Научная статья на тему 'Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и решения'

Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6356
1077
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРЕДИТОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ КРЕДИТОВ / МЕХАНИЗМ СУБСИДИРОВАНИЯ КРЕДИТОВ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SCALE BUSINESSES / SMALL BUSINESS / LENDING AND LOAN AVAILABILITY / LOAN SUBSIDY MECHANISM / SURETYSHIP OF GUARANTEE ORGANIZATIONS / FEDERAL CORPORATION FOR DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капранова Людмила Дмитриевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей и тенденций кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. Предмет исследования кредитование МСБ в современной России. В статье приводятся результаты исследования статистического материала, характеризующего развитие системы кредитования МСБ, основные тенденции и роль банковской системы, а также государства в этом процессе. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные и качественные характеристики процесса кредитования МСБ, выявить в этом процессе роль банковской системы, а также определить регулирующую роль государства. Сделан вывод о необходимости расширения кредитования и повышения доступности кредитов для МСП, увеличения доли МСБ в ВВП страны, развития и совершенствования системы квотирования, участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LENDING TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The paper addresses the specifics and trends in lending to small and medium-scale businesses (SMB) in Russia. The subject of research is lending to SMB companies in modern Russia. The paper summarizes the results of studying statistical data characterizing the development of lending to the SMB, the main trends and the role of the banking system and the state in this process. Based on the statistical data, quantitative and qualitative characteristics of SMB lending procedures were obtained, the role of the banking system was identified and the regulatory role of the state in the process determined. It was concluded that expanding the lending to SMB companies and easier access to loans, increasing the share of the SMB in the country’s GDP, development and improvement of the system that regulates participation quotas of small businesses in procurements of natural monopolies and government corporations are needed.

Текст научной работы на тему «Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и решения»

УДК 336.71

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

КАПРАНОВА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: KLD-Home@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей и тенденций кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. Предмет исследования - кредитование МСБ в современной России. В статье приводятся результаты исследования статистического материала, характеризующего развитие системы кредитования МСБ, основные тенденции и роль банковской системы, а также государства в этом процессе. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные и качественные характеристики процесса кредитования МСБ, выявить в этом процессе роль банковской системы, а также определить регулирующую роль государства. Сделан вывод о необходимости расширения кредитования и повышения доступности кредитов для МСП, увеличения доли МСБ в ВВП страны, развития и совершенствования системы квотирования, участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; малый бизнес; кредитование и доступность кредитов; механизм субсидирования кредитов; поручительства гарантийных организаций; Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства.

Lending to Small and Medium Businesses: Problems and Solutions

LUDMILA D. KAPRANOVA, PhD (Economics), associate professor the Investments and Innovations Department, Financial University

The paper addresses the specifics and trends in Lending to small and medium-scale businesses (SMB) in Russia. The subject of research is Lending to SMB companies in modern Russia. The paper summarizes the results of studying statistical data characterizing the development of lending to the SMB, the main trends and the role of the banking system and the state in this process. Based on the statistical data, quantitative and qualitative characteristics of SMB lending procedures were obtained, the role of the banking system was identified and the regulatory role of the state in the process determined. It was concluded that expanding the lending to SMB companies and easier access to loans, increasing the share of the SMB in the country's GDP, development and improvement of the system that regulates participation quotas of small businesses in procurements of natural monopolies and government corporations are needed.

Keywords: small and medium-scale businesses; small business; lending and loan availability; loan subsidy mechanism; suretyship of guarantee organizations; Federal Corporation for Development of Small and Medium Entrepreneurship.

Роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях

В последние годы в результате финансового кризиса ухудшилось состояние многих организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), которые

рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений развития российского общества. Обладая производственной гибкостью и самостоятельностью в принятии решений по выбору стратегии развития, МСП могут оперативно реагировать на происходящие изменения в обществе, лучше учитывать потребительские

предпочтения населения, быстро перестраивать свою структуру, менять специализацию и создавать новые рабочие места, участвуя таким образом в процессе стабилизации общей экономической ситуации в стране.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами, должно стать создание благоприятных экономических и правовых условий для развития МСП, что не требует значительных капитальных затрат, но позволяет приспособиться к местным условиям, шире использовать труд проживающего населения.

Тенденции в кредитовании МСП

Период 2013-2015 гг. был отмечен для МСП преимущественно негативными тенденциями. Хотя общее число предприятий малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) — юридических лиц увеличилось в 2012 и 2013 гг. на 12,2%, составив 2,08 млн предприятий, этот прирост пришелся на сегмент микропредпринимательства. В 2014 г. данная тенденция не изменилась к лучшему. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось в 2013 г. по сравнению с 2011 г. почти на 15%. В 2014 г. их количество увеличилось на 1,6%, но это произошло за счет роста числа микропредприятий. Что же касается занятости на предприятиях МСБ в 2011-2013 гг., то она уменьшилась на 66 тыс. человек (-0,4%) [2].

Финансовые показатели предприятий МСБ также показали негативную динамику. Так, оборот в 2013 г. (38,8 трлн руб.) в реальном

выражении сократился на 4,5% по сравнению с уровнем 2011 г. Снижение капитальных инвестиций за этот же период составило 1,1 %. По данным исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса — 2014», проведенного Аналитическим центром МСП Банка, предприниматели весьма негативно восприняли изменения в бизнес-климате, отмечая высокий уровень конкуренции (его назвали главной проблемой 37% респондентов), увеличение налогового бремени (29%) и недоступность финансирования (11%) [2].

Пессимистические настроения предпринимателей отражает динамика сводного индекса финансового состояния МСП (см. таблицу).

Как показывают данные, представленные в таблице, на протяжении 2012-2013 гг. значения сводного индекса динамики финансового состояния МСП были относительно стабильными, хотя отмечалась некоторая тенденция в негативную сторону. В 2015 г. произошло резкое ухудшение ситуации — значение индекса уменьшилось с 0,12 до 0,10 [1].

По данным отчета МСП Банка «Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России», по состоянию на 1 сентября 2015 г. на МСБ приходилось 12,4 % (годом ранее — 14,4 %) общего объема кредитования бизнеса. Замедление темпов выдачи новых кредитов, сокращение размеров портфеля, увеличение доли просроченных обязательств — характерные черты кредитования МСП на сегодняшний день. Только в сентябре 2015 г. малому и среднему бизнесу было выдано на 17% меньше кредитов,

Таблица

Динамика сводного индекса финансового состояния МСП*

Год Сводный индекс

2011 1,13

2012 0,31

2013 0,03

2014 0,12

2015 -0,10

* Индексы измеряются по шкале от « - 5» до «+5» баллов, где « - 5» баллов соответствует варианту ответа «очень плохое», а «+5» баллов - варианту ответа «очень хорошее». Рассчитывается как среднее значение по всем ответившим на вопрос. Источник: [1].

чем в сентябре 2014 г. В целом объем выданных кредитов МСБ в 1-м полугодии 2015 г. составил 2,5 трлн руб., сократившись на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. По общему мнению, кредитование МСП является рискованным. Число невозвратных кредитов МСП значительно возросло, что повлияло на финансовые показатели банков (рис. 1).

Для сравнения: за тот же период портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 %, а портфель розничных кредитов физическим лицам — на 1%. На конец III квартала 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. доля 30 крупнейших банков в портфеле МСП сократилась на 21% и составила 54%. Крупные банки сосредоточились на кредитовании крупного бизнеса из-за необходимости рефинансирования внешнего фондирования [3].

На рис. 2 прослеживается четкая тенденция сокращения кредитования МСП крупными банками. На динамику кредитования МСП повлияли высокие ставки, снижение потребительской активности и спроса на кредиты со стороны МСП, а также возросшая вероятность дефолта из-за ухудшения общей

макроэкономической ситуации в стране. Рост дефолтности кредитов МСП стал причиной сворачивания популярных у крупных банков в период бурного роста рынка так называемых «кредитных фабрик». На начало III квартала 2015 г. просроченная задолженность МСП выросла по сравнению с 2014 г. на 212 млрд руб., или 54,5%, и достигла максимума с 2009 г. — 12,25 %. Тенденция стремительного роста просроченной задолженности МСП по сравнению с ипотечным кредитованием, кредитованием крупного бизнеса, а также физических лиц прослеживается на рис. 3.

Кризисные явления особенно сильно отразились на качестве обслуживании долга малыми и средними предпринимателями. Розничные предприятия занимают лидирующие позиции по просроченным кредитам на балансе банков в сравнении с 5,2 % просроченной задолженности в целом по банковскому сектору. Одной из причин, сдерживающих кредитование МСБ в России, может быть недостаток информации, необходимой банкам и микрофинансовым организациям для оценки кредитного риска МСП. Банки не могут

Источник: прогноз КАЕХ («Эксперта РАо), данные Банка России

Рис. 1. Портфель кредитов МСП*

* «Эксперт РА», данные Банка России.

Рис. 2. Объем портфеля МСП крупных банков

Рис. 3. Просроченная задолженность на балансе банков

адекватно оценивать кредитный риск заемщиков из числа малых и средних предприятий из-за отсутствия прозрачной отчетности и низкого уровня централизованного отслеживания кредитных историй организаций-заемщиков или обмена информации между

финансовыми институтами по кредитным историям. Это вынуждает банки полагаться на собственный кредитный анализ и кредитную историю заемщика в банке. Но и это в условиях несоответствия управленческой (реальной) отчетности официальной отчетности, а также

серые схемы приводят к увеличению рисковой составляющей в процентных ставках за кредит и росту требований к залогам. С учетом всего перечисленного, а также ухудшения экономической ситуации и увеличения рисков банки повысили требования к заемщикам. В первую очередь эти меры повлияли на МСБ. Согласно индексу «Финансовый перекресток МСП Банка» по итогам 1-го полугодия 2015 г. 65 % банков ужесточили условия «отбора» заемщиков [1, 4].

Несмотря на ужесточение требований, предъявляемых к предприятиям МСБ при выдаче кредитов, до конца 2015 г. уровень просроченной задолженности в сегменте МСБ продолжит расти. При этом не все проблемные кредиты отражаются на балансе банка. В 2015 г. участилась практика продажи проблемной задолженности МСП коллекторам.

Особенность 2015 г. состояла в том, что почти 74% кредитов, выданных в этом году, имеют срочность до одного года. Предприниматели в начале 2015 г. не брали долгосрочные кредиты по возросшим процентным ставкам, ожидая их снижения. Банки, не уверенные в будущем финансовом положении заемщиков в условиях снижения доходности их бизнеса и макроэкономической волатильности, сокращали свои

программы долгосрочного финансирования МСП. В результате объем кредитов срочностью свыше 3 лет составил лишь 7% от совокупного объема кредитов МСП, выданных в 1-м полугодие 2015 г., против 11% прошлого года и 19% в 2011 г. За счет более «коротких» кредитов банки ограничивают уровень риска в условиях спада экономики [6, 7].

Банки практически всегда предъявляют к заемщикам высокие требования. Тщательно изучаются условия деятельности: время работы предприятия, стабильность получения выручки и чистой прибыли. Причинами отказов в кредите являются недостаточно устойчивое состояние предприятия как заемщика, уровень ликвидности залога, высокая финансовая нагрузка на заемщика, цель кредита, не соответствующая необходимым параметрам, а также отсутствие кредитной истории.

При предоставлении кредитов банкам приходится учитывать, что не все операции и не всю выручку малые предприятия проводят по расчетному счету. Но качество оборотов, ди-версифицированность бизнеса, количество поступлений по счетам предоставляют собой для банков очень важную информацию, которая для них при нынешнем положении дел становится недоступной, поскольку не отражается в

Рис. 4. Изменение портфеля кредитов МСП

налоговой отчетности и соответственно является неподтвержденной. Банки могут работать с управленческой отчетностью, но в соответствии с требованиями Банка России в отношении оценки кредитов при формировании резервов оценка рисков должна осуществляться на основе официальной отчетности, которая может зачастую не отражать реального состояния дел. Дополнительное подтверждение имеющейся информации по заемщикам приводит к удорожанию кредитного процесса, и кредит становится дороже, чем в розничном или корпоративном сегментах. Эти издержки особенно ощутимы для предприятий и организаций при небольших занимаемых суммах (не выше 10 млн руб.). Но это именно тот объем средств, на который претендует большинство заемщиков из числа МСБ.

К тому же низкая финансовая грамотность заемщиков, их неспособность формулировать стратегию своего развития или оценивать риски собственного бизнеса ставят банки в затруднительное положение, когда им приходится оценивать перспективы отрасли, положение заемщика на рынке, конкурентные преимущества, качество управления и финансовую стратегию. В результате ставки по кредитам определяются исходя из возможных рисков, стоимости фондирования и маржи банка. Причем основным фактором повышенных ставок на российском рынке является стоимость фондирования, превышавшая в 2015 г. 10% даже у самых крупных банков.

Одновременно снижается спрос на долгосрочные кредиты вследствие действия макроэкономических факторов. В этих условиях компании не могут иметь «длинный» горизонт планирования. Они не готовы к финансовой зависимости от банков на длительный срок. Поэтому спрос на долгосрочное финансирование со стороны заемщиков снижается.

В 2015 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» на базе Агентства кредитных гарантий была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (далее — Корпорация МСП).

Корпорация МСП должна оказывать поддержку малым и средним предприятиям, предоставляя им гарантийные продукты, которые должны обеспечить исполнение ими кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнение региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии).

Гарантии предоставляются в рамках соглашений, заключенных Корпорацией МСП с банками и региональными гарантийными организациями. Предоставление гарантий повышает доступность банковского кредитования для предприятий МСБ, когда нет соответствующего залогового обеспечения, а также поручительств региональных гарантийных организаций.

До создания Корпорации МСП поддержкой предприятий МСБ занималось Минэкономразвития России. Так, в соответствии с программой поддержки МСП в 2015 г. было выделено около 18,5 млрд руб., на 2016 г. — 12,8 млрд руб. Однако заметных успехов достигнуто не было. За последние десять лет в России не был зарегистрирован существенный рост доли МСБ в ВВП. Увеличить долю малого бизнеса в ВВП планируется за счет увеличения доли обязательных закупок госкомпаний у малого бизнеса. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 352 устанавливает госкомпаниям 18-процентную квоту закупок у субъектов МСБ, в том числе 10% должно приходиться на прямые закупки. С января 2016 г. эта норма будет действовать в отношении 3,5 тыс. компаний с выручкой 1 млрд руб. (в 2015 г. — 10 млрд руб.). Объем утвержденной для предпринимателей квоты в Корпорации МСП составляет 32 млрд долл. США, что позволит накопить средства для дальнейшего развития малого предпринимательства. Утвержден список из 35 компаний, которые обязаны закупать десятую часть товаров, работ и услуг у предприятий малого бизнеса.

Корпорация МСП планирует запустить так называемые маркетинговые навигаторы, представляющие собой интерактивные карты с необходимой для малого бизнеса информацией о спросе на тот или иной вид производимой продукции, товары или услуги, о доступных рыночных нишах и емкости рынка в них,

о возможных поставщиках, о предлагаемой в аренду или к продаже недвижимости, а также о том, где получить кредит и гарантию.

Выводы и предложения

1. Расширение кредитования и повышение доступности кредитов для МСП не решат проблемы малого и среднего бизнеса. В настоящее время доля МСБ в ВВП составляет 20-21%, а в развитых странах — до 50%. В 2013-2014 гг. совокупный объем средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса превысил 135 млрд руб. Однако ситуация не улучшилась1. Доля долгосрочных кредитов по-прежнему остается небольшой и составляет около 10-12 % от общего объема кредитов, выданных в 2015 г. Основной объем кредитования идет на оборотные цели и закрытие кассовых «разрывов». Просроченная задолженность МСП достигла к концу 2015 г. 12-15% и продолжает расти.

2. Политика, направленная на поддержку МСП, должна быть частью общеэкономической стратегии развития страны.

3. МСП необходимо оказывать правовую поддержку, включая ускорение процедур регистрации предприятий и организаций, поддержку со стороны силовых структур, сокращение количества проверок бизнеса.

4. Целесообразно установить и в дальнейшем развивать систему квотирования участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций. В настоящее время этот рынок с точки зрения доступа к нему МСБ оценивается в 32 млрд долл. США. Однако малый и средний бизнес не всегда может удовлетворить требования высокотехнологичных компаний в плане качества и скорости выполнения работ и производимой продукции, а также по ценовым параметрам.

5. Позитивное влияние на рынок кредитования МСП могут оказать меры, направленные на поддержку МСБ, с привлечением поручительства гарантийных организаций под умеренные процентные ставки. Данные программы будут стимулировать деятельность МСП и обеспечивать устойчивость кредитных портфелей банков.

1 РБК. ШЬ: http://www.rbc.ru/economics/13/10/2015/561d2a8e9a 79477339е5610а.

6. В настоящее время на рынке есть два основных инструмента: субсидирование ставок и механизм кредитных гарантий, осуществляемый Корпорацией МСП и региональными фондами, в частности Фондом Москвы. Если раньше гарантировались только инвестиционные кредиты, то в настоящее время начинают предоставляться гарантии и под оборотные средства.

7. Одной из насущных задач Корпорации МСП должно стать создание сети лизинговых и инжиниринговых центров коллективного пользования для предпринимателей.

8. Назрела необходимость внесения в законодательство мер по оказанию имущественной поддержки предпринимательству в части приобретения и получения в аренду земельных участков, зданий и сооружений.

9. Для стимулирования интереса банков к финансированию МСП целесообразно снизить стоимость фондирования и нагрузки на капитал. Рынком будут востребованы механизм рефинансирования кредитов Банка России и секьюритизация портфелей кредитов МСП. В частности, Банк России может уменьшить стоимость кредитов для МСП за счет использования такого механизм рефинансирования банков, когда средства можно получить под залог кредитов МСП, выданных под гарантии Корпорации МСП2. С 1 января 2016 г. в России предусматривается снижение коэффициента риска до 75% в отношении кредитных требований к субъектам малого предпринимательства. Применение подобного инструмента в российской практике, а также дополнительное снижение нагрузки на капитал при использовании гарантий институтов развития позволит повысить заинтересованность банков к финансированию малых и средних предприятий и обеспечить устойчивое восстановление рынка.

10. На фоне проблем, связанных с кредитованием МСП, особый интерес представляют новые технологии. Необходимо использовать он-лайн-платформы Р2Р-кредитования (системы, в которых кредиторами выступают физические лица с помощью онлайн-платформ без участия банков).

2 Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-п «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

Литература

1. Индекс «Финансовый перекресток»: итоги 1-го полугодия 2015 г.. URL: https: //www.mspbank.ru/ userfiles/files/researches/ipf-otchet-2015-I. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

2. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг. URL: https: // www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/index_kach_2013-2014.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

3. Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России. URL: https: //www.mspbank.ru/ userfiles/billuten%20november%202015.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

4. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 г. URL: https: // www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SI0_2015_15-06.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

5. Малый и средний бизнес не хочет инвестировать. URL: https: //www.mspbank.ru/userfiles/files/ MSP. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

6. Кредитование малого и среднего бизнеса: результаты опроса представителей бизнеса в 3 квартале 2015 года. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/3square. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

7. Импортозамещение и малый и средний бизнес: миф или реальность? Результаты опроса представителей бизнеса. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/az/2015-06-importozamecshenie. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

8. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/analiz-may-2013.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

References

1. Index „Financial crossroads" the I half of 2015 [Indeks «Finansovyjperekrestok» itogi I polugodija 2015 goda]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/ipf-otchet-2015-I.pdf (accessed 30.11.2015).

2. Quality index of conditions for small and medium enterprises in 2013-2014 [Indeks kachestva uslovij dlja malogo i srednego biznesa v 2013-2014 gg.]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/ files/researches/index_kach_2013-2014.pdf (accessed 30.11.2015).

3. Statistics of lending to small and medium-sized businesses in Russia [Statistika kreditovanija malogo i srednego biznesa v Rossii]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/billuten%20 november%202015.pdf (accessed 30.11.2015).

4. Financial and expectations of small and medium business in 2015 [Finansovoe sostojanie i ozhidanija malogo i srednego biznesa v 2015 godu]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/ MSP_SI0_2015_15-06.pdf. (accessed 30.11.2015).

5. Small and medium businesses do not want to invest [Malyj i srednij biznes nehochet investirovat']. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP.pdf (accessed 30.11.2015).

6. Lending to small and medium-sized businesses: the results of a survey of business representatives in the 3rd quarter of 2015 [Kreditovanie malogo i srednego biznesa: rezul'taty oprosa predstavitelej biznesa v 3 kvartale 2015 goda]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/3square.pdf. (accessed 30.11.2015).

7. Import substitution and small and medium enterprises: Myth or Reality? Results of a survey of business representatives [Importozameshhenie i malyj i srednij biznes: mifilireal'nost'? rezul'taty oprosa predstavitelej biznesa]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/az/2015-06-importozamecshenie.pdf (accessed 30.11.2015).

8. Development of small and medium-sized businesses.Comparative analysis of the Russian and international experience [Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva. Sravnitel'nyj analiz rossijskogo i mezhdunarodnogo opyta]. Available at: URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/ researches/analiz-may-2013.pdf (accessed 30.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.