Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования развития малого бизнеса и его применение в российских реалиях'

Зарубежный опыт регулирования развития малого бизнеса и его применение в российских реалиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна

В современных условиях развития российской экономики малое предпринимательство становится приоритетным направлением развития государственной финансовой политики как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Стратегические документы, разрабатываемые на федеральном и региональном уровне, в обязательном порядке включают мероприятия по стимулированию малого бизнеса. К сожалению, как показывает практика, предпринятые на данный момент меры не привели к каким-либо кардинальным изменениям в развитии российского малого и среднего предпринимательства. Более того, нарастает межрегиональная дифференциация малого предпринимательства, проявляющаяся в смене конвергенции дивергенцией. В связи с этим весьма актуальным представляется использование зарубежного опыта в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN REGULATING OF THE SMALL-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT AND ITS APPLICATION TO THE RUSSIAN REALITIES

In modern conditions of development of the Russian economy, small business becomes a priority direction of development of the state financial policy both in the short and long term. Strategic documents, developed at the federal and regional levels, include measures to stimulate small businesses. Unfortunately, as practice shows, the measures, which have been taken so far, have not led to any major changes in the development of Russian small and medium-sized businesses. Moreover, the interregional differentiation of small business is increasing, manifested in a change of convergence divergence. In this regard, it is very relevant to use the foreign experience in this area.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования развития малого бизнеса и его применение в российских реалиях»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

2.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

Мельничук Марина Владимировна, доктор экономических наук, профессор. Директор Центра инновационных языковых стратегий. Профессор Департамента языковой подготовки

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mvmelnichuk@gmail.com

Аннотация: В современных условиях развития российской экономики малое предпринимательство становится приоритетным направлением развития государственной финансовой политики как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Стратегические документы, разрабатываемые на федеральном и региональном уровне, в обязательном порядке включают мероприятия по стимулированию малого бизнеса. К сожалению, как показывает практика, предпринятые на данный момент меры не привели к каким-либо кардинальным изменениям в развитии российского малого и среднего предпринимательства. Более того, нарастает межрегиональная дифференциация малого предпринимательства, проявляющаяся в смене конвергенции дивергенцией. В связи с этим весьма актуальным представляется использование зарубежного опыта в этой сфере.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательская деятельность; нормативно-правовая среда.

FOREIGN EXPERIENCE IN REGULATING OF THE SMALL-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT AND ITS APPLICATION TO THE RUSSIAN REALITIES

Melnichuk Marina V., Doctor of Economics, professor. Director of the Centre for Innovative Linguistic Strategies. Professor of the Foreign Languages Department

Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mvmelnichuk@gmail.com

Annotation: In modern conditions of development of the Russian economy, small business becomes a priority direction of development of the state financial policy both in the short and long term. Strategic documents, developed at the federal and regional levels, include measures to stimulate small businesses. Unfortunately, as practice shows, the measures, which have been taken so far, have not led to any major changes in the development of Russian small and medium-sized businesses. Moreover, the interregional differentiation of small business is increasing, manifested in a change of convergence divergence. In this regard, it is very relevant to use the foreign experience in this area.

Keywords: small and medium-sized businesses; business activity; regulatory environment.

Важнейшей прогрессивной тенденцией развития национальной экономики современного государства является увеличение доли СМП. Малые и средние предприятия (МСП) являются основным фокусом в формировании политики развития предпринимательства в Европейском союзе (ЕС) и становятся авангардом мировой экономики. Европейская комиссия считает их ключевыми моментами для обеспечения экономического роста, внедрения инноваций, создания рабочих мест и решения вопросов социальной интеграции в ЕС. По мнению многих исследователей, к 2020 году более 50% всех рабочих мест будут заняты индивидуальными предпринимателями. Доклады, представленные Capital One и The Hartford Financial Services в начале 2017 года, также демонстрируют оптимизм в отношении развития МСП: 50% владельцев малого бизнеса удовлетворяют текущие условия ведения бизнеса и они квалифицируют их как отличные или хорошие (по сравнению с 44% в 2014 году), а 77% владельцев малого бизнеса полагают, что их бизнес-операции являются успешными1. Другим положительным моментом является то, что количество банкротств предприятий малого бизнеса значительно снизилось. В 2014 году количество банкротств со-

1 http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-

explained/index.php/Statistics_on_small_and_medium-sized_enterprises

ставляло 33212, что приблизительно на 7000 меньше по сравнению с предыдущим годом [4].

Согласно данным ОЭСР, на данный момент на долю МСП приходится от 60 до 70% рабочих мест в большинстве стран ОЭСР, при этом особое место занимают Италия и Япония как страны, стабильно имеющие значительную долю микропредприятий и мелких компаний в экономике страны. Более того, именно МСП предоставляют несопоставимо большее количество новых рабочих мест в тех странах, которые имеют значительный положительный опыт в сфере занятости населения, прежде всего, это Соединенные Штаты и Нидерланды.

Начиная с 2003 года, Группа Всемирного банка проводит ежегодное исследование предпринимательской деятельности в 189 странах мира и публикует отчет в виде доклада «Ведение бизнеса», в котором анализируются преимущества и недостатки нормативных актов, регулирующих деятельность МСП, в каждой из стран. Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Рейтинг имеет 189 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия2.

Доклад «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования», представленный Группой Всемир-

2 http://russian.doingbusiness.org/rankings

Мельничук М. В.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

ного банка, проводит анализ правовых норм, которые стимулируют предпринимательскую деятельность, с одной стороны, и которые препятствуют ее осуществлению, - с другой. В совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса входят следующие показатели: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электроснабжению, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение ведения контрактов, разрешение неплатежеспособности предприятий. Эти показатели используются для анализа экономических результатов и для выявления успешных реформ в сфере регулирования бизнеса, а также определения, где и почему они были эффективны3.

Реформы 2015 года ставили своей целью упрощение ведения бизнеса и снижения стоимости административных затрат. При этом наибольшее количество вновь вводимых нормативных документов касалось показателя «регистрация предприятий», который характеризуется количеством времени, необходимым для получения разрешения на ведение бизнеса. 45 стран из 189 поставили перед собой задачу облегчить для предпринимателей процедуру открытия бизнеса. Интересен опыт Индии, которая смогла подняться на 9 пунктов по данному показателю, отменив требования к минимальному размеру уставного капитала и сертификат на бизнес-операции, что дало возможность уменьшить ожидание регистрации предприятия на пять дней.

В докладе «Ведение бизнеса - 2016. Оценка качества и эффективности регулирования» подчеркивается, что для создания регуляторной среды, которая благоприятствовала бы экономическому росту и благосостоянию населения, качество регулирования имеет не меньшее значение, чем его эффективность. Аугусто Лопес-Кларос, Директор Группы глобальных индикаторов Группы Всемирного Банка, утверждает, что «существуют достоверные исследования, которые показывают, что эффективность и качество правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, идут рука об руку, создавая более конкурентоспособные и устойчивые компании, что способствует росту национальных экономик. Возросший упор на качество регулирования, в дополнение к эффективности, нацелен на достижение большего понимания того, что представляют собой хорошо или плохо продуманные правовые нормы, таким образом способствуя определению, где регулирование благоприятствует процветанию бизнеса и где оно имеет обратный эффект»4.

Что касается реформ, направленных на укрепление правовых институтов и режимов, то они оказались менее многочисленными в 2015 г., чем в предыдущем: в 2015 году было проведено 66 реформ в 53 странах мира по сравнению с 230 реформами в сфере регулирования бизнеса в 2014 г, из числа которых 145 реформ были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и 85 - на упрочнение правовых институтов. Необходимо подчеркнуть, что в докладе «Ведение бизнеса-2015 [5]. Выходя за рамки эффективности» особо отмечался тот факт, что с июня 2013 года по июнь 2014

3 http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016

4 http://www.worldbank.org/eca/russian/

года местные предприниматели в 123 странах отметили положительные изменения в правовой среде5.

Однако, необходимо заметить, что сравнение СМП в данный период времени не всегда корректно из-за расхождений в их классификации, как в странах-членах ОЭСР, так и не входящих в эту организацию. Общим для всех типов МПС является тот факт, что, вследствие существенной разницы в прибыльности, продолжительности жизненного цикла и роста, они сталкиваются с целым рядом сложностей, которые являются для них более значимыми по сравнению с проблемами, возникающими в крупных компаниях. Основная проблема - это финансирование. Процентные ставки для СМП обычно выше, так же как и рационирование кредитов, вызванные недостаточным налоговым обеспечением. Расширение рынков прямых инвестиций, включающих неформальные рынки, в значительной мере способствовало облегчению доступа СМП к венчурному капиталу, но во всех странах степени возможности такого доступа отличаются.

Несмотря на отрицательную динамику, бремя нормативно-правового регулирования остается серьезным препятствием в работе МСП, так как небольшие компании не готовы противостоять проблемам, связанным с регуляторными вопросами. Доступ к информации, касающейся нормативных документов, должен быть доступен с минимальными затратами, причем, важная роль отводится информационным технологиям. Целесообразно организовывать работу по принципу службы «одного окна» или создания единого центра предоставления услуг.

Во всех странах ОЭСР существуют государственные программы по поддержке среднего и малого бизнеса, которые составляют % от всех нормативных документов, принимаемых на законодательном уровне. В Германии, Исландии, Японии и Новой Зеландии они составляют / часть. В странах ОЭСР, начиная с 1993 года, не менее 3,75 млрд долларов государственных средств направляется на поддержку «стар-тапов», приобретение оборудования, НИОКР, оказание квалификационных и консультационных услуг в форме грантов, налоговых льгот, предоставления займов с низкой процентной ставкой и кредитных поручительств. Более 50% программ администрируются на местном уровне, такая координация является принципиальной.

Главной задачей является снижение стоимости административных расходов. Почти 70% программ по поддержке СМП в странах-членах ОЭСР рассчитаны на срок более пяти лет, при этом важным элементом рентабельного функционирования программы является качественный и гибкий менеджмент.

От 30 до 60% МСП можно охарактеризовать как инновационные в своей области, причем, 10% из них технологически ориентированы. Инновационные МСП интересны тем, что они в большей степени ориентированы на рынок, а не на НИОКР, и имеют большие возможности реагировать на новые вызовы, чем крупные фирмы. Именно им принадлежит решающая роль в исследовании и развитии новых рынков.

Для достижения вышеуказанной цели государственным органам необходимо исключить из нормативных правовых актов неопределенность, неоднозначность и двусмысленность в толковании налоговых регламентов, создать четкий, понятный и предсказуемый микроклимат в правовой и финансовой сфере.

5 http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

Государственное регулирование СМП должно вестись по пяти направлениям: финансирование, бизнес-среда, технологии, управление, рынки сбыта.

Финансирование. Первостепенная задача государства в области финансирования, касающаяся поддержки венчурного капитала, заключается в снижении риска и стоимости прямых инвестиций, стимулировании и поощрении развития индустрии частного капитала. В странах ОЭСР существует много способов финансирования СМП, но наиболее разработанной методикой в этой области обладают США и Канада.

Основная роль госсектора в поддержке венчурного капитала и других видов финансирования рисков должна заключаться в снижении риска и стоимости прямых инвестиций. Правительство должно дополнять и поощрять развитие отрасли частного капитала, в том числе через повышение квалификации тех, кто привлечен для выполнения данной задачи [2]. Опасность состоит в том, что чрезмерное государственное вмешательство (в том числе расходы) будут вытеснять или замедлять развитие частного финансового посредничества. В частности, эффективность финансовых стимулов, инициированных правительством представляет предмет жарких споров. Сторонники финансовых стимулов, предоставляемых правительством, утверждают, что инвесторов привлекает сравнительно рискованные проекты, на которые, не будь они таковыми, не обратили бы внимания. Противники заявляют, что такие стимулы привлекают на рынок прямых инвестиций сомнительных игроков, результатом деятельности которых является низкая производительность и формирование отрицательного имиджа для всей отрасли.

Как и в нашей стране, организации МСП западных стран зачастую испытывают сложности с получением банковских кредитов. Обусловлено это тем, что предоставление банками займов основывается на рассмотрении истории компании, прогнозах в отношении будущей прибыли и обеспечении кредита. Вследствие этого, банки охотнее предоставляют кредиты уже существующим МСП, чем вновь создающимся.

В Канаде и США сравнительно легко получить первоначальный венчурный капитал. За пределами Северной Америки привлечь средства на ранней стадии сложнее, поэтому необходимо рассчитывать, главным образом, на инвестиции на более поздних стадиях. В ряде стран коммерческие банки развернули сеть филиалов для предоставления венчурного капитала, но создается впечатление, что все они проявляют активность на поздних этапах инвестирования, как и институциональные инвесторы, которые, как правило, предпочитают осуществлять крупные инвестиции на поздних стадиях, а не вкладывать относительно небольшие инвестиции на ранних стадиях.

Развитие модели «партнёрство с ограниченной ответственностью» в сочетании с благоприятными изменениями в сфере регулирования (в частности, разрешение использовать пенсионные фонды для прямых инвестиций) и налоговом кодексе усилили приток капитала на рынок прямых инвестиций в США (более 75% венчурного капитала обеспечивается через партнёрство с ограниченной ответственностью, а пенсионные фонды покрывают основную часть всех финансовых обязательств).

Привлечение прямых инвестиций через партнёрство с ограниченной ответственностью становится популярным и вне США. Тем не менее, следует отметить, что во многих странах ОЭСР пенсионным фондам запрещено участвовать в прямом инвестировании.

Эффективные механизмы выхода (продажа в рамках одной отрасли, первичное публичное размещение акций и выкуп) имеют решающее значение для успешного развития сектора венчурного капитала. В Канаде и Соединенных Штатах продажи портфельным инвесторам являются наиболее распространенным способом выхода, в то время как в Европе наиболее широко используются продажа в рамках одной отрасли и покупка участия в капитале компании и приобретение контрольного пакета акций. Ограниченные возможности выхода через продажи портфельным инвесторам - это серьезное препятствие на пути развития венчурного капитала в Европе.

Для малых и средних предприятий имеют важное значение развивающиеся рынки второго уровня и прямых инвестиций для некотируемых ценных бумаг. Рынки второго уровня для первичного публичного размещения акций представляют собой эффективные инструменты выхода, распространённые в Соединенных Штатах и, в меньшей степени, в Японии. Проблемы, связанные с существующими механизмами выхода в странах, за исключением Японии и Соединенных Штатов, стимулировали развитие новых параллельных рынков, в частности, в Западной Европе. На сегодняшний день эти новые рынки показали себя более эффективными, чем прежние экспериментальные структуры.

Следует отметить, что складываются благоприятные условия для развития неформального сектора венчурного капитала, который предоставляет значительно больше средств частному бизнесу, чем формальный сектор. Опыт Канады и Соединенных Штатов говорит о том, что неформальный сектор венчурного капитала можно стимулировать через:

- усовершенствованные сетевые сервисы, обеспечивающие увеличение потока информации между инвесторами и объектами инвестирования;

- систему налогообложения для поощрения состоятельных людей, вкладывающих деньги в частный бизнес.

Если обратиться к вопросу налогообложения, то необходимо подчеркнуть, что оно может стать тяжелым бременем именно для МСП. С другой стороны, реформирование налоговой системы в должном направлении может стимулировать развитие малого бизнеса. Экономические аргументы в пользу оказания помощи малому бизнесу предполагают определенные типы такой помощи: помощь фирмам в динамично развивающихся секторах экономики; помощь фирмам, которые испытывают трудности в привлечении средств и т.д. Редко случается, чтобы какой-либо налог, уплачиваемый малыми предприятиями, соответствовал целевой группе, будь то подоходный налог, налог на прибыль, общие налоги на потребление или налоги на владельцев малого бизнеса. Недостатки, обусловленные нечеткостью целевых налоговых мер, должны оцениваться с учетом привлечения существующего административного аппарата. Фундаментальный вопрос заключается в том, в какой мере налоговая система является экономически эффективным инструментом для устранения препятствий для малых и средних предприятий.

Налоговая система может быть использована для сокращения высоких издержек малого бизнеса, связанных с соблюдением налогового законодательства; стимулирования создания новых субъектов малого предпринимательства; обеспечения непрерывности существования малого бизнеса, в случаях, когда управление переходит от основателя фирмы к другому лицу [1].

Мельничук М. В.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

Бизнес-среда. Условия ведения предпринимательской деятельности могут систематически и планомерно улучшаться на основе регулярного мониторинга вновь вводимых нормативных актов. Проблема чрезмерного законодательного зарегулирования организаций малого бизнеса на сегодняшний день наиболее остро стоит в Российской Федерации, поэтому опыт зарубежных стран в области мониторинга вновь вводимых нормативных актов может быть полезен для внедрения. Как показал проведенный анализ, наиболее эффективно данные процедуры работают в Канаде, Великобритании и Нидерландах. Активное использование информационных технологий способствует снижению бюрократических процедур.

Такие страны, как Канада, стремятся пересмотреть существующие правила с целью устранения тех, где затраты на соблюдение требований превышают выгоду. Великобритания успешно отменила «ненужные» законы.

Технологии. Программы, ориентированные на использование новых технологий, должны обеспечить контроль качества, быть клиенто-ориентированными, содействовать внедрению инновационного менеджмента. Лучше всего такие программы разработаны в США и Германии. Действия правительства должны быть направлены на устранение препятствий в обучении фирм передовой практике в области технологии и инновационного менеджмента; необходимо учитывать различные потребности различных фирм [3]. Опыт работы в странах ОЭСР показывает, что распространение технологии, инициатив и услуг может быть улучшено при условии использования передового опыта на всех уровнях: стратегическом, программном, а также на уровне предоставления услуг. В недавнем докладе ОЭСР определен ряд тенденций в области программ распространения технологий. Эти тенденции также показывают достижение консенсуса по вопросу распространения передового опыта. Программы распространения технологий должны включать меры по обеспечению качества поставщиков услуг, соответствующего обучения консультантов и эффективности местных систем доставки. В США в этой области работают многочисленные центры дополнительного производственного партнерства, которые строго соблюдают правила конкуренции и деятельность этих центров постоянно оценивают внешние эксперты. В австрийской программе MINT эффективная подготовка консультантов для помощи фирмам в разработке стратегических планов модернизации является ключевым фактором, обеспечившим успех программы.

Программы распространения технологий должны в первую очередь ориентироваться на клиентов и пользователей нацелены на удовлетворение меняющихся технических потребностей компаний. Немецкая компания Fraunhofer Society продвигает разработку и распространение технологий через сеть из 46 научно-исследовательских институтов в основном через контракты с фирмами, обратившимися с заявкой на разработку проектов.

Управление. Правительства G7 решили идти по пути улучшения качества работы менеджеров СМП с помощью повышения квалификации или на основе обеспечения широкого доступа к консультационным услугам. Самый удачный опыт в этой области у Японии, которая имеет как высоко развитую систему консультационных услуг, так и колледжи, в которых готовят к работе в СМП.

Доступ к рынкам сбыта. Прежде всего, речь идет о выходе на международные рынки, с одной стороны, и о системе государственных закупок - с другой. Япония имеет наиболее раз-

витую политику и организационную систему, которая базируется на использовании недискриминационных мер, ориентированных на поддержание усилий, предпринимаемых СМП самостоятельно. Политика в этой области направлена на преодоление трудностей, которые испытывают СМП вследствие нехватки квалифицированных кадровых ресурсов, доступа к внешним рынкам и передовым технологиям. Что касается государственных закупок, значительные усилия по увеличению доли малых фирм в получении госконтрактов предприняты США и Австралией.

Помимо огромного опыта, накопленного в сфере бизнес-деятельности в странах ОЭСР, необходимо обратиться и к опыту развивающихся стран. В докладе Группы Всемирного Банка «Ведение бизнеса -2016» отмечается, что многие страны из Содружества независимых государств оказались в числе стран-лидеров по улучшению предпринимательской деятельности [6]. С 2006 по 2015 гг. включительно в странах СНГ было проведено в общей сложности 256 реформ, что говорит о том, что в странах Содружества развитие МСП стимулируется создающими благоприятный предпринимательский климат ценностными ориентирами и мотивациями, главными из которых являются создание правовой базы, регламентирующей развитие МСП, возможности повышения гибкости административного управления, ведение инновационной деятельности, с тем чтобы потенциал МСП мог стать главной предпосылкой развития национальной экономики.

Таким образом, правительство должно разрабатывать эффективную политику, направленную на поощрение и поддержку предоставления рискового капитала, которая должна фокусироваться на: банках развития; схемах обеспечения кредитов; налоговых стимулах; инновациях; правилах, регулирующих инвестиции страховых компаний и пенсионных фондов в частный капитал; предоставлении кредитов по льготным ставкам и т.п. Косвенные меры (политика структурных изменений и поддержки) включают в себя поддержку рынка и правовое регулирование, обучение, стимулирование проведения НИОКР и приватизацию. Государственным органам необходимо интенсифицировать свои усилия для максимально эффективного доведения нормативно-правовой информации до заинтересованных лиц, исключить излишние бюрократические процедуры и адаптировать заявленные программы под меняющиеся нужды МСП.

Список литературы:

1. Pinskaya M.R., Melnichuk M.V., Frumina S.V., Tikhonova A.V. Problems of Creating a Favorable Investment Climate in Russian Regions // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Т. 6.- № S8. - С. 300-306.

2. Ruchkina G.F., Melnichuk M.V. Improvement of Legal Regulation of Bank Lending as a Factor Contributing to the Development of Small and Medium-Sized Businesses in Russia // European Science Review. - 2014. -№ 9-10. - С. 145-149.

3. Ruchkina G., Melnichuk M. Еnergy Saving in the Sphere of State Public Interests // Сб. научн. работ: Integration Processes in the Social, Legal and Economic Spheres of Civil Society. - Canada, Ontario, -2015. - С. 97-105.

4. http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/ Statis-tics_on_small_and_medium-sized_enterprises [режим доступа: 03.03.17]

5. http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015 [режим доступа: 03.03.17]

6. http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016 [режим доступа: 03.03.17]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.