Научная статья на тему 'Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России'

Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5271
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ГРАНТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES / SUPPORT PROGRAMS / STATE / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / GRANTS / SUPPORT INFRASTRUCTURE / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов В.И., Белова И.А.

На сегодняшний день развитие и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в России является необходимым условием для обеспечения роста национальной экономики. Особенно значимой становится государственная поддержка, эффективная реализация которой зависит от действенных инструментов и механизмов. Актуальными становятся вопросы создания и развития инфраструктуры государственной поддержки. Цель статьи анализ государственных программ поддержки малых и средних предприятий в современных российских условиях. Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся проблемами функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, включая их государственную поддержку и ее эффективность. Информационную базу исследования составили интернет-порталы ведомств РФ. При обработке данных были использованы общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, синтез, группировка, обобщение. В статье выявлены ведомства и институты развития РФ, через которые государство осуществляет поддержку малых и средних предприятий. Исследованы особенности программ государственной поддержки в рамках каждого субъекта управления. Представлены основные получатели поддержки, условия получения и суммы поддержки. Раскрыты преимущества и недостатки программ государственной поддержки. Преимущества связаны с разносторонним характером программ государственной поддержки, формированием многоканальной системы поддержки. Недостатки с наличием множества ограничений, которые влияют на развитие российских предприятий малого и среднего бизнеса. Полученные нами результаты позволят в дальнейших исследованиях перейти в практическую плоскость и оценить влияние программ государственной поддержки на показатели успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT PROGRAMMES FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

Today the development and support of small and medium business enterprises in Russia appear to be a necessary condition for the national economic growth. It is particularly important to organize state support which can be effectively implemented depending on the practical tools and mechanisms. The issues of state support infrastructure creation and development also seem relevant. The aim of the article is to analyze state support programmes for the small and medium business enterprises in modern Russia. The methodological basis of the research is presented in the works of Russian and foreign scientists on small and medium business enterprises’ functioning, as well as the effectiveness of their state support. The basis of the research is formed by the data collected at the Russian Federation departments’ websites. General scientific methods were applied in the data processing stage of the research, including comparative analysis, synthesis, grouping and generalization methods. The article defines the state departments and development institutions of the Russian Federation, which provide support to small and medium business enterprises. The authors investigate the peculiarities of state support within every management entity. The paper presents the support recipients, as well as the reception conditions and the amount of support. It also reveals the advantages and disadvantages of government support programs. Thus, the advantages include the diversity of state support programmes and multiple-channel support formation. Among the disadvantages the authors name certain limitations affecting Russian small and medium business enterprises’ development. The research findings will allow assessing the influence of state support programmes on the performance of small and medium business enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России»

Б01 10.15593/2224-9354/2017.1.16 УДК 332.14 (470+571)

В.И. Бархатов, И.А. Белова

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

На сегодняшний день развитие и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в России является необходимым условием для обеспечения роста национальной экономики. Особенно значимой становится государственная поддержка, эффективная реализация которой зависит от действенных инструментов и механизмов. Актуальными становятся вопросы создания и развития инфраструктуры государственной поддержки. Цель статьи - анализ государственных программ поддержки малых и средних предприятий в современных российских условиях. Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся проблемами функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, включая их государственную поддержку и ее эффективность. Информационную базу исследования составили интернет-порталы ведомств РФ. При обработке данных были использованы общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, синтез, группировка, обобщение. В статье выявлены ведомства и институты развития РФ, через которые государство осуществляет поддержку малых и средних предприятий. Исследованы особенности программ государственной поддержки в рамках каждого субъекта управления. Представлены основные получатели поддержки, условия получения и суммы поддержки. Раскрыты преимущества и недостатки программ государственной поддержки. Преимущества связаны с разносторонним характером программ государственной поддержки, формированием многоканальной системы поддержки. Недостатки - с наличием множества ограничений, которые влияют на развитие российских предприятий малого и среднего бизнеса. Полученные нами результаты позволят в дальнейших исследованиях перейти в практическую плоскость и оценить влияние программ государственной поддержки на показатели успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, программы поддержки, государство, государственная поддержка, субсидии, гранты, инфраструктура поддержки, малый бизнес, средний бизнес.

Устойчивый рост национальной экономики, прежде всего, зависит от создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора, его поддержки. Особенно остро в государственной поддержке нуждается малый и средний бизнес. Для эффективной реализации государственной поддержки, в первую очередь, необходимо создание действенных инструментов и механизмов. Причем их создание необходимо как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время такие попытки предпринимаются. Органами государственной власти разрабатываются новые и обновляются уже ранее действующие программы поддержки. Совершенствуются механизмы реализации программ. Создаются институты развития малого и сред-

© Бархатов В.И., Белова И.А., 2017

Бархатов Виктор Иванович - д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков ФГОУ ВО «Челябинский государственный университет», e-mail: ieo-science@csu.ru.

Белова Ирина Анатольевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков ФГОУ ВО «Челябинский государственный университет», e-mail: belova@csu.ru.

него предпринимательства, включая специальные фонды, корпорации, агентства, центры. Но являются ли действенными меры по поддержке малых и средних предприятий в России сегодня? Эффективны и достаточны ли они? Именно на эти вопросы должны найти ответы не только мы - исследователи данной проблемы, но, прежде всего, представители государственной власти. Цель статьи - изучение и анализ государственных программ поддержки малых и средних предприятий в современных российских условиях.

Исследование проблем функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, факторов их успешности, государственной поддержкой и развитием ее инфраструктуры является актуальным для российских и зарубежных ученых. В частности, выявлены факторы роста малого бизнеса, ограничения и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России [1]. Раскрыто влияние государства и мер государственной поддержки на функционирование предприятий малого и среднего бизнеса [2]. Исследовано влияние тран-сакционных издержек, социальной ответственности руководителя, налоговой нагрузки на успешное функционирование малых и средних предприятий в России [3-5]. Изучены пространственные проблемы государственной поддержки малых и средних предприятий в России [6], международные программы поддержки малого и среднего бизнеса [7]. Проведен сравнительный анализ развития инфраструктуры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом [8].

Проблемы успешности малого и среднего бизнеса нашли отражение в работах зарубежных исследователей. Идентифицированы ключевые факторы успеха в контексте глобальной системы поставок [9]. Проведен анализ выживаемости малых предприятий в Южной Африке в 2007-2010 годах. Определены основные факторы выживаемости малых предприятий: человеческий капитал, предпринимательские способности и навыки ведения бизнеса [10]. Проанализированы факторы успешности среднего и малого бизнеса в Таиланде. К ним относятся внешняя среда, отношения с клиентами, способ ведения бизнеса и кооперация (по сути, отношения с поставщиками), доступ к финансовым и иным ресурсам [11]. Изучено влияние налогового законодательства на малый и средний бизнес [12, 13]. При этом выявлено, что соблюдение налогового законодательства выступает внешним фактором увеличения затрат малых и средних предприятий. Установлено, что регулярные требования, предъявляемые к бизнесу, особенно к малым и средним предприятиям, обременительны и могут накладывать ограничения на их рост и успешность.

Методология и данные. Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся проблемами функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, государственной поддержкой субъектов малого и среднего предприятия, успешностью малых и средних форм хозяйствования.

Информационную базу исследования составили интернет-порталы Министерства экономического развития РФ (далее - Минэкономразвития России) [14], Министерства сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) [15], Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [16], Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП») [17], Акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») [18]. Правовой базой исследования выступает информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». При обработке данных были использованы общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, синтез, группировка, обобщение.

Результаты. Если говорить о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), то, в первую очередь, необходимо выделить субъекты и инструменты, через которые эта поддержка реализуется. В настоящее время такими субъектами являются Минэкономразвития России, Минсельхоз России, АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В качестве основных инструментов государственной поддержки субъектов МСП выступают программы поддержки, которые они реализуют. Рассмотрим более подробно каждую программу поддержки в рамках выделенных нами субъектов управления.

1. Министерство экономического развития РФ. Данное министерство (с 2005 года по настоящее время) реализует программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ с целью поддержки малых и средних предприятий на региональном уровне [19].

Реализация программы осуществляется путем распределения средств федерального бюджета на конкурсной основе бюджетам регионов. При этом средства направлены на проведение мероприятий, которые предусмотрены региональными программами развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Одним из условий реализации программы выступает софинан-сирование со стороны региона. Преимущество данного подхода заключается в привлечении потока финансовых средств регионов к средствам федерального бюджета, что, в свою очередь, стимулирует регионы разрабатывать и реализовывать более активную политику в сфере поддержки субъектов предпринимательства. Рассмотрим особенности государственной программы поддержки Минэкономразвития РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Цель программы:

1) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;

2) повышение конкурентоспособности субъектов МСП;

3) увеличение количества субъектов МСП;

4) обеспечение занятости населения и увеличение производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг).

Мероприятия, осуществляемые в рамках поддержки:

1) создание и развитие финансовой инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленной на содействие развитию системы кредитования;

2) создание и развитие консультационной инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

3) создание и развитие инновационно-производственной инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

4) поддержка субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);

5) поддержка начинающих субъектов МП;

6) поддержка и развитие субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности;

7) поддержка субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма;

8) поддержка субъектов МСП в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;

9) поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

10) поддержка и развитие молодежного предпринимательства;

11) создание и развитие имущественной инфраструктуры поддержки субъектов МСП: промышленных парков; бизнес-инкубаторов; индустриальных парков, агропромышленных парков и технопарков.

Суммы финансирования определяются уполномоченным органом в субъекте РФ.

2. Министерство сельского хозяйства РФ. Данное министерство (с 2012 года по настоящее время) реализует Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья на 2013-2020 годы [20]. Реализация подпрограммы осуществляется в форме грантов, предоставляемых начинающим фермерам; грантов на развитие семейной животноводческой фермы; субсидий на возмещение части затрат малым формам хозяйствования на уплату процентов по кредитам; компенсации затрат крестьянских хозяйств при оформлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения. Рассмотрим особенности этой государственной программы Минсельхоз РФ, подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования».

Цель программы:

1) поддержка крестьянских хозяйств и других малых форм хозяйствования;

2) рост объемов сельскохозяйственного производства; достижение более высокого уровня жизни сельского населения;

3) повышение занятости жителей сельской местности;

4) сокращение уровня скрытой безработицы.

Мероприятия, осуществляемые в рамках поддержки:

1) государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;

2) оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

3) поддержка начинающих фермеров;

4) развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Суммы финансирования, млрд руб.: 2013 г. - 8,6; 2014 г. - 8,2; 2015 г. - 9,8; 2016 г. - 15,8; 2017 г. - 17,9; 2018 г. - 17,2; 2019 г. - 18,2; 2020 г. - 18,6.

3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд является государственной некоммерческой организацией, которая осуществляет свою деятельность с 1994 года. В настоящее время Фондом реализуется 6 основных программ инновационного развития [21]. Программы направлены на создание новых высокотехнологичных компаний и развитие уже действующих. Одной из задач программы выступает коммерциализация результатов научно-технической деятельности. Особенности программ поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере представлены в табл. 1.

Таблица 1

Государственные программы поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Название программы, год запуска Цель программы Основные направления, суммы финансирования Участники

1 2 3 4

Программа «Умник», 2007 год Поддержка молодых ученых, желающих осуществлять инновационную деятельность. Стимулирование массового участия молодежи в инновационной и научно-технической деятельности. Стимулирование молодых ученых и специалистов к созданию Информационные технологии. Биотехнологии. Современные материалы и технологии их создания. Новые приборы и аппаратные комплексы. Медицина будущего Физические лица от 18 до 30 лет включительно, являющиеся гражданами РФ и ранее не побеждавшие в программе «Умник»

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов научных разработок Грант 500 000 руб. на 2 года работы

Программа «Старт» 2004 год Создание новых малых инновационных предприятий и поддержка уже существующих компаний, которые готовы внедрить в производство новый товар, изделия, технологии или услуги на основе результатов собственных разработок Направления, аналогичные программе «Умник». До 9 млн руб. на 3 этапа Стартапы на ранних стадиях инновационной деятельности

Программа «Развитие», 2011 год Поддержка развитых предприятий с положительной деловой репутацией и опытом продаж наукоемкой продукции на рынке, но ощущающих необходимость проведения дополнительных НИОКР, позволяющих повысить эффективность работы Социально-ориентированные проекты. Медицина. Новые материалы. Новые производственные технологии Грант до 15 млн руб. при условии софинансирова-ния 50 % из внебюджетных средств Субъекты МСП, действующие не менее 2 лет, среди видов экономической деятельности которых имеется код ОКВЭД 72.1 (ОК 029-2014 от 01.02.2014) или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007)

Программа «Интернационализация», 2013 год Повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках. Поддержка российских организаций, участвующих в выполнении инновационных проектов в рамках двусторонних и многосторонних международных программ сотрудничества. Поддержка компаний с экспортно-ориентированной продукцией с целью увеличения доли несырьевого экспорта из России Технологи охраны окружающей среды. Биотехнологии и исследования в области здравоохранения. Информационные и коммуникационные технологии. Нанотехнологии. Космические и ядерные исследования. Грант до 15 млн руб. при условии софинансирова-ния 50 % из внебюджетных средств Субъекты МСП, среди видов экономической деятельности которых имеется код ОКВЭД 72.1 (ОК 029-2014 от 01.02.2014) или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007)

Программа «Коммер-циализа- ция», 2014 год Финансовая поддержка малых инновационных предприятиям, завершившим НИОКР и планирующим создание или расширение производства инновационной продукции Все направления, перечисленные в программах выше. Грант до 15 млн руб. при условии софинансирова-ния 100 % из собственных или привлеченных средств третьих лиц ИП и субъекты МСП, осуществляющие деятельность не менее 1 года, занимающие свою нишу на рынке, и имеющие

Окончание табл. 1

1 2 3 4

научно-техническую и финансовую историю

Программа «Кооперация», 2015 год Поддержка инновационной деятельности предприятий в рамках взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом Все направления, перечисленные в программах выше. Размер финансирования - до 20 млн руб. Малые инновационные предприятия, выполняющие НИОКР с целью последующей коммерциализации результатов НИОКР предприятиям среднего и крупного предпринимательства, имеющим развитую производственную базу, сбытовую сеть

4. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация МСП»). Корпорация представляет собой институт развития в области малого и среднего предпринимательства. Одной из основных целей Корпорации является оказание финансовой поддержки субъектам МСП. Реализация финансовой поддержки осуществляется по двум основным направлениям.

1. Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (так называется Программа 6,5) [22]. Ключевыми условиями программы является установление фиксированной процентной ставки на уровне 11 % годовых для малых предприятий, 10 % - для средних предприятий при размере кредита от 50 млн руб. до 1 млрд руб. Программа реализуется через 12 уполномоченных банков, которые предоставляют финансирование субъектам МСП и получают право рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 % годовых. В связи с этим Программа имеет второе название «Программа 6,5». Особенности Программы стимулирования кредитования субъектов МСП представлены в табл. 2.

2. Гарантийная поддержка субъектов МСП (Национальная гарантийная система). Реализуется по трем направлениям.

Направление 1 - независимые гарантии Корпорации МСП. В этом случае Корпорация предоставляет прямые гарантии для получения кредитов в аккредитованных банках (в настоящее время их число достигло 46) субъектами МСП при отсутствии или недостаточном залоговом обязательстве. Таким образом, Корпорация совместно с банком разделяет риски, связанные с невозможностью надлежащего обслуживания кредита субъектами МСП. Иначе говоря, выступает гарантом исполнения субъектов МСП обязательств по кредитному договору. Предоставление независимой гарантии может осуществляться как с участием региональной гарантийной организации (РГО), так и без нее. Механизм предоставления гарантии в этом случае разный, размер

Таблица 2

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемая АО «Корпорация МСП»

Название программы Цель программы Основные тематические направления Участники

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП Обеспечение доступными кредитными ресурсами субъектов МСП Сельское хозяйство, включая предоставление услуг в этой области. Строительство. Транспорт и связь. Обрабатывающее производство, включая производство пищевых продуктов и переработку сельскохозяйственной продукции. Высокотехнологичные проекты. Внутренний туризм Субъект МСП, который зарегистрирован в статусе юридического лица на территории РФ

независимой гарантии может достигать 50-70 % от суммы кредита. Для микропредприятий эта сумма не должна превышать 15 млн руб. (период принятия решения до 3 дней), для малых предприятий - 15-50 млн руб. (период принятия решения до 5 дней), для средних предприятий - более 50 млн руб. (период принятия решения до 10 дней).

Направление 2 - банковские гарантии МСП Банка. Условия реализации гарантии МСП Банком и ответственность аналогичны условиям реализации Корпорации МСП. Отличия заключаются лишь в следующем. Во-первых, гарантии предоставляются через банки-партнеры МСП Банка (в настоящее время их число достигло 37). Во-вторых, совокупная сумма банковских гарантий, предоставляемая МСП Банком по обязательствам субъекта МСП перед всеми банками, не превышает 50 млн руб. (включительно). Размер вознаграждений за предоставление гарантии Корпорацией МСП и МСП Банком одинаковый. Он составляет 1,25 % годовых от суммы гарантии за весь срок ее действия.

Направление 3 - поручительство региональных гарантийных организаций (РГО). РГО предоставляют поручительства субъектам МСП при недостаточности залогового обеспечения по кредиту, банковской гарантии, микрозаймам, лизингу. Максимальный размер поручительства в относительном выражении варьируется от 50-90 % от суммы поручительства. Максимальный размер поручительства в абсолютном выражении, ставки вознаграждения (в среднем варьируется от 1,5-2 % годовых от суммы поручительства) за его предоставления устанавливается самостоятельно каждой РГО (созданы в 82 субъектах РФ).

Помимо рассмотренных выше программ поддержки Корпорация активно развивает инфраструктуру государственной поддержки субъектов МСП. Инфраструктура развивается по пяти основным направлениям поддержки: финансовая, имущественная, консультационная, инновационно-производственная и правовая. Более подробно это рассмотрено ранее И. А. Беловой [23].

5. Акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»). МСП Банк (с 2004 года по настоящее время) входит в число субъектов, реализующих государственную программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Одной из основных задач МСП Банка выступает обеспечение доступности заемных финансовых ресурсов субъектам МСП. Финансовая поддержка осуществляется по двухуровневой системе. Первый уровень финансовой поддержки реализуется через банки-партнеры. Число таких банков-партнеров по всем федеральным округам к настоящему времени достигло 1724 (по состоянию на 24.08.2016). Второй уровень системы составляют организации инфраструктуры. В их число входят лизинговые компании (102 единицы), факторинговые организации (70 единиц) и микрофинансовые организации (711 единиц). Таким образом, МСП банк осуществляет такие функции, как кредитование банков-партнеров в соответствии с установленным порядком, включая программы рефинансирования; кредитование организаций финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в соответствии с установленным порядком. Получателями поддержки являются субъекты МСП любых видов деятельности, за исключением кредитных и страховых организаций, ломбардов, предприятиям игорного бизнеса, предприятиям производства и реализации подакцизной продукции и полезных ископаемых, участникам соглашений о разделе продукции, нерезидентам РФ.

МСП Банк представляет несколько программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Особенности программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса МСП Банка представлены в табл. 3.

Таблица 3

Программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса МСП Банка

Название программы Виды кредитных продуктов Ставка, размер, срок кредита для субъекта МСП

Банковское кредитование МСП-Инвестиции 9 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от суммы кредита; до 150 млн руб.; 3-7 лет

МСП-Приоритет 9,3 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от суммы кредита; до 150 млн руб.; 1-5 лет

МСП-Дуэт 9 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 4,9 % в зависимости от суммы кредита; до 150 млн руб.; от 1-7 лет

МСП-Стабильность 6,6 % годовых (до 1 года), 8,5 % (от 1-3 лет) Банку-Партнеру, субъекту МСП - 9,5 % (до 1 года), 12,5 % (от 1-3 лет); до 10 млн руб.; 1-3 лет

МСП-Регион 8,5 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от суммы кредита; до 60 млн руб.; 1-7 лет

Окончание табл. 3

Название программы Виды кредитных продуктов Ставка, размер, срок кредита для субъекта МСП

Лизинг Лизинг-Целевой 11,7 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от предмета лизинга; до 150 млн руб. по нескольким предметам лизинга; 2-5 лет

Лизинг-Региональный потенциал МСП 10,0 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от предмета лизинга; до 30 млн руб. по нескольким предметам лизинга; 3-5 лет

Лизинг-Приоритет МСП 10,0 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от предмета лизинга; до 60 млн руб. по нескольким предметам лизинга; 2-5 лет

Лизинг-выгодные условия 13,0 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка может быть увеличена до 5 % в зависимости от предмета лизинга; до 150 млн руб. по нескольким предметам лизинга; до 7 лет

Факторинг «Фактор развития-Банк» 10,0 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка не может быть увеличена в более чем 2 раза; до 150 млн руб.; отсрочка до 180 дней

«Фактор развития-Компания» 10,5 и 11,5 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка не может быть увеличена в более чем 2 раза; до 150 млн руб.; отсрочка до 180 дней

Микрофинансирование Микрозаем МСП 9,75 и 12,75 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка не может быть увеличена в более чем 2 раза; до 3 млн руб.; до 3 лет и до 5 (по решению уполномоченного органа Банка)

Микрозаем 2-го уровня для МСП 9,75 и 12,75 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка не может быть увеличена в более чем 2 раза; до 1 млн руб.; от 6 мес.-3 лет и до 5 (по решению уполномоченного органа Банка)

Инвестиционный заем МСП 10,25 % годовых банку-партнеру, субъекту МСП ставка не может быть увеличена в более чем на 7 % годовых; 3-15 млн руб.; 3-5 лет

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, спектр программ поддержки и количество субъектов поддержки достигают довольно внушительных размеров. Цели поддержки носят разноплановый и разносторонний характер. При этом поддержкой охвачены не только приоритетные отрасли экономики. Во-вторых, продолжается работа над формированием многоканальной системы поддержки, создаются необходимые для этого институты развития. Совершенствуется инфраструктура государственной поддержки. Упор делается не только на финансовую поддержку, но и имущественную, консультационную, инновационно-производственную и правовую.

Но, вместе с тем, судить об эффективности программ поддержки довольно сложно. Это обусловлено отсутствием актуальных статистических данных, отражающих значения показателей результативности исполнения программ. Так, официальная статистика мероприятий поддержки предпринимательства Минэкономразвития РФ ограничена 2013 годом. Отчеты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 2014 годом. Отсутствует единый государственный реестр, объединяющий и отражающий показатели результативности программ всех ведомств и институтов развития. Помимо этого существует ряд ограничений, которые сдерживают развитие российских предприятий малого и среднего бизнеса. Ограничения связаны с тем, что ряд субъектов МСП не могут выступать получателями поддержки по причине несоответствия входным требованиям. К ним относятся регистрация МСП в качестве юридического лица (ИП не допускаются), необходимый размер оборотного капитала, отсутствие задолженности по налогам перед бюджетами и внебюджетными фондами и т.д. До сих пор вклад субъектов МСП в создание ВВП остается на незначительном уровне (21-22 % против 62 % в США, Японии, 50 % - Великобритании, Венгрии). Это позволяет сделать вывод о том, что синергетический эффект реализации программ поддержки субъектов МСП в России пока еще отсутствует.

Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02508).

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бексултанова А.И., Ялмаев Р. А., Эскиев М.А. Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 481-483.

2. Коротаева Т.В., Чеглова Е.А. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. -2014. - № 1 (059). - С. 28-32.

3. Белова И.А. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса как внешний фактор их успешности // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром - 2015): тр. междунар. науч.-практ. конф. -СПб.: Политехнический университет, 2015. - С. 472-479.

4. Николаева Е.В. Влияние трансакционных издержек на успешность предприятий малого и среднего бизнеса в российских регионах // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 18 (373). - С. 140-148.

5. Плетнев Д.А. Взаимосвязь успешности малого и среднего бизнеса в России и социальной ответственности его руководителей // Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации: материалы IV междунар. науч. конф. / Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2015. - Ч. 1. - С. 492-497.

6. Алещенко В.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. - 2015. - № 1. - С. 123-134.

7. Иванов В.В., Штурбабина Ю.С. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 10. - С. 21-31.

8. Минакова Е.И., Орлова С.А., Лазаренко Л.Е. Развитие инфраструктуры государственной поддержки малых и средних предприятий в России и за рубежом // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-13. - С. 2925- 2929.

9. Stonkute E., Vveinhardt J. Key Success Factors for Small and Medium Size Enterprises in a Context of Global Supply Chains // Entrepreneurship, Business and Economics: Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference, 2016. - Vol. 1. - P. 89-102. - URL: http://www.springer.com/us/ book/9783319275697#aboutBook (дата обращения: 22.08.2016).

10. Ligthelm A. Survival Analysis of Small Informal Businesses in South Africa, 2007-2010 // Eurasian Business Review. - 2011. - Vol. 1, is. 2. - P. 160-179. -URL: http://link.springer.com/article/10.14208/BF03353804 (дата обращения: 21.08.2016).

11. Factors Affecting Business Success of Small & Medium Enterprises (SMEs) in Thailand / Ch. Chittithaworn, A. Islam, T. Keawchana, D. Hasliza Muhd Yusuf // Asian Social Science. - 2011. - Vol. 7, № 5. - P. 180-190.

12. Hansford A., Hasseldine J. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK // eJournal of Tax Research. - 2012. -Vol. 10, № 2. - P. 288-303.

13. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits / F. Chittenden, P. Poutziouris, N. Michaelas, T. Watts // Environment and Planning C: Government and Policy. - 1999. - Vol. 17. - P. 271-286.

14. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 18.08.2016).

15. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 20.08.2016).

16. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. - URL: http:// fasie.ru/ (дата обращения: 21.08.2016).

17. Официальный сайт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [Электронный ресурс]. - URL: http://corpmsp.ru (дата обращения: 22.08.2016).

18. Официальный сайт АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.mspbank.ru (дата обращения: 22.08.2016).

19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70836848/ (дата обращения: 22.08.2016).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70210644/ (дата обращения: 22.08.2016).

21. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) [Электронный ресурс]. -URL: http://fasie.ru/programs/ (дата обращения: 22.08.2016).

22. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://corpmsp.ru/ upload/iblock/4b2/Программа%20стимулирования%20кредитования%20субъект ов%20МСП%20 (редакция%20от%2028_06_2016).pdf (дата обращения: 26.08.2016).

23. Белова И. А. Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 6 (388). - C. 77-85.

References

1. Beksultanova A. I., Ialmaev R.A., Eskiev M.A. Ogranicheniia i problemy razvitiia malogo biznesa v Rossii na sovremennom etape [Restrictions and problems of small business development in Russia at the present stage]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 23, pp. 481-483.

2. Korotaeva T.V., Cheglova E.A. Mery gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego biznesa [Measures of state support of small and medium business]. Sot-sial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy, 2014, no. 1, iss. 59, pp. 28-32.

3. Belova I.A. Nalogovye l'goty dlia malogo i srednego biznesa kak vneshnii faktor ikh uspeshnosti [Tax concessions for small and medium-sized businesses as an external factor of their success]. Trudy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Innovatsionnaia ekonomika i promyshlennaia politika regiona" (Ekoprom-2015) [Proc. of the Int. Conf. "Innovative economy and industrial policy of the region (Ecoprom-2015)"]. Saint-Petersburg, Politekhnicheskii universitet Publ., 2015, pp. 472-479.

4. Nikolaeva E.V. Vliianie transaktsionnykh izderzhek na uspeshnost' predpri-iatii malogo i srednego biznesa v rossiiskikh regionakh [Influence of transaction costs on the success of small and medium-sized enterprises in Russian regions].

Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 18, iss. 373, pp.140-148.

5. Pletnev D.A. Vzaimosviaz' uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii i sotsial'noi otvetstvennosti ego rukovoditelei [The relationship between the success of small and medium-sized businesses in Russia and the social responsibility of its leaders]. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Institutsional'naia transformatsiia ekonomiki: rossiiskii vektor novoi industriali-zatsii" [Proc. of the IV Int. Sci.-Pract. Conf. "Institutional transformation of economy: Russian vector of the new industrialisation"]. Omsk, Omskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2015, pp. 492-497.

6. Aleshchenko V.V. Gosudarstvennaia podderzhka sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii: prostranstvennye problemy [State support of small and medium-sized businesses in Russia: spacial problems]. Prostranstven-naia ekonomika, 2015, no. 1, pp. 123-134.

7. Ivanov V.V., Shturbabina Iu.S. Mezhdunarodnye programmy podderzhki malogo i srednego biznesa [International programs for small and medium business support]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, 2014, no. 10, pp. 21-31.

8. Minakova E.I., Orlova S.A., Lazarenko L.E. Razvitie infrastruktury gosu-darstvennoi podderzhki malykh i srednikh predpriiatii v Rossii i za rubezhom [Development of state support infrastructure for small and medium-sized enterprises in Russia and abroad]. Fundamental'nye issledovaniia, 2015, no. 2, iss. 13, pp. 2925- 2929.

9. Stonkutè E., Vveinhardt J. Key success factors for small and medium size enterprises in a context of global supply chains. Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference "Entrepreneurship, Business and Economics", 2016, vol. 1, pp. 89-102. Available at: http://www.springer.com/us/book/ 9783319275697#aboutBook (accessed 22 August 2016).

10. Ligthelm A. Survival analysis of small informal businesses in South Africa, 2007-2010. Eurasian Business Review, 2011, vol. 1, iss. 2, pp. 160-179. Available at: http://link.springer.com/article/10.14208/BF03353804 (accessed 21 August 2016).

11. Chittithaworn Ch., Islam A., Keawchana T., Hasliza Muhd Yusuf D. Factors affecting business success of small & medium enterprises (SMEs) in Thailand. Asian Social Science, 2011, vol. 7, no. 5, pp. 180-190.

12. Hansford A., Hasseldine J. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK. EJournal of Tax Research, 2012, no. 2, vol. 10, pp. 288-303.

13. Chittenden F., Poutziouris P., Michaelas N., Watts T. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits. Environment and Planning C: Government and Policy, 1999, vol. 17, pp. 271-286.

14. Ofitsial'nyi sait Ministerstva ekonomicheskogo razvitiia RF [Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/ (accessed 18 August 2016).

15. Ofitsial'nyi sait Ministerstva sel'skogo khoziaistva RF [Official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.]. Available at: http://www.mcx.ru (accessed 20 August 2016).

16. Ofitsial'nyi sait Fonda sodeistviia razvitiiu malykh form predpriiatii v nauchno-tekhnicheskoi sfere. [Official website of the Small Enterprise Assistance Fund in Science and Technology]. Available at: http://fasie.ru/ (accessed 21 August 2016).

17. Ofitsial'nyi sait AO "Federal'naia korporatsiia po razvitiiu malogo i sred-nego predprinimatel'stva" (Korporatsiia MSP). [The official website of AO "Federal corporation for the development of small and medium-sized businesses"]. Available at: http://corpmsp.ru (accessed: 22 August 2016).

18. Ofitsial'nyi sait AO "Rossiiskii Bank podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva" (AO "MSP Bank"). [Official website of AO "Russian Bank for SME Support"]. Available at: https://www.mspbank.ru (accessed 22 August 2016).

19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2014 № 1605 "O predostavlenii i raspredelenii subsidii iz federal'nogo biudzheta biudzhetam sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na gosudarstvennuiu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vkliuchaia krest'ianskie (fermerskie) khoziaistva" [Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2014 No. 1605 "On provision and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for state support of small and medium-sized businesses, including peasant (farm) economies"]. Available at: http://base.garant.ru/70836848/ (accessed 22 August 2016).

20. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14 iiulia 2012 g. № 717 "O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i reguliro-vaniia rynkov sel'skokhoziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013-2020 gody" (s izmeneniiami i dopolneniiami) [Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 "Concerning the state program for the development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for the years 2013-2020"]. Available at: http:// base.garant.ru/70210644/ (accessed 22 August 2016).

21. Fond sodeistviia razvitiiu malykh form predpriiatii v nauchno-tekhnicheskoi sfere (Fond sodeistviia innovatsiiam). [Fund for Assistance to Small Innovative Enterprises in the Scientific and Technical Sphere (Fund for Promoting Innovation)]. Available at: http://fasie.ru/programs/ (accessed 22 August 2016).

22. Programma stimulirovaniia kreditovaniia sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [The program of crediting stimulation for the subjects of small and average business]. Available at: http://corpmsp.ru/upload/iblock/4b2/Program-ma%20stimulirovaniia%20kreditovaniia%20sub"ektov%20MSP%20(redaktsiia%2 0ot%2028_06_2016).pdf (accessed 26 August 2016).

23. Belova I.A. Razvitie infrastruktury gosudarstvennoi podderzhki predpriiatii malogo i srednego biznesa v Rossii [Development of infrastructure for state support of small and medium-size businesses in Russia]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 6, iss. 388, pp. 77-85.

Получено 18.10.2016

V.I. Barkhatov, I.A. Belova

STATE SUPPORT PROGRAMMES FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

Today the development and support of small and medium business enterprises in Russia appear to be a necessary condition for the national economic growth. It is particularly important to organize state support which can be effectively implemented depending on the practical tools and mechanisms. The issues of state support infrastructure creation and development also seem relevant. The aim of the article is to analyze state support programmes for the small and medium business enterprises in modern Russia. The methodological basis of the research is presented in the works of Russian and foreign scientists on small and medium business enterprises' functioning, as well as the effectiveness of their state support. The basis of the research is formed by the data collected at the Russian Federation departments' websites. General scientific methods were applied in the data processing stage of the research, including comparative analysis, synthesis, grouping and generalization methods. The article defines the state departments and development institutions of the Russian Federation, which provide support to small and medium business enterprises. The authors investigate the peculiarities of state support within every management entity. The paper presents the support recipients, as well as the reception conditions and the amount of support. It also reveals the advantages and disadvantages of government support programs. Thus, the advantages include the diversity of state support programmes and multiple-channel support formation. Among the disadvantages the authors name certain limitations affecting Russian small and medium business enterprises' development. The research findings will allow assessing the influence of state support programmes on the performance of small and medium business enterprises in Russia.

Keywords: small and medium business enterprises, support programs, state, state support, subsidies, grants, support infrastructure, small business, medium business.

Victor I. Barkhatov - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Dept. of Economics of Industries and Markets, Chelyabinsk State University, e-mail: ieo-science@csu.ru.

Irina A. Belova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dept. of Economics of Industries and Markets, Chelyabinsk State University, e-mail: belova@csu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.