УДК 336 П.Г. Подсошкин, И.А. Соколова,
В.К. Шадрин
ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК
P.G. Podsoshkin, IA. Sokolova,
V.K. Shadrin
PREFERENTIAL LENDING OF SMALL BUSINESS IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Современная концепция функционирования АПК России основана на необходимости обеспечения устойчивого положения сельского хозяйства. За период реформирования аграрного сектора проявилась объективная необходимость развития малых форм хозяйствования. Цель работы: определить состояние сектора малого предпринимательства в сельском хозяйстве России. На основе статистического и аналитического методов исследования сделан вывод, что наибольшая доля государственной поддержки достается крупным предприятиям, на долю малых и средних приходится незначительная часть выделяемых из федерального бюджета средств. Выявлены основные факторы, негативно воздействующие на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), и последствия неполного финансирования для всей отрасли. Дан анализ состояния банковского сектора и политики государства в области льготного кредитования МСП. Членство РФ в ВТО заставило отказаться от методов прямой поддержки сельхозпроизводителей и искать варианты, допускаемые жесткими правилами организации. Введение экономических санкций привело к им-портозамещению и контрсанкциям. Выявлено, что за период 20152017 гг. рост показателей МСП не был достигнут, хотя количество организаций МСП выросло до 6 млн, но число работников сократилось на 11 %, так как более половины денег направляется в Корпорацию МСП, 95 % из них расходуется без участия регионов. Надежных заемщиков льготных кредитов отбирает банк, и МСП в их число не попадает. Предлагаем изучить опыт Китая в организации обучения и ликвидации финансовой неграмотности; применять методику наставничества и кураторства для начинающих предпринимателей в течение 3-5 лет.
Ключевые слова: государственная поддержка, льготное кредитование, заемщик, уполномоченный банк.
Modern concept of agrarian and industrial complex functioning in Russia is based on the necessity of ensuring the sustainability of agriculture.
During the period of agricultural sector reforming the objective need for the development of small forms of management appeared. The study sets the goal to determine the state of small entrepreneurship sector in agriculture of Russia; this goal is achieved by statistical and analytical methods of research. Basing on conducted analysis, it is concluded that the largest share of state support goes to large enterprises, while small and medium-sized enterprises get only a small part of the funds allocated from federal budget. The main factors affecting the development of small and medium-sized enterprises (SME) and the consequences of incomplete financing for the entire industry are identified. The analysis of banking sector condition and government policy in the field of preferential lending to small and medium-sized enterprises is given. Russia's membership in the WTO forced to give up the methods of direct support to agricultural producers and to look for options permitted by strict rules of the organization. The introduction of economic sanctions forced to introduce the import substitution and counter-sanctions. It was revealed that during 2015-2017 the growth of indicators of SME had not reached though the number of SME organizations grew to 6 million, but the number of workers was reduced by 11 % as more than the half of money goes to SME Corporation, 95 % from them are spent without participation of regions. Reliable borrowers of soft loans are selected by bank, and SME are not included into their number. The experience of China in the organization of training and elimination of financial illiteracy should be studied; the technique of mentoring and coaching of beginning businessmen should be applied within 3-5 years.
Keywords: state support, preferential lending, borrower, authorized bank.
Введение. Согласно данным РЛ081а1:, потребление пищи за период с 1993 по 2013 год выросло на 10 % (на 4 % в странах ЕС и на 20 % в менее развитых странах). Прогноз Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (БЛ0) на 2026 год таков: потребление мяса птицы возрастет на 12 %; говядины - на 10; свинины - на 8; баранины и молока - на 20 % [1].
Учитывая масштабы России и состояние сельского хозяйства, обеспечить растущие поребности только силами крупных сельскохозяйственных организаций не получится. Хотя много говорят о государственной поддержке малого предпринимательства, о его роли в решении социальных, демографических и экономических проблем села, вклад этого сегмента в ВВП РФ менее 20 %, в то время как в развитых
странах он составляет 50-80 % и малые предприятия производят около 30 % экспортной продукции.
Объекты и методы исследования. Предметом исследования является льготное кредитование малого предпринимательства в аграрном
В«-» *-»
качестве методов использованы системный и комплексный подходы, статистический и аналитический методы, логический анализ, анализ динамики и структуры показателей. Информационная база: итоги сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг., официальные материалы статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитические материалы Министерства сельского хозяйства Красноярского края.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ итогов сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 годов, опубликованный как Национальный отчет [2], позволил выявить основные факторы, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства в России (рис. 1).
На первом месте - политика государства, которую предприниматели оценивают как переменчивую и агрессивную, направленную на сохранение крупных предприятий, что порождает тенденцию к монополизации рынка. На втором - финансирование, так как для малого предпринимательства собственный капитал, из-за своих малых размеров, не может долго исполнять роль источника финансирования и решить проблему финансирования можно за счет заимствования.
Рис. 1. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России
Результаты анкетирования фермеров в Красноярском крае показали, что они считают главной причиной, препятствующей распространению господдержки, сложный процесс сбора документов. На втором ме-
сте по значимости также оказалось финансирование, которое получило низкую оценку респондентов с точки зрения его целесообразности [3].
По опросам Общероссийской общественной ассоциации МСП (малое и среднее предпринимательство) «Опора России» тех компаний, которые разорились в первые три года, первая причина разорения - это финансовая неграмотность.
Кредит, как форма займа денежных средств на время с последующим возвратом, возник вместе с деньгами, но цивилизованную форму он приобретает с развитием рыночных отношений и с формированием банковских финансовых структур. Сущность кредитования состоит в том, что при спросе на заемные средства у одних участников финансовых отношений (физические и юридические лица) из временно свободных денежных средств формируется предложение. Кредит - это денежные средства, которые сдаются «напрокат», на условиях платности, срочности и возвратности. Таким образом, кредит - это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу, в первую очередь, платы за временное пользование чужими денежными средствами для своих нужд.
Распад СССР разрушил сложившиеся за десятилетия хозяйственные связи, необходимо было не только формировать новые, но и частично менять специализацию производства.
Кроме этого, вступление России в ВТО привело к необходимости кардинально пересмотреть формы и объемы государственной поддержки, «подгоняя» их под жесткие требования организации. Эти требования были разработаны для стран с другой экономической системой, с другой исторической судьбой, они не учитывали специфику аграрного сектора России - масштабы производства, природно-климатические условия и состояние реформирования отрасли.
Введение рядом стран экономических санкций в отношении России, дальнейшее усиление этого процесса и принятие контрмер потребовали создания новых видов производства, расширения действующих, соответственно, дополнительных капиталовложений для обеспечения им-портозамещения. Стремясь воспользоваться моментом и отсутствием соответствующего законодательства, недобросовестные производители заполнили прилавки фальсификатом, продукция производится к нарушениям технологии, в состав вносятся различные добавки - красители, улучшители вкуса, цвета и тому подобное. Потребителю предлагается не сыр, а сырный продукт, изготовленный из сухого молока с добавлением растительных компонентов, имеющий с сыром мало общего.
В этих условиях формируется кредитная система как «совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала», через которую реализуются сущность и функции кредита [3].
Попытка разработать систему кредитования малых предприятий в АПК, взяв за основу зарубежный опыт, еще раз убедила в несостоятельности такого подхода, и отрицательная оценка политики государственной поддержки во многом определена нестабильностью законодательной основы, постоянной сменой «правил поведения». Вся история взаимодействия малого предпринимательства и кредитных учреждений в России - это попытка вписать потенциального заемщика в выработанную схему, применяемую банками в массовом порядке. При этом не учитывается организационно-правовая специфика, особенности воспроизводства в сельском хозяйстве, сезонность хозяйственной деятельности, высокая зависимость от природно-климатических условий, продолжительность оборота капитала, специфика труда и многое другое.
Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства начал сокращаться с 2014 года. В 2014 году он сократился на 5,6 % по сравнению с 2013 г., в 2015 - на 28,3 %. В 2016 году процесс падения замедлился, объем выданных МСП кредитов составил 5,6 трлн рублей, что на 3 % ниже уровня 2015 года. Большего падения удалось избежать благодаря активизации выдач кредитов крупными банками, в то время когда остальные участники их сокращали из-за высоких рисков.
Снижение процентных ставок привело к частичному восстановлению спроса на банковское кредитование. Число заявок на кредиты от МСП возросло за 2016 год в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом, но число фактически заключенных договоров в 2016 году оказалось на 2 % меньше 2015 года.
В 2017 году кредитование МСП пошло в рост, однако преимущественно за счет активности Сбербанка и еще нескольких крупных банков. Так, за первое полугодие 2017 года объем предоставленных кредитов МСП вырос на 20 % (до 2,9 трлн рублей), а совокупный кредитный портфель МСП вырос на 4 % (до 4,8 трлн руб.). При этом, без учета Сбербанка, он бы сократился на 2 %. Основным стимулом развития кредитования МСП по-прежнему является господдержка. По итогам года было выдано более 13 тыс. гарантий и поручительств на сумму более 110 млрд рублей (а субъекты МСП при этом получили кредитов по программам господдержки на сумму более 192 млрд рублей) [4].
До 2017 года в России аграрии получали кредиты в банках под коммерческие проценты, а затем подавали заявку в региональные министерства на субсидирование процентной ставки и ждали возмещения из бюджета.
Ct_» «_» 1 января 2017 года у сельскохозяйственных товаропроизводителей
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, появилось право получить в одном из уполномоченных Минсельхозом банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5
%. Кредитная организация получает возмещение дохода напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России.
Было выделено для льготного кредитования аграрного сектора 240,17 млрд рублей, из них краткосрочных кредитов - 120,46 млрд рублей и инвестиционных кредитов - 110,71 млрд рублей. С десятью уполномоченными банками заключили соглашение о предоставлении субсидий.
Неоспоримым достоинством «Программы 6.5» была низкая ставка кредита, но ее главные недостатки - высокий процент отказов и бессистемность распределения средств - показали, что банки «выбирали» заемщиков, и в итоге кредиты получили крупные производители, у которых прибыль выше. Полная самостоятельность банков в этом вопросе оказалась неудачным вариантом, а региональные власти оказались исключенными из процесса отбора претендентов на льготный кредит.
При таком подходе нарушен принцип справедливого распределения «недорогих» кредитов, что особенно актуально в ситуации, когда выделенные на льготное кредитование средства покрывают только треть потребности.
При конкуренции среди заемщиков льготные кредиты получают одни и те же агрохолдинги, в результате сельское хозяйство развивается неравномерно, есть регионы, где поддержка дает отрицательный эффект - она растет, а объем производства не меняется или даже сокращается. Например, финансирование программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» получили только 5 регионов из 85. Отдельные регионы получили 0,4 % общего объёма (210 млн руб.).
Итоги 2017 года показали, что низкий интерес банков к кредитованию малого предпринимательства привел к тому, что повсеместно по стране остались невостребованными средства, закрепленные за этим сектором АПК: из 656,7 млн рублей по ПФО не использовано 626 млн, в ЮФО неиспользованными остались 438 млн рублей, из которых 396 рублей - это деньги фермеров, в ЦФО соответственно из 1,171 млрд рублей не востребованы 1,125 млрд рублей [5].
Фактический отказ фермерского сообщества от льготного кредитования может повлечь за собой весьма серьезные последствия, из которых наиболее очевидное - снижение рентабельности в сельскохозяйственном производстве. Согласно данным за 2016 год, рентабельность предприятий АПК, получавших государственную поддержку, в том числе в части кредитования, составила 17,3 %, что выше целевого показателя на 4,3 п.п. Без учета субсидий рентабельность составила бы 10,2 % (против 11,8 % в 2015 году) [6].
По Красноярскому краю также уровень рентабельности без субсидий в 2016 году был ниже, чем с субсидиями (табл. 1).
Таблица 1
Уровень рентабельности в сельскохозяйственных организациях Красноярского края в 2016 году [7], %
Показатель Уровень рентабельности (убыточности) без субсидий Уровень рентабельности (убыточности) с субсидиями
Зерно 31,6 43,3
Картофель 32,2 34,5
Овощи 22,0 23,4
Мясо КРС -19,1 -18,0
Мясо птицы -2,9 2,9
В сегменте малых форм хозяйствования эта разница может быть еще большей, если ситуация с льготным кредитованием МСП сохранится.
Другая проблема, которая возникает при низком уровне льготного кредитования, более значима: согласно действующему бюджетному законодательству, регионы, не отчитавшиеся вовремя об эффективном использовании федеральных средств, выделенных в рамках программ государственной поддержки, в будущем теряют право (полностью или частично) на федеральные деньги.
Кроме того, 2018 год - скорее всего последний, когда действующая пропорция софинансирования программы господдержки в АПК описывается формулой 90/10, где 90 % - средства федерального бюджета, 10 % -регионального. В прошлом году регионам удалось добиться, правда, всего на год, отсрочки вступления в силу постановления правительства РФ, регламентирующего уровень софинансирования исходя из бюджетной обеспеченности субъекта.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2018 году к субъектам малого предпринимательства теперь относятся те, у которых численность работников от 16 до 100 человек и сумма выручки - 800 млн рублей в год [8].
Эти нововведения позволят большему количеству предприятий и индивидуальных предпринимателей получить статус малого предпринимательства, в результате чего станет возможным льготное кредитование для малого и среднего бизнеса.
Банки по-прежнему с осторожностью относятся к кредитованию малого предпринимательства, так как сохраняется высокий уровень рисков.
Растет сумма выданных кредитов, но остается высокой сумма задолженности и доля просроченной задолженности по кредитам малого и среднего предпринимательства (табл. 2).
Таблица 2
Выдача кредитов и задолженность по кредитам МСП,
тыс. руб. [9]
Показатель 01.10.2016 01.10.2017 Рост/снижение за 9 мес. 2017 г. (к 9 мес. 2016 г.)
Выдано кредитов МСП за 9 мес. всеми банками в РФ 3 773 851 4 436 808 +662 957 (+17,57%)
Задолженность МСП 4 403 046 4 154 892 -248 154 (-5,97%)
Доля просроченной задолженности МСП, % 14,46 15,25 +1,02
В связи с этим в ближайшее время самыми востребованными банковскими продуктами у МСП будут кредиты на рефинансирование задолженности других банков, классические кредиты на развитие бизнеса и пополнение оборотных средств. В 2018 году все стороны процесса кредитования ожидают смягчения требований к заемщикам и залогам, а также снижения стоимости кредитов. Такая тенденция наметилась уже в 2017 году. Прогноз на 2018 год: рост кредитования в среднем на 25 %, так как предприятия МСП постоянно нуждаются в финансировании, а потребность увеличивается по мере роста компании. По данным Сибирского главного управления Центробанка РФ, в январе-октябре 2017 года объем выданных МСП кредитов в Сибирском федеральном округе увеличился на 15,8 % (или на 65 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2016 и достиг 479,7 млрд руб. [10].
Льготное кредитование в РФ в 2018 году, несмотря на стремление сделать его доступным для субъектов малого предпринимательства, реализуется через громоздкий механизм: много сопроводительных документов и этапов согласования, в среднем вся процедура занимает около 2,5-3 месяцев (рис. 2).
Рис. 2. Механизм выдачи льготных кредитов
1. Потенциальный заемщик подает в банк заявку по установленной форме и необходимые документы (в соответствии с правилами банка).
2. Банк проверяет потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита и направляет проекты в региональный орган АПК.
3. Региональный орган АПК согласовывает проекты и уведомляет о своем решении уполномоченный банк.
4. Банк направляет заявку потенциального заемщика в Минсельхоз России.
5. Минсельхоз России рассматривает полученные документы и в течение 7 рабочих дней направляет уведомление о включении или невключении потенциального заемщика в реестр заемщиков.
6. Банк выдает кредит заемщику при положительном решении Мин-сельхоза России.
При этом потенциальный заемщик должен соответствовать довольно жестким условиям - это сельскохозяйственный производитель, а также организация1, индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию. У него не должно быть просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам и сборам, он должен быть зарегистрированным на территории РФ, в отношении него не должно быть возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), и хозяйство не должно находиться в процессе реорганизации или ликвидации.
1 Организация, фермерское хозяйство, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный потребительский кооператив, кроме кредитного, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство.
Как уже было отмечено, с 2016 года реализуются две ключевые программы финансовой поддержки МСП:
- предоставление механизма поручительства и гарантий субъектам МСП;
- стимулирование кредитования субъектов МСП (Программа 6.5).
Для расширения инвестиционного кредитования с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования (Программа 674), по которой срок кредитного договора составляет 2 года, средняя процентная ставка - 10 %, средний размер кредита - 91,9 млн рублей. Но доля предоставленных кредитов субъектам МСП в рамках всех трех программ мала. Так, по программе предоставления механизма поручительства и гарантий субъектам МСП - 2,11 %, а по Программе 6.5 - 1,11 % [11].
Счетной палатой была проведена проверка реализации программ государственной поддержки МСП за период 2015-2017 гг. В результате выявилось, что при росте МСП на одну треть численность работников малого бизнеса сократилась на 11 %. При анализе конкретных программ оказалось, что более половины денег отправляется в профильную «Корпорацию МСП», и на 95% средства расходуются, а показатели не достигаются. Регионы даже не владеют информацией о поддержке МСП по разным программам, то есть «принцип прозрачности бюджетной системы» не обеспечивается.
Конкурентоспособность товаропроизводителя на рынке без инвестирования в производство порождает ситуацию, известную как «застой». Р.Х. Адуков [12] в 2010 году писал, что на программу модернизации АПК, рассчитанную на 10 лет, требуется около 473 млрд рублей, что в 2,3 раза ниже затрат на импорт в Россию сельхозпродукции.
Потребность в заемных средствах МСП, из-за недоступности льготного кредитования, удовлетворяется за счет коммерческого кредитования. Банки уделяют большое внимание кредитной истории заемщика, если есть просрочка платежа даже в несколько дней, клиент может быть занесен в «черный список».
Банки предлагают коммерческие кредиты различные по срокам, объему и условиям, которые не всегда могут выполнить потенциальные заемщики.
Систематизированная нами классификация коммерческих кредитов представлена в таблице 3.
Государство оказывает посильную поддержку и банкам: норма обязательных отчислений для кредитных организаций снижена, что позволяет высвободить часть средств. Активно используется субординированное кредитование, которое поддерживает частные и коммерческие банки.
Таблица 3
Классификация коммерческих кредитов и их характеристика
Вид кредита Срок Размер Цель Условия
Бизнес-экспресс До 12 месяцев До 1 млн руб. Текущие расходы Высокий процент за срочность
Микрокредиты От 30 до 300 тыс. руб. -||- -||-
На развитие бизнеса До 5 лет До 10 млн руб. Пополнение оборотных средств, расширение производства Залог
Инвестиционный Длительный До 1 млрд руб. Реализация крупных проектов Залог с полной оценкой стоимости
Овердрафт До 6 месяцев траншами по 30 дней От 250 тыс. до 10 млн рублей (лимит 30 % среднемесячного оборота компании) Пополнение оборотных средств, предотвращение кассовых разрывов Залог коммерческой и жилой недвижимости и дополнительный залог
На открытие бизнеса До 36 месяцев До 300 тыс. руб. Открытие бизнеса Без залога(с условием прохождения практических и теоретических курсов)
На покупку основных средств 4 года Max 15 млн руб. На покупку оборудования Наличие доходов от предпринимательской деятельности (выручки) в течение последнего года
Проектное финансирование До 36 месяцев Min аванс от 0 до 20 % суммы проекта Дорогостоящая модернизация основных средств Детальный бизнес-план
Лизинг До 60 месяцев Min аванс от 0 до 40 % суммы лизинга Приобретение транспорта и оборудования Наличие доходов от предпринимательской деятельности (выручки) в течение последнего года
Появившись за рубежом в середине 8о-х годов XX века, в настоящее время технологии микрокредитования применяются более чем в 125 странах мира и развиваются высокими темпами. Основой столь быстрого распространения микрокредитования является его исключительная эффективность.
Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно государственная поддержка МСП осуществляется через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. Эти органы создаются с целью освободить предпринимателя от бюрократической рутины и обеспечить равные права всем участникам (табл. 4).
Таблица 4
Правительственные органы, осуществляющие политику господдержки АПК
Государство Правительственный орган
США Администрация малого бизнеса США (SBA)
Великобритания Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса (SBS)
Германия Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (DG VIII) Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWAв)
Япония Агентство малого и среднего предпринимательства ^МЕА)
Венгрия Национальный Совет по развитию предпринимательства
Польша Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства
Китай Китайский центр координации и кооперации бизнеса (ССВСС) как часть Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). Государственный фонд развития малых и средних предприятий
При этом часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т.п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а также в системе отношений с партнёрскими и общественными организациями.
Из зарубежного опыта для России наиболее интересен Китай: в 2001 году он вступил в ВТО, тоже подвергается экономическим санкциям, и если «...в 1979 году его ВВП был 2,7 раза меньше ВВП России, то сегодня по масштабам экономики Китай опережает нашу страну в 4,5 раза и уверенно занимает заслуженное второе место после США» [13].
Об успешном опыте государственной поддержки малого бизнеса в Китае пишут Д.Ш. Мусостова и Д.И. Бисаева: «В настоящее время малый бизнес в стране развивается очень успешно. Несколько лет назад китайское правительство переориентировало экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса, коренная модернизация экономики страны должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести ее в число лидеров по уровню экономического развития». Малым предприятиям принадлежит 65 % патентов и более 80 % новой продукции страны. На долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и 60 % объема экспорта. МСП в Китае активно участвует в развитии инновационных технологий.
В Китае создана система центров поддержки МСП, из которых 800 являются государственными организациями и 1000 - коммерческими. Центры поддержки МСП оказывают следующие услуги: проведение аудита (на безвозмездной основе); обучение персонала; юридическая помощь; технологическая поддержка.
В Китае государственная поддержка МСП рассчитана не только на начальную стадию, государство принимает участие продолжительный период, поддерживая малый бизнес в различных мероприятиях, где он задействован. Государство также:
- компенсирует часть расходов на проведение выставок (до 50 %); помогает в оформлении прав на интеллектуальную собственность (в
том числе компенсируется до 50 % расходов);
- оказывает информационную поддержку;
- оказывает поддержку при выходе на международные рынки;
- проводит юридические консультации;
- организует тренинги для сотрудников МСП.
Для оказания практической помощи к начинающему предпринимателю на три года прикрепляют наставника, широко практикуется помощь волонтеров.
Выводы. В настоящее время наиболее актуальной является ликвидация финансовой неграмотности. Организация бесплатных курсов, с привлечением успешных практиков, предпринимателей, с консультациями специалистов кредитных организаций, с реальной помощью в составлении бизнес-плана и выборе сферы деятельности поможет потенциальным предпринимателям сориентироваться и определить собственную готовность к самостоятельной деятельности необходимо создать действенный контроль над распределением льготных кредитов, разработать механизм льготного кредитования с активным участием региональных органов, обеспечить «прозрачность» процесса; объективно оценивать роль и эффективность участия в льготном кредитовании созданных вспомогательных и посреднических организаций; принять во внимание оценку характера политики государственной поддержки (неустойчивая, агрессивная), данную большинством респондентов (более 90 %); использовать зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Мировое потребление пищи стабильно растет - ФАО. - URL: http:www.dairynews.ru/news/ mirovoe-potreblenie-pishchi-stabilno-rastet=fao.html.
2. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017. - М., 2017. - С.61.
3. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Козлов МА. Инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере Красноярского края. - Красноярск, 2016. - С. 98.
4. Рынок кредитования МСП: господдержка и альтернативные финансовые инструменты. - URL: http://www.factoringpro.ru/ mdex.php/mmponent/content/artide/45-mnsaltmg/4187-2018-01-13-01-24-16/.
5. Татарстанским фермерам оказались не нужны кредиты под 5 % годовых. - URL: https://realnoevremya.ru/artides/69370-pochemu-fermery-otkazyvayutsya-ot-kreditov-pod-5-godovyh.
6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М., 2017. - С. 53-56.
7. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2016 году. -Красноярск, 2017. - С. 65-67.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - М., 2015.
9. Рынок кредитования МСП в 2017 году. - URL: https://bosfera.ru/ bo/rynok-kreditovaniya-msp-v-2017-godu//30.01.2018.
10. URL: https://rg.ru/2017/12/21/reg-sibfo/u-malogo-i-srednego-biznesa-vyros-spros-na-kreditnye-produkty.html.
11. Доклад «О достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и развитию малого и среднего бизнеса и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». - М, 2017.
12. Адуков Р.Х. Модернизация как фактор перевода АПК России на инновационный путь развития// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2010. - № 3(4). - С. 57-59.
13. Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Китае / / Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 1. - URL: http://ek0n0mika.snauka.ru/2016/01/10707 (дата обращения: 20.02.2018).