Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России'

Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1348
289
Поделиться
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INFRASTRUCTURE / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Ирина Анатольевна

Целью статьи выступает анализ развития инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России. Исследована инфраструктура государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по пяти основным направлениям: финансовая, имущественная, консультационная, инновационно-производственная и правовая инфраструктуры. Проведен анализ присутствия региональных организаций каждого направления инфраструктуры поддержки в субъектах РФ. Выделены субъекты РФ, обладающие наиболее развитой инфраструктурой поддержки, как в рамках одного направления, так и по совокупности направлений государственной поддержки. Полученные нами результаты позволят в дальнейших исследованиях перейти в практическую плоскость и оценить влияние инфраструктуры государственной поддержки на показатели успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of Infrastructure of the State Support of the Enterprises of Small and Medium Business in Russia

The purpose of the article supports the analysis of the development of the infrastructure of the state support of small and medium-sized enterprises in Russia. The article explored the infrastructure of the state support of small and medium-sized businesses in five main areas of support: financial, property, consulting, innovative production and legal infrastructure. The analysis of the presence of regional organizations each direction support infrastructure in the constituent entities of the Russian Federation. Allocated the subjects of the Russian Federation, has the most extensive infrastructure support, as in a single direction and set of directions of the state support. The results obtained will allow further studies go into action and to evaluate the impact of the infrastructure of state support on indicators of success of small and medium enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 6 (388). Экономические науки. Вып. 53. С. 77—85.

УДК 334.021 ББК У290.31

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ1

И. А. Белова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Целью статьи выступает анализ развития инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России. Исследована инфраструктура государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по пяти основным направлениям: финансовая, имущественная, консультационная, инновационно-производственная и правовая инфраструктуры. Проведен анализ присутствия региональных организаций каждого направления инфраструктуры поддержки в субъектах РФ. Выделены субъекты РФ, обладающие наиболее развитой инфраструктурой поддержки, как в рамках одного направления, так и по совокупности направлений государственной поддержки. Полученные нами результаты позволят в дальнейших исследованиях перейти в практическую плоскость и оценить влияние инфраструктуры государственной поддержки на показатели успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: инфраструктура, государственная поддержка, малый бизнес, средний бизнес, малые и средние предприятия.

Введение

В сложившихся экономических условиях развитие малого и среднего бизнеса в России невозможно без поддержки. Особенно остро национальные субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время можно констатировать, что государство предпринимает попытки усилить помощь со своей стороны, создавая специальные фонды, корпорации, агентства. Расширяются программы поддержки, реализуемые такими ведомствами РФ, как Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства и др. Развивается инфраструктура государственной поддержки в рамках создания и функционирования такого института, как АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» (Корпорация МСП). Но обеспечивают ли меры государственной поддержки стабильные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса? Дают ли они синерге -тический и мультипликативный эффект от их реализации? Помогают ли малым и средним предприятиям быть успешнее? Именно на эти вопросы необходимо найти ответы не только нам — исследователям данной проблемы, но в первую очередь государству. Цель работы заключается в изучении и анализе созданной инфраструктуры

1 Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект №2 14-18-02508).

государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Исследованием проблем функционирования малых и средних предприятий, изучением факторов, оказывающих влияние на их успешное функционирование, анализом государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Но говорить о наличии многочисленных трудов в этой области не приходится. Тем не менее в поле нашего зрения попали некоторые из них, заслуживающие внимания. В частности, Ю. А. Бурлуцкая [5], А. И. Бексултанова и коллеги [2] исследовали факторы роста малого бизнеса, ограничения и проблемы развития мало -го и среднего бизнеса в России. Т. В. Коротаева и Е. А. Чеглова [6] раскрыли влияние государства и мер государственной поддержки на функционирование предприятий малого и среднего бизнеса. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства исследованы В. В. Насоновым [8]. Экономическая природа успешности бизнеса изучена В. И. Бархатовым [1]. Коллектив авторов под руководством В. И. Бархатова и Д. А. Плетнева [11] предлагает типологию факторов успешности, основу которой составило деление на внутренние и внешние факторы. Ключевые факторы успешности, включая налоговую нагрузку и налоговые льготы исследовала

И. А. Белова [3; 4], трансакционные издержки — Е. В. Николаева [9], социальную ответственность руководителя — Д. А. Плетнев [10]. Исследование перспектив и проблем развития малого и среднего бизнеса, программ поддержки бизнеса раскрыто Т. А. Кудрявцевой [7], И. Н. Филипповой [12].

Вместе с тем проблемы успешности малого и среднего бизнеса нашли отражение в работах зарубежных исследователей. Е. Стонкуте и Я. Ввеинхардт [17] изучили ключевые факторы успеха в контексте глобальной системы поставок. А. Лигтхелм [16] провел анализ выживаемости малых предприятий в Южной Африке в 2007— 2010 гг. Он определил основные факторы выживае -мости малых предприятий: человеческий капитал, предпринимательские способности и навыки ведения бизнеса. Ч. Чититхаворн и коллеги [14] занимались анализом факторов успешности среднего и малого бизнеса в Таиланде. Они выявили, что основными факторами являются внешняя среда, отношения с клиентами, способ ведения бизнеса и ко -операция (по сути, отношения с поставщиками), до -ступ к финансовым и иным ресурсам. Изучением налогового законодательства как фактора, оказывающего влияние на малый и средний бизнес, занимались А. Хансфорд и Я. Хасселдин [15], Ф. Читтенден и коллеги [13]. Они считали, что соблюдение налогового законодательства выступает внешним фактором увеличения затрат малых и средних предприятий. При этом они утверждали, что регулярные требования, предъявляемые к бизнесу, особенно к малым и средним предприятиям, обременительны и могут накладывать ограничения на их рост и успешность.

Методология и данные

Теоретическую и методологическую базу исследования составили аналитические и обзорные статьи отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся проблемами функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, государ -ственной поддержки субъектов малого и среднего предприятия, успешностью малых и средних форм хозяйствования.

Информационной базой исследования выступает интернет-портал АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» (Корпорация МСП) [18].

При обработке информации были использованы общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, графический анализ, синтез, группировка, обобщение.

Результаты

Чтобы обеспечить реализацию программ поддержки, направленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, государство создает организации инфраструктуры поддержки. Деятельность данных организаций реализуется по пяти основным направлениям. Рассмотрим более подробно каждое из них:

1. Финансовая инфраструктура поддержки.

Основные составляющие данного направления поддержки: гарантийная поддержка субъектов МСП путем выдачи поручительств и независимых гарантий; организация других форм поддержки, включающих лизинговые и факторинговые операции, а также разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП; организация финансирования кредитных организаций, оказывающих финансовую поддержку малым и средним предприятиям. Эту деятельность осуществляют региональные организации, образующие финансовую инфраструктуру: гарантийный фонд (ГФ), микрофинансовые организации (МФО) и лизинговые организации (ЛО). Анализ присутствия данных организаций в субъектах РФ показал, что гарантийные фонды осуществляют деятельность во всех субъектах РФ, за исключением Еврейской автономной области. Отличительной особенностью является наличие по одному ГФ в каждом субъекте РФ. Чуть хуже в этом отношении — ситуация с МФО, они осуществляют деятельность в 76 субъектах РФ путем выдачи микрофинансовых займов субъектам МСП. Число МФО в субъекте РФ в среднем колеблется от трех-четырех. Абсолютными лидерами выступают Иркутская (22 МФО), Кемеровская (15), Самарская (15), Ростовская (14) области. Лизинговые организации, выполняющие функции лизингодателей, присутствуют лишь в 5 субъектах РФ: Алтайском крае, Владимирской области, Забайкальском крае, Республике Северная Осетия — Алания, Ямало-Ненецком автономном округе (по одной).

Обобщенная информация по финансовой инфраструктуре поддержки представлена в табл. 1.

Анализ инфраструктуры финансовой поддержки показал, что число организаций, оказывающих поддержку МСП в данном направлении, достигает 356. Все виды этих организаций присутствуют только в 5 субъектах РФ: Алтайский край, Владимирская область, Забайкальский край, Республика Северная Осетия — Алания, Ямало-Ненецкий автономный округ. Больше всего

Таблица 1

Финансовая инфраструктура поддержки МСП1

Тип организации в составе инфраструктуры Вид деятельности Количество субъектов РФ, где присутствует организация

Гарантийный фонд Предоставление поручительств 84

Микрофинансовая организация Микрофинансовые займы 76

Лизинговая организация Финансовая аренда 5

региональных организаций данного направления функционирует в Иркутской (23), Самарской (16), Кемеровской (16), Ростовской (15), Кировской (11) областях; в Еврейской автономной области нет ни одной. Во всех остальных субъектах РФ присутствует минимум по 2 организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Консультационная инфраструктура поддержки.

Основной задачей данного направления поддержки является оказание консультационных услуг субъектам МСП через шесть видов региональных организаций: региональный интегрированный центр (РИЦ), центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП (ЦПЭ), центр инноваций социальной сферы (ЦИСС), центр поддержки предпринимательства (ЦПП), центр народно-художественных промыслов (ЦНХП), центр сельскохозяйственного консультирования (ЦСХК).

Деятельность РИЦ направлена на содействие экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям в установлении и развитии сотрудничества с зарубежными партнерами. Количество РИЦ достигает 50: по одному — в 41 субъекте РФ и 9 — в Ярославской области. ЦПЭ создано меньше — 34 (по одному в субъекте РФ), они оказывают информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов МСП. Еще меньше — ЦИСС, их 23: по одному в 21 субъекте РФ и 2 в Алтайском крае. Количество ЦПП достигает 318 в 63 субъектах РФ, абсолютными лидерами здесь выступают Алтайский край (72), Кемеровская (30), Ленинградская (25), Нижегородская (41), Томская (22) и Воронежская (14) области. На минимальном уровне находится количество ЦНХП: по одному в 7 субъектах РФ: Белгородской, Кировской, Курской, Ленинградской, Рязанской областях, республиках Коми и Татарстан. ЦСХК

1 Все таблицы составлены автором на основе данных, представленных АО «Федеральная корпорация

по развитию малого и среднего бизнеса» (Корпорация МСП).

присутствуют в 5 субъектах РФ (в Алтайском и Хабаровском краях, Нижегородской, Ростовской и Ульяновской областях), всего их 18, из которых 14 функционируют в Ростовской области.

Обобщенная информация по консультационной инфраструктуре поддержки представлена в табл. 2.

Анализ показал, что в субъектах РФ число региональных организаций инфраструктуры консультационной поддержки максимальное среди организаций остальных направлений поддержки МСП, — 450. Но ни в одном субъекте РФ не присутствуют все шесть видов рассмотренных консультационных организаций. Установлено, что в Ульяновской области их 5 видов. По 4 вида функционирует в Алтайском, Ставропольском и Хабаровском краях, Вологодской, Нижегородской и Омской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе.

3. Имущественная инфраструктура поддержки.

Имущественная поддержка субъектов МСП осуществляется в виде передачи во владение или пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов — как на безвозмездной, так и на возмездной основе и льготных условиях. Данное направление инфраструктуры поддержки включает следующие региональные организации: центр имущественной поддержки (ЦИМ), бизнес-инкубатор (БИ), индустриальный парк / промышленный парк и промышленная площадка (ИП/ПП), агропромышленный парк (АП), технопарк (ТП), технополис.

В настоящее время в субъектах РФ работают 4 ЦИМ — по одному в Иркутской, Омской, Смоленской областях и Чеченской Республике. Наиболее распространены БИ — 219 в 68 субъектах РФ, из них 26 — в Рязанской области, 5 — в Республике Татарстан. Почти вдвое меньше ИП/ПП — 112, и основная их часть

Таблица 2

Консультационная инфраструктура поддержки МСП

Тип организации в составе инфраструктуры Сфера консультационной поддержки Количество субъектов РФ, где присутствует организация

Региональный интегрированный центр Сотрудничество с зарубежными партнерами, включая экспорт 41

Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП Внешнеэкономическая деятельность, включая экспорт 34

Центр инноваций социальной сферы Социальное предпринимательство 22

Центр поддержки предпринимательства Ведение бизнеса и правовые аспекты 63

Центр народно-художественных промыслов Народно-художественные ремесла и промыслы 7

Центр сельскохозяйственного консультирования Сельское хозяйство 5

функционирует в республиках Татарстан (46) и Башкортостан (11). Количество АП оставляет желать лучшего — 5 в 4 субъектах РФ: по одному в Калужской, Ульяновской областях, Республике Хакасия и 2 — в Республике Татарстан. В настоящее время создано 78 ТП в 26 субъектах РФ, причем 19 из них — в Москве, 12 — в Свердловской области, 10 — в Республике Татарстан. А технополисов на сегодня работает всего два, и оба находятся в Москве.

Обобщенная информация по имущественной инфраструктуре поддержки представлена в табл. 3.

Анализ инфраструктуры имущественной поддержки показал, что число организаций данного направления немногим меньше, чем в инфраструктуре консультационной поддержки, — 420. При этом ни в одном субъекте РФ не присутствуют все шесть видов организаций. По 4 вида таких региональных организаций функционирует в Москве, Иркутской, Калужской областях и Республике Татарстан, по 3 — в Алтайском крае, Белгородской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской и Чувашской республиках.

4. Инновационно-производственная инфраструктура поддержки.

В этом направлении поддержки МСП представлено наибольшее разнообразие региональных организаций — 15 видов: инновационный центр, наноцентр, инжиниринговый центр (РЦИ), центр стандартизации, сертификации и испытаний (коллективного пользования) (ЦСИ), центр прототипирования (ЦП), центр кластерного раз-

вития (ЦКР), центр субконтрактации, инвестиционный фонд, специализированная компания инновационного территориального кластера (СК ИТК), центр коллективного доступа к оборудованию (ЦКД) и центр коллективного пользования (ЦКП), центр трансферта технологий (ЦТТ), центр коммерциализации технологий, центр аддитивных технологий, учебно-инновационный центр подготовки кадров, питомнический комплекс.

Наибольший удельный вес (30 % — 66 организаций) принадлежит РЦИ, присутствие которых отмечено в 40 субъектах РФ. На долю ЦКР приходится около 15 % (33) всех организаций данной инфраструктуры. По 7,7 % (17) приходится на инновационные центры (зарегистрированы в 9 субъектах РФ) и СК ИТК (в 14 субъектах). Общее число центров прототипирования составляет 19 (8,6 %), они работают в 14 субъектах РФ. Наноцентров — 13 (6 %), в 9 субъектах РФ. Инвестиционных фондов и ЦСИ сегодня по 15, соответственно в 13 и 12 субъектах РФ. ЦКД — 2, только в Республике Башкортостан; ЦКП — 6, в 5 субъектах РФ. Остальные виды организаций данного направления поддержки МСП представлены по одной-две в регионах: ЦТТ — в Москве, Иркутской и Ульяновской областях, Ставропольском крае; центр коммерциализации технологий — в Пензенской и Тюменской областях; центр аддитивных технологий и питомнический комплекс — только в Воронежской области; учебно-инновационные центры подготовки кадров — в Воронежской и Иркутской областях.

Обобщенная информация по инновационно-производственной инфраструктуре поддержки представлена в табл. 4.

Таблица 3

Имущественная инфраструктура поддержки МСП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип организации в составе инфраструктуры Вид деятельности Количество субъектов РФ, где присутствует организация

Центр имущественной поддержки Обеспечение производственной площадью и оборудованием 4

Бизнес-инкубатор Предоставление начинающим предпринимателям (зарегистрированным и действующим не более года) производственных и офисных площадей, сопутствующих услуг 68

Индустриальный парк / Промышленный парк и промышленная площадка Размещение промышленных субъектов МСП на территориях, обеспеченных инженерной и энергетической инфраструктурой 30

Агропромышленный парк Размещение субъектов МСП агропромышленной сферы, обеспечение инженерной и энергетической инфраструктурой 4

Технопарк Предоставление в аренду производственных площадей 26

Технополис Обеспечение поддержки субъектов МСП, нацеленных на производство новой, прогрессивной продукции или разработку новых наукоемких технологий в рамках взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами 1

Таблица 4

Инновационно-производственная инфраструктура поддержки МСП

Тип организации в составе инфраструктуры Вид деятельности Количество субъектов РФ, где присутствует организация

Инновационный центр Содействие инновационной деятельности 9

Наноцентр Маркетинговая и управленческая поддержка по коммерциализации нанотехнологий; доработка и внедрение новых технологий в области на-ноиндустрии 9

Инжиниринговый центр Повышение технологической готовности субъектов МСП за счет разработки и обеспечения решения проектных, технических, инженерных, технологических и организационных задач 40

Центр стандартизации, сертификации и испытаний (коллективного пользования) Испытания оборудования, технологических процессов, образцов товаров 12

Центр прототипирования Создание макетов, прототипов, опытных образцов и иной мелкосерийной продукции на этапах от компьютерного проектирования до изготовления 14

Центр кластерного развития Реализация проектов, обеспечивающих развитие территориальных кластеров 32

Центр субконтрактации Содействие производственной кооперации российских компаний в целях вовлечения субъектов МСП в цепочку поставщиков крупных компаний 5

Инвестиционный фонд Привлечение инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов субъектов МСП 13

Специализированная компания инновационного территориального кластера Реализация проектов развития инновационного территориального кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями, в том числе субъектами МСП 14

Окончание табл. 4

Тип организации в составе инфраструктуры Вид деятельности Количество субъектов РФ, где присутствует организация

Центр коллективного доступа к оборудованию, центр коллективного пользования Обеспечение доступа к высокотехнологичному оборудованию ЦКД — 1 ЦКП — 5

Центр трансферта технологий Обеспечение процесса передачи технологий (и прав на их использование) между физическими лицами или организациями, в том числе субъектами МСП, с целью последующего внедрения в производство и/или коммерциализации 4

Центр коммерциализации технологий Получение дохода от результатов научных исследований и компетенций субъектов МСП 2

Центр аддитивных технологий Поиск решений по модернизации и созданию новой модели продукции субъектов МСП посредством добавления производственных материалов 1

Учебно -инновационный центр подготовки кадров Подготовка и обучение кадров в инновационной сфере 2

Питомнический комплекс Обеспечение доступа к высокотехнологичному оборудованию; выращивание селекционно улучшенных видов растений 1

Анализ инфраструктуры инновационно-производственной поддержки показал, что число организаций данного направления в целом в РФ намного меньше, чем по другим направлениям, — 220. И ни в одном субъекте РФ не присутствуют все 15 видов организаций. По 8 видов функционируют в Москве и Новосибирской области, по 6 — в Иркутской и Калужской областях, по 5 — в Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях, Воронежской и Челябинской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

5. Правовая инфраструктура поддержки.

В настоящее время региональные организации правовой инфраструктуры поддержки МСП отсутствуют. Но уже определены ее приоритетные направления на период 2016—2018 гг.: во-первых, создание системы мер правовой поддержки, включающей необходимые инструменты и механизмы ее реализации, которые по -зволят снизить издержки МСП на ведение бизнеса и повысить правовую грамотность субъектов МСП; во-вторых, детальная и глубокая про -работка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Анализ развития инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России позволяет нам сделать определенные выводы. Во-первых, спектр программ и количество субъектов поддержки достигают внушительных масштабов, причем цели поддержки и ее получатели также носят разноплановый и разносторонний характер. Во-вторых, наибольшее число видов организаций инфраструктуры поддержки создано в инновационно-производственной инфраструктуре (15). Но самих организаций в целом больше работает в консультационной инфраструктуре поддержки. В-третьих, выявлены субъекты РФ, где присутствует максимальное число видов организаций всех направлений поддержки: Алтайский край, Иркутская область, Калужская область, Москва, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Хабаровский край.

Полученные нами результаты позволят в дальнейших исследованиях перейти в практическую плоскость и оценить влияние инфраструктуры государственной поддержки на показатели успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Список литературы

1. Бархатов, В. И. Природа и противоречия успешности малого и среднего бизнеса в современной экономике / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — С. 8—14.

2. Бексултанова, А. И. Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе / А. И. Бексултанова, Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 481— 483.

3. Белова, И. А. Налоговая нагрузка как фактор успешности предприятий среднего бизнеса Тюменской области / И. А. Белова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XXXIX науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне (Миасс, 24 апр. 2015 г.). — Миасс : Геотур, 2015. — С. 77—83.

4. Белова, И. А. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса как внешний фактор их успешности / И. А. Белова // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015) : тр. междунар. науч.-практ. конф., 8—10 окт. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 472—479.

5. Бурлуцкая, Ю. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России / Ю. А. Бурлуцкая // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 436—439.

6. Коротаева, Т. В. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Т. В. Коротаева, Е. А. Чеглова // Соц.-экон. явления и процессы. — 2014. — № 1 (059). — С. 28—32.

7. Кудрявцева, Т. А. Программы поддержки малого бизнеса через систему кредитования / Т. А. Кудрявцева // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 150—152.

8. Насонов, В. В. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 405—407.

9. Николаева, Е. В. Влияние трансакционных издержек на успешность предприятий малого и среднего бизнеса в российских регионах / Е. В. Николаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). Экономика. Вып. 51. — С. 140—148.

10. Плетнев, Д. А. Взаимосвязь успешности малого и среднего бизнеса в России и социальной ответственности его руководителей / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации : материалы IV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. — Ч. 1. — Омск, 2015. — С. 492—497.

11. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России : монография / под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2015. — 302 с. — (Электронная книга).

12. Филиппова, И. Н. Проблемы и перспективы малого бизнеса в условиях изменений налогового законодательства / И. Н. Филиппова // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 110—111.

13. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits / F. Chittenden [et al.] // Environment and Planning C: Government and Policy. — 1999. — Vol. 17. — P. 271—286.

14. Factors Affecting Business Success of Small & Medium Enterprises (SMEs) in Thailand / Ch. Chit-tithaworn [et al.] // Asian Social Science. — 2011. — Vol. 7, № 5. — P. 180—190.

15. Hansford, A. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK / A. Hansford, J. Hasseldine // eJ. of Tax Research. — 2012. — Vol. 10, № 2. — P. 288—303.

16. Ligthelm, A. Survival Analysis of Small Informal Businesses in South Africa, 2007—2010 [Электронный ресурс] / A. Ligthelm // Eurasian Business Rev. — 2011. — Vol. 1, iss. 2. — P. 160—179. — URL: http://link.springer.com/article/10.14208/BF03353804.

17. Stonkute, E. Key Success Factors for Small and Medium Size Enterprises in a Context of Global Supply Chains [Электронный ресурс] / E. Stonkute, J. Vveinhardt // Entrepreneurship, Business and Economics : proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Soc. Conf. — 2016. — Vol. 1. — P. 89—102. — URL: http://www.springer.com/us/book/9783319275697tfaboutBook.

18. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [Электронный ресурс]. — URL: http://corpmsp.ru/ (дата обращения 25.05.2016).

Сведения об авторе

Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. belova@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2016. No. 6 (388). Economic Sciences. Iss. 53. Pp. 77—85.

DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF THE STATE SUPPORT OF THE ENTERPRISES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

I.A. Belova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. belova@csu.ru

The purpose of the article supports the analysis of the development of the infrastructure of the state support of small and medium-sized enterprises in Russia. The article explored the infrastructure of the state support of small and medium-sized businesses in five main areas of support: financial, property, consulting, innovative production and legal infrastructure. The analysis of the presence of regional organizations each direction support infrastructure in the constituent entities of the Russian Federation. Allocated the subjects of the Russian Federation, has the most extensive infrastructure support, as in a single direction and set of directions of the state support. The results obtained will allow further studies go into action and to evaluate the impact of the infrastructure of state support on indicators of success of small and medium enterprises in Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: infrastructure, state support, small business, medium business, small and medium-sized enterprises.

References

1. Barkhatov V.I. Priroda i protivorechiya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v sovremennoy ekonomike [Nature and contradictions success of small and medium businesses in today's economy]. Vestnik Chelyabin-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 8—14. (In Russ.).

2. Beksultanova A.I., Yalmaev R.A., Eskiyev M.A. Ogranicheniya i problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii na sovremennom etape [Limitations and problems of development of small business in Russia at the present stage]. Molodoy uchyonyy [Young scientist], 2015, no. 23, pp. 481—483. (In Russ.).

3. Belova I.A. Nalogovaya nagruzka kak faktor uspeshnosti predpriyatiy srednego biznesa Tyumenskoy oblasti [The tax burden as a factor in the success of midsize businesses Tyumen region]. Nauka XXI veka: problemy, poiski, resheniya: materialyXXXIXnauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchyonnoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne (Miass, 24 aprelya 2015 g.) [Science of the XXI century: problems, searches, solutions: materials of XXXIX scientific conference with international participation, dedicated to the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War (Miass, April 24, 2015)]. Miass, 2015. Pp. 77—83. (In Russ.).

4. Belova I.A. Nalogovye l'goty dlya malogo i srednego biznesa kak vneshniy faktor ikh uspeshnosti [Tax incentives for small and medium-sized businesses as an external factor for their success]. Innovatsionnaya eko-nomika i promyshlennaya politika regiona (Ekoprom-2015): trudy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 8—10 oktyabrya 2015 g. [Innovative Economy and Industrial Policy of the region (Ecoprom 2015): Proceedings of the International scientific-practical conference, October 8—10, 2015]. St. Petersburg, 2015. Pp. 472—479. (In Russ.).

5. Burlutskaya Yu.A. Problemy razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [Problems of development of small and medium-sized businesses in Russia]. Molodoy uchyonyy [Young scientist], 2016, no. 2, pp. 436—439. (In Russ.).

6. Korotaeva T.V., Cheglova Ye.A. Mery gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego biznesa [Measures of state support of small and medium-sized businesses]. Sotsial 'no-ekonomicheskiyeyavleniya iprotsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2014, no. 1 (059), pp. 28—32. (In Russ.).

7. Kudryavtseva T.A. Programmy podderzhki malogo biznesa cherez sistemu kreditovaniya [Programs to support small businesses through the credit system]. Sovremennoye razvitiye malogo biznesa: materialy III Vserossiyskoy professional 'noy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Modern development of small business: materials of III All-Russian professional conference with international participation]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 150—152. (In Russ.).

8. Nasonov V.V. Problemy vliyaniya regional'nykh faktorov na razvitiye malogo predprinimatel'stva [Problems of the influence of regional factors on the development of small business]. Molodoy uchyonyy [Young scientist], 2014, no. 1, pp. 405—407. (In Russ.).

9. Nikolaeva E.V. Vliyaniye transaktsionnykh izderzhek na uspeshnost' predpriyatiy malogo i srednego bi-znesa v rossiyskikh regionakh [The impact of transaction costs on the success of small and medium business in the Russian regions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 18 (373), pp. 140—148. (In Russ.).

10. Pletnev D.A. Vzaimosvyaz' uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii i sotsial'noy otvetstven-nosti ego rukovoditeley [Relationship success of small and medium-sized businesses in Russia and the social responsibility of its leaders]. Institutsional 'naya transformatsiya ekonomiki: rossiyskiy vektor novoy industrial-izatsii: Materialy IVMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii v 2 ch. Ch. 1 [Institutional transformation of the economy: the Russian vector of new industrialization: proceedings of the IV International Conference in 2 pt. Pt. 1]. Omsk, 2015. Pp. 492—497. (In Russ.).

11. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. (eds.). Priroda, faktory i izmereniye uspeshnosti predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [Nature, factors and measuring the success of small and medium-sized businesses in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).

12. Filippova I.N. Problemy i perspektivy malogo biznesa v usloviyakh izmeneniy nalogovogo zakonodatel'stva [Problems and perspectives of small business in the conditions of changes in tax legislation]. Sovremennoye razvitiye malogo biznesa: materialy III Vserossiyskoy professional'noy konferentsii s mezhdun-arodnym uchastiyem [Modern development of small business: materials of III All-Russian professional conference with international participation]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 110—111. (In Russ.).

13. Chittenden F. [et al.]. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits. Environment and Planning C: Government and Policy, 1999, vol. 17, pp. 271—286.

14. Chittithaworn Ch. [et al.]. Factors Affecting Business Success of Small & Medium Enterprises (SMEs) in Thailand. Asian Social Science, 2011, vol. 7, no. 5, pp. 180—190.

15. Hansford A., Hasseldine J. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK. eJournal of Tax Research, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 288—303.

16. Ligthelm, A. Survival Analysis of Small Informal Businesses in South Africa, 2007-2010. Eurasian Business Review, 2011, vol. 1, iss. 2, pp. 160—179. Available at http://link.springer.com/article/10.14208/ BF03353804.

17. Stonkutè E., Vveinhardt J. Key Success Factors for Small and Medium Size Enterprises in a Context of Global Supply Chains. Entrepreneurship, Business and Economics: Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference, 2016, vol. 1, pp. 89—102. Available at http://www.springer.com/us/ book/9783319275697#aboutBook.

18. AO "Federal'naya korporatsiya po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva" (Korporatsiya MSP) [JSC "Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises" (SME Corp.)]. Available at: http://corpmsp.ru, accessed 25.05.2016. (In Russ.).