УДК 330.34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10292
ББК 65.290 © М.В. Михеева, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЕГО РАЗВИТИЯ
Маргарита Викторовна Михеева, старший преподаватель кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, кандидат экономических наук, подполковник полиции
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected],
Аннотация. Рассмотрены целевые ориентиры развития сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на период до 2024 г., дана оценка современного состояния развития малого и среднего бизнеса; перечислены основные угрозы экономической безопасности и проблемы развития хозяйствующих субъектов, относящихся к сектору малого предпринимательства в России.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, сектор малого предпринимательства, индивидуальный предприниматель, экономическая безопасность, кредитование субъектов малого бизнеса, государственная поддержка.
ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF THE SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION AND CURRENT PROBLEMS OF ITS DEVELOPMENT
Margarita Viktorovna Mikheeva, Senior Lecturer, Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis, PhD in Economics, Lt. Col. Police
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (117437, Moscow, Academician Volgin St., 12) E-mail: [email protected],
Annotation. Discussed the targets for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2024, assesses the current state of development of small and medium-sized businesses, lists the main threats to economic security and problems of development of economic entities belonging to the small business sector in Russia.
Keywords: small and medium business, small business sector, individual entrepreneur, economic security, lending to small businesses, state support.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Михеева М.В. Оценка современного состояния сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и актуальных проблем его развития. 2019;(5):259-62.
Как следует из Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее Прогноз), разработанного Минэкономразвития России еще в далеком 2012 году, «малое и среднее предпринимательство (МСП) является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Современный динамично развивающийся малый бизнес обеспечивает поддержание конкурентных начал в экономике, что, в свою очередь, способствует созданию новых (более эффективных и производительных) рабочих мест».
Стабильное развитие сектора МСП в долгосрочной перспективе, как отмечается в Прогнозе, предполагает «значительную государственную поддержку, прежде всего малых и средних инновационных предприятий и соответствующих инфраструктурных объектов — кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, венчурных фондов, гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций, выраженную в виде инвестиционных программ, проектов, комплексной кредитной и налоговой политики государства».
Как следует из текста данного Прогноза, стра-
тегическая цель — расширение занятости в секторе МСП, потенциал которого значителен. Так, к примеру, в странах ЕС, малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике.
Отправными (базовыми) показателями были приняты количественные показатели состояния сектора МСП на начало 2012 года. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, в целом по состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации осуществляли деятельность 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. В секторе МСП без учета внешних совместителей было занято 16,8 млн. человек, что составляло почти 25% от экономически активного населения Российской Федерации.
Основными векторами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу были заявлены следующие:
• снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты МСП от избыточных административных барьеров;
• расширение мер имущественной поддержки субъектов МСП (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства — кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других);
• снижение финансовых расходов субъектов МСП, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
• упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
• совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Прогноз предполагал рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза до 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Такой прирост должен был быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.
За счет реализации вышеуказанных приоритетных действий государства в отношении субъектов МСП предусматривалось достижение к 2030 году следующих показателей:
• доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних пред-
приятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, — 32,2 процента;
• количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации (без учета индивидуальных предпринимателей) — 15,7 единиц;
• количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации — 38,2 единиц.
Так, исходя из Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, можно однозначно отметить, что осознание значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста российской экономики, его роли в решении задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития страны по инновационному типу было достигнуто.
Как было задекларировано, принципиальная позиция государства — не оставаться в стороне от накопленного опыта поддержки МСП в странах, в которых качественный вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики несопоставимо выше, чем в текущее время в Российской Федерации. Важно систематически изучать и внедрять лучшие практики их решения, успешно апробированные другими развитыми странами, в первую очередь, в части развития инновационно-технологического потенциала малого и среднего предпринимательства.
Представляется интересным оценить состояние сектора МСП спустя 7 лет, то есть на начало 2019 года. По даннным Федеральной налоговой службы РФ, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России по состоянию на 10.01.2019 года составило 6,04 млн единиц, из которых 3,32 млн индивидуальных предпринимателей. В общей сложности в секторе МСП на начало 2019 года было занято 15,9 млн человек. Как мы видим, количественные показатели на начало 2019 года не только не превосходят аналогичные показатели 2012 года, но даже ниже. Сокращение занятых работников в секторе МСП составило более 5 %. Сокращение количества индивидуальных предпринимателей составило порядка 21 %.
Помимо количественной оценки сектора МСП необходим еще и качественный анализ, к показателям которого следует отнести такой, как количество субъектов МСП, функционирующих более 1 года. Однако такой показатель в качестве ориентиров развития сектора малого бизнеса в России в официальных документах не был выбран, что, на наш
взгляд, снижает информативность оценки эффективности проведенной работы и реализованных государственных проектов по развитию сектора МСП в России.
Уже традиционно основной вектор развития государства задается в «майских указах» Президента РФ. Так, анализ содержания майских указов [1] Президента РФ в 2018 году свидетельствует о том, что основные стратегические задачи лежат, прежде всего, в области демографии, развития здравоохранения, образования, городской среды, науки, цифровой экономики и других направлениях, связанных, в первую очередь, с развитием социальной сферы и повышением благосостояния людей. Развитию малого и среднего предпринимательсва в данном документе отведено, к сожалению, более чем скромное место. И опять же, в качестве ориентиров выбраны увеличение численности МСП до 25 млн. человек, а также увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем объёме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов.
В условиях необходимости поиска новых источников финансирования поставленных Президентом РФ в мае 2018 года целей, касающихся роста благосостояния россиян, налоговая нагрузка на бизнес продолжает увеличиваться. Здесь можно выделить как минимум 2 аспекта.
Во-первых, необходимо отметить тот факт, что рост ставки налога на добавленную стоимость на 2 % привел к росту цен на сырье, потребителем которого являются производственные предприятия, и, как следствие, либо увеличит цену готовой продукции, либо снизит рентабельность бизнеса. Согласно статистическим данным, уже в январе 2019 года рост цен составил более 5%.
Во-вторых, с января 2019 год отменены льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды для предприятий обрабатывающих отраслей, применяющих упрощенный режим налогообложения, то есть основной массы малых и средних предприятий, занятых в сфере обрабатывающего производства. Рост отчислений с 20% до 30 %, которые уплачиваются за счет средств работодателя, неизбежно приведет к снижению нормы рентабельности обрабатывающих производств, которая и до этого не отличалась высоким процентом. Как следствие, уход заработных плат в теневой оборот или сокращение работников и размеров заработных плат и рост безработицы соответственно.
Начало 2019 года ознаменовалось появлением Правительственного плана по упрощению ведения бизнеса в России. План, получивший название «Трансформация делового климата», предусматривает реализацию пакета мер из 130 мероприятий по 12 направлениям деятельности бизнеса: от
регистрации прав на имущество до таможенного администрирования. Реализация запланированных мероприятий должна способствовать снятию ограничений при ведении бизнеса и станет продолжением дерегуляционных «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.
Оценка эффективности выполнения мероприятий, предусмотренных данным Планом, будет производится согласно целевым показателям, установленным до 2024 года. К таким целевым показателям можно отнести, к примеру, сокращение финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности с нынешних средних $588 до $250 в 2024 году за счет перехода на электронный документооборот. В налоговой сфере ориентиром является 30 — я позиция в рейтинге Doing Business по показателю «Налогообложение», в котором Россия в настоящее время занимет 53-ю позицию. Его планируется обеспечить, в частности, за счет распространения системы tax free на все регионы РФ. Представляется, что введение системы tax free на всей территории РФ потенциально рассчитано на повышение туристической привлекательности регионов РФ, и пока не ясно, как должен сработать данный механизм в части повышения России в международном рейтинге легкости ведения бизнеса по позиции Налогообложение.
План по упрощению ведения бизнеса и трансформации делового климата в России в части развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса предусматривает рост объема государственных закупок в секторе МСП как одно из основных мероприятий. До 2024 года предполагается увеличить объем закупок компаний с госучастием у представителей малого и среднего предпринимательства с 2,1 трлн руб. до 5 трлн рублей. Напомним, что в рамках уже существующего нац-проекта по развитию МСП предусмотрено внедрение механизмов «выращивания» поставщиков для участия в таких торгах.
Однако данный план не предусматривает создание стимулов для развития малого и среднего предпринимательства как неотъемлемого элемента рыночной экономики.
В таких мерах явно наблюдается государственный патернализм, который, на наш взгляд, не приведет к созданию многочисленного пласта хозяйствующих субъектов, относящихся к категории малых и отличающихся высокой предпринимательской инициативой.
К основным проблемам малого предпринимательства, по-прежнему, относятся такие, как:
• высокая стоимость кредита в условиях недостатка стартового капитала для начала ведения бизнеса;
• высокая стоимость арендной платы;
• нехватка оборотных средств;
• высокое налоговое бремя и др.
Проведенный анализ, в том числе с использованием ресурса Бизнес-навигатор МСП1, свидетельствует о том, что стоимость кредита под стартап составляет в среднем от 10-12%, кредит в действующий бизнес будет стоить дороже — от 13-15%, стоимость кредита для инвестирования нового проекта в условиях действующего бизнеса также составит не менее 14%. Такой же минимальный процент (от 14%) по кредитным ресурсам придется заплатить в случае обращения в банк для пополнения оборотных средств. При этом приведена нижняя планка процента по кредиту для субъектов МСП в Московском регионе. Как правило, реальная стоимость кредита оказывается по факту выше.
Однако, оценка процентной ставки по кредиту сама по себе не информативна, так как с экономической точки зрения необходимо сравнение стоимости кредита и предполагаемой нормы рентабельности деятельности в сфере МСП. Анализ показателей средней нормы рентабельности по основным видам деятельности, опубликованных Федеральной налоговой службой РФ за 2017 г.2, демонстрирует следующие значения (таб. 1)3:
1 Бизнес-навигатор МСП разработан Корпорацией МСП в рамках информационно-маркетинговой поддержки субъектов МСП. Бизнес-навигатор МСП — это ресурс для предпринимателей, который позволяет в онлайн режиме выбрать конкурентоспособный бизнес в интересующем вас городе или регионе, рассчитать примерный бизнес план, подобрать в аренду помещение, а также получить кредитную поддержку банка.
2 http://www.nalog.ru
3 Приведены виды деятельности, которые получили распространение в секторе МСП
Как видим, разброс нормы рентабельности по основным видам деятельности, которые получили распространение в секторе МСП, колеблется от 4 до 15-16 %, что ниже процентной ставки по кредиту для субъектов малого бизнеса. В таких условиях предпринимательская деятельность становится экономически нецелесообразной и неэффективной.
Подводя итог, следует отметить, что существующие проблемы развития сектора малого и среднего бизнеса в России, по-прежнему, не находят разрешения в правительственных документах и программах, а современные экономические условия не способствуют развитию малого предпринимательства и реализации его потенциала.
Литература
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 года №20-р «Об утверждении Плана мероприятий «Трансформация делового климата».
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
4. Михеева М.В. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях// Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. № 2(8). С. 146-150.
Таблица 1
Вид деятельности Средняя норма рентабельности, %
Обрабатывающие производства (в целом) 11,5
Производство пищевых продуктов 8,4
Производство одежды 13,3
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,7
Производство прочей неметаллической минеральной продукции 10
Строительство 7,2
Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 4,6
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,0
Транспортировка и хранение 9,7
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 4,0
Деятельность в области информации и связи 14,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,5
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4