Научная статья на тему 'Проблемы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в России'

Проблемы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА / SUPPORT / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / BANK LENDING / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / MICROFINANCE / ПРОБЛЕМАТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / BUSINESS ENTITIES / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилов Владимир Александрович

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее субъекты МСП) считаются важной составляющей рыночной экономики развитого государства. В России данная группа хозяйствующих субъектов экономики составляет немногочисленную часть от всего экономически активного населения, что, в сравнении с западными странами, является аномалией и составляет научный интерес. В статье изучается проблематика субъектов МСП, делается акцент на проблемах экономической поддержки и финансирования МСП с акцентом на банковское кредитование и микрофинансирование субъектов МСП, рассматриваются особенности эих каналов финансовой поддержки, а также предлагаются и рекомендуются пути комплексного решения проблем субъектов МСП путём дальнейшего развития взаимоотношений банков и микрофинансовых организаций в рамках работы по поддержке субъектов МСП. Автор статьи предлагает повышать транспарентность финансовых операций субъектов МСП через отладку каналов обмена информацией между кредиторами и заёмщиками-МСП, отказаться от иерархической системы кредитования (от набора кредитной истории в микрофинансовой организации до получения специального кредита в банке) и распределение объёма работ по оценке кредитои платёжеспособности субъектов МСП между банками и микрофинансовым организациями, а также объединить кредитора и заёмщика-МСП под единым логотипом как показателем стабильности и отсутствия теневого оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREDIT SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Subjects of small and medium-sized enterprises are considered as important part of the market economy of any state. In Russia this group of active subjects of the economy is a small part of the total economically active population, which, in comparison with Western countries, is an anomaly and is of scientific interest. In the paper the problems of SMEs are lighted, emphasis on the problems of economic support and financing for SMEs with the focus on bank lending and microlending of SMEs, the features of both financial support channels, as well as proposed and recommended ways to comprehensively address SMEs by further development of relations between banks and microfinance institutions in the framework of support for SMEs. It is proposed to increase the transparency of financial transactions of SMEs through the debugging information exchange channels between lenders and borrowers, SMEs, non-hierarchical system of crediting (on the set of credit history in the MFI to receive a special credit in the bank) and the distribution of the amount of work to assess the creditworthiness and the solvency of SMEs between banks and microfinance institutions, as well as the unification of the lender and the borrower-SMEs under a single logo as an indicator of stability and lack of shadow turnover.

Текст научной работы на тему «Проблемы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в России»

экономические науки

Шилов Владимир Александрович ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ...

УДК 334.72, 336.7

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

© 2017

Шилов Владимир Александрович, аспирант

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (127299, Россия, Москва, Ленинградский пр-т, 80Г, e-mail: shilov.v@mail.ru)

Аннотация. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) считаются важной составляющей рыночной экономики развитого государства. В России данная группа хозяйствующих субъектов экономики составляет немногочисленную часть от всего экономически активного населения, что, в сравнении с западными странами, является аномалией и составляет научный интерес. В статье изучается проблематика субъектов МСП, делается акцент на проблемах экономической поддержки и финансирования МСП с акцентом на банковское кредитование и микрофинансирование субъектов МСП, рассматриваются особенности эих каналов финансовой поддержки, а также предлагаются и рекомендуются пути комплексного решения проблем субъектов МСП путём дальнейшего развития взаимоотношений банков и микрофинансовых организаций в рамках работы по поддержке субъектов МСП. Автор статьи предлагает повышать транспарентность финансовых операций субъектов МСП через отладку каналов обмена информацией между кредиторами и заёмщиками-МСП, отказаться от иерархической системы кредитования (от набора кредитной истории в микрофинансовой организации до получения специального кредита в банке) и распределение объёма работ по оценке кредито- и платёжеспособности субъектов МСП между банками и микрофинансовым организациями, а также объединить кредитора и заёмщика-МСП под единым логотипом как показателем стабильности и отсутствия теневого оборота.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, предпринимательство, поддержка, финансирование, банковское кредитование, микрофинансирование, проблематика, экономическое развитие, хозяйствующие субъекты, банковская система, взаимодействие, маркетинг, информация.

PROBLEMS OF CREDIT SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

© 2017

Shilov Vladimir Aleksandrovich, post-graduate student

Moscow University for Finance and Industry «Synergy» (127299, Russia, Moscow, Leningradskiyprospect, 80G, e-mail: shilov.v@mail.ru)

Abstract. Subjects of small and medium-sized enterprises are considered as important part of the market economy of any state. In Russia this group of active subjects of the economy is a small part of the total economically active population, which, in comparison with Western countries, is an anomaly and is of scientific interest. In the paper the problems of SMEs are lighted, emphasis on the problems of economic support and financing for SMEs with the focus on bank lending and microlending of SMEs, the features of both financial support channels, as well as proposed and recommended ways to comprehensively address SMEs by further development of relations between banks and microfinance institutions in the framework of support for SMEs. It is proposed to increase the transparency of financial transactions of SMEs through the debugging information exchange channels between lenders and borrowers, SMEs, non-hierarchical system of crediting (on the set of credit history in the MFI to receive a special credit in the bank) and the distribution of the amount of work to assess the creditworthiness and the solvency of SMEs between banks and microfinance institutions, as well as the unification of the lender and the borrower-SMEs under a single logo as an indicator of stability and lack of shadow turnover.

Keywords: small and medium enterprises, support, financing, bank lending, microfinance, economic development, business entities, banking system, interaction, marketing, information.

Относительно слабое формирование сектора МСП в России в современных условиях российской экономики отмечается многими учёными [1-5]. Особенно остро выделяется проблема слабой финансовой поддержки субъектов МСП, что создаёт предпосылки к замедлению и дестабилизации процесса их создания и развития. Важность субъектов МСП для российской экономики весьма велика, о чём пишут исследователи Азманова Е.Г. [1], Давыдова Л.В. [3], Коробов С.А. и Фомина С.И. [6], Колешева Т.Н. [7], Рабаданова Д.А. [8], поэтому решение проблем финансирования данных хозяйствующих субъектов экономики представляет собой большой научный и практический интерес. Основным способом финансирования субъектов МСП является кредит. В настоящее время в России существует два основных кредитора субъектов МСП: банки и микрофинансовые организации. Как отмечают современные исследователи [9; 10], кредитование малых предприятий является мероприятием, сопряжённым с высоким риском потерь по выданным займам, как для банков, так и для микрофинансовых организаций. Согласованность действий обоих видов кредиторов позволит добиться ускорения и стабилизации процесса создания и развития МСП.

По проблематике поддержки субъектов МСП написана работа Бочаровой О.Н. [11], в которой высказана необходимость совершенствования механизма кредитования субъектов МСП в силу невозможности реализации их потенциала без финансовой поддержки.

Исследование Сорокина А.С. [12] показало на приме-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

ре экономики Казахстана, что кредитование субъектов МСП ведёт к росту налоговых поступлений в бюджет.

Работа Азмановой Е.Г. [1] посвящена роли банков в развитии малого бизнеса. В ней автор заявил о необходимости создания условий оптимального функционирования субъектов МСП, заключающийся в стабильном доступе предприятий к финансированию для текущей и проектной деятельности. Параметры финансирования определены в работе как небольшие суммы для развития, за исключением этапов высоких капитальных затрат.

Исследование Галочкиной О.А. и Старостина В.М. [13] показало, что российские микрофинансовые организации не соответствуют своим социальным целям поддержки и развития предпринимательства (о которых заявлял создатель микрофинансирования М. Юнус [14]). Этот факт создаёт необходимость на государственном уровне определить микрофинансовым организациям цели более полезные для экономики страны.

Труды Давыдовой Л.В. [3] и Мармылева А.Н. [15] посвящены методам государственной поддержки субъектов МСП.

Существующие исследования не содержат конкретных рыночных механизмов для эффективной финансовой поддержки субъектов МСП. В связи с этим целью данной статьи является разработка эффективного механизма поддержки МСП на основании финансовых институтов, существующих в российской экономике. Для достижения данной цели необходимо уточнить финансовую проблематику субъектов МСП, обозначить суще-

Шилов Владимир Александрович экономические

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ... науки

ствующие программы и каналы финансирования субъектов МСП, выделить среди них рыночные механизмы, обозначить проблемы рыночных механизмов поддержки субъектов МСП, предложить методы комплексного решения данных проблем.

Существующие проблемы субъектов МСП можно разделить на 4 группы:

1) институциональные;

2) предпринимательские

3) производственные

4) финансовые.

Группа институциональных проблем обобщает факторы, препятствующие развитию МСП в российской экономике и связанные с российскими общегосударственными макроэкономическими и правовыми тенденциями.

Группа предпринимательских проблем связывает тормозящие факторы, сопряжённые с деятельностью инициатора малого предприятия, и при должном уровне подготовки эти проблемы могут быть решены путём повышения квалификации управляющего персонала.

Группа производственных проблем объединяет негативные факторы, связанные со спецификой сфер деятельности МСП.

Группа финансовых проблем консолидирует негативные факторы денежного обращения и факторы, препятствующие накоплению капитала субъектом МСП для собственного развития. Субъекты МСП в силу своих размеров и действия в условиях высокой конкуренции обладают слабой способностью к накоплению капитала, поскольку превышение доходов над расходами составляет сумму недостаточную для развития, а порой и для продолжения деятельности на текущем уровне. На фоне этого аккумулирование достаточной суммы залога для получения кредитов не представляется возможным. Нестабильность сектора МСП заставляет данные хозяйствующие субъекты функционировать на грани нерентабельности, что зачастую приводит к неконтролируемому росту кредиторской задолженности перед кредиторами и контрагентами и систематическим неплатежам по кредитам в силу отсутствия эффективного механизма реструктуризации долга. Существующие механизмы поддержки МСП недостаточно развиты и не оказывают поддержки на требуемом уровне, поэтому субъектам МСП сложно своевременно получить финансирование, как текущей деятельности, так и проектов развития. Одним из признаков этого являются высокие требования к качеству заёмщика, выдвигаемые субъектам МСП кредиторами. Учредители МСП из-за создаваемых препятствий в получении финансирования вынуждены брать потребительские кредиты как физические лица и использовать полученные средства на нужды своих предприятий.

Существующие каналы поддержки и финансирования субъектов МСП можно представить тремя видами:

1) социальные мероприятия;

2) банковское кредитование;

3) микрофинансирование.

Социальные мероприятия представляют собой бесплатные форумы, семинары, консультации для руководителей малых предприятий, а также конференции по международному сотрудничеству и повышению конкурентоспособности субъектов МСП.

Банковское финансирование субъектов МСП представлено в основном кредитованием. Для МСП разрабатываются специальные банковские продукты, а также технологии повышения массовости кредитования, такие как «кредитные фабрики», поскольку для банков субъекты МСП являются весомым клиентом. Сотрудничество банков и МСП растёт, поскольку вложения в малые предприятия постепенно становятся более прибыльными. Для региональных банков такое сотрудничество становится одним из наиболее приоритетных направлений деятельности. По мнению некоторых учёных банков-214

ский сектор должен сыграть значительную роль в становлении и развитии субъектов МСП [1].

Микрофинансирование малых предприятий в настоящее время представлено государственными микрофинансовыми организациями, созданными в форме фондов, некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность за счёт привлечения средств из региональных бюджетов. До 2016 года лидерами рынка микрофинансирования субъектов МСП были коммерческие организации ООО «Микрофинанс» и ОАО «Финотдел», но к моменту проведения исследования автором они не вели активную деятельность [16].

Рассмотрим текущее состояние и проблематику банков и микрофинансовых организаций в работе с субъектами МСП. Банки в основном ориентированы на более простую, надёжную и прибыльную работу с финансовыми инструментами, а не на кредитование реального сектора. Поэтому банки ищут «идеальных» заёмщиков для уменьшения рисков потерь по выданным займам, но это ограничивает круг получателей финансовых услуг, что создаёт замкнутый круг заёмщиков, попасть в который субъект МСП может только имея достаточную кредитную историю. Для субъектов МСП банки предлагают ограниченный набор финансовых инструментов, однако сами МСП редко понимают, какая именно финансовая услуга им нужна вследствие недостаточной финансовой грамотности учредителей малых предприятий. Факторы качества МСП, а именно, отсутствие длительной кредитной истории, стабильного финансового положения, необходимого объёма залоговых средств, а также необходимого уровня транспарентности, мешают корректной оценке платёжеспособности субъектов МСП. Вследствие этого существующие кредитные продукты для субъектов МСП характеризуются высоким уровнем просрочки по сравнению с продуктами крупным предприятиям.

Отсутствие социальной мотивации у банков не даёт им возможности решить данную проблему самостоятельно. Низкий уровень институционального развития банков, а именно, филиальной сети, продуктов удалённого пользования, что затормаживает развитие предоставления финансовых услуг в регионах. Но, даже при наличии разветвлённой сети продаж банковских услуг в России, для долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики у банков не хватает ресурсов, поэтому в основном банки предлагают краткосрочное кредитование субъектов МСП, однако длинные финансовые вливания наиболее востребованы в секторе МСП на стадии «стартапа» или расширения производства.

Текущие проблемы микрофинансовых организаций при работе с субъектами МСП связаны с качеством субъектов МСП как заёмщиков. Лояльность требований к заёмщику микрофинансовых организаций создаёт повышенный уровень риска, что ведёт к повышению ставок на микрокредиты, уменьшение их сумм и сроков. Данную проблему мог бы решить более тщательный анализ заёмщика на предмет кредитоспособности, но темп введение скоринговых моделей [17], отвечающих за автоматизированную оценку кредитоспособности заёмщиков недостаточен, поскольку требует обработки узким кругом специалистов большого количества информации с целью недопущения ложноположительного определения заёмщика как качественного [18].

Микрофинансовые организации на рынке микрокредитов ведут себя не как социально-ориентированные институты, не соответствуют изначальным целям своего создания [19; 20], что выражается в максимизации дохода через высокие процентные ставки, использование услуг коллекторских агентств с целью возврата части утраченного дохода вместо помощи субъекту МСП. В общем количестве микрофинансовых организаций (3 279 единиц на 1 июля 2016 года [21]) лишь малая часть (38 единиц на 1 июля 2016 года [16]) ведёт работу с субъектами МСП. Установление социальной АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

экономические науки

Шилов Владимир Александрович ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ...

ответственности микрофинансовых организаций на законодательном уровне может дать необходимый толчок к увеличению полезности для государства деятельности данных институтов.

Решение комплекса проблем финансирования МСП касается деятельности микрофинансовых и банковских организаций. Для разработки концепции расширения взаимодействия двух данных типов кредиторов необходимо подробно изучить каждый из них. Основной плоскостью изучения банковских организаций должна являться их функция источника капитала, а микрофинансовых организаций - социальная составляющая их деятельности.

Банки как источники капитала для субъектов МСП обладают негативными свойствами. Ставки банков по кредитам для субъектов МСП в России выше, чем в западных экономиках, а качество и конкурентоспособность МСП - ниже. Эти взаимосвязанные явления ведут к снижению доступности банковских средств для малых предприятий. Для субъекта МСП, функционирующего зачастую на грани рентабельности, превышение ставки по кредиту уровня рентабельности приводит к банкротству, поскольку объём получаемого кредита обычно соразмерен стоимости его чистых активов. Тем не менее, проектное развитие субъектов МСП невозможно без приемлемых специализированных кредитных продуктов, однако качество выполнения инвестиционных проектов МСП, предлагаемых банкам для финансирования, часто является низким вследствие отсутствия у руководящего состава субъектов МСП соответствующих навыков [22]. Банки являются более подходящими кредиторами для крупных заёмщиков, таких как микрофинансовые организации.

Деятельностью микрофинансовых организаций является микрофинансирование, функции которого могут быть обозначены как социальная и экономическая [23]. Слияние этих функций, по мнению автора данной статьи, являет собой цель микрофинансирования - решение социально-экономических проблем хозяйствующих субъектов экономики (субъектов МСП), вызванных отсутствием доступа к финансовым услугам через предоставление финансовых услуг. Социальная природа микрофинансирования соответствует понятию «социальное предпринимательства» [15], определение которому даётся в работах Д. Борнштейна. Социальное предпринимательство - это деятельность предпринимателя по перемещению экономических ресурсов таким образом, чтобы не только увеличить производительность традиционных экономических ресурсов, но и увеличить производительность всего общества [24].

Исследование типов микрофинансовых институтов по степени пересечения групп заёмщиков и инвесторов одной организации [13] позволяет автору данной статьи предположить о возможности более широкой интеграции заёмщиков в микрофинансовую организацию, помимо денежных вложений.

Существующая система предоставления средств субъекту МСП от банка через микрофинансовую организацию является затратной, поскольку все риски потерь по выданным кредитам концентрируются в микрофинансовой организации, что делает её самым слабым звеном данной цепи. Сильной стороной микрофинансовых организаций является сеть распространения финансовых услуг, а также необходимость разработки инновационных методов работы с заёмщиками.

На основании изученной информации по проблематике финансирования МСП автора данной статьи предлагает следующие методы повышения эффективности работы и взаимодействия банков, микрофинансовых организаций и субъектов МСП:

1) налаживание каналов обмена финансовой и управленческой информацией между кредиторами и субъектами МСП;

2) унификация управленческого учёта финансовых и

торговых операций в российской экономике;

3) соединение маркетингового потенциала всех трёх типов участников данной системы для достижения си-нергетического эффекта на всех уровнях системы.

Действующие методы сбора данных банками являются трудозатратными и не содействуют развитию информационного обмена. Более того, ручной сбор данных о заёмщиках через анкетирование даёт большой простор для подлога данных, что дискредитирует выполнение контрольной функции кредитования на данном этапе. Одновременно с этим, необходимо собирать объективную статистику по микрозаймам с целью их подробного анализа и дальнейшего дифференцирования микрозаймов.

Поэтому первым этапом на пути становления новой схемы работы банков с микрофинансовыми организациями должен стать переход на единую базу управленческой отчётности. Сейчас банки и микрофинансовые организации индивидуально используют свои базы данных для отслеживания начислений, платежей и прочих движений по выданным займам. Банки регулярно запрашивают подобную информацию у микрофинансовых организаций с целью выполнения контрольной функции кредитования. С использованием единой системы отчётности отпадёт необходимость в специальной подготовке данных, а прямое подключение контролирующей организации к такой системе будет иметь ряд преимуществ:

- низкая вероятность подлога данных;

- высокая степень контроля;

- прямой доступ ко всем данным по платежам клиентов.

Правовой аспект использования и передачи данных субъектов малого и среднего предпринимательства в данном случае будет схож с ситуацией с бюро кредитных историй (БКИ). Заёмщик будет подписывать бумаги о передаче данных не только в БКИ, но и о передаче данных в банк или банки. Другим правовым выходом из данного положения может быть обезличивание данных (отказ в доступе банка к личным данным заёмщиков).

После объединения систем, контролирующих портфель в банке и микрофинансовой организации, часть функций по верификации и андеррайтингу заёмщиков можно передать в банковскую службу безопасности и банковскому скорингу. Информация о клиенте, занесённая в офисе продаж микрофинансовой организации, моментально станет доступна банку для проверки и оценки качества заёмщика. Высвободившиеся затраты на труд позволят микрофинансовой организации сосредоточиться на прямом индивидуальном контроле заёмщиков. Банковская проверка, банковский скоринг и андеррайтинг - второй банковский продукт, рождённый вследствие взаимодействия банка и микрофинансовой организации. Для МСП удешевление и автоматизация процесса анализа их деятельности означает снижение минимального требуемого для получения финансирования уровня финансовой грамотности, а также объём не-декларируемых операций и неподтверждённого дохода.

Для микрофинансовых организаций и субъектов МСП маркетинговая деятельность является одной из самых затратных статей. Для снижения финансовой нагрузки на эти организации возможно распределение затрат между участниками системы, особенно, если банк участвует в капитале микрофинансовой организации. В таком случае, банк может включить микрофинансовую деятельность как одну из программ работы с клиентами. Очень важно, чтобы информация о подобных программах распространялась по широким каналам информирования населения, и что банки готовы поддерживать малое и среднее предпринимательство.

Одновременно с этим маркетинг микрофинансовых организаций будет заключаться в создании особого имиджа социально-ориентированных организаций, занимающихся обучением, помощью и консультационными услугами по отношению к субъектам малого и

АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

215

Шилов Владимир Александрович экономические

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ... науки

среднего предпринимательства.

Маркетинг субъектов МСП будет состоять в использовании логотипов своих кредиторов в целях подтверждения своей стабильности, что должно привлекать постоянных клиентов, повышая таким образом рентабельность МСП в экономике в целом, а также снижая затраты на маркетинговые мероприятия для всех участников системы.

Банки также могут оказывать консультационные услуги микрофинансовым организациям в плане анализа портфелей микрозаймов, дачи рекомендаций в виде аналитических записок в плане направлений развития деятельности.

Самой главной задачей микрофинансовых организаций в этой схеме является социальная деятельность, направленная на повышение финансовой грамотности населения. Повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства приведёт к снижению уровня дефолта по кредитам, выдаваемым этому сектору экономики.

В результате изучения текущей проблематики деятельности МСП в российской экономике автор данной статьи может сделать вывод об отсутствии действующих системных решений по освещённым тезисам. Возможности банковской системы позволяют проводить реальные инвестиции за счёт автоматизации процессов, а неспособность микрофинансовых организаций использовать свои сильные стороны вытекает из нахождения в невыгодном положении между банками и субъектами МСП. Нестабильная ситуация в экономике мешает малым предприятиям стабилизировать сбыт и ценовую политику, что концентрирует риски в микрофинансовых организациях, финансирующих МСП, а банки проводят политику поиска лучших заёмщиков. Подобная иерархическая система не является эффективной, по сравнению с распределением функций и одновременной работой всех трёх участников системы.

В качестве решения комплекса проблем, вызванных низким уровнем финансовой грамотности учредителей малых предприятий автор данной статьи предлагает унифицировать учёт финансовых показателей в сферах, работающих с субъектами МСП. Унификация учёта позволит создать единую базу данных и открыть методы поддержки субъектов МСП, которые не могут развиваться без дополнительных финансовых вложений.

Противодействие проблемам МСП, связанным с падением спроса на выпускаемую продукцию и сложностью создания сети продаж может быть организовано за счёт синергетического эффекта единого логотипа кредитора и заёмщика как показателя и гарантии стабильности.

Главным лейтмотивом деятельности кредиторов должно стать повышенное внимание на обеспечение дееспособности своих заёмщиков-субъектов МСП, контроль и направление их операций в плодотворное русло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азманова Е. Г. Роль банков в развитии российского малого бизнеса // Финансы и кредит. 2010. № 45. С. 31-35.

2. Бут-Гусаим Е. В. Развитие микрокредитования в Республике Беларусь: основные направления и проблемы // Полесский государственный университет. 2011. № 2. С. 94-95.

3. Давыдова Л. В., Будовская Л. А. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение // Финансы и кредит. 2007. № 13. С. 48-53.

4. Мелехина П. Ю. Проблемы финансирования малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 11. С. 16-22.

5. Стахнюк А. В. Малый бизнес: проблема доступности кредитов // Деньги и кредит. 2010. № 3. С. 23-26.

6. Коробов С. А., Фомина С. И. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере 216

Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2011. Т. 3. № 1. С. 31-38.

7. Кошелева Т. Н. Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 3. С. 18-25.

8. Рабаданова Д. А. Современные проблемы и пути развития банковского кредитования малого и среднего предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 241-243.

9. Баграмян Т. С. Микрозаймы-альтернатива банковскому кредитованию // Инновационная наука. 2015. № 5-1. С. 38-39.

10. Орловский К. А. Кредитование малого и среднего бизнеса как драйвер экономического роста России в современных условиях // Таврический научный обозреватель. 2016. Т. 16. № 11. С. 158-162.

11. Бочарова О. Н. Направления совершенствования государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10 (056). С. 28-32.

12. Сорокин А. С. Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития малого бизнеса // Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). 23 с.

13. Галочкина О. А., Старостин В. М. Микрофинансовые институты с точки зрения коммерческого и социального предпринимательства // Ученые записки.

2013. С. 16-23.

14. Юнус М. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма. ЦИПСиР, 2009. 307 с.

15. Мармылев А. Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 16. С. 54-59.

16. Рэнкинг микрофинансовых организаций по результатам I полугодия 2016 года [Электронный ресурс]. Эксперт РА. Открытый доступ: http://raexpert.ru/ratings/ mfo/2016-1/. (дата обращения: 25.02.2017).

17. Сорокин А.С. Построение скоринговых карт с использованием модели логистической регрессии // Науковедение. 2014. №2. 29 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Быканова Н. И. Перспективы развития отечественного рынка банковского микрокредитования малого и среднего бизнеса // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: материалы II междунар. науч.-практ. конф., Белгород.

2014. Т. 15. С. 187-191.

19. Шилов В.А. Классическая микрофинансовая деятельность в России // Наука и мир. 2014. Т. 1. №. 12. С. 136-138.

20. Сорокин А.С., Шилов В.А. Многомерный статистический анализ структуры рынка микрофинансирования в России // Науковедение. 2016. Т. 8. № 1. 19 с.

21. Государственный реестр микрофинансовых организаций [Электронный ресурс]. Банк России. Открытый доступ: https://www.cbr.rU/finmarkets/files/supervision/ list_MFO.xlsx. (дата обращения: 28.12.2016)

22. Игонина Л. Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. 2015. № 2 (626). С. 2-13.

23. Осиповская А.В. Микрофинансирование и его роль в поддержке малого бизнеса // Экономический журнал. 2010. №2 (18). 7 с.

24. Борнштейн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. М.: Альпина Паблишер, 2015. 496 с.

АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.