Научная статья на тему 'Развитие инструментов активизации предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг'

Развитие инструментов активизации предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / СФЕРА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЛИЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДОГОВОР ПОДРЯДА / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Ямалетдинова Залифа Такиевна

Значимость сектора предпринимательства в сфере санаторно-курортных услуг по мере развития рыночной экономики возрастает. Вместе с этим развивается хозяйственная дея-тельность малых и средних предприятий: всё больше бизнес-деятели проявляют себя в социально направленных сферах. Однако на фоне изменчивости российской экономики, на фоне постоянного балансирования между стабилизацией и стагнацией накопленный пред-принимательский потенциал не может быть реализован без активной поддержки государ-ства и крупных корпораций.Отсутствие в санаторно-курортной сфере устойчивого сектора малого и среднего бизне-са также объясняется преобладанием в регионах России высоких финансовых рисков для занятия частным хозяйствованием, непрерывным ростом административных барьеров и увеличением налоговых обязательств. Решение данных проблем напрямую зависит от политики государственных органов муниципальных образований и регионов, от качества применяемых ими инструментов активизации бизнес-деятельности. На сегодняшний день государственная поддержка малого сектора экономики осущест-вляется не в полном объеме. Особенно это прослеживается при анализе предприниматель-ской активности в социально значимых для страны проектах. Если ранее санаторно-курортные объекты управлялись государственным аппаратом, то сегодня основ-ная доля оздоровительных комплексов принадлежит крупному предпринимательству, и малый бизнес практически не выдерживает натиска частных корпораций. С точки зрения авторов, в данном случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса нужна в любом ее проявлении: в виде льготного финансирования, уменьшения налоговой нагрузки, консультационной помощи. В частности, необходимо развивать функционирующие инстру-менты активизации хозяйственной деятельности, благодаря которым возможно ускорить процесс входа малого и среднего российского бизнеса в социальные проекты, в сферу предоставления населению санаторно-курортных услуг. В связи с этим данная статья направлена на анализ актуальных инструментов стимулирования сектора малого и среднего бизнеса и поиск эффективных методов их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Ямалетдинова Залифа Такиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOOLS TO ACTIVATE ENTREPRENEURSHIP ACTIVITIES IN THE SPHERE OF HEALTH AND RESORT SERVICES

The importance of the business sector in the sphere of sanatorium-resort services increases with the development of a market economy. At the same time, the economic activity of small and medium-sized enterprises is developing: more and more business leaders are manifesting them-selves in socially oriented spheres. However, against the background of the volatility of the Russian economy, against the background of constant balancing between stabilization and stagna-tion, the accumulated entrepreneurial potential cannot be realized without the active support of the state and large corporations.The lack of a sustainable small and medium-sized business sector in the sanatorium and resort sector is also explained by the predominance of high financial risks in the Russian regions to engage in private business, the continuous growth of administrative barriers and the increase in tax liabilities. Solving these problems directly depends on the policy of state bodies of munici-palities and regions, on the quality of the tools they use to enhance business activity.To date, state support for the small sector of the economy is not fully implemented. This is especially evident in the analysis of entrepreneurial activity in socially significant projects for the country. If previously the sanatorium-resort facilities were managed by the state apparatus, today the main share of recreational complexes belongs to large-scale entrepreneurship, and small busi-ness practically does not withstand the onslaught of private corporations. From the point of view of the authors, in this case, government support for small and medium-sized businesses is needed in any of its manifestations: in the form of preferential financing, reduction of the tax burden, consulting assistance. In particular, it is necessary to develop functioning tools for the revitaliza-tion of economic activities, thanks to which it is possible to speed up the process of entering small and medium-sized Russian business in social projects, in the provision of sanatorium and resort services to the population. In this regard, this article is aimed at analyzing the current instruments for stimulating the small and medium business sector and finding effective methods for their improvement.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов активизации предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг»

Entrepreneurship

Маликов Р. И. МаК^ К I.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 614.2

Ямалетдинова З. Т. Yamaletdinova Z. Т.

аспирант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», Институт экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-80-

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

Значимость сектора предпринимательства в сфере санаторно-курортных услуг по мере развития рыночной экономики возрастает. Вместе с этим развивается хозяйственная деятельность малых и средних предприятий: всё больше бизнес-деятели проявляют себя в социально направленных сферах. Однако на фоне изменчивости российской экономики, на фоне постоянного балансирования между стабилизацией и стагнацией накопленный предпринимательский потенциал не может быть реализован без активной поддержки государства и крупных корпораций.

Отсутствие в санаторно-курортной сфере устойчивого сектора малого и среднего бизнеса также объясняется преобладанием в регионах России высоких финансовых рисков для занятия частным хозяйствованием, непрерывным ростом административных барьеров и увеличением налоговых обязательств. Решение данных проблем напрямую зависит от политики государственных органов муниципальных образований и регионов, от качества применяемых ими инструментов активизации бизнес-деятельности.

На сегодняшний день государственная поддержка малого сектора экономики осуществляется не в полном объеме. Особенно это прослеживается при анализе предпринимательской активности в социально значимых для страны проектах. Если ранее санаторно-курортные объекты управлялись государственным аппаратом, то сегодня основная доля оздоровительных комплексов принадлежит крупному предпринимательству, и малый бизнес практически не выдерживает натиска частных корпораций. С точки зрения авторов, в данном случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса нужна в любом ее проявлении: в виде льготного финансирования, уменьшения налоговой нагрузки, консультационной помощи. В частности, необходимо развивать функционирующие инструменты активизации хозяйственной деятельности, благодаря которым возможно ускорить процесс входа малого и среднего российского бизнеса в социальные проекты, в сферу предоставления населению санаторно-курортных услуг. В связи с этим данная статья направлена на анализ актуальных инструментов стимулирования сектора малого и среднего бизнеса и поиск эффективных методов их совершенствования.

Предпринимательство

Ключевые слова: малое предпринимательство, государство, государственная поддержка бизнеса, сфера санаторно-курортных услуг, оздоровительные комплексы, инструменты активизации предпринимательской деятельности, методы стимулирования малого бизнеса, налогообложение, лизинг, франчайзинг, информационная система, договор подряда, венчурный капитал.

DEVELOPMENT OF TOOLS TO ACTIVATE ENTREPRENEURSHIP ACTIVITIES IN THE SPHERE OF HEALTH AND RESORT SERVICES

The importance of the business sector in the sphere of sanatorium-resort services increases with the development of a market economy. At the same time, the economic activity of small and medium-sized enterprises is developing: more and more business leaders are manifesting themselves in socially oriented spheres. However, against the background of the volatility of the Russian economy, against the background of constant balancing between stabilization and stagnation, the accumulated entrepreneurial potential cannot be realized without the active support of the state and large corporations.

The lack of a sustainable small and medium-sized business sector in the sanatorium and resort sector is also explained by the predominance of high financial risks in the Russian regions to engage in private business, the continuous growth of administrative barriers and the increase in tax liabilities. Solving these problems directly depends on the policy of state bodies of municipalities and regions, on the quality of the tools they use to enhance business activity.

To date, state support for the small sector of the economy is not fully implemented. This is especially evident in the analysis of entrepreneurial activity in socially significant projects for the country. If previously the sanatorium-resort facilities were managed by the state apparatus, today the main share of recreational complexes belongs to large-scale entrepreneurship, and small business practically does not withstand the onslaught of private corporations. From the point of view of the authors, in this case, government support for small and medium-sized businesses is needed in any of its manifestations: in the form of preferential financing, reduction of the tax burden, consulting assistance. In particular, it is necessary to develop functioning tools for the revitaliza-tion of economic activities, thanks to which it is possible to speed up the process of entering small and medium-sized Russian business in social projects, in the provision of sanatorium and resort services to the population. In this regard, this article is aimed at analyzing the current instruments for stimulating the small and medium business sector and finding effective methods for their improvement.

Key words: small business, government, state business support, sanatorium and resort services, health complexes, business activation tools, small business incentive methods, taxation, leasing, franchising, information system, contract agreement, venture capital.

Одной из важнейших сфер в решении социальных проблем населения, и в частности в удовлетворении лечебно-оздоровительных потребностей, является комплекс сана-торно-оздоровительных услуг. В актуальный для России период транзитивной экономики данное направление претерпевает организационно-экономическую трансформацию: всё большее число санаторно-оздоровительных комплексов, несмотря на значительный потенциал сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), становятся частными проектами крупного бизнеса. Это про-

исходит из-за множества причин, среди которых отсутствие полноценной государственной поддержки сектора МСП, нестабильность законодательства, увеличивающая затраты труда и средств предпринимателей, нелояльность налоговой системы, тенденциозное поведение чиновников по отношению к развитию сектора частного хозяйствования и пр.

С точки зрения авторов, представители малого и среднего бизнеса обладают исключительной способностью реализации таких ресурсов воспроизводственного процесса, которые недоступны для крупных компаний.

Емтвервеыеи1^1-ир

Однако ввиду отсутствия необходимых финансово-экономических средств и высокой концентрации рисков «малые» бизнес-деятели не могут самостоятельно противостоять крупным организациям. В этой связи перед органами государственной власти актуализируется задача развития инструментов активизации экономической деятельности сектора МСП.

Необходимость участия государства в развитии предпринимательской инициативы в области санаторно-курортных услуг обуславливается следующими причинами:

1) санаторно-курортные комплексы (СКК) выполняют социально значимую функцию по профилактике, лечению и реабилитации населения страны (региона, муниципального образования);

2) часть прибыли, реализованной в ходе оказания санаторно-курортных услуг, посредством бюджетного и внебюджетного финансирования, переходит к государству;

3) государство выступает в роли заказчика лечебно-оздоровительных услуг, поскольку закон обязывает власть оказывать поддержку нетрудоспособным, особо нуждающимся категориям граждан страны;

4) часть ответственности за качество и количество санаторно-курортных услуг, предоставляемых населению, несет государство [1];

5) деятельность малых и средних организаций в сфере санаторно-курортных услуг позволяет наиболее полно удовлетворять потребности населения ввиду своей гибкости и восприимчивости к конъюнктуре рынка;

6) малый экономический сектор поддерживает в рассматриваемой сфере конкурентную среду и препятствует развитию монополистических тенденций.

Направления государственной поддержки малому предпринимательству в санаторно-курортной сфере можно разделить на два вектора. Первый предполагает использование фискального механизма — уменьшение ставок налогообложения, ликвидация необоснованных видов налогов, отсрочки от уплаты налогов (налоговые каникулы), вве-

дение специальных налоговых режимов, упрощение нормативов ведения налогового учета и прочие фискальные инструменты, позволяющие активировать предпринимательскую инициативу в стране [2]. Второй вектор предполагает расширение поля легитимного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства путем использования их скрытых бизнес-резервов, извлечь которые возможно только в случае партнёрского подхода к взаимодействию [3]. В данном направлении для активизации сектора МСП в сфере санаторно-курортных услуг авторами предлагаются к анализу следующие инструменты.

1. Коммерческая концессия

Данный инструмент предполагает передачу права на ведение бизнеса от одного экономического субъекта другому, который за определенную плату реализовывает предпринимательскую деятельность под именем правообладателя. В договоре коммерческой концессии в качестве франчайзера (обладателя бренда, товарного знака) чаще всего выступает крупная компания или государство, а получателем предмета договора становится субъект малого сектора экономики. Синергия крупного и малого предпринимательства в контексте данного инструмента будет обладать наибольшим эффектом при взаимном сотрудничестве двух экономических акторов. Если рассматривать правительство в качестве организации-правообладателя, то можно говорить о развитии системы государственно-частного партнерства — особой форме сотрудничества властвующих и предпринимательских структур, основанной на объединении ресурсов и распределении рисков с целью удовлетворения общих и индивидуальных социально-экономических потребностей.

На сегодняшний день развитие коммерческой концессии в России направлено преимущественно в сторону количественного увеличения, а не в сторону улучшения качества. Те успехи, которые отражает официальная статистка РФ, обусловлены малой плотностью конкуренции в данном направлении.

На начало 2018 года наиболее популярными сферами франчайзинга стали: розничная торговля одеждой, сфера общественного питания, туристический и гостиничный бизнесы [4]. Факторами, замедляющими развитие коммерческой концессии в сфере санаторно-курортных услуг, с нашей точки зрения, являются: отсутствие соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы в этой отрасли, отсутствие эффективной государственной и муниципальной поддержки, незаинтересованность финансовых компаний в развитии данного вида предпринимательства.

2. Договор подряда

Данный инструмент позволяет генеральному подрядчику (крупной компании) выделить часть работы над определенным проектом субподрядчику (малой фирме), вследствие чего между двумя экономическими акторами устанавливаются ассиметричные договорные отношения. Асимметрия в рассматриваемом случае выражается в привилегированном положении, как правило, крупной компании. Субподрядчики (представители малого сектора экономики) фактически «привязаны» к организации, которая передает им часть своей работы, их хозяйственная деятельность полностью зависит от политики подрядчика. Тем не менее, договор подряда позволяет «малым» предпринимателям самостоятельно осуществлять производство определенных санаторно-курортных услуг в цепочке всего хозяйственного процесса СКК. Данный вид предпринимательской деятельности будет максимально эффективен только в случае активной поддержки контрактных отношений крупных и малых фирм со стороны органов власти. Отсутствие соответствующего контроля над взаимодействием экономических агентов в рамках договора подряда может привести к превышению подрядческих полномочий. Иными словами, права и интересы компании, лишенной полного суверенитета, должны защищаться государством.

К преимуществам данного инструмента можно отнести малое количество трансакци-

Предпринимательство

онных издержек, которые несут участники договора. «Малые» предприниматели осуществляют хозяйственную деятельность на основе ресурсов крупных организаций, а подрядчики, за счет работы малых фирм, реали-зовывают небольшие, но социально значимые проекты, которые в рамках крупного производства обычно влекут за собой масштабные затраты на реорганизацию и требуют значительных капиталовложений. На сегодняшний день договора субподряда в санаторно-курортной сфере заключаются крайне редко, но внедрение данного инструмента, с нашей точки зрения, может поспособствовать активизации предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг [5].

3. Долгосрочная аренда имущества

Лизинг одновременно является одним из наиболее прогрессивных инструментов материально-технического обеспечения санаторно-курортного комплекса и эффективным инструментом привлечения малого бизнеса в данную сферу. Долгосрочная аренда имущества с правом выкупа объекта обеспечивает малым и средним фирмам особую финансовую гибкость, открывает доступ к реализации инвестиционных проектов. Предметом лизинга в санаторно-курортной сфере могут быть: медицинское, реабилитационное, диагностическое и вспомогательное оборудование, тренажерное оборудование и инвентарь, информационные технологии и электронная продукция, транспорт, сооружения и пр. Не каждая малая организация располагает финансовыми возможностями для подобных дорогостоящих приобретений. Более того, именно финансовая составляющая чаще всего сдерживает развитие предпринимательской инициативы в сфере лечебно-оздоровительных услуг. Поэтому долгосрочная аренда имущества для предпринимателей СКК оказывается реальным способом функционирования на отраслевом рынке, что, в свою очередь, обосновывает необходимость всестороннего совершенствования данного инструмента на федеральном и региональном уровнях государственного управления.

Емтвервеыеи1^1-ир

4. Венчурный капитал

Данный инструмент первоначально подразумевает долгосрочные высокорисковые инвестиции крупной компании в капитал малых, но высокотехнологичных фирм [6]. В этом случае крупный бизнес выступает одновременно в роли кредитора и собственника: часть собственных средств руководители массивных компаний вкладывают в акционерный капитал «малых» предпринимателей, которые находятся лишь на старте развития бизнес-деятельности, но при этом обладают достаточно высоким техническим и инновационным потенциалом. Необходимо отметить, что данный инструмент в санаторно-курортной сфере практически не применяется ввиду следующих факторов:

— нормативно-правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях не обеспечивает должным образом эффективное функционирование системы венчурного финансирования;

— отечественные банки, страховые организации и пенсионные фонды не участвуют в работе компаний, предоставляющих венчурные услуги;

— венчурные фонды распределяют средства неравномерно, некоторые сферы деятельности (в том числе и санаторно-курортная) остаются без должной финансовой поддержки;

— инфраструктура взаимодействия крупных (венчурных) и малых фирм фактически неразвита, экономическим субъектом требуется выстраивать диалог самостоятельно, что не всегда эффективно ввиду отсутствия у малых предпринимателей юридических знаний, опыта управления и пр.;

— информационная поддержка венчурной индустрии в РФ недостаточно развита.

5. Информационная система

Предприниматели в санаторно-курортной

сфере, как и в принципе все субъекты малого сектора экономики, сталкиваются с необходимостью качественного информационного предоставления собственных услуг. Это помогает малым компаниям конкурировать с

крупными игроками на рынке, дистанционно формировать целевую потребительскую аудиторию, рекламировать услуги с минимальным количеством финансовых издержек. Создателями информационного системы СКК являются отдельные граждане, турфирмы, авиакомпании, органы государственной власти, ^-специалисты, субъекты малого и крупного бизнеса и т.д. [7]. Иными словами, информационная система компании складывается из зависимых и независимых интернет-сервисов, которые в совокупности являются инструментом поддержки малого бизнеса, инструментом социально-экономического развития муниципального образования или региона, инструментом взаимодействия всех экономических акторов.

Наиболее актуальной платформой для создания информационной системы СКК, с нашей точки зрения, является так называемый «облачный сервис», предполагающий хранение информации на многочисленных распределённых в сети серверах. Преимущества данной платформы заключаются в следующем:

— удаленный доступ к информации и дистанционное управление: компании не нужно приобретать специальное программное обеспечение для создания собственной информационной системы, все операции осуществляются в режиме «онлайн»;

— оперативность платформы и высокая скорость принятий решений: работа с облачным сервером возможна в любое время;

— повышенный уровень производительности труда: облачные сервисы различных подразделений фирмы могут интегрироваться, что ускоряет процесс обмена информацией между сотрудниками внутри компании [8].

Рассмотренные выше инструменты активизации бизнес-деятельности в сфере санаторно-курортных услуг можно усовершенствовать в соответствии с инновациями и тенденциями современной экономики (таблица 1).

84 -

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 1 (27), 2019

Предпринимательство

Таблица 1. Инструменты активизации бизнес-деятельности в санаторно-курортной сфере и методы их усовершенствования

Инструмент активизации бизнес-деятельности Методы усовершенствования инструмента активизации бизнес-деятельности

Налогообложение • создать электронный сервис по обмену налоговыми накладными; • внедрить в работу налоговых органов массово-разъяснительные мероприятия для малого сектора экономики; • осуществлять процесс поддержки субъектов МСП во время формирования налоговых отчетностей одновременно с процессом анализа текущей предпринимательской деятельности; • создать онлайн-площадку для ознакомления предпринимателей в режиме реального времени с личными налоговыми расчетами компании.

Коммерческая концессия • разработать законодательные условия функционирования франчайзинга на региональном и муниципальном уровнях; • разработать нормы взаимодействия субъектов коммерческой концессии; • создать региональные электронные сервисы для продвижения франчайзинга.

Договор подряда • разработать регламент государственной поддержки подрядческих отношений крупных и малых компаний; • создать региональные электронные каталоги подрядчиков и субподрядчиков.

Лизинг • возмещать долю процентных выплат инновационно ориентированным субъектам МСП; • преобразовать нормативно-правовую базу лизинга в контексте муниципальных образований и регионов.

Венчурный капитал • модифицировать нормативно-правовую базу венчурного финансирования на региональном и федеральном уровнях • привлечь отечественные банки и страховые организации к участию в работе венчурных компаний; • преобразовать инфраструктуру взаимодействия крупных (венчурных) и малых фирм; • обеспечить качественную информационную поддержку венчурной индустрии посредством создания тематических веб-сайтов и электронных сервисов.

Информационная система • предоставить малым компаниям возможность безвозмездного использования упрощенных «облачных» сервисов, разработанных уполномоченными органами государственной власти; • организовать образовательно-консультационные мероприятия для субъектов малого сектора экономики по изучению информационных системам на «облачной» платформе.

Вывод

Таким образом, информационная «облачная» система обеспечивает полное информационное сопровождение процесса реализации предпринимательской деятельности, что

Список литературы

1. Саркисянц А.А. Государственное регулирование сферы санаторно-курортных услуг как отрасли, отвечающей за качественное воспроизводство трудового потенциала // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 61-64.

2. Сероштанов Д.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. 2018. № 20. С. 263-266.

3. Баркенхоева Р.А. Инструменты активизации развития малого бизнеса на мезо-уровне // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 1 (138). C. 15-20.

позволяет не только эффективно управлять организацией, но и существенно экономить на стоимости бизнес-процессов путем полной или частичной автоматизации документооборота фирмы.

4. Нуретдинова Ю.В., Куприянова Д.О., Бурмистрова А.А. Перспективы развития франчайзинга в России в условиях экономической нестабильности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-2. С. 170-173.

5. Журавлев О.Е. Проблемы современной социально-экономической политики управления курортным регионом — стратегические последствия. URL: http://www. anapauniver.ru (дата обращения: 27.02.2019).

6. Левченко Т.П. Система управления инновационным развитием санаторно-курортных комплексов. Казань: Изд-во БУК, 2018. 160 с.

Entrepreneurship

7. Оборин М.С., Мингазинова Е.Р., Фролова Н.В. Информационная система как инструмент моделирования экономических процессов развития санаторно-курортного комплекса региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 1-1. С. 191-201.

8. Евдокимова А.Б. Выбор информационных систем для компаний малого бизнеса // Матер. VII Междунар. науч. конф. «Экономика, управление, финансы». Краснодар: Новация. 2017. С. 99-103.

References

1. Sarkisyants A.A. Gosudarstvennoe regulirovanie sfery sanatorno-kurortnykh uslug kak otrasli, otvechayushchei za kachestvennoe vosproizvodstvo trudovogo potentsiala [State Regulation of Health Resort Services as an Industry Responsible for The Quality Reproduction of Labor Potential]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2012, No. 358, pp. 61-64. [in Russian].

2. Seroshtanov D.A. Nalogooblozhenie sub»ektov malogo predprinimatel'stva [Taxation of Small Businesses]. Molodoi uchenyi — Young Scientist, 2018, No. 20, pp. 263-266. [in Russian].

3. Barkenkhoeva R.A. Instrumenty aktivizatsii razvitiya malogo biznesa na mezo-urovne [The Instruments of Small Business Development Activation at Meso-Level]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika — The Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economy, 2014. No. 1 (138), pp. 15-20. [in Russian].

4. Nuretdinova Yu.V., Kupriyanova D.O., Burmistrova A.A. Perspektivy razvitiya franchaizinga v Rossii v usloviyakh ekono-

micheskoi nestabil'nosti [Prospects for The Development of Franchising in Russia in The Conditions of Economic Instability]. Mezhdu-narodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2018, No. 5-2, pp. 170-173. [in Russian].

5. Zhuravlev O.E. Problemy sovremennoi sotsial'no-ekonomicheskoi politiki upravleniya kurortnym regionom — strategicheskie posled-stviya [Problems of Modern Socio-Economic Policy of Management of The Resort Region-Strategic Consequences]. Available at: http:// www.anapauniver.ru (accessed 27.02.2019). [in Russian].

6. Levchenko T.P. Sistema upravleniya innovatsionnym razvitiem sanatorno-kurortnykh kompleksov [Management System of Innovative Development of Health Resort Complexes]. Kazan, BUK Publ., 2018. 160 p. [in Russian].

7. Oborin M.S., Mingazinova E.R., Fro-lova N.V. Informatsionnaya sistema kak instrument modelirovaniya ekonomicheskikh protsessov razvitiya sanatorno-kurortnogo kompleksa regiona [Information System as Instrument of Modeling of Economic Developments of Health Resort of The Region]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie iyuridicheskie nauki — Izvestiya Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2017, No. 1-1, pp. 191-201. [in Russian].

8. Evdokimova A.B. Vybor informatsionnykh sistem dlya kompanii malogo biznesa [Choice of Information Systems for Small Businesses]. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Ekonomika, upravlenie, finansy» [Proceedings of The VII International Scientific Conference «Economics, Management, Finance»]. Krasnodar, Novation Publ., 2017. pp. 99-103. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.