УДК 332.14 DOI 10.47629/2074-9201_2020_20_12_7
Аванесян Эрик Артурович,
аспирант, ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург,
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Статья посвящена анализу состояния и перспектив региональной политики малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в Свердловской области. Проанализированы основные индикаторы региональной политики субъектов малого и среднего бизнеса в регионе: количество субъектов, оборот МСП за год, показатель численности занятых на предприятиях. Выявлены факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на экономическое состояние МСП в Свердловской области, включающие налоговые нововведения, отсутствие платежеспособного спроса, недостаточность высокую стоимость квалифицированных кадров, постоянные проверки надзорных и правоохранительных органов, неэффективность мер поддержки бизнеса со стороны государства. Определены основные направления финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству в регионе. Автором предлагаются меры, направленные на повышение эффективности экономического развития субъектов МСП в Свердловской области.
Ключевые слова: региональная политика, малое и среднее предпринимательство, финансовая поддержка, Свердловская область, субсидии.
Erik A. Avanesian,
post-graduate student, assistant of the Department of state and municipal administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, [email protected]
ANALYSIS AND PROSPECTS OF THE REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP
IN THE SVERDLOVSK REGION
Abstract. The article analyzes the state and prospects of the regional policy of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region. The main indicators of the regional policy of small and medium-sized businesses in the region are analyzed: the number of subjects, the turnover of SMEs per year, the indicator of the number of employees at enterprises. The factors that have the strongest impact on the economic condition of SMEs in the Sverdlovsk region are identified, including tax innovations, lack of effective demand, insufficient high cost of qualified personnel, constant inspections of Supervisory and law enforcement agencies, and inefficiency of state support measures for business. The main directions of financial support to small and medium-sized businesses in the region are defined. The author suggests measures aimed at improving the efficiency of economic development of SMEs in the Sverdlovsk region.
Keywords: regional policy, small and medium-sized businesses, financial support, Sverdlovsk region, subsidies
Благосостояние любого государства зависит от показателей социально-экономического развития входящих в него составных единиц, именуемых субъектами. Российская Федерация включает в себя 85 субъектов, устойчивость каждого из которых влияет на конкурентоспособность страны в рейтинге мировых держав. Слагаемые успеха каждого отдельного региона зависят от эффективности осуществления региональной политики.
Свердловская область является одним из наиболее успешно развивающихся регионов Российской Федерации и согласно статистическим данным 2019 года входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов по основным социально-экономическим показателям. Кроме того, по данным Минэкономразвития РФ, на Среднем Урале прогнозируется наиболее высокий рост валового регионального про-
ии
дукта (далее ВРП) и инвестиционной активности наравне с Иркутской, Московской, Амурской, Ярославской областями и Чукотским автономным округом. Среднегодовой темп роста ВРП в 2020-2024 годах на Среднем Урале оценивается в 104,1% По итогам 2019 года 51,3% суммарного объема ВРП сформируют девять регионов РФ, в числе которых - Свердловская область, занявшая девятое место [10]. Согласно данным журнала «Генеральный Директор», Свердловская область занимает пятое место в списке наиболее привлекательных для бизнеса регионов Российской Федерации, где оценка производилась по таким параметрам, как динамика экономического роста, инфраструктура, налоги, рабочая сила, спрос на товары повседневного и длительного пользования [14]. Экономическая стабильность региона создает привлекательный имидж для отечественных и зарубежных инвесторов, являясь при этом одним из самых надежных регионов для инвестиций [7].
К приоритетным видам деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства следует отнести: оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; ремонт автотранспортных средств; оптовую и розничную торговлю; промышленное производство и др.
Так, грузооборот автомобильного транспорта за первую половину 2020 года составил 3454,5 млн тонно-км, или 125,5% к уровню первой половины 2019 года. Автомобильным транспортом в январе-июле 2020 года было перевезено 19,0 млн тонн грузов, что составляет 102,9% к уровню первого полугодия 2019 года.
По видам деятельности индексы производства в первой половине 2020 года к уровню января-июля 2019 года составили: обрабатывающие производства -103,4%; обеспечение электрической энергией, газом и паром - 98,1%; добыча полезных ископаемых - 103,8%.
Среди обрабатывающих производств значительный рост физических объемов производства наблюдается в производстве прочих готовых изделий - в 4,4 раза к уровню января-июля 2019 года, лекарственных средств и материалов, применяемых в ме-
дицинских целях, - в 1,5 раза, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - на 17,8%, электрического оборудования - на 11%, прочих транспортных средств и оборудования - на 10,6%. В ведущей отрасли промышленности - металлургическом производстве индекс производства составил 99% к уровню января-июля 2019 года [1].
Региональная политика развития МСП исследуемого субъекта Российской Федерации базируется на «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года», включающей в себя совокупность индикаторов, определяющих положение малых и средних предприятий в разрезе региона: количество субъектов, оборот МСП за год, показатель численности занятых на предприятиях и др. Для анализа региональной политики Свердловской области автором проведен анализ состояния МСП [4].
Исходя из показателей Таблицы 1 нельзя однозначно сделать вывод о динамике количества малых и средних предприятий за 2014-2019 годы. В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается снижение числа МСП на 7,57%. В свою очередь, в 2016 году отмечается рост числа предпринимателей на 13,68% по сравнению с 2015 годом. Практически идентичные показатели числа МСП наблюдаются в 2017-2018 годах по сравнению с 2016 годом, где отмечается незначительный прирост или спад. В 2019 году мы видим снижение количества субъектов МСП в Свердловской области, что говорит о возможных трудностях, связанных с административными барьерами, высокими налоговыми ставками, значительными финансовыми вложениями. Далее рассмотрим динамику оборота МСП в Свердловской области (Таблица 2).
Показатели оборота малых и средних предприятий в регионе не связаны с динамикой количества МСП, представленных в Таблице 1. Если в 2015 году наблюдается снижение оборота по сравнению с прошлым отчетным периодом на 4%, то в 2016 году резко возрастает на 72,8%, составляя при этом 1851,3 млрд руб. За период 2017-2018 годы наблюдается неоднозначная динамика (в 2017 году спад по сравне-
Таблица 1.
Количество субъектов МСП в Свердловской области за 2014-2019 годы [11]
Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Количество МСП, шт. 190840 176384 200508 205046 202653 190714
Таблица 2.
Оборот МСП в €вердловской области за период 2014-2019 годы, млрд руб. [4]
Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Оборот МСП, млрд руб. 1116,11 1071,35 1851,3 1393,58 1587,56 5763,7
ип
нию с 2016 годом на 24,72%; в 2018 году рост оборота предприятий на 13,92% по сравнению с 2017 годом). Отметим рост оборота субъектов МСП в Свердловской области в 2,63 раза в 2019 году по сравнению с 2018 годом, что свидетельствует о получении реальной финансовой поддержки малым и средним предприятиям в виде всевозможных субсидий, грантов со стороны Правительства. Несмотря на существенный рост оборотов предприятий региона, численность занятых в Свердловской области остается практически неизменной (Таблица 3).
Исходя из данных Таблицы 3, видна тенденция к уменьшению численности занятых в Свердловской области. Причинами такого сокращения числа работников является экономический кризис, в силу которого руководители вынуждены сокращать штат работников; переход к автоматизации производственных процессов, где труд работников заменяет использованием интеллектуальных технологий. Самая высокая занятость в МСП зафиксирована в сфере торговли: 31,4% сотрудников. Почти 15% приходится на обрабатывающие производства, 10% - на строительство.
Согласно опросу, проведенному Свердловским областным Союзом промышленников и предпринима-
телей, были выявлены факторы, негативно влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства, включающие в себя: налоговые нововведения, отсутствие платежеспособного спроса, недостаточность и высокая стоимость квалифицированных кадров, постоянные проверки надзорных и правоохранительных органов, неэффективность мер поддержки бизнеса со стороны государства (Рисунок 1).
Стоит отметить, что в 2015-2016 годах почти для половины МСП (46,4%) существенными были факторы «неэффективных мер поддержки бизнеса со стороны государства» - распространенность этой причины снижения уровня экономического развития и инвестиционной активности за пять лет постепенно снижалась и в 2019 году достигла 20,8%, то есть уменьшилась вдвое. Аналогичная картина наблюдалась с 2015 до 2018 года в отношении реакции предприятий на налоговый режим, однако в 2019 году наблюдается резкое возрастание мнений о негативном влиянии налогового давления со стороны государства (с 21% до 36%) [13].
Проведенный анализ показателей МСП в Свердловской области говорит о повышении уровня поддержки со стороны федеральных и региональных
Таблица 3.
Численность занятых в Свердловской области, тыс. чел. [11]
Год 2015 2017 2018 2019
Численность занятых в Свердловской области, тыс. чел. 2143,7 2056,0 2042,2 2012,8
Рисунок 1. Факторы, повлиявшие на экономическое состояние МСП в 2019 году на территории Свердловской области (источник: [13], общее количество ответов может превышать 100%, так как респонденты имели возможность выбора нескольких ответов)
икз
программ субсидирования. Можно выделить основные направления финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству в регионе.
1. Модернизация производства. В рамках действующих государственных программ осуществляются субсидирование на частичное возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования для развития производства Максимальный размер субсидии составляет до 10 млн рублей, но не более 35% от понесенных расходов на оборудование, произведённое на территории РФ; 25% - произведенное за рубежом [6].
2. Лизинг. На территории Свердловской области МСП возможно получение субсидии на частичное возмещение расходов, связанных с выплатой первого взноса согласно договору лизинга. Льготный лизинг возможен для бизнеса, активность которого проявляется в сельской местности и включает в себя: развитие газификации на сельских территориях, благоустройство сельской инфраструктуры; улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Размер субсидии, отведенный муниципалитетам в 2020 году составил 52979,8 тыс. руб. [8].
3. Создание инновационного производства. Субъектам малого и среднего бизнеса предоставляются субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, где финансовая поддержка не должна превышать 50% выручки от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки или выручки от оказания работ, услуг членам кооператива за отчетный финансовый год [5].
4. Поддержка крестьянских хозяйств. Выделение грантов для крестьянских (фермерских) хозяйств (далее КФХ), зарегистрированных в отчетном году. Например, Грант «Агростартап» предназначен для МСП, в деятельность которых входит разведения крупного рогатого скота (молоко, мясо), осуществляет финансовую помощь в размере до 5 млн руб.; членам сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее СПоК) - до 6 млн руб., где часть гранта идет на формирование неделимого фонда, составляя при этом от 25% до 50%. Данная поддержка возможна при наличии 10% собственных средств от требуемых расходов КФХ [12].
5. Микрофинансирование и льготные займы начинающим предпринимателям. Осуществление поддержки малому и среднему бизнесу в Свердловской области возможно посредством региональных программ по оказанию услуг льготного займа:
- заем «Антикризисный» по ставке 4,25% со сроком займа от 3 до 12 месяцев. Максимальный размер займа - 300 000 руб.;
- заём «Доверие» до 5 млн руб., осуществимый для МСП, имеющих положительный опыт обслужива-
ния займов в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства (далее СОФПП) не менее 18 месяцев и др.
Помимо средств из бюджета Свердловской области на финансовую помощь малому и среднему бизнесу были выделены средства из СОФПП. Придерживаясь положений Стратегии социально экономического развития Свердловской области, малый и средний бизнес рассматривается как один из основных инструментов достижения стратегической цели повышения уровня и качества жизни населения. Основой целью ее достижения является эффективное использование человеческого и инновационно-инвестиционного потенциала, обеспечивающее устойчивое развитие и конкурентоспособность Свердловской области [2].
6. Поддержка экспорта. Для предприятий-производителей основополагающей целью является продажа товаров или услуг для дальнейшего экспорта. При поддержке Министерства инвестиций и развития Свердловской области, существует специальный Центр поддержки экспорта, деятельность которого направлена на увеличение объема несырьевого экспорта и экспорта услуг региона, вовлечение новых компаний в экспортную деятельность, отраслевую диверсификацию экспорта и расширение географии поставок компаний. Так, в 2020 году Центр поддержки экспорта планирует вывести на зарубежные рынки не менее 60 субъектов малого и среднего предпринимательства. С поставленной задачей помогает справляться также программа акселерации «Экспортный форсаж», которая разработана Школой экспорта Российского экспортного центра. В Свердловской области в ней участвуют 12 компаний. Две из них заключили экспортные контракты в рамках прохождения акселерации на сумму порядка 382 тысяч долларов США [2].
Таким образом, Правительство Свердловской области создало соответствующий механизм поддержки малого и среднего предпринимательства, где субъектам МСП, осуществляющим приоритетные виды деятельности, оказывается государственная финансовая поддержка путем предоставления субсидий, грантов, где финансовое обеспечение реализации регионального проекта «Финансовая поддержка МСП» в 2019 году составило 653,47 млн рублей [3].
Несмотря на существенную государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, формирующих в своей деятельности инновационную составляющую экономического развития, предпринимательство в этом секторе экономики остается непривлекательным ввиду длительных сроков окупаемости инновационных проектов и высоких рисков [9].
С учетом вышеизложенного, выделим основные направления региональной политики для поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, включающие в себя:
шз
- определение вектора деятельности органов государственной власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, разработка системы по защите продвижения интересов субъектов малого и среднего предпринимательства с целью укрепления позиций МСП в органах государственной власти и бизнес сообществе;
- привлечение представителей малого и среднего предпринимательства к участию в процедурах оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
- формирование консолидирующей платформы, обеспечивающей представительство и защиту интересов малого и среднего бизнеса;
- активная поддержка малых инновационных предприятий содействие развитию индустриально-инновационной инфраструктуры;
- устранение административных барьеров, борьба с коррупцией;
- увеличение доли активных и заинтересованных предпринимателей, которые регулярно участвуют в мероприятиях по поддержке МСП пропаганде предпринимательской инициативы;
- продвижение консультативных бизнес практик в области расширения взаимодействия органов государственной власти с субъектами малого и среднего предпринимательства;
- оказание государственной поддержки в виде субсидирования не только ведущим отраслям экономики Свердловской области, но и поддержка менее успешных отраслей для установления баланса устойчивости отраслей региона;
На наш взгляд, указанные меры позволят повысить эффективность государственного механизма содействия развитию малого и среднего предпринимательства в условиях новой реальности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства к 2035 году ожидается вхождение Свердловской области в топ-3 регионов по уровню экономического развития МСП. Ожидается, что доля субъектов МСП в валовом региональном продукте Свердловской области составит 40%; доля занятых граждан в сфере малого и среднего бизнеса - 42% от общего числа занятых граждан в регионе; доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте - более 13%.
Список литературы
1. Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе-июле 2020 года // Министерство экономики и территориального развития Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/osnovnye-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyune-2018 (дата обращения: 13.10.2020).
2. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// midural.ru/news/list/document162872 (дата обращения: 15.10.2020).
3. Паспорт регионального проекта Свердловской области «Финансовая поддержка МСП» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://storage.strategy24.ru/files/project/201905/95cb0a8007e049c8657467aa224236e7.pdf (дата обращения: 09.10.2020).
4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 515-ПП «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года» Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 1.10.2020).
5. Постановление Правительства Свердловской области от 09.04.2014 № 298-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства» // Собрание законодательства Свердловской области. 28.05.2014. № 4-2 (2014). ст. 568.
6. Постановление Правительства РФ от 4 июня 2020 г. № 823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Электронный ресурс.] Режим доступа: http:// www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 5.10.2020).
7. Постановление Правительства Свердловской области от 15.08.2019 № 535-ПП «Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 7.10.2020).
8. Постановление Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 202-ПП «Об утверждении распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, предоставление которых предусмотрено государственной программой Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года», между муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, в 2019 году» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 6.10.2020).
шз
9. Охрименко Е., Чернов С. Государственный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства. Среднее предпринимательство в условиях новой Индустриализации // Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований: 2-я Международная научная конференция по новой индустриализации: глобальное, национальное, региональное измерение. 2018. Т.240. С.223-226.
10. Свердловская область вошла в топ-10 по динамике экономического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekb.rbc.ru/ekb/freenews/5d9714019a79477ac51b2c6e (дата обращения: 3.10.2020).
11. Свердловская область в 2015 - 2019 годах: Статистический сборник / Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Екатеринбург, 2020. 234с.
12. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sofp.ru (дата обращения: 13.10.2020).
13. Требований больше, денег меньше. В Свердловской области сокращается малый и средний бизнес [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekb.dk.ru/news/trebovaniy-bolshe-deneg-menshe-v-sverdlovskoy-oblasti-sokraschaetsya-malyy-i-sredniy-biznes-237132542 (дата обращения: 13.10.2020).
14. Эксперты назвали самые привлекательные для бизнеса регионы // Российская газета. № 261(6237).
References
1. Osnovnye itogi social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti v yanvare-iyule 2020 goda // Ministerstvo ekonomiki i territorial'nogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// economy.midural.ru/content/osnovnye-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-iyune-2018 (data obrashcheniya: 13.10.2020).
2. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://midural.ru/news/list/ document162872 (data obrashcheniya: 15.10.2020).
3. Pasport regional'nogo proekta Sverdlovskoj oblasti «Finansovaya podderzhka MSP» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:https://storage.strategy24.ru/files/project/201905Z95cb0a8007e049c8657467aa224236e7.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2020).
4. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 06.08.2019 № 515-PP «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoj oblasti na period do 2035 goda» Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs.] Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov66.ru (data obrashcheniya: 1.10.2020).
5. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 09.04.2014 № 298-PP «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidii na podderzhkutekhnicheskoj i tekhnologicheskoj modernizacii, innovacionnogo razvitiya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva» // Sobranie zakonodatel'stva Sverdlovskoj oblasti. 28.05.2014. № 4-2 (2014). st. 568.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 iyunya 2020 g. № 823 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta proizvoditelyam specializirovannoj tekhniki ili oborudovaniya v celyah predostavleniya pokupatelyam skidki pri priobretenii takoj tekhniki ili oborudovaniya» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs.] Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov66.ru (data obrashcheniya: 5.10.2020).
7. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 15.08.2019 № 535-PP «Ob utverzhdenii Investicionnoj strategii Sverdlovskoj oblasti do 2035 goda» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs.] Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov66.ru (data obrashcheniya: 7.10.2020).
8. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 01.04.2019 № 202-PP «Ob utverzhdenii raspredeleniya subsidij iz oblastnogo byudzheta mestnym byudzhetam, predostavlenie kotoryh predusmotreno gosudarstvennoj programmoj Sverdlovskoj oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa i potrebitel'skogo rynka Sverdlovskoj oblasti do 2024 goda», mezhdu municipal'nymi obrazovaniyami, raspolozhennymi na territorii Sverdlovskoj oblasti, v 2019 godu» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs.] Rezhim dostupa: http://www. pravo.gov66.ru (data obrashcheniya: 6.10.2020).
9. Ohrimenko E., Chernov S. Gosudarstvennyj mekhanizm podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva. Srednee predprinimatel'stvo v usloviyah novoj Industrializacii // Dostizheniya v oblasti social'nyh nauk, obrazovaniya i gumanitarnyh issledovanij: 2-ya Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya po novoj industrializacii: global'noe, nacional'noe, regional'noe izmerenie. 2018. T.240. S.223-226.
10. Sverdlovskaya oblast' voshla v top-10 po dinamike ekonomicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ekb.rbc.ru/ekb/freenews/5d9714019a79477ac51b2c6e (data obrashcheniya: 3.10.2020).
11. Sverdlovskaya oblast' v 2015 - 2019 godah: Statisticheskij sbornik / Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Sverdlovskoj oblasti i Kurganskoj oblasti. Ekaterinburg, 2020. 234s.
12. Sverdlovskij oblastnoj fond podderzhki predprinimatel'stva [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://sofp.ru (data obrashcheniya: 13.10.2020).
13. Trebovanij bol'she, deneg men'she. V Sverdlovskoj oblasti sokrashchaetsya malyj i srednij biznes [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ekb.dk.ru/news/trebovaniy-bolshe-deneg-menshe-v-sverdlovskoy-oblasti-sokraschaetsya-malyy-i-sredniy-biznes-237132542 (data obrashcheniya: 13.10.2020).
14. Eksperty nazvali samye privlekatel'nye dlya biznesa regiony // Rossijskaya gazeta. № 261(6237).
□Л