Научная статья на тему 'Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: Российская и зарубежная практика'

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: Российская и зарубежная практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6770
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству / международные сопоставления / государственная поддержка / конкурентные преимущества / criteria for classifying subjects as small and medium businesses / international comparisons / government support / competitive advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан Мария Васильевна, Дарвиш Фаваз

В статье представлены результаты анализа критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым и средним на основе нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность в российской и зарубежной практике. Показано, что в мировой практике нет единых подходов к классификации и определению субъектов малого и среднего бизнеса. К наиболее часто используемым показателям относятся: численность работников, финансовые показатели (активы/оборот/капиталовложения), отраслевая принадлежность. Значения количественных показателей также значительно варьируются. Отсутствие единой системы отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству обуславливает невозможность формирования сопоставимых статистических данных, и, соответственно, невозможность выполнения корректного сопоставительного анализа проблем развития, а также результатов деятельности данного сектора экономики на глобальном уровне. В связи с этим, представляется целесообразным разработка стандарта единых принципов и критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству с учетом особенностей развития отдельных стран и регионов. При этом гармонизацию подходов к определению критериев «малого и среднего бизнеса» необходимо рассматривать как важный фактор обеспечения сопоставимости конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, а также использования передовых практик и мирового опыта государственной поддержки и развития данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR CLASSIFYING ECONOMIC ENTITIES AS SMALL AND MEDIUM BUSINESSES: RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE

The article presents the results of the analysis of the criteria for classifying business entities as small and medium on the basis of legal acts regulating their activities in Russian and foreign practice. It has been shown that there are no uniform approaches to the classification and definition of small and medium-sized businesses in the world practice. The most frequently used indicators include: number of employees, financial indicators (assets / turnover / investment), industry affiliation. The values of quantitative indicators also vary considerably. The lack of a unified system of classifying business entities as small and medium businesses makes it impossible to generate comparable statistical data, and, accordingly, the impossibility of performing a correct comparative analysis of development problems, as well as the performance of this sector of the economy at the global level. In this regard, it seems appropriate to develop a standard of uniform principles and criteria for classifying business entities as small and medium businesses, taking into account development features of individual countries and regions. At the same time, harmonization of approaches to defining the criteria of «small and medium business» should be considered as an important factor in ensuring the comparability of competitive advantages of business entities, as well as the use of best practices and international experience of state support and development of this economic sector.

Текст научной работы на тему «Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: Российская и зарубежная практика»

ISSN 2072-0920

NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

УДК 338.22

DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10218

Сероштан М.В., Дарвиш Ф.

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ К МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Сероштан Мария Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Стратегическое управление»

Институт экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия Тел.: 8 (4722) 55 22 91

Дарвиш Фаваз, магистрант кафедры «Стратегическое управление» Институт экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия Тел.: 8 (4722) 55 22 91

В статье представлены результаты анализа критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым и средним на основе нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность в российской и зарубежной практике. Показано, что в мировой практике нет единых подходов к классификации и определению субъектов малого и среднего бизнеса. К наиболее часто используемым показателям относятся: численность работников, финансовые показатели (активы/оборот/капиталовложения), отраслевая принадлежность. Значения количественных показателей также значительно варьируются. Отсутствие единой системы отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству обуславливает невозможность формирования сопоставимых статистических данных, и, соответственно, невозможность выполнения корректного сопоставительного анализа проблем развития, а также результатов деятельности данного сектора экономики на глобальном уровне.

В связи с этим, представляется целесообразным разработка стандарта единых принципов и критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству с учетом особенностей развития отдельных стран и регионов. При этом гармонизацию подходов к определению критериев «малого и среднего бизнеса» необходимо рассматривать как важный фактор обеспечения сопоставимости конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, а также использования передовых практик и мирового опыта государственной поддержки и развития данного сектора экономики.

Ключевые слова: критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству, международные сопоставления, государственная поддержка, конкурентные преимущества.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Для цитирования: Сероштан M.B., Дарвиш Ф. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: российская и зарубежная практика // Новые технологии. 2019. Вып. 2(48). С. 185-196. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10218.

Seroshtan M.V., Darvish F.

CRITERIA FOR CLASSIFYING ECONOMIC ENTITIES AS SMALL AND MEDIUM BUSINESSES: RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE

Seroshtan Maria Vasylievna, Doctor of Economics, professor of the Department of Strategic Management

Institute of Economics and Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia Tel.: 8 (4722) 55 22 91

Darvish Fawaz, a post graduate student of the Department of Strategic Management Institute of Economics and Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia Tel.: 8 (4722) 55 22 91

The article presents the results of the analysis of the criteria for classifying business entities as small and medium on the basis of legal acts regulating their activities in Russian and foreign practice. It has been shown that there are no uniform approaches to the classification and definition of small and medium-sized businesses in the world practice. The most frequently used indicators include: number of employees, financial indicators (assets / turnover / investment), industry affiliation. The values of quantitative indicators also vary considerably. The lack of a unified system of classifying business entities as small and medium businesses makes it impossible to generate comparable statistical data, and, accordingly, the impossibility of performing a correct comparative analysis of development problems, as well as the performance of this sector of the economy at the global level.

In this regard, it seems appropriate to develop a standard of uniform principles and criteria for classifying business entities as small and medium businesses, taking into account development features of individual countries and regions. At the same time, harmonization of approaches to defining the criteria of «small and medium business» should be considered as an important factor in ensuring the comparability of competitive advantages of business entities, as well as the use of best practices and international experience of state support and development of this economic sector.

Key words: criteria for classifying subjects as small and medium businesses, international comparisons, government support, competitive advantages.

186

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

For citation: Seroshtan M.V., Darvish F. Criteria for classifying business entities as small and medium businesses: Russian and foreign practice // Novye tehnologii (Majkop). 2019. Iss. 2 (48). P. 185-196. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10218.

Развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях имеет особую значимость для решения проблем инновационной экономики России.

Малое и среднее предпринимательство является важным сектором и фактором экономического роста, одним из стратегических ресурсов и внутренних источников повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Субъекты малого и среднего бизнеса (далее - МСП) отличаются конкурентными преимуществами: они более устойчивы к воздействиям внешней среды и внешним вызовам. Важная роль принадлежит малому и среднему предпринимательству в обеспечении занятости путем создания новых рабочих мест. Таким образом, с одной стороны, малый и средний бизнес является источником доходов населения, с другой, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней [1].

Обзор литературы по вопросам, связанным с понятием, классификацией и критериями отнесения субъектов хозяйствования к малым и средним предприятиям, показал, что в мировой практике нет единых подходов.

Это серьезно сдерживает объем экспорта малого и среднего бизнеса, возможность сопоставлений результатов деятельности в разных странах, изучение и использование передовых практик и мирового опыта поддержки и развития данного сектора экономики [4, 7].

Важно подчеркнуть, что выбор критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого и среднего предпринимательства имеет большое значение, так как от этого зависит возможность участия в программах финансирования и других видах государственной поддержки [2, 5].

В данной статье не ведется дискуссия относительно важности взаимосвязей между критериями отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству и возможностями государственной поддержки или выхода на международные рынки, так как, по мнению авторов, это может быть предметом отдельного исследования [1, 2, 4].

Однако следует отметить, что многими исследователями действительно выделяется, по крайней мере, два этих важных направления.

В современных условиях проблема отсутствия единых подходов к определению субъектов малого и среднего бизнеса актуализируется и приобретает интегральный характер [4, 9, 10].

Несмотря на то, что выбор возможных сценариев развития малого и среднего бизнеса определяется, в первую очередь, внутренними ресурсами, условиями

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

и возможностями страны, безусловно, большое значение при этом имеют успешные его модели, известные в мировой практике.

Кроме того, как известно, любые международные сопоставления, в том числе, и в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагают единый формат объекта сравнения.

Следовательно, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого и среднего предпринимательства, единые подходы к их формированию, следует рассматривать не только как инструмент стратегического развития данного сектора национальной экономики, но и как возможность использования передовых практик и мирового опыта на основе сопоставимости достоверных данных.

Для того чтобы использовать мировой опыт в контексте развития малого и среднего бизнеса, необходимо понимать различия в критериях определения субъектов предпринимательства и, соответственно, в публикуемых международными организациями статистических данных.

Поэтому анализ критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым и средним на основе нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, как в российской, так и в зарубежной практике, является актуальным.

Обращает на себя внимание тот факт, что в научных исследованиях и нор-мативно-правовых актах различных стран применяются различные критерии.

В таблице 1 представлены критерии для определения субъектов малого и среднего бизнеса по методике World Bank Group [12].

Таблица 1 - Критерии для определения субъектов малого и среднего предпринимательства (методика \УВО)

Категория Численность работников, чел. Оборот, тыс. долл. Валюта баланса, тыс. долл.

Микропредприятие <10 <100 <100

Малое предприятие >10<50 >100<3 000 >100<3 000

Среднее предприятие >50<300 >3 000<15 000 >3 000<15 000

* Источник: Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013. Competitive Small and Medium Enterprises: A Diagnostic to Help Design Smart SME Policy. World Bank, Washington, DC. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/16636.

По данным Группы всемирного банка (WBG) на основе исследований по 132 странам, в которых анализируются критерии отнесения экономических субъектов к малым и средним, в 120 странах такие критерии приняты правительствами, в 12 странах таких законодательных критериев нет. К наиболее часто используемым показателям относятся: численность работников (115 из 120 стран), активы/оборот/капита-ловложения (61 из 120 стран), отраслевая принадлежность (26 из 120 стран) [12].

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

В США критерии отнесения бизнеса к сектору малых предприятий также имеют особенности: категория «средний бизнес» отсутствует. Критерии устанавливаются Управлением по делам малых предприятий США (Small Business Administration, SB А), пересматриваются каждые 5 лет с учетом происходящих в экономике изменений [13].

Для отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого бизнеса необходимо соответствовать следующим требованиям:

- являться коммерческим бизнесом любой организационно-правовой формой;

- находиться в независимом владении и управлении;

- не доминировать в своей отрасли на национальном уровне;

- физически находиться и осуществлять операции в США.

Компании, которые находятся за пределами США, но осуществляют операции в США, вносят существенный вклад в американскую экономику (выплата налогов или использование американских продуктов, материалов или рабочей силы), тоже могут быть отнесены к малому бизнесу.

Обязательно учитываются такие количественные критерии отнесения компании к сектору малого бизнеса как численность сотрудников и годовая выручка, которые не всегда действуют одновременно и зависят от отраслевой принадлежности (всего 1160 подотраслей). При этом количественные критерии значительно варьируются:

- численность работников от 50 человек (розничная торговля) до 1500 человек (добыча полезных ископаемых);

- объем годовой выручки составляет от 0,75 млн. долл. (производство зерна или риса) до 38 млн. долл. (семейные гипермаркеты, радиостанции) и 550 млн. долл. в активах (коммерческие банки) [13].

В Канаде применяется единственный критерий отнесения компаний к сектору малого и среднего бизнеса - численность занятых. Правительство Канады и Статистическое агентство определяют предприятия с числом занятых до 4 человек включительно как микропредприятия, от 5 до 99 человек как малые предприятия, от 100 до 499 человек как средние предприятия. При этом некоторые финансовые организации, в том числе институты развития, применяют совершенно другие критерии, основанные на финансовых показателях. Например, Канадская корпорация развития экспорта определяет компании-экспортеры как малые компании с годовым объемом продаж до 1 млн. долл. [11].

В Японии понятие «малое предприятие» отсутствует, выделяются «микропредприятия» и в целом сектор «малые и средние» предприятия. Для категории «малый и средний» бизнес используется два количественных критерия - численность сотрудников и уставный капитал (соответствие необходимо лишь одному из этих двух критериев), а для категории «микробизнес» установлен один количественный критерий - численность сотрудников (табл. 2) [4, с. 39].

189

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к категориям «микробизнес», «малый и средний» бизнес в разрезе отраслей деятельности в Японии

Отраслевая принадлежность «Микробизнес» «Малый и средний» бизнес

Численность сотрудников, чел. Уставный капитал, млн. йен Численность сотрудников, чел.

Производство 20 до 300 300

Оптовая торговля 5 до 100 100

Услуги 5 до 50 млн. 100

Розничная торговля 5 до 50 млн. 50

Источник: Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - С. 39.

Важно подчеркнуть, что единый подход к определению малых и средних предприятий существует в Европейском союзе (далее - ЕС). Определение малых и средних предприятий содержится в Рекомендациях Комиссии ЕС 2003/361/ЕС от 6 мая 2003 г. о толковании понятий малого, среднего и микропредприятия. Потенциально к сектору МСП может быть отнесен любой хозяйствующий субъект независимо от его юридической формы, вовлеченный в экономическую деятельность, включая ремесленную деятельность, как на индивидуальной основе, так и в качестве семейного бизнеса, а также партнерство или ассоциация, являющиеся постоянными участниками экономической деятельности. [8, Art. 1].

Согласно Рекомендациям, существуют два показателя отнесения бизнеса к категории МСП: численность персонала (ключевой показатель) и оборот или общий баланс. Причем финансовый критерий тоже является важным, но дополнительным и позволяет оценить реальные объемы и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, его конкурентные позиции [8, Art. 2].

К классу «микропредприятие» относятся предприятия с численностью персонала менее 10 человек и годовым оборотом или годовым балансом не более 2 млн. евро.

К классу «малое предприятие» относятся предприятия с численностью персонала менее 50 человек и годовым оборотом или годовым балансом не более 10 млн. евро.

К классу «среднее предприятие» относятся предприятия с численностью персонала не менее чем 250 человек и годовым оборотом, не более 50 млн. евро или суммой годового баланса не более 43 млн. евро.

Международные организации, такие как Европейская комиссия, Всемирный банк, ОЭСР, неоднократно предпринимали попытки гармонизации определения «малого и среднего бизнеса», однако единый подход до настоящего времени не выработан.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Например, в соответствии с критериями ОЭСР к малому и среднему бизнесу относятся хозяйствующие субъекты с численностью сотрудников: микропредприятия - от 1 до 9 человек, малые предприятия - от 10 до 49 человек, средние предприятия - от 50 до 249 человек.

В соответствии с критериями Всемирного банка к микропредприятиям относятся компании с численностью сотрудников до 10 человек, с совокупными активами или объемом продаж до 100 тыс. долл., малым предприятиям - с численностью сотрудников от 10 до 50 человек, совокупным объемом активов или годовым объемом продаж от 100 тыс. до 3 млн. долл.

К средним предприятиям относятся компании с численностью сотрудников от 50 до 300 человек, с совокупным объемом активов или годовым объемом продаж от 3 до 15 млн. долл. (табл. 3).

Таблица 3 - Критерии отнесения бизнеса к сектору МСП международными организациями

Международные организации Минимум -малый бизнес Максимум -малый бизнес Максимум -средний бизнес

Оборот, тыс. долл.

Всемирный банк 100 3000 1500

Численность сотрудников

Всемирный банк 10 50 300

ОЭСР 10 50 250

Источник: Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - С. 63.

В России нормативно-правовое обеспечение развития малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), удовлетворяющие критериям, установленным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К малому и среднему бизнесу относятся коммерческие предприятия (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям. Некоммерческие организации не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением потребительских кооперативов [6, п. 1 ст. 4].

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 03.08.2018 №313-Ф3 установлены новые подходы, определяющие критерии категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 4) [5]. Таблица 4 - Критерии малого бизнеса в разрезе организационно-правовой формы

хозяйствующего субъекта

Критерии Малые предприятия -все формы Малые предприятия в форме ООО Малые предприятия в форме АО

Среднесписочная численность работников 15 чел. и менее - микропредприятия 16-100 чел. - малые предприятия

Налоговый доход 120 млн. руб. и менее - микропредприятия 800 млн. руб. и менее - малые предприятия

Доля в уставном капитале - Не более 25% доля: - РФ, регионов, муниципалитетов; - общественных образований; - религиозных юридических лиц; - благотворительных и других фондов. Не более 49% доля: - иностранных организаций; - фирм, не являющихся малым и средним бизнесом

* /fc»?ovHM/i.https://www.buhsoft.ru/article/1621-maloe-predpriyatie-chislennost-rabotnikov-v-2019 -godu.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что исключено требование о максимальной доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ. Однако для малых предприятий в форме АО и в форме ООО существует дополнительное ограничение - по доле участия в их уставном капитале Российской Федерации, регионов, муниципалитетов, религиозных юридических лиц, общественных и других фондов (табл. 5).

Среднесписочная численность работников и налоговый доход определяются за предшествующий календарный год.

Для предприятий легкой промышленности с 2017 г. действуют повышенные предельные значения установленных критериев. Так, для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, предельное значение среднесписочной численности работников может со-

192

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

ставлять от 250 до 1 тыс. человек, что существенно выше установленного общего порога, и обусловлено высокой трудоемкостью производства.

Следует отметить, что независимо от суммарной доли участия в уставном капитале ООО могут быть отнесены к сфере МСП при выполнении определенных условий [5].

Важно подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 03.08.2018 №313-Ф3 включен новый тип юридических лиц в сфере малого бизнеса (хозяйственные товарищества). Также, внесены изменения в содержание Единого реестра малого и среднего предпринимательства, уточный порядок его формирования. Предприятие исключается из реестра, как утратившее свой статус МСП, если в течение трех следующих подряд лет не соблюдается какое-либо из общих требований: среднесписочная численность работников или налоговый доход за предшествующий календарный год.

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства": микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Следует отметить, что предельные значения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу в России (численность работников, объем годового дохода) сравнимые с критериями развитых стран.

Таким образом, в глобальном экономическом пространстве численность работников, занятых в субъектах малого и среднего бизнеса, является основным. Наряду с этим показателем многие страны используют такие финансовые показатели как оборот и стоимость активов.

В литературе имеет место дискуссия о том, какой показатель является наиболее приемлемым для использования на глобальном уровне.

Отдельные авторы считают, что наиболее приемлемым является оборот, так как, по их мнению, для других количественных показателей характерны существенные недостатки. Например, показатель численность сотрудников легко подвержен фальсификации, показатель объем активов, наоборот, сложно подвержен точной оценке [9, р. 28].

Вместе с тем, при использовании такого критерия, как объем продаж, необходимо учитывать отраслевую принадлежность и страну: компании с одним и тем же показателем могут быть лидерами в одной отрасли и в одной стране и не быть ими в другой отрасли и в другой стране.

193

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Высказывается также мнение, что подход к определению МСП с учетом отраслевой принадлежности (например, США) является положительной практикой, так как при этом учитываются отраслевые особенности и появляется возможность оказывать целевую государственную поддержку [4, с. 65].

Гибсон Т. и Ван дер Ваарт предложили следующую формулу для отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу: «МСП - это официальное предприятие, годовой оборот которого превышает средний валовой национальный доход на душу населения в 10-1000 раз с учетом покупательной способности страны» [9, р. 18]

Очевидно, используя такой единый подход, каждая страна будет иметь свои количественные показатели, которые, с одной стороны, будут учитывать особенности каждой страны, с другой стороны, изменяясь во времени, будут оставаться актуальными.

По мнению Бариновой В.А., Земцова С.П., «предложенное определение МСП позволит унифицировать подход на глобальном уровне» [4, с. 62].

Другие авторы «разделяют мнение о целесообразности такого подхода, поскольку годовой оборот является инструментом для оценки вклада малого и среднего бизнеса в ВВП, одновременно подчеркивают, что в отдельных развивающихся странах, крайне сложно будет получить данные о годовом обороте предприятий. Кроме того, число неофициальных МСП в некоторых развивающихся странах превышает число официальных МСП в 8 раз» [10].

Таким образом, проблема разработки единых принципов и подходов к определению МСП в настоящее время на глобальном уровне остается не решенной.

По мнению авторов, отсутствие единой системы отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству обуславливает невозможность формирования сопоставимых статистических данных, и, соответственно, невозможность выполнения корректного сопоставительного анализа проблем развития, а также результатов деятельности данного сектора экономики на глобальном уровне.

В связи с этим, представляется целесообразным разработка стандарта единых принципов и критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству с учетом особенностей развития отдельных стран и регионов. Безусловно, это трудная задача, и ее решение требует проведения исследования и апробирования его результатов

При этом гармонизацию подходов к определению критериев «малого и среднего бизнеса» необходимо рассматривать как важный фактор обеспечения сопоставимости конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, а также использования передовых практик и мирового опыта государственной поддержки и развития данного сектора экономики.

194

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Литература:

1. Бендерская О Б., Лысакова С.Ю. Динамика развития малого бизнеса в России / О Б. Бендерская, С.Ю. Лысакова // Белгородский экономический вестник. -2018. -№4(92). - С. 16-21.

2. Ешугова С.К., Хамирзова С.К. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях/ С.К. Ешугова, С.К. Хамирзова // Новые технологии. - 2018. -№4. С. 124-132.

3. Малое предприятие: численность работников в 2019 году: https://www.buhsoft.m/article/1621-maloe-predpriyatie-chislennost-rabotnikov-v-2019-godu.

4. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 308 с.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 . № 313-ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. АРЕС Initiative on Promoting Innovative Startups [Электронный ресурс]. URL: http://apec.org/Meeting-Papers/Sectoral-Ministerial-Meetings/Small-and-MediumEnterprise/2017_sme/annex-a.

8. Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises//http://www. worldbiz.ru.

9. Gibson Т., van der Vaart H.J. Defining SMEs: A Less Imperfect Way of Defining Small and Medium Enterprises in Developing Countries. Brookings Global Economy and Development. - 2008. - 29 p.

10. Kushnir K. A Universal Definition of Small Enterprise: A Procrustean bed for SMEs? World Bank Group, 2010.

11. Statistics Canada//https://www.statcan.gc.ca.

12. Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack 2013. Competitive Small and Medium Enterprises: A Diagnostic to Help Design Smart SME Policy. World Bank, Washington, DC. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/16636.

13. What size standards has SBA identified by North American Industry Classification System codes? § 121.201 //https://www.federalregister.gov/business-and-industry.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 2(48)

Literature:

1. Benderskaya O.B., Lysakova S.Yu. Dynamics of small business development in Russia / O.B. Benderskaya, S. Y. Lysakova // Belgorod economic Bulletin. 2018. №4(92). P. 16-21.

2. Eshugova S.K., Khamirzova S.K. Improvement of the system of state regulation and support of small business in unstable economic conditions/ S.K. Eshugova, S.K. Khamirzova//Novye tehnologii (Majkop). 2018. Issue 4. P. 124-132.

3. Small enterprise: number of employees in 2019 [Electronic resource], URL: https://wwvv.buhsoft.ru/article/] 621-maloe-predpnyatie-chislennost-rabotnikov-v-2019-godu.

4. Small and medium business as a factor of economic growth of Russia / Institute of Economic policy named after E.T. Gaidar. M.: Gaidar Institute publishing house, 2019. 308 p.

5. Federal law of 03.08.2018. №313-FZ «On the amendments to the Federal law «On the development of small and medium businesses in the Russian Federation". [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru.

6. Federal law No. 209-FZ of 24.07.2007 «On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation» [Electronic resource.]. Mode of access: http://www.consultant.ru.

7. APEC Initiative on Promoting Innovative Startups [Электронный ресурс]. URL: http://apec.org/Meeting-Papers/Sectoral-Ministerial-Meetings/Small-and-MediumEnterprise/2017_sme/annex-a.

8. Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises [Electronic resource], URL: http://www.worldbiz.ru.

9. Gibson Т., van der Vaart H.J. Defining SMEs: A Less Imperfect Way of Defining Small and Medium Enterprises in Developing Countries. Brookings Global Economy and Development. 2008. 29 p.

10. Kushnir K.A. Universal Definition of Small Enterprise: A Procrustean bed for SMEs? World Bank Group, 2010.

11. Statistics Canada [Electronic resource], URL: https://www.statcan.gc.ca.

12. Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013. Competitive Small and Medium Enterprises: A Diagnostic to Help Design Smart SME Policy. World Bank, Washington, DC [Electronic resource], URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/16636.

13. What size standards has SBA identified by North American Industry Classification System codes? § 121.201 [Electronic resource], URL: https://www.federalregister.gov/business-and-industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.