Научная статья на тему 'Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития'

Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4948
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большухина И.С.

В статье отмечается, что поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям субъектов РФ относится разработка и реализация региональных программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. На реализацию различных мероприятий по данному направлению из федерального бюджета в 2013 г. было выделено более 32,51 млрд руб. бюджетных ассигнований и на 20 млрд руб. государственных гарантий. Подчеркивается, что основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) являются: помощь компаниям, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции; субсидирование процентной ставки по кредитам МСП; компенсация расходов МСП на приобретение оборудования; содействие развитию лизинга оборудования МСП; расширение программ самозанятости для безработных, уволенных в запас, поддержка социального предпринимательства; повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций); создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного доступа к оборудованию и др. Отмечены недостатки взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках соответствующих программ, раскрыта динамика основных показателей их деятельности в 2008-2012 гг. Указаны перспективные направления совершенствования и дополнения программ государственного регулирования и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большухина И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития»

Финансовая политика

УДК 336.027

финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого

и среднего предпринимательства в россии: проблемы и перспективы развития

И.С. БОЛЬШУХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: pashion@yandex.ru Ульяновский государственный технический университет

В статье отмечается, что поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям субъектов РФ относится разработка и реализация региональных программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. На реализацию различных мероприятий по данному направлению из федерального бюджета в 2013 г. было выделено более 32,51 млрд руб. бюджетных ассигнований и на 20 млрд руб. — государственных гарантий.

Подчеркивается, что основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) являются: помощь компаниям, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции; субсидирование процентной ставки по кредитам МСП; компенсация расходов МСП на приобретение оборудования; содействие развитию лизинга оборудования МСП; расширение программ самозанятости для безработных, уволенных в запас, поддержка социального предпринимательства; повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций); создание бизнес-инкубаторов, промыш-

ленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного доступа к оборудованию и др.

Отмечены недостатки взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках соответствующих программ, раскрыта динамика основных показателей их деятельности в 2008-2012 гг. Указаны перспективные направления совершенствования и дополнения программ государственного регулирования и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная финансовая поддержка, субсидирование, инструменты государственного регулирования

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям субъектов РФ относятся разработка и реализация региональных программ развития субъектов МСП с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологи-

Финансовая политика Financial policy - 18 -

Таблица 1

Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 г., млрд руб.

Министерства (организации) — распорядители бюджетных средств Мероприятия поддержки МСП Финансирование за счет средств федерального бюджета

Минэкономразвития России Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 19,81

Минсельхоз России Субсидирование процентной ставки 5,0

Поддержка начинающих фермеров 2,0

Развитие семейных животноводческих ферм 1,5

Оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1

Минтруд России Содействие самозанятости безработных -

Минобрнауки России Содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 4,1

Внешэкономбанк Гарантии субъектам предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов 20,0

Источник: материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 03.10.2013.

ческих, культурных и других особенностей. На реализацию различных мероприятий поддержки МСП из федерального бюджета в 2013 г. было выделено более 32,51 млрд руб. бюджетных ассигнований и на 20 млрд руб. — государственных гарантий (табл. 1).

Министерством экономического развития РФ с 2005 г. реализуется федеральная финансовая программа поддержки МСП (далее — Программа).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательства при условии со-финансирования расходов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать их к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Основными направлениями финансирования Программы являются:

— поддержка компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;

— субсидирование процентной ставки по кредитам МСП;

— компенсация расходов МСП на приобретение оборудования;

— содействие развитию лизинга оборудования МСП;

— расширение программ самозанятости для безработных, уволенных в запас, поддержка социального предпринимательства;

— повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

— создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного доступа к оборудованию и др.

В реализации Программы задействованы все регионы страны. Средний уровень софинансирова-ния расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70%. Окончательный уровень зависит от индекса бюджетной обеспеченности региона, который ежегодно рассчитывается Минфином России. Подавляющее число субъектов РФ (65) получают софинансирование из расчета 4 руб. средств федерального бюджета на 1 руб. средств регионального бюджета.

Финансирование Программы в 2012 и 2013 гг. из бюджета РФ составило 20,8 и 19,8 млрд руб. соответственно. Анализ распределения средств бюджета в 2013 г. по основным направлениям Программы показал, что «прямые» меры финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП составляют 55% от общего объема оказываемой помощи. При этом наблюдаются изменение структуры предоставляе-

мой поддержки в последние годы и перенос акцента на поддержку объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП. Так, в 2011 г. «непрямые» меры поддержки составляли всего 15% в общем объеме финансирования Программы, в то время как в 2013 г. — 45%.

По данным выборочного опроса предпринимателей, получивших поддержку по линии Программы в 2012 г., более 80% субъектов МСП — получателей поддержки ведут свою деятельность в неторговом секторе. Из них:

— свыше 25% заняты в сфере производства;

— 16,7% — в сфере сельского хозяйства;

— 8,2% — в сфере строительства;

— 7,8% — в сфере предоставления коммунальных услуг;

— 7,8% — в области транспорта и связи.

Основными получателями поддержки являются

индивидуальные предприниматели и микропредприятия (в 2012 г. — 47 и 30,5% соответственно).

Средняя сумма финансовой поддержки, оказанная одному предпринимателю, в 2011 г. составляла 1 068,5 тыс. руб., в 2012 г. — 1 535,9 тыс. руб. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. почти в два раза увеличился объем поддержки на одно малое предприятие (с 2 125 до 5 124,8 тыс. руб.) и одно среднее предприятие (с 2 848,7 до 5 436,4 тыс. руб.). Это связано с введением в 2012 г. дополнительных мер поддержки, ориентированных на субъектов предпринимательства со среднесписочной численностью работников свыше 50 (в 2013 г. — свыше 30 работников). Среди таких мер:

— возмещение части процентной ставки по кредитам;

— субсидирование части затрат на закупку оборудования;

— инновационные субсидии;

— лизинг оборудования.

При этом малые и средние предприятия — получатели поддержки в большей степени представлены в сфере промышленности — 44 и 58% от общего количества соответственно. Индивидуальные предприниматели, получившие поддержку, задействованы практически во всех сферах экономики, но подавляющее большинство функционирует в торговле (более четверти респондентов).

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства

Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Мин-сельхоз России целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам РФ на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Такие меры поддержки выделены в отдельном разделе и включают в себя:

— субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

— мероприятия по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм;

— компенсацию затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земельных участков в их собственность.

Субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляется по кредитным договорам на срок до восьми лет, до пяти лет, а также до двух лет. Субсидии предоставляются получателям в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России за счет средств федерального бюджета и не менее 1/3 — за счет средств бюджета субъекта РФ. Таким образом, государство компенсирует не менее 100% ставки рефинансирования по кредитам для малых форм хозяйствования.

Гранты начинающим фермерам предоставляются гражданам РФ — главам крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) на конкурсной основе. Начинающим фермером признается глава КФХ, деятельность которого на дату подачи заявки с даты регистрации хозяйства не превышает двух лет (24 мес.). Также следует принимать во внимание следующие требования к участникам программы:

— проживание в сельской местности;

— обязательное создание рабочих мест для сельских жителей.

Большинство субъектов РФ установило максимальный размер гранта для начинающих фермеров в размере, не превышающем 1,5 млн руб., и единовременной помощи — в размере не более 250 тыс. руб. Грант подлежит расходованию только на направления, указанные в утвержденном конкурсной комиссией плане расходов. При этом каждая статья расходов подлежит софинансированию со стороны фермера в следующей пропорции: не более 90% за счет гранта и не менее 10% — за счет фермера. В план расходов могут быть включены затраты:

— на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

— на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий;

— на подключение производственных и складских зданий;

— на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники;

— на приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений, приобретение удобрений и ядохимикатов.

Не допускается приобретение за счет средств гранта кормов для животных.

Грант на развитие семейной животноводческой фермы (субсидии крестьянским хозяйствам, действующим более 12 мес.) может быть получен на конкурсной основе, если главой и членами хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии. Правила проведения конкурса, перечень отраслей, поддерживаемых за счет грантов, максимальный размер гранта, порядок его предоставления фермерам определяются субъектом Российской Федерации. В среднем размер гранта в 2012 г. составил 5 млн руб.

Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в 2012 г. осуществлялось в 71 субъекте РФ, предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм — в 65 субъектах. За счет средств бюджетов субъектов РФ в 2012 г. на реализацию программ направлено1:

— на поддержку начинающих фермеров — 930,9 млн руб.;

— на развитие семейных животноводческих ферм — 1 211,5 млн руб.

Из федерального и региональных бюджетов в 2012 г. направлено на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм 5,6 млрд руб.

Средний размер предоставленного гранта составляет:

— на поддержку начинающих фермеров — 0,96 млн руб.;

— на развитие семейных животноводческих ферм — 3,4 млн руб.

1 См. материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 03.10.2013.

По итогам 2012 г. получили поддержку 3 013 начинающих фермеров (при плане — 1 700), в том числе 998 чел. в возрасте до 35 лет. Оказана господдержка в строительстве, модернизации и реконструкции 788 крестьянским (фермерским) хозяйствам.

По оперативным данным субъектов РФ:

— 80% начинающих фермеров занимаются животноводством;

— 20% — растениеводством;

— 80% семейных животноводческих ферм разводят крупный рогатый скот.

Для софинансирования из федерального бюджета в 2013 г. было отобрано 76 региональных программ по поддержке начинающих фермеров и 70 программ по развитию семейных животноводческих ферм.

Еще одним действенным механизмом в этом плане была программа содействия самозанятости безработных граждан, реализованная Министерством труда РФ в 2009-2011 гг. за счет средств федерального бюджета (начиная с 2012 г. — за счет средств бюджетов субъектов РФ).

Безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости, желающие открыть собственное дело, могли обратиться в органы службы занятости за предоставлением государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.

Порядок и размеры предоставления безработным гражданам выплат на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан устанавливались нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В рамках данного мероприятия безработному гражданину, открывшему собственное дело, предоставлялась финансовая помощь в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, т.е. 58,8 тыс. руб. В целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест, начиная с 2010 г. помимо выплаты на открытие собственного дела осуществлялась выплата за каждого трудоустроенного по направлению органа службы занятости безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место в размере 58,8 тыс. руб. Указанные средства использовались начинающими предпринимателями на приобретение оборудования, лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы.

Объем выделенных средств субсидии из федерального бюджета в 2009-2011 гг. составил 34,7

млрд руб. Всего в 2009-2011 гг. в реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан приняли участие более 478 тыс. чел., которые создали около 129 тыс. дополнительных рабочих мест. Более 50% созданных рабочих мест пришлись на сельскую местность. Из безработных граждан, открывших собственное дело в 2009-2011 гг.:

— 4,2 тыс. чел. получили кредиты;

— 8,8 тыс. чел. — гранты на развитие малого предпринимательства;

— 23,4 тыс. чел. — субсидии на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;

— 4,5 тыс. чел. — иные виды поддержки.

Государственные меры по обеспечению доступа малых и средних предприятий к кредитным ресурсам. Развитие любого предприятия практически всегда зависит от внешнего финансирования. В России основным доступным источником внешнего финансирования являются банковские кредиты. Анализ банковского кредитования сектора МСП в России в 2012 г. показывает, что темпы развития данного сегмента рынка снижаются.

Высокая актуальность проблемы доступности кредитования для субъектов МСП в нашей стране подтверждается международными оценками. Согласно исследованию, проведенному Всемирным экономическим форумом (2012 г.), РФ заняла 50-е место (из 62 стран) по показателю «легкость получения кредита». Согласно другому исследованию — рейтингу Всемирного Банка Россия находится на 104-м месте (из 185 стран) по индексу легкости получения кредита.

В рамках исследования «Предпринимательский климат в России: индекс 0П0РЫ-2012» субъекты МСП отмечают, что получить долгосрочный кредит на срок свыше трех лет «достаточно сложно» (27% опрошенных) и «практически невозможно» (17%). Главными же препятствиями для получения финансирования предприниматели считают:

— слишком высокие ставки по кредиту— 48%;

— невозможность предоставить необходимый залог или гарантии — 22%.

Помимо этого наличие обеспечения по кредиту влияет на объем резервов, формируемых банками. Требования Банка России к оценке кредитного качества заемщиков приводят к тому, что банк обязан

создать резервы, превышающие 20% от объема выдаваемых кредитов. В условиях снижения уровня достаточности капитала банкам требуется высококачественное обеспечение по кредитам малых предприятий для соблюдения нормативных требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, отсутствие надежного залога делает практически невозможным получение кредитов субъектами малого предпринимательства и является основным фактором, определяющим их решение воспользоваться поручительством по кредиту.

Для решения проблемы с обеспечением доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам в рамках программы, реализуемой Минэкономразвития России, в 80 субъектах Российской Федерации созданы региональные гарантийные организации, предоставляющие поручительства по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

Поручительства предоставляются по кредитам, займам, договорам лизинга (финансовой аренды), а также договорам предоставления банковской гарантии субъектов МСП. На 01.07.2013 у региональных гарантийных организаций заключено более 1 000 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями вместе с филиалами и дополнительными отделениями.

Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления поручительства не должен превышать 70% от объема обязательств субъекта МСП.

По состоянию на 01.07.2013 общая капитализация гарантийных организаций составляла более 37,7 млрд руб. С начала деятельности гарантийными организациями выдано более 33 тыс. гарантийных обязательств на общую сумму более 100,9 млрд руб. Данный объем поручительств позволил привлечь субъектам малого предпринимательства кредитных средств на сумму более 214,1 млрд руб. При этом только за I полугодие 2013 г. субъектам малого предпринимательства было выдано 3 276 поручительств на общую сумму более 14 млрд руб., что позволило привлечь им кредитных средств на сумму более 29,9 млрд руб. Остаток кредитной задолженности по кредитам, выданным под поручительства гарантийных организаций, на 01.07.2013 составил 104,9 млрд руб.2.

2 См. материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 03.10.2013.

Однако наряду с декларированием расширения субсидирования МСП федеральными и региональными властями следует отметить и противоречия взаимодействия указанных субъектов экономики в рамках соответствующих программ. На это указывают не только результаты опросов предпринимателей, результаты исследований ведущих экономистов страны, но и мониторинги состояния и развития предпринимательской среды, проводимые органами государственной власти.

Например, главный научный сотрудник Института экономики РАН А. Виленский отмечает следующие недостатки реализации программ поддержки МСП в России:

1) функционирование государственных организаций поддержки МСП, представляющих собой административные сервисные монополии с низкокачественными услугами, деятельность которых дискредитирует идею поддержки организаций инфраструктуры МСП и препятствует нормальному развитию рынка услуг для этого сектора экономики;

2) коррупция, приводящая к «сокращению» реальной финансовой и имущественной поддержки МСП, использованию бюджетных средств для развития неприоритетных сфер экономики (торговли и пр.).

Доктор экономических наук, профессор А. Че-пуренко среди препятствий в реализации мер государственной поддержки МСП выделяет:

1) коррупцию, отмечая, что косвенные меры, которые предлагаются, на которые сейчас делают большой упор, в условиях укорененной коррупции могут дать лишь временное улучшение;

2) расширение низкоэффективной государственной инфраструктуры поддержки МСП. Ученый подчеркивает: вместо того, чтобы направить усилия на выявление уже сложившихся бизнес-ассоциаций, микрофинансовых организаций и работать через них, государство продолжает опираться на официальные структуры — те же региональные фонды, где сидит чиновник, который «лучше всех» знает, какое предприятие является инновационным, как его поддержать и как определить эффективность;

3) неэффективное применение практики зарубежных инструментов поддержки МСП. Он отмечает, что создание бизнес-инкубаторов в субъектах, где нет ни одного вуза, входящего в первую сотню успешности, даже по российским меркам нерационально;

4) отсутствие тиражирования отечественного опыта «успешного бизнеса» и низкая поддержка развития указанных субъектов предпринимательства. Ключевую роль в подъеме этого сектора должны и могут сыграть не чиновники, не рекомендации по применению схем лучшего опыта, заимствованных из каких-то условий, совершенно не совпадающих с российскими, а те существующие в нашей стране хозяйственные агенты, у которых есть свои интересы, которые объективно работают на подъем региональной экономики. И структурировать программу поддержки нужно именно вокруг этих субъектов;

5) отсутствие качественного образования в области предпринимательства, а также мер по удержанию молодых современных (инновационных) предпринимателей в регионе. Сейчас нужна реальная стыковка политики в сфере образования и политики в сфере предпринимательства. Самые продуктивные усилия по созданию квалифицированных рабочих мест — это формирование цепочки МСП;

6) отсутствие объективной оценки социально-экономической эффективности реализации государственных программ поддержки МСП. Не должно быть так, чтобы один и тот же орган сам разрабатывал направления политики, сам формировал программу, сам ее исполнял и сам оценивал ее эффективность. Должен быть принцип «двух ключей», т.е. важную роль в оценивании результативности политики призваны играть предпринимательские объединения (как минимум). Необходимы регулярные обследования предпринимательской активности и деловой среды.

Согласно результатам опроса руководителей субъектов МСП, отраженным в исследовании «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ-2012», именно взаимодействие с госорганами по вопросам получения финансовой или имущественной поддержки сопряжено с наибольшим числом коррупционных ситуаций. При этом:

— 30% респондентов назвали наиболее коррупционным моментом получение доступа к госзаказу и муниципальному заказу;

— 27% — прохождение проверок (санитарных, пожарных и др.);

— 26% — выделение земли, подключение к инфраструктуре (энергетика, тепло, газ и др.);

— 24% — получение финансовой господдержки (субсидий, помещений на льготных условиях и др.);

— 19% — получение сертификатов, лицензий;

— 15% — судебные процессы;

— 13% — прохождение таможенных процедур;

— 12% — расчет и уплата налогов;

— 9%— наем иностранной рабочей силы.

Росту числа злоупотреблений со стороны чиновников в этой сфере, по мнению А. Зиганшиной, способствует неопределенность критериев отбора претендентов на оказание финансовой поддержки, затрудняющих сравнение проектов, а также пониженное внимание (в конкурсной документации) к критерию приоритета отрасли.

В результате указанных «стратегических разрывов» между содержанием программ господдержки МПС и реальным состоянием их реализации возникают социально-экономические потери для общества в целом, и субъектов малого и среднего предпринимательства в частности. Проявляются следующие тенденции:

1) ухудшение предпринимательского климата на территории;

2) отсутствие устойчивой положительной динамики основных социально-экономических показателей деятельности субъектов МСП (табл. 2);

3) сокращение инвестиционной активности субъектов МСП.

Анализ данных табл. 2 показывает, что устойчивый рост демонстрирует только показатель количества субъектов микро- и средних предприятий. Остальные показатели характеризуются переменным характером направления динамики:

1) несмотря на сокращение количества малых предприятий на 15,7% за 2008-2012 гг., оборот именно этих субъектов характеризуется максимальным приростом (+49,8%), хотя и ежегодным изменением

вектора (+/-). На втором месте по общему приросту показателя за 4 года находятся средние предприятия (+33,2%). Микропредприятия к концу 2012 г. не успели достичь уровня 2008 г. (96,7%) в связи с существенными падениями данного показателя в предшествующие годы (-6,6% в 2010 г. и -12,9% в 2011 г.);

2) наиболее скромные темпы роста демонстрирует показатель «инвестиции в основной капитал». Но если малые и микропредприятия смогли выйти в 2012 г. на докризисный уровень (+14,8 и +1,1% к 2008 г.), то средние сократили свои инвестиционные затраты за указанный период на 58,5%.

В результате, как показывает исследование «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ-2012», каждая четвертая компания среди производственных МСБ использует устаревшее оборудование. При этом доступ к финансированию инвестиционных проектов для средних компаний производственного сектора затруднен по ряду причин:

— длительность производственного цикла;

— разрыв между инвестиционными потребностями для модернизации производственной базы и возможностями залогового обеспечения инвестиционных кредитов;

3) положительный прирост количества занятых (без числа совместителей) в 2012 г. зафиксирован в микропредприятиях (+6,6%). Однако при этом ими не достигнут уровень 2008 г. (97,6%). Наибольшее сокращение данного показателя соответствует средним предприятиям: за 4 года численность занятых в них сократилось на 21%. В малых предприятиях, несмотря на уменьшение показателя в 2012 г. на 3% к уровню предшествующего периода, превышено значение 2008 г. на 2,3%.

Таблица 2

Динамика основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008-2011 гг.*

Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

2008 2009 2011 2012 2008 2009 2011 2012 2008 2009 2011 2012

Направление динамики к предыдущему периоду

Количество субъектов МСП - ! - N ! N -

Количество занятых в субъектах МСП - N ! - N ! N - N N N

Оборот МСП - N N ! - N ! N - N ! N

Инвестиции в основной капитал - N ! ! - N ! ! - N ! N

Темп роста показателя 2012 к 2008, %о

Количество субъектов МСП 165,2 (!) 84,3 (N) 114,1 (!)

Количество занятых в субъектах МСП 97,6 (N) 102,3 (!) 79,0 (N)

Оборот МСП 96,7 (N) 149,8 (!) 133,2 (!)

Инвестиции в основной капитал 101,4 (!) 114,8 (!) 41,5 (N)

*Рост — падение —

Источник: составлено по данным статистических сборников Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России».

Отсутствие прироста или сокращение численности занятых на субъектах МСП связано с нехваткой квалифицированных рабочих, инженеров и технических специалистов. Для 37% компаний эта проблема зачастую так и остается нерешенной. Еще 40% компаний отмечают, что при поиске квалифицированных рабочих сталкиваются со значительными трудностями. Проблемы с подбором сотрудников для административных подразделений, (финансовые службы, снабжение, продажи и т.д.) выглядят менее значительными: на каждые пять компаний, относительно легко решающих вопросы найма таких специалистов (65%), приходится две, для которых это сделать сложно или невозможно (27%).

Таким образом, обзор статистических материалов, отражающих реальную эффективность реализации программ государственной поддержки МСП, свидетельствует об определенной стагнации в данной сфере экономики с 2008 г.

Перспективными направлениями совершенствования и дополнения программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в краткосрочном периоде являются:

1) повышение доступа МСП к кредитным ресурсам через создание механизма кредитования субъектов среднего предпринимательства по целевой ставке, не превышающей 10 процентов годовых.

По итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития МСП, прошедшего в августе 2013 г., Минэкономразвития России, Минфину России совместно с Внешэкономбанком поручено проработать вопрос об источниках (в размере 100 млрд руб.) и механизмах кредитования субъектов МСП по целевой ставке, не превышающей 10% годовых.

Механизм будет реализован на базе Внешэкономбанка и предполагает размещение средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке для последующего предоставления целевых межбанковских кредитов банкам-партнерам, осуществляющим кредитование субъектов среднего предпринимательства по ставкам, не превышающим 10% годовых;

2) повышение ответственности субъекта РФ в рамках реализации мероприятий по субсидированию субъектов МСП через установление зависимости размера выделяемых субъекту объемов софинансирования федеральных программ финансово-имущественной поддержки МСП с показателями социально-экономической результативности (занятость, налоги, рентабельность отрасли,

инвестиции в основной капитал и др.) субсидий, установленными соглашениями;

3) расширение участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных и муниципальных заказов. С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым:

— увеличена квота по закупкам у малых предприятий: не менее 15% от совокупного годового объема закупок;

— отменен перечень товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у субъектов малого предпринимательства;

— с 15 до 20 млн руб. увеличена начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок у субъектов МП;

4) расширение косвенных мер финансовой поддержки МСП (увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам МСП) с одновременным сокращением прямых субсидий.

В программах субсидирования МСП участвует лишь около четверти субъектов МСП (24% — по данным опроса руководителей в рамках исследования «Индекс 0П0РЫ-2012») и при этом не менее 23% руководителей малых и средних производственных компаний оценили эффективность таких программ как низкую или нулевую.

Банковское кредитование, хотя и затруднено для 38-44% субъектов МСП, но является наиболее популярной формой привлечения заемных средств в России. Ключевыми препятствиями для получения заемного финансирования, по мнению респондентов, являются слишком высокие ставки по кредиту и проблема залога. Именно с этими ограничениями для расширения программ кредитования МСП под силу бороться с помощью предоставления государственных гарантий по инвестиционным кредитам.

В большинстве стран Европейского союза, а также Японии, Южной Корее и США программы государственных кредитных гарантий являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. По сравнению с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого бизнеса, созданные в этих странах системы государственных кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ:

— являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они тре-

буют значительно меньших бюджетных средств и при эффективном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства;

— государственный статус гарантии позволяет банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается;

— снижается ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и гарантом.

Кроме того, сокращение прямого субсидирования, сопряженного (по мнению руководителей МСП) с высокой коррупционной составляющей, увеличит объем финансирования, реального доводящегося до МСП по косвенным каналам распределения денежных средств. При этом количество коррупционных схем при предоставлении государственных кредитных гарантий должно сократиться ввиду возникновения совместной ответственности государственных структур за результативность использования бюджетных средств;

4) предоставление налоговых и/или иных льгот субъектам МСП, готовым передать собственный положительный (легальный) опыт организации и развития бизнеса.

Реализация комплекса указанных мероприятий, устранение «узких мест» уже реализующихся программ государственной поддержки МСП, несомненно, принесет положительные результаты в виде улучшения общего предпринимательского климата в стране.

Список литературы

1. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 149-155.

2. Зиганшина А.И. Необходимость государственного финансового регулирования института малого предпринимательства // Финансы и кредит.

2012. № 36. С. 65-70.

3. Сухонос А.В. В защиту малого и среднего бизнеса // Деловой мир. 2011. № 12. С. 66-72.

4. Фридман А.М. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: Дашков и К. 2013. 488 с.

5. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. 2011. № 1. С. 23-26.

6. Цапенко И. Развитие предпринимательства как приоритет государственного регулирования: международный опыт и российская практика // Предпринимательство. 2010. № 4. C. 42-47.

7. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. № 2. С. 51-60.

8. Чепуренко А.Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт // Социологические исследования.

2013. № 9. С. 32-42.

9. ШуткинА.С. Малый бизнес и местные бюджеты. М.: Финансы. 2012. С. 74-80.

10. ChepurenkoA. Informal entrepreneurship under transition: Causes and specific features. Soziologie des Wirtschaftlichen. Boegenhold D. (ed.). Springer. 2014. P. 361-382.

11. Handbook on Social Stratification in the BRIC Countries. Change and Perspective / Edited by: Peilin Li (Chinese Academy of Social Sciences, China), M.K. Gorshkov (Russian Academy of Sciences, Russia), Celi Scalon (Brazilian Sociological Society, Brazil), K.L. Sharma (Jaipur National University, India). World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. 2013.

Finance and credit Financial policy

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

FINANCIAL MECHANISM OF STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND THE DEVELOPMENT PROSPECTS

Irina S. BOL'SHUKHINA

Abstract

The article states that small and medium business support is one of the priority areas of the Russian social

and economic policy. According to Federal Law "On Small and medium business development in the Russian Federation" of July 24, 2007 № 209-FZ the pow-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ers of the subjects of the Russian Federation include working out and implementing regional programs for small and medium business development based on national and regional socio-economic, ecological, cultural and other specifics. To implement various measures in this area in 2013, the State allocated over 32.51 billion rubles from the State budget and issued State guarantees in the amount of 20 billion rubles. The article emphasizes that the main areas of financing the small and medium enterprise (SME) support program are as follows: assistance to companies that develop and introduce innovative products; subsidy in interest rate on loans to SME; compensation of SME cost of equipment purchase; assistance in developing SME plant leasing; expanding self-employment programs for the unemployed transferred to the reserve; support to social entrepreneurship; increasing the capitalization of special infrastructure to support small and medium business (microfinance centers, guarantee funds, private equity funds); creating business incubators, industrial parks, technology parks, centers for entrepreneurship, centers for cluster development, centers for prototyping, centers for collective access to equipment, etc. The author has identified the shortcomings in the interaction of the State and small and medium businesses under respective programs and disclosed the dynamics of the key performance indicators in 2008-2012. The study specifies perspective areas to improve and update the programs for State regulation and financial support to small and medium business in Russia.

Keywords: small, medium, enterprise, SME, State financial support, subsidizing, instruments, state regulation

References

1. Vilenskii A. Paradoks podderzhki malogo biz-nesa: predvaritel'nye itogi krizisa [A paradox of small business support: preliminary results of the crisis]. Voprosy Economiki, 2011, no. 6, pp. 149-155.

2. Ziganshina A.I. Neobkhodimost' gosudarst-vennogo finansovogo regulirovaniya instituta malogo predprinimatel'stva [A need for State financial regulation of the small business institution]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 36, pp. 65-70.

3. Sukhonos A.V. V zashchitu malogo i sred-nego biznesa [Protecting the small and medium busi-

ness]. Delovoi mir — Business world, 2011, no. 12, pp.66-72.

4. Fridman A.M. Finansy organizatsii (predpriya-tii): uchebnik [Finance of organizations (enterprises): a textbook]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2013, 488 p.

5. Khodov A. Ekonomicheskie interesy i gosudarst-vennoe regulirovanie ekonomiki: pryamaya i obratnaya svyaz' [Economic interests and State regulation of economy: direct communications and feedback]. Ros-siiskii ekonomicheskii zhurnal — Russian economic journal, 2011, no. 1, pp. 23-26.

6. Tsapenko I. Razvitie predprinimatel'stva kak pri-oritet gosudarstvennogo regulirovaniya: mezhdunarod-nyi opyt i rossiiskaya praktika [Business development as a priority of State regulation: international experience and Russian practice]. Predprinimatel 'stvo — Entrepreneurship, 2010, no. 4, pp. 42-47.

7. Chepurenko A.Yu., Yakovlev A.A. Teoriya predprinimatel'stva: vazhnost' konteksta [The theory of entrepreneurship: importance of a context]. Ros-siiskii zhurnal menedzhmenta — Russian management journal, 2013, no. 2, pp. 51-60.

8. Chepurenko A.Yu. Predprinimatel'stvo kak sfera sotsial'nykh issledovanii: Rossiya i mezhdunarodnyi opyt [Entrepreneurship as a sphere of social studies: Russia and international experience]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological studies, 2013, no. 9, pp.32-42.

9. Shutkin A.S. Malyi biznes i mestnye byudzhety [Small business and local budgets]. Moscow, Finansy Publ., 2012, pp. 74-80.

10. Chepurenko A. Informal entrepreneurship under transition: Causes and specific features. In: Soziologie des Wirtschaftlichen. Springer, 2014, pp.361-382.

11 Handbook on Social Stratification in the BRIC Countries. Change and Perspective. Edited by: Peilin Li (Chinese Academy of Social Sciences, China), M.K. Gorshkov (Russian Academy of Sciences, Russia), Celi Scalon (Brazilian Sociological Society, Brazil), K.L. Sharma (Jaipur National University, India). World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. 2013.

Irina S. BOL'SHUKHINA

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation pashion@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.