Научная статья на тему 'Инструменты государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе'

Инструменты государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / АГРОБИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / PROBLEM REGION / AGRIBUSINESS / STATE REGULATION / SOFTWARE-TARGET TOOLS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION / ADYGHE REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

Статья посвящена проблемам и перспективам развития системы государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе. Раскрыты территориально-отраслевые особенности, проблемы развития малого бизнеса в Республике Адыгея; программно-целевые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея; представлены направления совершенствования инструментов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства проблемного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient ways of the small businesses state regulation in the problem region

The paper discloses the problems and perspectives of state regulation development of small businesses in the problem region. It reveals territorial and branch peculiarities, problems of small business development as well as program-target instruments of state support of small and medium-sized enterprises in the Adyghe Republic. The author presents directions of perfection of instruments of state regulation of small and medium business of the problem region.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе»

УДК 332.14(470+571) ББК 65.9(2Рос) M 74

А. А. Мокрушин

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru.

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам развития системы государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе. Раскрыты территориально-отраслевые особенности, проблемы развития малого бизнеса в Республике Адыгея; программно-целевые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея; представлены направления совершенствования инструментов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства проблемного региона.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; проблемный регион; агробизнес; государственное регулирование; программно-целевые инструменты; государственно-частное партнерство; принципы государственного управления; Республика Адыгея.

A. A. Mokrushin

Doctor of Economics, Professor of Economy and Management Department of Adyghe State University. Ph.: (8772) 59-37-56, e-mail: mohrushin_alex@inbox.ru.

EFFICIENT WAYS OF THE SMALL BUSINESSES STATE REGULATION IN THE PROBLEM REGION

Abstract. The paper discloses the problems and perspectives of state regulation development of small businesses in the problem region. It reveals territorial and branch peculiarities, problems of small business development as well as program-target instruments of state support of small and medium-sized enterprises in the Adyghe Republic. The author presents directions of perfection of instruments of state regulation of small and medium business of the problem region.

Keywords: small and medium-sized business; problem region; agribusiness; state regulation; software-target tools; public-private partnership; principles of public administration; the Adyghe Republic.

Одним из императивов стратегического развития современных российских регионов является обеспечение конкурентоспособности, формирование многоукладной (многопрофильной) территориальной экономики. Вместе с тем в проблемных регионах Юга России институт малого предпринимательства играет системообразующую роль, предопределяя пропорции структурного развития, параметры институционально-хозяйственной

среды межотраслевого, межфирменного обмена. Обладая весьма скромными размерами (по объемам продаж, по числу сотрудников), за счет большого количества малые предприятия выступают важными субъектами экономики региона. Вместе с тем малые формы хозяйствования способны быстро адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Управление модернизационными процессами в полиэтнических регионах Юга

России, по утверждению Овчинникова В.Г., Колесникова Ю.С., требует разработки и реализации таких экономических стратегий и механизмов, которые бы учитывали ресурсы этноэкономического сектора национального хозяйства, факторы его устойчивости и адаптивности [1]. Эт-ноэкономикав период фактического «сжатия» индустриального сектора не только сохранила свои ресурсы, обеспечив тем самым внутренний спрос на местных рынках, но и стала фактически единственным источником развития малого бизнеса, который опирался в основном на частные, личные накопления, превратившиеся в «работающие инвестиции».

Проблемным регионам Юга России свойственно доминирование мелкотоварных форм производства, превалирование малого предпринимательства во многих сферах региональной экономики. Вместе с тем устойчивое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), обеспечивающих трудозанятость населения, расширение ассортимента выпускаемой продукции, смягчение последствий структурных трансформаций, нуждается в действенных инструментах государственной поддержки.

В настоящее время основными задачами государственной политики в сфере малого предпринимательства являются:

— формирование нормативно-правовой среды, способствующей развитию малого предпринимательства в республике;

— финансовое обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в республике;

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, развитие рынка финансово-кредитных услуг в регионе;

— повышение эффективности государственного регулирования МСП; создание льготных условий предоставления государственных финансовых, информационных, материально-технических ресурсов, а также инноваций;

— формирование упрощенного порядка лицензирования хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса, сертификации их продукции, формирования и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

— информационное обеспечение СМСП, организация переподготовки, повышения квалификации предпринимателей.

Основными принципами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на мезоуровне являются:

— заявительный характер обращения субъектов малого бизнеса за предоставлением государственной поддержки;

— транспарентность процедур проведения конкурсов на распределение государственных ресурсов для субъектов малого предпринимательства;

— равный доступ субъектов малого бизнеса к государственным программам поддержки предпринимательства (при условии соответствия отборочным критериям);

— осуществление государственной поддержки, направленной на развитие конкурентной среды в регионе (в соответствии с Законом «О защите конкуренции от 26.07.06 г. №135-Ф3).

Вместе с тем, согласно аналитическим материалам Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства, ключевыми проблемами, сдерживающими развитие малого, среднего бизнеса в регионах РФ, являются: высокий уровень конкурентной борьбы в отрасли (на рынке) (27,3%); недостаточность кредитных и иных источников финансовых ресурсов (23,5%); высокий уровень налогового бре-мени(21,0%); высокие административные барьеры, коррупционные ограничения (10,8%); слабое развитие инфраструктуры в регионе (9,9%) [2].

Специфика Республики Адыгея, относящейся к группе проблемных регионов Юга России, накладывает отпечаток и на малое предпринимательство в его отраслевой сегментации. Ресурсный потенциал региона, уровень развития и внутрирегиональные различия являются ключевыми факторами, определяющими хозяйственный «профиль» малого бизнеса региона [3].

Учет территориально-отраслевых особенностей малого бизнеса, занимающего важное место в структуре воспроизводства в Республике Адыгея, необходим при стратегическом планировании территориального развития, при использовании инструментов государственного регулиро-

100 1

14,1

16,3

шж

18,2

15.0

16,8

ЕЯ

16.3

14,4

15,1

ш

17.7

□ оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

□ обрабатывающие производства

□ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

□ строительство

□ сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2012 2013 2014

Рисунок 1. Распределение числа малых предприятий Республики Адыгея по видам экономической деятельности

вания экономики региона. Рассматривая территориально-отраслевую структуру малого предпринимательства Республики Адыгея, можно выделить следующие, характерные особенности.

Во-первых, в структуре малых форм хозяйствования в Республике Адыгея доминирующую позицию занимают микропредприятия, в которых занято более 40% работников малых предприятий региона. При этом на протяжении 2012—2014 гг. оборот микропредприятий составил около 45% от общего оборота малых предприятий. Сумма инвестиций микропредприятий в 2012—2015 гг. в среднем составила около 52% всех капитальных вложений малого бизнеса Адыгеи. Характерной особенностью малого бизнеса Республики Адыгея является неравномерное распределение малых предприятий по районам республики. В частности, более половины общего числа малых предприятий сосредоточено в г. Майкопе.

Во-вторых, в среднем около 28% от числа малых предприятий республики заняты в промышленном производстве. Наибольшая часть предприятий, занятых в этой сфере, сосредоточена в г. Майкопе (42,9%), Тахтамукайском районе (19,6%)

и в Майкопском районе (14,3%). Наиболее привлекательны для малого предпринимательства такие виды обрабатывающих производств, как «производство пищевых продуктов, включая напитки» и «обработка древесины и производство изделий из дерева» (рисунок 1).

За данный период значительное число малых предприятий работало в сфере строительства (в среднем 16% от общего числа). В-третьих, около половины оборота малого бизнеса в 2014 г. приходилось на предприятия оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (47,5%), 18,8% — на предприятия обрабатывающих производств и около шестой части — на строительные организации (15,6%). Среди малых промышленных предприятий Республики Адыгея следует особо отметить производства пищевых продуктов, включая напитки (табл. 1).

В сельском хозяйстве Республики Адыгея малое предпринимательство представлено крестьянско-фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. При этом, по данным Территориального органа Росстата по Республике

Таблица 1

Оборот малых предприятий Республики Адыгея по видам экономической деятельности

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в% к 2012г.

млн р. в% к итогу млн р. в% к итогу млн р. в% к итогу

Всего 25208,5 100,0 21647,5 100,0 26262,1 100,0 121,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1200,5 4,8 1249,6 5,8 1138,1 4,3 91,1

Добыча полезных ископаемых 1024,6 4Д 246,5 1Д 206,5 0,8 83,8

Обрабатывающие производства 5479,6 21,7 4502,2 20,8 4927,9 18,8 109,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 192,7 0,8 200,0 0,9 250,1 1,0 125,1

Строительство 4384,6 17,4 3468,5 16,0 4097,7 15,6 118,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 9556,8 37,9 9595,3 44,3 12481,3 47,5 130,1

Гостиницы и рестораны 317,1 1,3 357,5 1,7 367,6 1,4 102,8

Транспорт и связь 1738,8 6,9 560,6 2,6 879,4 3,4 156,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и пре- ЛПР.ТЯК ТТРТТИР Л^ОЛЛ^Г 1011,8 4,0 1165,2 5,4 1402,4 5,3 120,4

Образование 6,5 5,2 — 3,4 — 65,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 28,3 0,1 35,3 0,2 138,2 0,5 488,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 267,2 1,0 261,6 1,2 363,0 1,4 138,8

Адыгея за 2012—2015 гг., доля сельского хозяйства в обороте малых предприятий республики (без микропредприятий) не превышала 5%; при этом основной вклад вносят хозяйства Гиагинского, Шовгенов-ского и Красногвардейского районов Республики Адыгея.

Высоким уровнем инвестиционной привлекательности для предприятий малого бизнеса Республики Адыгея отличается сфера торговли и общественного питания. В частности доля розничной торговли Республики Адыгея увеличилась с 25,0% в 2012 г. до 30,7% в 2014 г.; число малых предприятий общепита в 2014 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 20%.

При этом наибольшим уровнем рентабельности характеризуется деятельность небольших (с численностью до 15 чел.) кафе. Значительная доля услуг в сфере общественного питания Республики Адыгея предоставляется индивидуальными предпринимателями. В структуре инвестиций в основной капитал наибольшая доля приходится на малые предприятия, занятые в сельском хозяйстве, строительные организации, предприятия обрабатывающих производств.

Действие кризисогенных факторов на экономику регионов значительно отразилось на малом бизнесе, проявившись в снижении инвестиционной активности, замед-

лении темпов прироста оборота, сокращении численности постоянных работников и реальных зарплат. Например, доля малых предприятий (включая микропредприятия) в структуре производства ВРП Республики Адыгея в 2014 г. составила 31,1%, что на 13,2% выше, чем в 2012 г.

Проведенный анализ территориально-отраслевой специфики СМСП Республики Адыгея позволил выделить ряд особенностей:

— большую подверженность малого бизнеса действию кризисогенных факторов в сравнении с другими формами предпринимательской деятельности;

— крайне неравномерная территориальная локализация субъектов МСП по районам Республики Адыгея, что способствует усилению внутрирегиональной социально-экономической дифференциации (в уровне формирования добавленной стоимости) и осложняет процесс стратегического управления сбалансированным развитием региона. При этом учет территориально-отраслевых особенностей региона играет важную роль при регулировании деловой активности субъектов малого предпринимательства.

Наиболее востребованными мерами государственной поддержки малого предпринимательства остаются: снижение налоговой нагрузки; снижение административных барьеров; увеличение объема финансовой и нефинансовой поддержки.

Общепринятыми инструментами поддержки МСП являются:

— бюджетные инструменты: программы стимулирования развития отдельных видов хозяйственной деятельности; государственные (муниципальные) программы оказания помощи субъектам МСП; гранты МСП; кредиты, предоставляемые МСП на особых условиях; гарантии администрации, предоставляемые МСП при кредитовании;

— налоговые инструменты: специальные налоговые режимы, налоговые «каникулы» для субъектов МСП; налоговые кредиты; особые условия ведения бухгалтерской, финансовой отчетности. При этом государственная поддержка предполагает три формы финансирования: долговое, долевое, безвозмездное [4].

Ключевыми инструментами государственной поддержки развития МСП в Рес-

публике Адыгея остаются соответствующие региональные целевые программы. Среди инструментов реализации долгосрочной социально-экономической политики Республики Адыгея следует особо отметить Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г., Стратегический план Республики Адыгея до 2025 г., План действий на 2015—2025 гг. по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея, корректировка которых с учетом действующих кризисогенных факторов проводится в республике (при непосредственном участии ООО «Инвестиционно-консалтинговая компания «АВ»).

Реализация программ господдержки МСП в регионе должна предусматривать:

— формирование и господдержку региональной инфраструктуры развития научно-инновационного предпринимательства;

— разработку программ (подпрограмм) по улучшению инвестиционного климата в регионе;

— формирование комплекса финансово-экономической, имущественной поддержки инновационно активных субъектов МСП;

— развитие информационного обеспечения инновационной деятельности субъектов МСП;

— обеспечение субъектам МСП равного доступа к получению государственных (муниципальных) заказов;

— государственное участие в подготовке специалистов для МСП региона.

В Республике Адыгея реализуются следующие программы поддержки малого и среднего предпринимательства:

— подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 гг.» [5];

— муниципальные программы развития МСП (во всех МО Республики Адыгея).

Также отметим проект подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2017—2020 гг. В целях создания благоприятных условий для развития субъектов МСП, реализации предприни-

Ком плекс орган тип ион но-з кон омических меропр ия т и А по поддержке субъекта* МСП Республики Адыгея

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Содействие развитию и стимулирование imновационного предi 1риНиматеЛъства 3.1 Субсидирование чаетн затрат, снизанных с приобщением оборудования в целят: модернизации производства

Су бе нднрованне час-тн затрат на уплачу первого взноса при заключении договора лизинга

3-3 Предоставление- субсидий на технологическое прнсое.ти-нение к объектам злектросетевого хозяйства ,г 1 Предоставление грантов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга

3,5 Предоставление су&снднй действующим инновационным предприятиям на компенсацию понесенных затрат

Предоставление грантов на реализацию молодежных ин-новатонных идей и проектов

-I Формирование положительного образа предпринимателя. популяризация роли предпринимательства

4.1 Организация телепередач о развитии МСП в Республике Адыгея, популяризация молодежного предпринимательства

4.2 Организация и проведение выставок-ярмарок, коллективных стендов СМСП на выставочных мероприятиях

4.3 Участие в специализированных выставках, конференциях, форумах, р также компенсация части затрат за участие СМСП в выставочных мероприятиях

4.4. Проведение республиканского конкурса предпринимательских проектов «На чин свой бизнес» 4,$ Проведение мониторинга развития МСП

Рисунок 2. Организационно-экономические мероприятия государственной поддержки субъектов МСП в Республике Адыгея

мательского потенциала экономически активного населения, повышения уровня жизни населения республики разработан План мероприятий («дорожная карта») развития МСП в Республике Адыгея на 2015—2018 гг. (распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 07.04.15 г. №71-р).

Важным фактором в развитии предпринимательской деятельности в регионе является инфраструктура государственной поддержки малого, среднего бизнеса. Субъектами инфраструктуры господдержки МСП в Республике Адыгея являются:

— центр (агентство) по развитию предпринимательства (автономное учреждение);

— республиканский бизнес-инкубатор (в т.ч. АгроБизнесИнкубатор; АУ РА « Республиканский бизнес-инкубатор »);

— государственный муниципальный фонд поддержки предпринимательства.

В соответствии с вышеуказанными программами поддержки МСП Республики Адыгея реализуется комплекс организационно-экономических мероприятий (рисунок 2).

Информация об уровне государственной поддержки субъектов МСП в 2014—

2015 гг. по территориям Республики Адыгея представлена на таблица 2.

В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014— 2018 гг.» в 2015 г. оказана финансовая поддержка 22 субъектам МСП на общую сумму 14800 тыс. р., что на 6,5% больше объема финансирования в 2014 г. Также в 2015 г. Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея субсидировало проценты по кредитным договорам (на техническое перевооружение производства) 9 субъектам МСП на общую сумму 10200 тыс. р., что в 2,6 раза больше объема финансирования в 2014 г.

С целью снижения ежемесячных платежей по микрозаймам, повышения уровня доступности финансовых ресурсов субъектам МСП руководство региона в 2015 г. увеличило максимальный срок предоставления микрозаймов (до трех лет). В результате в 2015 г. объем микрозаймов, выданных субъектам МСП Республики Адыгея, увеличился почти вдвое (с 51,4 млн р. в 2014 г. до 100,5 млн р.).

В результате расширения перечня претендентов на получение субсидии (ком-

Таблица 2

Динамика государственной поддержки субъектов МСП в 2014—2015 гг. по районам Республики Адыгея

Районы Республики Адыгея Получатели государственной поддержки Получатели поддержки В том числе по программам:

Микрокредитование Субсидирование процентных ставок Компенсация выставок Гарантийный фонд Гранты Лизинг (первый взнос) Модернизация Поддержка в рамках муниципальных программ Молодежные инновации

Всего по Республике Адыгея, в том числе: <3*, ед. 407 139 18 5 5 56 13 38 132 1

Т **, % р 124,1 146,3 257,1 166,7 250 105,7 86,7 200 100,8 33,3

г. Майкоп <3, ед. 113 67 4 2 3 24 3 8 2 —

тр,% 113 113,6 200 100 150 109,1 75 100 — —

г. Адыгейск <3, ед. 18 5 — — — — 1 12

тр,% 81,8 250 — — — — 100 75

Гиагинский район <3, ед. 51 11 2 1 2 - 2 32 1

тр,% 127,5 122,2 — — — 200 200 —

Кошехабльский район <3, ед. 35 16 3 1 12 1 1 1 —

тр,% 152,2 266,7 — 92,3 100 100 100 —

Красногвардейский район <3, ед. 30 6 1 1 4 — 8 10 —

тр,% 187,5 — 100 80 — 400 142,9 —

Майкопский район <3, ед. 33 14 3 - 1 2 2 4 7 —

тр,% 235,7 700 150 — 200 133,3 116,7 —

Окончание таблицы 2

Получатели государственной поддержки В том числе по программам:

Районы Республики Адыгея Получатели поддержки Микрокредитование Субсидирование процентных ставок Компенсации выставок Гарантийный фонд Гранты Лизинг (первый взнос) Модернизация Поддержка в рамках муниципальных программ Молодежные инновации

Тахтамукайский район <3, ед. 55 — 2 1 — 3 4 1 44 —

тр,% 84,6 — 200 — — 150 100 50 80 —

Теучежский район <3, ед. 24 2 3 — — — 3 4 12 —

тр,% 100 50 150 — — — 100 — 109,1 —

Шовгеновский район <3, ед. 48 18 9 — 9 12 —

тр,% 200 150 225 — 900 200 —

Примечание: * — число субъектов МСП, получивших государственную поддержку (в разных формах) в 2015г., в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы» (единиц); ** — темп роста числа получателей государственной поддержки (субъектов МСП) (2015г. в % к 2014г.) (%).

пенсация части издержек на приобретение оборудования для модернизации производственных фондов) за счет производителей работ и услуг, объем финансовой поддержки СМСП в регионе увеличился в 2015г. на 68,4% (с 38 млн р. в 2014г. до 64 млн р. в 2015г.).

ТйКЖб в регионе субъектам МСП предоставляется во владение, пользование государственное, муниципальное имущество (в соответствии с утвержденным перечнем). В соответствии с Законом Республики Адыгея от 17 декабря 2010г. № 398 субъекты МСП имеют преимущество при выкупе вышеуказанного имущества, находящегося в аренде (общей площадью до 2500 кв. м.).

Среди выделенных представленных мероприятий следует особо отметить деятельность республиканского бизнес-инкубатора, резидентами которого в 2015 г. стали 13 предпринимателей, получивших в аренду на льготных условиях производственные площади, офисные помещения. Тйкжв в Гиагинском районе республики реализуется проект создания АгроБиз-несИнкубатора, объем финансирования которого в 2015 г. составил 293,8 млн р. (в т.ч. за счет бюджетных ассигнований республики — 78,7 млн р., за счет средств федерального бюджета — 215,1 млн р.). В частности, возведен блок теплиц (общей площадью 5 тыс. кв. м.), цех переработки молочного сырья (производительностью 500 кг продукции в смену), цех консервации овощей, молочно-товарная ферма, централизованный склад-холодильник. В рамках АгроБизнесИнкубатора планируется сдача в эксплуатацию не менее 30 производственных хозяйств (общей площадью 57 га), включая теплицы, мини-цеха по выращиванию КРС, по выращиванию овощей открытого грунта, а также молочных, мясо- и овощеперерабатывающих производств. Создание АгроБизнесИнкубатора позволяет реализовать комплексный подход к управлению материально-технической базой, к развитию сети мини-хозяйств в агробизнесе региона.

Следует отметить реализацию в регионе подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сы-

рья и продовольствия» на 2013—2020 гг., направленной на создание социально-экономических условий для развития начинающих К(Ф)Х, стимулирование развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х, рост площади земельных участков К(Ф)Х, а также обеспечение доступа малых форм агробизнеса к кредитным ресурсам. Распорядителем бюджетных ассигнований в рамках данной ведомственной целевой программы выступает Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея. Реализация подпрограммы предусматривает предоставление как беззалогового микрозайма общей суммой до 750 тыс. р., так и гарантий для залогового обеспечения для возврата кредитов. В частности, в 2017 г. планируется выделение бюджетных ассигнований на реализацию данной подпрограммы в размере 117,3 млн р. из федерального бюджета и 18,06 млн р. из республиканского бюджета.

Программно-целевыми инструментами реализации указанной подпрограммы поддержки малых форм агробизнеса, использующимися в настоящее время, являются:

— целевая подпрограмма «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015—2017 гг.»; в соответствии с данной подпрограммой планируется выделение в 2017 г. бюджетных ассигнований в размере 4,917 млн р. (республиканский бюджет) для целей стимулирования перехода населения Республики Адыгея, занимающегося ведением ЛПХ, в К(Ф)Х для целей создания условий обустройства начинающихся К(Ф)Х;

— целевая подпрограмма «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2015—2017 гг.». В соответствии с данной подпрограммой планируется выделение в 2017 г. бюджетных ассигнований в размере 8,5 млн р. из республиканского бюджета, а также 15,5 млн р. за счет собственных средств К(Ф)Х с долевым участием малых форм агробизнеса. При этом господдержка состоит в предоставлении грантов К(Ф)Х для строительства, реконструкции, технико-технологической модернизации животноводческих ферм Республики Адыгеи.

Следует особо отметить крайне низкий уровень бюджетных ассигнований на

Таблица 3

Ресурсное обеспечение подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013—2020 гг. за счет средств бюджета республики (проектные данные), тыс. р. [6]

Наименование подпрограммы, основного мероприятия 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1. ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015—2017 гг.» 4917 5917 4917

2. ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2015—2017 гг.» 8523 9523 8523

3. Кредитование малых форм хозяйствовании 14000 5729,1 4416,3 7400 5000 5000

в т.ч. возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования 14000 5729,1 4416,3 7400 5000 5000

4. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов 90,4 — 200 2000 2000 2000

5. Возмещение части затрат К(Ф)Х при оформлении в собственность используемых ими земельных участков (земель сельхозназначения) — — — — — —

6. Поддержка начинающих фермеров — — — 6500 6500 6500

7. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств — — — 9523 9523 9523

8. Государственная поддержка развития материально-технической базы снабженческо-сбытовых кооперативов — — — — — 1000

ИТОГО подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» 27530,4 21169,1 18056,3 25423 23023 24023

целевую поддержку малых форм агробизнеса в Республике Адыгея (табл. 3).

В условиях крайне незначительного объема бюджетных ассигнований (в рамках целевых программ) на поддержку малых форм хозяйствования в Республике Адыгея заслуженный интерес представляют механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), программы развития

ГЧП в приоритетных сферах экономики республики.

В соответствии с Планом по импортоза-мещению в Республике Адыгея на 2016— 2020 гг. в целях производства импортозамещающей продукции (продовольствия), кооперации (интеграции) малых предприятий реализуется комплекс организационно-экономических мероприятий:

— компенсация части затрат (субсидия) СМСП, связанных с выставочными мероприятиями по тематике создания импортозамещающего производства (в соответствии с республиканской программой «Развитие экономики» на 2014—2018 гг.);

— создание центра господдержки экспорта (на базе существующей инфраструктуры поддержки СМСП);

— создание и развитие АгроБизне-сИнкубатора (в соответствии с республиканской программой «Развитие экономики» на 2014—2018 гг.) в целях развития тепличного растениеводства, молочного, мясо- и овощеперерабатывающего производства.

Вместе с тем реестр импортозамещающей продукции включает в основном предприятия машиностроения (ОАО «Майкопский машиностроительный завод», ОАО «ЗАРЕМ»), стройиндустрии(ООО «Волма-Майкоп», ООО «Планета ГИПС»), крупные и средние молзаводы (ЗАО Молком-бинат «Адыгейский», ОАО «Молочный завод «Гиагинский», ООО «Тамбовский»), НАО «Киево-Жураки АПК», на которые и распространяются меры господдержки по плану импортозамещения в регионе. Среди сельхозпроизводителей в данном плане можно отметить производителей плодоовощных культур (яблоки, томаты) (ООО «Черкесские сады», ООО «Агро-Центр», ООО КХ «Мйкат», ООО КХ «Восток», ЗАО «Радуга» и т.д.), не являющиеся субъектами малого агробизнеса.

Вместе с тем недостатками инструментов государственного регулирования субъектов МСП проблемного региона остаются:

— ограниченность инструментов государственного регулирования субъектов МСП региона; господдержка в основном заключается в финансировании субсидий СМСП (посредством ведомственных целевых программ);

— отсутствие институциональных преобразований в регионе, проектов кооперации и интеграции, взаимодействия субъектов МСП с системообразующими предприятиями;

— отсутствие практики государственного регулирования МСП на основе механизмов ГЧП.

При этом одной из ключевых проблем развития сферы МСП Республики Адыгея

является устранение административных барьеров для бизнеса. По оценкам Агентства стратегических инициатив, Республика Адыгея имеет существенный резерв для сокращения сроков выдачи целого ряда документов в сфере малого предпринимательства. В частности, речь идёт о регистрации юридических лиц, выдаче разрешений на строительство, регистрации права собственности, постановке на кадастровый учёт. В данном контексте востребована актуализация дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в Республике Адыгея, отработка проблемных вопросов во взаимодействии государственных органов власти с представителями МСП, общественности республики. Также необходимо проведение работы по сокращению объема согласовательных процедур, внедрению в экономике Республики Адыгея практики государственно-частного партнерства, развитие информационного обеспечения субъектов МСП (в т.ч. о действующих программах государственной поддержки).

В данном контексте к приоритетным задачам администрации проблемного региона в регулировании СМСП следует отнести:

— формирование региональных фондов государственной поддержки МСП, включая фонды кредитования (микрокредитования), венчурного инвестирования, поручительства;

— детализация (спецификация) федеральной нормативно-правовой базы с учетом территориально-отраслевой специфики;

— институциональные преобразования и развитие региональных рынков, сети бизнес-инкубаторов, отраслевых технопарков;

— снижение уровня административных барьеров для СМСП в регионе; развитие системы закупок у СМСП;

— полиаспектный мониторинг кри-зисогенных факторов развития хозяйственных процессов в регионе, актуализация приоритетных направлений развития МСП, определяющие векторы перераспределения финансовой поддержки, внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу проблемного региона.

Отвечая приоритетам Стратегии социально-экономического развития Рес-

публики Адыгея, формирование благоприятных институционально-хозяйственных условий для СМСП должно в дальнейшем рассматриваться ключевым принципом регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе.

В условиях дефицита бюджетных ассигнований на финансирование программ поддержки МСП инструментарий регулирования должен быть расширен за счет активного внедрения форм государственно-частного партнерства.

Примечания:

1. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 118.

2. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015г. URL: https:// www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf.

3. Джаримов А.А. Регион в едином рыночном пространстве России (на материалах Республики Адыгея). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1995. 250 с.

4. Тиникашвили Т.Ш. Государственное регулирование сферы малого и среднего предпринимательства в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 46. С. 52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие экономики» на 20142018 гг.: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.11.2013 № 269 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

6. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг.»: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.11.2012 № 254 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

References:

1. Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Yu.S. Ethnoneconomics as a factor of development // Problems of forecasting. 2006. № 1. P. 118.

2. Financial condition and expectations of small and medium-sized businesses in 2015. URL: https: // www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf.

3. Dzharimov A.A. Region in the single market space of Russia (on the materials of the Adyghe Republic). Rostov-on-Don: Publishing house Growth, 1995. 250 p.

4. Tinikashvili T.Sh. State regulation of small and medium-sized business in the region // Regional economy: theory and practice. 2013. № 46. P. 52.

5. On the state program of the Adyghe Republic «Development of the economy» for 20142018: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Adyghe Republic from November 15, 13, № 269 // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.

6. About the state program of the Adyghe Republic «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020»: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Adyghe Republic from 27.11.12, № 254 // HLS Consul tantPlus. M., 2016. Title from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.