ной экономики и управления, направления их решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 73-77.
6. КалининаГ.В., Андреев В.В., Литвинова О.В., Федорова Л.П. Теоретические основы понятия экономической безопасности организации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 52-54.
7. Прокопьева Т.Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. 128 с.
References
1. O Strategii e'konomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 13.05.2017. № 208. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Kon-sul'tantPlyus».
2. Bogdanov S.N., Bogdanova E.V., Egorova T.N. E'konomicheskaya bezopasnost' kreditnogo koop-erativnogo sektora [Economic security of the credit cooperative sector] // E'konomika i upravlenie v kontekste reindustrializatsii: teoriya i praktika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 30 apr. 2016 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2016. S. 46-52.
3. Bogdanov S.N., Egorova T.N. Razvitie kredit-noj kooperatsii v usloviyakh ee integratsii v sistemu sel'skikh territorij [Development of credit cooperation in the conditions of its integration into the sys-
tem of rural territories]: monografiya. Cheboksary: ChKI RUK, 2014. 90 s.
4. Egorova T.N., Bogdanov S.N., Bogdanova E.V. Upravlenie gorodskoj i sel'skoj sistemoj kreditnoj kooperatsii v agroterritoriyakh [Management of the city and rural system of credit cooperation in agroter-ritories] // E'konomicheskie, pravovy'e, organizatsi-onno-upravlencheskie aspekty' razvitiya trudovykh resursov v sovremenny'kh usloviyakh globalnykh riskov: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 10 fevr. 2016 g.): v 2 ch. Cheboksary: ChKI RUK, 2016. Ch. 1. S. 138-142.
5. Egorova T.N., RybakovA.S., Kudryavtseva T.V. Maly'j biznes i innovatika: novy'e vozmozhnosti dinamicheskogo podkhoda [Small business and in-novatics: new opportunities of dynamic approach] // Problemy' sovremennoj ekonomiki i upravleniya, napravleniya ikh resheniya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 25 dek. 2016 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2017. S. 73-77.
6. Kalinina G.V., Andreyev V.V., Litvinova O.V., Fyodorova L.P. Teoreticheskie osnovy' ponyatiya e'konomicheskoj bezopasnosti organizatsii [Theoretical bases of a concept of economic security of the organization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 52-54.
7. Prokopyeva T.N. Organizatsiya predprini-matel'skoj deyatel'nosti [Organization of business activity]: ucheb. posobie. Cheboksary: ChKI RUK, 2008. 128 s.
ЕГОРОВА Татьяна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
БОГДАНОВ Сергей Николаевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
EGOROVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
BOGDANOV, Sergey Nikolaevich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 336.02
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
С.Г. Кочергина, Л.Н. Хабазина, Н.П. Зыряева
В статье проведена оценка состояния развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике в разрезе динамики показателей количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численности работников, объемов деятельности и налоговых поступлений, приведены меры экономической поддержки малого и среднего предпринимательства. Авторами выделены такие экономические проблемы развития малого и среднего предприниматель-
ства, как недостаточное финансирование деятельности и слабое налоговое стимулирование. В статье представлены направления и проведен анализ показателей финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики, выявлены положительные и негативные тенденции в реализации мер поддержки.
В качестве мер экономической поддержки малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики рассмотрена возможность применения пониженной ставки налога по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании результатов проведенного исследования предложены направления совершенствования экономической поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; экономическая поддержка; источники государственной поддержки; направления финансовой поддержки; показатели финансовой поддержки; налоговое стимулирование.
S.G. Kochergina, L.N. Khabazina, N.P. Zyraeva. ECONOMIC ASPECTS OF SUPPORTING SMALL AND MIDDLE ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION
The article assessed the status of development of small and medium entrepreneurship in the Chuvash Republic in the context of dynamics of subjects quantity of small and average business, number of employees, scope of activity and tax revenues, the measures of economic support for small and medium-sized businesses are given. The authors identified such economic problems of small and medium-sized businesses as insufficient financing and weak tax incentives. The article presents the directions and analyzes the indicators of financial support for small and medium-sized enterprises of the Chuvash Republic, identifies positive and negative trends in the implementation of support measures.
As a measure of economic support for small and medium-sized businesses of the Chuvash Republic, the possibility of applying a reduced tax rate under the simplified tax system for small and medium-sized businesses is considered. Based on the results of the study, the directions of improving the economic support of small and medium-sized businesses in the Chuvash Republic are proposed.
Keywords: small and medium-sized enterprises; economic support; sources of state support; directions of financial support; indicators of financial support; tax incentives.
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в стране позволяет решать фундаментальные экономические проблемы, так как именно малый и средний бизнес, находясь в непосредственной близости к конечному потребителю, имеет возможность быстро реагировать на его меняющиеся потребности.
В настоящее время коммерческие банки потеряли интерес к мелким клиентам по причине повышенного кредитного риска; некоммерческие кредитные организации ужесточили требования к критериям оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков; повысились
процентные ставки по кредитам и займам. В результате этого большое количество малых предприятий в процессе своей деятельности сталкиваются с серьезной проблемой дефицита финансовых ресурсов [4]. В связи с этим государство должно разрабатывать и активно реализовывать экономические меры содействия развитию МСП. Однако не все меры экономической поддержки оказываются эффективными. В большинстве случаев они являются скорее «бонусом» для уже конкурентоспособных предприятий, чем «стимулом» для развития МСП в регионе.
Таблица 1
Показатели развития МСП Чувашской Республики за 2016-2018 гг. [5]
Показатели Годы Отклонение (+/-) Темп изменения, %
2016 2017 2018 2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. ед. 45,7 46,8 47,8 1,1 1,0 102,4 102,1
2. Объем деятельности, млрд руб. 280,8 303,2 321,4 22,4 18,2 108,0 106,0
3. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 140,6 138,4 139,1 -2,2 0,7 98,4 100,5
4. Объем налоговых поступлений, млрд руб. 11,1 13,3 14,6 2,2 1,3 119,8 109,8
Развитие малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике находится в русле основных направлений и тенденций развития МСП страны (табл. 1). В Чувашской Республике на конец 2018 г. фактически осуществляют деятельность 47,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 104,0 % к аналогичному показателю 2016 г Оборот субъектов МСП в 2018 г., по оценке специалистов Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, составил 321,4 млрд руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6 % [5]. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов МСП за 2018 г. составила 139,1 тыс. человек. По сравнению с показателем 2017 г. наблюдается увеличение численности работников на 0,5 %. Объем налоговых поступлений от субъектов МСП Чувашской Республики в бюджеты всех уровней в 2018 г. составил 14,6 млрд руб., что на 31,5 % выше аналогичного показателя 2016 г.
Согласно ст. 17 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание экономической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфрастру туру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондом поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ, и бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством [1]. Направления финансовой поддержки малого бизнеса Чувашской Республики представлены на рисунке [5].
В 2019 г. на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике выделено 292,6 млн руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2018 г., в том числе: из республиканского бюджета - 12,4 млн руб., из федерального бюджета - 280,2 млн руб.
Показатели финансовой поддержки субъектов МСП в Чувашской Республике за 2015-2018 гг. представлены в табл. 2. Показатели свидетельствуют об увеличении суммы финансовой поддержки субъектов МСП в Чувашской Республике в 2018 г. по сравнению с 2016 г. почти в два раза, при этом количество субъектов, получивших финансовую поддержку, незначительно уменьшилось, что говорит об увеличении финансовой поддержки на одного субъекта МСП. В разрезе видов финансовой поддержки значительно возросло предоставление поручительств, сумма предоставленных микрозаймов относительно стабильна, предоставление субсидий на возмещение затрат по покупке оборудования уменьшилось.
Несмотря на увеличение финансирования, предприниматели всегда находятся в зоне риска. Одной из проблем, с которыми они сталки-
Направления финансовой поддержки малого бизнеса Чувашской Республики
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением
оборудования
Направления финансовой поддержки малого бизнеса Чувашской Республики
Таблица 2
Показатели финансовой поддержки субъектов МСП в Чувашской Республике за 2016-2018 гг.
Показатели Годы Отклонение (+/-) Темп изменения, %
2016 2017 2018 2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.
1. Количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку, ед. 558 354 545 -204 191 63,4 154,0
2. Сумма финансовой поддержки, млн руб., в том числе: 873,8 597,1 1139,6 -276,7 542,5 68,3 190,9
2.1. Возмещение на участие в выставках: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. 18 4,0 - 7 1,6 -18 -4,0 7 1,6 - -
2.2. Возмещение части затрат по лизингу оборудования: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. 15 26,7 - - -15 -26,7 - - -
2.3. Предоставление субсидий на возмещение затрат по покупке оборудования: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. 33 75,9 16 45 12 61,8 -17 -30,9 -4 16,8 48,5 59,3 75,0 137,3
2.4. Предоставление поручительств: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. 60 242,4 59 220,8 104 550,6 -1 -21,6 45 329,8 98,3 91,1 176,3 в 2,2 р.
2.5. Предоставление микрозаймов: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. 432 524,8 274 325,6 422 526,6 -158 -199,2 148 201 37,4 62,0 154,0 161,7
2.6. Предоставление субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований на поддержку субъектов МСП: - количество субъектов, ед. - сумма, млн руб. - 5 5,7 - - - - -
ваются, является доступ к финансовым ресурсам. Большинство банков неохотно рассматривают кредитные заявки от предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющих основных средств, предпочитая работать с успешными предприятиями, имеющими высокий денежный оборот и залоговую базу для получения кредитов [3].
На наш взгляд, одним из инструментов финансовой поддержки малого предпринимательства является снижение налоговой нагрузки путем применения специальных налоговых режимов. Предприятия республики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при соблюдении определенных условий, установленных Законом Чувашской
Таблица 3
Показатели управленческого решения относительно применения пониженной ставки по УСН
в Чувашской Республике
Показатели Годы
2019 2020
Ставка налога по УСН, % 15 12
Доходы всего, тыс. руб. 12000 12000
Среднесписочная численность работников, чел. 20 20
Средняя заработная плата в месяц, руб. 16000 24000
Расходы на оплату труда, тыс. руб. 3840 5760
Страховые взносы, тыс. руб. 1152 1728
Уменьшение налога по УСН, тыс. руб. 748,8 898,6
Налоговая экономия/убыток по налогу по УСН, тыс. руб. -403,2 -829,4
Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» от 22.06.2015 № 27 с 01.01.2016 ст. 39.1 «Налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», вправе применять ставку налога по УСН в размере 12 % [2].
Смоделируем ситуацию, при которой малое предприятие со средней заработной платой работников в 2019 г., например, 16 тыс. руб., применяющее упрощенную систему налогообложения и уплачивающее налог по ставке 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов, примет решение повысить заработную плату до уровня двух минимальных размеров оплаты труда 2020 г., чтобы получить возможность уплачивать налог по упрощенной системе налогообложения по ставке 12 % (табл. 3). Итак, финансовые потери для малого бизнеса будут меньше, если перейти на 15 %-ную ставку налога по упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, выводы, сделанные в процессе изучения экономических аспектов поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, позволяют предложить следующие меры:
1. Совершенствовать механизм микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как эффективный инструмент, обеспечивающий увеличение доступа к кредитным ресурсам.
2. Увеличить объемы финансирования поддержки региональных гарантийных и венчурных фондов путем привлечения средств из пенсионных и страховых организаций.
3. Увеличить субсидии малым инновационным и экспортно ориентированным предприятиям.
4. Усилить ответственность региональных администраций за эффективность и целевую направленность распределения финансовых средств в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
5. Снизить налоговые ставки по ряду местных налогов.
6. Развивать систему налоговых льгот для субъектов малого производственного, экспортно ориентированного и инновационного предпринимательства.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редак-
ция). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.09.2019).
2. О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации: закон Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 14.09.2019).
3. Гаврилова М.В., Кочергина С.Г. Развитие малого предпринимательства и формы его поддержки в регионе // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (22). С. 25-31.
4. Семенова А.Н., Кочергина С.Г. Сравнительный анализ развития малого бизнеса в Чувашской Республике и Приволжском федеральном округе // Достижения и перспективы развития вузовской науки: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сентября 2018 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. С. 363-367.
5. Торгово-промышленная палата Чувашской Республики: офиц. сайт. URL: http://www.tppchr.ru.
References
1. Orazvitiimalogoisrednegopredprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (poslednyaya redaktsiya). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 14.09.2019).
2. O voprosax nalogovogo regulirovaniya v Chuvashskoj Respublike, otnesenny'kh zakono-datel'stvom Rossijskoj Federatsii o nalogakh i sbor-akh k vedeniyu sub''ektov Rossijskoj Federatsii: zakon Chuvashskoj Respubliki ot 23.07.2001 № 38. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Garant». URL: https:// base.garant.ru (data obrashcheniya: 14.09.2019).
3. Gavrilova M.V., Kochergina S.G. Razvi-tie malogo predprinimatel'stva i formy' ego pod-derzhki v regione [Development of small business and forms of its support in the region] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2015. № 4 (22). S. 25-31.
4. Semyonova A.N., Kochergina S.G. Srav-nitel'ny'j analiz razvitiya malogo biznesa v Chuvashskoj Respublike i Privolzhskom federal'nom okruge [Comparative analysis of small business development in the Chuvash Republic and the Volga Federal district] // Dostizheniya i perspektivy' razvitiya vuzovs-koj nauki: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 30 sentyabrya 2018 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2018. S. 363-367.
5. Torgovo-promy'shlennaya palata Chuvashskoj Respubliki: ofits. sajt. URL: http://www.tppchr.ru.
КОЧЕРГИНА Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ХАБАЗИНА Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЗЫРЯЕВА Наталья Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KOCHERGINA, Svetlana Gennadyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
KHABAZINA, Lyubov Nikolaevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
ZYRAEVA, Natalya Pavlovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338(470)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Т.М. Лебединцева, Т.Я. Сильвестрова
В статье рассмотрены основные итоги экономического развития России по состоянию на 2018 г, дана оценка динамики ВВП России в сопоставлении с уровнем доходов и объемом кредитной нагрузки населения, проанализированы показатели федерального бюджета в контексте проводимой бюджетной политики.
Содержится критическая оценка реализованных за последний период социально-экономических решений, в первую очередь касающихся изменений основных параметров налоговой системы страны, связанных с ростом ставок НДС, приведены мнения экономистов, рассматривающих альтернативные варианты обеспечения экономического роста России. Определены основные тенденции развития российской экономики на ближайшую перспективу, учитывающие, что в настоящее время в мире происходит смена технологического уклада, и страны, освоившие и поставившие себе на службу новые виды технологий, будут являться мировыми экономическими лидерами в ближайшие 50-60 лет.
Ключевые слова: экономический рост; доходы населения; профицит и дефицит бюджета; налоговая система; экономические санкции; золото-валютные резервы; инвестиции; налоговая политика; бюджетная политика.
T.M. Lebedintseva, T.Ya. Silvestrova. CURRENT STATE OF RUSSIA ECONOMY AND ITS PROSPECTS
In article the main results of economic development of Russia as of 2018 are considered, an assessment GDP loudspeakers of Russia in its comparison in the level of income and volume of credit load of the population is given, indicators of the federal budget in the context of the pursued budgetary policy are analysed.
Article contains critical evaluation of the social and economic decisions realized for the last period first of all concerning changes of the key parameters of a tax system of the country connected with growth of VAT rates opinions of the economists considering alternative options of ensuring economic growth of Russia are given. The top trends of development of the Russian economy on the near-term outlook considering are defined that now in the world there is change of technological way and the country which mastered and placed to themselves at service new types of technologies will be world economic leaders in the next 50-60 years.