Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития'

Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5157
1067
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / PROBLEMS OF SMALL BUSINESS / PROBLEMS OF MIDDLE-SIZE BUSINESS / DEVELOPMENT INITIATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротников Денис Сергеевич, Рожкова Надежда Константиновна

В статье представлены результаты исследования, в котором рассматриваются основные определения малого и среднего бизнеса, а также современное состояние и проблемы функционирования. С целью обеспечения стабильного роста и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективах, предложены шесть инициатив. Рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Выявлены ключевые особенности текущего уровня развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, предложен ряд мероприятий, которые необходимо провести для развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воротников Денис Сергеевич, Рожкова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

The article presents the results of a study, which examines the basic definitions of small and medium-sized businesses, as well as the current state and challenges. In order to ensure sustainable growth and development in the short and long-term period the six initiatives have been proposed. We have considered criteria for classifying enterprises to small and medium-sized businesses. Key features of the current level of development of small and medium business in the Russian Federation have been revealed, a number of measures to be undertaken for the development of enterprises has been proposed.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, в котором рассматриваются основные определения малого и среднего бизнеса, а также современное состояние и проблемы функционирования. С целью обеспечения стабильного роста и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективах, предложены шесть инициатив. Рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Выявлены ключевые особенности текущего уровня развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, предложен ряд мероприятий, которые необходимо провести для развития предприятий.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, проблемы малого бизнеса, проблемы среднего бизнеса, мероприятия по развитию малого бизнеса.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Annotation. The article presents the results of a study, which examines the basic definitions of small and medium-sized businesses, as well as the current state and challenges. In order to ensure sustainable growth and development in the short and long-term period the six initiatives have been proposed. We have considered criteria for classifying enterprises to small and medium-sized businesses. Key features of the current level of development of small and medium business in the Russian Federation have been revealed, a number of measures to be undertaken for the development of enterprises has been proposed.

Keywords: small and medium-sized businesses, problems of small business, problems of middle-size business, development initiatives.

В современных условиях малые и средние предприятия являются необходимым элементом экономической системы страны, поскольку именно эти хозяйствующие субъекты существенно влияют на темпы экономического роста, состав номинального и реального валового внутреннего продукта. Развитие понимания малого и среднего бизнеса (МСБ) строилось в основном на количественных составляющих. Согласованного мирового определения на сегодняшний день не существует, хотя основные переменные - правовой статус, сектор, количество сотрудников, выручка, инвестиционная деятельность - рассматриваются в большинстве национальных законодательных документах.

До января 1996 г. в странах Европейского союза (ЕС) малыми и средними предприятиями считались те предприятия, число сотрудников в которых в общей сложности составляет менее 500 чел. со следующей классификацией: микро-предприятия (1-9 сотрудников), малые предприятия (1099 сотрудников) и средние предприятия (100-499 сотрудников). Вышеприведенное определение классифицировало предприятия строго по одному критерию - количество людей, занятых на предприятии, и использовалось лишь для статистических целей. В 1996 г. Европейская комиссия устанавливает новое определение малого и среднего бизнеса, основанное на четырех количественных критериях [11]: общее число работников на предприятии (менее 250 чел.), годовой объем оборота (менее чем 35 млн евро), общая сумма активов баланса предприятия, степень независимости предприятия.

Наиболее употребляемыми и цитируемыми в мировой практике являются трактовки, предложенные Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), согласно которым к малому и среднему бизнесу относят любую компанию в случае, если она: является непубличной (т. е. у компании нет акций, облигаций и векселей, которые котировались бы на фондовых рынках) и осу-

УДК 338.24 Д.С. Воротников Н.К. Рожкова

Denis Vorotnikov Nadezhda Rozhkova

© Воротников Д.С., Рожкова Н.К., 2016

ществляет коммерческую деятельность; не является общественно значимой; составляет финансовую отчетность для внешних пользователей. В стандарте для определения понятия «малые и средние предприятия» не используются количественные критерии, такие как выручка, величина активов, количество наемных работников и т. д. Основным критерием, по которому Совет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) предлагает принимать решение о том, может ли компания использовать вышеуказанный стандарт, является именно «непубличность» компании. В России деятельность малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации» [6]. Согласно вышеуказанному правовому акту субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями к малым предприятиям (численность до 100 чел.), в том числе к микро предприятиям (численность до 15 чел.) и средним предприятиям (численность от 100 до 250 чел.). Отметим, что принципы отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в России аналогичны европейской модели. Так же как в странах ЕС, в РФ введено ограничение по количеству сотрудников, выручке от реализации и предельный размер доли участия в уставном капитале.

Во многих странах установлена средняя предельная численность сотрудников для каждой отрасли. Так, например, в Малайзии для сельского хозяйства и сферы услуг - 50 чел. и 150 чел. для всех отраслей промышленности. В США предельная численность колеблется до 50 для газовой отрасли, 100 для оптовых компаний, 1500 для нефтеперерабатывающих заводов и операторов трубопроводов, телекоммуникационных и авиастроительных корпораций [8]. В России существовала похожая модель с 1995 г. по 2006 г. В ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в статье 3 был введен отраслевой критерий оценки средней численности персонала для малых предприятий: промышленность - 100 чел.; строительство - 100 чел., транспорт - 100 чел., сельское хозяйство - 60 чел., научно-техническая сфера - 60 чел., оптовая торговля - 50 чел., розничная торговля и бытовое обслуживание населения - 30 чел., прочие отрасли - 50 чел. [5]. На наш взгляд, критерий отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу должен быть индивидуален для каждой отрасли, поскольку отрасли экономики неоднородны и им присущи специфические черты. Поэтому мы считаем, что на законодательном уровне необходимо для каждой укрупненной группы по виду экономической деятельности закрепить среднюю предельную численность для малых предприятий (например, сельское хозяйство до 80 чел., добыча полезных ископаемых до 150 чел., торговля до 50 чел. и т.д.).

В глобальном аспекте малые и средние предприятия являются основным фактором экономической деятельности в большинстве развивающихся и развитых экономиках. Точные цифры о количестве трудно установить, так как глобальная база данных фрагментирована и в различных странах критерии отнесения к малым и средним предприятиям отличаются. Исследование Всемирного банка показало, что МСП играют важную роль в большинстве экономик, особенно в развивающихся странах. Вклад МСП в мировую экономику внушителен: 33 % валого внутреннего продукта (ВВП) в странах с развивающейся экономикой и 45 % от общего числа занятых [10]. Отчет компании МсЮ^еу показал, что на развивающихся рынках функционирует от 365 млн до 445 млн микро-, малых и средних предприятий, из которых 25 млн - 30 млн официально зарегистрированы. В развитых странах зарегистрировано примерно 100 млн малых и средних предприятий [9]. Значительной опорой экономик развитых стран является сектор малого и среднего предпринимательства, который, к примеру, в США составляет около 45 %, в странах ЕС около 60 % от всего ВВП стран, в Австрии доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 99,7 % от общего количества. В России этот показатель не превышает 10-12 % [9].

Далее проанализируем современное развитие малого и среднего бизнеса в России и существующие проблемы. Во-первых, отмети, отсутствие какой-либо значимой официальной статистики.

На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики актуальная и значимая информация о субъектах МСБ не представлена: напротив, часто встречаются названия статистических исследований с припиской «без субъектов малого предпринимательства», «без микропредприятий». В декабре 2014 г. Росстат опубликовал сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» (по итогам 2013 г.). Это первое столь масштабное исследование, которое было проведено в России: по его данным в сплошном наблюдении приняло участие более 4,5 млн предпринимателей, однако на письма Росстата, в котором были вложены анкеты с вопросами, не пришло ответа от 1,7 млн респондентов. Большинство их них попросту не были найдены по тем адресам, на которые предприятия были официально зарегистрированы. Таким образом, представленные в исследовании Росстата данные трудно сопоставимы и не информативны, в статистику не вошли данные о микропредприятиях.

Во-вторых, по состоянию на 1 января 2015 г. согласно информации Росстата, в России зарегистрировано 4,5 млн субъектов малого и среднего бизнеса (в 2014 г. этот показатель был 5,6 млн), таким образом, их общее количество сократилось на 19 %. Вклад в экономику данного сектора существенен: около 25 % от общей численности занятых и общего объема оборота продукции и услуг, которые производятся предприятиями по стране. Подавляющее число субъектов малого и среднего предпринимательства являются индивидуальными предпринимателями (62,8 %). Оставшаяся часть -юридические лица, из них 32,7 % - это микропредприятия, 4,2 % - малые предприятия. Доля средних предприятий несущественна - 0,3 % [7]. Подавляющее большинство субъектов МСБ занимается торговлей и оказанием услуг Ключевыми видами деятельности малых и средних предприятий являются оптовая и розничная торговля - более 38,7 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 20,3 % [7].

В-третьих, большинство компаний МСБ не являются «белыми». В этой проблеме переплетается множество факторов: российский менталитет, коррупция государственных чиновников, значительное налоговое бремя и, наконец, различного рода нерыночные механизмы со стороны недобросовестных конкурентов с привлечением коррумпированных чиновников. Например, организация владеет некоторыми активами, обеспечивающими ей конкурентное преимущество - лицензией или контрактом с крупной организацией, недвижимостью в центре города и т.д. Честными способами конкурировать с такими фирмами сложно, поэтому используются различные «грязные» методы, например инициирование проверки налоговых и/или правоохранительных органов, которые могут арестовать счета, инкриминировать совершение преступлений, распространение ложных сведений и рекламы, подделку продукции и т.д.

В-четвертых, существующая система налогообложения предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от использования которых и будет определяться какие налоги должны платить субъекты МСБ. Различные направления бизнеса предполагают различную рентабельность, влиять на которую среди прочих факторов будет также месторасположение бизнеса, однако при определении налоговых ставок законодательные органы используют общий подход к фискальной политике. Результатом является предпочтение субъектов МСБ определенным видам бизнеса, таким как торговля, услуги, что не отвечает политике государства по стимулированию иных направлений экономики. Другим вариантом может стать ведение «теневого бизнеса», что вообще свойственно для экономики России, а учитывая коррумпированность государственной системы, это зачастую оказывается выгодней, чем официальный путь. Еще одной важной проблемой является нестабильность налогового законодательства, в котором практически ежегодно происходят изменения. Любой бизнес связан со стратегией и планированием, и МСБ не исключение, а в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства, неоднозначных положений норм права, которые впоследствии разъясняются Министерством финансов РФ, планировать налоговую нагрузку достаточно сложно, что наряду с тяжелым налоговым бременем является еще одним аргументом в пользу «теневой экономики».

Не подлежит сомнению то, что существующие проблемы, а также кризисные явления в экономике России оказывают значительное влияние на МСП. С 2012 по 2015 гг. прошло массовое закрытие ИП - 2 654 706 прекратило свое существование [7].

Исследование Всемирного банка показывает, что доступ к финансированию является основным сдерживающим фактором для роста малого и среднего бизнеса; без него многие МСП становятся неспособными к дальнейшему развитию, характеризуясь застойными явлениями. МСП по сравнению с крупными корпорациями считаются менее надежными и располагают меньшими возможностями выполнения своих денежных обязательств по кредитам к моменту истечения срока действия кредитного договора. В связи с этим 50 % мировых МСП не имеют доступ к кредитам. Дефицит финансирования становится больше, если данные по микро- и неформальным предприятиям принимаются во внимание. В целом около 70 % всех малых и средних предприятий на развивающихся рынках имеют трудности доступа к кредитам [9]. Похожая динамика наблюдается и в России несмотря на значительные государственные мероприятия по поддержке бизнеса.

Так, Минэкономразвития России реализует государственную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства уже более 20 лет. В феврале 2015 г. Министерством экономического развития РФ была представлена «Стратегия развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г.» для увеличения повышения доступности кредитных ресурсов и формирования единой системы гарантийной поддержки. В настоящее время поддержка МСБ регламентирована Федеральным законом от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ [6], а также рядом других региональных нормативно-правовых актов. В систему господдержки МСБ входит ряд учреждений, в том числе коммерческих: банки, инвестиционные фонды, венчурные фонды, бизнес-школы, общественные организации, государственные учреждения.

На практике реализована программа целевых субсидий малому бизнесу, получение которых зависит от многих факторов. Для Москвы предельное значение размера субсидии составляет полмиллиона рублей, для субъектов федерации - 300 тыс. руб.. Предусмотрены пособия на открытие своего дела для безработных - в виде разовой выплаты 12 максимальных месячных пособий по безработице, примерно около 60 тыс. руб. [6]. Кроме того, предлагаются бесплатные государственные курсы об основах предпринимательства, направленные на улучшение качества экономических, финансовых, управленческих знаний бизнесменов. Городской администрацией предоставляются льготы по аренде, в ряде субъектов РФ субсидируются кредиты по ряду направлений деятельности (например, сельское хозяйство). Устраиваются ярмарки выходного дня, выставки. Созданы фонды, готовые выступить поручителем по договорам лизинга или кредитным договорам. Отметим, что, несмотря на осуществляемые мероприятия, поддержка малого бизнеса остается на довольно низком уровне. Безусловно, 300 тыс. руб. даже для регионов сумма недостаточная, для получения льгот по аренде необходимо пройти аукцион, а курсы для бизнесменов очень поверхностны и в большинстве случаев не затрагивают оценку деятельности малых предприятий с практической стороны, ограничиваясь лишь теоретическими изысканиями.

Нами были выявлены ключевые особенности текущего уровня развития МСБ в Российской Федерации. 1. Низкая эффективность деятельности. Оценка текущей рентабельности продаж (6,1 % для средних, 3,5 % для малых предприятий) показывает, что ее показатель недостаточен для накопления собственного капитала для развития бизнеса. На многих предприятиях наблюдается высокий износ и недостаток основных фондов, низкая инвестиционная активность и интеграция субъектов МСП с крупным бизнесом. 2. Неравномерное распределение субъектов МСП по субъектам Российской Федерации. В некоторых регионах наблюдается высокая степень концентрации (46 % общего количества предприятий), что влияет на экономическое развитие регионов и уровень конкуренции

среди участников рыночных отношений. 3. Количество субъектов МСП в Российской Федерации значительно уступает зарубежным показателям. В развитых странах на 1 тыс. жителей доля занятого населения в секторе в 2-3 раза выше, чем в России.

Ключевым источником средств для МСП является банковское кредитование. Банковские кредиты, предоставляемые в основном региональными банками, являются основным внешним источником финансирования, их доля около 93 %. Лизинговые программы развиваются небольшими темпами, их доля составляет около 5 %. Из-за недоверия банков к субъектам МСП сохраняется тенденция сокращения объемов инвестиционного кредитования и увеличения доли оборотных кредитов. Кредиты в основном выдаются на срок до 1 года, доля таких кредитов в общем объеме кредитования имеет тенденцию к росту. Кредиты выдаются на рефинансирование и оборотные цели, потребность сектора МСП в инвестиционном финансировании удовлетворена на 60 % [6].

Кризисные явления в экономике существенно влияют на деятельность и развитие субъектов хозяйственной деятельности, в том числе из-за сокращения доступа к финансированию. Значительно возрастает стоимость кредитов для предпринимателей. Если в сентябре 2014 г. средняя ставка по кредитам составляла 17-19 %, то в декабре 2014 г. она увеличилась до 25-35 %. В 2015 г. средняя процентная ставка по кредитам МСБ снизилась до 18,8 % годовых, однако она все еще остается довольно высокой. Следовательно, государственная поддержка сводится на нет в условиях кризиса экономики, т.е. в тот момент, когда она особенно необходима.

В рамках стратегии развития национальной гарантийной системы создано Акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», которое было учреждено решением Правительства РФ № 740-р от 5 мая 2014 г. Гарантийная поддержка МСБ запланирована в долгосрочной перспективе с 2014 до 2020 г. Объем планируемой гарантийной поддержки, предоставленной малым и средним предприятиям в рамках национальной гарантийной системы, составляет млрд руб.

В 2013 г. малый бизнес получил кредитов на общую сумму 7,6 трлн руб., уровень кредитования малого и среднего бизнеса в 2014 г. сократился на 6 % до 7,6 трлн руб., как говорится в материалах Агентства кредитных гарантий (АКГ) к заседанию Общественного совета при Минэкономразвития России. За 2014 год уменьшилась доля кредитов, выданных на срок более трех лет - с 15 до 11 %, на срок более 1 года - выросла с 20 до 21 %, а ведь МСБ не хватает как раз длинных и дешевых денег. При этом по данным АКГ более половины (58 %) представителей субъектов малого предпринимательства в дальнейшем прогнозируют ухудшение экономической ситуации [1].

Одной из проблем финансирования МСБ является существование «черного рынка» кредитов, темпы его роста сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 1520 % в год. Зачастую в такие организации обращаются собственники предприятий, которым по тем или иным причинам отказывают в банках и микрофинансовых организациях. Нередко эти люди находятся в трудной финансовой ситуации. Деятельность нелегальных кредитных организаций никем не регулируется, данные фирмы находятся под контролем криминальных элементов, и компания, пользующаяся услугами таких организаций, сразу же рассматривается, как объект для вымогательства и незаконного давления.

Ближайшие перспективы экономики выглядят неутешительно. Закрытые внешние рынки капитала, дефицит ликвидности и ее высокая стоимость, снижение мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, частичная утрата доступа к западным технологиям и оборудованию, сокращение инвестиций в промышленность в условиях постепенного исчерпания возможностей существующих производственных мощностей, а также снижение потребительского спроса на фоне сокращения доходов населения и ожидаемого роста безработицы, вероятно приведут к резкому замедлению темпов развития МСБ. Ведущие рейтинговые агентства Standard&Poor's, Moody's и Fitch

в конце 2014 г. - начале 2015 г. понизили экономические прогнозы, суверенный рейтинг России, рейтинги государственных облигаций РФ, рейтинги некоторых российских регионов и 30 финансовых институтов, вплотную приблизив кредитную оценку к самому низкому уровню. Как ожидается в ближайшее время, Standard&Poor's планирует пересмотр суверенного рейтинга России до уровня ниже инвестиционного.

В ответ на экономические и геополитические вызовы государством предпринимаются меры по стабилизации и улучшению ситуации. В 2014 г. было принято рекордное количество законодательных инициатив, большая часть которых воплотилась в 2015 г. В первую очередь, стоит отметить поручение Президента РФ Владимира Путина, во исполнение которого должны быть подготовлены соответствующие изменения в законодательство РФ, предметом которых будет являться трехлетний мораторий на проведение налоговых и иных проверок субъектов МСБ, которые по итогам прошедших трех лет не имели существенных нарушений законодательства. Указанные изменения ожидаются с середины 2016 г. Одновременно совершенствуются контрольные функции государственных органов, с акцентом на снижение коррупции и злоупотреблений служебными полномочиями: с 1 января 2016 г. создан единый реестр проверок, что стало толчком к обеспечению прозрачности проводимых проверок, их санкционированности (исключение необоснованных проверок) и соответственно более тщательному контролю за ними со стороны органов прокуратуры [3]. Индивидуальные предприниматели, занятые в научной, производственной или социальной сфере, смогут получить налоговые послабления, в случае перехода на упрощенную систему налогооблажения (УСН) или патентную систему налогообложения в течение двух лет после вступления в силу соответствующих законов. Данная законодательная инициатива будет отдана в ведение субъектов РФ. Ставка по указанным налогам может составить 0 % на два налоговых периода [4].

С 1 июля 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предметом которого является детальное упорядочивание процедуры размещения заказов и участия в их получении субъектов МСБ. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять более 18 % годового стоимостного объема договоров, которые заключаются заказчиками по результатам закупок, и не менее 10 % по результатам закупок, участниками которых являлись субъекты малого и среднего предпринимательства [3].

Законодательные инициативы направлены не только на облегчение функционирования малых предприятий; так ужесточатся штрафы за несоблюдение санитарных правил и нарушение прав потребителей. Данное обстоятельство напрямую коснется МСБ, поскольку по данным Росстата микро-и малые предприятия составляют около 75 % от общего числа предприятий, работающих в сфере оказания услуг общественного питания. С одной стороны, повышение штрафов должно дисциплинировать участников данного рынка, с другой стороны, перечень обязательных требований и санитарных норм в совокупности с системой государственного контроля очень далеки от совершенства, что в целом создаст дополнительные трудности микро и малым предприятиям. В ближайшем будущем планируется к рассмотрению законопроект, ужесточающий штрафные санкции за нарушения различных норм законодательства о защите прав потребителей. Размеры штрафов по большинству составов правонарушений увеличатся в среднем в 8 раз и достигнут для индивидуальных предпринимателей 150 тыс. руб., а для юридических лиц - 300 тыс. руб. (за некоторые повторные нарушения - 500 тыс. и 1 млн руб. соответственно). Совершенно очевидно, что взыскание таких штрафов, в условиях непростой экономической ситуации, приведет многие предприятия к банкротству.

Налоговая нагрузка безусловно будет снижаться по некоторым направлениям, но наряду с тем, будет увеличиваться по другим направлениям. Нельзя не отметить введенную с ноября 2014 г.

плату за проезд автомобилей массой свыше 12 т по федеральным дорогам России, которая составляет 3,5 руб. за километр, что создает дополнительные затраты для логистических компаний и соответственно организаций, которые пользуются их услугами. Конечно же компании попытаются переложить все расходы на конечного потребителя, но динамику спроса, особенно на продукты не первой необходимости, предсказать будет несложно.

Очевидно, что в действиях государства нет систематичного вектора. Законодатель предоставляет одни льготы, забирая взамен другие, зачастую в итоге ухудшая положение МСБ. Мы считаем, что для развития МСБ необходимо провести ряд мероприятий. Во-первых, исследовать МСБ России, а именно провести подробные статистические исследования по заданным параметрам, которые не должны носить произвольный характер, а отвечать критериям, позволяющим в последующем использовать полученный информационный ресурс в целях развития и стимулирования МСБ. Во-вторых, разделить степень поддержки направлений деятельности МСБ. Как уже отмечалось, например, торговля и услуги - это около 75 %, соответственно и интенсивность поддержки должна определяться, исходя из приоритетов экономики России. Разумеется, без интеллектуальной поддержки и использования ресурсов университетов не обойтись. В-третьих, необходимо создание единого координирующего центра, с наделением его на законодательном уровне необходимыми полномочиями, и созданием сдерживающей системы во избежание перегибов и злоупотреблений. В-четвертых, следует проработать существующую нормативно-правовую базу, внести соответствующие поправки и изменения. Законодательство по развитию МСБ не должно носить формальный, фрагментированный характер, необходимо, чтобы оно эффективно работало, а нормативные акты не противоречили друг другу. В-пятых, необходимо создание системы развития МСБ или так называемых «бизнес-инкубаторов», роль которых сводилась бы не просто к помощи в получении площадей коммерческой недвижимости и иных льгот. В-шестых, необходимо обеспечить всестороннюю поддержку государства в части финансировании МСБ, включая контроль за коррупцией, защиту от вмешательства различных криминальных формирований, стимулирование стратегических направлений деятельности экономическими методами.

Реализация комплекса вышеуказанных мер и инициатив позволит переломить тенденцию «вымирания» малых и средних предприятий, обеспечивая их стабильный рост и развитие в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Библиографический список

1. АКГ: кредитование малого и среднего бизнеса в РФ в 2014 году сократилось на 6 % [Электронный ресурс] / ТАСС. - 2015. - Режим доступа : http://www.acgrf.ru/pres_ slujba/smi/akg_kreditovanie_malogo_ i_srednego_biznesa_v_rf_v_2014_godu_sokratilos_na_6/?sphrase_id=1310 (дата обращения : 07.05.16).

2. Блинова, У. Ю. Потребительский кредит, его организация и перспективы развития / У. Ю. Блинова, Н. К. Рожкова // Materialy X mezinarodni vedecko-praktika conference «Vedecky prumysl evropskeho kontinentu -2014». - Dil 4. - Ekonomicke vedy. - Praha : Education and Science. - 2014. - С. 57-59.

3. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352. - Режим доступа : Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 15.04.16).

4. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ. - Режим доступа : Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 15.04.16).

5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ. - Режим доступа : Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 15.04.16).

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. - Режим доступа : справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 07.05.16).

7. Предпринимательство. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/ (дата обращения : 11.04.16).

8. Going Beyond Efficiency: The World Bank. 2015 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015 (accessed date : 11.05.16).

9. IFC report, 2010 [Electronic resource]. - Mode of access : www.ifc.org. (accessed date : 10.05.16).

10. Small and Medium Enterprises (SMEs) Finance : The World Bank. 2015 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.worldbank.org/en/topic/financialsector/brief/smes-finance (accessed date : 11.05.16).

11. The proposal of the European Commission from April 3rd, 1996 concerning the definition of the small and medium enterprises (96/280/EC) [Electronic resource] / Official Gazette of the European Community. - 1996. - Mode of access : http://www.ifrs.org/ifrs-for-smes/Pages/IFRS-for-SMEs.aspx (accessed date : 10.05.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.