Научная статья на тему 'Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России'

Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / BANK LENDING / КРЕДИТНЫЕ ГАРАНТИИ / LOAN GUARANTEES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткалич Яна Евгеньевна

Малый и средний бизнес является важнейшим элементом экономики и, при этом, наиболее уязвимым субъектом отношений. Статья посвящена анализу продуктов и технологий современных государственных кредитных институтов в части финансирования субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях Российской Федерации. Внедрение единых стандартов работы и унификации правил взаимодействия бизнеса, банков и государства рассматривается в статье в качестве центрального звена формирующейся в России инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России»

СТАНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ Ткалич Я.Е. Email: [email protected]

Ткалич Яна Евгеньевна - магистрант экономических наук, кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, специалист по маркетингу торговых каналов, ООО «Пивоваренная компания Балтика», г. Санкт-Петербург

Аннотация: малый и средний бизнес является важнейшим элементом экономики и, при этом, наиболее уязвимым субъектом отношений. Статья посвящена анализу продуктов и технологий современных государственных кредитных институтов в части финансирования субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях Российской Федерации. Внедрение единых стандартов работы и унификации правил взаимодействия бизнеса, банков и государства рассматривается в статье в качестве центрального звена формирующейся в России инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, банковское кредитование, кредитные гарантии, государственная поддержка.

FORMATION OF THE INFRASTRUCTURE OF STATE CREDIT SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA Tkalich Y^E.

Tkalich Yana Evgenievna - Graduate Student of economic sciences, DEPARTMENT OF CORPORATE FINANCE AND BUSINESS EVALUATION, ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF ECONOMICS.

TRADE-MARKETING SPECIALIST, LLC "BALTIKA BREWERIES", ST. PETERSBURG

Abstract: small and medium business is the most important element of the economy and, at the same time, the most vulnerable subject of relations. The article is devoted to the analysis ofproducts and technologies of modern state credit institutions in terms offinancing small and medium-sized businesses at the regional and municipal levels in the Russian Federation. The introduction of unified standards of work and unification of the rules for interaction between business, banks and the state is seen in the article as the central link of the emerging infrastructure in Russia for supporting small and medium-sized businesses. Keywords: small and medium business, bank lending, loan guarantees, state support.

УДК33. Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки

Малое предпринимательство - необходимый и неотъемлемый элемент рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места, способствующий самореализации населения. При этом, являясь достаточно мобильным и хорошо приспособляемым к изменяющейся конъюнктуре рынка, оно оказывается наиболее уязвимым по сравнению с крупным бизнесом, что обусловливает необходимость изыскания действенных инструментов и институтов его финансирования, государственной поддержки.

По данным реестра ЕГРЮЛ и ЕГРИП ФНС РФ на 01.01.2018 в России насчитывается более 7,58 млн коммерческих организаций (см. таблицу 1).

Наибольшую долю числа зарегистрированных предприятий в 2017 г. составляли «микро-предприятия», а также индивидуальные предпринимательства, относящиеся к субъектам МСБ в РФ [1].

Таблица 1. Число зарегистрированных коммерческих организаций на территории РФ [1]

01.01.2013 01.01.2014 01.01. 2015 01.01.2016 01.06.2017 01.01.2018

Полные товарищества 354 330 298 253 207 189

Товарищества на вере 534 501 498 497 410 367

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью 3 600 128 3 694 607 3 779314 3 963 103 3 713 923 3 597 542

Акционерные общества 170 538 163 348 142 366 126 074 95 982 86 440

Производст венные кооперативы 18 023 31 518 28 448 21 650 14 125 13 111

Прочие коммерческие организации 54 457 19 687 16 147 15 535 14 091 12 918

Индивидуальные предприниматели 4 023 779 3 511813 3 550 981 3 640 230 3 813 348 3 847 534

Основными видами деятельности предприятий МСБ на протяжении последних лет являются предоставление услуг (более 35,4%) и торговля (39,6%). Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте в России находится на уровне 20-21%. Вместе с тем уровень обеспеченности малых предприятий основными средствами остается низким. Малые компании владеют только 5-6% от общего объема основных средств и формируют около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал.

Слабая материальная база сдерживает долю сектора малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в пределах 20-21%, что существенно ниже мирового уровня и сложившегося внутреннего потенциала и запросов страны. Сложившаяся ситуация обусловила необходимость выделения приоритетных сфер развития малого бизнеса (промышленное производство, сельское хозяйство, инновации и т.п.), а также раз работку системы мер его государственной поддержки: финансовой, имущественной, информационной, консультативной, кадровой, в том числе в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [2].

В финансовой сфере в этом контексте особое место занимает активно формирующаяся система кредитования и гарантийной поддержки со стороны государства. На федеральном уровне она представлена Программой льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемой государственной структурой «Корпорация МСП». На региональном и муниципальном уровне в эту систему включаются коммерческие банки, региональные гарантийные фонды,

микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные кооперативы и т.п. Основная цель - улучшение условий банковского кредитования, создание режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса, его стабильности на финансовых рынках.

Базовым институтом такого рода в России является входящая в структуру Корпорации МСП государственная структура АО «МСП Банк», через которую в рамках государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется распределение выделенных государством средств между уполномоченными коммерческими банками, а также организациями инфраструктуры (факторинговыми и лизинговыми компаниями; микрофинансовыми организациями).

Двухуровневый механизм финансовой поддержки (МСП Банк - 1 уровень; банки и организации инфраструктуры - 2 уровень) позволяет Банку разнообразить ее виды и предоставлять ее большему количеству предпринимателей во всех регионах России (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизм финансовой поддержки МСП Банка [3]

Соответственно, МСП Банк осуществляет на территории РФ в отношении малого бизнеса:

• межбанковское кредитование (предоставляются банками-партнерами субъектам МСБ);

• предоставление микрозаймов микрофинансовым организациям;

• государственные и муниципальные субсидии для малых предприятий;

• лизинг;

• факторинг;

• банковские гарантии.

Деятельность МСП Банка распространяется на субъекты, соответствующие критериям отнесения предпринимательских структур к категории малого бизнеса в соответствии с требованиями Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209ФЗ (см. таб. 2).

Не предоставляется финансирование кредитным, страховым, небанковским кредитным организациям, инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам РЦБ, ломбардам; участникам соглашений о разделе продукции; предприятиям игорного бизнеса; предприятиям, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых); нерезидентам РФ.

Максимальная годовая выручка микро-предприятий (млн руб.) 60

Максимальная численность персонала микро-предприятий (чел.) 15

Максимальная годовая выручка МСБ (млн руб.) 400

Максимальная численность персонала для МСБ (чел.) 100

Максимальная доля собственников МБ, не относящихся к МБ 25%

На текущий момент МСП-Банк имеет 112,13 млрд руб. работающих активов [5]. По состоянию на 25.12.2017 на цели развития отечественного МСБ субъектами малого и среднего предпринимательства было выбрано более 107 млрд руб. (из выделенных в 2017 г. Банком России 175 млрд. руб.), из которых 88,83 млрд руб. - через уполномоченные банки под поручительства Корпорации МСП и 18,24 млрд руб. - через МСП Банк. Ключевыми условиями Программы в 2017 были: процентная ставка 10,6% для субъектов малого бизнеса и 9,6% - для субъектов среднего бизнеса; срок льготного фондирования до 3 лет при размере кредита от 5 млн. руб. до 1 млрд руб. [6].

Если рассматривать структуру портфеля поддержки в рамках реализации Программы, руководствуясь региональным аспектом, то наибольшая доля кредитного портфеля на 25.12.2017 была распределена между субъектами Центрального Федерального округа, 31% (высокий удельный вес г. Москвы), на втором месте оказался Приволжский ФО с 23% в общем кредитном портфеле поддержки. В 2017 г. наиболее часто в государственную структуру поддержки МСБ обращались владельцы бизнеса, связанного с предоставлением услуг (39%), 28% собственников промышленного производства, 15% кредитов было направлено на развитие торговли и 12% - сельского хозяйства.

При этом, следует отметить, что вне Программы, по данным Банка России, структура кредитов была иной: 70% всех предоставленных коммерческими банками субъектам малого и среднего бизнеса кредитов являлись краткосрочными (до 1 года). Данное обстоятельство говорит о том, что МСП Банк предоставляет кредиты преимущественно на развитие бизнеса, тогда как в коммерческие банки владельцы малого бизнеса обращаются с целью пополнения оборотных средств для осуществления текущей деятельности, а также устранения кассовых разрывов.

В рамках «Стратегии развития Национальной гарантийной системы (НГС) поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2020 г. функционирует трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП, включающая в себя: АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации (РГО) [7].

Внутри Корпорации МСП помимо кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства происходит реализация независимых гарантий и поручительств напрямую Корпорацией, а также через Банки-Партнеры. По состоянию на 25.12.17 объем выданных гарантий и поручительств в рамках НГС составил 132,69 млрд руб., что на 32 млрд руб. больше, чем в 2016 году [6].

АО «Корпорация «МСП» фокусирует свои усилия на предоставлении гарантий субъектам МСП в рамках реализации средних и крупных проектов, целевых программ. Приоритетными задачами АКГ являются обеспечение непрерывности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, удешевление его кредитного финансирования, расширение возможности получения банковского инвестиционного кредитования. Основные виды предоставляемых гарантий: прямые, контргарантии и синдицированные гарантии.

Гарантии имеют схожие условия предоставления (сроки, цели, ставку) для всех субъектов МСБ. Основные различия данных сопутствующих кредиту продуктов заключаются в объеме ответственности между Корпорацией МСП и региональными гарантийными организациями, составляющими инфраструктуру гарантийно-кредитного обеспечения.

Основные условия предоставления гарантийных продуктов: (а) целевое назначение гарантий приобретение основных средств в собственность или долгосрочную аренду; увеличение и создание основных средств (включая строительство, реконструкцию, ремонт); финансирование на цели модернизации и инновации субъектов МСБ; (б) срок действия гарантии - не более 7 лет; (в) валюта гарантии - рубли РФ; (г) максимальный объем гарантии - 1 млрд руб.; (д) плата за гарантию - до 1,25% годовых от суммы гарантии (за период действия); (е) гарантийное событие (дефолт) - это неисполнение принципалом (заемщиком МСБ) обязательств по гарантируемым договорам кредитного характера в течение 90 дней.

Следует отметить, что портфель гарантийных продуктов Корпорации МСП разработан, исходя из нынешней конъюнктуры кредитного рынка, и отвечает современным запросам предпринимателей, что крайне способствует налаживанию процесса кредитования малого бизнеса и стабилизации экономики страны в целом. Одной из приоритетных задач Корпорации является содействие снижению процентной ставки по кредитам для малого бизнеса, что нашло отражение в Постановлении Банка России о присвоении гарантиям данной структуры первой категории качества обеспечения и позволило снижать конечную процентную ставку по кредитам для малого заемщика. В перспективе у банков-партнеров Корпорации МСП появится возможность рефинансирования предоставленных малому бизнесу кредитов, обеспеченных гарантиями Корпорации в Банке России [8]. Корпорация планирует наращивать объемы предоставления гарантий совместно с банками-партнерами при поддержке субъектов РФ, а также расширять собственную продуктовую линейку.

Итак, ключевыми показателями деятельности Корпорации МСП согласно стратегии развития до 2019 г. являются [7]:

1. Прирост высокопроизводительных рабочих мест в сфере МСБ - до 120 тысяч.

2. Прирост инвестиций в основной капитал субъектов МСБ за счет привлеченных кредитных продуктов, обеспеченных гарантиями/контргарантиями Агентства, - не менее 400 млрд руб.

3. Динамика увеличения предоставленных Агентством гарантий/контргарантий до 6256 гарантийных продуктов на сумму 346,6 млрд руб. в 2019 году.

В целом формирование Национальной гарантийной системы будет способствовать внедрению единых стандартов работы и унификации правил взаимодействия бизнеса, банков и государства. А складывающийся механизм взаимодействия Корпорации МСП с Банками-партнерами при поддержке субъектов РФ, как представляется, сможет стать центральным звеном формирующейся в России инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

Список литературы /References

1. Статистика по государственной регистрации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ (дата обращения: 10.01.2018).

2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Презентация о МСП Банке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/mspbank_about-2016-10.pdf/ (дата обращения: 10.01.2018).

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

5. МСП Банк за 3 квартал более чем вдвое нарастил объем финансирования субъектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/info/pres s_center/news24/postid/own_news/9278 (дата обращения: 10.01.2018).

6. Цифры и факты: материалы о ходе оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).

7. Целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).

8. Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами (утв. Банком России 12.11.2007 г 312П) в ред. от 11.07.2014 // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.