РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 13 • июль 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
влияние внешних факторов на формирование модели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. зарубежный опыт
Брыков Б.А. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Малое и среднее предпринимательство (МСП) оказывает существенное влияние на рост и развитие экономики любой страны. Во многих странах субъекты МСП составляют большую часть предприятий. В каждой стране существуют свои критерии отнесения, каждая из них имеет свои особенности системы и моделей кредитования. Для выработки рекомендаций по развитию кредитования субъектов МСП в России необходимо проанализировать опыт других стран и факторы, влияющие на формирование моделей. По итогам проведенного анализа выделены несколько наиболее подходящих для адаптации в России мер по поддержке субъектов МСП, которые приведут к большей востребованности их кредитования и более охотному их финансированию банками.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, банковское кредитование, модели кредитования, внешние факторы, зарубежный опыт
Impact of external factors on the formation of credit lending model of small and medium-sezed enterprises. foreign experience
Brykov B.A. 1
1 The Financial University under the Government of the Russian Federation , Russia
введение
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) являются двигателем экономического роста любой страны в любой отрасли. В связи с этим их развитие является приоритетной задачей многих государств. Во многих странах мира субъекты МСП занимают основную долю в количестве предприятий по числу занятых и валовой добавленной стоимости.
Так, в Европейском союзе их доля составляет 99,8%, а занято на них 66,9% занятых при 58,1% валовой добавленной стоимости; в Китае этот показатель - 97%, 80% и 59% соответственно [3]; в США - 97,6%, 50,1; а 52%; в Японии - 99,2%, 69,5% и 51,6% [4, с. 203] (8а1уаккоуа Е.К., 2016).
В каждой стране свои критерии отнесения к субъектам МСП, но все они похожи, различаются лишь по специфике страны, а также, в слу-
чае необходимости, по отраслям. В таблице приведены критерии некоторых стран. В странах Восточной и Центральной Европы также распространено требование по номинальной доле юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, во владении таким субъектом не более 25%.
Каждая из стран имеет свою систему кредитования, в зависимости от которой формируется определенный набор моделей кредитования. В большинстве случаев используется сплетение из трех основных моделей: клиентоориентированной, продукт-ориентированной и риск-ориентированной с преобладанием одной из них. Такое представление индивидуально для каждой страны, региона и порой даже банка. Однако, упоминая развитие моделей кредитования субъектов МСП за рубежом, следует обратить внимание на то, какие факторы влияют на развитие самого малого и среднего бизнеса (далее - МСБ), от чего зависит и его востребованность в ресурсах, в т.ч. с помощью банковского кредитования.
Внешние факторы
На рисунке приведены, по нашему мнению, 5 основных внешних факторов, оказывающих воздействие на развитие субъектов МСП и моделей их кредитования.
В первом приближении основное влияние оказывает государство. Во-первых, это гарантии, во-вторых, льготы. И те, и другие могут оказываться как напрямую субъектам МСП, так и организациям, поддерживающим их, в т.ч. банкам. В развитых странах
ABSTRACT:_
Small and medium-sized enterprises (SMEs) have a significant impact on economic growth and development of any country. In many countries, SMEs constitute the majority of enterprises. Each country has its own classification criteria, features of crediting system and credit lending models. In order to draw recommendations for the development of lending to SMEs in Russia it is necessary to analyze the experience of other countries and factors that have impact on formation of models. Based on the results of the analysis, we identified several measures to support SMEs that are the most suitable for adaptation in Russia. These measures will lead to greater demand for lending to SMEs and to more willing financing SMEs by banks.
KEYWORDS: small and medium-sized business, bank crediting, credit lending models, external factors, foreign experience.
Received: 22.06.2017 / Published: 16.07.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Brykov B.A. ([email protected])
CITATION:_
Brykov B.A. (2017) Vliyanie vneshnikh faktorov na formirovanie modeli kreditovaniya subektov malogo i srednego predprinimatelstva. zarubezhnyy opyt [Impact of external factors on the formation of credit lending model of small and medium-sezed enterprises. foreign experience]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (13). - 2049-2060. doi: 10.18334/rp.18.13.38066
Таблица
определение субъектов мсп в различных странах мира
страна отрасль определение
микро малые средние
Бразилия Все отрасли <10 чел. <50 чел. <250 чел.
Европейский Все отрасли <10 чел. <50 чел. <250 чел.
союз Выручка «5 млн Выручка «10 млн Выручка «50 млн евро
евро Активы «2 млн евро Активы «10 млн Активы «43 млн евро
евро евро
Индия Производство «50 тыс. долл. «1 млн долл. «2 млн долл.
Сфера услуг «20 тыс. долл. «0,4 млн долл. «1 млн долл.
Канада Все отрасли <100 чел. <500 чел.
Выручка <50 млн канадских долл. Выручка <50 млн ка-
надских долл.
Китай Производство <300 чел. <2000 чел.
Строительство <600 чел. <3000 чел.
Оптовая <100 чел. <200 чел.
торговля
Розничная <100 чел. <500 чел.
торговля
Транспорт <500 чел. <3000 чел.
Логистика <400 чел. <1000 чел.
Отели и <400 чел. <800 чел.
рестораны
Россия Все отрасли «15 чел. «100 чел. « 250 чел.
Выручка «120 млн руб. Выручка «800 млн руб. Выручка «2 млрд руб.
США Все отрасли <50 чел. <100 чел. <500 чел.
Южная Африка Сельское хозяй- <10 чел. <50 чел. <100 чел.
ство выручка <6 млн выручка <32 млн выручка <64 млн
рандов рандов рандов
Другие <20 чел. <50 чел. <200 чел.
выручка <6 млн выручка <32 млн выручка <64 млн
рандов рандов рандов
Швейцария Все отрасли <10 чел. <50 чел. <250 чел.
Источник: Составлено автором на основе Малый и средний бизнес в 2012 году: международ-
ный опыт регулирования и финансирования [Электронный ресурс]. - МСП Банк. Апрель 2013. -Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/MSB_int-new.pdf.
ОБ АВТОРЕ:_
Брыков Борис Александрович, аспирант департамента финансовых рынков и банков (borisO5O360gmai1.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Брыков Б.А. Влияние внешних факторов на формирование модели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. зарубежный опыт // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 13. - С. 2049-2060. Сои 10.18334/гр.18.13.38066
государство принимает на себя существенную часть рисков по кредитованию и минимизирует прямое регулирование и финансирование субъектов МСП.
Гарантии государства
К гарантиям государства можно отнести гранты, кредитные гарантии, прямую помощь малому бизнесу в приобретении и внедрении технологий, субсидирование, софинансирование, фондирование, страхование, доступ к государственным заказам, повышение квалификации предпринимателей и прочее.
Часть мер относится к прямому финансированию государством субъектов МСП. Гранты на повышение производительности труда распространены в Сингапуре, известном своей лояльностью к малому бизнесу и направленностью законов на его развитие. Грант покрывает до 70% расходов на покупку или лизинг необходимого оборудования. Грант выдается только тем субъектам, кто уже успешно достиг данной цели на практике, тем самым стимулируя повышение его конкурентоспособность [12, с. 28] (Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack). Государственные кредиты для инновационных МСП выдаются в Китае [11, с. 3413] (Terence Tai-Leung
Рисунок. Влияние внешних факторов на формирование модели кредитования Источник: составлено автором.
Chong, Liping Lu, Steven Ongena, 2013). Государственное софинансирование применяется в Швейцарии, Ирландии и Дании. Субсидирование процентной ставки распространено в России через Корпорацию МСП, а также в Венгрии, Португалии, Испании, Турции и Великобритании [2, с. 48]. В США распространена поддержка со стороны налоговых органов в виде исключения из налогообложения затрат на инновационные программы, включая приобретение документации, оборудование, патентные услуги. Данные меры способствуют росту малого бизнеса, а значит, и поиску им новых источников финансирования, когда текущей поддержки становится недостаточно.
Другая часть мер относится к гарантиям государства для третьих лиц, оказывающих услуги либо предоставляющих финансирование субъектам МСП. Частичная кредитная гарантия распространена в Эфиопии, США, Канаде, Чили, Таиланде, Южной Корее и многих странах Европы. Так, в Великобритании Центральный банк фондирует кредитные организации, которые оказывают поддержку малому бизнесу [2, с. 48]. Кредитные гарантии предоставляются на целевые кредиты на покупку оборудования. В Эфиопии данные гарантии доступны для приоритетных субъектов МСП, к которым относится малый бизнес, занимающийся сельским хозяйством и производством. Так, например, существует региональная гарантия для сельских хозяйств на закупку удобрений. В Швейцарии к мерам поддержки относят предоставление гарантий, в т.ч. с привлечением пенсионных фондов. Швейцария является уникальной страной с точки зрения бизнеса, так как его регуляция сводится к минимуму, причем налоговая политика отличается особой лояльностью по отношении к предприятиям. Государство также может предоставлять гарантии по экспортным кредитам. В Эфиопии такие гарантии предоставляются субъектам МСП - экспортерам с обязательным наличием обеспечения не менее 40% для производственных предприятий и не менее 50% для прочих [14, с. 56]. В Великобритании такая помощь оказывается начинающим экспортерам. Южнокорейская модель экономики в виду небольшого внутреннего рынка является экспортоориентированной, что также отражается и на секторе МСБ. Процентные ставки по банковским кредитам очень высоки, вследствие чего достаточно распространена практика прямого заимствования государства, а также кредитных гарантий [2, с. 48]. Подобная поддержка способствует также развитию банковских экспортных кредитов и экспортному факторингу.
Управление по делам малого бизнеса США предоставляет гарантии, а также осуществляет страхование исполнения обязательств. Страхование способствует не только развитию отношений с контрагентами, но и служит гарантией для финансовых организаций при их финансировании. В США также распространен приоритетный доступ субъектов МСП к государственному заказу, что способствует их развитию. В первую очередь это затрагивает малый бизнес, занятый в инновационных исследованиях. Таким субъектам МСП обеспечивается доступ к госзаказам по НИОКР, планы по которым определяются на государственном уровне федеральными министерствами и национальными агентствами [6, с. 28] (Sokolinskaya N.E., 2013).
Следующий ряд государственных мер направлен на непосредственное развитие субъектов МСП. Во-первых, может оказываться помощь в оценке, выборе, приобретении, внедрении и адаптации зарубежных технологий. В Эфиопии данная мера распространена в таких отраслях, как текстильное производство, кожевенная промышленность, металлургия, инженерное дело и сельское хозяйство [14, с. 56]. Во-вторых, осуществляется реализация программ повышения квалификации, профессионального обучения в области технологий и уровня образования, создание бизнес-инкубаторов в Чехии, Великобритании и Южной Корее. Данные меры способствуют продвижению МСП на новые уровни, на которых для дальнейшего развития им потребуется стороннее финансирование.
Льготы
К льготам, предоставляемым государством, относятся налоговые, а также по аренде производственных и офисных помещений для отдельных отраслей. Налоговые льготы в виде уменьшения ставок, упрощения системы налогообложения, уменьшения налоговой базы для субъектов МСП распространены в России, Новой Зеландии и некоторых странах Европейского союза. В Словакии применяется практика налоговых льгот и безналоговых периодов для таких субъектов МСП [2, с. 48]. В Китае распространены налоговые преференции для модернизирующихся субъектов МСП [5, с. 37] (Sokolinskaya N.E., 2013). В Эфиопии государство предоставляет аренду площадей по себестоимости без посредников [14, с. 56]. Для стимулирования работы субъектов МСП также могут вводиться льготы для субъектов, занятых в законодательно определенных отраслях. Так, в Италии это научные разработки, проекты для сохранения и улучшения окружающей среды и экологической обстановки, развитие экономически слаборазвитых регионов страны, строительство, проекты в области улучшения условий производства [7, с. 13] (Sokolinskaya N.E., 2011). Данные меры достаточно эффективно способствуют количественному росту малого бизнеса, что также способствует росту спроса на финансирование, в т.ч. в виде банковского кредитования.
Поддержка новых продуктов
На стыке государственного и частного уровней находится поддержка новых продуктов, к чему относится гарантия выкупа, программы поддержки, особые условия для стартапов, финансирование через венчурные фонды. В Южной Корее субъекты МСП составляют 99,5% организаций и формируют 50% ВВП страны. Только благодаря их развитию страна в последние годы показывает достаточно быстрый экономический рост. Кроме интернационализации бизнеса, государство акцентирует свое внимание на повышении его конкурентоспособности и кооперации с крупным бизнесом. Через крупные компании реализуется программа гарантированного выкупа нового продукта. Она направлена на продуктовые новации, снижение издержек малого бизнеса и замещение импорта внутренним производством. Данная поддержка стимулирует
субъекты МСП на поиск необходимых источников финансирования, которыми могут выступать как сами крупные компании, так и финансовые организации. Программу южнокорейского Эксимбанка, направленную на целенаправленную поддержку и стимулирование роста малого бизнеса, можно назвать скрытым чемпионом. В ее рамках оказывается финансовая и нефинансовая поддержка на всем протяжении жизни нового продукта - от разработки до продажи. Подобная программа-катализатор существует также в Малайзии, она нацелена на лидеров рынка, сформированных внутри страны, начиная с малого бизнеса. В программу входит поддержка в финансировании, человеческом капитале и преодолении рыночных барьеров [12, с. 29-30] (Tewari Parth S., Shilling David, Kumar Pranav, Wu Zack).
Стартапам также оказывают поддержку в виде гарантий, а также через венчурные фонды во Франции, США, Канаде, Дании и Нидерландах. В предоставлении субъектам МСП доступа к венчурному капиталу в Канаде способствуют Правительство и Канадский банк развития бизнеса [2, с. 48]. В Китае в целях развития инновационной деятельности в государственный бюджет введены статьи затрат на создание фондов для развития МСП, а также государством обеспечивается содействие в создании венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и технопарков [5, с. 37] (Sokolinskaya N.E., 2013). Стимулирование стартапов и их роста способствует повышению спроса на финансирование банками малого бизнеса.
инвестиции
На частном уровне с некоторой поддержкой и стимуляцией со стороны государства осуществляются инвестиции в субъекты МСП в виде долевого участия, государственно-частного партнерства и коммерциализации технологий. Основной проблемой развития малого бизнеса в Сингапуре считается получение максимального эффекта при ограниченности ресурсов. Программа долевого участия нацелена на развитие молодых и перспективных субъектов МСП. По данной программе привлекаются средства третьих лиц до одного миллиона долларов. Государство в данном случае напрямую в финансировании не принимает участия. Однако для частных инвесторов в софинансировании, с одной стороны, кроется большая прибыль, с другой - высокие риски потери вложенных средств [12, с. 28] (Tewari Parth S., Shilling David, Kumar Pranav, Wu Zack). В Европейском союзе подобная программа, согласно которой основной функцией государства является организация партнерства с частным инвестором, называется государственно-частным партнерством [13, с. 23].
В Малайзии генеральный план 2012-2020 формулирует основные цели развития МСП: количественный рост инновационных фирм и компаний-газелей и увеличение производительности труда. Чтобы достичь их в стране работает программа коммерциализации технологий, нацеленная на выявление конкурентоспособных и инновационных бизнесов и их связи с потенциальными инвесторами [12, с. 30] (Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack). Вышеприведенные программы приводят к
большему повышению конкурентоспособности компаний, занимающихся инновациями, а также производством продуктов таких инноваций. Подобные меры оказывают существенное влияние на данный сегмент субъектов МСП. В роли инвесторов могут выступать различные третьи лица, в т.ч. банки. А при поддержке государства данных малых бизнесов банки более охотно принимают на себя определенные риски и выступают как в качестве инвесторов, так и в качестве кредиторов.
Особенности организации системы кредитования
Со стороны моделей кредитования субъектов МСП наибольшее влияние оказывают особенности организации системы кредитования в каждой отдельной стране. Во многих странах, таких как, например, Сингапур, Эфиопия, Чехия, Франция, распространены услуги финансового и технического консалтинга для малого бизнеса, различные тренинги для малого бизнеса, а также государством оказывается поддержка данных служб и компаний. В Сингапуре основной целью такой поддержки является консалтинг в сфере выхода на международные рынки, а также по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности при выходе на международную арену [12, с. 28] (Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack). В Эфиопии проводятся тренинги по развитию навыков предпринимательства и управления для расширения и укрепления малого бизнеса.
Также государство может быть напрямую задействовано в финансировании малого бизнеса. В Эфиопии распространена практика государственного лизинга. В его рамках предоставляется необходимое оборудование в лизинг тем субъектам МСП, которым недостаточно обеспечения для получения кредита такого размера. Для данной страны в основном это производящие предприятия [12, с. 28] (Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack). В данном случае со стороны банковского кредитования наиболее эффективными продуктами будут овердрафты и факторинг при продаже произведенной продукции на условии отсрочки платежа.
На законодательном уровне в системе кредитования для банков может быть закреплен определенный норматив по кредитованию субъектов МСП. Кредитование данного сегмента рынка является одним из требований программы кредитования приоритетных секторов экономики резервного банка Индии. Каждый банк согласно данной программе обязан поддерживать в своем кредитном портфеле долю малого и среднего бизнеса, а также сельского хозяйства в размере не менее 40% кредитов, а также гарантировать низкую процентную ставку по кредитам [9, с. 2] (Harri Ramcharran). Однако данная практика является весьма высокорискованной для банков. При желании поддерживать первоклассных клиентов, они должны принимать на себя почти столько же высокорискованных активов в виде малого бизнеса и сельского хозяйства. Однако данная мера необходима для более активного развития и поддержки субъектов МСП.
Отличительной особенностью некоторых восточных стран является использование договора Мурабаха вместо кредитного. По своей сути заключается договор
обмена. Данный договор подразумевает разделение риска между банком и клиентом, банк покупает актив по поручению клиента и передает его клиенту с наценкой на условиях отсрочки платежа. Это является основой исламского банкинга, относящегося к социально ориентированной модели кредитования. В Турции функционируют одновременно и обычные, и исламские банки в одних и тех же законодательных и регуля-торных условиях [8, с. 188] (Ahmet F. Aysan, Mustafa Disli, Adam Ng, Huseyin Ozturk, 2016). В данной модели кредитования устраняются такие проблемы, как: асимметричность информации, недостаточность обеспечения, некоторые операционные сложности, а также, в зависимости от конкретного случая, скорость рассмотрения заявок. Исламский банкинг, в основном, используется не для инвестиций, а для финансирования оборотного капитала [10, с. 2] (Mohamed Shabana, Meryem Duygunb, John Fry, 2016). Также отсутствуют и юридические основания для дискриминации малого бизнеса. Для банка данный вид договора позволяет ускорить процесс и включает в себя меньше затрат по сравнению с обычным кредитованием.
Системы других стран направлены на создание банков, специализированных на кредитовании субъектов МСП. Среди схем поддержки малого бизнеса, приведенных на G20 в 2010 году, были приведены такие меры, как поддержка банков с государственным участием и кредитование в местных банках. Местные банки предлагалось формировать с помощью разукрупнения коммерческих банков и укрупнения микрофинансовых организаций. В таких странах, как Ирландия и Дания существуют отдельные специализированные на кредитовании малого бизнеса банки [2, с. 48]. В других странах данную нишу могут занимать местные банки.
К примеру, экономика Китая насчитывает огромное количество субъектов МСП, большинство которых испытывают трудности в получении финансирования. Несмотря на то, что еще в 2003 году был принят закон о содействии субъектам МСП, полностью проблема финансирования так и не была решена. Банковский сектор Китая имеет свои особенности структуры построения. Существуют 4 государственных банка, кредитующих крупные компании с государственным участием. В приоритетные направления деятельности 12 крупных коммерческих банков также входит и кредитование субъектов МСП. Основными же кредиторами МСП являются мелкие коммерческие банки, сформировавшиеся в 1980-х на основе сельскохозяйственных и городских кооперативов [11, с. 3413] (Terence Tai-Leung Chong, Liping Lu, Steven Ongena, 2013). В условиях обостряющейся в последнее десятилетие конкуренции между банками, с одной стороны, увеличивалась доступность кредитов для малого бизнеса за счет общего снижения уровня ставок, а, с другой стороны, банкам было сложно оценить выгоду от кредитования скрытного малого бизнеса. За кредитование субъектов МСП, в данном случае, конкурируют крупные коммерческие банки с мелкими местными банками, конкурирующими также между собой. Местные банки имеют преимущество в данной категории ввиду плотной организационной структуры и тесными взаимоотношениями со своими клиентами. Таким образом, межбанковская конкуренция и
существование местных банков увеличивает возможности малого бизнеса в получении финансирования.
С точки зрения инвестиционного банкинга хорошим примером служит опыт США, где помимо государственных программ и инфраструктуры банковского сектора, нацеленного на развитие МСП, также используется консолидация банков для вложений в значимые и эффективные инвестиционные проекты [6, с. 28] (Sokolinskaya N.E., 2013). Подобное многоканальное финансирование в Финляндии организуется организацией АО «Финнвера», контролируемой государством и сотрудничающей со многими финансовыми организациями. Она является соинвестором во многих высокорискованных проектах [1, с. 2] (Dresvyankin P.V., 2016). Для банков подобная практика является дополнительной защитой: с одной стороны, объективный анализ проекта несколькими сторонами, с другой - разделение рисков, а также их диверсификация внутри банка за счет количества принимаемых проектов в зависимости от возможностей банка.
Заключение
Исходя из всего перечисленного выше, можно выделить несколько наиболее подходящих для адаптации в России мер по поддержке субъектов МСП, которые приведут к большей востребованности их кредитования и более охотному их финансированию банками.
Во-первых, со стороны государства - это упрощение системы регулирования малого бизнеса, приоритетный доступ к государственному заказу и предоставление государственных гарантий по инвестиционным кредитам. Во-вторых, со стороны налоговой системы - льготы субъектам МСП приоритетных отраслей и их инвесторам, в том числе банкам. В-третьих, поддержка новых продуктов. С этим связано внедрение программ по содействию стартапам успешных бизнесменов в обмен на определенные льготы. Например, гарантии выкупа нового инновационного продукта, в т.ч. на условиях отсрочки платежа. В большинстве случаев это потребует от субъектов МСП получения кредитов или факторинговых услуг. В-четвертых, инвестиции -софинансирование малого бизнеса в пересечении с государственными гарантиями. Наконец, со стороны организации системы кредитования возможны специализация банков на кредитовании субъектом МСП и консолидация банков при финансировании инвестиционных проектов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дресвянкин П.В. Перспективы применения зарубежного опыта кредитования ма-
лого бизнеса // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 5. - р. 76-79. - url: http:// journalpro.ru/articles/perspektivy-primeneniya-zarubezhnogo-opyta-kreditovaniya-malogo-biznesa.
2. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и фи-
нансирования. МСП Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mspbank.ru/ userfiles/files/researches/MSB_int-new.pdf.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. МСП Банк.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf.
4. Саляхова Э.К. Малый бизнес в зарубежной практике // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 57.
- с. 199-207. - url: http://novainfo.ru/pdf/057-4.pdf.
5. Соколинская Н.Э. Опыт Китая в поддержке малых инновационных предприятий //
Банковские услуги. - 2013. - № 5. - с. 36-39.
6. Соколинская Н.Э. Особенности поддержки инновационного развития малых пред-
приятий в США и возможности использования их в России // Финансы. Деньги. Инвестиции. - 2013. - № 4(48). - с. 24-28.
7. Соколинская Н.Э. Стратегия развития малых предприятий Италии // Финансы,
деньги, инвестиции. - 2011. - № 3(39). - с. 11-13.
8. Ahmet F. Aysan, Mustafa Disli, Adam Ng, Huseyin Ozturk Is small the new big? Islamic
banking for SMEs in Turkey // Economic Modelling. - 2016. - p. 187-194.
9. Bank lending to small business in India: Analyzing productivity and efficiency Harri
Ramcharran. Bank lending to small business in India: Analyzing productivity and efficiency // The Quarterly Review of Economics and Finance. In press, Corrected Proof
10. Mohamed Shabana, Meryem Duygunb, John Fry SME's lending and Islamic finance. Is it a "win-win" situation? // Economic Modelling. - 2016. - № 55. - p. 1-5.
11. Terence Tai-Leung Chong, Liping Lu, Steven Ongena Does banking competition alleviate or worsen credit constraints faced by small- and medium-sized enterprises? Evidence from China // Journal of Banking and Finance. - 2013. - № 9. - p. 3412-3424.
12. Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack Competitive small and medium enterprises : a diagnostic to help design smart SME policy. Washington DC ; World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/534521468331785470/Competitive-small-and-medium-enterprises-a-diagnostic-to-help-design-smart-SME-policy.
13. International committee on credit reporting : facilitating SME financing through improved credit reporting. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: http:// documents.worldbank.org/curated/en/429511468053058455/International-committee-on-credit-reporting-facilitating-SME-financing-through-improved-credit-reporting.
14. SME Finance in Ethiopia : Addressing the Missing Middle Challenge. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/805371468247458154/SME-Finance-in-Ethiopia-Addressing-the-Missing-Middle-Challenge.
REFERENCES:
Ahmet F. Aysan, Mustafa Disli, Adam Ng, Huseyin Ozturk (2016). Is small the new big? Islamic banking for SMEs in Turkey Economic Modelling. 54 187-194.
International committee on credit reporting : facilitating SME financing through improved credit reportingWorld Bank Group. Retrieved from http://documents. worldbank.org/curated/en/429511468053058455/International-committee-on-credit-reporting-facilitating-SME-financing-through-improved-credit-reporting
Mohamed Shabana, Meryem Duygunb, John Fry (2016). SME's lending and Islamic finance. Is it a "win-win" situation? Economic Modelling. (55). 1-5.
SME Finance in Ethiopia : Addressing the Missing Middle ChallengeWorld Bank Group. Retrieved from http://documents.worldbank.org/curated/en/805371468247458154/ SME-Finance-in-Ethiopia-Addressing-the-Missing-Middle-Challenge
Salyakhova E.K. (2016). Malyy biznes v zarubezhnoy praktike [Small business in foreign practice].NovaInfo.Ru. 4 (57). 199-207. (in Russian).
Sokolinskaya N.E. (2011). Strategiya razvitiya malyh predpriyatiy Italii [Development strategy of small enterprises of Italy]. Finansy, dengi, investitsii. (3(39)). 11-13. (in Russian).
Sokolinskaya N.E. (2013). Opyt Kitaya v podderzhke malyh innovatsionnyh predpriyatiy [China's experience in supporting small innovative enterprises]. Bankovskie uslugi. (5). 36-39. (in Russian).
Sokolinskaya N.E. (2013). Osobennosti podderzhki innovatsionnogo razvitiya malyh predpriyatiy v SShA i vozmozhnosti ispolzovaniya ikh v Rossii [Features of support of innovative development of small enterprises in the US and the possibility of using them in Russia]. Finansy. Dengi. Investitsii. (4(48)). 24-28. (in Russian).
Terence Tai-Leung Chong, Liping Lu, Steven Ongena (2013). Does banking competition alleviate or worsen credit constraints faced by small- and medium-sized enterprises? Evidence from China Journal of Banking and Finance. 37 (9). 3412-3424.
Tewari Parth S., Skilling David, Kumar Pranav, Wu Zack Competitive small and medium enterprises : a diagnostic to help design smart SME policyWashington DC ; World Bank. Retrieved from http://documents.worldbank.org/curated/ en/534521468331785470/Competitive-small-and-medium-enterprises-a-diagnostic-to-help-design-smart-SME-policy