Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ИНВЕСТОРАМ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Карина Николаевна, Такмазян Аида Самвеловна, Рукина Светлана Николаевна, Герасимова Кристина Александровна

Цель работы. Целью работы является анализ инвестиционного потенциала региона, сложившегося в результате усиления мер государственной поддержки. В представленной статье раскрываются направления поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области. Метод или методология проведения работы. В процессе исследования применялись системный, логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических и практических материалов, позволивших определить меры региональной поддержки инвестиционной деятельности. В основе данной работы лежат труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам инвестиционной деятельности и мерам ее государственной поддержки в современных условиях, а также открытые данные правительства Ростовской области. Результаты. Инвестиционная привлекательность каждого региона напрямую зависит от мер, предпринимаемых органами государственной власти для создания комфортных условий ведения бизнеса и последующего привлечения инвесторов, которые будут направлять свободные средства в различные сферы экономики. Донской бизнес активно использует все формы как федеральной, так и региональной поддержки. Сегодня для субъектов РФ важно выработать механизмы адресной поддержки предприятий, обеспечивающих точки роста для промышленности регионов, и создать условия для экономического роста предприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации для оценки инвестиционного потенциала региона и мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Выводы. Перечисленные в статье меры поддержки, направленные на достижение роста инвестиционной активности, позволят обеспечить экономический рост территории, занятость населения, рост ее интеллектуальной составляющей, повысят заинтересованность в развитии сотрудничества с Ростовской областью и реализации совместных инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самойлова Карина Николаевна, Такмазян Аида Самвеловна, Рукина Светлана Николаевна, Герасимова Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION AS A RESULT STATE SUPPORT FOR INVESTMENT ACTIVITIES

Purpose of work. The purpose of the work is to analyze the investment potential of the region, which has developed as a result of strengthening state support measures. This article describes the directions of investment support in the Rostov region. Method or methodology of the work. In the course of the research, we used a systematic, logical and semantic analysis, comparison, and synthesis of theoretical and practical materials that allowed us to determine measures of regional support for investment activities. This work is based on the works of domestic and foreign scientists on investment activities and measures of state support in modern conditions, as well as open data from the government of the Rostov region. Results. The investment attractiveness of each region directly depends on the measures taken by state authorities to create a comfortable business environment and then attract investors who will direct their available funds to various sectors of the economy. Don business actively uses all forms of both Federal and regional support. Today, it is important for the subjects of the Russian Federation to develop mechanisms for targeted support of enterprises that provide growth points for the industry of the regions, and create conditions for economic growth of enterprises. The scope of the results. The results of the study can be used by state authorities and administrative bodies of the Russian Federation subjects to assess the investment potential of the region and measures of state support for investment activities. Conclusions. The support measures listed in the article, aimed at achieving the growth of investment activity, will ensure the economic growth of the territory, employment, growth of its intellectual component, increase interest in developing cooperation with the Rostov region and implementing joint investment projects.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Региональная экономика

УДК 336.13 САМОЙЛОВА КАРИНА НИКОЛАЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

e-mail: karina.samoylova2015@mail.ru

ТАКМАЗЯНАИДА САМВЕЛОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: aida.takmazyan@yandex.ru

РУКИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: ya.svetlana-41@yandex.ru

ГЕРАСИМОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

старший преподаватель кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: h_kristina@bk.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-07-57-65 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является анализ инвестиционного потенциала региона, сложившегося в результате усиления мер государственной поддержки. В представленной статье раскрываются направления поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области. Метод или методология проведения работы. В процессе исследования применялись системный, логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических и практических материалов, позволивших определить меры региональной поддержки инвестиционной деятельности. В основе данной работы лежат труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам инвестиционной деятельности и мерам ее государственной поддержки в современных условиях, а также открытые данные правительства Ростовской области. Результаты. Инвестиционная привлекательность каждого региона напрямую зависит от мер, предпринимаемых органами государственной власти для создания комфортных условий ведения бизнеса и последующего привлечения инвесторов, которые будут направлять свободные средства в различные сферы экономики. Донской бизнес активно использует все формы как федеральной, так и региональной поддержки. Сегодня для субъектов РФ важно выработать механизмы адресной поддержки предприятий, обеспечивающих точки роста для промышленности регионов, и создать условия для экономического роста предприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации для оценки инвестиционного потенциала региона и мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Выводы. Перечисленные в статье меры поддержки, направленные на достижение роста инвестиционной активности, позволят обеспечить экономический рост территории, занятость населения, рост ее интеллектуальной составляющей, повысят заинтересованность в развитии сотрудничества с Ростовской областью и реализации совместных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, формы государственной поддержки, налоговые льготы инвесторам, специальные инвестиционные контракты.

SAMOILOVA KARINA NIKOLAEVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Finance,

Rostov state University of Economics (RINH) e-mail: karina.samoylova2015@mail.ru

TAKMAZYANAIDA SAMVELOVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Finance, Rostov state University of Economics (RINH), e-mail: aida.takmazyan@yandex.ru

RUKINA SVETLANA NIKOLAEVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Finance, Rostov state University of Economics (RINH), e-mail: ya.svetlana-41@yandex.ru

GERASIMOVA KRISTIN A ALEKSANDROVNA

senior lecturer of the Department of Finance, Rostov state University of Economics (RINH), e-mail: h_kristina@bk.ru

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION AS A RESULT STATE SUPPORT FOR INVESTMENT ACTIVITIES

Abstract. Purpose of work. The purpose of the work is to analyze the investment potential of the region, which has developed as a result of strengthening state support measures. This article describes the directions of investment support in the Rostov region. Method or methodology of the work. In the course of the research, we used a systematic, logical and semantic analysis, comparison, and synthesis of theoretical and practical materials that allowed us to determine measures of regional support for investment activities. This work is based on the works of domestic and foreign scientists on investment activities and measures of state support in modern conditions, as well as open data from the government of the Rostov region. Results. The investment attractiveness of each region directly depends on the measures taken by state authorities to create a comfortable business environment and then attract investors who will direct their available funds to various sectors of the economy. Don business actively uses all forms of both Federal and regional support. Today, it is important for the subjects of the Russian Federation to develop mechanisms for targeted support of enterprises that provide growth points for the industry of the regions, and create conditions for economic growth of enterprises. The scope of the results. The results of the study can be used by state authorities and administrative bodies of the Russian Federation subjects to assess the investment potential of the region and measures of state support for investment activities. Conclusions. The support measures listed in the article, aimed at achieving the growth of investment activity, will ensure the economic growth of the territory, employment, growth of its intellectual component, increase interest in developing cooperation with the Rostov region and implementing joint investment projects.

Keywords: investment attractiveness, investment potential, forms of state support, tax incentives for investors, special investment contracts.

Введение. Инвестиции играют одну из основных ролей в функционировании национальной экономики [1]. Инвестиционная политика является приоритетом для каждого региона России, поэтому субъекты РФ заинтересованы в привлечении как отечественных, так и иностранных инвестиций [17]. «А успешно созданные условия для их привлечения позволят расширить производство, развивать востребованные отрасли экономики, повысить занятость населения, увеличить количество объектов социально-культурной сферы, что в конечном итоге обеспечит рост инвестиционной привлекательности региона» [15, с.161-169].

Материалы и методы исследования. Информационной базой выполненного исследования явились открытые данные правительства Ростовской области. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания: системный логико -смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических и практических материалов, позволив-

шие определить меры региональной поддержки инвестиционной деятельности.

По объемам валового регионального продукта (ВРП) - обобщающего показателя, характеризующего уровень экономического развития региона, - Ростовская область входит в число первых 15 регионов России. Наш регион уже пять лет входит в «клуб триллионеров» - субъектов РФ, чей объем экономики достиг 1 трлн рублей.

Объем ВРП в области в 2019 году достиг 1 516,57 млрд рублей, что на 4,5 % выше, чем в 2018 году, в текущем году составит 1 611,0 млрд рублей.

Рис. 1. Темпы роста ВРП в Ростовской области в 2014-2020 годах [7].

Стоит отметить что, согласно статистическим данным, на протяжении 2014-2019 годов экономика региона поступательно наращивала свои объемы. Исходя из темпов роста ВРП в Ростовской области, можно строить предположения об улучшении экономической ситуации в регионе.

Ведущее место в формировании ВРП принадлежит реальному сектору экономики, что позволяет говорить о благоприятном инвестиционном климате в регионе. Так, приток частного капитала в экономику региона в 2019 году составил почти 30 млрд рублей.

Столь значительный объем инвестиций говорит о доверии бизнеса к экономической политике, которую проводят региональные власти, о формировании достаточно комфортных условий ведения бизнеса. Эти условия, в свою очередь, напрямую зависят от комплекса мер по реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности, предпринимаемых органами власти и управления субъектов РФ.

Таблица 1

Инвестиционный потенциал субъектов Российской Федерации в 2019 году [4]

Ранг потенциала 2019 года Ранг потенциала 2018 года Ранг риска, 2019 год Субъекты РФ Доля в общероссийском потен- циале, 2019 год, % Изменение доли в потен- циале, п.п.

1 1 7 г. Москва 14,6 0,115

2 2 1 Московская область 6,2 0,217

3 3 4 г. Санкт-Петербург 4,8 -0,146

4 4 11 Краснодарский край 2,9 -0,023

5 5 17 Свердловская область 2,5 -0,040

6 6 6 Республика Татарстан 2,5 -0,003

7 7 41 Красноярский край 2,4 0,044

8 10 40 Челябинская область 1,9 0,003

9 9 24 Ростовская область 1,9 -0,034

Ростовская область по инвестиционному потенциалу стабильно сохраняет 9-е место среди всех регионов России, а что касается инвестиционных рисков, то за год область опустилась с

18-й строчки на 24-ю. Вместе с тем по уровню инвестиционной привлекательности (аспекты регулирования и сопровождения инвестиционной деятельности, а также фундаментальные факторы, характеризующие ресурсный и инфраструктурный потенциалы регионов России) Ростовская область вошла в регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности первого уровня [19, 20].

Высокое место Ростовской области в рейтинге инвестиционного потенциала обусловлено благоприятными факторами, формирующими инвестиционную привлекательность Ростовской области: удобное географическое положение, наличие природных ресурсов, качество человеческого капитала, развитая инфраструктура и институциональная среда, высокий производственный потенциал региональной экономики, сбалансированность бюджета и финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов.

Как было отмечено в работах авторов, «инвестиционная привлекательность субъектов Российской Федерации напрямую зависит от мер, предпринимаемых органами государственной власти для создания комфортных условий ведения бизнеса и последующего привлечения инвесторов, которые будут направлять свободные средства в различные сферы экономики» [15, с.161-169]. Т. е. каждый регион стремится создать наиболее выгодные и привлекательные условия для привлечения инвесторов, готовых направлять финансовые ресурсы в перспективные проекты. В таблице 2 представим основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность территорий [18].

В 2019 году в рейтинге инвестиционной привлекательности в пилотном режиме оценивалось качество региональных инвестиционных порталов как с позиции информационности, так и использования инструментов интерактивного взаимодействия между инвесторами и органами госвласти и местного самоуправления.

Таблица 2

Факторы, формирующие инвестиционную привлекательность региона

Факторы Содержание

Географическое положение Для региона характерно выгодное географическое положение, а также важнейшее геополитическое значение области для России.

Природные ресурсы Наличие довольно разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, энергоемкость территориальной экономики, 65 % земельных ресурсов составляют черноземы.

Качество человеческого капитала Большая численность экономически активного населения, достаточно высокие продолжительность и качество жизни населения, уровень образования, производительность труда.

Развитая инфраструктура Высокий уровень развития и доступности транспортной (железнодорожные, автомобильные магистрали, морские и речные порты, международный аэропорт), энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры.

Социальная стабильность Достаточно высокие реальные располагаемые денежные доходы и покупательная способность населения.

Производственный потенциал экономики В 2019 году валовой региональный продукт, по оценке министерства экономического развития Ростовской области, увеличен более чем на 4,5 % по сравнению с 2018 годом и достиг 1516,57 трлн руб. (1446,23млрд руб. в 2018 году). В 2019 году в области было реализовано свыше 160 проектов на сумму около 30 млрд руб. за счет частных инвестиций

Институциональная среда В регионе сформирована институциональная среда, четко определяющая условия функционирования и развития субъектов хозяйствования. Региональное законодательство, в том числе и по вопросам взаимодействия органов госвласти и инвесторов, также отвечает предъявляемым требованиям

Высокое качество управления государственными финансами Обеспечение качества управления государственными финансами в регионе (динамика доходов бюджета, сбалансированность бюджета, объем госдолга), развитие программно-целевого метода бюджетного планирования.

Финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов Достаточная финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов, состояние кредиторской и дебиторской задолженности, наличие инвестиционных ресурсов

В 2015-2019 годах в экономику региона привлечено около 1,4 трлн руб., при поддержке правительства области реализовано более 1200 проектов на сумму около 380 млрд руб.

Инвестиционные проекты последних лет, такие как строительство аэропорта Платов, стадиона «Ростов-Арена», моста через Дон, новых дорог и транспортных развязок, а также проекты в сфере ветроэнергетики, модернизация морских портов, развитие логистической инфраструктуры для электронной коммерции, инвестиции в человеческий капитал: в образование, здравоохранение, культуру, комфортную городскую среду, изменили качество жизни в регионе и условия для бизнеса [2]. Только в 2019 году в регионе было реализовано свыше 160 проектов на сумму около 30 млрд руб. за счет частных инвестиций, в том числе завод компании «Ай-Пласт» с инвестициями в 1,2 млрд руб., логистический комплекс класса «А» компании «ФМ Логистис» с общим объемом инвестиций 2,5 млрд руб. [5].

В высокой степени готовности в области на данный момент находятся 250 проектов на сумму около 55 млрд руб., которые должны быть введены в эксплуатацию в 2020 году, в их числе первая очередь индустриально-логистического комплекса «ПНК-гроуп», это обеспечит 2 тысячи рабочих мест, завод по переработке льняного семени в Новоалександровской промышленной зоне, инвестиции в проект превысят 1,5 млрд руб. [2].

Таблица 3

Система целей и задач инвестиционного развития Ростовской области [17]

Цель 1 Цель 2

Обеспечение конкурентоспособности инвестиционной сферы Ростовской области на уровне передовых регионов России Реализация приоритетов инвестиционного развития Ростовской области

Снятие инфраструктурных ограничений Развитие кластеров

Развитие регионального финансового рынка Развитие полюсов роста

Повышение эффективности выполнения административных процедур. Развитие малого и среднего предпринимательства

Задачи Развитие института государственно-частного партнерства Задачи Развитие инновационной сферы

Развитие системы привлечения и сопровождения инвестиционных проектов, оказания государственной поддержки Развитие социальных инвестиций

Формирование инвестиционно ориентированного рынка труда

Инвестиционная политика региона строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, Стратегией инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года, а также с государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика» [8, 9, 10].

Результаты. В соответствии с региональным законодательством организации реализующие инвестиционные проекты на территории Ростовской области могут претендовать на формы государственной поддержки, представленные в таблице 4.

Наиболее актуальными для инвесторов являются следующие направления поддержки инвестиционной деятельности.

Первое. Предоставление льгот по налогам на прибыль и имущество организаций. Предоставляются инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренного проектной документацией, но не более чем на пять лет, в том числе:

1. По налогу на прибыль организаций установлены пониженные ставки: а) в части сумм, зачисляемых в областной бюджет Ростовской области в размере 13,5 % (снижена на 3,5 п.п. с 17,0 %) для инвесторов, общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;

Таблица 4

Классификация форм государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ростовской области

Группы форм господдержки Форма государственной поддержки

I. Поддержка малого бизнеса в рамках деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства Предоставление поручительств Предоставление лизинговых услуг Льготные займы для субъектов МСП Инжиниринговые услуги Формирование и развитие кластеров Поддержка экспортеров Региональный фонд развития промышленности

II. Программы финансовой поддержки бизнеса Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (программа 8,5)1 Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей Инженерные субсидии Инновационные субсидии Фонд развития моногородов (г. Донецк, г. Гуково, г. Зверево)

III. Налоговые льготы и преференции Налоговые льготы инвесторам Специальные инвестиционные контракты Налоговые льготы и преференции резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях моногородов Ростовской области Инвестиционный налоговый вычет

IV Нефинансовые формы поддержки Сопровождение инвестиционных проектов на территории Ростовской области 100 губернаторских инвестиционных проектов Совет по инвестициям при губернаторе Ростовской области

б) в размере 0 % для организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (функционируют 3 ТОР - «Гуково», «Зверево», «Донецк») и заключивших специальные инвестиционные контракты с участием РФ (с 2019 года реализуются два специнвестконтракта, объекты обложения по которым находятся в процессе формирования).

2. По налогу на имущество организаций установлены: пониженная ставка в размере 1,1 % (ограничения не выше 2,2%) в отношении вновь созданного (приобретенного) имущества в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты в отношении вновь созданного имущества организаций - резидентов ТОР и вновь созданного имущества на территории индустриального парка. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций для юридических лиц - резидентов ТОР действуют в регионе с 2016 года [12].

В 2017 году региональными налоговыми льготами воспользовались 45 крупных инвесторов в рамках реализации 72 инвестиционных проектов; они перечислили в консолидированный бюджет Ростовской области 14,6 млрд руб. платежей (10 руб. на 1 руб. льготы), создали и сохранили рабочие места, повысили зарплату сотрудникам. По итогам 2018 года 50 крупных инвесторов в рамках 75 инвестиционных договоров преимущественно воспользовались льготами по налогу на имущество организаций. Льготой по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки воспользовались налогоплательщики по 23 инвестиционным договорам (% от общего количества договоров). Организациями, получившими инвестиционную поддержку, в консолидированный бюджет Ростовской области в 2018 году перечислено 7,05 млрд

1 Программа льготного кредитования — совместная программа субсидирования Минэкономразвития России и акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.05.2019 № 571, от 21.05.2019 № 629, от 18.09.2019 №1204, от 28.12.2019 №1927). Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» стартовала в феврале 2019 года и рассчитана до 2024 года. 90 банков, участвующих в программе, выдают предпринимателям кредиты по сниженной ставке до 8,5 % годовых, а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль.

руб. платежей (3 руб. на 1 руб. льготы). В 2019 году льготы по налогам на имущество и прибыль предоставлены 50 организациям в рамках реализации 70 инвестиционных проектов. Заключено 11 новых инвестиционных договоров на предоставление льгот по региональным налогам с организациями-инвесторами, а также 15 дополнительных соглашений о внесении изменений в действующие инвестиционные договоры [6].

Второе. С 2020 года в Ростовской области для организаций - плательщиков налога на прибыль действует инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), право введения которого законодательные органы субъектов РФ получили с 2018 года исходя из ожидаемого экономического эффекта и выпадающих доходов региональных бюджетов [11]. Его суть заключается в том, что организации вправе уменьшить суммы исчисленного налога на прибыль организаций на расходы, связанные с приобретением или модернизацией основных средств; с пожертвованиями государственным и муниципальным учреждениям культуры; финансированием создания на территории субъекта РФ и в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности [16, 3].

На инвестиционный налоговый вычет имеют право также предприятия мясной и молочной переработки, а также все участники нацпроекта «Производительность труда».

Третье. Эффективный механизм господдержки - специальные инвестиционные контракты, которые обеспечивают крупным инвесторам возможность получения налоговых льгот, гарантируя стабильность налоговой нагрузки для реализации высокотехнологичных проектов.

Ростовская область занимает 5-е место в стране по количеству заключенных специнвест-контрактов (5,6 млрд руб.) и 1-е место в ЮФО по уровню развития государственно-частного партнерства. За два года подписано четыре контракта, которые принесут более 5,6 млрд руб. инвестиций и обеспечат создание сотен рабочих мест. Часть специнвестконтрактов связана с ветроэнергетикой, так, два проекта реализует в Волгодонске «Росатом». Один из них - компания «ВетроСтройДеталь», которая в начале года планирует запустить серийное производство модульных башен по технологии голландской компании «ЛагерВей» («LagerWay»). Вторая компания «Росатома» - «НоваВинд» - реализует проект по созданию производства важнейших компонентов для ветроэнергетических установок (гондол и генераторов).

Налоговые льготы и преференции резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях моногородов Ростовской области, и поддержка малого и среднего предпринимательства в области были рассмотрены в работах авторов ранее [13, 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Перечисленные в статье меры поддержки, направленные на достижение роста инвестиционной активности, позволят обеспечить экономическое развитие территории, занятость населения, рост ее интеллектуальной составляющей, повысят заинтересованность в развитии сотрудничества с Ростовской областью и в реализации совместных инвестиционных проектов.

В заключение отметим, что пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные коррективы в экономику регионов. Противоэпидемические мероприятия привели к остановке деятельности хозяйствующих субъектов в самых различных отраслях. Большинство инвесторов оказались в достаточно сложной ситуации, так как, кроме традиционных рисков инвестиционных вложений, появились новые. Органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях разработаны и реализуются меры, направленные на преодоление последствий пандемии. Ростовская область не стала исключением, в регионе также разработаны меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции.

Литература

1. Залозная Д. В. Перспективы инвестиционного развития региона (на примере Ростовской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2018. - № 1 (53).

2. Инвестиционное послание губернатора Ростовской области В. Ю. Голубева - 2019. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.donland.ru /govemor/speech/231/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Инвестиционный налоговый вычет в Ростовской области. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс], режим доступа:https://www.donland.ru/news/5967/, сво-

бодный. - Загл. с экрана.

4. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2019 году. Официальный сайт Рейтингового агентства Эксперт-РА [Электронный ресурс], режим доступа: raex-a.ru>ratings/regions/2019/att3, свободный. - Загл. с экрана.

5. Об итогах реализации инвестиционного послания губернатора Ростовской области за 2019 год и ходе реализации инвестиционных проектов в курируемых сферах. Официальный портал правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru/report-speech/135/, свободный. - Загл. с экрана.

6. Отчет министерства экономического развития Ростовской области об итогах работы за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mineconomikiro.donland.ru>presscenter/news/13705/, свободный. - Загл. с экрана.

7. Официальный портал Правительства Ростовской области, динамика валового регионального продукта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx? pageid=124053&mid=128713&itemId=126739, свободный. - Загл. с экрана.

8. Постановление правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года». Официальный портал правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru/ activity/2158/, свободный. - Загл. с экрана.

9. Постановление правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474 в редакции постановлений от 23.12.2013 № 799, от 28.05.2014 № 397, от 23.10.2014 № 715, от 18.11.2015 № 92, от 03.02.2017 № 59, от 28.03.2018 № 197 «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года». Официальный портал правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru/activity/1192/, свободный. - Загл. с экрана.

10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 316 (в действующей редакции) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm, свободный. - Загл. с экрана.

11. Рукина С. Н. Управление налоговыми доходами региональных бюджетов // Финансовые исследования. - 2019. - № 2(63). - С. 76-84.

12. Самойлова К. Н., Рукина С. Н, Герасимова К. А., Такмазян А. С. Формирование системы управления налоговыми расходами в регионе // Финансовые исследования. - 2020. - № 2.

13. Самойлова К. Н., Рукина С. Н., Такмазян А. С. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как инструмент популяризации предпринимательской деятельности в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 10.

14. Самойлова К. Н., Такмазян А. С. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в моногородах Ростовской области. В монографии: «Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире». [Коллективная монография]. -М.: Креативная экономика, 2020. - 488 с. ISBN: 978-5-91292-317-3, doi: 10.18334/9785912923173. - С. 179-193

15. Самойлова К. Н., Такмазян А. С., Рукина С. Н., Полоникова Е. А. Усиление роли иностранных инвестиций в экономике региона //Научные достижения высшей школы - 2019: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, конференция (28 апреля 2019 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. - 190 с.

16. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 06.02.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 3.03.2020), свободный. - Загл. с экрана.

17. Dmitri Loginov, Elena Karanina. Investment as a factor of economic security of the region // E3S Web of Conferences 110, 0 (2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1051/ e3sconf/20191100 SPbW0SCE-2018, свободный. - Загл. с экрана.

18. Henryk Dzwigol, Olena Aleinikova, Yuliia Umanska, Nadiia Shmygol, Yaroslav Pushak, An Entrepreneur-ship Model for Assessing the Investment Attractiveness of Regions // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. Is. 1S.

19. Oksana V. Takhumova, Elena V. Kasatkina, Elena A. Maslihova, Alexey V. Yumashev, Maria V. Yumasheva. Las directrices para incrementar el atractivo de inversión en regiones rusas bajo condiciones de transformaciones institucionales //Espacios. - 2018. - № 39 (Number 37).

20. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019.Официальный сайт Рейтингового агентства Эксперт-РА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ra-national.ru>sites/default/files/Obzor_Rating, свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Zaloznaya D. V. Perspektivy investicionnogo razvitiya regiona (na primere Rostovskoj oblasti) // Region-al'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2018. - № 1 (53).

2. Investicionnoe poslanie gubernatora Rostovskoj oblasti V. YU. Golubeva - 2019. Oficial'nyj portal Pravi-tel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.donland.ru /governor/ speech/231/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Investicionnyj nalogovyj vychet v Rostovskoj oblasti. Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs], rezhim dostupa:https://www.donland.ru/news/5967/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Investicionnyj potencial rossijskih regionov v 2019 godu. Oficial'nyj sajt Rejtingovogo agentstva Ekspert-RA [Elektronnyj resurs], rezhim dostupa: raex-a.ru>ratings/regions/2019/att3, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Ob itogah realizacii investicionnogo poslaniya gubernatora Rostovskoj oblasti za 2019 god i hode realizacii investicionnyh proektov v kuriruemyh sferah. Oficial'nyj portal pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.donland.ru/report-speech/135/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Otchet ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoj oblasti ob itogah raboty za proshedshie 5 let, itogah realizacii nacional'nyh proektov za 2019 god, zadachah na 2020 god i do 2024 goda. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: mineco-nomikiro.donland.ru>presscenter/news/13705/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti, dinamika valovogo regional'nogo produkta. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx? pageid=124053&mid=128713&itemId=126739, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Postanovlenie pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 26.12.2018 № 864 «Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoj oblasti na period do 2030 goda». Oficial'nyj portal pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.donland.ru/activity/2158/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. Postanovlenie pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 31.07.2013 № 474 v redakcii postanovlenij ot 23.12.2013 № 799, ot 28.05.2014 № 397, ot 23.10.2014 № 715, ot 18.11.2015 № 92, ot 03.02.2017 № 59, ot 28.03.2018 № 197 «Strategiya investicionnogo razvitiya Rostovskoj oblasti do 2030 goda». Oficial'nyj portal pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.donland.ru/activity/1192/, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 goda № 316 (v dejstvuyushchej redakcii) «Ob utver-zhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomi-ka». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Rukina S. N. Upravlenie nalogovymi dohodami regional'nyh byudzhetov // Finansovye issledovaniya. -2019. - № 2(63). - S. 76-84.

12. Samojlova K. N., Rukina S. N, Gerasimova K. A., Takmazyan A. S. Formirovanie sistemy upravleniya nalogovymi raskhodami v regione //Finansovye issledovaniya. - 2020. - № 2.

13. Samojlova K. N., Rukina S. N., Takmazyan A. S. Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy» kak instrument populyarizacii predprinimatel'skoj deyatel'nosti v regione //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2019. - № 10.

14. Samojlova K. N., Takmazyan A. S. Gosudarstvennaya podderzhka investicionnoj deyatel'nosti v monogo-rodah Rostovskoj oblasti. V monografii: «Social'noe predprinimatel'stvo i nekommercheskie organizacii: sov-remennoe sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya v menyayushchemsya mire». [Kollektivnaya monografi-ya]. -M.: Kreativnaya ekonomika, 2020. - 488 s. ISBN: 978-5-91292-317-3, doi: 10.18334/9785912923173. -S. 179-193

15. Samojlova K. N., Takmazyan A. S., Rukina S. N., Polonikova E. A. Usilenie roli inostrannyh investicij v ekonomike regiona //Nauchnye dostizheniya vysshej shkoly - 2019: sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, konferenciya (28 aprelya 2019 g.) - Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2019. -190 s.

16. FZ «Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii, chast' 2» ot 05.08.2000 № 117-FZ (v red. ot 06.02.2020). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (data obrashcheniya 3.03.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. Dmitri Loginov, Elena Karanina. Investment as a factor of economic security of the region // E3S Web of Conferences 110, 0 (2019). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1051/e3sconf /20191100 SPbWOSCE-2018, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Henryk Dzwigol, Olena Aleinikova, Yuliia Umanska, Nadiia Shmygol, Yaroslav Pushak, An Entrepreneur-ship Model for Assessing the Investment Attractiveness of Regions // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. Is. 1S.

19. Oksana V. Takhumova, Elena V. Kasatkina, Elena A. Maslihova, Alexey V. Yumashev, Maria V. Yumasheva. Las directrices para incrementar el atractivo de inversión en regiones rusas bajo condiciones de transformaciones institucionales //Espacios. - 2018. - № 39 (Number 37).

20. VII ezhegodnyj rejting investicionnoj privlekatel'nosti regionov Rossii 2019.Oficial'nyj sajt Rejtingovogo agentstva Ekspert-RA. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: ra-national.ru>sites/default/files/Obzor_Rating, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.