Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственных программ поддержки малых форм организации сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной кооперации'

Анализ эффективности государственных программ поддержки малых форм организации сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТЫ И СУБСИДИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / SMALL FORMS OF ORGANIZATION / AGRICULTURAL PRODUCTION / STATE SUPPORT / GRANTS AND SUBSIDIES / AGRICULTURAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Екатерина Владимировна, Сердюкова Мадина Набиуллаевна

Одним из векторов развития современной экономики России является стимулирование роста в сфере сельского хозяйства. В последние несколько лет государство активно развивает эту сферу, что позволило достичь существенных результатов по многим показателям развития. Однако, как показывает практика, рост в сельском хозяйстве происходит в основном за счет крупных производственных предприятий, которые имеют видимое превосходство над малыми по размерам государственных вливаний. Это в первую очередь обусловлено необходимостью сохранять продовольственную безопасность страны. Однако и малый бизнес не менее важен для финансового благополучия государства и граждан, и это не может не учитываться государством. В статье приводится обзор существующих программ государственной поддержки малых форм организации сельскохозяйственного производства, раскрываются итоги их реализации в последние шесть лет. Описаны основные направления оказываемой государственной поддержки, такие как финансовые, информационно-консультационные, организационные. Отдельно рассматриваются меры государственного стимулирования сельскохозяйственной кооперации. Особое внимание уделено программам, реализуемым АО «Корпорация “МСП”» в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Екатерина Владимировна, Сердюкова Мадина Набиуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Efficiency Analysis of the State Support Programs for Small Forms of Agricultural Production and Agricultural Cooperation

One of the vectors for the development of the modern Russian economy is the stimulation of growth in the sphere of agriculture. In the past few years, the state has been actively developing this field, which allowed achieving significant results in many development indicators. However growth in agriculture is mainly due to large manufacturing enterprises that have visible superiority over small enterprises in state injections. This is primarily due to the need to preserve the country’s food security. However, small business is no less important for the financial well-being of the state and citizens, and this can not be overlooked by the state. The article reviews the existing programs of state support for small forms of organization of agricultural production, reveals the results of their implementation in the last 6 years. The main directions of the state support are described, such as financial, information, consulting, organizational. Separately, the measures of state stimulation of agricultural cooperation are revealed. Particular attention is paid to the programs implemented by JSC “Corporation SME” in support of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственных программ поддержки малых форм организации сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной кооперации»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 8 (418). Экономические науки. Вып. 62. С. 114—124.

УДК 349.422.231 ББК 65.321.81

DOI 10.24411/1994-2796-2018-10811

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ1

Е. В. Николаева, М. Н. Сердюкова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Одним из векторов развития современной экономики России является стимулирование роста в сфере сельского хозяйства. В последние несколько лет государство активно развивает эту сферу, что позволило достичь существенных результатов по многим показателям развития. Однако, как показывает практика, рост в сельском хозяйстве происходит в основном за счет крупных производственных предприятий, которые имеют видимое превосходство над малыми по размерам государственных вливаний. Это в первую очередь обусловлено необходимостью сохранять продовольственную безопасность страны. Однако и малый бизнес не менее важен для финансового благополучия государства и граждан, и это не может не учитываться государством. В статье приводится обзор существующих программ государственной поддержки малых форм организации сельскохозяйственного производства, раскрываются итоги их реализации в последние шесть лет. Описаны основные направления оказываемой государственной поддержки, такие как финансовые, информационно-консультационные, организационные. Отдельно рассматриваются меры государственного стимулирования сельскохозяйственной кооперации. Особое внимание уделено программам, реализуемым АО «Корпорация "МСП"» в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в стране.

Ключевые слова: малые формы организации, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, гранты и субсидии, сельскохозяйственная кооперация.

Сельскохозяйственное сотрудничество является важным фактором устойчивого развития сельских районов, как связующие звено между мерами воздействия государства на социальное развитие деревни и самих жителей деревни с их традициями, навыками и стремлениями. Поэтому именно государство в первую очередь должно осуществлять фундаментальную поддержку сельскохозяйственного производителя. Среди основных мер поддержки малых форм хозяйствования наиболее востребованными являются финансовые, организационные и информационные. Государство осуществляет административные и налоговые мероприятия, для того чтобы снизить барьеры входа, упростить налоговую отчетность и смягчить налоговый контроль для малых предпринимательских организаций. Как правило, подобные меры носят профилактический и поддерживающий характер. Через официальные сайты основных субъектов происходит информирование о существующих налоговых льготах в регионе граждан, которые планируют ведение бизнеса в сельском хозяйстве.

Поддержка малых сельскохозяйственных производителей осуществляется через государствен-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-3005.2017.6).

ные программы на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время в России действует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» [1]. Программой определены приоритетные направления развития и поддержки сельскохозяйственных производителей, большая часть из которых направлена на поддержку фермерства в России. Среди основных мероприятий в рамках такой поддержки: предоставление грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, предоставление грантов на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставление субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, компенсация части затрат на строительство фермерских хозяйств, предоставление поручительств залогового фонда, компенсация расходов на оформление земельных участков в собственность К(Ф)Х, консультационная деятельность.

Кроме того, программой предусмотрена отдельная группа мер — поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в рамках ко-

торых реализуется ряд направлений. Во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют право на возмещение части затрат (не менее 50 % документально подтвержденных затрат), связанных с формированием материальной базы кооператива (в пределах 5 млн р.). Во-вторых, государство субсидирует сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы в части пополнения фондов финансовой взаимопомощи (в размере 50 % паевого взноса, но не более 100 тыс. р. на каждого члена кооператива). В-третьих, возмещение потребительским кооперативам затрат (в пределах 50 %) на уплату членских взносов в ревизионные союзы.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья на 2013—2020 гг. реализуется подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Реализация подпрограммы осуществляется в форме грантов, субсидий и компенсаций затрат (табл. 1).

Кроме мероприятий, реализуемых в рамках государственной программы, существует также поддержка малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов на уровне субъектов Федерации. В регионах разработаны отдельные региональные программы развития сельского хозяйства.

Так, на сегодняшний день, в Челябинской области реализуется «Концепция развития сельскохозяйственной кооперации Челябинской области в 2018—2020 годах» [4]. Основной целью является сохранение социальной стабильности на селе, увеличение самозанятости населения сельских территорий, рост производства различных видов сельскохозяйственной продукции. В Челябинской области 20 % населения проживает на селе, и большая часть трудоспособного населения занимается личным хозяйством. Доля сельскохозяйственной продукции, производимой в малых формах хозяйствования, составляет более 40 % объема всей сельскохозяйственной продукции региона. Поэтому вопросы стимулирования активности сельского населения к занятию сельскохозяйственной деятельностью в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах и индивидуальном предпринимательстве весьма актуальны.

Согласно концепции началась работа по пяти основным направлениям государственной поддержки. Меры региональной поддержки классифицированы следующим образом: законодательные (в том числе налоговые преференции); финансовые; организационные и информационно-

консультационные (в том числе обучение, подготовка и переподготовка кадров); организация каналов и рынков сбыта продукции производителей сельскохозяйственной продукции.

В регионе малые сельскохозяйственные производители в условиях высокой конкуренции со стороны крупных холдингов вынуждены решать ряд проблем. Возникают сложности в производстве качественной продукции, причины этого: неквалифицированный персонал и устаревание материально-технической базы; отсутствие каналов сбыта произведенной продукции; сложности с финансовой стабильностью предприятий. Фермеры сталкиваются с трудностями как на начальном этапе создания малых форм сельскохозяйственной организации, так и на этапе развития. Поэтому с 2017 г. в Челябинской области ведется комплексная работа над устранением проблем.

Основными субъектами, осуществляющими государственную поддержку в Челябинской области, являются: Министерство сельского хозяйства Челябинской области, Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области, акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация "МСП"»), акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») и банки-партнеры.

На сегодняшний день в Челябинской области действуют льготы по транспортному налогу сельскохозяйственным производителям; «налоговые каникулы» до двух лет для субъектов малого предпринимательства численностью до 100 чел., а также пониженные ставки для сельскохозяйственных кооперативов, применяющих упрощенную систему налогообложения. В период 2018—2020 гг. планируется усовершенствование нормативно-правовой документации, упрощение форм для заявок на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В соответствии с программой осуществляются различные мероприятия для поддержки сельскохозяйственных производителей на уровне Челябинской области. К ним относятся конкурсы на получение гранта сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы; государственная программа «Начинающий фермер»; «Развитие семейных животноводческих ферм» (табл. 2). Также в табл. 2 представлены основные положения программ по предоставлению субсидий сельскохозяйственным организациям на территории Челябинской области.

Так, в Челябинской области действует ряд постановлений Правительства Челябинской области,

Таблица 1

Программы государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на территории РФ

Название

Цели

Мероприятия

Финансирование

Ожидаемые результаты

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»

1. Поддержка крестьянских хозяйств и других малых форм хозяйствования

2. Рост объемов сельскохозяйственного производства; достижение более высокого уровня жизни сельского населения

3. Повышение занятости жителей сельской местности; сокращение уровня скрытой безработицы

1. Государственное субсидирование в рамках кредитования малых форм хозяйствования

2. Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

2016

2017

2018

2019

2020

15.8 млрд р

17.9 млрд р 17,2 млрд р 18,2 млрд р 18,6 млрд р

1. Расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества

2. Внедрение инновационных технологий в АПК

3. Создание новых и сохранение старых рабочих мест

4. Расширение сырьевых рынков

5. Внедрение инновационных разработок и технологий

6. Реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса

7. Стабильное эволюционное развитие АПК в последующем

Министерство сельского хозяйства РФ «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы»

Поддержка действующих сбытовых и потребительских кооперативов, стимулирование создания новых кооперативов

Предоставление субсидий:

1) на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов;

2) приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, находящихся в пользовании кооператива;

3) приобретение специализированного транспорта для транспортировки сельскохозяйственной продукции;

4) уплату части взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств

2017: 1,9 млрд р. 2018: 10 млн р.

1. Прирост объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции

2. Создание новых постоянных рабочих мест

которые предусматривают грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы [5], субсидирование части затрат потребительских кооперативов на реализацию молока, сбор и доставку молока для переработки и реализации [6].

Прежде всего, чтобы принять участие в конкурсе на предоставление гранта или субсидии, необходимо удостовериться, что грантополучатель соответствует всем критериям оказываемой финансовой поддержки. Исполнителем вышеприведенной меры поддержки является Министерство сельского хозяйства Челябинской области, поэтому вся актуальная информация находится на его официальном сайте. В табл. 2 приведены общие положения проводимых мероприятий.

На территории Челябинской области приоритетным и наиболее востребованным направлением считается обеспечение доступа сельского населения к кредитным ресурсам. В период 2013—2016 гг. наблюдалось снижение количества выданных займов, что связано с ужесточением требований к потенциальным заемщикам.

Ряд государственных программ поддержки малых сельскохозяйственных организаций и кооперативов реализуется через АО «Корпорация "МСП"» (государственная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса в России) [8].

АО «Корпорация "МСП"», совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработала Программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Целью программы является создание эффективного механизма обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства доступными кредитными ресурсами. Реализуются проекты, в рамках которых фиксируется процентная ставка по кредитам в сумме не менее 3 млн р. для малых предприятий на уровне до 10,6 % годовых. В табл. 3 представлены банки-партнеры, участвующие в данной программе.

Следует отметить, что среди направлений поддержки АО «Корпорация "МСП"» содействие сельскохозяйственной кооперации выделено в отдельную группу мер, которые являются одними из наиболее приоритетных.

Кроме льготного кредитования корпорация предоставляет малым и средним предприятиям и сельскохозяйственным кооперативам поддержку в виде гарантий. Сельскохозяйственные предприятия малого и среднего бизнеса могут претендовать на независимую гарантию АО «Корпорация "МСП"» [9], гарантию АО «МСП Банк» [10] или поручительство региональных гарантийных организаций [11]. Для стимулирования сельскохозяйственной кооперации в стране корпорация пре-

доставляет два вида гарантий: прямую гарантию, выдаваемую совместно с поручительством региональных гарантийных организаций (согарантия) для сельскохозяйственных потребительских и производственных кооперативов (подробнее об этом см.: [12]), прямую гарантию для развития кооперации (подробнее об этом см.: [13]). Также финансовую поддержку в виде кредитования кооператив может получить от АО «МСП Банк».

Информационно-консультационная поддержка. На этапе создания малых форм сельскохозяйственных организаций через ответственных исполнителей происходит консультационная поддержка начинающих фермеров в форме семинаров и сессий. В рамках обучения начинающих сельскохозяйственных предпринимателей с 2017 г. работает образовательный проект «Школа фермера». На площадке МФЦ «Территория бизнеса» раскрываются юридические аспекты малых форм хозяйствования, финансовое планирование и особенности продвижения продукции на рынке. Через портал бизнес-навигатора МСП происходит информирование сельскохозяйственных производителей о процедуре создания сельхозкооперативов, мерах государственной поддержки, представлен каталог продукции. Происходит регулярное информирование об изменениях в законодательных актах и условиях финансовой поддержки.

С целью организации непосредственного контакта с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях создан уральский сельскохозяйственный портал «Мясной проект». Данный портал позволяет найти поставщиков и покупателей своей продукции, заявить о себе своим клиентам, разместить информацию об ассортименте продукции. После регистрации на портале производителю автоматически создается вкладка-визитка с ассортиментом продукции, что позволяет сформировать каталог продукции с прайс-листом. Услуга бесплатная в течение первого месяца.

Организация каналов и рынков сбыта. С целью развития каналов сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Челябинской области проводятся специализированные ярмарки и выставки, на которых представлена региональная продукция. Ведутся работы по продвижению фермерской продукции через сетевые магазины и супермаркеты. Для расширения территории рынков сбыта оказывается содействие при переговорах с организаторами международных мероприятий в сельскохозяйственной сфере для малых форм хозяйствования. Созданы интернет-площадки, такие как РУФЕРМА, для организации рынков

Таблица 2

Поддержка развития малых форм хозяйствования в Челябинской области

Название программы

Цель

Мероприятия

Финансирование

Ожидаемые результаты

Государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 — 2020 годы» Грантовая поддержка «Начинающий фермер»

Оказание единовременной помощи начинающим фермерам на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства

Предоставление субсидий:

1) на приобретение земельных участков из земель с/х назначения;

2) разработку проектной документации;

3) приобретение, строительство, ремонт и переустройство сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки с/х продукции;

4) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;

5) подключение производственных и складских сооружений к инженерным сетям;

6) приобретение с/х животных;

7) приобретение с/х техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования

2016

2017

2018

43,8 млн р. 43,8 млн р. 90 млн р.

1. Поддержка развития крестьянского (фермерского) хозяйства

2. Создание и сохранение постоянных рабочих мест

3. Обеспечение прироста объема продукции сельского хозяйства, произведенной в крестьянском (фермерском) хозяйстве

Государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 — 2020 годы» Грантовая поддержка «Развитие семейных животноводческих ферм»

Стимулирование развития животноводства на базе фермерских хозяйств

Предоставление субсидий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) на разработку проектной документации;

2) строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;

3) строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

4) комплектацию ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, включая их монтаж;

5) приобретение с/х животных

2016

2017

2018

28,2 млн р. 28,2 млн р. 28,2 млн р.

1. Поддержка строительства, реконструкции и модернизации семейных животноводческих ферм

2. Комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой

3. Создание и сохранение постоянных рабочих мест

4. Обеспечение прироста объема продукции сельского хозяйства

Окончание табл. 2

Название программы Цель Мероприятия Финансирование Ожидаемые результаты

Государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 — 2020 годы» Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы Поддержка действу -ющих сбытовых и потребительских кооперативов и стимулирование создания новых кооперативов Предоставление субсидий: 1) на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов; 2) приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, находящихся в пользовании кооператива; 3) приобретение специализированного транспорта для транспортировки с/х продукции; 4) уплату части взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств 2017: 10 млн р. 2018: 10 млн р. 1. Прирост объемов производства и реализации с/х продукции (не менее 10 % ежегодно); 2. Создание новых постоянных рабочих мест (не менее трех на кооператив ежегодно)

Предоставление в 2017 — 2020 годах сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий на возмещение части затрат на реализацию молока и по сбору и доставке молока для переработки и реализации Возмещение части затрат на реализацию молока, по сбору и доставке молока, производимого членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов, для переработки и реализации 1) заключение соглашения с получателями субсидий и формирование реестра получателей субсидий; 2) перечисление субсидии на расчетные счета кооперативов, указанные в заявлениях на предоставление субсидий 2016 2017 2018 15 тыс. р. 15 тыс. р. 15 тыс. р. Снижение затрат по сбору и доставке молока путем частичного возмещения

Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель с/х назначения Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков Возмещение затрат: 1) на проведение кадастровых работ; 2) уплату государственной пошлины за регистрацию права собственности на земельный участок; 3) связанных с опубликованием в средствах массовой информации извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельного участка 1000 р. за 1 га Поддержка малых форм хозяйствования и развитие инфраструктуры сельских территорий

Таблица 3

Банки, предоставляющие льготные условия для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

№ Наименование банка Присутствие в Челябинской области

1 ПАО «Сбербанк» +

2 Банк «Возрождение» (ПАО) -

3 АО «Россельхозбанк» +

4 ПАО Банк «ФК Открытие» +

5 ПАО «Промсвязьбанк» +

6 АО «АЛЬФА-БАНК» +

7 ПАО «Банк "Санкт-Петербург"» -

8 ПАО «АК БАРС» БАНК +

9 Банк ГПБ (АО) +

10 ПАО «НБД-Банк» -

11 ТКБ БАНК ПАО -

12 Банк ВТБ (ПАО) +

13 ПАО «Банк ЗЕНИТ» +

14 АО «Банк Интеза» +

15 ПАО «Запсибкомбанк» +

16 КБ «Кубань Кредит» -

17 АО «БАНК ОРЕНБУРГ» -

18 ПАО АКБ «Урал ФД» -

19 Банк «Левобережный» (ПАО) -

20 АО КБ Ассоциация -

21 АО «Райффайзенбанк» +

22 ПАО «НИКО-БАНК» -

23 ООО КБ «Алтайкапиталбанк» -

24 ПАО Банк «Кузнецкий» -

25 ПАО «РОСБАНК» +

26 ООО КБЭР «Банк Казани» -

27 ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» +

28 «СИБСОЦБАНК» ООО -

29 АКБ «ЭНЕРГОБАНК» (ПАО) -

30 ООО «Камкомбанк» -

31 АО «МСП Банк» +

32 АКБ «РосЕвроБанк» (АО) +

33 «СДМ-Банк» (ПАО) -

34 ООО КБ «Союзный» -

35 ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК» -

36 ПАО «Дальневосточный банк» -

37 АО «КОШЕЛЕВ-БАНК» -

38 «Банк Акцепт» -

39 ПАО «Томскпромстройбанк» -

40 АО ГЛОБЭКСБАНК -

41 ПАО Липецккомбанк -

42 АО КБ «РУСНАРБАНК» -

43 ПАО «БИНБАНК» +

44 АО «ЮниКредит Банк» +

сбыта сельскохозяйственной продукции. Такие виртуальные рынки позволяют продвигать свою продукцию через сеть Интернет, осуществлять быстрый заказ и продажу продукции в другие города, получать информацию о магазинах, которые могут стать партнерами по сбыту.

Таким образом, основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 2012 г. являются: грантовая поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы.

За шесть лет из федерального бюджета на грантовую поддержку малых форм хозяйствования направлено 34,2 млрд р., в том числе: на поддержку начинающих фермеров — 16,7 млрд; развитие семейных животноводческих ферм — 14,7 млрд; грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов — 2,8 млрд. Государственная поддержка предоставлена 18 079 начинающим фермерам, 4874 семейным животноводческим фермам и 426 кооперативам.

Начиная с 2017 г. грантовая поддержка малых форм хозяйствования оказывается в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития сельского хозяйства и объем их финансирования из средств единой субсидии [14].

В 2017 г. грантополучателями из числа крестьянских (фермерских) хозяйств создано 5300 новых постоянных рабочих мест в сельской местности при плане 4315 мест. В кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 738 новых рабочих мест при плане 617. Получа-

телями грантовой поддержки обеспечен прирост производства и реализации сельскохозяйственной продукции более чем на 30 % (план — 10 %).

В 2017 г. объем ассигнований федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, увеличен по сравнению с 2016 г. на 8,5 % и составил 8,9 млрд р., или 23 % общего объема средств единой субсидии, в том числе: на поддержку начинающих фермеров — 3,7 млрд; развитие семейных животноводческих ферм — 3,7 млрд; грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов — 1,5 млрд. В 2017 г. гранты предоставлены 2582 начинающим фермерам, 724 семейным животноводческим фермам и 174 кооперативам. Увеличился средний размер грантов, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам: начинающим фермерам — до 1,8 млн р. (в 2016 г. — 1,27 млн), семейным животноводческим фермам — до 6,1 млн (в 2016 г. — 5,18 млн), кооперативам — до 10,82 млн (в 2016 г. — 7,69 млн) [15].

Несмотря на усиление государственных мер по развитию сельскохозяйственной отрасли, остаются недостаточно высокие темпы модернизации производства в сельскохозяйственных кооперативах, низкий уровень доходов большинства личных подсобных хозяйств, сложности со сбытом производимой продукции, что не обеспечивает реализацию потенциальных возможностей малых форм хозяйствования. Вместе с тем развитие малых форм хозяйствования позволило бы решить ряд очень важных проблем на селе, среди которых ключевой является проблема бедности. Важным также нам видится повышение уровня образования и финансовой грамотности среди сельских жителей, что позволит сделать государственные программы поддержки более востребованными и эффективными с точки зрения реализации в отдельно взятых хозяйствах.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/Ve0aOWckyGc. pdf.

2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Государственные программы [Электронный ресурс]. — URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/ program-2013-2020/.

3. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://gp.specagro.ru/site/ index/ day/24/month/ 11/ye ar/2016.

4. Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 19.12.2017 № 352 об утверждении Концепции развития сельскохозяйственной кооперации Челябинской области в 2018— 2020 годах.

5. Постановление Правительства Челябинской области от 11.04.2017 № 174-П «О Порядке предоставления в 2017—2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившим силу некоторых Постановлений Правительства Челябинской области».

6. Постановление Правительства Челябинской области от 21 марта 2017 г. № 107-П «О порядке предоставления в 2017—2020 годах сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий на возмещение части затрат на реализацию молока и по сбору и доставке молока для переработки и реализации».

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Челябинской области: Государственная поддержка сельского хозяйств [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chelagro.ru/state-support/.

8. Программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирование кредитования субъектов МСП [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/.

9. Гарантийная поддержка субъектов МСП. Независимые гарантии АО «Корпорация "МСП"» [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/nezavisimye-garantii-korporatsii-msp/.

10. Гарантийная поддержка субъектов МСП. Банковские гарантии АО «МСП Банк» [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/ bankovskie-garantii-msp-banka/.

11. Гарантийная поддержка субъектов МСП. Поручительства РГО [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/poruchitelstva-rgo/.

12. Прямая гарантия для сельскохозяйственных кооперативов, выдаваемая совместно с поручительством РГО (согарантия для сельскохозяйственных кооперативов) [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/products/pryamaya_garantiya_dlya_selskokhozyaystvennykh_kooperativov_vydavaemaya_ sovmestno_s_poruchitelstvom_/.

13. Прямая гарантия для развития сельскохозяйственной кооперации [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/products/pryamaya_garantiya_dlya_razvitiya_selskokhozyaystvennoy_kooperatsii/.

14. Малые формы хозяйствования в АПК: некоторые факты за 6 лет [Электронный ресурс]. — URL: http: //government. ru/info/32178/.

15. Малые формы хозяйствования в АПК: некоторые показатели 2017 года [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/info/32079/.

Сведения об авторах

Николаева Екатерина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. nikolaeva@csu.ru

Сердюкова Мадина Набиуллаевна — старший лаборант учебно-научной лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства Института экономики отраслей бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. Madina@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 8 (418). Economic Sciences. Iss. 62. Pp. 114—124.

THE EFFICIENCY ANALYSIS OF THE STATE SUPPORT PROGRAMS FOR SMALL FORMS OF AGRICULTURAL PRODUCTION AND AGRICULTURAL COOPERATION

Ye. V Nikolaeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. nikolaeva@csu.ru

M.N. Serdyukova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. Madina@csu.ru

One of the vectors for the development of the modern Russian economy is the stimulation of growth in the sphere of agriculture. In the past few years, the state has been actively developing this field, which allowed achieving significant results in many development indicators. However growth in agriculture is mainly due to large manufacturing enterprises that have visible superiority over small enterprises in state injections. This is primarily due to the need to preserve the country's food security. However, small business is no less important for the financial well-being of the state and citizens, and this can not be overlooked by the state. The article reviews the existing programs of state support for small forms of organization of agricultural production, reveals the results of their implementation in the last 6 years. The main directions of the state support are described, such as financial, information, consulting, organizational. Separately, the measures of state stimulation of agricultural cooperation are revealed. Particular attention is paid to the programs implemented by JSC "Corporation SME" in support of small and medium-sized businesses.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: small forms of organization, agricultural production, state support, grants and subsidies, agricultural cooperation.

References

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'sko-khozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013—2020 gg. Podprogramma "Podderzhka ma-lykh form khozyaystvovaniya" [State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013—2020. Subprogram "Support of small forms of management"]. Available at: http://static.government.ru/media/files/VeOaOWckyGc.pdf http://static.govern-ment.ru/media/files/VeOaOWckyGc.pdf (In Russ.).

2. Ofitsial'nyy saytMinisterstva sel 'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. Gosudarstvennyyeprogrammy [The official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. State programs]. Available at: http: //mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (In Russ.).

3. Informatsionnyy spravochnik o merakh i napravleniyakh gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlen-nogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii [Information guide on measures and directions of state support for the agro-industrial complex of the Russian Federation]. Available at: http://gp.specagro.ru/site/index/day/24/ month/ 11/year/2016 (In Russ.).

4. PrikazMinisterstva ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti ot 19.12.2017 № 352 ob utverzh-denii Kontseptsii razvitiya sel 'skokhozyaystvennoy kooperatsii Chelyabinskoy oblasti v 2018—2020 godakh [The Order of the Ministry of Economic Development of the Chelyabinsk region of December 19, 2017 No. 352 on the approval of the Concept of the development of agricultural cooperation in the Chelyabinsk region in 2018—2020]. (In Russ.).

5. Postanovleniye Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 11.04.2017 g. № 174-P "O Poryadke predostav-leniya v 2017—2020 godakh subsidiy na sodeystviye dostizheniyu tselevykh pokazateley regional'nykh programm razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i priznanii utrativshim silu nekotorykh Postanovleniy Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti" [Decree of the Government of the Chelyabinsk Region of 11.04.2017 No. 174-P "On the Procedure for Granting Subsidies in 2017—2020 for the Promotion of the Targets of the Regional Programs for the Development of the Agro-Industrial Complex and the Recognition of Certain Orders of the Government of the Chelyabinsk Region that Have Expired"]. (In Russ.).

6. Postanovleniye Pravitel 'stva Chelyabinskoy oblasti ot 21 marta 2017 g. № 107-P "O Poryadke predostav-leniya v 2017 — 2020 godakh sel 'skokhozyaystvennym potrebitel 'skim kooperativam subsidiy na vozmesh-cheniye chasti zatrat na realizatsiyu moloka i po sboru i dostavke moloka dlya pererabotki i realizatsii"

[Decree of the Government of the Chelyabinsk Region of March 21, 2017 No. 107-P "On the Procedure for Granting Agricultural Consumers' Cooperatives in 2017-2020 for Subsidies to Reimburse Part of the Cost of Sales of Milk and the Collection and Delivery of Milk for Processing and Sale"]. (In Russ.).

7. Ofitsial'nyy saytMinisterstva sel'skogo khozyaystva Chelyabinskoy oblasti: Gosudarstvennayapodder-zhka sel 'skogo khozyaystva [The official website of the Ministry of Agriculture of the Chelyabinsk region]. Available at: State support of agriculture http://www.chelagro.ru/state-support/ (In Russ.).

8. Programmy l 'gotnogo kreditovaniya malogo i srednego biznesa, stimulirovaniye kreditovaniya sub ''yektov MSP [Programs for concessional lending to small and medium-sized businesses, stimulating lending to SMEs]. Available at: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/ (In Russ.).

9. Garantiynaya podderzhka sub ''yektov MSP. Nezavisimye garantii Korporatsii MSP [Guarantee support for SMEs. Independent guarantees of the SME Corporation]. Available at: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/nezavisimye-garantii-korporatsii-msp/ (In Russ.).

10. Garantiynaya podderzhka sub ''yektov MSP. Bankovskiye garantii MSP Banka [Guarantee support for SMEs. Bank guarantees for SMEs of the Bank]. Available at: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/ garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/bankovskie-garantii-msp-banka/ (In Russ.).

11. Garantiynaya podderzhka sub ''yektov MSP. Poruchitel 'stva RGO [Guarantee support for SMEs. Guarantees of the RGO]. Available at: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-sub-ektov-msp-ngs/poruchitelstva-rgo/ (In Russ.).

12. Pryamaya garantiya dlya sel'skokhozyaystvennykh kooperativov, vydavayemaya sovmestno s poruchitel'stvom RGO (sogarantiya dlya sel'skokhozyaystvennykh kooperativov) [Direct guarantee for agricultural cooperatives, issued jointly with the guarantee of the RGO (co-insurance for agricultural cooperatives)]. Available at: https://corpmsp.ru/products/pryamaya_garantiya_dlya_selskokhozyaystvennykh_koop-erativov_vydavaemaya_sovmestno_s_poruchitelstvom_/ (In Russ.).

13. Pryamaya garantiya dlya razvitiya sel 'skokhozyaystvennoy kooperatsii [Direct guarantee for the development of agricultural cooperation]. Available at: https://corpmsp.ru/products/pryamaya_garantiya_dlya_raz-vitiya_selskokhozyaystvennoy_kooperatsii/ (In Russ.).

14. Malye formy khozyaystvovaniya v APK: nekotorye fakty za 6 let [Small forms of management in the agroindustrial complex: some facts for 6 years]. Available at: http://government.ru/info/32178/ (In Russ.).

15. Malye formy khozyaystvovaniya v APK: nekotorye pokazateli 2017 goda [Small forms of management in the agroindustrial complex: some indicators of 2017]. Available at: http://government.ru/info/32079/ (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.