Научная статья на тему 'Исследование эффективности государственной финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ'

Исследование эффективности государственной финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
906
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT INCENTIVES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / FEDERAL SUPPORT PROGRAMS / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL INSTRUMENTS / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / PREFERENTIAL LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севикян Н.А.

В статье проведено исследование эффективности федеральных программ финансовой, гарантийной и кредитной поддержки МСП. Выявлены основные недостатки существующей системы и разработаны рекомендации для оптимизации финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE EFFECTIVENESS OF STATE FINANCIAL AND CREDIT SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article studies the effectiveness of federal programs of financial, guarantee and credit support for small and medium-sized businesses. The main shortcomings of the existing system have been identified and recommendations have been developed to optimize financial support for small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности государственной финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

Н.А. Севикян, студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье проведено исследование эффективности федеральных программ финансовой, гарантийной и кредитной поддержки МСП. Выявлены основные недостатки существующей системы и разработаны рекомендации для оптимизации финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственное стимулирование, федеральные программы поддержки, финансовые инструменты, льготное кредитование.

Минэкономразвития РФ, являющийся генеральным координатором государственных программ, и 12 министерств и ведомств с 2005 года занимаются деятельностью по реализации программы финансовой поддержки МСП. В марте 2008 года, в целях координации деятельности органов исполнительной власти с представителями МСП, была создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего бизнеса [2].

В соответствии с данной программой, средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами для реализации мероприятий, которые предусмотрены региональными программами развития МБ, с условием софинансирования расходов со стороны региона в том числе. Дан-

ный подход дает возможность в дополнение к средствам федерального бюджета привлечь также финансовые средства регионов, а также стимулирует регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности. При этом объём софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности региона, ежегодно рассчитываемого Минфином России, и в среднем составляет около 70% [3, 4].

Начиная с 2009 года, расходы федерального бюджета на государственную поддержку МСП имели тенденцию как к увеличению (в 2012 году достигли максимума-20,8 млрд. руб.), так и к снижению, к 2016 году наблюдается снижение на 40,32% (рис. 1).

Рис. 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009-2017 годах [3, 4]

Минэкономразвития России в рамках программы сформировал широкий спектр финансовых инструментов для поддержки для различных групп предприятий, таких как [4,6]:

- содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям до 15 млн. руб., предоставление грантов начинающим инноваторам - до 500 тыс. руб., создание центров инжиниринга, центров кластерного развития, центров протипирования, центров коллективного пользования);

- поддержка лизинг малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса - до 10 млн. руб., предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн. руб. на одного получателя поддержки);

- поддержка экспортно ориентированных малых предприятий (создание центров поддержки экспорта);

- модернизация производств (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн. руб. та одного получателя поддержки);

- грантовая поддержка начинающих предпринимателей (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. руб.);

- создание микрофинансовых организаций, которые предоставляют микрозаймы по ставке, не более 10%;

- создание гарантийных фондов, которы занимаются предоставлением поручительств предпринимателям по кредитам в случаях нехватки собственного залогового обеспечения -до 70% от общей суммы кредита;

- развитие молодежного предпринимательства, в том числе и создание центров инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 70 млн. руб. на одног получателя поддержки)

- поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных

образований (моногорода)

(предоставление грантов, развитие лизинга, создание микрофинансовых организаций, программы обучения);

- развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн.руб.; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн.руб.; субсидии на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн. руб.).

Начиная с 2008 года, государственная корпорация «Внешэкономбанк»

реализует программу финансовой поддержки малого

предпринимательства. Реализуется данная программа через дочерний банк ОАО «МСП Банк». Программа основана на принципе двухуровневого механизма: ОАО «МСП Банк» занимается финансированием партнеров (банки, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые

организации, региональные фонды и т.д.), а партнеры, в свою очередь, уже предоставляют поддержку субъектам малого предпринимательства в соответствии с их потребностями на цели кредитования и определенных банком условиях [5].

С 2010 года важнейшей задачей Программы является обеспечение приоритетной поддержки проектов, связанных с инновационной,

модернизационной и

энергоэффективной деятельностью, а также неторгового сегмента МСП. Особенной чертой кредитных ресурсов, которые предоставляются в рамках данной Программы, являются длительные сроки кредитования и низкие процентные ставки.

В системе финансовых инструментов поддержки МСП особую роль играет льготное кредитование. Результаты реализации Программы МСП-банком на 1 марта 2017 г. заключаются в следующем [5]:

- общий объем поддержки,

оказанной субъектам МСП - 111 млрд. руб. (за весь период Программы 693 млрд. руб.);

- количество МСП 15 411 (за весь период Программы 60 249 млрд. руб.);

- география Программы - 85 субъектов РФ (8 федеральных округов);

средневзвешенная ставка по

13,5%;

портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам МСП -

долгосрочное кредитование -76% выданных кредитов;

На рисунке 2 представлена региональная структура кредитного портфеля «МСП-банка». В тройке лидеров по объемам кредитования субъектов МСП Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа.

Рис. 2. Региональная структура кредитного портфеля поддержки субъектов малого

предпринимательства «МСП-банка» [5]

Если анализировать отраслевую структуру кредитного портфеля «МСП-банка» (рисунок 3), то наибольший объем выданных кредитов приходится на сферу услуг МСП - 39%, на втором месте - промышленность (28%), на третьем - торговля - 15%. Таким образом, кредитная политика МСП-

банка не способствует оптимизации отраслевой структуры малого предпринимательства, сокращению доли торгового сектора. На кредитование малых торговых предприятий выделяется финансовых ресурсов больше, чем на сельское хозяйство и строительство.

Рис. 3. Отраслевая структура кредитного портфеля «МСП-банка» за 2017 год [5]

Следует отметить и значительное превышение доли кредитов (85%)

свыше 3 лет (рис. 4).

Рис. 4. Структура кредитного портфеля «МСП-банка» по срокам кредитования [5]

В структуре кредитного портфеля 1 до 5 млн. руб. - 42% (рис. 5). «МСП-банка» преобладают кредиты от

Рис. 5. Структура портфеля поддержки субъектов МСП по размерам

финансирования [5]

Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки

МСП - предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования

субъектов МСП (Программа 6,5).

Рис. 6. Доля предоставленных кредитов субъектам МСП в рублях с применение

различных программ поддержки [6]

Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением федеральных программ поддержки в 2016 году составил 159,6 млрд. руб., а с начала 2017 года - 128,9 млрд. руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектам МСП в рублях в 2016 году составила 3,2% (рисунок 6). Всего за 2016 год совокупный объем предостав-

ленных коммерческими банками кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн. руб).

В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд. руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банка» по этой программе составила 109 млрд. руб.

Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования - на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6% годовых, малого - 10,6%).

Уже за первые месяцы реализации данной программы (Программа 674) с МСП уже были заключены порядка 120

льготных кредитов почти на 16 млрд. рублей. [5, 6]. При этом средний срок кредитных договоров составляет 2 года, средняя процентная ставка - 10%, средний размер кредита - 91,9 млн. рублей.

Активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора за последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП. Доля кредитов, выдаваемых малым и средним предприятиям в общем объеме предоставленных юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям кредитов в рублях в августе 2017 года, составила 17,4 процента.

Рис. 7. Доля кредитов предоставленных субъектам МСП в рублях в общем объеме выданных кредитов юридическим лицам и ИП, в рублях [6]

Несмотря на положительную тенденцию снижения ставок по кредитам для субъектов МСП, средневзвешенные ставки для малых предприятий по-прежнему выше, чем ставки по рынку в целом (рис. 8).

В июле 2017 года средневзвешенные ставки по предоставленным субъектам МСП кредитам в рублях сроком до 1 года, включая кредиты до востребования, составляли 13,3% (в целом по рынку таких кредитов средневзвешенная ставка - 10,44%).

5S

у > > V

Рис. 8. Средневзвешенные ставки по кредитам, предоставленные в рублях, сроком до 1 года, включая «до востребования», и выданных субъектам МСП, а также в целом всем нефинансовым организациям в РФ [6]

Средневзвешенная ставка по выданным субъектам МСП кредитам на срок выше 1 года в июле 2017 составляла

12,44%, при том, что в целом по рынку таких кредитов средневзвешенная ставка - 9,98%.

с 5

-J ñ -

19.0 ]S,0

]T,Ü Ifi.O

]-l,D

1Л.0

]-.o 11,0

10.0 3.0

r \ Л

/ \ V V 4 L J. 1 n

N 4

N

-1 1 —

; £ -Bííto rrolOJI |г]Ш

V////V ^^

Рис. 9. Средневзвешенные ставки по кредитам, предоставленные в рублях, сроком свыше1 года, выданных субъектам МСП, а также в целом всем нефинансовым организациям в РФ [6]

Проведенный анализ финансовых инструментов стимулирования малого предпринимательства в РФ позволил выявить следующие проблемы:

- за счет федеральных программ льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса предоставляется только 3,1% от всего объема выданных кредитов для МСП;

- в отраслевой структуре кредитов МСП-банка по-прежнему высокой остается доля кредитов, выданных малым и средним торговым предприятиям;

- в кредитном портфеле МСП-банка преобладают кредиты до 5 млн. руб. (более 62%), что не стимулирует развитие инвестиционной активности ;

- средневзвешенная ставка по

кредитам субъектам МСП в коммерческих банках выше, чем для других категорий юридических лиц.

Для повышения эффективности инструментов государственной

финансовой поддержки малого бизнеса предлагаются следующие

рекомендации:

- необходимо дальнейшее развитие системы микрофинансирования субъектов МСП, как альтернативного инструмента, обеспечивающего увеличение доступа к финансовым ресурсам;

- целесообразно увеличить объемы финансирования федеральной государственной программы льготного кредитования в 2-3 раза, что будет способствовать усилению конкуренции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на рынке кредитных ресурсов и очередь производственным,

снижению средневзвешенных ставок по инновационным и экспортно кредитам для МСП; ориентированным компаниям [2], за

- одним из ключевых показателей счет сокращения объемов кредитов для оценки эффективности региональных и торговых малых и средних компаний. муниципальных администраций должен Создание эффективных финансовых

стать объем и количество выданных инструментов и механизмов стимули-региональными банками кредитов рования малого и среднего бизнеса бу-предприятиям малого и среднего дет способствовать повышению роли бизнеса при поддержке региональных МСП в российской экономике, созда-гарантийных фондов [3]; нию благоприятного предприниматель-

- льготное кредитование ского климата.

предлагается предоставить в первую

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru. (дата обращения 20.01.2018).

2. Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и современный мир. 2011. № 4 (73). С. 101 -113.

3. Александрин Ю.Н. Новые институты развития малого предпринимательства в инновационно-ориентированной экономике //Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 3 (230). С. 14-21.

4. Программа Минэкономразвития по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 25.01.2018).

5. Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.mspbank.ru/ (дата обращения 22.01.2018).

6. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]. URL :http://economy .gov.ru/minec/

7. Малое и среднее предпринимательство: федеральный портал. [электронный ресурс] // URL: http://smb.gov.ru.

INVESTIGATION OF THE EFFECTIVENESS OF STATE FINANCIAL AND CREDIT SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE

RUSSIAN FEDERATION

N.A. Sevikyan, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article studies the effectiveness of federal programs of financial, guarantee and credit support for small and medium-sized businesses. The main shortcomings of the existing system have been identified and recommendations have been developed to optimize financial support for small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium business, government incentives, federal support programs, financial instruments, preferential loans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.