Федерации. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2011 г., № 474 (Положение о ВАК)
Распоряжение от 2 июня 2016 года № 1083-р «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года»
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ
Харченко А. А. Социальное
предпринимательство в России. Международный научный электронный журнал «Бизнес образование в экономике знаний».- Иркутск, ИГУ - 2018. - № 3, 85-88 с.
Харченко А. А. Акселерационная программа стартап-школа «Байкал», направленная на развитие малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области. Международный научный электронный журнал «Бизнес образование в экономике знаний».- Иркутск, ИГУ - 2018. - № 3, 83-85 с.
Analysis and ways to improve the efficiency of work of the state and non governmental structures to support and stimulate the development of small and medium business in the territory of the irkutsk region
© Kharchenko A., 2019
This article describes the structure of the scientific research aimed at identifying ways and means of increasing the efficiency of the current system of support for small and medium-sized business in the Irkutsk region. The purpose and objectives of this study are indicated, the object and subject of study in this study are displayed.It also describes the process of planning, drawing up the structure, and writing the final scientific work on the results of the study, in the form of a master's thesis, including the criteria of relevance and feasibility of using various scientific resources in the preparation and writing of this work.
Keywords:economics, small and medium business, development of small and medium business in the Irkutsk region, economic sciences, research work
УДК 332.146.2
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Харченко А. А., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье обозначены основные критерии отнесения хозяйствующих субъектов в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, описана необходимость функционирования и развития малого и среднего бизнеса в России сегодня, приведены основные ключевые показатели развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области за 2018 год, обозначены планы осуществления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2019 год, а также рассмотрена действующая инфраструктура поддержки бизнеса в регионе, и описаны ее составные части.
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области
На сегодняшний день, большая часть малых предприятий в России представлена малыми и средними бизнесами [2]. К субъектам малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) относятся зарегистрированные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (далее, ИП) [3].
В соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ, и постановлением правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся [4]:
К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, с численностью
работников до 100 человек, и предельным значением дохода не более 800 млн. рублей (в т.ч. микропредприятия с численностью работников до 15 человек, и предельным значением дохода не более 120 млн. рублей) за отчетный календарный год;
К субъектам среднего предпринимательства относятся предприятия, с численностью работников до 250 человек, и предельным значением дохода не более 2 млрд. рублей за отчетный календарный год;
Малые и средние предприятия не являются антиподом крупных предприятий, они дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц, при разграничении функций между ними. Крупное
производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые и средние предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности, за счет экономии на масштабах деятельности, то малые и средние придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Именно в силу указанных причин, государственное финансовое регулирование, направленное на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в России, является необходимостью в современной экономике [1].
Рассматривая на примере Иркутскую область, развитие малого и среднего предпринимательства за 2018 год, можно охарактеризовать следующими показателями:
1. Общее количество СМСП в области составило 89 761 субъект, что на 0,22 % больше числа СМСП в области за 2017 год. Из них:
• 35 601 юридических лиц категории микропредприятий;
• 3 113 юридических лиц категории малых предприятий;
• 226 юридических лиц категории средних предприятий;
• 50 821 индивидуальный предприниматель;
2. Среднесписочная численность работников, занятых у СМСП составила 230 382 человека, что на 2,6 % ниже показателя среднесписочной численности работников СМСП за 2017 год [7].
Малый бизнес в области решает несколько важных социальных задач. Основная из них это создание рабочих мест. С учетом коэффициента семейности, почти в каждой семье Иркутской области есть работники малых и средних предприятий. Особое значение это имеет для молодежи, которая всегда может найти работу в соответствии с полученным образованием, или же создать свое собственное дело. Кроме того, товары и услуги малых и средних предприятий создают комфортные условия для жителей области. Немаловажное значение для областной экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.
Одним из механизмов государственной поддержки предпринимательства в регионе является подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2020 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 23 октября 2014 года № 518-пп [5].
Всего в 2019 году на поддержку предпринимательства в региональном бюджете предусмотрено 98,7 миллионов рублей. Средства пойдут на финансирование инфраструктуры поддержки бизнеса: субсидии Фонду поддержки предпринимательства, капитализацию Фонда микрокредитования в объеме 61, 5 миллионов рублей. Кроме того, деньги выделят на создание центров молодежного и инновационного творчества [6].
Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе представляет совокупность государственных, негосударственных, коммерческих,
некоммерческих организаций, оказывающих предпринимателям услуги по различным направлениям ведения бизнеса, среди которых [6]:
• Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»;
• Центр поддержки экспорта Иркутской области;
• Иркутский областной Гарантийный Фонд;
• Многофункциональный центр Иркутской области;
• Фонд микрокредитования Иркутской области;
• Корпорация развития Иркутской области;
• Агентство инвестиционного развития Иркутской области;
• Фонд развития промышленности Иркутской области;
• Различные общественные предпринимательские объединения и организации.
Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» был создан в целях обеспечения комплексного взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, финансовых институтов, образовательных учреждений, для решения на региональном уровне существующих проблем деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Структурными подразделениями данного фонда также являются:
• Центр кластерного развития Иркутской области;
• Региональный центр инжиниринга;
• Центр сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного использования);
• Центр поддержки предпринимательства.
Иркутский областной Гарантийный Фонд был
создан для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам в Иркутской области, развития системы гарантий и поручительств по
обязательствам СМСП и организаций инфраструктуры поддержки СМСП, основанных на кредитных договорах, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии.
Основной задачей Многофункционального центра Иркутской области является комплексное и оперативное решение вопросов граждан в удобном месте и режиме, с помощью квалифицированного персонала, минимизирующее обращение в разные ведомства и организации для получения государственных и муниципальных услуг.
Фонд микрокредитования Иркутской области обеспечивает выдачу займов предпринимателям, на создание и развитие СМСП.
Целями деятельности Фонда являются:
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории Иркутской области;
2. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем развития системы микрофинансирования;
3. Повышение финансовой доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным финансовым ресурсам.
Акционерное общество «Корпорация развития Иркутской области» (сокращенное наименование КРИО), занимается реализацией инвестиционных проектов на территории Приангарья. Главная задача КРИО — помощь всем заинтересованным сторонам, от государства до частного инвестора, создать успешно работающие производства, которые дадут новые рабочие места, увеличат региональный ВВП, и упрочат репутацию Иркутской области как региона с надёжным инвестиционным климатом, открытого для сотрудничества.
Основными направлениями деятельности КРИО являются:
• создание и управление индустриальными парками на территории области;
• разработка и реализация инвестиционных проектов;
• организация финансирования инвестиционных проектов;
• обеспечение реализации социальных проектов на принципах государственно-частного партнерства;
• продвижение инвестиционных возможностей и проектов региона в России и за рубежом.
Главная задача Агентства Инвестиционного Развития Иркутской области — сопровождать инвестиционные проекты в режиме «одного окна» от стадии обращения до стадии реализации. Вторым основным направлением деятельности является продвижение инвестиционного потенциала региона и конкретных инвестпроектов
посредством участия в выставках, форумах, бизнес-миссия и иных конгрессных мероприятиях на территории России и за рубежом. Для этого Агентство активно сотрудничает с Российским экспортным центром, Ассоциацией
индустриальных парков РФ, Корейским агентством содействия торговле и инвестициям (КОТРА), Франко-Российской торгово-промышленной
палатой, Итало-Российской торговой палатой, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), Торговыми представительствами России за рубежом.
Фонд Развития Промышленности предлагает льготные условия кредитования для реализации проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
Также среди различных общественных предпринимательских объединений и организаций, в особенности, можно отметить следующие организации:
• региональное объединение работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей»;
• торгово-промышленная палата Восточной Сибири;
• региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»;
• региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» [6].
Развитие комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе является одной из важнейших составляющих, необходимых для эффективного развития экономики в Иркутской области. Для этого необходимо не только наличие финансовых ресурсов и воля властей, но и определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике, конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству, как к малому, так и среднему бизнесу в частности. ■
1. Окладникова Д. Р., Бибарсов К. Р., Харченко А. А. Малое и среднее предпринимательство: тенденции отечественного и международного развития. Сборник научных трудов «Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития». - 2018. - С. 120 - 124
2. Буров В. Ю. Основы предпринимательства. Практика малого бизнеса. Учебное пособие. M.: Забайкал. гос. ун - т. - 2018. - Ч3. - С. 296
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ
4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // - URL: http://economy.gov.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
6. Правительство Иркутской области [Электронный ресурс] // - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // - URL: https://rmsp.nalog.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буров В. Ю. Основы предпринимательства. Практика малого бизнеса. Учебное пособие. M.: Забайкал. гос. ун - т. - 2018. - Ч3. - С. 296
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // -URL: https://rmsp.nalog.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // -URL: http://economy.gov.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
Окладникова Д. Р., Бибарсов К. Р.,
Харченко А. А. Малое и среднее предпринимательство: тенденции отечественного и международного развития. Сборник научных трудов «Новые технологии в социально-
гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития». -2018. - С. 120 - 124
Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Правительство Иркутской области
[Электронный ресурс] // - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Support and development of small and medium business in the Irkutsk region
© Kharchenko A., 2019
This article outlines the main criteria for classifying business entities in the Russian Federation as small and medium sized business, describes the need for small and medium sized business to function and develop in Russia today, gives key indicators for the development of small and medium sized business in the Irkutsk region for 2018, outlines plans implementation of state support for the development of small and medium sized business in the Irkutsk region in 2019, as well as the current information structure business support in the region, and described its constituent parts.
Keywords:economy, entrepreneurship, small and medium business, development of small and medium business in the Irkutsk region
УДК 336.64
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
© Шакирова М. В., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Статья посвящена вопросам, связанным с финансовым планированием на предприятиях. Финансовое планирование рассмотрено как инструмент в управлении финансами организации. Даны определения основным понятиям, связанным с финансовым планированием, таким как финансовый план, бюджет, бюджетирование. Описана основная задача финансового планирования, рассмотрены его принципы, а также методы. Проанализированы этапы финансового планирования. Описано три вида финансового планирования: оперативное, текущее, стратегическое (перспективное), их отличия.
Ключевые слова: финансовое планирование, бюджет, бюджетирование, нормы и нормативы
Финансовое планирование — один из основных инструментов в управлении финансами организации. Благодаря финансовому планированию появляются возможности разглядеть дальнейшее направление деятельности компании. Планируя финансовую деятельность, можно предусмотреть появление
трудностей. Руководство, в первую очередь, должно обращать своё внимание на возможности компании, чем, в последующем, на устранение возникших проблем.
Редко можно найти компании, которые планируют свой провал, однако, очень много тех, которые терпят неудачу из-за ошибочного