Научная статья на тему 'Малые и средние предприятия на рынке строительных услуг'

Малые и средние предприятия на рынке строительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2459
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ECONOMY / MANAGEMENT / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / CONSTRUCTION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаль Сергеи Александрович, Абрамян Феликс Леонович

Целью работы является исследование положения малых и средних предприятий в хозяйственных комплексах, определение причин и обоснование необходимости расширения сферы и объемов деятельности субъектов такого бизнеса. Методология проведенного исследования основана на логике построения доказательного вывода целесообразности расширения определенного вида хозяйственной деятельности, а именно: деятельности малых и средних предприятий в строительной сфере, а также активизации ее государственной поддержки. Рассмотрены малые и средние предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования. Показано их положение в хозяйственном комплексе государств на примере России и Беларуси. Отмечены общие тенденции и перспективы развития таких предприятий. Выделены основные отличительные черты и некоторые отраслевые отличия маркетинговой деятельности малых и средних предприятий на рынке строительных услуг. Рассмотрены основные показатели и темпы развития строительства за последние 10 лет. При этом выделены периоды подъема и падения эффективности отрасли. Область применения. Результаты работы могут быть использованы при разработке национальных стратегий устойчивого развития Беларуси и России, региональных программ сбалансированного и эффективного оказания услуг строительной сферы. Выводы. Для достижения прогнозных показателей участия предприятий малого и среднего бизнеса в формировании ВВП России и Беларуси необходима активизация государственной поддержки этой важной составляющей национальных экономик. Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса оправданны и требуют дальнейшего расширения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE MARKET OF CONSTRUCTION SERVICES

The purpose of the article is to study the role of small and medium-sized enterprises in economic complexes, to identify the reasons and justify the need to expand the scope of activities of such businesses. The methodology of the study is based on the logic of constructing an evidence-based conclusion of expanding a certain type of economic activity, namely the activities of small and medium-sized enterprises in the construction industry, and the intensification of the state support to the sector as well. Small and medium-sized enterprises are viewed as independent economic entities. The authors have shown their position in the economic complex of two nations: Russia and Belarus. The general trend patterns and prospects on the development of such enterprises have been outlined. The main distinctive features and some industry differences in marketing activity of small and medium-sized enterprises in the market of construction services are specified. The article discusses the main indicators and the growth rates of the construction over the period of last 10 years. Meanwhile, the periods of increase and decrease in the efficacy of the industry are outlined. Practical implications: The findings of the article can be used in designing and elaborating national strategies for sustainable development of Belarus and Russia, regional programs of balanced and effective provision of construction services. Conclusions: In order to achieve the projected indicators of the role small and medium-sized businesses in creating more value added in the GDP composition of Russia and Belarus, it is required to intensify the state support to this integral part of the national economies. Tax incentives for small and medium-sized businesses are justified and require further expansion.

Текст научной работы на тему «Малые и средние предприятия на рынке строительных услуг»

Строительство

УДК 338.46 САМАЛЬ СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ

д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление и социальная работа» Минского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»,

e-mail: samal s @tut.by

АБРАМЯН ФЕЛИКС ЛЕОНОВИЧ

магистрант кафедры «Управление и социальная работа» Минского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»,

e-mail: [email protected]

DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-50-58 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Целью работы является исследование положения малых и средних предприятий в хозяйственных комплексах, определение причин и обоснование необходимости расширения сферы и объемов деятельности субъектов такого бизнеса. Методология проведенного исследования основана на логике построения доказательного вывода целесообразности расширения определенного вида хозяйственной деятельности, а именно: деятельности малых и средних предприятий в строительной сфере, а также активизации ее государственной поддержки. Рассмотрены малые и средние предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования. Показано их положение в хозяйственном комплексе государств на примере России и Беларуси. Отмечены общие тенденции и перспективы развития таких предприятий. Выделены основные отличительные черты и некоторые отраслевые отличия маркетинговой деятельности малых и средних предприятий на рынке строительных услуг. Рассмотрены основные показатели и темпы развития строительства за последние 10 лет. При этом выделены периоды подъема и падения эффективности отрасли. Область применения. Результаты работы могут быть использованы при разработке национальных стратегий устойчивого развития Беларуси и России, региональных программ сбалансированного и эффективного оказания услуг строительной сферы. Выводы. Для достижения прогнозных показателей участия предприятий малого и среднего бизнеса в формировании ВВП России и Беларуси необходима активизация государственной поддержки этой важной составляющей национальных экономик. Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса оправданны и требуют дальнейшего расширения.

Ключевые слова: экономика, управление, малые и средние предприятия, строительные услуги.

S AMAL SERGEY ALEKSANDROVICH

doctor of Economics, Professor, Professor of the Department "Management and social work»

The Minsk branch of the "Russian state social University»,

e-mail: [email protected]

ABRAHAMYAN FELIX LEONOVICH

master's student of the Department "Management and social work" of the Minsk branch

Of the "Russian state social University», e-mail: [email protected]

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE MARKET OF CONSTRUCTION SERVICES

Abstract. The purpose of the article is to study the role of small and medium-sized enterprises in economic complexes, to identify the reasons and justify the need to expand the scope of activi-

ties of such businesses. The methodology of the study is based on the logic of constructing an evidence-based conclusion of expanding a certain type of economic activity, namely the activities of small and medium-sized enterprises in the construction industry, and the intensification of the state support to the sector as well. Small and medium-sized enterprises are viewed as independent economic entities. The authors have shown their position in the economic complex of two nations: Russia and Belarus. The general trend patterns and prospects on the development of such enterprises have been outlined. The main distinctive features and some industry differences in marketing activity of small and medium-sized enterprises in the market of construction services are specified. The article discusses the main indicators and the growth rates of the construction over the period of last 10 years. Meanwhile, the periods of increase and decrease in the efficacy of the industry are outlined. Practical implications: The findings of the article can be used in designing and elaborating national strategies for sustainable development of Belarus and Russia, regional programs of balanced and effective provision of construction services. Conclusions: In order to achieve the projected indicators of the role small and medium-sized businesses in creating more value added in the GDP composition of Russia and Belarus, it is required to intensify the state support to this integral part of the national economies. Tax incentives for small and medium-sized businesses are justified and require further expansion.

Keywords: Economy, management, small and medium-sized enterprises, construction services

Введение. Актуальность исследований деятельности малых и средних предприятий (МСП) определяется необходимостью активной поддержки такого рода субъектов хозяйствования ввиду их важности в экономиках России и Беларуси. Несмотря на достаточные различия между этими странами, их общее прошлое и тесное сотрудничество на современном этапе, фактические братские и партнерские отношения позволяют проводить как совместные исследования присущих странам проблем, так и активно использовать опыт друг друга.

Прогнозирование развития рынка сбыта продукции и услуг для малых и средних предприятий основывается на изучении спроса, цен, политики конкурентов и конъюнктуры торговли. Оценить конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг, увидеть пути оптимизации ассортимента, выбрать перспективные идеи для будущего развития, определив при этом максимально эффективные способы продвижения товара, основываясь на необходимости сокращения издержек обращения, стимулировании сбыта и формировании необходимого спроса, организации соответствующей рекламной кампании - единственный путь организации маркетинговой деятельности.

Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы, к сожалению, практика отношения на государственном уровне к субъектам малого и среднего бизнеса остается в ряде стран постсоветского пространства зачастую несоответствующей реально востребованному и необходимому уровню современного хозяйствования. Целесообразность проведения аналитических обзоров и четкого определения места МСП в системе национальных экономик объясняется существенным эффектом для хозяйственных комплексов стран, который должны дать предприятия малого бизнеса.

Методы проведения работы. Маркетинговая деятельность МСП во многом отличается от аналогичной деятельности больших и структурно сложных предприятий. Малые и средние предприятия вынуждены сопровождать свое существование на рынке такими активными действиями, которые свели бы к минимуму риски и обеспечили эффективное существование -ошибки здесь наиболее чувствительны и опасны. Каждый вид строительных услуг имеет свой срок (фактически его жизненный цикл) присутствия и обращения на рынке, который по своей сути является периодом рыночной той или иной степени устойчивости. Рано или поздно возникает реальная угроза его вытеснения с рынка другим, в большей степени отвечающим требованиям современного рынка видом. Причина тому - научно-технический прогресс, приход новых энергосберегающих и высокотехнологичных производств, как в самом строительстве, так и при производстве строительных материалов.

Проблемы развития малого предпринимательства актуальны на протяжении многих лет и являются предметом активного обсуждения на национальном [1] и международном уровнях [2,3,4]. Дискутируются масштабы государственного участия в развитии малого предпринима-

тельства [5], региональная [6,7] и отраслевая специфика [8]. Достаточно много внимания уделяется его финансовому обеспечению и налогообложению [9,10,11].

Достаточно много вопросов, сопутствующих и «обеспечивающих» организацию малого бизнеса и, конечно, в строительной сфере. Например, важна точность определения мощности производственного потенциала ([12]). При рассмотрении строительной продукции в качестве товара, она подразумевает под собой все, что способно удовлетворить нужду или потребность человека и общества в целом в объектах недвижимости для совершения купли-продажи объектов недвижимости для общественного или личного пользования.

Проведем анализ места и роли МСП в экономиках России и Беларуси, что позволит обосновать необходимость расширения объемов хозяйственной деятельности таких субъектов.

Для достижения этой цели были сформулированы задачи предварительного анализа существующего положения и реального уровня участия малых и средних предприятий в национальных экономиках, выявления отличительных черт в деятельности строительных организаций и совершенствования маркетинговой деятельности таких субъектов хозяйствования.

Как уже отмечалось, достаточная схожесть сложившихся ситуаций с ролью МСП в экономиках России и Беларуси позволяет проводить аналогии и перенимать положительный опыт. Бизнес-климат в наших странах требует активизации, льготирования и достаточно взвешенного отношения к субъектам МСП. В Российской Федерации, по данным Минэкономразвития, в 2017 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила около 20 процентов, что в лишь небольшой степени соответствует планам расширения участия МСП в национальной экономике. В то же время, при этом, доля МСП в общем объёме экспорта составляет всего 6 процентов. Напомним, что в Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин указал, что доля МСП в ВВП России должна к 2025 г. увеличиться до 40 процентов [13].

Заметим, что большинство экспертов оценивают перспективы увеличения рассматриваемого показателя довольно пессимистично. Для именно такого прогноза будущего есть достаточно веские основания, т. к. указанные 20% остаются неизменными в экономике России уже 15 лет [14]. Это подтвердил и глава Сбербанка Герман Греф в ходе Восточного экономического форума на конференции, посвященной развитию малого бизнеса. Назвав это число процентов «заколдованным», он отметил, что если к 2030 г. Россия, выполняя поставленную правительством задачу, удвоит этот показатель, то это будет очень хороший результат.

Напомним, что, согласно [15], средними предприятиями считают хозяйствующие субъекты, действующие на конец отчетного года, называемые еще субъектами среднего предпринимательства, представляющие собой юридические лица, средняя численность работников которых находится в интервале от 100 до 250 пятидесяти человек. При этом и выручка от реализации всех оказанных услуг и произведенных работ за предшествующий год (без учета НДС) не должна была превысить 2 млрд руб.

К субъектам малого предпринимательства (или просто, к малым предприятиям) принято относить такие предприятия, средняя численность работников которых не более ста человек и выручка от реализации услуг, товаров, работ за предшествующий год (без учета НДС) не превысила 800 млн. руб. В общее число таких субъектов включаются и временно приостановившие хозяйственную деятельность, но на срок не более 2 лет.

В Российской Федерации в классификации (по объему услуг и количеству работников) МСП оставшуюся нишу занимают микропредприятия. Считается, что в таком контексте это действующие на конец отчетного года юридические лица с численностью работников до 15 человек (включительно), а доход за этот же предшествующий год не должен составлять более 120 млн руб. Здесь также в общее число таких предприятий включаются и временно приостановившие хозяйственную деятельность субъекты, но сроком не более 2 лет.

В Беларуси подходы по оценке «величины» предприятий во многом схожи с российскими. Впрочем, как и сама сложившаяся ситуация с тем положением, которое занимают МСП в национальной экономике. Это, так же как и в России, не могло остаться без внимания правительства страны. А именно, по планам и соответствующим прогнозам доля малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси должна достигнуть 40% к 2021 г. К сожалению, сегодня это всего лишь 26-27%. Еще остается надежда на эффект от документов, принятых главой белорусского государства (по кардинальному улучшению условий ведения бизнеса) [16], которые, ожидает-

ся, будут способствовать этому движению вперед и обеспечат выполнение поставленных задач.

В первую очередь эти документы будут и должны активизировать создание новых рабочих мест. Также ожидается, что это даст возможность шире задействовать население, в т. ч. предоставив расширенную возможность продавать произведенные товары не только на рынке, как было ранее, но и через Интернет. Ожидается, что удастся значительно уменьшить количество требований, предъявляемых к организации и сопровождению бизнеса, который ведут объекты МСП. Так, в развитие этого процесса, недавно вступил в силу нормативный акт, регламентирующий целый ряд положений, составляющих контрольную деятельность. Этот документ предусматривает, прежде всего, не наказание, зачастую ставившее крест на самом существовании МСП, а предупреждение нарушений.

По мнению ряда экспертов, ранее в рамках действующего законодательства не всегда контролирующие органы могли действовать с точки зрения профилактики. Сегодня планируется либерализация этих процессов, что должно в итоге принести оздоровление предпринимательского климата, а также хорошие дивиденды для развития экономики. Достаточно важным здесь представляется адекватное действительности налоговое законодательство, в т. ч. на региональном уровне [17].

В Беларуси пытаются активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Особенно большие надежды здесь возлагают на такую преференцию, как предоставление права на использование упрощенной системы налогообложения ([18]). Так, в сфере деятельности субъектов малого и среднего бизнеса с уровнем дохода, не превышающим установленный законодательством размер, возможно применение такой упрощенной системы при одновременном соблюдении требований к валовой выручке и средней численности работников в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение. Здесь имеются в виду индивидуальные предприниматели и организации с численностью работников (в среднем за указанный период), составившей не более 100 человек, и при этом размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев не должен превысить 900 тыс. бел. руб. (примерно 450 тыс. долл. США).

То есть в практике применения налогового законодательства Беларуси осуществлена попытка заменить ряд платежей всего лишь одним налогом, характеризующимся, в т. ч., его упрощенным порядком исчисления. Заметим, что применение такой упрощенной системы налогообложения не исключает, согласно республиканскому Налоговому кодексу, уплату импортно-экспортных платежей, взносов на социальное страхование, консульского, оффшорного и гербового сборов, патентной и государственной пошлин, налога на прибыль от ценных бумаг и долей в хозяйственных обществах, а также имущественных налогов в случае превышения установленных ограничений. Так, например, не отменяется требование об уплате земельного налога, если общая площадь земель потенциального плательщика больше или равна 0,5 га. Аналогично и налог на недвижимость должен быть уплачен, если общая площадь всех объектов недвижимого имущества превысила полторы тысячи квадратных метров или недвижимое имущество сдается в аренду [18].

В структуре ВВП Беларуси доля малого бизнеса составила за 2017 г. 14,9%, среднего -6,7%, ИП (аналог российских микропредприятий) - 3,1%. По данным Белстата, на 1 января этого года в Беларуси работало почти 240 тыс. индивидуальных предпринимателей и 110 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства.

В разрезе отраслей в сфере малого и среднего бизнеса основная доля деятельности приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотехники (37% от общего количества субъектов). В сфере малого и среднего бизнеса трудятся чуть менее полутора миллионов человек (33,5% от всей численности работников). Выручка от реализации продукции и услуг субъектов МСП за 2017 г. составила 123 млрд руб. или 43% общереспубликанской выручки. Не удивительно, что традиционно при рассмотрении значимости предпринимательства подтверждается эффективность именно его малых форм для успешного развития экономических систем: роста и улучшения структуры и качества ВВП, решения экономических и социальных проблем... [19].

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси сопоставим с аналогичными показателя-

ми для многих стран Восточной Европы, в т. ч. входящим в ЕС, считают некоторые эксперты в Беларуси [20]. Вместе с тем они отмечают, что он еще существенно уступает среднему показателю по ЕС (свыше 50% ВВП). По мнению не только этих экспертов, принимаемые меры по улучшению условий ведения бизнеса в определенной степени способствовали приросту количества субъектов малого предпринимательства в предшествующий период (с 2010 по 2016 гг.), когда их стало больше на 23,5%. Количество индивидуальных предпринимателей к 2016 г. составило 240 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 1,8%.

В то же время нельзя не отметить, что, несмотря на рост глобальных характеристик развития МСП в Беларуси, за последние несколько лет общее число работников в секторе малого и среднего предпринимательства сократилось на 7%.

Сектору бизнеса МСП свойственны существенные отраслевые различия (рис. 1). Так, для Беларуси в последние годы отмечается [20] увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске продукции сельского хозяйства, при этом сельское хозяйство Беларуси в значительной мере зависит от мер государственной поддержки, поэтому связь между развитием этих предприятий и изменением деловой среды является менее выраженной. В традиционных для малого и среднего бизнеса видах деятельности - обрабатывающей промышленности, торговле и строительстве - их вклад либо сокращался, либо оставался относительно стабильным.

18.0 17.5

! . п сельское хозяйство

16,5 промышленность

16.0

1стронтсл ьст во

15.5

^ ^ ^ торговля и ремонт

14.5 другие услуги 14.0 13.5

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в занятости в зависимости от вида экономической деятельности, % ([21])

Рассмотрим более подробно строительный комплекс Республики Беларусь. Под таким комплексом у нас понимают совокупность субъектов, которые в полной мере обеспечивают функционирование отрасли, а также сопутствующих производств, для которых характерна деятельность, направленная на обеспечение самого строительного производства и сопровождающее его снабжение материально-техническими ресурсами. Это подразумевает и опытно-конструкторские, научно-исследовательские и реальные проектно-изыскательские работы. Можно считать, что это фактически ключевая отрасль, которая во многом определяет решение социально-экономических и технологических задач эффективного развития всей экономики Беларуси.

Строительный комплекс Беларуси в 2016 и 2017 гг. создавал ежегодно 8-9% ВВП страны. Это происходило на фоне того, что в предыдущие 2005-2010-е гг. доля участия строительной отрасли в производстве ВВП также, хотя и более медленными темпами, постепенно возрастала. Лишь в 2011 г. наблюдалось резкое сокращение этого участия, что явилось следствием кризисных явлений в мировой экономике 2011-2012 гг.

Вспомним, что лишь в 2012-2013 гг. доля вклада строителей в ВВП страны начала стабилизироваться. Однако в силу следующей волны экономической нестабильности в 2013-2015 гг. сокращение темпов строительного производства опять возобновилось. Прежде всего, из-за роста стоимости строительных материалов, так как, несмотря на достаточное наличие строительных материалов отечественного производства, строительные организации, особенно пред-

ставляющие МСП, преимущественно применяли материалы иностранного производства. Из-за неожиданного изменения курса валют строительные предприятия утратили способность закупать зарубежные материалы в прежних объемах, и готовая продукция на выходе значительно подняла свою стоимость. В результате падения по той же причине платежеспособного спроса потребителей - итоговые показатели также заметно снизились.

На сегодняшний день строительная отрасль Республики Беларусь включает более 4000 субъектов хозяйствования различных форм собственности (рис. 2). В структуре финансовых показателей наибольший удельный вес (около 60%) имеют государственные организации Министерства архитектуры и строительства (почти 40% объемов подрядных работ), а также государственные производственные объединения «Минскстрой», «Белтопгаз» и «Белмелиоводхоз», республиканское УП «Белэнергострой».

Рис. 2. Объем (в процентах к итогу) подрядных работ в строительной сфере Беларуси по формам собственности [22]

Почти 3 тысячи организаций являются субъектами малого предпринимательства, средняя численность в которых составляет до 15 человек. Следует отметить, что доля коммерческих организаций, занимающихся капитальным строительством на белорусском рынке, невелика из -за высокой стоимости оборудования, высоких затрат на выполнение условий для получения лицензий, высокой налоговой нагрузки на предприятия.

В то же время нельзя не отметить определенное количество коммерческих организаций, из которых немалое количество занимаются незарегистрированной деятельностью. Несмотря на неприемлемый характер такого «предпринимательства» в рассматриваемом секторе, это привело к достаточной конкуренции, вызвавшей, в свою очередь, существенное снижение цен на строительные услуги. Здесь нельзя не учесть и достаточное расширение рынка рабочей силы за счет трудовых мигрантов из Украины.

Материально-техническое обеспечение строительства в основном обеспечивает промышленность строительных материалов и конструкций. В Беларуси имеются собственные производства строительных материалов и инструмента по импортным технологиям (АО «Доганлар» и др.). Сегодня предприятия строительной отрасли поставляют на рынок свыше 150 видов строительных материалов и изделий различного назначения.

Можно констатировать, что потенциал республиканских предприятий не только полностью обеспечивает внутренние потребности республики, но и позволяет экспортировать продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В частности, еще в 1990-е гг. было основано предприятие по производству полированного стекла «Гомельстекло», по мощности являющееся третьим в мире. Это объединение поставляет на рынок продукцию из полированного стекла, которая является высокотехнологичной и соответствующей мировым стандартам. Это позволяет обеспечивать значительные валютные поступления в республику. Отметим здесь, что и организация совместных строительных про-

изводств является одним из путей привлечения зарубежных инвестиций. В республике созданы, например:

- совместное белорусско-германское предприятие по выпуску кровельных материалов на негниющих основах (синтетической и стекольной) с битумно-полимерным покрытием - акционерное общество «Кровля» (г. Осиповичи). Срок службы такого материала по европейским стандартам в отличие от традиционного рубероида достигает 40 лет;

- Молодечненский завод легких металлоконструкций, который после модернизации оснащен современным высокопроизводительным оборудованием, что позволяет ему выпускать комплекты особо прочных и легких металлоконструкций, а также достаточно востребованные многослойные стеновые панели с эффективными утеплителями. 13013544321

Среди предприятий, обеспечивающих продукцией строительную отрасль республики, нельзя не выделить крупнейшее в Европе производство щебня («Гранит», г. п. Микашевичи), а также «Гомельстройматериалы». Продукция стеклозавода «Неман» (минеральные утеплители из стекловолокна), хрустального завода в г. Борисов сертифицирована европейскими потребителями и пользуется спросом как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, причем не только в Европе, но и в Азии, Америке, Австралии. 130

Указанные производства позволяют Беларуси успешно экспортировать цемент, стекло (стеклопакеты), кровельно-облицовочные материалы. Чрезвычайно важно для экономики любого государства и то, что на его собственной территории производятся востребованные строителями материалы и изделия. 1

В общем объеме экспорта подрядных работ и промышленной продукции предприятий строительной отрасли Беларуси почти 80% приходится на Российскую Федерацию. Здесь, как ни в какой другой сфере сотрудничества, российские партнеры демонстрируют братское, а не просто экономически обоснованное поведение. Ведь на любом этапе развития страны актуальным является активизация международного сотрудничества, цивилизованное заимствование и творческая обработка зарубежного опыта, современных технологий и привлечение прямых иностранных инвестиций. Успешность этого процесса должна обеспечивать совершенная и адекватная законодательная база и ее правовые основы.

Результаты и выводы. Совершенствование современных маркетинговых решений в строительной области необходимо проводить с учетом интересов МСП и их потенциальной роли в экономиках государств. Также целесообразно ввести в практику изменения законодательства в части, касающейся деятельности МСП, предварительное широкое обсуждение с заинтересованными участниками рынка с обязательной предварительной экспертизой общественными советами предпринимателей.

Несмотря на наличие видов деятельности, в наибольшей степени рентабельных для МСП, ныне, например, в сфере информационных технологий, строительные МСП, предоставляя строительные услуги населению и субъектам хозяйствования, также могут и должны расширять сферу своего участия на рынке услуг.

Литература

1. Малый бизнес большой страны // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон. дан.]. - М., 2016. - URL : http://www.gks.ru/.

2. Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Code // U. S. Small Business Administration, 2016. - URL : https://www.sba.gov/sites/default/files/files/ Size_Standards_Table.pdf

3. Entrepreneurship in Europe // Routledge Revivals. The social Process. Routledge, 2015. - URL : https:// www.crcpress.com/Entrepreneurship-in-Europe-Routledge-Revivals-The-Social-Processes/Scase/ book/9781138889385.

4. Lisowska, R. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises // Entrepreneurial Business and Economics Review. 2016. - URL : https://www. researchgate. net/

publica-

tion/308487152_The_Potential_of_Business_Environment_Institutions_and_the_Support_for_the_Developmen t_of_Small_and_Medium-sized_Enterprises.

5. Смирнова, А. B. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. - М. : Лаборатория книги, 2012.

6. Алексеева, Е. В., Верколаб, А. А., Давидян, Ю. И. Современные тенденции и потенциал развития экономики региона : монография. - Оренбург : ОГУ, 2017.

7. Останин, М. К. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном

уровне. - Новосибирск : ИЦНГАУ «Золотой колос», 2016.

8. Управление развитием отраслевых экономических систем (промышленность, строительство, транспорт, логистика, информационно-технологические услуги). - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2018.

9. Косов, М. Е. Крамченко, Л. А., Эриашвили, Н. Д. Налогообложение предпринимательской деятельности : теория и практика. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

10. Коваленко, О. А., Самаркина, Л. А. Проблемы выбора и применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства // Экономика и современный менеджмент : теория и практика. 2015. № 10-11 (53). С. 168-180.

11. Кравченко, М. В., Мялкина, А. Ф. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 3. С. 88-97.

12. Магомедов, А. Г., Иисмаилов, Р. Т. Методические основы исчисления мощности производственного потенциала строительных организаций // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 8. С. 24-32.

13. URL : https://www.pnp.ru/economics/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii-nedostatochna-zayavili-v-schyotnoy-palate.html.

14. URL : http://tass.ru/vef-2017/articles/4540242.

15. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: стат. сб. / Росстат. - M., 2017.

16. URL : http://www. belta. by/economics/view/dolja-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-k-2021-godu-dolzhna-dostignut-40-272573-2017/.

17. Молодых, В. А., Саркисов, В. Б., Бондарев, Д. М. Оценка влияния политики налогового стимулирования на экономическое развитие регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. №10. С. 38-44.

18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2019, 2/2594). - Новая редакция <H11800159>.

19. Арсланбеков, Б. У., Иразиханова, С. А. К методикам институционального регулирования функционирования малого предпринимательства в республике Дагестан на современном этапе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 1. С. 83-91.

20. URL : http://eurasia.expert/nerazvitost-malogo-i-srednego-biznesa-v-belarusi-mif/.

21. URL : http://www.research.by/webroot/delivery/files/pdp2018r02.pdf/.

22. URL : http://www. belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/investitsii-i-stroitelstvo/. References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Small business of a large country // Official website of the Federal state statistics service [Electron. dan.]. -M., 2016. - URL : http://www.gks.ru/.

2. Table of small business size standards corresponding to the North American industry classification system code / / small business Management USA, 2016. - URL : https://www.sba.gov/sites/default/files/files/ Size_Standards_Table.pdf.

3. Entrepreneurship in Europe / / Routledge Revivals. social process. Routledge, 2015. - URL : https:// www.crcpress.com/Entrepreneurship-in-Europe-Routledge-Revivals-The-Social-Processes/Scase/ book/9781138889385.

4. Lisovskaya R. the potential of the institutions of the business environment and support for the development of small and medium-sized businesses. 2016. - URL : https://www.researchgate.net/ publica-

tion/308487152_The_Potential_of_Business_Environment_Institutions_and_the_SupportfortheDevelopmen t_of_Small_and_Medium-sized_Enterprises.

5. Smirnova, A. B. Domestic and foreign experience of state support of small and medium-sized businesses. -M. : Laboratory books, 2012.

6. Alekseeva, E. V., Orcalab, A. A., Davidian, J. I. Modern trends and economic development potential of the region : monograph. - Orenburg : OSU2017,.

7. Ostanin, M. K. Support and development of small and medium-sized businesses at the municipal level. - Novosibirsk : IC ngau Golden ear"2016.

8. Management of development of industrial economic systems (industry, construction, transport, logistics, information technology services). - Moscow ; Berlin : Direct 2018, 2018.

9. Kosov M. E. Khramchenko, L. A., Elashvili, N. D. Taxation of entrepreneurial activity : theory and practice. - M. : YUNITI-DANA, 2015.

10. Kovalenko, O. A., samarkina, L. A. Problems of choice and application of special tax regimes by small businesses // Economics and modern management: theory and practice. 2015. № 10-11 (53). P. 168-180.

11. Kravchenko, M. V., Malkina, A. F. problems of application of special tax regimes for subjects of small business in Russia // Socio-economic phenomena and processes. 2015. No. 3. P. 88-97.

12. Magomedov, A. G., Ismailov, R. T. Methodical bases of calculation of the power production capacity of construction organizations // Regional problems of transformation of the economy. 2017. No. 8. P. 24-32.

13. URL : https://www.pnp.ru/economics/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii-nedostatochna-zayavili-v-schyotnoy-palate.html.

14. URL : http://tass.ru/vef-2017/articles/4540242.

15. Small and medium enterprises in Russia. 2017: stat. SB. /Rosstat. - 2017 m.,.

16. URL : http://www. belta. by/economics/view/dolja-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-k-2021-godu-dolzhna-dostignut-40-272573-2017/.

17. Molodykh, V. A., Sarkisov, V. B., Bondarev, D. M. Assessment of the impact of tax incentive policy on the economic development of the regions // Regional problems of economic transformation. 2017. No. 10. P. 38-44.

18. Tax code of the Republic of Belarus (Special part) (Law of the Republic of Belarus of December 30, 2018 № 159-Z (national legal Internet portal of the Republic of Belarus, 01.01.2019, 2/2594). - New version <H11800159>.

19. The arslanbekov, B. U., Irisiana, S. A. To the methods of institutional regulation of small entrepreneurship in the Republic of Dagestan at the present stage // Regional problems of transformation of the economy. 2017. No. 1. P. 83-91.

20. URL : http://eurasia. expert/underdevelopment-small-and-medium-business-in-Belarus-myth/.

21. URL : http://www.research.by/webroot/delivery/files/pdp2018r02.pdf/.

22. URL : http://www. belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/investitsii-i-stroitelstvo/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.