Научная статья на тему 'Анализ эффективности финансового инструментария стимулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации'

Анализ эффективности финансового инструментария стимулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / финансовые инструменты / льготное кредитование / грантовая поддержка / субсидирование / малое инновационное предпринимательство. / small and medium business / financial instruments / concessional lending / grant support / subsidy / small innovative entrepreneurship.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н М. Корницкая

В статье проводится анализ эффективности финансового инструментария стимулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Автор анализирует результативность льготного кредитования Корпорацией МСП. Особое внимание в статье уделяется оценке эффективности грантовой поддержки малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF FINANCIAL INSTRUMENTATION FOR STIMULATING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIAN FEDERATION

in the article the effectiveness of financial instruments for stimulating small and medium businesses in the Russian Federation is analyzed. The author analyzes the impact of concessional lending by the Corporation of SME. Special attention is paid to assessing the effectiveness of grant support for small innovative entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности финансового инструментария стимулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Н.М. Корницкая, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24411/2500-1000-2018-10115

Аннотация. В статье проводится анализ эффективности финансового инструментария стимулирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Автор анализирует результативность льготного кредитования Корпорацией МСП. Особое внимание в статье уделяется оценке эффективности грантовой поддержки малого инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, финансовые инструменты, льготное кредитование, грантовая поддержка, субсидирование, малое инновационное предпринимательство.

В современных условиях финансовые инструменты поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства реализуются через разработку и реализацию государственных программ. Необходимость стимулирования субъектов МСП обусловлена тем, что малое и среднее предпринимательство способно стать базой для экономического роста государства.

Главной организацией в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства выступает Корпорация МСП, основной целью деятельности которой является оказание поддержки субъектам МСП и организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП. В рамках реализации своих задач Корпорация МСП обеспечивает субъекты малого и среднего предпринимательства доступными кредитными ресурсами.

Корпорация МСП совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработала Программу стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5%), которые занимаются реализацией проектов в приоритетных отраслях экономики. В рамках данной программы процентная ставка по кредитам в сумме не менее 3 млн рублей устанавливается для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий - до 9,6% годовых. Такой кредит может быть

предоставлен на срок более 3 лет, это остается на усмотрение уполномоченного банка, однако срок льготного фондирования по Программе не должен превышать 3 года [1].

Перейдем к анализу стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства путем льготного кредитования.

За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6%. С начала 2017 года (по состоянию на 1 октября 2017 года) общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб. (7,0% от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП).

Расширение финансовой поддержки используется как один из ключевых инструментов для стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП - предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).

Доля предоставленных кредитов субъектам МСП в рублях с применением различных программ поддержки представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Доля предоставленных кредитов субъектам МСП в рублях с применением

различных программ поддержки [2]

Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам - 128,9 млрд руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1%. В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась - до 3,4%. Таким образом, можно сделать вывод о незначительной доле льготных кредитов и поручительств, представляемых Корпорацией МСП, в общем объеме кредитов для малого и среднего бизнеса. 96,8% кредитов, выданных субъектам МСП, это кредиты коммерческих банков, не подкрепленные финансовой поддержкой государства.

Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема

кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.

В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.

Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя. Доля кредитов, выдаваемых малым и средним предприятиям в общем объеме предоставленных юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям кредитов в рублях в августе 2017 года, составила 17,4%.

Доля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, в общем объеме выданных кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рублях представлена на рисунке 2.

л н

о Л

5Г >!

а ^

о' а

'—I

г; >!

а

'—I

■а,

3

I

ГЪ Со

I ^

?

г >!

'—I £

ГЪ"

О

Гй <

О

О

43 Я О 43 рз Я

к к

Ж

о со

а

л

® 5

X 43

У Р о

^ Я Д

Я | 1

« о 2

к 2 Р»

■§ * Й

к л §

2 я 8

н Я н

к о р § £

рз 2 Я 2

2 я

рз 43

Й О

О Й

ч я

о 43

Я

я

я

рз

\0 н

0х о

ч—^ Й

1 1 сг

ю о

|-1 н

со

рз

я

о

ет *ч о н Я о

КС

о н

РЗ

со я о

РЗ О

я о

Е й 3 ^ ^ л о Я

£ Е

е- §

о Р

со

3

рз

В

сг> Я К ¡а

о я о

я о й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V §

о\

о Й о со ет >5

о ^

^ О О) <<

01 О) Д

2 о* о

3 о

Р Ч £

2 и я

о ^ н ■о й Р 2 П2 й Я

со

Я ет о т

Й о 43 РЗ Й ет я о

3 о

» 3

* 2

о о

н н

рз рз

СИ

я й

рз О Я

«ОЧИ

Я о р

О > Яс 2

ох ~

8 я

й л о

£ 2 О! " Ч

О й' рз 43

ы я р= Я1 о

^ рз

о 2

со о

03

Я

о

я о н о

43 СГ

2 рз

0\

а я оз

>9 ^

-Я о

О со рз Я

я

о *

я

о

я ет

я

¡а

2 о 2 ^ В р\

я

о о

о

я

я

о

я

о

о

я я

яс

£ 03

СП

§ ё ® я

03 м

рз Со

Н 43 Я

я

43 О Й я н я

Е ^ Я Л рз

о 2

43 Н

►ч Я

рз ¡а Я

Я м

оз „

рэ ^

ё 1 я V

о н Й о Й I ^

1 я

я Р р ¡а

й я

н ^

2 ^

СИ ¡¡ч

а 3 я

^ Я 43

СИ ¡Я РЗ О

о. Ё

я о

° НН

о Я

Я 43

О о

О) со д

рз о 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я Р3

1 2 §

о 2 ^ я й Я й

1—1

« 2 43 м

0 а и я я Р

1 л

§ N

о I 1 2 к § я я к о я

о н н II о я

со Я 2 О

О 3 Я о

23

Я Я Я 43 ш о

я ^

СГ О

Я 0

О со

Н к

а 2

§ X

Я Й рз Й сг

я

о яс

в

п о о

я

я *

о

я

я

¡а

Я 43 О Я о

я н

я я

о 43

о О

н Й

я я

н

я о

о со

43 со

О

Я ю

о о

Я

н

я

со Е о

^

43

о я

о н рз н о

►ч

и о

н со

о о

Яс 43

я

Й н

О Й о

я 43

о

я 43 Я рз Й т

л о о о

^ я

^ я »

О) я й я

со

Е о о я я

яс

я о

со я

м сг со

о> я

в *

о а

2 >3

0

° Й о> о

^ 2 ^ з

¡^ рз Я м

1

О Я

о я

" о

я о

рз Я

й а

з в

-И Я

ё О

2 «

СГ рз

„ Н

О О

Л Й

о о

Я Яс сг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

я о

к ^

оз о\ я я

о

Э й 3

Й я

рз О

О н

й ° 2

М рз

л

° 8

я Й

о со

О ^

я ^

й я

рз О

^ о Н ч! О Р

V о я

ЧО о § »

я я 5

рз

я

►ч о

43

ё

о .

о> о

о я я

43 о

►ч о

рз

я о н

О Й ^ я о н 2

со Я рз рз

н о Й сг

я о

Й о о н

о л я о

о

43

я

рз рз

со ^

о н

м -

О ю я

2 о

^ я

п н

Й со рз

я л о

я

я

¡а

и ч я

я я

03 рз

ч О

Й о О о

ЯС Н

о

о я

я о

я

43 43 |-) О) рз

43

я

43

о

►ч о

о

со о

я Е

§ ^

д о

я

я

Я л

я

я

¡а о

я

43

я

& 43 О)

о Й я

я н я

о н

о со рз

рз

о я я

^ я ¡а 43

ю о

>3

о рз

Й ^

43 О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й (г1 сг

о ^

43 я о

н н

О) о со я

н о Й сг о

" н со м о „

03 я

43

о 1 _

о р 2 » рз а

Ю Я о

« н я

Я н ё яс | -к я 2

° 2

о о

43 X

рз рз

м а

я «

СГ> 03

я я 5

со

Ы чОЩ О4 рэ

О Й 2 о> о я

о

и» ^

о

2 н

2 а

о

рз

о

я о

43

ю ^ О л ^ я

^ I

2 ^ я

43

я

со Й о л о

я я о ч о

е-я я

рз

я

о

я

43

о со рз

о

о

^

рз 43 о н со о

я я

сг

>5

я

43

о

43 рз

о я я

43 О Й о о н рз

СИ Й о

я я

сг

х я

43 О Й я н о со

О Я я

рз

Ъ\

СИ

о Й я л о

я

я

о

о о>

В

сг> , ►ч о

о о>

СГ1

о

рз

Я 43 О Й я н о со

о со

я

со

^

5

в

я

►ч о

О Й

о а

И ^ Й

С6 И п

Н рз О

й о Я

СГ н 43

о со о

Н рз И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

« я

Э я

3 Я

^ л 2

а о рз

Я со н

о Е 2

о! г ?

(а> Я О

н н

О н м

" я 2

е I о

Й 43

» о

5 н

•в* 3 к 5

я >

а о я

8 > I

»ЕЙ о 2

г? о

нн О Я

Э со о

О Н

Й а,

Й Я

Я ■ ■ 9 Я

о ^ Я

^ ё Я

^ рз О

1Г ь ч

а д о

§ ^ £

Е §

2 К н

рз 43 а

^ 2 о

2 а «

3 § а

43 I

^

О) О

<т> яс

,_, о

я

я

яс

Я сг

§ з

' н

о 43

я

43 О Й я н рз

О о Н 43

а а

М И

§ 3

3 ЯС

^ о 43 О О

ё «

О я

л я

я

43 О Я о

я н я

2 ё 43

д §

» рз

н э °

Я я о Я рз I

я

о ^ ^

2 Й

43 Я Й Р5

Я ы

01 о Й Й §с 25

о

нЭ И

я ^

о Я

2 ?

я

43

о <<

43 ^ рз СГ>

§ 03

2 рз СГ

" Я о 43 СИ

Е В

я д я о

^ о

о я н

§ он

яс я Я

Й 43

о я

я сг

^ >5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

со рз

о я н о Й сг

я 2 03 со сг рз

2 2

я 8

о Й

43 Я

С6 Р5

а 43

Н О

Й рз

21 §

Я рз

Й я

д -с

? я

о

я со

а н

■ я 2

^ ас 2

о Й о 43

я

я

03

рз

я я 5

рз ^

э ° ? я

о я

3 2

Ег ^ а Я

^ о о н со о

я я о

я я

° 2

►ч л

О НН

н я

О 43

со о

я со

^ о Й

я 2

43 я

0 Я

1 сг>

о сг> я

Я Й

5

М ^

я »

а о

Я Н

Я 43

н о

я

о р

О 43

И рз

а ^

3 к

Я 03

О рз

я а

Й ж

Я о

43 Я

К я

о о

3 я

о я

я

о ю

Й о

¡а я

43 о Й я н о

со

^

СГ1

о я н рз

2 о я

о

в

сг>

о

О)

(Г1

о

со сг

Ё рз

я я

сг

х я

43 о Й я н о со

То

Доля предоставленных креднтлр. субт>сг(там МСП, гро центов

и а <1

00 ю о >-■ к й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о о оооооо

\0 \,0 чО .О '-.о '.р чО Ч.О ч9 чО чО

О' № О"-1 О- О^- О"-1 О4- о4' О"-'

Я| шарь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Я| шарь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017

/ --

<

)

У

;

г

<

N

)

(

/ г

<

"V \

1

1 к 1

<03 а

I &

л

С1

Я &

л а а <3 я а

5. Реализация новой государственной программы - Программа 674, которая является дополнительным механизмом к «Программе 6,5» Корпорации МСП и ориентирована преимущественно на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Грантовая поддержка также рассматривается как инструмент государственной политики в области прямого финансирования предпринимателей, в том числе субъектов МСП. Данный вид поддержки нацелен на реализацию высокотехнологичных и инновационных стартапов, развитие социального предпринимательства, сельскохозяйственных кооперативов и

крестьянских хозяйств, а также других приоритетных направлений социально-экономического развития страны [4].

Перейдем к анализу предоставления грантовой поддержки Фондом содействия инновациям в 2016 году. На финансовое обеспечение проектов на основе договоров (контрактов) и предоставление грантов физическим и юридическим лицам на финансовое обеспечение проектов по программам Фонда в 2016 году израсходовано 6495692,4 тыс. рублей по 4168 договорам.

Сведения о финансировании в 2016 году договоров в разрезе основных программ и конкурсов Фонда представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объемы финансирования проектов из средств федерального бюджета по программам и конкурсам Фонда в 2016 и 2015 гг. [5

Программы, конкурсы Финансирование в 2015 г. Финансирование в 2016 г. Темп do ста. %

Кол-во договоров. шт Ооъем ф-инансн-рования; тыс. руб. Кол-во договоров. шт Объем финансирования . тыс. руб. Кол-во договоров. шт Ооьеы финансирования, тыс. руб.

Контракты на выполнение НИОКР с МИП 294 S08 S37.4 93 330243,5 31.6% 40.3%

ДогоЕоры (соглашения) о предоставлении ГРАНТОВ на выполнение НИР с физическими лнцаыи по программе «УМНИК» 6984 1 119 100.0 2244 433 2:0.0 32.1% 3S.7%

ДогоЕоры на предоставление П5 АН TOB юридическим лицам на финансовое обеспечение проектов НИОКР. результаты которых имеют перспективу коммерциализации 1311 2 933 142.6 1524 3 310 042.5 116.2% 112,8%

Программа «РазЕнтие-НТИ» 12S 1 034 2S8.3 100% 100%

Программа «Коммерциализация» 420 2 771 603.1 179 1 3S7S68.1 42.6% 50.1%

ИТОГО 900 !> 7 632 633,1 4168 6 495 692,4 46,3% 85.1%

Экономическая эффективность использования бюджетных средств, которые выделяются на поддержку малых инновационных предприятий может быть определена на основании оценки достижения следующих плановых показателей: количеством малых инновационных предприятий, получивших поддержку на посевной стадии, объемом полученной малым инновационным предприятием выручки от реализации продукции, количеством привлеченных предприятием внебюджетных средств (инвесторов и собственных средств пред-

приятия), численностью созданных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных и модернизированных рабочих мест, и количеством поданных в ФГАНУ «ЦИТиС» заявок на регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности [5].

В таблице 2 приводятся сведения об основных показателях деятельности МИП, которые были профинансированы Фондом по программам в 2016 году по сравнению с аналогичными показателями за 2015 год.

Таблица 2. Сравнение основных показателей деятельности МИП, профинансированных по программам Фонда в 2015-2016 годах [5]

Программы Фонда

Основные показатели деятельности МИП Старт Развитие =f iff m s я n X а =r X a. Ol fe 5 § Ш m К d S ZT CL Ф X 2 a V ИТОГО

2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016

Количество созданных, модернизированных и высокопроизводительны* рабочих мест, шт. 716 Sil 1050 1137 141 2S5 2145 913 4052 2396

Количество малых инновационных предприятий, получивши): поддержку на посевной стадии, шт. 619 506 - - - - - - 61? 506

Общая выручка от реализации продукции, млрд рублей 2,4 1,7 24,2 15,8 7.2 8.2 48.1 13,4 81.9 44.1

Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд рублей 0.4 0,3 1.2 1,8 0.5 0.6 3.9 1,7 6.0 4.4

Количество результатов интеллектуальной деятельности, шт. 2Л5 76S 53 277 58 120 - - 356 1165

Из данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

- наблюдается падение общей выручки от реализации продукции по всем программам кроме «Интернационализация», при этом самый высокий количественный показатель на программе «Коммерциализация» (18,4 млрд. руб.), но падение выручки по данной программе в 2016 году составило 61,7% относительно показателя 2015 года;

- количество малых инновационных предприятий, получивших поддержку на посевной стадии сократилось на 18,3%;

- значительно сократилось количество созданных, модернизированных и высокопроизводительных рабочих мест на 28,5% за счет сокращения по программам «Старт» и «Коммерциализация»;

- объемы привлеченных внебюджетных средств снизились на 1,6 млрд. руб. (26,7%) по программам «Старт» и «Коммерциализация»;

- количество результатов интеллектуальной деятельности в результате выполнения НИОКР значительно возросло, наилучшие показатели наблюдаются по программе «Старт».

Таким образом, можно отметить общую негативную динамику по основным показателям деятельности МИП, самые негативные тенденции наблюдаются по программе «Коммерциализация».

В таблице 3 представлено сравнение основных показателей деятельности МИП, профинансированных Фондом в 2011-2016 годах.

Таблица 3. Сравнение основных показателей деятельности МИП, профинансированных Фондом в 2011-2016 годах [5]

Основные показатели де¡цельности МИП 201 \ 2012 2013 2Û14 2015 2D Ii

Количество созданных/ модернизированных и высокопроизводительных рабочих мест, шт. ¿ВЗЗ/- ¿526/- ¿514/- ¿025/- 7005/4947 574 S/2896

Количество малых инновационных предприятий, получив шик поддержку на посевной стадии, шт. 537 5¿7 567 ¿50 ¿19 506

Общая выручка от реализации продукции, млрд рублей 22,9 U.2 23.3 21А SI.9 44,1

Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд рублей 2,6 3,2 3,4 1 ¿.0 4,4

Количество результатов интеллектуальной де!ттельности. шт. 320 519 460 34 S ЭБЙ 1165

Можно отметить, что по показателям «Количество малых инновационных предприятий, получивших поддержку на посевной стадии» и «Количество созданных / модернизируемых и высокопроизводительных рабочих мест» достигнутые плановые показатели (506 предприятий при плановом значении данного показателя -500 предприятий; и 5748 / 2896 предприятий при плановых показателях 4550 / 2000 предприятий соответственно). Количество результатов интеллектуальной деятельности составляет 1165 шт., что значительно выше, чем в предыдущие годы. Плановые показатели были выполнены, однако необходимо отметить, что при сокращении объемов финансирования на 14,9% такие показатели, как количество МИП, получивших поддержку на посевной стадии сократилось на 18,3%, а количество созданных / модернизируемых и высокопроизводительных рабочих мест на 17,9% / 41,5%.

Наблюдалось значительное увеличение всех показателей в 2015 году, за этим последовало их понижение в 2016 году (кроме показателя «Количество результатов интеллектуальной деятельности»), это связано с уменьшением количества заклю-

ченных договоров по программам Фонда на 53,7% и сокращения объемов финансирования на 14,9%.

Помимо указанных выше финансовых инструментов стимулирования малого и среднего предпринимательства в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета нижестоящим бюджетам для оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Ответственным исполнителем данной программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Перейдем к оценке объемов предоставляемых субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства в рамках государственных программ.

В 2016 году суммарный объем предоставленных субсидий составил 11,12 млрд. руб. Среди регионов лидерами по выделяемых субсидий являются Республика Татарстан, Новосибирская область и Пермский край. [6] В таблице 4 представлены основные показатели по данным регионам.

Таблица 4. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) по регионам-лидерам по размеру предоставляемых субсидий за 2014 и 2016 год [10]_

Количество предприятий, единиц Средняя численность работников, чел. Оборот предприятий, тыс.руб.

2014 2016 2015 2016 2015 2016

Республика Татарстан 48 844 74 559 353 256 361 695 729 416 646 957 874 355

Новосибирская область 76 450 81 415 316 042 231 689 683 347 714 894 656 629

Пермский край 35 451 60 816 220 840 177 926 484 601 666 575 118 124

Из данных таблицы видно, что по всем показателям наблюдается положительная динамика, кроме средней численности работников в Новосибирской области и Пермском крае. Таким образом, предоставленные субсидии привели к увеличению количества предприятий и росту оборота малых предприятий.

В 2017 году по распоряжению Правительства субсидии в объёме 7,5 млрд руб-

лей распределены между бюджетами 82 субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и молодёжного предпринимательства. Субъекты Российской Федерации с наибольшими объемами предоставляемых субсидий - Брянская область, Смоленская область, Пензенская область [7].

Таблица 5. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) по регионам-лидерам по размеру предоставляемых субсидий за 2016-2017 год [10]_

Количество предприятий, единиц Средняя численность работников, чел. Оборот предприятий, тыс.руб.

2016 2017 2016 2017 2016 2017

Брянская область 13 893 12 957 65 897 78 049 180 081 555 236 776 684

Смоленская область 17 411 17 112 80 867 81 841 253 396 725 273 304 702

Пензенская область 16 867 15 809 80 758 112 312 211 317 241 285 290 137

Из данных таблицы можно сделать вывод, что предоставленные субсидии не привели к увеличению количества малых предприятий в данных регионах, однако средняя численность работников и оборот предприятий по каждому региону возрос, что говорит об эффективности предоставления субсидий.

В 2018 году в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса выделено 5,017 млрд. рублей.

Особое внимание уделяется комплексным проектам для субъектов РФ по разви-

тию МСП, которые сформированы всеми 85 регионами. Регионы разрабатывают планы реализации данных проектов и ежеквартально предоставляют отчет о ходе реализации проекта [8].

Динамика объемов предоставляемых субсидий в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса по данным Федеральной службы государственной статистики и Министерства экономического развития представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика объемов предоставляемых субсидий в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, млрд. руб. [8, 9]

Таким образом, мы наблюдаем ежегодное снижение объемов предоставляемых субсидий из федерального бюджета. Однако на первом плане стоит вопрос эффективности предоставляемых субсидий, а не их объем. Результативность предоставляемых субсидий можно оценить по динамике

основных показателей деятельности малых предприятий, таких как число малых предприятий, средняя численность работников и оборот малых предприятий. В таблице 5 приведена динамика основных показателей деятельности малых предприятий за 2015-2017 гг.

Таблица 5. Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 2015-2017 гг. [11, 12]

Показатель 2015 2016 2017 Темп прироста, А 2017/2015

Число малых предприятий, тысяч 232,4 173 256,7 10,5%

Численность работников малых предприятий, тысяч чел. 6 725 5 389 6 167,5 -8,3%

Оборот малых предприятий, млрд. руб 25 537,3 18 738,2 27 586,4 8,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным таблицы можно сделать вывод об эффективности предоставляемых субсидий, поскольку при условии сокращения объема предоставляемых субсидий (рисунок 3) наблюдается рост таких показателей, как число предприятий и оборот малых предприятий.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию финансового инструментария стимулирования малого и среднего предпринимательства:

1) В системе льготного кредитования расширить круг уполномоченных банков, которые предоставляют льготное кредитования субъектам МСП, а также систему поощрений за расширение доли малого

бизнеса в структуре кредитования путем налоговых льгот. Расширение круга уполномоченных банков необходимо, поскольку узкий круг банков может быть не заинтересован в том, чтобы в структуре его кредитования преобладал малый и средний бизнес по пониженным ставкам, соответственно, расширение круга банков расширит количество предоставленных кредитов и потенциальных заемщиков;

2) В рамках грантовой поддержки увеличить количество грантополучателей по проведению НИОКР для субъектов МСП, которые находятся на ранних стадиях инновационной деятельности (программа «Старт»), поскольку эти инновационные предприятия показывают наилучшие пока-

затели по количеству результатов научной очередь, микро- и малым инновационным, деятельности и имеют наибольшие пер- производственным и экспортно ориенти-спективы в создании высокопроизводи- рованным предприятиям [14]. тельных рабочих мест. Кроме этого, уве- Предложенные выше рекомендации по-

личение грантовой поддержки малых ин- зволят повысить эффективность сущест-новационных предприятий на посевной и вующего механизма государственной под-ранних стадиях будет способствовать уве- держки малого и среднего предпринима-личению доли инновационных компаний в тельства, приведут к росту доли малого и отраслевой структуре МСП [13]; среднего предпринимательства в структу-

3) В системе субсидирования усовер- ре ВВП, оптимизации отраслевой структу-шенствовать механизм предоставления ры МСП. Рост количества малых и сред-субсидий путем внедрения инструмента- них предприятий, а также расширение рия оценки уровня развития МСП и по- масштабов их деятельности послужит рос-тенциала развития по ключевым направ- ту занятости населения, росту налоговых лениям государственной поддержки с це- поступлений в бюджет от данного сектора лью предоставления субсидий с учетом экономики, а также увеличению объемов отраслевой и региональной специфики инвестиций в приоритетные отрасли эко-деятельности субъектов МСП. Субсидии номики. целесообразно предоставлять, в первую

Библиографический список

1. Корпорация МСП /Электронный ресурс] Режим доступа: https://corpmsp.ru/

2. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы 2016-2017 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/

3. Новая программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.govrb.ru/

4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через инструменты прямого финансирования. Корпорация МСП [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fondmsp.ru

5. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fasie.ru/fund/reports/

6. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2017 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru

7. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2017 г. № 129-р «Распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/

8. В Минэкономразвития распределили субсидии между регионами на поддержку малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/

9. Малое и среднее предпринимательство в России - 2017 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gks.ru/

10. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gks.ru/

11. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 - 686 с.

12. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат. - M., 2018. - 522 с.

13. Александрин Ю.Н. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в контексте формирования инновационно-производственной структуры МСП // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №5. С. 12-19.

14. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее // Экономика: теория и практика. 2016. №1 (41). С. 75-80.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF FINANCIAL INSTRUMENTATION FOR STIMULATING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIAN FEDERATION

N.M. Kornitskaya, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. in the article the effectiveness of financial instruments for stimulating small and medium businesses in the Russian Federation is analyzed. The author analyzes the impact of concessional lending by the Corporation of SME. Special attention is paid to assessing the effectiveness of grant support for small innovative entrepreneurship.

Keywords: small and medium business, financial instruments, concessional lending, grant support, subsidy, small innovative entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.