стр. 24 из 206
УДК 658.16 DOI: 10.12737/10793
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зикирова Шахло Собировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, zshakhlo@mail.ru,
Подсевалова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика и управления, 4955818347@mail.ru,
Свирюкова Ольга Олеговна, специалист по учебно-методической работе,
4955818347@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье обосновывается необходимость реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса, указывается на потребность разработки и реализации государственной программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса как инструмента государственного воздействия, а также раскрывается специфика услуг, оказываемых предприятиями, входящими в состав санаторно-курортного комплекса. Авторами рассматриваются элементы санаторно-курортного комплекса. Его основной составляющей являются предприятия, особенность деятельности которых непосредственно определяется спецификой санаторно-курортной услуги и связана не столько с лечением, сколько с сохранением здоровья. Санаторно-курортные услуги не являются услугами первой необходимости, поэтому спрос на них определяется социальными и психофизиологическими факторами.
Не менее значимым элементом санаторно-курортного комплекса являются органы управления различных уровней. Курортное дело в России исторически считается объектом государственной социальной политики, именно поэтому деятельность органов управления в силу сложившихся условий фактически направлена на обеспечение его развития.
В этой связи управление санаторно-курортным комплексом со стороны государственных органов предполагает использование таких методов и форм, как программно-целевое планирование; достижение стабильности налоговой системы; установление режима налогового благоприятствования для предприятий данного сектора; заключение государственных контрактов; координация деятельности предприятий в санаторно-курортном комплексе; управление государственной собственностью; определение приоритетов в структурной политике; антимонопольное регулирование; обеспечение информационного обслуживания на базе внедрения новых средств информационной технологии; лицензирование; сертификация; осуществление государственного надзора.
В статье проанализированы различия таких понятий, как «реструктуризация» и «реформирование»; рассматриваются вопросы реформирования предприятий сферы сервиса, что предполагает проведение реструктуризации, и факторы, определяющие необходимость реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса, а также выявлены недостатки системы оперативного планирования и управления в
стр. 25 из 206
условиях реструктуризации. Авторами отмечена необходимость разработки и реализации на государственном уровне концептуальных основ бережного отношения к здоровью.
Ключевые слова: реструктуризация предприятий санаторно-курортного
комплекса, санаторно-курортные услуги, курортное дело, государственное управление санаторно-курортным комплексом
Современные предприятия используют реструктуризацию в качестве механизма приспособления своей деятельности к изменяющимся условиям внешней среды. Целью реструктуризации является наиболее полная адаптация хозяйствующего субъекта, сохранение способности функционировать и (или) повышение конкурентоспособности. Поэтому проведение реструктуризации должно основываться на апробированных методах и приемах, что предполагает рассмотрение научных основ реструктуризации.
Реструктуризацию предприятий санаторно-курортного комплекса можно
рассматривать как комплексное, целенаправленное изменение организационной структуры управления, имущественного комплекса предприятия, направленное на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ с целью оптимизации его деятельности в условиях рыночной неопределенности. Реструктуризация не является самостоятельной целью управленческой деятельности, ее следует понимать как инструмент, позволяющий улучшить положение дел на предприятии.
Анализ общеизвестных концепций реформирования предприятия позволил сделать вывод о необходимости разработки комплексного подхода, который бы учитывал отмеченные достоинства и недостатки отдельных научных направлений.
Следует согласиться с подходом, при котором основное отличие
«реструктуризации» от «реформирования» заключается в том, от кого исходит инициатива изменения организации. Так, вышестоящая организация осуществляет реформирование по своей инициативе, а реструктуризация реализовывается по идеологии организации и за счет собственных средств.
В зависимости от вида реструктуризации могут быть разработаны различные проекты. Однако для того чтобы проект был успешным, необходимо обеспечение таких условий, как наличие перспективных инвестиционных программ и, конечно же, потенциальных инвесторов.
Многообразные подходы к понятию реструктуризации отражают эволюцию взглядов исследователей на сущность данного процесса, а также вовлеченность в реструктуризацию различных подсистем организации, предприятия.
стр. 26 из 206
Рассматривая факторы, определяющие необходимость реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса, из них можно выделить характерные как для отечественных, так и зарубежных предприятий. При этом специфическими факторами внешней среды для предприятий санаторно-курортного комплекса Российской Федерации являются наследие советского периода, когда было организовано основное количество санаториев, и влияние переходного периода, повлекшего за собой необходимость поиска путей выживания, сохранения материально-технической базы за счет оказания «непрофильных» услуг, например, услуг размещения вместо оздоровления.
На современном этапе развития государства все большее значение приобретает социальная сфера, призванная обеспечить реализацию потребностей населения в качественном образовании, здравоохранении и др. Одним из составных её элементов является санаторно-курортный комплекс, значение которого для общества связано не только с возможностью сохранения и поддержания здоровья, но и обеспечением занятости населения в социально-бытовой и производственной инфраструктурах.
Приступая к рассмотрению элементов санаторно-курортного комплекса, следует остановиться на содержании и особенностях санаторно-курортной услуги как продукта деятельности соответствующих предприятий.
По мнению Ветитнева А.М., санаторно-курортные услуги - это услуги, предоставляемые отдыхающим предприятиями размещения, расположенными в курортных местностях, с целью удовлетворения их потребностей в санаторно-курортном лечении и курортном отдыхе. Специфика санаторно-курортных услуг представлена на рисунке.
По сравнению с производственными системами, в сфере санаторно-курортного комплекса имеет место большая изменчивость операционных входов и выходов сервисных систем, что, несомненно, является её отличительной особенностью. При этом присутствие служащих и других клиентов в операционной системе затрудняет стандартизацию и контроль изменчивости входов и выходов сервисной системы.
Необходимо отметить, что если услуги могут содержать определенные материальные элементы, то сервисная деятельность преимущественно неосязаема.
Анализируя особенности предоставления санаторно-курортных услуг, можно прийти к мнению, что санаторно-курортная услуга, является комплексной, включающей профилактическую, диагностическую, лечебную и восстановительно-реабилитационную деятельность, а также обеспечение её потребителей проживанием и общественным питанием в санаторно-курортной организации.
стр. 27 из 206
Рисунок - Специфика санаторно-курортных услуг
Кроме того, отдыхающим предлагаются и другие различные услуги, в т.ч. оздоровительные, спортивные, экскурсионные, зрелищные, культурно-массовые,
анимационные и т.д. Такой подход, по нашему мнению, является расширительным, поскольку способствует отождествлению санаторно-курортных и «сопутствующих» услуг, которые имеют различное содержание. Наоборот, предоставление комплекса услуг - это особенность деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса, т.е. эти предприятия, являются комплексными.
Важнейший элемент санаторно-курортного комплекса - потребитель санаторнокурортной услуги, т.е. человек, нуждающийся в специфической медицинской помощи, направленной на восстановление и сохранение нормальной жизнедеятельности.
Санаторно-курортные услуги не являются услугами первой необходимости, поэтому спрос на них определяется социальными и психофизиологическими факторами. В этой связи предприятия санаторно-курортного комплекса должны заниматься изучением потребителя с целью наиболее полного удовлетворения его потребностей.
По мнению некоторых исследователей, наметилась отчетливая тенденция к увеличению числа индивидуумов, которые стремятся максимально продлить период нормальной физической, психологической и социальной активности.
Среднестатистический портрет пациента как потребителя медицинских услуг, предоставляемых в рамках санаторно-курортного лечения, выглядит следующим образом:
стр. 28 из 206
средний возраст пациентов составляет пятьдесят шесть лет, в основном это социально активные работающие люди (75%); постоянными клиентами, которые ежегодно приезжают на лечение, являются 46% пациентов; средний срок пребывания пациентов сократился до 10-12 дней, что связано с вынужденной необходимостью разбивать отпуск из-за невозможности длительного отрыва от работы. Согласно опросу пациентов, мотивами повторного курса санаторно-курортного лечения является возможность:
- динамического наблюдения за состоянием здоровья;
- пройти интенсивный курс лечения с учетом индивидуального подхода к назначению процедур лечащим врачом, что позволяет пациенту в течение полугода-года вести активный образ жизни и улучшить качество жизни;
- получить индивидуальные рекомендации по питанию, двигательному режиму и режиму отдыха, а в случае необходимости по дообследованию и медикаментозному лечению [2].
Усиление влияния неблагоприятных природных и технологических факторов на физическое и психологическое здоровье ведет к повышению ценности здоровья населения, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие санаторно-курортного комплекса, а именно способствует расширению форм и типов санаторно-курортных учреждений.
В последние годы остро проявляется тенденция несоответствия между предоставляемыми санаторно-курортными услугами, ориентированными на оздоровление после стационара, и потребностью населения в таких услугах. Все большая часть населения, фактически здорового, предпочитает совмещение отдыха и оздоровительных медицинских и профилактических процедур, что должно учитываться при планировании деятельности предприятий комплекса.
Другим не менее значимым элементом санаторно-курортного комплекса являются органы управления различных уровней (федеральные и региональные). Курортное дело в России исторически считается объектом государственной социальной политики, именно поэтому деятельность органов управления в силу сложившихся условий (в частности, «перекосы» советского этапа развития СКК) фактически направлена на обеспечение его развития.
Основным элементом санаторно-курортного комплекса выступают предприятия, особенность деятельности которых непосредственно определяется спецификой санаторнокурортной услуги и связана не столько с лечением, сколько с сохранением здоровья. В настоящее время наиболее распространенной организационно-правовой формой
стр. 29 из 206
предприятий санаторно-курортного комплекса является акционерное общество, что полностью соответствует проводимым в стране рыночным преобразованиям. Это также означает, что финансовые результаты деятельности предприятий являются предметом тщательного рассмотрения собственников, а их изменение отражает возможные направления трансформации системы управления хозяйствующим субъектом.
Последним элементом санаторно-курортного комплекса являются предприятия инфраструктуры санаторно-курортного комплекса (транспорт, связь, водо-, тепло- и энергоснабжение, и т.п.). Значение деятельности предприятий указанной группы для предоставления санаторно-курортной услуги весьма велико. Недостаточное развитие инфраструктуры санаторно-курортного комплекса может привести к снижению качества предоставляемой услуги и будет выступать сдерживающим фактором развития предприятия санаторно-курортного комплекса.
Таким образом, внутреннее устройство санаторно-курортного комплекса позволяет рассматривать его с позиции территориальной организации и управления, а также выделять юридические (предприятия санаторно-курортного комплекса являются юридическими лицами) и экономические (деятельность предприятий санаторнокурортного комплекса - это деятельность хозяйствующего субъекта) аспекты.
Современное состояние санаторно-курортного комплекса в целом и его отдельных предприятий обусловлено особенностями его развития в нашей стране.
Проведенный анализ показал, что развитие санаторно-курортного комплекса, являющегося важнейшим составным элементом социальной сферы, проходило скачкообразно и имело различные приоритеты в отдельные исторические эпохи, однако во все периоды общим была и остается его направленность на сохранение и поддержание здоровья населения за счет использования природных (природно-климатических) факторов и достижений современной медицинской науки.
Роль и значение санаторно-курортного комплекса в нашей стране пока еще явно недооценены.
Сложившаяся практика управления развитием исследуемой отрасли позволяет определить ряд проблем, решение которых требует непосредственного участия государства в лице органов управления. В первую очередь необходимо создание условий для привлечения на отечественные курорты пациентов и отдыхающих, т.к. от воли государства напрямую зависит формирование потребности населения к здоровому образу жизни, регулярное потребление услуг предприятий санаторно-курортного комплекса,
стр. 30 из 206
создание необходимых условий для повышения эффективности деятельности санаториев и профилакториев [5].
В настоящее время важнейшей задачей является развитие санаторно-курортного комплекса, сохранение и приумножение традиций курортологии, повышение знаний и навыков специалистов-профессионалов курортного дела, для решения которой требуется привлечение государственных органов управления.
Государственное управление санаторно-курортным комплексом предполагает использование таких методов и форм, как программно-целевое планирование; достижение стабильности налоговой системы; заключение государственных контрактов; координация деятельности предприятий в санаторно-курортном комплексе; управление государственной собственностью; определение приоритетов в структурной политике; антимонопольное регулирование; обеспечение информационного обслуживания на базе внедрения новых средств информационной технологии; лицензирование; сертификация; осуществление государственного надзора.
Необходимо отметить, что действующий сегодня механизм управления в Российской Федерации не позволяет решать основные задачи данной отрасли, о чем свидетельствует относительное снижение доступности лечения для населения в санаториях и профилакториях.
Как известно, систему управления санаторно-курортным комплексом составляют федеральные и региональные органы. Основные функции по регулированию развития санаторно-курортного комплекса возложены на Министерство здравоохранения РФ. Так, Министерство здравоохранения РФ занимается следующими вопросами:
- нормативно-правовое регулирование использования курортных территорий,
- нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий санаторнокурортного комплекса,
- ведение мониторинга состояния и использования курортов, природных лечебных ресурсов,
- разработка механизма предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Схожим набором функций по регулированию развития регионального санаторнокурортного комплекса обладают органы власти субъекта РФ. Таким образом, несмотря на проводимые действия по разграничению полномочий и расходных обязательств различных органов власти и управления в санаторно-курортном комплексе, их функции зачастую дублируются.
стр. 31 из 206
Проведенный анализ показал, что фактически отсутствует орган власти, целенаправленно занимающийся развитием санаторно-курортного комплекса, подобный Главному курортному управлению, созданному в 1923 году по инициативе Н.А. Семашко. Министерство здравоохранения, являясь своеобразным мультиминистерством, не в состоянии эффективно выполнять функции по управлению санаторно-курортным комплексом. Подтверждением может служить тот факт, что до настоящего времени не закончена ревизия количества санаторно-курортных предприятий в Российской Федерации, лишь 20% регионов ввели данные в Государственный реестр курортного фонда РФ (ответственность возложена на Министерство здравоохранения). Таким образом, имеются основания утверждать, что отсутствуют единые подходы к использованию природных лечебных ресурсов и существуют «региональные» особенности получения путевок в санатории.
Важнейшим направлением управления и регулирования отношений в санаторнокурортном комплексе является развитие нормативно-правовой базы. Законодательство, определяющее основные направления как санаторно-курортной деятельности, так и санаторно-курортного рынка услуг, полностью не разработано.
Необходимость разработки и реализации на государственном уровне концептуальных основ бережного отношения к здоровью определяют:
- потребность формирования основ устойчивого экономического и духовного развития страны, достижения высокого качества жизни населения, укрепления и развития генофонда нации;
- признание приоритетным направлением государственной социальной политики обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения;
- рассмотрение значения здоровья населения как фактора национальной безопасности, основы стабильности и благополучия общества;
- формирование отношения населения к здоровью как социальному свойству личности, определяющему благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
- необходимость формирования механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития человека и развития культуры здоровья в целом.
Таким образом, социальная политика государства должна идти в направлении от здоровья к благополучию, а не наоборот, что связано с повышением роли медицинских
стр. 32 из 206
наук в формировании социальной и финансовой политики государства. Все большую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающей политики, регулирующей взаимоотношения между работодателем и наемным работником, которые в равной степени ответственны за сохранение индивидуального здоровья (наемный рабочий) и здоровья общества в целом (работодатель).
Литература
1. Бокарева, Е.В. Мониторинг экономики России / Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - №3-2(43).
2. Ветитнев, А.М., Журавлева, Л.Б. Курортное дело. - М.: Кнорус, 2006.
3. Гринько, А.С. Карагод, В.С. Оценка эффективности деятельности санаторнокурортных организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №18.
4. Егорова, Е.Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования // Сервис plus. - 2011. - № 1.
5. Егорова, Е.Н., Лапицкая, Н.В. Стратегические ориентиры современной налоговой политики России // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №9(47). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_joumal/number47/contents (дата обращения: 18.12.2014).
6. Зикирова, Ш.С. Госрегулирование в системе санаторно-курортных услуг. Проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2-1.
7. Зикирова, Ш. С. Основные направления реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса // Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов: сб. статей. - М., 2012. - С. 76-81.
8. Зикирова, Ш. С., Зуденкова, С. А. Реструктуризация предприятий санаторнокурортного комплекса. Научные подходы к управлению реструктуризацией предприятий санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2010. - № 9-1. -С. 160-165.
9. Зикирова, Ш. С. Реструктуризация предприятий сферы услуг: методический подход.// Сервис plus. - 2010. - № 4. - С. 134-140.
10. Коновалова, Е.Е., Силаева, А.А. Инновации на предприятиях туризма и сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3 (50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (дата обращения: 18.12.2014).
стр. 33 из 206
11. Подсевалова, Е.Н. Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - №3(22). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/contents (дата обращения: 20.12.2014).
12. Подсевалова, Е.Н., Юманова, О.С. Финансовое оздоровление предприятий туристской индустрии как этап антикризисного управления // Сервис plus. - 2011. - № 3. -С.97-106.
13. Суслова, И.А. Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №6 (44). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/contents (дата обращения: 20.12.2014).
RESTRUCTURING AS AN REGULATION INSTRUMENT FOR THE SANATORIUM COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION
Zikirova Shahlo Sabirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics,
Associate Professor, Department of Economics and Management, zshakhlo@mail.ru,
Podsevalova Elena Nikolaevna, PhD (Cand. Sc.) in Economics,
Associate Professor, Department of Economics and Management, 4955818347@mail.ru,
Sviryukova Olga Olegovna, Specialist in educational and methodical work,
4955818347@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article highlights the necessity for restructuring sanatorium complex, indicates a need for the development and implementation of the state program of restructuring the network of companies of the sanatorium complex as an instrument of state influence, and reveals the specificity of services provided by enterprises belonging to the sanatorium-resort complex. The authors examine the elements of the sanatorium complex. Its main components are the enterprises, the activities of which are directly determined by the specifics of sanatorium services and have less to do with the treatment, but with the preservation of health. Sanatorium services are not essential services, so the demand for them is determined by social and psychophysiological factors.
No less a significant element of the sanatorium complex controls are different levels. Resort business in Russia has historically been considered an object of state social policy, which is why the activities of management in view of the prevailing conditions in fact aimed at ensuring its development.
In this regard, management of the sanatorium complex on the part of public authorities is using such methods and forms, as program-oriented planning; achieving stability of the tax system; establishment of a regime of tax allowances for companies in this sector; government contracts; coordination of the activities of companies in the health resort; management of state property; prioritization of structural policy; antitrust regulation; provision of information services based on the introduction of new information technologies; licensing; certification; state supervision.
стр. 34 из 206
The article analyzes the differences in concepts such as "restructuring" and "reform"; and also addresses issues of reforming the enterprises of a service that involves a restructuring, and the factors that determine the need for restructuring the sanatorium complex, as well as for identifying deficiencies in operational planning and management in terms of restructuring. The authors note the need for the development and implementation of the conceptual foundations of respect for the health at the state level.
Keywords: enterprise restructuring in the sanatorium complex, spa services, sanatorium industry, government regulation of the sanatorium complex
References
1. Bokareva, E.V. Monitoring ekonomiki Rossii [Monitoring of the Russian economy] / Vestnik Tambovskogo universiteta. - Seriia: Gumanitarnye nauki. - 2006. - №3-2(43).
2. Vetitnev, A.M., Zhuravleva, L.B. Kurortnoe delo [Resort business]. - M.: Knorus,
2006.
3. Grin'ko, A.S. Karagod, V.S. Otsenka effektivnosti deiatel'nosti sanatorno-kurortnykh organizatsii [Evaluation of the effectiveness of sanatorium organizations] // Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. - 2010. - №18.
4. Egorova, E.N. Fiskal'nyi monitoring kak informatsionnaia baza nalogovogo regulirovaniia [Fiscal monitoring as an information base of tax regulation] // Servis plus [Service plus]. - 2011. - № 1.
5. Egorova, E.N., Lapitskaia, N.V. Strategicheskie orientiry sovremennoi nalogovoi
politiki Rossii [Strategic orientations contemporary Russian tax policy] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2013. - №9(47). [Elektronnyi resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number47/contents (data obrashcheniia: 18.12.2014)
[Accessed on December 18, 2014].
6. Zikirova, Sh.S. Gosregulirovanie v sisteme sanatorno-kurortnykh uslug. Problemy i perspektivy gosudarstvennogo regulirovaniia sanatorno-kurortnogo kompleksa [State regulation of sanatorium services. Problems and prospects of state regulation of the sanatorium complex] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - № 2-1.
7. Zikirova, Sh.S. Osnovnye napravleniia restrukturizatsii predpriiatii sanatorno-kurortnogo kompleksa [The main directions of restructuring the sanatorium complex] // Problemy i opyt menedzhmenta, finansov, ucheta i nalogooblozheniia predpriiatii, otraslei, kompleksov: sb. statei. - M., 2012. - pp. 76-81.
8. Zikirova, Sh.S., Zudenkova, S.A. Restrukturizatsiia predpriiatii sanatorno-kurortnogo kompleksa. Nauchnye podkhody k upravleniiu restrukturizatsiei predpriiatii sanatorno-kurortnogo kompleksa [Enterprise restructuring in the sanatorium complex. Scientific
стр. 35 из 206
approaches to the management of enterprise restructuring in the sanatorium complex] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. - 2010. - № 9-1. - pp. 160-165.
9. Zikirova, Sh.S. Restrukturizatsiia predpriiatii sfery uslug: metodicheskii podkhod [Restructuring of service industries: a methodological approach].// Servis plus [Service plus]. -2010. - № 4. - pp. 134-140.
10. Konovalova, E.E., Silaeva, A.A. Innovatsii na predpriiatiiakh turizma i servisa
[Innovations in enterprises of tourism and service] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2014. - T. 8, № 3 (50). [Elektronnyi resurs]: URL:
http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (data obrashcheniia: 18.12.2014)
[Accessed on December 18, 2014].
11. Podsevalova, E.N. Metodicheskie podkhody k opredeleniiu effektivnosti predpriiatii turindustrii [Methodological approaches to the determination of the efficiency of enterprises of tourist industry] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2011. -№3(22). [Elektronnyi resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/contents (data obrashcheniia: 20.12.2014) [Accessed on December 20, 2014].
12. Podsevalova, E.N., Iumanova, O.S. Finansovoe ozdorovlenie predpriiatii turistskoi industrii kak etap antikrizisnogo upravleniia [Financial recovery of enterprises of the tourism industry as a stage of crisis management] // Servis plus [Service plus]. - 2011. - № 3. - pp. 97106.
13. Suslova, I.A. Sushchnost' i problemy formirovaniia turistskogo imidzha regiona [The
essence and problems of formation of tourist image of the region] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2013. - №6 (44). [Elektronnyi resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/contents (data obrashcheniia: 20.12.2014)
[Accessed on December 20, 2014].