic Institu te (branch) of the Academy of Labor and Social Relations, Associate Professor of the Departme nt Chair of Econo mics, Cand. Sc. (Economics), Chelyabinsk, Russia. E-mail: zhilina2004@mail.ru

Annotation

The article analyzes the results of realizing regional programs of supporting small and medium-sized entrepr eneurship in Chelyabinsk reg ion according to the data of the register of receivers of the state financial supporting small and medium enterprises of the region in the period of 2011-2016. The authors make a conclusion about the necessity to broaden the practice of financial supporting in the form of warrantee of financial loan and bank guarantees, preferential investment credit, and microloans.

Key concepts:

small and medium-sized entrepreneurship,

regional policy,

financial support of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.