Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса'

Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2847
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротаева Наталья Владимировна, Чеглова Елена Анатольевна

Статья посвящена аспекту поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Внимание уделяется вопросу дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России, росту его вклада в ВВП страны. В статье рассмотрен планируемый в соответствие с концепцией социально-экономического развития уровень развития МСБ в долгосрочной перспективе, вклад МСБ в национальную экономику страны к 2020 г. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Проанализированы намеченные в ближайшие годы направления поддержки малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, как с помощью наращения финансовых вложений, так и путем структурных изменений в деятельности институтов, осуществляющих поддержку малого и среднего бизнеса. Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем поддержания благоприятного макроэкономического климата в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES

Article is devoted to aspect of support of small and medium business from the state. The attention is paid to a question of further development of small and medium business in Russia, to growth of its contribution to country gross domestic product. In article planned in compliance with the concept of social and economic development level of development in long-term prospect, SMB contribution to national economy of the country by 2020 is considered. The characteristic of a number of the actions directed on support of small and medium business is given. The directions of support of small and medium business planned in the next years are analyzed. On the basis of the conducted research a number of existing problems in this sphere is revealed. The solution of these problems, both by means of accretion of financial investments, and by structural changes in activity of the institutes which are carrying out support of small and medium business is proposed. Also the state can make positive impact on small and medium business not only through crediting support, but also by maintenance of favourable macroeconomic climate in the country.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса»

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Н. В. КОРОТАЕВА, Е. А. ЧЕГЛОВА

Статья посвящена аспекту поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Внимание уделяется вопросу дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России, росту его вклада в ВВП страны. В статье рассмотрен планируемый в соответствие с концепцией социально-экономического развития уровень развития МСБ в долгосрочной перспективе, вклад МСБ в национальную экономику страны к 2020 г. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Проанализированы намеченные в ближайшие годы направления поддержки малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, как с помощью наращения финансовых вложений, так и путем структурных изменений в деятельности институтов, осуществляющих поддержку малого и среднего бизнеса. Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем поддержания благоприятного макроэкономического климата в стране.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, государственная поддержка.

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

В соответствие с долгосрочной стратегией социально-экономического развития России до 2020 г., планируется увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 г. до 60-70 % [8]. Именно такую задачу поставил Президент России перед правительством. Заметим, речь идет не об абсолютном приросте товаров и услуг, порой мало что говорящем. Задача поставлена более дальновидно. Ее решение должно показать, в искомых ли направлениях развивается малое и среднее предпринимательство (МСП), растет ли его вклад в национальную экономику - все это более точно передает отношение добавленной стоимости, наработанной предприятиями малого бизнеса, к внутреннему валовому продукту страны [1].

На первом этапе реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. пре-

дусмотрена структурная диверсификация малого и среднего бизнеса, успешность которой тесно связана с развитием кредитования. Кредитование субъектов малого бизнеса (МБ) постоянно растет. Однако, по оценкам специалистов, потребность предприятий МБ в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20-30 %. При этом 43 % всех выданных кредитов сосредоточено в Центральном округе РФ, а из них 29 % - в Москве [11].

Среди субъектов МБ приоритет в получении кредита имеют фирмы и компании, работающие в областях посреднических операций, торговли, питания и транспорта. Кредиты, предоставленные посредническим организациям, по итогам 2012 г. составляют 29 %, торговле - 24%, промышленности - 16 %, сельскому хозяйству - 9 %, строительству - 8 %, прочие - 14 % [11]. Удельный вес предоставленных промышленному производству кредитов остается незначительным. Если взять эти цифры в масштабах всей банковской системы, то процент будет еще ниже. Новые предприятия, как правило, не могут выступать субъектами кредитования, так как одно из условий выдачи ссуд -деятельность не менее 6 месяцев (а в отдельных случаях - не менее трех лет). Именно по этой причине сложно получить кредит на открытие бизнеса, или для, так называемых, start-up. Такой порядок не соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития, пред-

полагающей сокращение административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса [5].

По данным Фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время внедрением инноваций занимается всего лишь 4-5 % отечественных предприятий, в то время как в развитых странах, таких как США, Франция, Германия, Япония в данной сфере задействовано от 70 до 82 % предприятий.

Как следует из вышесказанного, необходимо расширить круг кредитуемых субъектов МБ, ориентируясь в основном на кредитование инновационного и нового бизнеса. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть поддержку предприятий малого бизнеса, оказываемую со стороны государства.

В рамках исполнения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (ст. 17), Постановления Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», а также Заявления Правительства РФ № 1472п-П13 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», представители МБ могут получить кредиты по льготной процентной ставке или с последующей компенсацией разницы в процентных ставках по кредиту и ставкой рефинансирования Центрального банка. Но доступность таких кредитов существенно ограничена дополнительными условиями кредитования. Например, одним из условий является обязательное участие в проекте одновременно с бюджетными средствами собственных и других источников. А как мы знаем, малые предприятия, как правило, обладают небольшим капиталом, по крайней мере, на начальном этапе своей деятельности. Также субсидирование процентных платежей предоставляется при кредитовании инновационных проектов, затрат на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности, на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставка, ярмарка, конференция) [4].

Также следует отметить, что на постоянном контроле у Правительства РФ находится и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. Основной целью имущественной поддержки является сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства арен-

дуемых ими помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, и предоставление им преимущественного права на выкуп этих помещений. Региональными законами устанавливаются предельные значения площади арендуемого имущества и срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Таким образом, создаются необходимые условия для использования субъектами малого и среднего предпринимательства своего преимущественного права на выкуп арендуемых помещений.

В целом, одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки предприятий малого бизнеса является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, также предоставляются молодежные гранты.

Молодежный грант является субсидией, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности [10].

Молодежные гранты предоставляются в размере 250 тыс. руб. на одного получателя поддержки. Получателем в данном случае является физическое лицо после пройденного краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, предусматривающего софинансирование начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на его реализацию в размере не менее 15 % от размера Молодежного гранта. Бизнес-проект оценивается комиссией с участием представителей некоммерческих организаций, которые выражают интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в порядке, установленном администрацией области [2].

Участниками другой государственной программы поддержки МБ стали Государственная корпорация «Внешэкономбанк» и немецкая банковская группа KfW. В рамках этой программы KfW предоставляет российским банкам долгосрочные кредиты для кредитования предприятий МБ, а Внешэкономбанк выступает по ним гарантом. Предполагаемый объем кредитования составляет 200 млн евро, кредиты предоставляются в евро. При всех достоинствах данной программы ее реализация будет сопряжена с дополнительными рисками. Российские кредитные организации будут вынуждены конвертировать средства, по-

лученные в евро, в рубли. В результате банки будут опасаться предоставлять кредиты на длительные сроки либо станут учитывать валютные риски в уровне процентной ставки. В каждом из этих случаев цели программы не смогут быть реализованы в полной мере [12].

Последующие шаги по поддержке кредитования МБ в рамках государственных программ включают дальнейшее снижение стоимости ресурсов, смягчение предъявляемых к предприятиям требований, предоставление льготных условий при кредитовании инновационных проектов, а также предоставление кредитов лизинговым компаниям и микрофинансовым организациям.

Несмотря на все меры, предпринимаемые со стороны государства для поддержки малого бизнеса и положительную динамику кредитования данного сектора в 1 квартале 2013 г., само качество роста имело негативные тенденции, так как рост рынка кредитования осуществлялся за счет коротких небольших кредитов предприятиям, работающим в сфере торговли. Можно сделать вывод, что перекос в сторону таких кредитов стимулирует в большей степени импорт, чем реальный сектор экономики, и тем самым оказывает негативное влияние на динамику ВВП [7].

Как показала экономическая действительность, механизмы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса столкнулись с системной проблемой - убывающей отдачей от вливания финансовых ресурсов. Уже достигнутые объемы господдержки - порядка 2-3 % рынка - на рынок кредитования МСБ серьезного влияния не оказывают. Все три основных канала госпомощи - Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), гарантийные фонды и микрофинансовые организации с государственным капиталом - встретились со структурными ограничениями.

Сила и слабость портфеля МСП Банка заключается в его ориентации на провалы рынка - кредитование производств, в первую очередь, инновационных, либо осуществляющих инновационные проекты. Сила как раз в том, что такие кредиты зачастую банкам за счет своих средств в условиях дорогого фондирования кредитовать неинтересно, и МСП Банк здесь активно способствует модернизации. Слабость заключается в том, что таких проектов, к сожалению, не так много. Большинство банков не смогли указать сколько-нибудь существенные объемы инновационного кредитования. Это приводит к тому, что портфель МСП Банка растет в среднем на уровне общего роста рынка кредитования МСБ. Одним из нов-

шеств призвано стать разделение кредитных рисков между банками и МСП Банком. Сделано это будет в формате совместного кредитования субъектов МСБ, когда часть ссуды будет выдаваться непосредственно с баланса МСП Банка. Это должно простимулировать рост кредитной активности банков в инновационном сегменте рынка. Есть и сложности - опыт МСП Банка по оценке кредитоспособности заемщиков ограничен, на первых порах потребуются значительные инвестиции в бизнес-процессы и инфраструктуру. Выход МСП Банка на поле разделения рисков (традиционное для гарантийных фондов) - одна из первоочередных задач для преодоления структурных ограничений двухуровневой модели финансирования кредитования МСБ [3].

Гарантийные фонды во многих регионах поставлены в ситуацию низкой диверсификации гарантийного портфеля по банкам. Круг местных кредитных организаций, работающих с МСБ и готовых взаимодействовать с фондами, достаточно узок, в то же время фондам нужно активно раздавать гарантии - в этом их предназначение. В итоге фонд ставится в зависимость от кредитной политики нескольких банков и, если она не совсем адекватна, несет повышенные риски. Более того, некоторые банки активно пользуются проблемой риска недобросовестного поведения, риска снижения ответственности и специально направляют фондам заемщиков с повышенными рисками. Как следствие, некоторые гарантийные фонды фактически используются банками для улучшения своих риск-профилей. Способ борьбы -требование права перехода залога от банка фонду по дефолтному заемщику - сильно ограничивает круг потенциальных клиентов фондов. При этом задача стимулирования кредитования МСБ, стоящая перед фондами, выполняется не полностью. Региональные ограничения приводят к тому, что местные власти вынуждены поручать гарантийным фондам множество других задач, в частности, микрофинансирование, проведение всевозможных выставок, конференций и т. д. Гарантийные фонды в регионах с небольшим набором банков - фактически заложники слабого развития кредитования МСБ. Зато при развитии рынка кредитования в целом они смогут обеспечить значительный мультипликативный эффект.

Сегмент государственных микрофинансовых организаций близок к стагнации из-за жестких ограничений приказа Минэкономразвития № 223. Микрофинансовые организации с государственным финансированием могут принимать на себя только очень небольшие риски. Из-за этого они

вынуждены работать на очень специфическом сегменте рынка кредитования малого бизнеса. Приказ № 223 Минэкономразвития, в частности, требует от них маржи не более 10 %, срока кредитования до 12 мес. и среднего размера займа менее 700 тыс. руб. Пул качественных заемщиков, потребности которых подходили бы под эти требования, крайне мал. Более того, значительная часть микрофинансовых организаций столкнулась с тем, что таких заемщиков на региональных рынках не осталось: либо они уже охвачены программой, либо перешли в местные банки, активно развивающие программы микрокредитования. В итоге микрофинансовые организации вынуждены лавировать между требованиями к портфелю и необходимостью освоения бюджетных средств [6].

Изменить сложившуюся ситуацию и даже добавить рынку еще 2-3 п. п. к темпам роста в 2014 г. можно, если реализовать уже ранее заявленные меры:

- создание федерального гарантийного фонда, который позволит предпринимателям получать больше кредитов на выгодных условиях, а банкам - повысить качество активов, что должно оказать благоприятное воздействие и на инвестиционный климат страны. Предполагается, что данный фонд будет координировать работу региональных гарантийных фондов, региональных микрофинансовых организаций, выдавать контргарантии и прямые гарантии субъектам МСБ, а также взаимодействовать с международными организациями;

- использование средств Фонда национального благосостояния (около 100 млрд руб. ежегодно). Но министр финансов Антон Силуанов раскритиковал идею выделять денежные средства из ФНБ на кредиты малому и среднему бизнесу, так как считает, что это высокорисковые операции, а лимит на подобные активы у ФНБ исчерпан;

- расширение Ломбардного списка Банка России. Эксперты предлагают обеспечить возможность рефинансирования банков со стороны Банка России путем включения бумаг, выпускаемых специализированным финансовым обществом по сделкам секьюритизации, в ломбардный список регулятора. Такие бумаги с присвоенными рейтингами могут быть включены в ломбардный список ЦБ, что обеспечит надежность этих инструментов для инвесторов и даст возможность банкам на постоянной основе получать средства на развитие программ кредитования малого бизнеса [6].

Ряд анонсированных государством мер поддержки может не только улучшить структуру кредитов МСБ, но и обеспечить рынку в 2014-

2015 гг. дополнительный прирост в 200-300 млрд руб. Реализация данных мер должна повысить доступность долгосрочного банковского фондирования для предприятий реального сектора, а также окажет поддержку ВВП за счет сдерживания импорта.

Экстенсивное увеличение объемов господдержки кредитования МСБ должно идти вместе с преодолением структурных проблем. Необходимо внедрение отраслевых стандартов работы институтов, через которые осуществляются вливания средств и изменение законодательства под фактически сложившиеся условия работы на рынке.

Ключевая задача государства для обеспечения уверенного роста кредитования малого и среднего бизнеса заключается в снижении налогового бремени и обеспечении макроэкономической стабильности [13].

Итак, малый и средний бизнес выступает гарантом социально-экономической стабильности в стране, быстро адаптируется к изменяющимся условиям. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к формированию среднего класса, стабилизации социально-экономического положения в стране, увеличению числа наукоемких предприятий, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать укреплению экономических позиций РФ. Именно поэтому поддержке малого и среднего бизнеса уделяется такое внимание со стороны государства. Российская Федерация реализует с иностранными партнерами совместные программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого же разработан ряд законодательных актов внутри страны. Основная поддержка осуществляется через Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, гарантийные фонды и микрофинансовые организации с государственным капиталом.

Отметим, что механизмы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса столкнулись с проблемой убывающей отдачи от вливания финансовых ресурсов. Для улучшения ситуации предполагается использовать средства Фонда национального благосостояния, также Банк России разработал план по развитию рефинансирования банков под залог ценных бумаг, в которые упакованы кредиты МСБ. Помимо этого, планируется создание Федерального гарантийного фонда, который будет находиться во главе национальной гарантийной системы. В случае реализации планов правительства и Банка России в сочетании с макроэкономической стабильностью и ускорением темпов роста ВВП до 3 % в 2014 г. по прогнозу Минэкономразвития, можно

ожидать, что темп прироста кредитования МСБ может достигнуть 18 %.

Литература

1. Буев В. Сбились со счета // РГ-Бизнес (Бизнес и власть). 2011. № 824(42).

2. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: http://www.invest-tambovregion.ru

3. Качество кредитов МСБ: временное улучшение. URL: http://raexpert.ru

4. Кредитный портал КредитБизнес.т. URL: http://www. kreditbusiness.ru

5. Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России: монография / под ред. Н. Э. Соколинской и Л. М. Куприяновой. М., 2011.

6. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: тотальный банкинг. URL: http://www.banki.ru

7. Кредитование МСБ в I квартале 2013 года: перекошенный рост. URL: http://raexpert.ru/researches

8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р). URL: http://base.garant.ru

9. Полунин Л. В. Развитие региональной экономики в посткризисный период // Социально-экономические процессы и явления. 2010. № 12.

10. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 годы: утв. администрацией Тамбовской области от 26 сентября 2011 г. № 1298 // Тамбовская жизнь. 2011.

11. Российский статистический ежегодник, 2012 г. URL: http://www.gks.ru

12. Соколинская Н. Э. Особенности механизма кредитования предприятий малого бизнеса // Финансовый журнал. 2013. № 3.

13. Чернышова О. Н., Федорова А. Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления

и процессы. 2012. № 11.

* * *

MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES

N. V. Korotayeva, Ye. A. Cheglovа

Article is devoted to aspect of support of small and medium business from the state. The attention is paid to a question of further development of small and medium business in Russia, to growth of its contribution to country gross domestic product. In article planned in compliance with the concept of social and economic development level of development in long-term prospect, SMB contribution to national economy of the country by 2020 is considered. The characteristic of a number of the actions directed on support of small and medium business is given. The directions of support of small and medium business planned in the next years are analyzed. On the basis of the conducted research a number of existing problems in this sphere is revealed. The solution of these problems, both by means of accretion of financial investments, and by structural changes in activity of the institutes which are carrying out support of small and medium business is proposed. Also the state can make positive impact on small and medium business not only through crediting support, but also by maintenance of favourable macroeconomic climate in the country.

Key words: small and medium business, social and economic development, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.