Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства'

Малое и среднее предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2871
316
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / SMALL AND AVERAGE ENTERPRISES / MICROENTERPRISES / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / INDIVIDUAL BUSINESSMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна

Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Автором рассмотрены современные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого предпринимательства; проведен анализ состояния и развития малого предпринимательства и определены основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND AVERAGE BUSINESS THE INTEGRAL ELEMENT OF MODERN MARKET SYSTEM OF THE ECONOMY

Article is devoted to questions of development of small and average business. The author considers modern criteria of reference of managing subjects to a category of small business; the analysis of condition and development of small business is carried out and the basic directions of the state support of small and average business in the Tambov region are defined

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства»

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА

Т. Н. ЧЕРЕМИСИНА

Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Автором рассмотрены современные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого предпринимательства; проведен анализ состояния и развития малого предпринимательства и определены основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Тамбовской области.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, микропредприятия, субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели.

Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малого предпринимательства. Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен, прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня основным хребтом экономики развитых стран. Появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это приносит реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно. Появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Главным преимуществом малого бизнеса является то, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 % ВВП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Понятие малого предпринимательства определено в законодательстве многих стран, в том числе и в России. Границы малого предпринима-

тельства зависят от законодательно установленных критериев (показателей), определяющих сущность этого понятия.

До 1 января 2008 г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялись статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Им введены также новые понятия - «среднее предприятие» и «микропредприятие».

В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ внесена определенность в критерий отнесения к субъектам малого предпринимательства по структуре уставного капитала: «для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), а благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) этих юридических лиц не должна превышать 25 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %».

Законом № 209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно - средние предприятия; до

100 человек включительно - малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек) [3].

Добавился новый критерий по значению выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 г. № 556 для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год:

- микропредприятия - 60 млн руб.;

- малые предприятия - 400 млн руб.;

- средние предприятия - 1 млрд руб.

Таким образом, субъекты малого и среднего

предпринимательства после вступления в силу Закона № 209-ФЗ разделены на три категории: микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия (рис. 1).

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Средние предприятия:

- средняя численность работников - 101-250 чел.;

- выручка за предшествующий календарный год -до 1 млрд руб.

Малые предприятия:

- средняя численность работников;

- до 100 чел.;

- выручка за предшествующий календарный год -

до 400 млн руб._________________________________

из них микропредприятия:

- средняя численность работников до 15 чел.;

- выручка за предшествующий календарный год -

до 60 млн руб.________________________________

Рис. 1. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Как следует из самого определения «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), определяющих сущность этого понятия.

Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемым элементом социально-экономической структуры Тамбовской области. На современном этапе - это около 8,5 тысячи малых и средних предприятий и около 28 тысяч индивидуальных предпринимателей [6].

Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий Тамбовской области в 2009-2010 гг. представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий Тамбовской области в 2009-2010 гг.

Микро- предпри- ятия Малые предпри- ятия Средние предпри- ятия Всего

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Количество предприятий, ед. 5708 6941 1374 1386 155 168 7237 8495

Среднесписочная численность работников, чел. 19638 20777 41158 42050 16859 16357 77655 79184

Оборот предприятий, млрд руб. 30,0 27,6 42,8 46,3 12,8 15,3 85,6 89,2

Сегодня доля малого предпринимательства в экономике области очень значительна. Так, доля оборота малых и средних предприятий в обороте предприятий и организаций области в 2010 г. составила 38 %; в обороте розничной торговли -около 74 %, в объеме грузовых и пассажирских перевозок, соответственно, 69 % и 82 %, в объеме строительных работ - около 40 %, в объеме платных услуг населению - более 42 % [2].

В секторе малого бизнеса на условиях первичной занятости работает примерно 15 % трудоспособного населения области.

Постоянно растет и составляющая малого предпринимательства в областном бюджете. Общая сумма поступлений по налогам на совокупный доход в 2010 г. составила более 964 млн руб. с ростом к 2009 г. почти на 16 % [4].

Одним из представителей субъектов малого бизнеса являются коммерческие организации -малые предприятия (включая микропредприятия), вклад которых в экономику Тамбовской области с каждым годом увеличивается, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) Тамбовской области в 2008-2010 гг. [2; 1]

^ Без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Малые предприятия действуют практически во всех видах экономической деятельности Тамбовской области. Однако основная их масса сосредоточена в пяти сферах деятельности:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -41,9 % от общего числа действующих малых предприятий;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 13,1 %;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 12,1 %;

- строительство - 11,4 %;

- обрабатывающие производства - 9,7 %.

По состоянию на 1 января 2011 г. в Статреги-

стре Тамбовстата в общем числе малых предприятий (включая микропредприятия) почти каждое второе - это малое предприятие торговли. Это говорит о том, что субъекты малого бизнеса стремятся сконцентрировать все свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости и направлениях деятельности, а именно, на торговле и посредничестве. Хотя предприятия с численностью занятых менее 20 чел. в зарубежных странах в сфере розничной и оптовой торговли по количеству также занимают доминирующее положение.

Средняя численность работников, состоящих в штате малых предприятий, в 2010 г. составила 62,8 тыс. чел. Их доля в общей численности занятых на предприятиях и организациях области (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 21,2 %.

Помимо малых предприятий к субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства. По состоянию на 1 января 2011 г. в Тамбовской области осуществляли деятельность 27942 индивидуальных предпринимателя. Индивидуальные предприниматели - это большая часть хозяйствующих субъектов, действующих в различных видах экономической деятельности. В оптовой и розничной торговле, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования занято 67,2 %; сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 8,0 %; транспорте и связи -7,1 %; операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 5,7 %; обрабатывающих производствах - 4,2 % от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей [5].

На их долю приходится около 44 % оборота розничной торговли области; 65 % общего объема бытовых услуг; более 30 % перевезенных грузов и

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Количество малых предприятий (с учетом временно приостановивших деятельность), тыс. ед. 6,4 7,1 8,3

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 57,7 60,8 62,8

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 8648,9 10392,8 10641,1

Оборот малых предприятий1-1, млрд руб. 60,4 72,8 73,9

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами1-1, млрд руб. 25,3 29,7 31,5

Продано товаров несобственного производства1-1, млрд руб. 35,2 43,1 42,4

Прибыль (+), убыток (-), млн руб. 1336,5 1695,2

Оборот розничной торговли, млн руб. 14970,1 27859,9 30093,9

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 5905,9 7799,9 9438,2

около 40 % перевезенных пассажиров. Выпуск отдельных видов продукции индивидуальными предпринимателями достигает значительных объемов. Так, в производстве пищевых продуктов в 2010 г. производство горчицы, майонеза осуществляли только индивидуальные предприниматели. Они являются основными производителями макаронных изделий, безалкогольных напитков, томатных консервов [5].

Анализ имеющихся данных о состоянии и динамике развития малого среднего предпринимательства в Тамбовской области показывает, что в регионе имеются все необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки данного сектора экономики, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социальноэкономического развития области. Однако развитию малого и среднего предпринимательства мешают ряд проблем. Основными проблемами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются:

- несовершенство системы налогообложения;

- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

- отсутствие механизмов самофинансирования;

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Следствием этих проблем является сравнительно невысокая доля малого предпринимательства в общем объеме валового внутреннего и регионального продукта. Так, доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте Тамбовской области в 2009 г. составила 14,3 % (по России - 12,7 %). Наша область по этому показателю занимает 7 место среди 18 субъектов Центрального федерального округа.

Тем не менее, несмотря на трудности в развитии малого бизнеса в России, следует отметить, что потенциал персонала на малых предприятиях является одним из основных ресурсов, спо-

собствующих быстрому становлению отечественного бизнеса.

В общероссийском масштабе наблюдается определенный прогресс в развитии малого бизнеса, хотя до последнего времени этот сектор в России не играл весомой роли внациональной экономике в отличии от ситуации в развитых странах. Однако необходимо отметить, что малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Его субъекты строят свою деятельность, исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, а также из его возможностей.

В последние годы в Тамбовской области усиливается роль государственной поддержки малого предпринимательства. Начиная с 2002 г., она осуществляется на основании Программ развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области. В настоящее время основой государственной региональной политики развития малого предпринимательства в регионе является Постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2011 г. № 1298 «О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 годы».

Система программных мероприятий в соответствии с вышеизложенной программой предусматривает 4 основных направления [4]:

1. Совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства.

2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.

4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Общий объем финансирования Программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 гг. из всех источников финансирования составляет 360,9 млн руб.

В результате реализации комплекса мер государственной поддержки в 2012-2014 гг. число малых предприятий вырастет в 1,5 раза. Среднесписочная численность работающих в сфере малого и среднего бизнеса увеличится, как минимум, на 10 %, и составит более 30 % от общей численности занятых в экономике области. Оборот малых предприятий вырастет в 1,5-1,6 раза, соответственно, сумма поступлений налогов в бюджет только за 2 года вырастет в 1,5 раза. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, по про-

гнозным оценкам, в 2014 г. составит около 21 % вместо 6,8 % в 2006 г. [4].

Таким образом, разработка и обоснование комплекса мер государственной поддержки эффективного развития малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением региональной экономической политики, что позволит тамбовскому малому бизнесу стать наиболее динамично развивающимся явлением социально-экономической жизни области.

Литература

1. О работе малых предприятий в 2010 году. Экспресс-информация Тамбовстата. Официальное издание. Тамбов, 2011. С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Статистический ежегодник. 2010. Официальное издание. Тамбов, 2010. С. 235.

3. Степичева О. А., Абдукаримов И. Т., Юрьев В. М. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития Тамбов, 2009.

4. URL: http://prompred.tambov.gov.ru

5. URL: http://tmb.gks.ru

6. URL: http://www.gks.ru

* * *

SMALL AND AVERAGE BUSINESS -THE INTEGRAL ELEMENT OF MODERN

MARKET SYSTEM OF THE ECONOMY

T. N. Cheremisina

Article is devoted to questions of development of small and average business. The author considers modern criteria of reference of managing subjects to a category of small business; the analysis of condition and development of small business is carried out and the basic directions of the state support of small and average business in the Tambov region are defined.

Key words: small and average enterprises, microenterprises, subjects of small business, individual businessmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.